План к уроку по географии 9 класса алексеева низовцева ким на тему хозяйство россии
Обновлено: 04.07.2024
Учитель: Настенко Г.В.
1. Пояснительная записка
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по географии.
Реализация программы обеспечивается:
Современная география обладает естественнонаучным и социально-экономическим содержанием, комплексным, социальным, гуманистическим и др. подходами, поэтому лучше других подготовлена к разработке научных основ стратегии сохранения жизненной среды человечества, стратегии социального совершенствования для устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды. Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, экономических и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности. Поэтому география необходима для формирования и воспитания у учащихся:
географической картины мира и общей культуры; географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно - ценностного отношения к окружающей среде;осознания единства природы, хозяйства и населения - идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;умения делать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность; любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. География России – центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию.
Цель обучения: формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трёх основных компонентов – природы, населения и хозяйства.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно- методические задачи:
формирование знания о родной стране и понимания своего места в стране и в мире;осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;развитие умений делать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность;воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся. методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии являются устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: географические диктанты, контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
2. Общая характеристика предмета
3. Место предмета в базисном учебном плане
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов подготовки к ЕГЭ по географии. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами.
Количество оценочных или частично-оценочных практических работ в 9 классе-20, тренировочных практических работ-9.
4. Результаты изучения предмета:
ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;планировать и корректировать свою деятельность в соответс.
Посмотрите также:
Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Заместитель директора по УР Директор школы ________ О.Л. Шуваева
Рабочая программа
по географии (классическая линия)
Класс 9 _______________________________
Учитель Нечаева Татьяна Александровна __________
Количество часов 9 кл: всего 68 часов ; в неделю 2 часа
Составитель: учитель географии
2019-2020 учебный год
Рабочая программа по географии. Пояснительная записка
В учебном плане филиала Соянская средняя школа на изучение географии в 6 классе выделено 68 часов (1 ч в неделю + 1 час на региональное содержание за счёт части учебного плана , формируемой участниками образовательного процесса ).
ГЕОГРАФИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Результаты освоения учебного предмета ГЕОГРАФИИ
Личностными результатами являются следующие умения:
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; — осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества :
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
Образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе, и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; • картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ГЕОГРАФИЯ 9 КЛАСС
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс: учебник / А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким и др.: под ред. А.И. Алексеева. – 7-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2019. – 332, [4]с.: ил., карт.
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 68 часов (2 часа в неделю , 34 учебные недели). В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами для 5, 6, 7 классов, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. При организации учебно-познавательной деятельности используются инструктивные листы (ИЛ) для самостоятельной работы (СР), в листы включены вопросы и задания, в том числе в форме познавательных задач, таблиц, схем, опорных конспектов, задания контурных карт (КК), проектные задания.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6, 7, 8 классах. С другой стороны, он развивает экономгеографические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Хозяйство Центрального района
ознакомление с новым материалом
организовать деятельность обучающихся по изучению и закреплению материала о хозяйстве Центральной России; создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект; комплексное применение знаний в практической деятельности, формирование умений работы с картой. Умение работать с различными источниками информации.
Образовательные
ресурсы
Учебник: А. И. Алексеев География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс; презентация « Хозяйство
1.Какие этапы в своем развитии прошло хозяйство района? 2.Какие изменения в хозяйстве района произошли в последние годы?
Личностно значимая проблема
Как вы считаете, какие отрасли хозяйства должны в ближайшем будущем стать основой специализации Центрального района и почему?
м етоды и формы
обучения
Методы: частично-поисковый, наглядный, практикум, контроль
Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа
Основные понятия
отрасли хозяйства, факторы размещения
Планируемые результаты
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств; объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы, карты; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения поставленных задач.
Коммуникативные : проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Осознают необходимость изучения окружающего мира.
Формы
организации взаимодействия
на уроке
Универсальные учебные действия
(УУД)
I. Организационный момент
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет отсутствующих
Слушают учителя и включаются в учебную деятельность
Познавательные: отвечают на приветствие учителя
Коммуникативные : слушают, взаимодействуют с учителем
Регулятивные: настраиваются на рабочий лад
II. Актуализация знаний
1. Какой район не входит в состав Центральной России?
А) Центральный;
Б) Центрально-Чернозёмный;
В) Волго-Вятский;
Г) Северный.
2. Связи с окраинами Центральной Росси осуществлялись в 11-16 веках
А) по рекам;
Б) по грунтовым дорогам;
В) по морям.
3. Центральная Россия имеет ….. положение
А) периферийное;
Б) столичное;
В) приграничное.
4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:
А) Украина;
Б) Беларусь;
В) Молдавия;
Г) Литва.
5. Транспортная сеть Центральной России представлена:
А) автомобильными дорогами;
Б) железными дорогами;
В) трубопроводами;
Г) всеми видами транспорта.
6. Центральная Россия
А) богата природными ресурсами;
Б) не богата природными ресурсами.
7. В Центральной России есть крупное месторождение
А) бурого угля;
Б) торфа;
В) фосфоритов;
Г) железной руды.
8. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют
А) природные условия;
Б) полезные ископаемые;
В) ЭГП.
Правильные ответы:1Г 2А 3Б 4АБГ 5Г 6Б 7Г 8АБ
Алгоритм оценки (самооценки)
“ 5” – 8 правильных ответа;
“4” – 6;
“3” – 4;
“2” – 3-0
Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на вопросы, проверяют друг друга
Личностные: активно включаются в общение
осознанное построение речевого высказывания в устной форме
Познавательные: формирование системы знаний о земной поверхности
Коммуникативные: используют устную речь для аргументированного ответа
Регулятивные: контролируют правильность ответа
III . Целепологание
Какие вопросы мы рассматривали на предыдущем уроке?
В составе какого района входят республики? Покажите на карте.
Рельеф? Климат? Полезные ископаемые?
2.Как вы думаете, какой вопрос нам осталось рассмотреть?
Верно, какова же тема нашего урока:
3.Какую поставим Цель?
4.Как мы можем это сделать?
1.(Ответ: Особенности ЭГП, природных условий, ресурсов и населения. Мордовия-Саранск, Чувашия-Чебоксары, Марий Эл- Йошкор-Ола)
2. (Ответ: Хозяйство Центральной России)
3. ( Ответ: изучить особенности хозяйства Центральной России.)
4. (Ответ : выявить факторы способствующие развитию хозяйства. Познакомиться с центрами отраслей)
Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях
Познавательные:
Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Выделять существенную информацию.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
Регулятивные : оценивают свои возможности самостоятельной деятельности
I V . Изучение
нового материала
2.Предлагает работу в группах:
Задание 1. Прочитав текст учебника с. 118, выделите основные этапы развития района.
Задание 2 . Определите какие изменения произошли в хозяйстве района за последнее время.
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
В процессе изучения курса учащиеся включаются в различные виды деятельности по работе с отдельными источниками географической информации: картографической, статистической, текстовой, СМИ, Интернет. Особая роль отводится картографическим произведениям и другим изображениям с применением компьютерных технологий. Предусматривается широкое использование алгоритмизации в виде планов
характеристики географических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных моделей.
Программа разработана с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе, с целью сохранения единого образовательного пространства России в условиях дифференциации школьного образования.
Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Срок реализации рабочей программы рассчитан на 1 год . Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 9 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
Место предмета в базисном учебном плане
Факторы, учитываемые при составлении программы:
Целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения, характер учебной мотивации учащихся, качество учебных достижений и образовательные потребности учащихся, возможности педагога, состояние учебно- методического и материально-технического обеспечения кабинета, состояние здоровья учащихся.
В результате изучения географии ученик должен:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли,
их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
- выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности;
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки;
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий;
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Основная цель курса:
Основные функции программы:
- Развивающая.
- Просветительская (информационная).
- Профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении).
- Коррекционная (помощь в преодолении трудностей).
Основные принципы программы:
- Принцип деятельности.
- Принцип активности.
- Принцип соответствия возрастной категории.
Важнейшие направления программы:
- Интеграция.
- Экологизация.
- Гуманизация.
- Политизация.
- Экономизация.
- Регионолизация.
- Практическая направленность.
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.
Основные методы , используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Исследовательский метод используется:
- в организации метеорологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);
- в описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;
- при составлении экономико – географической характеристики местных предприятий;
- при работе с различными источниками географического содержания;
- в организации и проведении экскурсий.
Формы организации работы учащихся:
Формы учебных занятий:
- Игры: на конкурсной основе, ролевые;
- Мини – лекции;
- Диалоги и беседы;
- Практические работы;
- Семинары;
- Дискуссии;
- Круглые столы;
- Проектные работы.
Виды деятельности учащихся:
Учебно – тематический план.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Данная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях населения и хозяйства разных территорий России; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Содержание программы включает ряд новых подходов.
формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, экономике-, социально- и культурно-географической) характеристики;
углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.
В программу внесены следующие изменения:
Увеличено количество оценочных практических работ с 12 до 16: Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей географического положения; Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию; Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа; Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Изучение данного курса географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в Государственном стандарте.
В результате изучения географии ученик 9 класса должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую экономико-географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
чтения карт различного содержания;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Приоритетные направления в преподавании предмета
Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими принципами:
переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;
переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;
приближением образования к современным потребностям страны, востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни.
Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений обучающихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность).
Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.
Основными функциями самооценки являются:
констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);
побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);
проектированная (что мне еще необходимо изучить).
На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки (см. Информационно-коммуникативные средства обучения), слайдами интерактивной доски.
Читайте также:
- Определите и перечислите какие элементы культуры входят в следующие культурные комплексы школа
- Социальный проект ко дню матери в школе
- Каким образом изменение политических условий влияет на деятельность предприятий кратко
- Назовите кишечнополостных наиболее опасных для человека объясните почему они опасны кратко
- Использование театрализованной деятельности на занятиях по физкультуре в доу