План историческое наследие монгольской империи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Отрицательных последствий монголо-татарского нашествия на Русь пруд пруди. Остановимся на основных: - из 74 городов, существовавших на Руси в XII - XIII вв. 49 было разрушено, 14 обезлюдило навсегда; - утрачены многие ремесленные секреты (стеклоделие, техника перегородчатой эмали и др.) , на полвека прекратилось каменное строительство; - резкое сокращение численности населения страны (много убитых, угнанных в рабство) . Красноречиво наблюдение папского посла Плано Карпини, который, проезжая в 1246 г. через южнорусские земли писал: "Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мёртвых людей, лежавшие на полях.. . церкви были наполнены телес мёртвых"; - усиление феодальной раздробленности, рост княжеских междоусобиц, которые монголы специально провоцировали, дабы не дать какому-либо князю усилиться и возродить вооружённые силы. Старым центрам, Владимиру и Галичу, в этой связи уделялось "особенное" внимание; - значительное ослабление городского самоуправления; - упадок земледелия, ремесла, культуры, прекратилось летописание; - на смену феодалам - князьям и дружинникам приходят выходцы из непривилегированных слоёв (не вассалы, а холопы) - прямой путь к деспотическому правлению. Для иллюстрации: среди московских бояр XVI века нет ни одного, чьи предки были бы известны до нашествия. А вот с "плюсами" посложнее. ну разве что: - Золотая Орда помогала русским князьям в борьбе с нашествием литовцев, шведов и немцев, поскольку ханы воспринимали эти нашествия как наступление на свои владения; - защита и даже в некотором роде привилегированное положение Православной церкви и веры, как основной идеологии Руси. Монголы категорически не трогали церковь, более того, позволяли церковное строительство даже на своей земле. В любом случае, это обстоятельство стало важным залогом будущего объединения Руси.


Монгольская империя или, иначе, Великое Монгольское государство, стала результатом завоеваний Чингисхана и его потомков. Ее территория окончательно сложилась к 13 веку.

Становление империи

Основатель монгольской империи начал свои завоевания с упорядочивания жизни собственного народа. В 1203-1204 годах он подготовил и внедрил ряд реформ, в частности, по реорганизации армии и созданию элитного военного отряда.

Степная война Чингисхана окончилась в 1205 году, когда он разгромил найманов и меркитов. А в 1206 году на курултае его избрали великим ханом. С этого момента начинается образование Монгольской империи.

После этого Монгольское государство начинает войну с империей Цзинь. Предварительно он разгромил его потенциальных союзников, а в 1215 году уже вошел в ее столицу.

Чингисхан

Рис. 1. Чингисхан.

После этого Чингисхан начинает процесс расширения границ монгольского государства. Так, в 1219 году была завоевана Средняя Азия, а в 1223 году предпринят удачный поход против половецкого хана, который вместе со своим союзником, Мстиславом Киевским, был разгромлен на реке Калке. Однако победоносный поход против Китая так и не начался из-за смерти хана.

которые читают вместе с этой





Монгольское государство при Угэдее

Сын Чингисхана Угэдей правил империей с 1228 по 1241 годы, проведя при этом ряд важных государственных реформ, которые способствовали укреплению великого государства.


Рис. 3. Угэдей.

Он установил равенство всех подданных – одинаковые права имели как монголы, так и жители завоеванных территорий. Хотя сами завоеватели были мусульманами, религию свою они никому не навязывали – в Монгольской империи была свобода вероисповедания.

При Угэдее была возведена столица – город Каракорум, который строили многочисленные пленники, захваченные в походах. Флаг этого государства до нас не дошел.

Западный поход

Земли после этого завоевательного похода, в успехе которого монголы не сомневались, входили в Улус Джучи. Право командования войсками, в который входили воины нескольких улусов, получил хан Батый.

В 1237 году войско подходит к границам Киевской Руси и пересекает их, последовательно завоевывая Рязань, Москву, Владимир, Торжок и Тверь. В 1240 году Батый берет столицу Руси, Киев, а потом Галич и Владимир-Волынский.

В 1241 году началось успешное наступление на Восточную Европу, которая была захвачена очень быстро.

Батый

Рис. 3. Батый.

Известие о смерти великого хана заставило Батыя вернуться в степь, поскольку он сам претендовал на этот титул.

Период междуцарствия и распад империи

После смерти Угэдея право на его титул оспаривали между собой разные ханы, в том числе Батый. Постоянная борьба за власть ослабила центральную власть, что привело к разделению Монгольского государства на отдельные улусы, у каждого из которых был свой правитель. Также процессу распада способствовали непомерные размеры империи – даже развитая почтовая связь не помогала держать отдельные ее части под постоянным контролем. Площадь государства составляла более 30 миллионов квадратных километров, что сложно представить себе даже сейчас.

Таким образом историческое наследие Чингисхана постепенно распалось на отдельные государства. Самым известным наследником Монгольской империи является выделившаяся из нее Золотая Орда.

Распад Монгольской империи начался в 1260 году, а завершился этот процесс в 1269-м. Чингизиды еще некоторое время правили в основной части захваченных стран, однако уже как отдельными государствами.

Что мы узнали?

Монгольская империя была великим восточным государством, основателем которого стал сам Чингисхан. Были кратко рассмотрены основные события его завоевательных походов, а также событий, которые за ними последовали. Узнали о том, какой была Великая Монгольская империя при Угэдее и к чему привела борьба за титул Великого хана и власть над всеми монгольскими землями. Результатом разобщенности наследников Угэдея стал распад империи, в основном по границам улусов. Окончательный распад страны датируется 1269 годом, а самым известным наследником имперских традиций считается Золотая Орда. Указаны также плюсы и минусы монгольского правления на завоеванных территориях, рассмотрен Западный поход Батыя, в ходе которого была захвачены Киевская Русь и Восточная Европа.

Урок истории в 6 классе

Оценка влияния Монгольской империи на развитие народов Евразии.

Тип и вид урока

Изучение нового материала

объяснить устройство монгольского государства как условие успешных завоеваний;

определить общее и особенности устройства монгольского государства;

высказывать свое мнение о положительном и отрицательном влиянии монгольской империи на развитие народов Евразии.

Научаться: давать определения понятиям (орда, тумен, Улус, найоны); даты (1211, 1223); персоналии (Чингисхан, Мунке, Угедей, Батый); уметь показывать на карте границы империи и основные походы.

Получат возможность научится:

Научаться: аргументированно высказывать свое мнение

Научаться: выделять главное из текста

1. Образование державы Чингисхана

2. Начало завоевательных походов Чингисхана

3. Битва на Калке

4. Историческое наследие Монгольской империи

Образовательны е ресурсы

Организационная структура урока

1.Организаци онный момент

Проверяет готовность к уроку

Делит класс на 2 группы

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Рассаживаются по группам

- Хочу начать наш урок со стихотворения.

А вы, попробуйте сформулировать тему урока.

((Помним о главных опорных словах))

Одна огромная империя

Столицей ей Каракорум

Из разных стран войною склеена – Создал её монгольский ум. Великий хан и основатель

Империи, что без конца,

Был Чингисхан – Завоеватель!

Каких не видела земля .

Тема: Монгольская

Исходя из темы, скажите,

---Ответы детей, постановка целей:

1.Кто такие монголы?

2.Устройство государства монгол,

3.начало монгольского нашествия, 4.последствия нашествия монгол.

2.что мы сегодня

должны с вами узнать

каких целей достичь?

1.Кто такие монголы?

2.Устройство государства монгол,

3.начало монгольского нашествия,

4.последствия нашествия монгол..

Таким образом, у нас сложился

1.Образование державы Чингисхана

2.Начало завоевательных походов Чингисхана

3.Начало монгольского нашествия на Русь -

4.Историческое наследие Монгольской империи

((о последствиях нашествия))

Г. проблема урока

Мы определили круг вопросов для изучения.

А теперь скажите ,для чего нам этот круг знаний,

- Какие последствия для различных стран и народов Европы имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

- Какие последствия для различных стран и

народов Европы имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

Ребята, обратите внимание…

у вас на рабочих местах находится

КАРТА-ЛИСТ урока с групповыми заданиями, с текстом документа, с индивидуальными заданиями, с заданиями по контурным картам.

А-1. Задания группам.

1.Образование державы Чингисхана.

1-ая группа работает с текстом учебника (п 1 пар 15). Читаете и отвечаете на вопрос, который обозначен на вашем рабочем листе.

1. Образование державы Чингисхана. Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство?

2-ая группа изучает документ и отвечает на свой вопрос.(Документ находится на раздаточных листах)

2. В чем причины успехов монголо-татар.

Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: точно так же, если один или двое смело вступают в бой, десять других не следует, то их так же умерщвляют…

Оружие же все по меньшей мере должно иметь такое: два или три лука, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия.

Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько

1.Полнота власти у

Великого хана;

3.Территория

4.Распределение управления на территориях;

5.Свод законов;

1. Дисциплина

2. Четкая организация армиии

3. Жетокость

4. Оружие

5. Осадные башни

6. Тактика полумесяца

7. Разведка

кривые… У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла… В ходе завоевания соседних стран монголы научились пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными устройствами.

Если встретится какая крепость, они окружат ее; мало того, они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом он весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха, сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не утомляются. Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (крыла). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в

монгольские позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то крылья наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Такая тактика называлась тактика полумесяца.

1.Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство?

2.В чем причины успехов монголо-татар.

1.Полнота власти у

Великого хана;

Распределение управления на территориях; Свод законов;

2.Дисциплина

Четкая организация армиии

Осадные башни

Тактика полумесяца

А-3.Беседа с классом

Вопросы к классу.

- Каковы были главные занятия монголов? - Когда монголам удалось покорить и объединить соседние кочевые племена?

- Когда полководец Темучин был провозглашен великим ханом?

- Какова была главная задача нового правителя? - Какая система управления была принята в Монголии в н. 13 века?

- Какие законы регламентировали правила поведения и жизнь монголов?

- Как называлась столица нового государства, где она располагалась?

- Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство?( Власть

Войско Законы Территория)

Словарная работа на этом этапе урока

объединяющая разные народы и территории в

единое государство с

единым политическим центром, играющая заметную роль в регионе или даже во всем мире). орда, улус, тумены, нойоны.

Что нужно знать о Великой Монгольской империи и Золотой Орде?

Недавно наше издание сообщало, что в 2019 году в Казани планируется провести мероприятия, посвященные 750-летию основания Золотой Орды (Улуса Джучи).

Данная точка зрения с развитием исторической науки безнадежно устарела.

Великая Монгольская Империя (Еке Монгол улус), мировая сверхдержава средневековья, всегда вызывала интерес исследователей. Уникальность ее генезиса, специфики ее функционирования как целостной системы в течение нескольких столетий, ее наследие и колоссальное влияние на развитие всего мира становились предметом дискуссий с момента ее возникновения и по сегодняшний день.

Старые, казавшиеся незыблемыми концепции негативного восприятия Монгольской империи в свете новых археологических и источниковедческих открытий подвергаются сегодня пересмотру. В современном историко-культурном дискурсе национального возрождения, соотнесение истории всех народов Евразии с историей Монгольской империи приобретает все большее значение, и вызывает необходимость систематизации взглядов отечественных исследователей, для получения объективного представления о данном феномене.

Что нужно знать о Великой Монгольской империи и Золотой Орде?

Влияние Монгольской империи на мировую историю

Среди наиболее важных проблем современной историографии видное место занимает осмысление вклада в Монгольской империи в мировую историю, причины ее распада, и влияние ее наследия на формирование и политическую практику российского государства.

Если в большинстве работ авторов-европоцентристов XVIII–XIX вв. и их последователей в советский период наблюдались представления о тюркских и монгольских народах как о варварах, которым от природы свойственны жестокость и стремление к разрушению, то в современный период возобладал комплексный подход в изучении Монгольской империи, произошёл возврат к достижениям евразийского направления и освоение западных концепций цивилизационной школы. Больше внимания уделяется положительному наследию Монгольской империи, вопросам преемственности Улуса Джучи и Российского государства, исследованиям в области культурного взаимодействия народов Евразии в имперском пространстве (1) .

Им отмечаются и существенные языковые и культурологические процессы происходящие в Монгольской империи, в частности распространение и взаимопроникновение различных религий – ислама в Средней Азии и Великой Степи, христианство и буддизм в Иране (4) .

Что нужно знать о Великой Монгольской империи и Золотой Орде?

Причины распада Ехэ Монгол улуса (Великой Монгольской империи). Образование Улуса Джучи (Золотой Орды).

Распад Ехэ Монгол улуса как унитарного государства с жесткой централизованной системой, датируют 1260 годом, когда одновременно были избраны Великими ханами Хубилай и Ариг-буха или 1269 годом, когда состоялся Таласский хурал Хайду.

Значительная часть современных исследователей придерживаются позиции М.Г. Сафаргалиева (8), согласно которой, окончательное закрепление независимости улусов произошло после курултая, состоявшегося на реке Талас в 1269 г. когда правители Улусов Джучи, Чагатая и Угэдэя признали друг друга суверенными государями и заключили союз против Великого хана (императора Юань), закрепили за собой титул хана, имели право издавать ярлыки, чеканить монету, проводили самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику (9).

Авторы, предполагающие наличие внутри империи системы сложных разноуровневых связей и разную степень централизации власти для территорий, дают верхнюю границу как 1368 или 1388 гг. Полагая, что в третей трети XIII в. правильней было бы говорить о гражданской войне за власть над одним общим государством, а вовсе не о его распаде.

После первой фазы всеимперской борьбы за власть, в 1269 г. улусы получили значительную автономию. Но улусы Джучи, Чагатая и Угэдея и не думали отделяться от империи; а всего лишь не признали законным правителем Великого хана Хубилая, и поддерживали другого претендента на великоханский престол (угэдэида Хайду) в войне, которую тот тридцать с лишним лет вел против Хубилая.

В 1303-1305 гг. Монгольская империя согласно новым межулусным соглашениям воссоединилась в форме имперской конфедерации. И в 1310-1330-е гг. ее существование как одной громадной державы, простиравшейся от Балкан до Кореи, было фактом, общеизвестным для всей Евразии, включая западноевропейцев (10).

Обескровленная прежними завоеваниями и разгромленная Минским Китаем Монголия не могла более возложить на себя функции центра. Попытка восстановить былое имперское единство, была предпринята Тимур-беком. Выполняя роль эмира (аналогичную роли сегуна при императоре Японии) при формальном главенстве хана чингизида из рода Угедея Союргатмыша (1370–1388) и его сына Султан-Махмуда (1388–1402), Тимур подчинил территории Чагатайского, Хулагуидского и Джучидского улусов и готовил поход на Китай. Однако, со смертью Тимура в 1405 г. проект новой тюркомонгольской империи с центром в Самарканде рухнул.

Что нужно знать о Великой Монгольской империи и Золотой Орде?

По мнению Ю.Л. Говорова, глубинно важной была проблема культурного дисбаланса победителей и побежденных: и сохранение этого дисбаланса и его преодоление подрывали мощь имперского ядра. Аккультурация монголов на завоеванных территориях вела к негативным для мощи империи последствиям, так как в различных частях империи этот процесс происходил на различной культурной основе (буддизм, ислам, и т.д.), что усиливало центробежные тенденции в империи.

Однако аккультурация не меняла существенно облик правящей чужеземной верхушки в глазах местного населения периферии.

В начале ХIV в. Монгольская империя вступила в кризисную фазу своего существования. Семья Великого Хана и сановники перестали заниматься государственными делами и погрязли в интригах, кутежах, коррупции. Объективно существовавшие предпосылки распада (усиление противоречий в среде завоевателей) были дополнены освободительной борьбой народов имперской периферии (11).

Для сравнения со взглядами современных российских исследователей можно привести выводы китайского ученого Чхао Чху-ченга. Он выделяет три группы причин распада Еке Монгол улуса: политические, экономические, этнокультурные. Ведущими причинами Чхао Чхученг считает социально-экономические: недостатки в самом кочевом укладе; многоэтничность, поликонфессиональность и поликультурность (в социальном и экономическом плане); изменение психологии и духовной культуры самих монголов под разлагающим влиянием чужих цивилизаций.

Среди этнокультурных Чхао Чху-ченг выделяет борьбу между различными культурами, вероисповеданиями, мировоззрениями, этническими группами; борьбу между стремлениями внутри самих монголов к кочевой и оседлой жизни, отказ от старых традиций, а также заимствование культур и веры у других народов, что привело к эклектичности мышления и в итоге к утрате духовного и психологического единства и целостности среди монголов, и, как следствие этого к конфликтам.

Схожесть выводов российских и зарубежных авторов по вопросам роли Монгольской империи в мировой истории и причинам ее распада может свидетельствовать об их объективности.

Что нужно знать о Великой Монгольской империи и Золотой Орде?

Влияние наследия Монгольской империи на формирование и развитие Российского государства

Еще одной важной проблемой рассматриваемой в современной российской историографии является фактор влияния наследия Монгольской империи на формирование и развитие Российского государства.

Начиная с XVIII века, практически каждый историк считал своим долгом высказаться по этому вопросу. Большое значение монгольскому воздействию придавали Н.Н. Карамзин, Н.И. Костомаров, Ф.И. Леонтович, Н.А. Полевой, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, М.С. Грушевский. Но наиболее точно суть преемственности Российской и Монгольской империй выразили евразийцы Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, П.Н. Савицкий, П.М. Бицилли.

Г.В. Вернадский считал, что влияние Монгольской империи на Россию отразилось в политической жизни (авторитаризм), социальных отношениях (крепостничество), экономике (участие в международном торговом обороте), налоговой и судебной системе, организации служилой администрации, в армейской науке, а также в посольском и придворном этикете (13).

Сегодня идеи Г.В. Вернадского развивает ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН В.В. Трепавлов, отмечая 4 уровня влияния Монгольской империи на Россию:

2. В экономике: организация податной системы с использованием заимствованных форм.

В целом мнения В.В. Трепавлова придерживаются и многие другие современные историки, как востоковеды так и специалисты по отечественной истории (А.А. Горский, Д.М. Котышев, И.И. Измайлов, А.Ш. Кадырбаев и др.)(15).

А.Ш. Кадырбаев отмечал влияние монгольского имперского наследия на обретение большей политической устойчивости среди государств на постмонгольском пространстве, культурном сближении тюркских, славянских, монгольских, финно-угорских, иранских, кавказских и других народов Евразии. А также на практику государственного строительства и управления российской державы.

Отдельное место занимают авторы социоестественного направления в отечественной истории. Продолжая традиции евразийцев и Л.Н.Гумилева, они рассматривают Монгольскую империю как непосредственную предшественницу России в цивилизационном пространстве Евразии (18).

Таким образом, история Великой Монгольской империи по-прежнему остается одной из актуальных тем в российской и мировой историографии и ее изучение помогает лучше понять происходящие в Евразии политические, социально-экономические и этнокультурные процессы.

Что нужно знать о Великой Монгольской империи и Золотой Орде?

Сноски

Урок истории в 6 классе

Оценка влияния Монгольской империи на развитие народов Евразии.

Тип и вид урока

Изучение нового материала

объяснить устройство монгольского государства как условие успешных завоеваний;

определить общее и особенности устройства монгольского государства;

высказывать свое мнение о положительном и отрицательном влиянии монгольской империи на развитие народов Евразии.

Научаться: давать определения понятиям (орда, тумен, Улус, найоны); даты (1211, 1223); персоналии (Чингисхан, Мунке, Угедей, Батый); уметь показывать на карте границы империи и основные походы.

Получат возможность научится:

Научаться: аргументированно высказывать свое мнение

Научаться: выделять главное из текста

1. Образование державы Чингисхана

2. Начало завоевательных походов Чингисхана

3. Битва на Калке

4. Историческое наследие Монгольской империи

Образовательны е ресурсы

Организационная структура урока

1.Организаци онный момент

Проверяет готовность к уроку

Делит класс на 2 группы

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Рассаживаются по группам

- Хочу начать наш урок со стихотворения.

А вы, попробуйте сформулировать тему урока.

((Помним о главных опорных словах))

Одна огромная империя

Столицей ей Каракорум

Из разных стран войною склеена – Создал её монгольский ум. Великий хан и основатель

Империи, что без конца,

Был Чингисхан – Завоеватель!

Каких не видела земля .

Тема: Монгольская

Исходя из темы, скажите,

---Ответы детей, постановка целей:

1.Кто такие монголы?

2.Устройство государства монгол,

3.начало монгольского нашествия, 4.последствия нашествия монгол.

2.что мы сегодня

должны с вами узнать

каких целей достичь?

1.Кто такие монголы?

2.Устройство государства монгол,

3.начало монгольского нашествия,

4.последствия нашествия монгол..

Таким образом, у нас сложился

1.Образование державы Чингисхана

2.Начало завоевательных походов Чингисхана

3.Начало монгольского нашествия на Русь -

4.Историческое наследие Монгольской империи

((о последствиях нашествия))

Г. проблема урока

Мы определили круг вопросов для изучения.

А теперь скажите ,для чего нам этот круг знаний,

- Какие последствия для различных стран и народов Европы имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

- Какие последствия для различных стран и

народов Европы имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

Ребята, обратите внимание…

у вас на рабочих местах находится

КАРТА-ЛИСТ урока с групповыми заданиями, с текстом документа, с индивидуальными заданиями, с заданиями по контурным картам.

А-1. Задания группам.

1.Образование державы Чингисхана.

1-ая группа работает с текстом учебника (п 1 пар 15). Читаете и отвечаете на вопрос, который обозначен на вашем рабочем листе.

1. Образование державы Чингисхана. Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство?

2-ая группа изучает документ и отвечает на свой вопрос.(Документ находится на раздаточных листах)

2. В чем причины успехов монголо-татар.

Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: точно так же, если один или двое смело вступают в бой, десять других не следует, то их так же умерщвляют…

Оружие же все по меньшей мере должно иметь такое: два или три лука, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия.

Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько

1.Полнота власти у

Великого хана;

3.Территория

4.Распределение управления на территориях;

5.Свод законов;

1. Дисциплина

2. Четкая организация армиии

3. Жетокость

4. Оружие

5. Осадные башни

6. Тактика полумесяца

7. Разведка

кривые… У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла… В ходе завоевания соседних стран монголы научились пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными устройствами.

Если встретится какая крепость, они окружат ее; мало того, они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом он весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха, сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не утомляются. Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (крыла). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в

монгольские позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то крылья наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Такая тактика называлась тактика полумесяца.

1.Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство?

2.В чем причины успехов монголо-татар.

1.Полнота власти у

Великого хана;

Распределение управления на территориях; Свод законов;

2.Дисциплина

Четкая организация армиии

Осадные башни

Тактика полумесяца

А-3.Беседа с классом

Вопросы к классу.

- Каковы были главные занятия монголов? - Когда монголам удалось покорить и объединить соседние кочевые племена?

- Когда полководец Темучин был провозглашен великим ханом?

- Какова была главная задача нового правителя? - Какая система управления была принята в Монголии в н. 13 века?

- Какие законы регламентировали правила поведения и жизнь монголов?

- Как называлась столица нового государства, где она располагалась?

- Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство?( Власть

Войско Законы Территория)

Словарная работа на этом этапе урока

объединяющая разные народы и территории в

единое государство с

единым политическим центром, играющая заметную роль в регионе или даже во всем мире). орда, улус, тумены, нойоны.

Читайте также: