План и планирование в специальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Одна из самых многочисленных категорий детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) - дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). По информации республиканского персонифицированного банка данных дети данной категории составляют около 20 % от общего количества детей с ОПФР.

В настоящее время дети школьного возраста с трудностями в обучении обучаются как в специальных общеобразовательных школах, так и в учреждениях образования общего типа (в специальных классах для детей с трудностями в обучении, в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания).

В каком бы учреждении ни получали образование школьники данной категории, процесс их обучения осуществляется в соответствии с Учебным планом специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) [5]. В этом учебном плане выделяется три компонента (части):

§ перечень обязательных для изучения учебных предметов;

§ факультативные занятия [5].

В качестве коррекционных занятий определены занятия по развитию познавательной деятельности (I-Х классы). Эти занятия проводит учитель-дефектолог. Введение в учебный план коррекционных занятий подчеркивает роль коррекционной работы в обеспечении успешного учения детей данной категории.

Выполнила: Пронина Людмила Валентиновна

Методические требования к уроку в специальном (коррекционном)

1. Введение.

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях, повышения эффективности учебного процесса. Образовательное коррекционное учреждение должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т. е. – социально адаптироваться. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса должно руководствоваться следующими принципами:

1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;

2) использование проблемных ситуаций является наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала;

3) методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны;

4) на уроке должно присутствовать рациональное сочетание слова, наглядности и действия;

5) трудовое воспитание и обучение не должно ограничиваться общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно должно иметь профессиональную направленность;

6) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.

Урок – одна из форм организации учебного процесса.

При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Кроме дидактических требований урок в специальной школе предполагает воспитательную и коррекционную цели.

Коррекционно–развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие:

- зрительного восприятия и узнавания;

- зрительной памяти и внимания;

- слухового внимания и памяти;

- основных мыслительных операций;

- наглядно-образного, словесно-логического мышления и т. п.

2. Основные дидактические требования к уроку.

Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

Урок в коррекционной школе должен быть воспитывающим и развивающим. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

1. проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);

2. соответствие мебели возрасту детей;

3. соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

4. соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

5. соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

1. оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;

2. способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

4. Специальные требования к уроку в коррекционной школе:

1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

2. Упрощение структуры ЗУН (знаний, умений, навыков) в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

6. Опора на более развитые способности ребенка;

7. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся делением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

5. Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке в коррекционной школе заключаются в следующем:

1. рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;

2. выбор цели и средств ее достижения;

3. регулирование действий учеников;

4. побуждение учащихся к деятельности на уроке;

5. развитие интереса к уроку;

6. чередование труда и отдыха.

6. Типы урока в коррекционной школе

В практике специальных школ различают пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

Пропедевтический урок

Пропедевтический урок используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе, для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика.

Урок изучения нового материала -

Это процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.

Урок закрепления знаний в коррекционной школе

Урок обобщения и систематизации знаний в коррекционной школе

В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этом уроке объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения.

Урок проверки и оценки знаний в коррекционной школе

применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение познавательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип урока практической работой в классе.

Коррекционный урок

применяют для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т. д. При этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.

Комбинированный урок в коррекционной школе

В практике работы специальной школы чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков.

Этапы комбинированного урока:

- организация начала урока;

- проверка усвоения ранее изученного и домашнего задания;

-объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью;

- подведение итогов урока;

В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в-третьих - повторение и систематизация усвоенного.

7. Этапы урока

С учетом динамики работоспособности умственно отсталых учащихся рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на уроке:

Организационно-подготовительный:

Первый этап обеспечивает быстрое включение детей в урок и предпосылки к продуктивной работе. Слово учителя может и не влиять на установку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внимания, восприятия мышления. Эти упражнения длятся до семи минут, в первую очередь в начальных классах, и должны быть связаны с предстоящей работой.

По содержанию эти упражнения могут быть арифметической игрой, игрой на узнавание, цепочкой слов, программированными играми, работой с картинками, конструированием, составлением мозаики, грамматическим разбором, просмотром диафильмов, физическими упражнениями, игрой в лото.

Главный принцип педагогической организации урочной работы заключается в постоянном управлении действиями умственно отсталых детей, вплоть до полной их самостоятельности.

Основной этап.

Заключительный этап состоит в организационном завершении урока.

Основной этап должен осуществляться до двадцать пятой минуты и заключительный - с тридцатой минуты урока. В периоды спада работоспособности (двадцать пятая минута, желательно проводить физкультурные минутки. При самостоятельной работе учащихся наиболее продуктивными являются первые пятнадцать-двадцать минут. Наличие того или иного этапа урока зависит от его типа.

8. Образовательные задачи:

• формировать (формирование) у учащихся представления о …;

• знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

• учить применять на практике…;

9. Коррекционно-развивающие задачи:

• корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

• коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

• коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом…;

• коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

• коррекция и развитие зрительных восприятий;

• развитие слухового восприятий;

• коррекция и развитие тактильного восприятия;

• коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

• коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);

• коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

10. Воспитательные задачи:

• воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к, трудолюбие, умение сопереживать и т. п.)

Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т. п.

11. Методы обучения.

Классификация и выбор методов обучения умственно отсталых школьников зависит от принципов решения вопроса обучения. Классификация методов обучения многообразна, их насчитывается до 10. В отечественной практике олигофренопедагогики используются две традиционные классификации методов обучения:

- Санкт-Петербургская, рассматривающая использование методов в зависимости от этапов обучения. Эта классификация выглядит следующим образом:

а/ методы изложения нового материала;

б/ методы закрепления и повторения.

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.

Требования к рассказу: это должно быть небольшое по объему и эмоционально насыщенно изложение учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки.

Ответ для умственно отсталого ученика всегда большой труд и дети пытаются его избежать. Из-за этого часто отвечают невпопад. Замедленный темп беседы соответствует замедленному темпу мышления аномального ученика. Эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной.

В специальной школе словесные методы обучения являются наиболее распространенными (по данным Луценко В. С. - 49,4% из всех применяемых методов). Из них чаще всего применяются изложение и несколько меньше - беседа. В выборе методов обучения учитывается предмет изучения, содержание темы и цель урока, а также возможности школы и состав учащихся. Беседа побуждает воспроизведению усвоенных знаний.

Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственном восприятии предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей.

Показ - это предъявление образа действия разных способов работы. Условие: обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть.

Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения. После показа объект убирается.

Демонстрация - показ предметов в движении. В процессе применения наглядности многими олигофренопедагогами рекомендуется вовлекать все органы чувств, чаще пользоваться вопросами, стимулирующими сравнение предметов по вкусу, цвету, размерам. В процессе познания должны участвовать руки. Все возможное должно зарисовываться и лепиться.

Особенности практического использования наглядных средств.

Картины дополняют вербальное описание, дают зрительный образ демонстрируемого объекта. Синев В. Н. установил, что картина способствует установлению причинных связей, вызывает стимул к высказываниям.

Приемы использования картины: ее не следует рано показывать для осмысления содержания, дети сами при помощи вопросов учителя должны делать раскрытие содержания картины. Перед рассматриванием проводят предварительную беседу. При восприятии картины необходимо внимание учеников направлять на характерное, существенное в ее содержании. Описание картины должно осуществляться по плану. После просмотра картины необходимо побеседовать на эту тему. Можно составить рассказ по картине.

Практические методы.

Основной источник познания – деятельность учащихся. Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения. Это заключается и в выполнении рисунков, схем, диаграмм, обведение контуров материков и т. д.

12. Средства обучения.

Это содержание обучения, наглядность, технические средства и т. д. Методы состоят из приемов. Ценность метода реализуется в том случае, если он обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника, делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.

Какие типы средств обучения существуют?

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, рабочие тетради, раздаточный материал)

Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)

Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях.

Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные

Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.)

Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.)

Учебная техника (автомобили, тракторы, и т. д.)

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Заключение

Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика.

Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. - М. : Учпедгиз, 1961

Еременко И. Г. Материалы исследования процесса обучения во вспомогательной школе, ч. 1.- Киев. ,1968.

Егорова Т. Д. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М. :Педагогика,1973

Жук Т. В. Понимание оценки умственно отсталыми учащимися, // Дефектология. 1983 .№1. -с. 23

Золотнякова А. С., Комарова Э. С., Любимова Е. Д. Курсовые работы по детской психологии, -М. : Просвещение,1986.

Зимина Н. Н. Словарная работа на уроках природоведения и географии в речевой школе //Дефектология: 1977. №5. с. 49

Зорина О. Г. Использование сюжетной картины в процессе формирования исторических понятий в старших классах вспомогательной школы// Дефектология: 1992.№1.- с. 98

Кириллова А. Г. Некоторые вопросы профориентационной работы во вспомогательной школе//Дефектология: 1985.№6.- с. 38

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по коррекционной школе для учителя и ученика. В данном разделе вы в удобном виде можете получить планирование по коррекционной школе.

  • Все 3067
  • Уроки 803
  • Презентации 378
  • Тесты 105
  • Планирование 238
  • Мероприятия 474
  • Прочее 1069

Нажмите, чтобы узнать подробности


Цель: развитие внимательности, логического мышления, умения ориентироваться на листе бумаги. Задачи: - способствовать развитию внимания, логического и пространственного мышления.


Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы .


Цель: формирование элементарных специфичских манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности. Рабочая програм.

Работа сайта временно приостановлена

Хостинг сайта временно приостановлен

Если вы владелец данного ресурса, то для возобновления работы сайта вам необходимо продлить действие услуги хостинга.

В случае, если приостановка работы сайта вызвана нарушением условий Договора на абонентское обслуживание, то для возобновления работы вам необходимо обратиться в Службу поддержки . Мы будем рады вам помочь!

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.

Читайте также: