План эвакуации в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

26 апреля в нашем детском саду проходила очередная учебно-тренировочная эвакуация воспитанников и сотрудников из ДОУ.

Основной целью тренировочной эвакуации является - формирование у воспитанников и сотрудников навыков безопасного поведения и практической отработки действий в случае возникновения пожара.

Жизнь полна неожиданностей, и важно научить ребенка сохранять спокойствие в сложных ситуациях, находить выходы из нее. Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является обеспечение безопасности всех участников образовательного процесса. Согласно графику, в детском саду прошла учебная тренировочная эвакуация воспитанников и сотрудников из здания ДОУ на случай возникновения пожара.

После сигнала громкого оповещения, мы вместе с ребятами осуществляли организованный выход в колонну по два человека через соответствующие выходы на территорию детского сада.

Главное в данной ситуации не допустить испуга и паники среди маленьких воспитанников. Что бы этого избежать, пожарные учения и моделирование игровых ситуаций по предотвращению ЧС и безопасной эвакуации из помещения проводятся постоянно в течение всего года. И даже самые маленькие воспитанники не боялись, а чётко знали и при этом послушно, дисциплинированно, да ещё и быстро выполняли всё то, что им говорил педагог. Самое интересное для малышей было не просто познакомиться с пожарной машиной, но и посидеть в ней.

Учебно — тренировочная эвакуации воспитанников и сотрудников из здания ДОУ в случае возникновении пожара





В нашей группе оформлен уголок по "Пожарной безопасности", Есть дидактические игры и лэпбук. Мы с ребятами часто проводим беседы по данной теме и организовываем развлечения.


После учебной эвакуации, на которой пожарная служба познакомила нас со специальной техникой, оборудованием и правилами противопожарной безопасности мы с ребятами решили изготовить из бумаги свои пожарные машины.



Ответственный по безопасности провел перекличку, сверив всех эвакуированных детей и сотрудников со списочным составом групп.

Было познавательно и интересно! Соблюдайте правила ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Фотоотчет об изучении плана эвакуации при пожаре

Фотоотчет об изучении плана эвакуации при пожаре Ребенок уже в дошкольном возрасте может столкнутся со многими опасностями. Пожар всегда возникает неожиданно. Чтобы не было беды, мы обучаем.

Фотоотчет о практической тренировке по эвакуации детей и персонала на случай возникновения пожара

Фотоотчет о практической тренировке по эвакуации детей и персонала на случай возникновения пожара В здании МБДОУ "Дельфин" прошла практическая тренировка по эвакуации детей и персонала на случай возникновения пожара. Основная цель мероприятия.

Фотоотчет. Учебно-тренировочная пожарная эвакуация в ДОУ с боевым расчетом пожарной спасательной части

Фотоотчет. Учебно-тренировочная пожарная эвакуация в ДОУ с боевым расчетом пожарной спасательной части Фотоотчет. Учебно-тренировочная пожарная эвакуация в МБДОУ "Колокольчик" с боевым расчетом пожарной спасательной части. Анна Воропаева.

Ключевые слова: План эвакуации из детского сада, инструкция, поведение детей при пожаре, безопасность, ГОСТ Р 12.2.143.2009, где должен быть учитель (воспитатель) при эвакуации, впереди, сзади

На такие мысли навел меня этот пример. Он взят с официального сайта разработчика и приводится на нашем сайте в некоммерческих целях анализа, разбора ошибок и подтверждения уже высказываемого нами мнения о важности составления текстовой части с учетом особенностей возможной эвакуации уязвимых групп населения.



Когда начинаешь разбираться с текстом, становится совершенно непонятно, зачем в Академии ГПС МЧС России идут многолетние исследования процесса эвакуации дошкольников, если они проигнорированы авторами этого макета, если они не используются на практике, если инструкция для детского сада ничем не отличается от такой же инструкции для торгового центра. А ведь исследования пожарных ученых дали очень интересные результаты, которые необходимо использовать в практической работе, в том числе и разработчикам эвакуационных схем.

Какие особенности разработчик должен учитывать, планируя действия детей в условиях пожара. Как отмечается в [1] первая особенность, связанная с планом эвакуации – это сложность ориентирования на плане эвакуации. Половина пятиклассников не смогли правильно ориентироваться по плану, при том, что только четверть восьмиклассников испытали аналогичные трудности. Поэтому первое и очевидное – план эвакуации в детском саду – не для ребенка, а для взрослого человека, воспитателя. Т.е. действия малышей осуществляются ТОЛЬКО через него.

В этом случае план эвакуации должен выполнять профилактическую функцию пассивного и активного обучения воспитателей, формирование у них правильного алгоритма действий, с учетом специфики поведения детей при пожаре. В том же источнике [1] утверждается, и, не согласиться с этим сложно, что организация действий детей воспитателем доминирующий фактор в уменьшении времени начала эвакуации, а значит, является залогом её успеха.

Поэтому в текстовой части эвакуационной схемы мы должны попытаться воздействовать именно на первую реакцию воспитателя. Это можно сделать в следующей словоформе.

Второй сложный момент, также отмечает Самошин Д.А. в работе [1]. Дети готовятся к эвакуации дольше, чем взрослые. Особенно это характерно для весеннего, осеннего и зимнего периода. Тот, кто пробовал одеть ребенка, должен знать насколько это сложно. А дети, как назло, пребывают в дошкольных учреждениях именно в эти сезоны. Поэтому следующая фраза, должна запечатлеть в голове воспитателя, что не нужно тратить время на одевание зимней одежды. Это можно описать так:

Коллеги из Академии проведи интересный эксперимент. Летом время подготовки группы детей к выходу из здания занимало 0,6 минуты, весной и осенью – пять минут, зимой 7,5 минут. Использование одеял помогло сократить этот важнейший фактор безопасности до 1,1 минуты!

При разработке действий для воспитателей нужно учесть тот факт, что при пожаре дети прячутся от опасности. Не учитывать это в текстовой части плана эвакуации – недопустимо. В инструкции это можно сформулировать так:

Особое внимание нужно уделить действиям воспитателя в ночное время. Исследование, проведенное группой американских ученых, показало, что из 123 спящих детей только 20% проснулись от работающей системы оповещения. 61% спящих не прореагировали вообще никак, 17 процентов реагировали во сне, и 2% проснулись после того как сирена прекратила работать. Очень важный фактор поведения детей в ночное время указан в [1]. После пробуждения дети не ориентируются в окружающей обстановке сразу и им нужны объяснение и внимание взрослых. Это обстоятельство понуждает включить в инструкцию по эвакуации следующую фразу:

Подготовив детей к эвакуации следует начать двигаться к выходу. Здесь всех всегда беспокоит вопрос, где должен быть взрослый во время движения группы людей. Представляется правильным следующий алгоритм, который и нужно вписать в инструкцию следующий алгоритм:

При этом важно, организовать движение детей таким образом, чтобы они двигались слаженно, спокойно и управляемо. Это может быть достигнуто следующей рекомендацией:

Ну и напоследок, следует учесть, что когда дети выйдут из здания, кто-то может захотеть вернуться за любимой игрушкой. Данных о таком поведении нет, но теоретически это возможно. Поэтому следует предписать воспитателю: проследить, чтобы никто из детей не возвращался в здание.

Именно такие планы эвакуации должен требовать инспектор. Понимаю, что это сделать сложно, ведь такое подробное содержание нигде не нормируется. В этом и проблема. АБСОЛЮТНО не нужный фотолюминесцентный материал, его свечение и прочая, простите за слово, фигня, нормируется, а содержание инструкции для детских садов – нет. И поэтому план, представленный выше, как пример абсолютно неграмотной разработки текстовой части, пример не учитывающий никаких особенностей эвакуации зданий с дошкольниками – пропускается теми специалистами органов надзорной деятельности МЧС которые, так же как и разработчики этого плана не задумываются о его смысле.

Литература

детский сад эвакуация

Часто мы даже не задумываемся, какое значение имеет план эвакуации при пожаре в детском саду. Давно замечено, что опасность кажется нереальной, пока не столкнешься с ней вплотную. Однако лучше такого не допускать. Безопасность детского сада в целом зависит от качества, простоты и надежности всей выстроенной системы.План эвакуации является элементом этой системы. Значение его переоценить трудно даже в повседневной жизни. Ведь он помогает просто ориентироваться в пространстве.

детский сад эвакуация

Где находится и как выглядит план эвакуации

Вопросам пожарной безопасности в детских, особенно дошкольных, учреждениях, уделяется большое значение. Ведь в случае катастрофы времени на поиск правильного решения нет. Поэтому все навыки должны быть отработаны заранее. Особенно это важно в детском саду, учитывая возраст воспитанников, особенности поведения и восприятия.

Они напрямую касаются обозначений на плане эвакуации, поскольку изготавливаются из современного материала, способного светиться в темноте долгое время. Светящийся белый фон плана позволяет в течение 24 часов беспрепятственно увидеть и прочитать изображение. Такими системами сегодня оборудуются детские сады и другие детские учреждения. Каждый план эвакуации состоит из двух частей: графической и текстовой.

графическая часть план эвакуации

Для детских садов можно использовать дополнительные картинки, позволяющие детям, не умеющим читать, понять смысл документа. Они будут относиться к графической части плана, где так же должны быть указаны:

  • выходы для эвакуации;
  • направления, позволяющие быстро добраться до выхода;
  • места, где находятся средства спасения и противопожарной защиты.

Текстовая часть содержит информацию о том, как быстро сообщить о пожаре, в какой последовательности эвакуировать детей и сотрудников сада, фамилии ответственных работников. Этим информация не ограничивается. Информация составляется непосредственно с учетом особенностей объекта, согласовывается и утверждается руководителем учреждения.

Процесс изготовления

Для изготовления плана эвакуации необходимо ознакомиться с объектом.

При ознакомлении выявляются места, где хранится противопожарный инвентарь и средства спасения, стационарные телефоны, эвакуационные выходы, а так же электрощиты.

Далее определяется наиболее выгодное и просматриваемое место, где будет находиться план. Оно должно быть хорошо освещено как днем, так и ночью. Количество свободного пространства будет влиять на формат плана. Он может быть ориентирован горизонтально или вертикально. После того как собрана вся информация, вычерчивается макет, который потом согласовывается с требованиями ГОСТа. Руководитель детского дошкольного учреждения должен с ним ознакомиться, тщательно проверить и утвердить. Только после этого план отправляется в печать.

план эвакуации ГОСТ

Следовать требованиям стандарта необязательно. Они носят рекомендательный характер. Но если это касается безопасности детей, стоит задуматься, насколько уместна такая экономия. Основное требование стандарта касается светящегося фона, который будет виден даже при полном отключении света. Регламентируется высота букв, цвет линий и условные графические изображения, которые понятны людям любой культуры в любой точке мира.

Дошкольники, особенно раннего возраста, чаще всего не могут оценить опасность пламени. Маленький огонек их не пугает, поэтому они могут и не сказать воспитателю о найденном возгорании. А вот большой огонь вызывает панику, побуждая бежать и прятаться. Поэтому эвакуация в ДОУ при пожаре представляет собой сложную задачу.

Чтобы обеспечить безопасность малышей и научить их правильно вести себя в случае обнаружения огня, в детских садах проводятся плановые эвакуации. Детям такие занятия прививают осознанное отношение к пожарной безопасности, а сотрудникам – дают навыки правильных и четких действий.

Тренировочная эвакуация в ДОУ должна выполняться как минимум 1 раз в 6 месяцев. Регулярное проведение тренировок позволяет персоналу при возникновении реальной угрозы действовать быстро и грамотно, сводя к минимуму риски как для воспитанников, так и для себя.

Перед стартом учебного года руководитель детсада устанавливает противопожарный режим, утверждает нормативные документы и инструкцию, определяющую, как действовать при пожаре.

Для чего нужен план-инструкция?

Инструкции по эвакуации людей в ДОУ представляют собой алгоритм действий, с которым каждый работник детсада знакомится под личную роспись. Основная задача такого плана – содействовать оперативной и безопасной эвакуации всех детей, не дать детям потеряться в задымленном здании и полностью взять ситуацию под контроль.

В плане обязательно прописываются следующие пункты:

  • каковы действия каждого работника детского сада при возгорании;
  • кто выполняет вывод детей из здания;
  • кто и как сообщает о пожаре;
  • кто берет на себя руководство ситуацией;
  • где расположены точки сбора эвакуированных воспитанников;
  • где в здании детсада расположены средства пожаротушения, и что это за средства.

План эвакуации в ДОУ должен разрабатываться для каждого учреждения индивидуально, поскольку в каждом детсаду – свой план комнат, свое количество воспитанников, работников и др.

План действий при эвакуации в ДОУ

Ключевая задача всех работников – обеспечить безопасность детей. Ликвидировать возгорание следует лишь в той степени, в какой это нужно для вывода детей. Только после успешной эвакуации и проверки можно приступать к тушению огня.

Сотрудник, обнаруживший очаг пожара, должен немедленно позвонить в местную пожарную часть (01 – со стационарного телефона, 101 либо 112 – с сотового) и уведомить заведующего. После этого каждый работник действует согласно плану-инструкции.

Воспитатели

В их задачу входит, прежде всего, эвакуация детей в ДОУ при пожаре. Каждый воспитатель отвечает за свою группу. Он обязан:

  1. Собрать малышей, по возможности, успокоить их и выбрать наиболее безопасный путь эвакуации – без огня и выраженного задымления на пути.
  2. Вывести детей на улицу, построив парами. Воспитатель возглавляет группу, помощник – замыкает. Одежду детей, необходимую в холодную погоду, помощник и воспитатель берут с собой.
  3. Оказавшись на безопасном расстоянии от здания, воспитатель пересчитывает детей. Если все выведены, воспитатель или помощник могут принять участие в тушении пожара, но кто-то из них обязательно должен остаться и присматривать за детьми.
  4. В случае если пути выхода охвачены огнем или сильно задымлены, воспитатель и помощник обеспечивают детей влажными повязками, а при появлении спасателей подают сигнал.

Заведующий

Проведение эвакуации в ДОУ остается под общим контролем заведующего. Он дублирует звонок пожарным, выключает сам или отдает распоряжение завхозу выключить вентиляцию, контролирует обесточивание здания и перекрытие газа, включает аварийное освещение на путях вывода детей.

Заведующий также отвечает за ликвидацию очагов огня до приезда пожарной бригады, контролирует безопасность воспитанников и сотрудников. Как только эвакуация в ДОУ при пожаре завершена, руководитель проводит контрольную перекличку.

Воспитанники также должны уметь правильно себя вести. В ходе учебной эвакуации в ДОУ и занятий по противопожарной безопасности воспитатели обучают детей основным навыкам:

  • не бояться, всегда слушать педагога и помощника;
  • не убегать и не прятаться;
  • если комната сильно задымлена, то нужно закрыть тканью рот и нос, присесть или опуститься на четвереньки;
  • выйдя из здания, дождаться переклички, назвать свое имя, не отходить далеко от воспитателя.

Если малыш потерялся

В случае если эвакуация детей в ДОУ завершена, и перекличка выявила, что кого-то не хватает, воспитатели начинают поиски. Прежде всего, искать нужно в здании – в раздевалках, под кроватями, в санузлах. Параллельно ведутся поиски на улице – возможно, воспитанник просто отошел в сторону.

По прибытии спасателей заведующий сообщает им о пропавших, называя количество, имена и приметы.

По завершении эвакуации

Если проводилась реальная пожарная эвакуация в ДОУ, то по окончании всех мероприятий заведующий подготавливает отчет и отправляет его вышестоящему руководству.

Регулярные учебные эвакуации и занятия позволяют привить как детям, так и взрослым навыки поведения при ЧП. Проведение учебной эвакуации в ДОУ формирует правильное отношение к подобным ситуациям, что, в свою очередь, снижает риски в случае появления реальной угрозы.

Читайте также: