Почему экономическая политика субъективна кратко

Обновлено: 27.04.2024

Экономика представляет собой реальный экономический базис общества, систему исторически определенных производственных отношений. Формируясь на основе развития производительных сил, экономика оказывает определяющее воздействие на политику, идеологию, мораль соответствующей эпохи.

Ведущая роль экономики, являясь глобальной закономерностью общественного развития, не исключает возрастание роли субъективных факторов экономического развития, государственного регулирования и управления. Единство экономики и политики находит свое выражение в экономической политике.

Экономическая политика государства — это совокупность научных положений, целей, задач, средств и практических мер, с помощью которых правительство воздействует на экономическую жизнь общества.

Цели фиксируют направления качественных и количественных изменений в экономической системе общества (например, обеспечение устойчивого экономического роста, полной занятости, стабильности уровня цен).

Средствами достижения целей выступают методы и инструменты государственного регулирования. Их применение связано с мобилизацией и использованием государством определенных материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов. Оценка требуемых ресурсов должна содержать не только объем потребности в разных видах ресурсов, но и источники их формирования (государственный бюджет, частные инвестиции, внешние займы и пр.).

Неотъемлемым компонентом экономической политики являются принципы ее разработки и осуществления. К важнейшим из них могут быть отнесены следующие принципы:

— увязки текущих, среднесрочных и долговременных целей развития национальной экономики;

Экономическая политика отражает не только объективные условия и тенденции развития народного хозяйства. Важными ее детерминантами выступают состояние политической системы общества (состав и сила политических партий, программы их действий), традиции и ценностные ориентации населения, характер внешнеполитических связей страны.

Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп. Различные формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.

Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в государственном воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями.

Виды экономической политики включают:

· инвестиционную – это финансирование и долгосрочное кредитование государством различных отраслей народного хозяйства. Инструменты: субсидии, государственные кредиты;

· денежно-кредитную – это регулирование Центральным Банком денежного обращения и кредита;

· внешнеэкономическую – государственная политика, проводимая с целью привлечения иностранного капитала, развития собственного конкурентоспособного производства и внедрения отечественной продукции на иностранные рынки, развития внешнеэкономических связей, осуществления совместных проектов;

· социальную – это деятельность государства, связанная с созданием жизненных благ и услуг для улучшения условий жизнедеятельности людей;

· фискальную – это государственная политика в области налогообложения, государственного бюджета, проводимая с целью обеспечения занятости населения и поддержания стабильного уровня инфляции.

Каждая из видов располагает системой методов или инструментов воздействия на экономику.

Государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.).

Объективная экономическая теория свободна от субъективных оценочных суждений. Она пытается формулировать научные представления об экономическом поведении людей независимо от воли и сознания человека. В противоположность этому существует нормативная экономическая теория. Это и есть экономическая политика. Она олицетворяет суждения определенных людей относительно того, какой должна быть экономика или какую конкретную политическую акцию следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории или на определенном экономическом отношении. Следовательно, экономика и экономическая политика ¾ это понятия разного уровня: экономика ¾ первична, а экономическая политика ¾ вторична.Иначе говоря, политика должна исходить из уровня развития самой экономики, а не наоборот. Например, нельзя говорить, что завтра все будут жить так, как живут арабские шейхи. Это ложь, причем наглая. Завтра, или за один день, никаких перемен в экономике быть не может. Поэтому экономическая политика строится на перспективу: чтобы эффективно управлять, необходимо научиться предвидеть. Экономическая теория помогает сделать возможным такое предвидение и в связи с этим служит основой для разумной экономической политики.

Экономическая политика ¾ это достижение системы экономических целей. Существует целая цепочка экономических целей (см. схему 1.2):

Экономический рост, или более высокий уровень жизни. Полная занятость. Подходящую работу необходимо обеспечить всем, кто желает и способен трудиться.

Экономическая эффективность. Это не что иное, как максимальная отдача при минимуме издержек.

Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т. е. инфляции и дефляции.

Экономическая свобода. Предприниматели, рабочие и потребители должны обладать высокой степенью свободы в своей экономической деятельности.

Справедливое распределениедоходов. Человек должен жить по-человечески, т. е. ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, если другие купаются в роскоши. Социально-экономическая обеспеченность. Государство должно обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых или других иждивенцев.

Разумный платежный баланс. Это поддержание разумного платежного баланса международной торговли и международных финансовых сделок.

Некоторые из этих целей взаимно дополняют друг друга, другие ¾ взаимно исключают.

Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей представляется далеко не простым делом. Сначала необходимо дать четкое определение целей. Затем определить и признать возможные последствия альтернативных программ достижения цели. Все это требует четкого представления об экономических результатах, о выгодах, издержках и политической осуществимости каждой из альтернативных программ. Далее экономисты, политики обязаны как для самих себя, так и для будущих поколений изучить прошлый опыт реализации подобных программ и оценить их эффективность; только путем такой оценки можно рассчитывать на повышение результативности политики.

Схема 1.2. Цели экономической политики

Хороша экономика или плоха, во многом зависит от степени использования механизма действия экономических законов в экономической политике. Экономическая наука в подлинном смысле слова архинужна для выработки правильной экономической политики, т. е. мер, обеспечивающих решение поставленных проблем. Правительство, основываясь на достижениях экономической теории, разрабатывает сценарий: какой должна быть экономика. Например, теоретически обосновано, что рыночной экономике сопутствуют безработица и инфляция, но практики не должны созерцать эти явления, их задача выработать программу борьбы с ними. Теория подсказывает, а практика решает, какой ей быть. Именно на этой ступени возникают разногласия между экономистами ¾ теоретиками и практиками. Например, какие должны быть налоговые ставки: высокие или низкие? Чтобы правильно ответить на этот и другие вопросы, нужно заглянуть в экономическую теорию, где ученые уже давно решили эти проблемы. Вот почему советниками правительства должны быть грамотные экономисты.

Ядро экономической политики ¾ это обеспечение роста благосостояния людей.

каждая промышленно развитая страна показывает лишь картину своего развития менее развитой стране.

В настоящее время путь развития всем странам, в том числе и России, к большому сожалению, показывает Северная Америка (США).

Вторая истина гласит:

только материальные условия определяют путь экономического развития той или иной страны.

Вопрос: в настоящее время достаточно ли материальных условий у России, чтобы жить по-американски?

Ответ: нет, однозначно нет. И не следует российскому правительству обещать россиянам то, чего нет и быть не может даже на ближайшую перспективу ¾ до 2010 г. Нужно знать свою экономическую базу данных. И, разрабатывая очередную программу, правительство должно исходить из ее материальной обеспеченности, иначе это будет не программа, а сотрясение воздуха.

Вот почему выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей представляется далеко не простым делом. Но чтобы понять, как это делается, необходимо изучить азбуку экономической деятельности: основы любой экономики, основы рыночной экономики и ее коренные вопросы, рыночный механизм и его элементы; закон спроса и предложения, ценообразование, а также механизм функционирования частного и государственного секторов или смешанного предпринимательства и т. д.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

Экономическая политика — это проводимая государством ключевая линия экономических мер для достижения определенных целей и решения социально-экономических проблем. Это переход из одного экономического состояния в другое, происходящий по разработанной правительством программе.

Ее объектом и областью исследований выступает экономическая система в рамках территориальной границы.

Цели:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • поддержание экономического роста;
  • обеспечение занятости;
  • стабилизация уровня цен;
  • борьба с инфляцией;
  • обеспечение свободного рынка;
  • справедливое распределение доходов;
  • предоставление социальных гарантий;
  • сбалансированный внешнеторговый баланс.

Функции государства в сфере экономики:

  • стабилизация экономики;
  • защита собственности;
  • регулирование денежного обращения;
  • перераспределение доходов;
  • внешнеэкономические отношения;
  • производство общественных благ;
  • компенсация внешних эффектов.

Субъекты:

  • государство;
  • негосударственные союзы и объединения.

Государство представляет собой главный субъект экономической политики. Законодательные органы оформляют экономические направления в виде указов и законов, затем их реализует исполнительная власть в лице правительства.

Негосударственные союзы могут осуществлять отдельные управленческие задачи. Пример: региональные управления по страхованию в Германии.

Как результат глобализации среди субъектов возникают также институты надгосударственного характера, функционирующие на основе международных соглашений (Европейский союз).

Экономическая политика включает в себя тактику и стратегию.

Тактика — совокупность приемов и способов ведения экономической деятельности для реализации задач стратегии.

Стратегия — система решений и направлений деятельности, осуществление которых путем расходования ресурсов способствует достижению конкретных целей.

Экономическая политика напрямую зависит от проводимой правительством внутренней и внешней политики, идеологии и военной тактики. Она отражает политические предпочтения правительства и одновременно создает финансовые предпосылки для осуществления национальной политики внутри страны.

Существует несколько классификаций экономической политики.

По направлению деятельности:

  • структурная;
  • институциональная;
  • инвестиционная;
  • денежно-кредитная;
  • социально-экономическая;
  • внешнеэкономическая;
  • налоговая;
  • научно-техническая;
  • бюджетно-финансовая.

По сферам действия:

  • аграрная;
  • промышленная;
  • региональная;
  • энергетическая.

По времени существования:

Особенности сочетания видов экономической политики

Остановимся на некоторых направлениях более подробно.

Фискальная объединяет бюджетную, налоговую и политику расходов и доходов. Включает в себя меры государства по управлению финансовыми ресурсами и их использование в социально-экономических целях. Действует в отношении мобилизации и привлечения денежных средств, их распределения.

Ее основная задача заключается в поиске источников и методов формирования государственных денежных фондов для реализации публичных целей. Путем такой политики государство регулирует экономические процессы, поддерживает устойчивость финансовой системы, денежное обращение, финансирует государственный сектор.

Ее основные инструменты:

  • налоги;
  • гос.расходы;
  • трансферты.

Монетарная или денежно-кредитная политика

Регулирует денежную массу и обращение денег в стране путем непосредственного воздействия или через мероприятия центрального банка.

Ее цель — стабилизация экономической системы, повышение эффективности работы хозяйственной подсистемы, борьба с кризисами, обеспечение занятости населения и темпов роста.

Основные задачи:

  • поддержание стабильного уровня цен;
  • регулирование покупательной способности населения;
  • поддержание курса национальной валюты на внешнем и международном рынках;
  • обеспечение устойчивого денежного обращения;
  • регулирование массы денег в обороте.

Ее средства:

  • денежная масса и доступность денег;
  • учетная ставка ЦБ;
  • ставка рефинансирования;
  • политика ЦБ (операции с ценными бумагами на открытом рынке и резервирование).

Структурно-инвестиционная

Влияет на отраслевую и региональную структуру производства, оказывает воздействие на пропорции и соотношения между производством разных групп отраслевого продукта.

Ее проявлением служат научно-техническая политика, использование инноваций, а также промышленная, аграрная поддержка отраслей. Цель: использовать все достижения науки и техники для максимального удовлетворения потребностей населения, внедрение прогрессивных методов в производство, обеспечение экономической независимости.

Социальная

Направлена на социальную защиту и поддержку населения, поддержание достойного уровня жизни, защиту окружающей среды.

Включает:

  • регулирование доходов и оплаты труда;
  • обеспечение занятости;
  • демографическая политика;
  • миграционный курс.

Региональная

Направлена на рациональное размещение производственных возможностей и сбалансированное развитие разных регионов внутри страны.

Включает отношения между федерацией и субъектами, помощь ослабленным регионам.

Институциональная

Ориентирована на ликвидацию устаревших финансовых институтов и внедрение новых.

Внешнеэкономическая

Охватывает отношения с другими странами, внешнюю торговлю, культурное взаимодействие, привлечение иностранного капитала, внешние займы.

Включает в себя следующие методы проведения:

  • таможенные тарифы;
  • пошлины;
  • экспортно-импортные ограничения;
  • курс валюты;
  • валютный контроль.

Инструменты института

Экономическая политика использует инструменты в виде формальной документации в письменном виде, содержащие обязательства, при помощи которых правительство добивается выполнения намеченных задач.

Экономическая политика государства представляет собой область деятельности государства, в которой, соединяются идеологические, культурные и научные положения государственной власти.

Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:

1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и регулирования общественной обстановки;

2) поддержание и регулирование конкуренции;

3) перераспределение дохода и, как следствие, богатства;

4) целесообразное перераспределение ресурсов для регулирования структуры национального продукта и контроля [3].

После определения целей, необходимо выделить факторы, которые влияют на ту или иную цель. Это поможет в прогнозировании проблем, которые могут возникнуть при достижении поставленных целей. На цель могут оказываться негативные, позитивные и вероятностные влияния. Естественно, что позитивные факторы необходимо поддерживать и развивать, негативные по возможности купировать и устранять. Что касается рисков и угроз, то для них стоит разрабатывать альтернативные варианты развития событий, предупреждать их развитие, желательно минимизировать. Факторный анализ необходим для дальнейшего эффективного формирования государственной экономической политики. В российской практике чаще всего идентификация проблемных факторов происходит на высшем государственном уровне, формируется политическая установка, которая очень часто субъективна и не имеет точного отражения существующей ситуации. Приятно отметить, что сейчас налаживаются обратные связи между государственными органами управления и органами местного самоуправления, что позволяет уменьшить субъективизм в принимаемых политических решениях. Важно при определении проблем учитывать мнение экспертов. Экспертная оценка поможет в ранжировании проблемных факторов и определении их влияния на поставленные цели. [1]

Непосредственное воздействие на процесс хозяйствования государство оказывает с помощью экономических инструментов. К ним относят меры финансовой политики, денежно-кредитной политики, а также программирование и прогнозирование.

Основные направления экономической политики.

При рассмотрении государственной экономической политики необходимо определить её соотношение с другими частными государственными политиками. Экономическая политика является частной и вполне самостоятельной политикой. Многие ученые относят ее к государственным политикам высшего уровня.

Экономическая политика также, в свою очередь, состоит из вполне самостоятельных государственных политик низшего уровня (экономических направлений), которые в управленческом смысле тесно связаны друг с другом. Во-первых, это социальный блок. Он включает в себя вопросы социального обеспечения населения, демографического роста, трудоустройства населения. В него входят:

- Политика в сфере демографии и здравоохранения. Её цель – увеличение продолжительности жизни населения страны, управления внутренней и внешней миграцией;

- Политика в сфере доходов и оплаты труда, целью которой является определение уровня оплаты труда в сфере государственной занятости и силовых структур, содействия достижению целевого уровня самозанятости населения, воздействия на уровень корпоративной оплаты труда занятых;

- Пенсионная политика, которая направлена на достижение и поддержание коэффициента замещения пенсий на уровне успешных стран мира.

- Политика занятости, цель которой поддержание занятости населения.

- Политика в сфере образования – государственная политика в целях кадрового обеспечения потребностей национальной экономики Российской Федерации.

- Политика в сфере ЖКХ и жилья направлена на обеспечение жильем населения России и поддержания его технического состояния.

- Антиинфляционная политика – государственная политика сдерживания потребительских цен. [4]

Во-вторых, в экономической политике есть финансовый блок. В этой сфере экономическая политика решает вопросы финансирования экономического роста и устойчивого развития государства, а также вопросы развития и поддержания рыночных отношений. Данными вопросами занимаются:

- Инвестиционная политика, инструментарий которой позволяет различными методами финансировать инвестиционные фонды и стимулировать инвестиционную активность бизнеса в зависимости от целей государства;

- Денежно-кредитная политика, которая обеспечивает устойчивые темпы развития национальной экономики, стабильные цены, высокий уровень занятости, равновесие платежного баланса.

- Бюджетная и налоговая политики, при которых государство путем прямого и косвенного участия в бюджетной и налоговой сферах обеспечивает финансовый источник экономического роста и развития [2].

Перспективы развития российской экономики в условиях современного мирового хозяйства, которому присущи высокая динамика НТП, межстрановая асимметрия и финансовая неустойчивость, связаны с преодолением внешних и внутренних ограничений, приращением инновационнотехнологического, социально-экономического, организационного и экологического потенциалов, переходом к инновационной модели развития.

Фискальная макроэкономическая политика распространяется на основные элементы казны государства и связана непосредственно с налогами, бюджетом, денежными поступлениями и расходами государства. В условиях рынка данная политика является основой экономической политики. К данной категории относят бюджетную, налоговую, а также политику расходов и доходов.

Важнейшей задачей фискальной политики является поиск способов и источников формирования денежных фондов государства, а также средств, которые будут способствовать выполнению целей экономической политики. Благодаря проведению финансово-бюджетной политики государственные органы могут регулировать глобальные процессы экономического характера в стране, поддерживать устойчивость денежного обращения, финансов, обеспечивать финансирование госсектора, способствовать лучшему использованию научно-технического и производственного и экономического потенциала. С помощью инструментов фискальной политики государство может оказывать влияние на совокупное предложение или спрос, тем самым воздействуя на конъюнктуру экономики, принимать противокризисные меры [5].

Кредитно-денежная макроэкономическая политика призвана регулировать денежную массу и обращение в государстве путем непосредственного самостоятельного воздействия или посредством центрального банка. Она оказывает влияние не только на деньги, но и на цены.

Таким образом, экономическая политика государства – это действия, которые направлены на регулирование экономических процессов c целью поддержания темпов роста экономики, они призваны ограничить инфляцию и обеспечить полную занятость. Основная задача макроэкономической политики заключается в балансировке безработицы и инфляции.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: