Почему школа является юридическим лицом

Обновлено: 13.05.2024

Образовательная организация (учреждение)– это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ.

Вид той или иной образовательной организации (учреждения) определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:

• органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;

• отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

• отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

В настоящее время существует три основных вида образовательных организаций (учреждений):

• государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);

• негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных организаций (учреждений) могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления.

В качестве учредителей некоммерческих образовательных организаций (учреждений) могут выступать граждане Российской Федерации.

Негосударственные образовательные организации (учреждения) создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Образовательные организации (учреждения), являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными организациями) учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах.

Образовательные организации (учреждения) вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е. также вести образовательный процесс. Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители – на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением. Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации образовательные организации (учреждения), могут быть ликвидированы:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Сведения об образовательной организации

администрирование

администрирование

Организационно-правовая форма – муниципальное бюджетное учреждение.
Тип учреждения – общеобразовательное учреждение.
Вид учреждения – средняя общеобразовательная школа.
Школа является юридическим лицом, открывает лицевой и иные счета.
Школа обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами и имуществом, принадлежащим учредителю на правах собственности. Школа как юридическое лицо вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде. Школа имеет печати установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

Права юридического лица у Школы в части ведения финансово – хозяйственной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента её регистрации.

Право на ведение Школой образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают с момента выдачи лицензии (разрешения).

Школа имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации с момента её государственной аккредитации, подтверждённой свидетельством о государственной аккредитации.

Медицинское обслуживание обучающихся в Школе обеспечивается медицинским работником, который закреплён органом здравоохранения за Школой и наряду с администрацией и педагогическими работниками несёт ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Школа предоставляет соответствующее помещение для работы медицинского персонала.

Организация питания обучающихся возлагается на Школу

В Школе не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно – политических и религиозных движений и организаций.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 12 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 12. Образовательные учреждения

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ пункт 2 статьи 12 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 3 статьи 12 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

3. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (далее - федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации (далее - государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации).

Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.

Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ в подпункт 5 пункта 4 статьи 12 внесены изменения

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

6) Утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 5 статьи 12 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

ГАРАНТ:

См. типовые положения об образовательных учреждениях, утвержденные постановлениями Правительства РФ

Для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ статья 12 настоящего Закона дополнена пунктом 5.1

5.1. Особенности правового статуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета определяются специальным федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ пункт 6 статьи 12 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

6. Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).

При государственной аккредитации образовательного учреждения (за исключением Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, федеральных университетов) устанавливается его государственный статус, подтверждающий или изменяющий тип и (или) вид образовательного учреждения.

Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании требований типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ пункт 7 статьи 12 изложен в новой редакции

7. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.

ГАРАНТ:

См. Типовое положение о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений), утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2005 г. N 297

См. Типовое положение о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденное приказом Минобразования РФ от 25 июля 2000 г. N 2311

8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Закона

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Именно в этом Законе четко расставлены приоритеты в зависимости от того, является образовательная деятельность основной или дополнительной.

От чего зависит выбор организационной структуры?

Если образование планируется как основной вид деятельности, то необходимо регистрировать НКО. Только НКО может осуществлять образовательную деятельность, то есть реализовывать образовательные программы, которые включают в себя разработанный учебный план, программы по учебным предметам (п.18 ст.2 Закона № 273-ФЗ).

Такие НКО регистрируется, как правило, в форме автономных некоммерческих организаций (АНО).

Например, различного рода частные образовательные школы (АНО СОШ), в которых учатся дети с 1 по 11 класс. По итогам обучения детям выдается аттестат о получении среднего образования. Это аттестат государственного образца.

Если же организация рассматривает образовательную деятельность как дополнение к своей основной деятельности, то лучше регистрировать ООО (п.19 ст.2 Закона № 273-ФЗ). Например, языковой центр по изучению языка либо по подготовке к сдаче ЕГЭ.

В чем различия образовательных НКО и ООО?

Если образовательная деятельность ведется в форме некоммерческой структуры, то при регистрации НКО следует учитывать определенные требования к уставу, который проходит экспертизу в Минюсте.

Устав ООО не представляет особого интереса для налоговиков, при регистрации ООО, как правило, оценивается полнота представленных документов, правильность заполнения заявления о регистрации компании.

В отличие от НКО, требований к названию ООО нет, помимо общих требований, установленных ст.1473 ГК РФ. Так, налоговики не зарегистрируют компанию, если ее название противоречит общественным интересам, а также принципам гуманности и морали (пп.5 п.4 ст.1473 ГК РФ).

Различие образовательных НКО и ООО состоит и в источниках финансирования деятельности. Образовательные НКО не занимаются масштабной предпринимательской деятельностью, а их доходы связаны с основной уставной деятельностью.

Для ООО образовательная деятельность не является основной и, как следствие, существенный размер выручки от реализации формируется за счет других видов деятельности.

Образовательные НКО, например, АНО не могут свободно распоряжаться имуществом. Учредители АНО не отвечают по ее обязательствам (п.3 ст.123.24 ГК РФ).

В ООО разграничено имущество ООО и ее участников. По долгам кредиторов отвечает ООО, а не ее участники. Но, в случае банкротства ООО по вине ее участников, их могут привлечь к субсидиарной ответственности.

Что выгоднее в части налогов: НКО и ООО?

Как НКО, так и ООО могут применять общую либо упрощенную систему налогообложения.

Но, применяя общую систему налогообложения у НКО больше налоговых преференций, чем у ООО.

Такая льгота не действует на услуги, связанные с доставкой учеников к месту проведения учебы (Письмо Минфина РФ от 29.03.2018 г. № 03-07-11/19900).

Льготы для образовательной деятельности есть и в части налога на прибыль. Не платить налог на прибыль, в отличие от НДС, могут как НКО, так и ООО (ст.284.1 НК РФ, письмо ФНС РФ от 06.10.2020 г. №СД-4-3/16344@). Главное условие — применить 0% ставку можно только в отношении видов образовательной деятельности по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 917. Например, реализация дополнительных образовательных программ.

В части упрощенной системы налогообложения налоговая нагрузка у НКО, такая же, как и ООО. Только НКО могут применять пониженную ставку страховых взносов — 20%, а для ООО таких преференций нет (пп.7 п.1 ст.427 НК РФ, письмо ФНС РФ от 14.12.2020 г. №БС-4-11/20568@).

Таким образом, в целом, налоговая нагрузка у ООО выше, чем у НКО.

Тем не менее, если образовательная деятельность является только дополнением, а собственники хотят получать прибыль в виде дивидендов, то целесообразней открывать ООО.

Читайте также: