Задачи психолого педагогического сопровождения детей с овз в доу
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Дробинина Наталья Викторовна
Населенный пункт: Нижегородская область город Сергач
На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим встаёт проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.
При этом необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.
В нашем детском саду функционируют одна группа комбинированной направленности полного дня в которой обучаются 3 ребенка-инвалида.
Работа данной группы строится на основании следующих нормативно- правовых документов:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г);
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155;
Основным направлением в работе с детьми-инвалидами является психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка.
Под психолого – педагогическим сопровождением понимают систему профессиональной деятельности, которая направлена на поддержку и помощь ребенку с особыми образовательными потребностями в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции и социализации.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе является создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации ребенка в обществе.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
-осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми-инвалидами адаптированных программ и их интеграции в образовательном учреждении;
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе воспитания и обучения;
- создание социально-психологических условий для развития личности ребенка;
- создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей.
В детском саду необходимо обеспечить педагогическое и социальное сопровождение детей-инвалидов на протяжении всего периода их пребывания в ДОУ.
В нашем детском саду мы подразумеваем психолого-педагогическое сопровождение как движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, быть рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка и все это при обязательном взаимодействии с воспитателями комбинированной группы и специалистов ДОУ: педагога – психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медсестры.
Работа ведется в комплексе с учетом интеграции всех образовательных областей. На основании ИПРА, заключения городской или территориальной психолого – медико – педагогической комиссии, сведений о ребенке, его социальном окружении педагоги составляют индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения ребенка, опираясь на коррекционные программы. Все эти документы размещены на сайте детского сада.
На основе обобщения существующих подходов нами была создана модель психолого-педагогического сопровождения социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ. Центральная координирующая роль в реализации данной модели принадлежит педагогу-психологу ДОУ. Он организует взаимодействие всех специалистов, оказывает помощь, поддержку в процессе продвижения детей на всех этапах сопровождения: диагностическом, коррекционном, развивающем.
В основу построения модели психолого-педагогического сопровождения был положен основополагающий принцип, принцип сотрудничества между ребенком и сверстниками, ребенком и взрослыми, принятия философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса.
Не менее важными стали принципы:
1) гуманистической направленности, предполагающий уважение личности ребенка и развитие его индивидуальности;
2) индивидуального подхода, основанный на выборе форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы;
3) деятельностного подхода, осуществляемый с учетом ведущего вида деятельности ребенка (игровой деятельности);
4) социально-психологической защищенности, опирающийся на взаимодействия педагогов и воспитанников, являющиеся условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия;
5) поддержки самостоятельности и активности, обеспечивающий условия для самостоятельной активности ребенка;
6) активного включения в образовательный процесс всех его участников, позволяющий создать условия для понимания и принятия друг друга и достичь плодотворного взаимодействия;
Опираясь на труды Ю.А. Афонькиной, И.И. Усановой, О.В. Филатовой выделили 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:
1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ППК в ДОУ, ПМПК.
2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.
На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.
3. Консультативно - проективный этап. На этом этапе родители пишут согласие на написание АОП и коррекционно-развивающей программы.
Специалистами предварительно изучается ИПРА ребенка. Каждый специалист проводит диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы.
Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.
4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:
- индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;
- наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;
- позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;
-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.
5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения.
При данной работе дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с педагогом-психологом, инструктором по физкультуре. При организации занятий учитываются возможности детей с использованием различных педагогических технологий.
Каждое занятие – это серьезный труд педагога и воспитанника. Именно поэтому занятия должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.
Мы в нашем детском саду при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяем особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, учебной мотивации в воспитательно-образовательном процессе.
Традиционные технологии обучения
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и обучающихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи.
К ним относятся объяснительно–иллюстративные технологии, которые применяются для экономии времени, облегчение понимания сложных знаний.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Личностно-ориентированные технологии направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты детей, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Инновационные технологии позволяют разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и увлекательным.
К Арт-технологии или (арт-терапии) относятся (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия, пескотерапия). Эффективность использования арт-педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Отдельно хотелось бы сказать о технологии песочной терапии
Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку, то для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и расслабляют ребёнка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в неоднородные группы.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
• занятие как система реабилитации, в результате которой каждый воспитанник начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
• адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
• использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашем ДОУ, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества.
Вся коррекционная работа призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами здоровья.
Также мы активно сотрудничаем с Гусевской библиотекой-филиалом. Такое взаимодействие способствует приобщению детей к художественной литературе, к художественному слову, что способствует духовно-нравственному воспитанию.
Важной составляющей психолого-педагогического сопровождения является организация развивающей предметно- пространственной среды детского сада, группы, кабинетов специалистов, музыкального- спортивного зала, бассейна, тренажёрного зала, является содержательно – насыщенной, доступной и безопасной для детей-инвалидов.
Особое место отводится центрам уединения, так как таким детям необходима зона для снятия психоэмоционального напряжения.
Для коррекционной работы с особенными детьми требуется специальное оборудование. В рамках сотрудничества с родителями была объявлена акция по изготовлению различных пособий. Которые успешно решают коррекционные задачи обучения. Весь дидактический материал (пособия, игры, , игрушки) адаптирован к возможностям детей с разными нарушениями. Это различные пособия на развитие мелкой моторики рук –различные шнуровки
Имеются пособия на развитие тактильных ощущений
На восприятие цвета
Пособия на развитие познавательной сферы деятельности
Пособия по коррекции и профилактики физического развития.
Данные пособия сегодня присутствуют в зале.
Все условия, которые мы создаем, направлены на преодоление изолированности в обществе детей, имеющих проблемы в развитии. Развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, способствует интеллектуальному и социальному развитию.
Важным фактором социализации детей –инвалидов являются совместные мероприятия для детей с ОВЗ и детей с нормой развития.
Ежегодно проводится конкурс чтецов, спортивные досуги, театрализованные постановки.
Привлекаем детей к конкурсам.
Все мероприятия, которые проводятся с детьми в детском саду и за его пределами способствуют раскрытию потенциальных возможностей, успешной социализации в кругу сверстников с нормой развития, выстраиванию положительных взаимоотношений с людьми.
Мы активно сотрудничаем с родителями, которые являются нашими главными помощниками. С целью формирования детско- родительских отношений в группе комбинированной направленности был проведен опрос, который показал:
-что 100% родителей готовы к тому, чтобы здоровые дети воспитывались вместе с особыми
-100% родителей готовы оказать посильную помощь в создании РППС для особенных детей
-100% родителей поддержали инициативу ДОУ по введению дополнительного образования именно на развитие мелкой моторики
-все родители поддерживают инициативу ДОУ по проведению совместных мероприятий.
Вышесказанное позволяет полагать, что обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка. А правильно организованное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.
Своим опытом мы активно делимся с педагогическим сообществом, участвуя в РМО, публикуемся в журналах. Транслируем в социальных сетях, персональном сайте и сайте ДОУ.
Психолого-педагогическое сопровождение - гибкая, массовая технология работы с детьми с детьми-инвалидами, обеспечивающая формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.
В детском саду организовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов, целью которого является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4
пгт.Кокуй Сретенского района
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
В детском саду организовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов, целью которого является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ являются:
- обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей.
- Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми педагогическим персоналом.
- Учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
- Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности.
- Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
- осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Участниками психолого-педагогического сопровождения являются:
1.Дети с ОВЗ и дети-инвалиды
2. Семьи детей с ОВЗ и детей - инвалидов
3. педагогический коллектив ДОУ.
Проблема обучения детей с ОВЗ становится очень актуальной и, в связи с тем, что значительно, с каждым годом, растет число таких детей в ДОУ- с одной стороны, а с другой-возникают трудности для их адаптации в обществе, т. е и при поступлении таких детей в школу.
Педагоги нашего детского сада с момента заключения договора, посетили три методических объединения на базе этого центра. Первое в сентябре 2017года, где были заслушаны особенности составления АОП в ДОУ, второе в декабре2017года, где были предложены рекомендации по работе с детьми с РАС в ДОУ и третье в феврале 2018года, посетив который, педагоги получили дополнительный багаж знаний по абилитационной компетентности родителей, имеющих ребенка с РАС.
Также хочется отметить, что в процессе этого сотрудничества, мы создали в обоих блоках сенсорные комнаты для детей с ОВЗ, миссия которых заключается в дополнительной среде для отдыха, расслабления и развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Специалисты центра оказывают помощь педагогам ДОУ в организации образовательного процесса, обеспечивающему ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по ФГОС с учетом его особых образовательных потребностей, а с помощью такого взаимодействия, как правило, приобретается опыт и повышается профессиональный уровень компетентности педагогов.
Нами сделаны первые шаги в оказании коррекционной помощи дошкольным учреждениям района, которые не имеют узких специалистов. Она заключена в обращении с запросами от педагогов из других детских садов района о сотрудничестве с ними и оказании помощи специалистов. На основе таких запросов (а их пока что было только два-это села Дунаево и Усть-Наринзор), мы заключили договора, с целью своевременного выявления детей с ОВЗ и оказания консультативной коррекционной помощи этим учреждениям.
Инновация этого проекта заключается в том, что приоритетным направлением деятельности является гибкая система, в которой учитываются потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. И эта система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.
Оригинальность данного проекта заключается в сочетании и реализации здоровьесберегающих технологий с личностно-ориентированными технологиями в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду.
Целью проекта мы обозначили создание оптимальных условий в МДОУ, обеспечивающих развитие, воспитание, социальную адаптацию детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МДОУ в условиях инклюзивного образования.
Причины необходимости создания модели работы с детьми с ОВЗ:
— Поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;
— Необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;
— Недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);
— Недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.
- Повышение уровня профессионализма педагогов и сотрудников МДОУ.
- Взаимодействие воспитателя со специалистами: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию.
- Создание педагогических условий воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в предметно-развивающей среде.
- Привлечение родителей и социума к совместной работе по проекту.
- Подбор методической литературы.
- Разработка нормативно-правовой базы, адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
- Финансирование и оснащение педагогического процесса.
Специалисты, работающие над проектом:
Инструктор по физической культуре
По завершению проекта ожидаем такие результаты:
- Формирование в обществе толерантного отношения к детям с ОВЗ;
- Система комплексной психолог-педагогической помощи детям с ОВЗ, а также родителям, испытывающим трудности в воспитании, обучении детей в рамках муниципального образования. Приобретение детьми с ОВЗ коммуникативных навыков, самоорганизация, формирование опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, формирование навыков конструктивного общения, развитие толерантности.
- Разработка методических рекомендаций по работе с детьми с ОВЗ.
В данный момент мы находимся на практическом этапе, задачами которого являются:
- разработка нормативно-правовой базы по проблеме инклюзивного образования;
- разработка и апробация модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях МДОУ;
- выстраивание системы взаимодействия учреждения, реализующего дошкольное инклюзивное образование, с социумом.
По степени реализации проекта ожидаем следующие результаты:
- вносим изменения в действующие и вновь разработанные новые нормативно-правовые документы МДОУ с учетом реализации инклюзивного образования: договора с родителями, положения, должностные инструкции и другие локальные акты учреждения.
- разрабатываем систему организации различных видов деятельности детей с учетом специфики нарушений (коррекционно-развивающая деятельность, режимные моменты, культурно-оздоровительные мероприятия)
- создаем условия для изучения особенностей контингента воспитанников и их родителей;
- адаптируем диагностические карты обследования детей с учетом специфики нарушений;
- отбираем и апробируем различные технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования;
- систематизируем различные формы, методы и приемы работы с родителями,
- систематизируем работу с другими организациями (школа, библиотека, детская поликлиника, краеведческий музей и т.д.)
Данный проект будет полностью реализован в 2020году.
Наше дошкольное учреждение посещают дети с задержкой психического развития (7 детей), нарушение слуха (1 ребенок), РДА (1 ребенок).
Работа с педагогами
Взаимодействие с семьей
1.Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.
2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.,2008. -160с.
-оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
-создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
-своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
повышение психологической и педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
-изучение индивидуальных особенностей детей
Дети с ЗПР, нарушением слуха, РДА
Индивидуальное консультирование родителей, педагогов.
-игры на развитие коммуникативных способностей;
- игровые упражнения на развитие психических познавательных процессов,
Совместно со специалистами разработаны: Адаптированная основная образовательная программа для детей с РДА.
Разработаны индивидуальные образовательные маршруты
Советы родителям, воспитывающими детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ создаются специальные образовательные условия:
• разрабатываются адаптированные образовательные программы с учетом особенностей психофизического развития ребенка, индивидуальных возможностей;
• проводятся индивидуальные занятия со специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед);
• организуется специальное материально-техническое оснащение образовательного процесса для развития ребенка с ОВЗ.
• на основании рекомендаций ПМПК разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.
Также детском саду функционирует ПМПк.
- выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности развития;
- профилактика перегрузок и срывов у детей;
- определение резервных возможностей организма и зоны ближайшего развития;
- организация коррекционно-развивающей работы;
- взаимодействие между педагогами, специалистами и семьей, участвующими в деятельности ПМПк.
Систематически, три раза в год, проводятся заседания ПМПк (установочный — на начало учебного года,
динамический — в середине учебного года с целью выявления динамики в развитии детей, итоговый — в конце учебного года, оценка продуктивности намеченных действий по отношению к каждому ребенку, и представление на территориальную медико-психолого-педагогическую комиссию).Иногда проводим внеплановые заседания консилиума (по заявкам родителей, специалистов по проблемам в вопросах воспитания, обучения, развития детей, которые возникают в течение учебного года, с целью коррекции индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.)
Консилиум проводится с приглашением родителей (законных представителей) в индивидуальном порядке.
Состав консилиума детского сада варьируется в зависимости от образовательных потребностей ребенка: одни специалисты (например, педагог-психолог, учитель-логопед) работают постоянно, другие (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и др.) — меняются. Это также накладывает определенные условия на совместную деятельность и взаимодействие специалистов.
Этапы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения по сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
1.осуществляется первичное обследование детей с ОВЗ и детей-инвалидов основными специалистам ПМПк (педагог-психолог, учитель-логопед), что является первым этапом сопровождения ребенка консилиумом детского сада . 2.После обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов, которое можно рассматривать в качестве второго этапа деятельности консилиума . Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет конкретизировать и уточнить представления о характере и особенностях развития ребенка, определить вероятностный прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающих, коррекционных мероприятий, которые будут способствовать максимальной социальной и образовательной адаптации в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определить необходимые на данном этапе специальные коррекционные и развивающие программы, форму (индивидуальная или групповая) и частоту их проведения. Организованная подобным образом работа способствует максимальной адаптации ребенка в среде сверстников и его реальному включению в эту среду.
3.Завершающей частью этого этапа работы консилиума является выработка решения по направлениям индивидуальной образовательной программы и составление индивидуального образовательного маршрута. Третьим этапом работы ПМПк является организация динамического сопровождения и проведение диагностических срезов состояния психофизического развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов (1 раз в квартал) для корректировки индивидуального образовательного маршрута.
На консилиуме выявляется уровень развития ребенка по результатам педагогической диагностики, которую проводит воспитатель, согласно образовательной программе, результатов медицинского обследования (анализ анамнеза при поступлении детей в ДОУ), обследования специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и т. д.); рассматриваются резервные возможности развития, определяется эффективность специальной помощи в рамках, имеющихся в нашем детском саду возможностей; обеспечивается взаимодействие между всеми параллельными службами детского сада (методическая, педагогическая, медицинская). По результатам консилиума делаются общие выводы по каждому ребенку и составляются рекомендации по организации индивидуального маршрута с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами.
Курирующими специалистами группы (учителем-логопедом, педагогом - психологом) составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей работы, который реализуется в течение учебного года в соответствии с индивидуальным маршрутом сопровождения ребенка. Для реализации индивидуального подхода к детям, на каждого ребенка ведутся карты индивидуального развития, которые заполняются воспитателем, специалистами детского сада по результатам диагностики и представляются на заседание консилиума. Это позволяет наблюдать степень динамики в развитии ребенка не только в течение года, но и на протяжении всего периода пребывания его в детском саду; выявлять наиболее эффективные формы и методы работы.
Результат работы ПМПк — это разработка индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной программы сопровождения, социализация и интеграция ребенка в социум — все это составляющие стратегии оказания помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется в специально организованной индивидуальной и подгрупповой деятельности.
Индивидуальная работа проводится два раза в неделю, где с ребенком проводятся игры с использованием здоровьесберегающих технологий, современного оборудования.
Рисование на световом планшете.
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов очень важно развитие тактильных ощущений и мелкой моторики пальцев. Детям приятно прикасаться к песку, пересыпать его, оставлять следы на песке пальчиками, ладонями, рисовать элементарные изображения.
Лепка фигур из кинетического песка.
Кинетический песок выполняет функцию мокрого песка, дети заполняют формочки, делают "пироженые". У детей развивается восприятие цвета, тактильные ощущения. Песок имеет яркий, насыщенный цвет, имеет мягкую консистенцию, не пачкает руки и одежду, очень удобен в использовании с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
Релаксация с использованием проектора усиливает эмоциональный отклик детей на упражнение, развивает зрительное восприятие.
Интерактивная пузырьковая колонна.
Рассматривание пузырьковой колонны вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, развивает внимание, восприятие. Наблюдение за плавающими рыбками и пузырьками успокаивает ребенка и помогает расслабиться.
Зеркальный шар в сочетании со спокойной музыкой способствует релаксации.
Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные трудности в развитии и поведении.
В подгрупповой деятельности создаются условия для социально-эмоционального развития, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развития игровой деятельности.
Таким образом, созданная система психологического сопровождения помогает оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а успешное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ возможно при создании специальных условий: кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение, наличие соответствующей документации над чем мы и стараемся работать, внедряя проектно-инновационную деятельность в инклюзивное образовательное пространство.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
художественно-эстетическому развитию детей Новоургальского городского поселения
Верхнебуреинского муниципального района
«Психолого-педагогическое сопровождение
дошкольников с ОВЗ в образовательной организации
(из опыта работы)
старший воспитатель МБДОУ №15
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченны ми возможностями здоровья должно выстраиваться в соответствии с основными нормативными документами, которые представлены на слайде.
Психолого-педагогическое сопровождение выступает как составная часть коррекционной работы по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья; рассматривается как особый вид помощи ребёнку, способствующий его развитию.
Основная цель психолого-педагогического сопровождения - обеспечение наилучших условий для обучения, развития, воспитания и адаптации ребенка, с опорой на его индивидуальные особенности. Данная цель достигается путем создания условий для развития не только определенных личностных качеств (коммуникабельность, социально-психологическая умелость, ответственность, активность), но и личностных установок, адекватных требованиям общества, потребностям каждого конкретного человека и способных обеспечить достойное качество жизни. Психолого-педагогическое сопровождение выступает не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и является комплексной технологией, особой культурой поддержки и помощи ребенку в решении задач социализации, обучения, развития и воспитания.
В нашем детском саду данную работу осуществляют специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Все они прошли курсы повышения квалификации, переподготовку по профилю работы с той или иной категорией детей. (РАС, интеллектуальные нарушения, адаптивная физическая культура и др.)
Эффективность психолого-педагогического сопровождения напрямую зависит от сроков его начала – чем в более раннем возрасте оно будет организовано, тем более высокие результаты возможно достигнуть. Поэтому систему сопровождения детей с ОВЗ целесообразно организовывать уже на дошкольном этапе – в условиях инклюзивных дошкольных образовательных организаций.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольной организации выступают:
- систематическое и планомерное отслеживание психолого - педагогического статуса ребенка с ОВЗ, с анализом динамики его психического развития ;
- создание педагогических и социально-психологических условий, способствующих наиболее эффективной адаптации и психическому развитию дошкольников с особыми потребностями и обеспечения их успешности в процессе воспитания, обучения и социализации;
- обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ, направленной на решении возникающих трудностей;
- организация жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в социуме с учетом его физических и психических возможностей.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования на основании ре комендаций ПМПК и с согласия родителей (законных представите лей).
В нашем учреждении функционирует 1 группа комбинированной направленности, 3 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР и 1 группа компенсирующей направленности для детей с интеллектуальными нарушениями. Всего 59 воспитанников с ОВЗ.
Основными направлениями деятельности специалистов сопровождения, работающих с детьми с ОВЗ, являются: психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа , психологическое консультирование , психологическое просвещение . Особая роль в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ отводится
педагогу-психологу, который оказывает помощь в создании благо приятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОО, организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями, принимает участие в разра ботке адаптированной образовательной программы (далее – АОП). У нас в детском саду работают 2 педагога-психолога, которые и осуществляют данную работу.
Часто семьи, в которых воспитываются дети с ОВЗ, сталкиваются с множеством проблем. Не каждый родитель способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые посто янно возникают в процессе жизни. Поэтому обязательным направлением психолого-педагогического сопровождения является кон сультирование и просвещение родителей детей с ОВЗ.
Просвещение происходит через информирование на родительских собраниях, выпуск буклетов, папок-передвижек, оформление информационного стенда. Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на основе партнерства на тематических консультациях, родительских собраниях и т. д. Это стиль отношений, который позво ляет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем если бы участники действовали изолированно друг от дру га. Установление партнерских отношений требует времени и опре деленных усилий, опыта, знаний. Консультации для родителей де тей с ОВЗ проводятся по их запросу в индивидуальном порядке. На индивидуальных консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.
Этапы сопровождения и алгоритм действия ДОО.
Первый этап . Изучение предоставленных документов администрацией учреждения (изучение психолого-педагогической и медицинской документации).
Сбор данных об особенностях психофизического развития ребенка (направленное наблюдение, видеонаблюдениеи др.) Первичное взаимодействие с семьей (анкета, беседа.
Если в ДОО поступают дети с выраженными отклонениями, обследованием занимаются специалисты определенного профиля (психолог, дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными данными. Если отклонения не ярко выражены, главной фигурой в процессе обследования является воспитатель: наблюдает за ребенком, проводит беседу с родителями, изучает медицинскую документацию.
В процессе беседы с родителями воспитатель выявляет особенности поведения и деятельности (как перемещается по помещению, какие предметы и действия оказываются значимыми, каким образом действует с предметами, как проявляются признаки пресыщения и т.д.). Важно отметить особенности контакта с членами семьи (старается ли держаться рядом, отслеживает ли то, где находится пришедший с ним взрослый, делится ли впечатлениями о новых игрушках, как реагирует на просьбы, какие средства использует при взаимодействии и др.) Особенности взаимодействия с новым взрослым (включается ли в совместную деятельность, в рамках каких видов деятельности это возможно, ориентируется ли на речь и т.п.)
В процессе наблюдений за ребенком и беседы с родителями педагог отмечает особенности психического развития (сколько по времени может заниматься интересным делом, какой темп деятельности, есть ли колебания настроения и т.п.); особенности деятельности (сформированность гигиенических навыков, приема пищи, уровень развития игровой деятельности, продуктивной деятельности, общение)
Второй этап . Аналитический этап. Обычно данную деятельность осуществляет психолого-педагогический консилиум конкретного образовательного уч реждения, который создается с целью психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании полученных результатов диагностики и заключения ППК).
Этапы работы ППк:
этап – индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума. На этом этапе происходит индивидуальное обследование ребенка всеми специалистами консилиума и заканчивается он составлением заключений каждым специалистом консилиума.
этап – коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет:
выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка;
определить общий прогноз его развития;
определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий;
поставить вопрос об изменении образовательного маршрута.
При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов. После коллегиального обсуждения родителям сообщается заключение в понятной для них форме. Как правило, это делает руководитель консилиума или психолог).
этап – направление ребенка на территориальную (центральную) ПМПК
этап – согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
Таким образом, на ППк обобщается информация, разрабатывается единая стратегия коррекционно-развивающей работы, уточняются цель и задачи индивидуального подхода к ребенку, разрабатываются рекомендации воспитателям, тьютору, ассистенту, другим педагогам, родителям. Намечается график и проводятся диагностические занятия для детей как индивидуально, так и в группе, отмечается, какие дефициты есть у ребенка, динамика.
Третий этап
Разработка адаптированной образовательной программы специалистами сопровождения, где четко прописываются специальные условия и реализация рекомендаций ПМПК.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Разработка и со вершенствование адаптированной программы развития носит не прерывный характер, поэтому мониторинг динамики развития ре бенка необходимо проводить каждые три месяца.
Обычно данную деятельность опять же осуществляет психолого-педагогический консилиум конкретного образовательного уч реждения, с целью психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута.
Для детей – инвалидов АОП разрабатывается с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) в соответствии с образовательными потребностями конкретного ребенка. (В МБДОУ на сегодняшний день 3 ребенка –инвалида).
Программа предполагает совместное определение содержания коррекционно- развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей разви тия каждого ребенка, основных ее целей и направлений. В разработке АОП принимают участие воспитатель, педагог- психолог, учитель-логопед, тьютор, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель предоставляя свои разделы программы.
Пятый этап. Оценка результатов индивидуального образовательного маршрута. Оценивание результатов.
Психолого- педагогическое сопровождение в условиях инклюзивного образования – это сложный, динамический, многоуровневый процесс, выступающий одним из важнейших и неотъемлемых условий успешной социализации и эффективной самореализации ребенка с ОВЗ в различных видах деятельности.
Наш детский сад продолжает работу в данном направлении, планируем повышать свою профессиональную компетентность уже в этом 2020-2021 учебном году и приглашаем всех заинтересованных лиц к сотрудничеству.
В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы создания специальных психолого–педагогических условий удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Одним из показателей успешности данной модели психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, является портфолио успешности, что становится необходимым фактором развития поставленных посильных целей.
Ключевые слова: ребенок, педагог, дополнительное образование, индивидуальный образовательный маршрут, ограниченная возможность здоровья, детский сад.
В нашем детском саду создаются условия для воспитания и развития детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности. Включение этих детей в образовательный процесс ДОУ обусловливает необходимость создания для них определенных условий для всестороннего развития, обучения и социализации в среде нормально развивающихся и здоровых сверстников.Чем раньше будет вовлечен такой ребенок в образовательную среду, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.Опыт показывает, что совместное воспитание и обучение помогает развивать у здоровых детей терпимость к особым детям, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, которое обеспечивает равные права и возможности полноценного развития каждого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ в образовательном процессе ДОУ является индивидуальное сопровождение ребенка и создание условий для нормального развития и успешного обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут — это движение в образовательном пространстве ДОУ, создаваемом для ребенка ОВЗ и его семьи при осуществлении психолого–педагогического сопровождения специалистамиразличного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития ребенка. Реализация индивидуального образовательного маршрута в ДОУ осуществляется в тесном сотрудничестве с семьей ребенка, т. к. в семье должны придерживаться той же позиции образования ребенка, что и в детском саду. При проектировании индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ) развития ребенка, педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности ребенка ОВЗ. В нём отражена деятельность всех специалистов детского сада (воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования) в ходе воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
По рекомендации ТПМПк консилиум ДОУ разрабатывает адаптированную образовательную программу. Специалисты, входящие в состав ПМПк ДОУ, обеспечивают специальную организацию обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях психолого-педагогического сопровождения. Такая программа разрабатывается в ДОО с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
В своей работе, все специалисты ДОУ руководствуются следующими принципами:
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка предполагает обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка в рамках инклюзивного образования.
Принцип активного включения в образовательный процессвсех его участников предполагает создание условий для активного включения детей, родителей и специалистов в область образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии. Этот принцип предполагает наличие вариативной развивающей среды в ДОУ и средств обучения.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей установить доверительные партнерские отношения с родителями, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Вывод: Система комплексного сопровождения детей и использование такой формы работы, как ПМПк, позволяет выявить отклонения в развитии на ранних этапах, выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка либо наиболее полно развить его способности. Таким образом, реализация намеченных форм работы с детьми и их родителями в течение года позволяет повысить уровень развития детей с ОВЗ и наметить пути дальнейшей работы. Родители воспитанников с ОВЗ в большинстве своем понимают проблемы своих детей и признают необходимость дальнейшего взаимодействия с педагогами, специалистами ДОУ.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, индивидуальный образовательный маршрут, детский сад, дополнительное образование, ограниченная возможность здоровья, комплексное сопровождение детей, педагог, развитие ребенка, создание условий, форма работы.
Читайте также: