План эксперимента в школе

Обновлено: 05.07.2024

экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Средняя общеобразовательная школа № 140

Рабочая программа

метапредметного курса

Автор работы:

Лукина Светлана Владимировна

учитель начальных классов

Пермь , 2018

Пояснительная записка

В настоящее время опыт как исследовательский, практический метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям

Новизна и актуальность программы заключается в том, что содержание составлено таким образом, чтобы обеспечить единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью.

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения.

4. Программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Использование опытов, экспериментов является эффективным средством формирования особенно познавательных УУД, так как в эксперименте используется система основных приемов мыслительной деятельности.

· анализ и синтез;

· определение и объяснение понятия;

· обобщение и систематизация;

· объяснение результатов опыта .

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Цели и задачи программы

Цель - способствование формированию интереса к естественнонаучным знаниям и ответственного отношения к природе.

· расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

· знакомить детей с тем как человек использует различные свойства веществ.

развивающие:

· создать условия для развития наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,

· устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы, отстаивать свое мнение.

воспитательные:

· воспитывать соблюдение правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

· развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

· воспитывать культуру общения между участниками эксперимента.

Ожидаемый результат :

1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.

2. Предлагает возможные решения данной проблемы.

3. Исходя из полученных данных, делает выводы.

4. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия :

познавательные:

· проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимости объектов между собой;

· использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;

· формулировать выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта;

· устанавливать основания для сравнения;

· использовать знаково-символьные средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

· осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира ( в рамках изученного);

регулятивные:

· учиться высказывать своё предположение;

· адекватно воспринимать предложения учителей, учащихся, родителей по исправлению допущенных ошибок;

· учиться отличать правильно выполненное задание от неверного;

коммуникативные:

· слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

· организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, предлагать помощь и сотрудничество ).

Программа основывается на принципах:

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя с другими, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения . В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания . Воспитание, направленное на духовно- нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию внеурочной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Результатом обучения и развития детей по данной программе является формирование у детей интереса к естественнонаучным знаниям и ответственного отношения к природе.

Методические рекомендации по реализации программы

В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

· физический : учится управлять своим телом и отдельными органами;

· природоведческий : знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

· социальный : запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

· познавательный : тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

· лингвистический : занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

· личностный : узнает свои личные возможности;

· волевой : запоминает, как он сам может влиять на других людей;

· поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях

Цели экспериментальной деятельности:

1. Создать условия для развития познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования;

2. Создать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами элементарного экспериментирования;

3. Создать условия для развития интеллектуальных умений.

Эксперимент должен отвечать следующим условиям:

· максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними,

· безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,

· показ только существенных сторон явления или процесса,

· отчетливая видимость изучаемого явления,

· возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Основные требования к постановке опытов:

· ясная постановка цели;

· чёткая инструкция по технике выполнения с показом технических приемов выполнения и с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать;

· проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции;

· своевременная раздача на столы принадлежностей для опыта;

· контроль со стороны учителя за самостоятельной работой учащихся;

· уборка рабочего места;

· отчет в форме связного рассказа о том, как собирали прибор, какие наблюдали по ходу опыта явления, установления причинно-следственных связей, выводы и обобщения;

· повторение и закрепление выполненных опытов в тетради. Опыты позволяют реализовать принцип наглядности обучения.

Логический рассказ об опыте - одно из совершенных средств развития речи учащихся начальной школы. Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. Процесс зарисовки - это одновременно и повторение содержания опыта, воспроизведение картины наблюдения. Главное состоит в том, что рисунок подчеркивает сущность явления. Правда, не всякий опыт подлежит зарисовке.

Место курса в системе работы в школе: курс рассматривается как самостоятельная дисциплина во внеурочной деятельности.

Общая характеристика курса, место курса в учебном плане: данный курс является метапредметным, программа разработана для учащихся 4 классов, рассчитан на 34 часа (1 занятие в неделю).

1. Что такое исследование (1ч)

2. Что такое эксперимент? (1ч)

Главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

3. Вода, вода, я тебя знаю! (1ч)

Вода не имеет запаха, вкуса, бесцветна, принимает форму предмета, в котором находится.

4. Вода – растворитель. (1ч)

Есть вещества, которые растворяются в воде. Растворы – прозрачны. Есть вещества, которые не могут раствориться в воде - вода мутная, может образоваться осадок. Грязную воду можно отфильтровать

5. Почему вода течет . (1ч)

Вода обладает свойством текучести. Вода может течь и переливаться, когда появляется наклон.

6. Куда может проникнуть вода ? (1ч)

Вода может впитываться через маленькие отверстия, подниматься вверх.

7. Теплая-холодная. (1ч)

Вода может быть разной температуры. Температура воды меняется, в зависимости от окружающей среды.

8. И жидкая, и твердая, и газообразная. (1ч)

Жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается в твердый лед. Твердый лед занимает места больше, чем вода. Лед легче, чем вода. Лед в тепле превращается в воду.

Вода может превращаться в пар, в невидимый газ. Испарение ускоряет высокая температура, ветер, площадь испарения.

Вода из газообразного состояния может превратиться опять в воду. Для этого нужно снизить температуру воздуха, охладить поверхность. Это можно наблюдать в природе (роса, туман, иней).

9. Эта необычная соленая вода. (1ч)

10. Удивительное свойство воды . (1ч)

Вода с помощью поверхностного натяжения может удерживать легкие предметы.

11. Вода - увеличительное стекло . (1ч)

Вода может увеличивать предметы, которые находятся внутри воды или под ней.

12. Парадоксы Воды. (1ч)

Почему это происходит? – открытый вопрос.

13. Свойства воздуха . (1ч)

14. Как победить огонь ? (1ч)

15. Развитие растения из семени. (1ч)

Наблюдать развитие из семян растений фасоли и гороха.

16. Когда растениям дышится легче? (1ч)

Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.

17. Обыкновенное чудо — соль. (1ч)

Вода, находясь в жидком состоянии, оставляет свободное место между своими молекулами, куда в итоге и помещаются молекулы соли.

18. Растворение соли. (1ч)

Через фильтр проходит вода и становится очень прозрачной, на фильтре остаются частички песка и мела.

19. Сила магнита. (1ч)

У Ярика было 2 разных по размеру магнита. Он поднял магнит над столом, примагнитил к нему 1 скрепку, затем примагнитил к ней вторую скрепку, и повторил это действие несколько раз, пока новые скрепки не перестали примагничиваться. Те же действия он повторил с другим магнитом. Он был уверен, что каждый магнит прицепит одинаковую по длине цепочку скрепок. Выскажите и запишите свои предположения.

Катя положила на стол 5-копеечную монету и притянула её магнитом сверху. Ярик положил на монетку листочек бумаги и попробовал примагнитить монету. Они повторили опыт с листом картона и магнитом другой силы… Выскажите и запишите свои предположения.

21. Летающие хлопья. (1ч)

Ярик натёр воздушный шарик о шерстяную варежку и поднёс его к тарелке с овсяными хлопьями… Выскажите и запишите свои предположения.

23. Аплодисменты. (1ч)

Ярик заинтересовался , отличается ли звук, если хлопать в ладоши под водой. Он делал хлопки в воздухе и в ведёрке с водой… Выскажите и запишите свои предположения.

24. Тянем-потянем. (1ч)

Ярик взял целлофановый файл и вдоль его длины нарезал полоски шириной 1, 2 и 3 см. Затем каждую полоску стал медленно растягивать. Ярик был уверен, что все нарезанные полоски вытянутся на одинаковую длину. Выскажите и запишите свои предположения.

25. Течёт, течёт, не вытечет. (1ч)

Ярик налил треть стакана воды, намочил ситцевый платок, сложил его в четыре слоя, накрыл им стакан и сверху закрепил платок канцелярской резинкой. Затем резко перевернул стакан… Выскажите и запишите свои предположения.

26. Преграда из бумаги. (1ч)

Катя налила полный стакан воды, положила сверху листочек бумаги, плотно прижала его рукой и резко перевернула стакан так, чтобы оказалась внизу. Результат был интересным. Выскажите и запишите свои предположения.

27. Бумага в трубочку. (1ч)

Ребята вырезали из одинаковой бумаги несколько кругов, разложили их на столе и смочили края каждого круга мокрой кисточкой… Выскажите и запишите свои предположения.

28. Мокрая радуга. (1ч)

Катя отрезала полоску в 7 см от бумажного полотенца и затем на её узком крае фломастерами нарисовала 7 жирных точек по цветам радуги. На дно стакана Катя налила воду, опустила в неё край полоски с точками и наблюдала… Выскажите и запишите свои предположения.

29. Весёлый виноград. (1ч)

Катя знала, что виноград тонет в воде. Она налила одинаковое количество обычной и сильно-газированной воды в стаканы. Затем опустила по одной виноградинке в каждый стакан… Выскажите и запишите свои предположения.

30. Плавающее яблоко. (1ч)

Катя читала, что в морях, где очень солёная вода, плавать легче. Она налила одинаковое количество обычной и солёной воды в стаканы. Затем опустила яблоко поочерёдно в каждый стакан и фломастером отметила уровень воды в стакане… Выскажите и запишите свои предположения.

31. Музыкальное стекло. (1ч)

Катя взяла 3 одинаковых стеклянных стакана, налила в 2 из них разное количество воды (половину стакана и полный стакан) и карандашом, как волшебной палочкой, постучала по каждому из трёх… Выскажите и запишите свои предположения.

32. Нитка в парафине. (1ч)

Ребята узнали, что парафин меняет поведение материалов в воде. Они взяли 2 нитки, длиной по 7-10 см каждая. От свечки для тортов они отломили кусочек парафина, растёрли его тёплыми пальцами в ладошке и несколько раз протянули через размякший парафин одну из ниток. Потом обе нитки опустили в стакан с водой и начали топить их карандашом… Выскажите и запишите свои предположения.

33. Дорога сквозь открытку. (1ч)

Ярик удивил ребят. Он показал им, что человек может пройти через обыкновенную открытку. Он разрезал поверхность открытки так, что она превратилась в замкнутый контур. В итоге смог пройти сквозь полученный контур. Выскажите и запишите свои предположения.

Осуществление опытно-экспериментальной исследовательской работы является важным средством поиска эффективных путей обучения и воспитания.

Эксперимент – это метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факты в целях достижения оптимальных результатов.

Цель всякого эксперимента – создание нового, а потому любая экспериментальная работа предполагает творчество.

Организация эксперимента зависит от многих факторов, но прежде всего от его вида.

Различают несколько видов эксперимента:

Коллективное исследование – когда каждый из исследователей выполняет часть какой-то общей работы.

Комплексное исследование – отличается многопредметностью, включает психологический, социально-педагогический, управленческий аспекты.

Индивидуальное исследование проводится одним исследователем.

Любой эксперимент проходит несколько этапов:

Первый этап – ориентировочный, диагностический:

Объективный анализ и оценка образовательной ситуации, анализ состояния учебно-воспитательного процесса, выявление проблемы, ее актуальность.

Второй этап – прогностический:

Определяются цели и задачи, намечаются способы введения нового и отслеживание эффективности нововведений, составляется программа поиска. Разработка программы эксперимента.

Третий этап – организационный:

Создание условий для разработки и освоения новшеств (кадровых, методических, финансовых, мотивационных).

Четвертый этап – практический:

Выполнение запланированной работы ( эксперимент, отслеживание процесса, результатов, корректировка).

Пятый этап – обобщающий:

Итоговая диагностика, обобщение, интерпретация результатов, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, оформление результатов новшества.

Каковы же требования к эксперименту?

1. До начала эксперимента необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию (контролируемые изменения) в учебный процесс.

2. По завершении определенного этапа эксперимента необходимо проанализировать полученные результаты, которые обычно оформляются в виде рефлексивного отчета, справки о результатах, доклада, заметки, статьи и т.д.

Структуру программы эксперимента приведем на примере программы экспериментальной работы нашей гимназии.

Любой эксперимент начинается с выбора объектной области исследования, т.е. той сферы действительности, в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы.

Для нас объектной областью исследования стало – управление качеством образования.

Следующими шагами в эксперименте являются – определение проблемы и темы исследования.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением.

Для нас, совершенно определенно выявилось противоречие между общим для всех учащихся нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями, склонностями, интересами.

Т.о. темой эксперимента была определена тема: “Реализация личностного потенциала учащихся на основе прогнозирования индивидуальных достижений”.

Следующий шаг – определение объекта и предмета исследования.

Объект эксперимента – педагогическое пространство, область, в границах которой находится то, что будет изучаться.

Объектом нашего эксперимента является – образовательный процесс в гимназии.

Чтобы конкретизировать, на что именно направлено педагогическое воздействие, на какие свойства, связи, отношения - нужно выделить предмет эксперимента.

Предметами нашего эксперимента являются:

Индивидуальные достижения учащихся, эффективность прогнозирования учебных результатов.

Следующим необходимым элементом разработки программы является формулировка цели эксперимента.

Цель экспериментальная отвечает на вопрос: что педагог - экспериментатор хочет создать и апробировать в результате эксперимента?

Целью нашего эксперимента стало: создать условия для реализации личностного потенциала учащихся путем проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий на основе диагностики и прогнозирования индивидуальных достижений.

Важным этапом эксперимента является конкретизация общей цели, через постановку исследовательских задач.

Задачами нашей программы являются:

1)построить образовательную практику на основе диагностики интересов и потребностей учащихся;

2)совершенствовать систему стимулирования творческой активности педагогических кадров;

3)укрепить материально-техническое, кадровое, научно-методическое обеспечение образовательного процесса;

4)обеспечить условия для сохранения здоровья детей.

Поставив задачи, необходимо выдвинуть гипотезу эксперимента – логически обоснованное предположение о том, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.

В нашем случае гипотеза сформулирована следующим образом: “Если систематически вести работу по анализу и прогнозированию индивидуальных достижений учащихся, то это будет положительно влиять на качество обученности учащихся”.

Следующей частью подготовки эксперимента является разработка диагностического инструментария – средства оценивания результатов эксперимента (выбор конкретных методик и методов исследования: (изучение литературы по теме эксперимента, анализ документации).

В программе необходимо указать сроки и этапы эксперимента, т.е.на какое время рассчитана работа. Этапы служат для фиксации промежуточных результатов, их оценивания и корректировки ( наша программа рассчитана на 2006-2010 г.г.).

Важным и обязательным компонентом программы является обозначение ожидаемых результатов. Они соотносятся с целями и задачами эксперимента.

  1. Создание насыщенной образовательной среды.
  2. Повышение качества образования.
  3. Совершенствование содержания образования, форм, методов и технологий обучения.

Что же сделано в рамках эксперимента у нас в гимназии, по созданию условий для повышения качества образования?

  • своевременный сбор информации о физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудностях в обучении и школьной адаптации учащихся с целью организации развития и обучения в соответствии с индивидуальными возможностями, построения траектории развития каждого ребенка;
  • выработка рекомендаций для всех участников консилиума по организации единого подхода к учащимся.

Плановые консилиумы проводятся для 1,4,5,10 классов в соответствии с графиком учебной части. Внеплановые консилиумы (проводятся по запросам учителей –предметников, классных руководителей) решают вопросы о принятии каких-либо необходимых мер по вновь возникшим обстоятельствам, влияющим на обучение и развитие ребёнка.

9. В гимназии работает 4 кафедры и 5 методических объединений. Каждое из них имеет свою методическую тему, тесно связанную с темой гимназии. Каждый учитель работает над своей методической темой, есть учителя, которые в рамках комплексного исследования проводят индивидуальные исследования, разрабатывают программы экспериментальной работы.

Алгоритм составления индивидуальной программы эксперимента тот же, что и составление общей программы.

Приведу примеры тем экспериментальной работы учителей:

“Формирование компонентов учебной деятельности у учащихся начальных классов”

“Развитие орфографической зоркости с использованием нейролингвистического программирования”

“Активизация мыслительной деятельности на уроках химии” и др.

С промежуточными результатами исследования учителя выступают на кафедрах, методических объединениях, методсовете, творческих мастерских, проводимых в гимназии.

10. За последние 5 лет педагогами гимназии опубликовано более 70 статей по результатам экспериментальной и исследовательской работы в республиканских и российских изданиях. С первых дней мы участвуем в Фестивале педагогических идей “Открытый урок”, который организован Издательским домом “Первое сентября”.

11. Сегодня в гимназии исследовательской деятельности активно занимаются и учащиеся.

С 1998 года работает научное общество “СОВА”. За эти годы подготовлено более 200 исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Важной составляющей эксперимента является умение делать проблемно-ориентированный анализ.

  1. Результаты работы, которые нас не удовлетворяют.
  2. Проблемы процесса, которые являются причиной проблем результатов.
  3. Проблемы условий, которые стали причиной проблем процесса.

На основе проведенного анализа, ставятся задачи на следующий период работы.

Такой анализ позволяет более детально проводить анализ работы. По такой схеме можно проводить анализ любого проведенного мероприятия, исследования, индивидуальной работы.

Цель эксперимента: изучить эффективность нового метода преподавания психологии в вузе.

Независимая переменная: введение нового метода преподавания.

Зависимая переменная: успеваемость студентов в обучении.

Организация эксперимента: в одной из академических групп первого курса используется новый метод преподавания психологии. Вывод об эффективности метода делается на основе анализа результатов экзамена. Средний балл по группе – 4,2.

Артефакты:

Цель эксперимента: изучить влияние телепрограммы, посвященной Холокосту, на осведомленность населения об этом событии.

Независимая переменная: показ телепрограммы.

Зависимая переменная: осведомленность населения.

Организация эксперимента: по центральному телеканалу транслируется передача, в которой рассказывается про массовое уничтожение евреев (Холокост). После этого группе лиц рассылается опросник про события Холокоста. Вывод о влиянии передачи делается на основе анализа результатов опросника – 76% опрошенных знают о событиях Холокоста.

Угрозы валидности:

  • фон (участники были проинформированы раньше, или повлияло другое событие),
  • естественное развитие (участники - школьники),
  • эффект тестирования (на осведомленность повлиял опрос, а не просмотр передачи),
  • инструментальная погрешность (несовершенный опросник),
  • взаимодействие тестирования с независимой переменной (участники узнали о событии именно в результате опроса),
  • взаимодействие состава групп с независимой переменной (опросили только лиц с высшим образованием).

Цель эксперимента: сравнить успеваемость школьников, которые прошли курс скоростного чтения, и тех, кто не проходил.

Независимая переменная: прохождение курса скоростного чтения.

Зависимая переменная: школьная успеваемость.

Организация эксперимента: в одном из классов школы все ученики прошли курс скоростного чтения, тогда как ученики второго класса такого курса не проходили. Вывод об эффективности курса делается на основе сопоставления результатов. Ученики первой группы получили средний балл успеваемости за четверть – 4,0; второй – 3,4.

Угрозы валидности:

Цель эксперимента :сравнить успеваемость школьников, которые прошли курс скоростного чтения, и тех, кто не проходил.

Независимая переменная: прохождение курса скоростного чтения.

Зависимая переменная: школьная успеваемость.

Организация эксперимента: ученики одного из классов школы были случайным образом разделены на две группы. Ученики группы А прошли курс скоростного чтения, тогда как ученики группы Б такого курса не проходили. Вывод об эффективности курса делается на основе сопоставления результатов. Ученики первой группы получили средний балл успеваемости за четверть – 4,0; второй – 3,4.

Угрозы валидности:

взаимодействие состава групп с независимой переменной (ученикам было обещано вознаграждение за прохождение курса).

Цель эксперимента: исследовать влияние метода двойного оценивания (каждая оценка удваивается) на успеваемость учеников.

Независимая переменная: метод двойного оценивания.

Зависимая переменная: успеваемость по предмету (английский язык).




Цель эксперимента: изучить влияние вербального поощрения на производительность изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Независимая переменная: вербальное поощрение.

Зависимая переменная: производительность изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Организация эксперимента: в эксперименте приняли участие дети, посещающие подготовительные группы одного из городских детских образовательных учреждений. Дети случайным образом были поделены на четыре группы по 10-12 человек в каждой (А, Б, В, Г). Предварительно анализировались рисунки, выполненные детьми двух групп на протяжении предыдущей недели (А, Б). Далее экспериментатор работал отдельно с детьми каждой из групп. Дети рисовали на свободную тему, при этом участников групп А и В постоянно поощряли, отмечали стиль рисования и общую старательность, тогда как дети других двух групп не поощрялись (Б, Г). Гипотеза подтвердилась: вербальное поощрение повышает производительность изобразительной деятельности детей.

Цель эксперимента: исследовать влияние двухмесячной антитабачной кампании на подростковое табакокурение.

Независимая переменная: антитабачная кампания.

Зависимая переменная: злоупотребление табакокурением.

Организация эксперимента: в одной из общеобразовательных школ была введена классическая антитабачная кампания. Детям читались лекции о последствиях курения, демонстрировались легкие курильщиков, проводилось индивидуальное консультирование. Измерения количества подростков, которые курят, проводились за 3, 2 и за 1 месяц до начала программы, а также через месяц после ее завершения. В результате оказалось, что кампания была эффективной и 30% подростков отказались от табакокурения.

Угрозы валидности:

Фон (администрацией школы были введены дисциплинарные мероприятия);

Взаимодействие тестирования с независимой переменной (предварительный опрос привел к осознанию последствий курения, которое было закреплено в эксперименте).

Цель эксперимента: исследовать влияние двухмесячной антитабачной кампании на подростковое табакокурение.

Независимая переменная: антитабачная кампания.

Зависимая переменная: злоупотребление табакокурением.

Организация эксперимента: в одной из общеобразовательных школ была введена классическая антитабачная кампания, а в другой школе такой кампании не было. Детям первой школы читались лекции о последствиях курения, демонстрировались легкие курильщиков, проводилось индивидуальное консультирование. Измерения количества подростков, которые курят, осуществлялись в обеих школа одновременно. В результате оказалось, что кампания была эффективной и 30% подростков отказались от табакокурения.

Угрозы валидности:

Взаимодействие тестирования с независимой переменной (предварительный опрос привел к осознанию последствий курения, которое было закреплено в эксперименте);

Взаимодействие состава групп с независимой переменной (с детьми школы, где проводилась кампания и раньше осуществлялись профилактические беседы).

Цель эксперимента: исследовать влияние музыки на производительность труда

Независимая переменная: музыкальное сопровождение.

Зависимая переменная: производительность труда.

Организация эксперимента: группа работников промышленного предприятия работала в разных режимах с музыкальным сопровождением (классическая музыка) и без него через день на протяжении ста дней. Сравнивалась производительность труда участников эксперимента каждый день. Оказалось, что музыкальное сопровождение стимулирует производительность труда.

Угрозы валидности:

Взаимодействие тестирования с независимой переменной (постоянное тестирование повышает производительность);

Реакция участников на независимую переменную (реакция участников на внимание, которое им уделяется).

Цель эксперимента: исследовать повышение производительности труда рабочих машиностроительного завода при оплате от выработки.

Независимая переменная: способ оплаты.

Зависимая переменная: производительность труда.

Организация эксперимента: в эксперименте принимали участие две группы работников завода. Предварительно измерялась производительность их труда. После этого для одной из групп, участники которой добровольно согласились на участие в эксперименте, была введена оплата от выработки (А). Измерение после эксперимента в обеих группах показало, что производительность работы участников группы А повысилась.

Угрозы валидности:

Взаимодействие тестирования с независимой переменной (предварительное измерение усилило экспериментальный эффект).

Цель эксперимента: исследовать влияние итоговых модульных контрольных работ (по каждой теме) на успеваемость студентов.

Независимая переменная: модульные контрольные работы (МКР).

Зависимая переменная: успеваемость студентов.

Угрозы валидности:

Фон (на факультете Б строгая процедура исключения);

Естественное развитие (студенты факультета Б старше возрастом);

Отсеивание (слабые студенты факультета Б были исключены).

Цель эксперимента: исследовать особенности посттравматического стресса жертв физического насилия.

Независимая переменная: физическое насилие.

Зависимая переменная: посттравматический стресс.

Организация эксперимента: в эксперименте приняли участие люди, которые перенесли физическое насилие, обратились в центр реабилитации и дали согласие на участие в опросе. В контрольную группы были случайным образом отобраны испытуемые, которые никогда не переживали насилия. Участники обеих групп отвечали на серию вопросов относительно своего эмоционального состояния, реакции на возможное насилие, отношение к агрессору и пр.

Угрозы валидности:

Взаимодействие тестирования с независимой переменной (опрос актуализировал страхи).

Цель эксперимента: изучить эффективность нового метода преподавания психологии в вузе.

Независимая переменная: введение нового метода преподавания.

Зависимая переменная: успеваемость студентов в обучении.

Организация эксперимента: в одной из академических групп первого курса используется новый метод преподавания психологии. Вывод об эффективности метода делается на основе анализа результатов экзамена. Средний балл по группе – 4,2.

Артефакты:

Цель эксперимента: изучить влияние телепрограммы, посвященной Холокосту, на осведомленность населения об этом событии.

Независимая переменная: показ телепрограммы.

Зависимая переменная: осведомленность населения.

Организация эксперимента: по центральному телеканалу транслируется передача, в которой рассказывается про массовое уничтожение евреев (Холокост). После этого группе лиц рассылается опросник про события Холокоста. Вывод о влиянии передачи делается на основе анализа результатов опросника – 76% опрошенных знают о событиях Холокоста.

Угрозы валидности:

  • фон (участники были проинформированы раньше, или повлияло другое событие),
  • естественное развитие (участники - школьники),
  • эффект тестирования (на осведомленность повлиял опрос, а не просмотр передачи),
  • инструментальная погрешность (несовершенный опросник),
  • взаимодействие тестирования с независимой переменной (участники узнали о событии именно в результате опроса),
  • взаимодействие состава групп с независимой переменной (опросили только лиц с высшим образованием).

Цель эксперимента: сравнить успеваемость школьников, которые прошли курс скоростного чтения, и тех, кто не проходил.

Независимая переменная: прохождение курса скоростного чтения.

Зависимая переменная: школьная успеваемость.

Организация эксперимента: в одном из классов школы все ученики прошли курс скоростного чтения, тогда как ученики второго класса такого курса не проходили. Вывод об эффективности курса делается на основе сопоставления результатов. Ученики первой группы получили средний балл успеваемости за четверть – 4,0; второй – 3,4.

Угрозы валидности:

Цель эксперимента :сравнить успеваемость школьников, которые прошли курс скоростного чтения, и тех, кто не проходил.

Независимая переменная: прохождение курса скоростного чтения.

Зависимая переменная: школьная успеваемость.

Организация эксперимента: ученики одного из классов школы были случайным образом разделены на две группы. Ученики группы А прошли курс скоростного чтения, тогда как ученики группы Б такого курса не проходили. Вывод об эффективности курса делается на основе сопоставления результатов. Ученики первой группы получили средний балл успеваемости за четверть – 4,0; второй – 3,4.

Угрозы валидности:

взаимодействие состава групп с независимой переменной (ученикам было обещано вознаграждение за прохождение курса).

Цель эксперимента: исследовать влияние метода двойного оценивания (каждая оценка удваивается) на успеваемость учеников.

Независимая переменная: метод двойного оценивания.

Зависимая переменная: успеваемость по предмету (английский язык).

Цель эксперимента: изучить влияние вербального поощрения на производительность изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Независимая переменная: вербальное поощрение.

Зависимая переменная: производительность изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Организация эксперимента: в эксперименте приняли участие дети, посещающие подготовительные группы одного из городских детских образовательных учреждений. Дети случайным образом были поделены на четыре группы по 10-12 человек в каждой (А, Б, В, Г). Предварительно анализировались рисунки, выполненные детьми двух групп на протяжении предыдущей недели (А, Б). Далее экспериментатор работал отдельно с детьми каждой из групп. Дети рисовали на свободную тему, при этом участников групп А и В постоянно поощряли, отмечали стиль рисования и общую старательность, тогда как дети других двух групп не поощрялись (Б, Г). Гипотеза подтвердилась: вербальное поощрение повышает производительность изобразительной деятельности детей.

Цель эксперимента: исследовать влияние двухмесячной антитабачной кампании на подростковое табакокурение.

Независимая переменная: антитабачная кампания.

Зависимая переменная: злоупотребление табакокурением.

Организация эксперимента: в одной из общеобразовательных школ была введена классическая антитабачная кампания. Детям читались лекции о последствиях курения, демонстрировались легкие курильщиков, проводилось индивидуальное консультирование. Измерения количества подростков, которые курят, проводились за 3, 2 и за 1 месяц до начала программы, а также через месяц после ее завершения. В результате оказалось, что кампания была эффективной и 30% подростков отказались от табакокурения.

Угрозы валидности:

Фон (администрацией школы были введены дисциплинарные мероприятия);

Взаимодействие тестирования с независимой переменной (предварительный опрос привел к осознанию последствий курения, которое было закреплено в эксперименте).

Цель эксперимента: исследовать влияние двухмесячной антитабачной кампании на подростковое табакокурение.

Независимая переменная: антитабачная кампания.

Зависимая переменная: злоупотребление табакокурением.

Организация эксперимента: в одной из общеобразовательных школ была введена классическая антитабачная кампания, а в другой школе такой кампании не было. Детям первой школы читались лекции о последствиях курения, демонстрировались легкие курильщиков, проводилось индивидуальное консультирование. Измерения количества подростков, которые курят, осуществлялись в обеих школа одновременно. В результате оказалось, что кампания была эффективной и 30% подростков отказались от табакокурения.

Угрозы валидности:

Взаимодействие тестирования с независимой переменной (предварительный опрос привел к осознанию последствий курения, которое было закреплено в эксперименте);

Взаимодействие состава групп с независимой переменной (с детьми школы, где проводилась кампания и раньше осуществлялись профилактические беседы).

Цель эксперимента: исследовать влияние музыки на производительность труда

Независимая переменная: музыкальное сопровождение.

Зависимая переменная: производительность труда.

Организация эксперимента: группа работников промышленного предприятия работала в разных режимах с музыкальным сопровождением (классическая музыка) и без него через день на протяжении ста дней. Сравнивалась производительность труда участников эксперимента каждый день. Оказалось, что музыкальное сопровождение стимулирует производительность труда.

Угрозы валидности:

Взаимодействие тестирования с независимой переменной (постоянное тестирование повышает производительность);

Реакция участников на независимую переменную (реакция участников на внимание, которое им уделяется).

Цель эксперимента: исследовать повышение производительности труда рабочих машиностроительного завода при оплате от выработки.

Независимая переменная: способ оплаты.

Зависимая переменная: производительность труда.

Организация эксперимента: в эксперименте принимали участие две группы работников завода. Предварительно измерялась производительность их труда. После этого для одной из групп, участники которой добровольно согласились на участие в эксперименте, была введена оплата от выработки (А). Измерение после эксперимента в обеих группах показало, что производительность работы участников группы А повысилась.

Угрозы валидности:

Взаимодействие тестирования с независимой переменной (предварительное измерение усилило экспериментальный эффект).

Цель эксперимента: исследовать влияние итоговых модульных контрольных работ (по каждой теме) на успеваемость студентов.

Независимая переменная: модульные контрольные работы (МКР).

Зависимая переменная: успеваемость студентов.

Угрозы валидности:

Фон (на факультете Б строгая процедура исключения);

Естественное развитие (студенты факультета Б старше возрастом);

Отсеивание (слабые студенты факультета Б были исключены).

Цель эксперимента: исследовать особенности посттравматического стресса жертв физического насилия.

Независимая переменная: физическое насилие.

Зависимая переменная: посттравматический стресс.

Организация эксперимента: в эксперименте приняли участие люди, которые перенесли физическое насилие, обратились в центр реабилитации и дали согласие на участие в опросе. В контрольную группы были случайным образом отобраны испытуемые, которые никогда не переживали насилия. Участники обеих групп отвечали на серию вопросов относительно своего эмоционального состояния, реакции на возможное насилие, отношение к агрессору и пр.

Угрозы валидности:

Взаимодействие тестирования с независимой переменной (опрос актуализировал страхи).

Как разработать планирование опытно-экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении?

Для четкой организации экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении следует разработать план экспериментальной работы . Он гарантирует тщательное продумывание хода и обеспечения педагогического исследования и получение продуктивной работы, ожидаемых результатов. План - управленческое решение задачи достижения поставленной цели. План эксперимента представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства и х выполнения .

Практика убедительно показывает, что тщательно разработанный план педагогического эксперимента - залог его успешного проведения; он позволяет всесторонне осмыслить эксперимент, заранее предусмотреть объем работы, избежать различных огрехов, придает эксперименту ритмичность на всех этапах его проведения.

Желательно планирование провести на период, связанный с учебным циклом, то есть на учебный год.

Структурными компонентами плана эксперимента выступают его основные этапы и различные экспериментальные мероприятия и процедуры.

План включает: первоначальную формулировку про б ле м ы, тем ы , целей и задач, гипотезы исследова н ия, персоналии исполнителей и руководителей, календарные сроки проведения эксперимента.

При разработке плана эксперимента четкое отражение должны найти следующие вопросы.

в чем будет заключаться эксперимент, какие именно педагогические воздействия, способы решения задач и т. п. будут подвергаться проверке и в каких вариантах;

какие параметры (свойства, характеристики, признаки) педагогического процесса будут выбраны для описания экспериментальных воздействий и их следствий;

как будут отслеживаться выбранные параметры;

какие методы получения и обработки информации будут применяться;

как будет обеспечено отграничение действия проверяемого приема обучения (воспитания) от всей совокупности приемов, как будет достигнуто уравнивание всех прочих условий (факторов);

какое время потребуется для проведения эксперимента;

какова будет логическая схема эксперимента, с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в экспериментальной группе;

как будет оформляться и оцениваться результат эксперимента.

Следует указать в плане экспериментальной работы административное сопровождение эксперимента: создание технологических условий проведения исследования, создания благоприятного климата внутри учреждения вокруг работы экспериментаторов, информирование педагогической общественности о ходе и ожидаемых результатах экспериментальной работы вне учреждения. Кроме создания надлежащих условий проведения экспериментальной деятельности административное сопровождение предполагает активное наблюдение за работой экспериментаторов, оперативное решение возникающих проблем, отчетность по управленческой вертикали начиная от заместителя директора по научно-методической работе и заканчивая коллегией управления образования и науки.

Для предотвращения возникновения негативных последствий в результате экспериментального педагогического воздействия на детей, для оценивания правильности выбранного хода педагогического поиска тех или иных средств решения проблемы проводимого педагогического исследовании, требуется хорошо поставленное психолого-педагогическое сопровождение. Это и диагностический контроль на входе (до начала экспериментального преподавания), диагностика промежуточных результатов, и, конечно, доказательная диагностика итоговых результатов.

Важным условием для успеха экспериментальной работы является подготовленность педагогического коллектива экспериментаторов: повышение квалификации экспериментаторов и в институтах ПКПС, и путем самообразования, и на внутриучрежденческом семинаре с научным руководителем и консультантом экспериментальной площадки. В плане экспериментальной работы можно показывать этот раздел отдельной строкой, скажем, "Кадровое обеспечение".

В плане экспериментальной работы можно указать графики проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий , организация детских состязаний, олимпиад, проведение тематических конференций.

В план диагностического этапа включается изучение авторами эксперимента литературных источников, ознакомление с опытом передовиков, логический анализ основных понятий проблемы, на основе чего будет окончательно разработана методика эксперимента.

В плане прогностического этапа намечается уточнение всех гипотез, формулировок, целей и задач предстоящей работы, предвидимых ее результатов.

План организационно-подготовительного этапа составляется в подробном виде с указанием сроков и исполнителей:

вопросы согласования эксперимента;

подбор и необходимая коррекция объектов эксперимента;

подготовка методического обеспечения;

подготовка исследовательского инструментария, размножение методических материалов;

проведение при необходимости разведывательного эксперимента.

Практический этап в плане отражается указанием основных моментов и сроков контролирующего, формирующего и констатирующего эксперимента, особенностей логической схемы эксперимента. Планируются способы (методы) получения информации о ходе педагогического процесса и его результатах (проведение срезовых контрольных работ, анкет, тестов и т. д.).

Далее следует совокупность мероприятий обобщающего этапа , связанных с обработкой и анализом полученных данных, подведением результатов эксперимента (формы отчетности), выработкой практических рекомендаций. Наконец, можно указать и предвидимое внедрение .

Читайте также: