Почему григорий завидует пимену кратко

Обновлено: 07.07.2024

    Борис Годунов – русский царь, считавшийся убийцей царевича Дмитрия (сын Ивана Грозного).

    Отец Пимен – летописец. Свидетель убийства царевича Дмитрия.

Кремлевские палаты (1598 года, 20 февраля)

Между князьями Воротынским и Шуйским происходит диалог на тему затворничества Бориса Годунова и его сестры в монастыре. Уже месяц, как они заперлись и никого не пускают к себе. В городе неспокойно. Народ волнуется. Каждый день под окнами монастыря люди собираются в кучки с просьбой принять престол, доставшийся Борису после смерти царя Федора Иоанновича.

Князья уже голову сломали в поисках ответа на вопрос, как бы им перехватить царство у неродовитого Бориса. Шуйский выдает по секрету Воротынскому страшную тайну. В смерти младшего брата царя, царевича Дмитрия, виновен не кто иной, как Годунов.

Красная площадь

Верховный дьяк выходит к народу с речью о принятии решения Думы. В последний раз они намерены завтра поутру всем московским поселением идти и вновь молить Бориса с просьбой принять престол.

Девичье поле, Новодевичий монастырь

Мольбы народа были услышаны. Борис внял их просьбам, согласившись принять престол. Народ с облегчением вздохнул. Да здравствует царь Борис!

Кремлевские палаты

Годунов принимает царствование. Воротынский вновь поднимает тему убийства царевича Дмитрия, но Шуйский делает вид, что понятия не имеет о чем идет разговор.

Ночь. Келья в Чудовом монастыре (1603 год)

В келье Чудового монастыря летописец Пимен заканчивает писать свою книгу сказаний. С ним в келье делил ночлег молодой монах Гришка Отрепьев. Проснувшись, он делится с Пименом странным сном, который видит уже не в первый раз. Во сне он взбирается на высокую башню. С нее видна вся Москва, как на ладони. Народ, стоящий внизу ухахатывался, глядя на него. Григорий падает с башни и просыпается.

Отрепьев завидует Пимену, его бурной жизни. В отличие от него, он ничего не видел. Пимен рассказывает историю убийства царевича Дмитрия, свидетелем которой он был. Григорий с Дмитрием ровесники. Сейчас Дмитрию было бы столько же лет, сколько ему. В голове Григория начал вырисовываться план.

Палаты патриарха

Гришка Отрепьев бежит из монастыря, оставив прощальную записку, содержание которой сводится к тому, что быть ему царем на Москве.

Царские палаты

Царь запирается у себя в опочивальне с очередным колдуном. После ухода мага Борис пребывает в расстроенных чувствах. Он размышляет о жизни своей. Шесть лет правления, но не принесла ему власть должного счастья.

Вроде все делал для народа. Бедных кормил, предоставлял рабочие места, осыпал золотом, помогал строить дома, но не ценит народ добрых поступков. Не благодарны они ему за сделанное. Не удалось ему снискать народной любви.

Муки совести не дают Борису спокойно жить. Он все чаще вспоминает убиенного царевича Дмитрия. Кровавые мальчики постоянно стоят перед глазами.

Корчма на Литовской границе

Одетый в рванье Григорий с бродягами Мисаилом и Варлаамом проводят время в корчме на Литовской границе. Он интересуется у хозяйки заведения, как добраться до Литвы. Женщина предупреждает, что все дороги перекрыты. Ищут какого-то беглеца. Гришка понимает, что речь о нем.

Москва. Дом Шуйского

В доме Василия Шуйского пир горой. Приглашенные на бал пьют за здравие Бориса Годунова. Дождавшись ухода гостей, Шуйский уединяется с боярином Пушкиным для деликатного разговора. Пушкин говорит, что в городе гуляют слухи о якобы чудом выжившем царевиче Дмитрии. Мол, заручившись поддержкой короля, он двигается в Россию добиваться отцовского престола. Тогда Годунову не поздоровится.

Царские палаты

До Годунова доходят слухи об объявившемся самозванце. Князь предупреждает об опасности. Народ может взбунтоваться против царя. Годунов нервничает. Он уже сам начинает сомневаться в смерти Дмитрий. Шуйский уверяет царя, что сам лично видел тело царевича. Борис в сильном волнении. Он наконец-то понял, почему ему тринадцать лет подряд снится убитый младенец.

Краков. Дом Вишневецкого

Замок воеводы Мнишка в Самборе

Григорий был вынужден остановиться на три дня в замке воеводы Мнишка. На балу он знакомится с его дочерью Мариной. Девушка сама назначает ему встречу в аллее лип, помня навет отца, не упускать такого выгодного жениха их рук.

Ночь. Сад. Фонтан

Опьяненный красотой Марины, Григорий разоткровенничался с ней. Он признается девушке, что он не сын Ивана Грозного, а простой самозванец. Марину такой поворот не устраивал. Любовь беглого монаха не предел ее мечтаний. Она грозится ему, что расскажет всем правду. Григорий заявляет ей, что ничего не боится. Поверят скорее ему, чем ей, обычной польской девке. Его речь ей понравилась. Она наконец-то услышала слова не мальчика, речь мужа. Она обещает стать его женой, но только после того, как он свергнет с престола Годунова.

Граница Литовская

Отрепьеву и князю Курбскому со своими отрядами все-таки удается пересечь границу, соединяющую Россию и Литву.

Царская дума

На заседании царской думы вовсю дискутируют на тему подвигов самозванца. Воевода Басманов обещает лично привезти Годунову пленного Лжедмитрия. Необходимо как можно скорее раскрыть народу правду. Для этого необходимо привезти останки царевича в Москву, выставив гроб в Архангельском соборе, чтобы все лично убедились в его смерти.

Шуйский просит царя повременить с этим. Он обещает выйти к народу и постараться успокоить его, рассказав правду.

Равнина близ Новгорода-Северского

Самозванец, несмотря на немногочисленность войска одерживает победу над русской армией. Это произошло 21 декабря 1604 года под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве

В соборе провозглашают анафему Григорию. Далеко не все поверили в происходящее. Многие убеждены, что самозванец действительно настоящий царевич, чудом выживший. Юродивый Николка вызывает насмешки у местной ребятни, толпившейся возле храма. После службы Николка подошел к Борису с просьбой зарезать обидчиков, ведь ему уже приходилось проделывать это с царевичем. Годунов был потрясен от услышанного. Он просит Николку молиться за него.

Севск

Под Севском Лжедмитрий интересуется у русского пленника, что творится в Москве. От него он узнает, что любой, кто хоть слово молвит о нем будет казнен по приказу царя. На этот раз Григорию не удалось одержать победу над русским войском. Он терпит полное поражение. Ему чудом удалось спастись. Лжедмитрий бежит, а вместе с ним его единомышленники.

Григорий, охваченный жалостью к умирающему коню, освобождает его от узд и сбруи. Он хочет, чтобы конь принял смерть свободным. Казалось, он переживает за своего коня, гораздо больше, чем за разгромленное в пух и прах войско.

Москва. Царские палаты

Поражение не повлияло на боевой дух Отрепьева. Он вновь собирает войско против царя. Борис Годунов нервничает. Он хочет заменить старого воеводу на нового. Внезапно во время беседы царю становится плохо. Кровь пошла через его рот и уши.

Борис чувствует свою кончину. На прощание он хочет поговорить с Феодором, своим сыном. Царь дает ему советы и наставления. После напутствия к нему зашли попрощаться царица с царевной, патриарх и бояре. После чего над царем свершается обряд пострижения.

Ставка

В беседе c Басмановым, Пушкин просит его принять сторону Лжедмитрия. Басманов сообщает, что не пойдет на это. Он знает, что Лжедмитрий самозванец. Другая причина присяга, которую он дал Федору. Пушкин поясняет Басманову, что сила самозванца не в войске. Его сила это мнение народное.

Лобное место

На Лобном месте Пушкин объявляет о кончине Бориса Годунова. Он взывает к собравшейся толпе с просьбой присягнуть Лжедмитрию. Встревоженный новостями народ отправляется во дворец с целью уничтожить царского наследника. Басманов тоже нарушил данную ране присягу. Он переходит на сторону Лжедмитрия.

Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца

Царский сын и его сестра Ксения вместе с матерью заключены под стражу. Мнение народа разделилось. Некоторым жалко узников, другие не желают сострадать детям убийцы. В дом заходят бояре с тремя стрельцами. Люди никак не могут догадаться об истинной цели их визита.

Спустя несколько минут после их прихода в доме стали слышны крики, визг, ругань. Неожиданно все смолкло. На пороге появляется Мосальский. Он объявляет собравшемуся возле стен народу, что Феодор и Ксения отравились ядом. Основная версия их смерти самоубийство.

В толпе звенящая тишина. Он призывает славить Лжедмитрия, но в ответ снова молчание.



Биография Борис Годунов

Борис Федорович Годунов – русский правитель, демократически избранный на царство и сменивший династию Рюриковичей после их 700-летнего пребывания на троне. В эпоху его царствования был внедрен ряд прогрессивных инноваций и реформ, укрепивших государство и самодержавную власть.

Портрет Бориса Годунова


Портрет Бориса Годунова


Детство и семья

Борис Годунов появился на свет в 1552 году в семье помещика Федора Ивановича по прозвищу Кривой, имевшего поместья под Вязьмой и родовую земельную собственность в Костроме. По одной из версий, он был потомком ордынского военачальника Чета, служившего в Москве у князя Ивана Калиты, по другой, более вероятной по мнению историков, происходил от костромского боярина Дмитрия Зерно. Мать Бориса звали Степанида Ивановна. В конце 1570-х она приняла постриг, а в 1585-м ее уже не было в живых.

Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь


Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь

В их семье был также старший сын Василий (он умер в 1571г.) и младшая сестра Бориса Ирина, будущая жена царевича Федора. Во второй половине XVI века дядя Бориса занимал достаточно высокое положение при дворе, благодаря чему Годунов уже в детские годы был вхож в царские палаты. Он стал грамотным молодым человеком, но так и не освоил Священное писание (книги, написанные Апостолами и Пророками), поэтому считался слабо образованным.

Характеристика Пимена



Пимен

Ты воевал под башнями Казани,

Ты видел двор и роскошь Иоанна!

Ты рать Литвы при Шуйском отражал!

Но Пимен не был рядовым воином, из которых составлялись рати воевод; своим образованием он сильно выдвигается даже из числа бояр. Так, Игумен замечает, что он весьма грамотен, читал монастырские летописи, сочинял каноны святым, а это доказывает образование, известную интеллигентность и даже некоторый поэтический дар. На написание своей летописи Пимен смотрит как на подвиг, исполнить который ему назначено Богом:

Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса,

Пророчества и знаменья небесны …

Пимен пишет свою летопись, но по внешнему виду невозможно узнать, о чем он повествует. Страсти в нем давно улеглись, и он может писать о темном владычестве татар или о свирепых казнях Иоанна, или о бурном новгородском вече, или о славе отечества спокойно, как посторонний человек: летописец должен рассказывать о выдающихся событиях, чтобы потомки могли знать правду о политической жизни своих предков, чтобы они могли вспомнить с умилением своих великих царей за их добро, а за грехи и промахи за них молиться.

Ты грамотой свой разум просветил,

Тебе свой труд передаю …

Я долго жил и многим насладился,

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

Как в монастырь Господь меня привел.

Путь на вершину власти

После смерти Фёдора Ивановича Годунова в 1569 году дядя определил племянника в личную репрессивную гвардию самодержца – опричный корпус, где тот сблизился с любимцем царя, печально известным Малютой Скуратовым. В 1570 Борис с ним породнился, обвенчавшись с его дочкой Марией.

Малюта Скуратов


Малюта Скуратов

Это способствовало быстрому продвижению зятя Скуратова по службе. Он участвовал в военных походах в свите царевича Ивана, в 1571 стал дружкой царицы на свадьбе Ивана IV, в 1575 – шурином царевича Федора, в 1577 заслужил придворный чин кравчего (подающего государю еду и напитки) и уже в 28 лет (сравнительно рано) получил боярство. Когда наследником престола оказался муж его сестры Ирины (после кончины в 1581 Ивана, старшего сына государя), высокое положение Годунова укрепилось еще сильнее. Он сделался советником царя и участником всех его дел.

Борис Годунов


Борис Годунов

Борис обладал уникальным свойством крайне осторожного и осмотрительного царедворца. Он сумел обращать в свою пользу разные сложные обстоятельства, избегать ошибок, проявлять остроумие и долгое время оставаться особо приближенным самодержца, не терпевшего глупцов. Находиться рядом с ним было не только выгодно, но и очень опасно, учитывая переменчивость крутого нрава грозного государя.

Годунов в царствование Федора

В 1581 г. Грозный в припадке гнева убивает собственного сына Ивана (по другой версии – сын умер от болезни), в результате чего единственным претендентом на трон становится Федор Иванович.

В прошествии трех лет умирает и сам Иван Грозный. Интересен факт, что именно Борис Годунов находился рядом с самодержцем в последние минуты его жизни, вследствие чего исследователи его биографии предполагают, что Годунов мог способствовать скорейшей смерти царя.

После этого на престоле оказался его сын Федор, который абсолютно не умел управлять державой и нуждался в грамотном советнике. Вследствие этого был образован регентский совет, в состав которого входили Шуйский, Бельский, Юрьев, Мстиславский и Годунов.

Все прекрасно понимали, что Федор Иоаннович не в состоянии управлять огромной страной, вследствие чего между боярами началась борьба за власть.

Интересно, что все кто боролся за трон часто прибегали к силовому решению той или иной проблемы, в то время как Борис Годунов использовал хитрость и расчетливость. После череды побед над своими соперниками, ему оставалось разобраться лишь с одним претендентом на престол.

Им был царевич Дмитрий, который находился в ссылке по настоянию матери. Как оказалось, юноши не стало в 1591 г., поскольку во время одного из эпилептических приступов он наткнулся на нож. По крайней мере так гласит официальная версия смерти царевича.

Правление при Федоре Иоанновиче

После кончины Ивана IV в 1584 году его преемником стал 27-летний сын Федор. Он был человеком очень богобоязненным, лишенным стремления к высшей власти и имевшим слабое здоровье. В связи с этими обстоятельствами вокруг него сложился регентский совет, куда вошел и Борис, имевший большое влияние при дворе.

Борису Годунову сообщают о его избрании на царство


Борису Годунову сообщают о его избрании на царство

Владея в совершенстве искусством политической интриги, он вскоре победил всех соперников, мечтавших вершить судьбы державы, включая главу Боярской думы Ивана Мстиславского, племянника Скуратова Богдана Бельского, дядю царя Никиту Захарьина-Юрьева, военачальника Ивана Шуйского, и к 1587 году сосредоточил власть в своих руках.

Являясь в этот период фактически главой правительства, Годунов сделал много важного для страны. В 1589 ему удалось добиться согласия Константинополя на учреждение патриаршества на Руси. Первым главой автокефальной православной церкви стал московский митрополит Иова, верный сторонник проводимой Борисом политики, сыгравший важную роль в его оправдании от обвинений в убийстве царевича Дмитрия в 1591 году.

На вершине власти

В 1598 году скончался царь Федор, не оставивший потомства. Были предложения избрать царицей его вдову Ирину, однако она отказалась венчаться на царство и объявила о намерении уйти в монахини. В результате Земский собор остановился на кандидатуре Годунова, уже давно успешно правившего страной от имени прежнего самодержца.

Патриарх Иов и московский народ просят Бориса Годунова на царство


Патриарх Иов и московский народ просят Бориса Годунова на царство

На троне он продолжил свою достаточно мудрую политику на благо государства, внедрил много прогрессивных начинаний. В частности – заключил двадцатилетнее перемирие с Речью Посполитой, основал первые в истории государства богадельни, приветствовал книгопечатание, стал звать на русскую службу заморских купцов, врачей, промышленников, прочих специалистов и впервые практиковать отправку одаренных молодых людей на обучение в Европу. Новый самодержец даже пытался создать свой университет, но воплощению в жизнь этого проекта помешало духовенство, опасавшееся ереси.

После неурожайных 1601-1603 гг. в стране начался страшный голод, вызвавший бунты, разбои, воровство. Ситуацию не спасла организованная властью помощь голодающим, раздача хлеба. Природа будто противилась царствованию Бориса, пошла молва о том, что царь не угоден богу. Волнения, переросшие в крупное восстание Хлопка, правительству удалось подавить.

Голод в Москве во времена Бориса Годунова


Голод в Москве во времена Бориса Годунова

Однако возникла новая проблема – слухи о том, что царевич Дмитрий жив. За волшебным образом спасшегося сына (от седьмого брака) Ивана Грозного выдавал себя самозванец, бывший холоп двоюродного брата Годунова Григорий Отрепьев. При поддержке короля Польши Сигизмунда в 1604 году во главе 3-тысячного войска он двинулся на Москву, почти не встречая сопротивления на пути. В начале 1605 года силы Лжедмитрия были разбиты правительственными войсками и отступили в Путивль, крепость на юго-западных рубежах государства.

Лжедмитрий

Борис Годунов прекрасно понимал, что на стороне Лжедмитрия находится очень много людей. Позже выяснится, что за сына Ивана Грозного выдавал себя монах-расстрига Григорий Отрепьев.

Самозванцу удалось заставить русский народ поверить в то, что именно он является царевичем Дмитрием.

В скором времени помимо крестьян на сторону Лжедмитрия перешло немало солдат из царской армии. Тем не менее, Григорию-Дмитрию не удалось свергнуть Годунова, вследствие чего он был вынужден бежать в Путивиль.

Личная жизнь Бориса Годунова: женщины, дети

Мария - первая жена Бориса Годунова


Мария — первая жена Бориса Годунова

Старший сын пары умер в младенчестве. В 1582 году после долгого лечения супруги у них появилась дочь Ксения и через 7 лет – сын Федор. Современники отзывались о нем как о прекрасно образованном и талантливом юноше.

Борис Годунов с детьми


Борис Годунов с детьми

Смерть

Уже в 1599 году здоровье царя пошатнулось. Он редко появлялся на людях, стал подозрительным и чрезмерно набожным. Ходили даже слухи, что первенца он потерял из-за того, что велел его зимой каждый день возить в храм Василия Блаженного и поить святой водой.

Смерть Бориса Годунова


Смерть Бориса Годунова
В 1605 году 53-летний царь скоропостижно скончался по официальной версии вследствие апоплексического удара (инсульта), по неофициальной – был отравлен. Родственников Годунова ждала трагичная судьба. После его смерти в апреле 1605 года на престол вошел Фёдор Борисович, но менее чем через 2 месяца царствования был убит – вместе с матерью его задушили сторонники Лжедмитрия I. Ксению Годунову захвативший трон Лжедмитрий сделал своей наложницей, а впоследствии сослал в монастырь.

Реформы Годунова

Благодаря высокому уму и осторожности, Борис Годунов на протяжении 13 лет фактически правил Россией, прикрываясь именем Федора Иоанновича.

Интересно, что к тому времени женой нового царя стала сестра Годунова – Ирина. За это время на Руси начали активно отстраиваться многие города. Параллельно с этим возводились оборонительные сооружения и храмы.

Благодаря Борису Годунову в 1595 г. был заключен договор со шведами об окончании войны. В результате к Руси присоединилось несколько городов.

В 1596 г. Годунов приказал построить Смоленскую крепостную стену для защиты от поляков. Многие потенциальные противники Руси соглашались с тем, что Москва превратилась в огромную крепость, взять которую приступом было практически невозможно.

Стоит отметить, что Борис Годунов учредил Патриаршество, что позволило православной церкви получить независимость от Византийской патриархии.

Кроме этого он освободил от земельных налогов тех помещиков, которые самостоятельно трудились на своей земле, не прибегая к помощи наемных работников.

Пимен также был в Угличе, когда там погиб царевич Дмитрий. По словам Пимена, сообщники Бориса Годунова убили юного царевича, а в ходе следствия выдали самого Бориса как организатора этого преступления:

Живя в монастыре, старец Пимен становится наставником молодого монаха Григория Отрепьева. От Пимена тот узнает подробности смерти царевича Дмитрия (своего ровесника). Пользуясь этой информацией, авантюрист Григорий объявляет себя выжившим царевичем Дмитрием и решает свергнуть с трона царя Бориса Годунова:

". я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному. "

Критика об образе Пимена

"Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной им богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших.

"Пушкинский Пимен отнюдь не бесстрастен и равнодушен. Слова Григория о том, что летописец добру и злу внимает равнодушно, "не ведая ни жалости, ни гнева", решительно опровергаются рассказом-монологом Пимена." (Л. П. Прессман, "Драматургия А. С. Пушкина", диафильм, 1982 г.)

Таков цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии "Борис Годунов" Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.



В келье Чудова монастыря.
Худ. Б. В. Зворыкин. 1927.
Источник: Пушкин А.С. Борис Годунов. Pouchkine, А. Boris Godounov. С иллюстрациями Б. Зворыкина. Издание на французском языке. Париж: L'edition D'art H. Piazza, 1927. Грав. тит. л., 135, с. 16 л. ил.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Основное содержание урока
Пушкин-драматург. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

I. Пушкин-драматург
Беседа об особенностях драматургии:

— Каковы характерные черты драмы как рода литературы? Что такое трагедия?

Составление тезисов статьи:

Предположите, почему царь долго не разрешал публикацию трагедии.

IV. Образ летописца как образ древнерусского писателя

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам вразумил, хартия, Спаситель, дьяк, в приказах.

С какой целью Пимен ведёт летопись? О чём он сожалеет? На что надеется?

Каким видит летописца Григорий? Что его восхищает в старце и его труде?

Сделайте вывод о характере Пимена, о его жизненном подвиге.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям днесь, присно, пост, ратный стан, потехи, воевал под башнями Казани, рать Литвы, Шуйский, Иоанн, от отроческих лет, келия, инок, трапеза, от мира отложиться, обет, обитель.

Как можно объяснить сон Григория? Какой совет даёт ему Пимен?

Почему Григорий завидует бурной молодости Пимена? Сделайте вывод о характере, помыслах и мечтах Григория.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям сетовать, искушение, пленять, ведать, кромешники в тафьях и власяницах, чернец, игумен, Кирилл многострадальный, сподобил Бог уразуметь ничтожность / Мирских сует, братия, алкающий, схиму здесь честную восприму, державный, государь, Феодор, престол, молчальник, чертоги, к его одру, преставиться.

Почему Пимен познал блаженство, лишь уйдя в монастырь?

О каких поступках Иоанна Грозного повествует Пимен?

Что восхищает Пимена в царствовании Феодора?

Сделайте вывод о делах, поступках и душевном мире царя Иоанна Грозного.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям Димитрий-царевич, Углич, послушанье, обедня, набат, кормилица, предательница-мамка, Иуда Битяговский, покаяться, повесть плачевная, дела мирские, угодники, пророчества и знаменья небесны, заутреня.

С какой целью Григорий расспрашивает Пимена о царевиче Димитрии?

*Совпадает ли этот эпизод трагедии с историческими фактами о царевиче?

Почему Пимен хочет передать свой труд Григорию?

Сделайте вывод об отношении автора к царям, к способам их прихода на царство.

Обобщающая беседа:

V. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге

Составление цитатной таблицы:

— Почему труд летописца Пушкин считал нравственным подвигом?

*Сопоставление начальной и окончательной редакций текста.

VI. Истина как цель летописного повествования, завет будущим поколениям

Охарактеризуйте труд летописца.

Как летописцы относились к своей работе?

Каким их труд виделся со стороны?

С какой нравственной целью создавались летописи?

Можно ли утверждать, что целью летописи являлся поиск исторической и нравственной истины? Свой ответ обоснуйте.

Почему труд летописца являлся связующим звеном между поколениями?

Почему автор считал летописание нравственным заветом будущим поколениям?

Почему впечатление от чтения трагедии было таким сильным?

Итоговый вопрос:

Домашнее задание

Из текста первого монолога Пимена составить словарик слов и словосочетаний, характерных для речи летописца.

Групповое задание.

Индивидуальное задание.

Найти в Интернете значение имени Самсон и происхождение фамилии Вырин.

ПУШКИН-ДРАМАТУРГ

1. Патриа́рх — высшее духовное лицо, глава Русской православной церкви.

О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли. —

Сложен у Пушкина и образ Самозванца. Это пылкий юноша, который рвется из ненавистных ему стен обители и которого страстно влечет неизвестный ему большой мир. Григорий — не знатный дворянин, а простой чернец — в дальнейшем обнаруживает смелость, ум, дипломатические способности, которые в глухом монастыре никогда не смогли бы раскрыться и проявиться с такой силой. Однако он принужден играть чужую роль, притворяться. Народ с его высоким нравственным сознанием равно осуждает и Бориса, и Самозванца, для которых дорога к власти ле жит через насилие и преступление.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку) БОРИС ГОДУНОВ
А. С. Пушкин[2]
(отрывок)

НОЧЬ. КЕЛЬЯ
В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ
(1603 года)[3]

О т е ц П и м е н, Г р и г о р и й спящий.

Пимен
(Пишет перед лампадой.)
Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,[4]
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно.
Но близок день, лампада догорает –
Еще одно, последнее сказанье.
(Пишет.)

Григорий
(Пробуждается.)
Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
Проклятый сон. А все перед лампадой
Старик сидит да пишет – и дремотой,
Знать, во всю ночь он не смыкал очей.
Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погруженный,
Он летопись свою ведет; и часто
Я угадать хотел, о чем он пишет?
О темном ли владычестве татар?
О казнях ли свирепых Иоанна?
О бурном ли новогородском Вече?[5]
О славе ли отечества? напрасно.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Все тот же вид смиренный, величавый.
Так точно дьяк, в приказах поседелый,[6]
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.

Пимен
Проснулся, брат.

Григорий
Благослови меня,
Честный отец.

Пимен
Благослови Господь
Тебя и днесь, и присно, и вовеки.

Григорий
Ты все писал и сном не позабылся,
А мой покой бесовское мечтанье
Тревожило, и враг меня мутил.
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось –
И, падая стремглав, я пробуждался.
И три раза мне снился тот же сон.
Не чудно ли?

Пимен
Младая кровь играет;
Смиряй себя молитвой и постом,[7]
И сны твои видений легких будут
Исполнены. Доныне – если я,
Невольною дремотой обессилен,
Не сотворю молитвы долгой к ночи –
Мой старый сон не тих, и не безгрешен,
Мне чудятся то шумные пиры,
То ратный стан, то схватки боевые,
Безумные потехи юных лет!

Григорий
Как весело провел свою ты младость!
Ты воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив! а я от отроческих лет
По келиям скитаюсь, бедный инок!
Зачем и мне не тешиться в боях,
Не пировать за царскою трапезой?
Успел бы я, как ты, на старость лет
От суеты, от мира отложиться,
Произнести монашества обет
И в тихую обитель затвориться.

Григорий
Давно, честный отец,
Хотелось мне тебя спросить о смерти
Димитрия-царевича; в то время
Ты, говорят, был в Угличе.

Григорий
Каких был лет царевич убиенный?

Пимен
Да лет семи; ему бы ныне было
(Тому прошло уж десять лет. нет, больше:
Двенадцать лет) – он был бы твой ровесник
И царствовал; но бог судил иное.
Сей повестью плачевной заключу
Я летопись мою; с тех пор я мало
Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
Ты грамотой свой разум просветил,
Тебе свой труд передаю. В часы,
Свободные от подвигов духовных,
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны –
А мне пора, пора уж отдохнуть
И погасить лампаду. Но звонят
К заутрене. благослови, господь,
Своих рабов. подай костыль, Григорий.
(Уходит.)

Григорий
Борис, Борис! все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца,–
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку) РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
(опыт литературоведческого исследования)

Сравните два варианта описания:

Начальный вариант текста
Как я люблю его смиренный лик,
И тихий взор и важное смиренье
(И важный взор и тихое смиренье,
И ясный взор и хладное терпенье).

Окончательный вариант текста
Как я люблю его спокойный вид.
Когда, душой в минувшем погруженный.
Он летопись свою ведет.

Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.

4. Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

3. Чудов монастырь — кафедральный мужской монастырь в восточной части Московского Кремля. Название происходит от посвящения соборного храма монастыря – во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (разрушен в 1929–1932 годах).
По преданию, монастырь основан святителем митрополитом Киевским и всея Руси Алексием в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека, прозревшей молитвами Алексия.
Монастырь связан с историей Лжедмитрия I (ум. 17 мая 1606), который по официальной версии, возникшей в царствование Годунова, был монахом-расстригой Григорием Отрепьевым, бежавшим из Чудова монастыря. Игумен Чудова монастыря Пафнутий, при котором в обитель пришёл Отрепьев, – активный участник событий Смутного времени на стороне Романовых. (вернуться)

4. . пыль веков от хартий отряхнув. – xартия (лат. charta, от греч. – бумага, грамота), в Средние века и Новое время – название некоторых документов публично-правового характера (конституций и др. актов). (вернуться)

5. Ве́че — в Древней Руси собрание горожан. (вернуться)

6. . дьяк, в приказах поседелый. – дьяк — в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения.
Прика́з — в Московском государстве XVI — XVII веков учреждение. (вернуться)

7. Смиряй себя молитвой и постом. – Пост — по церковному обычаю, предписанию, отказ от мясной и молочной пищи. (вернуться)

8. Клобук (от тюрк. колпак – шапка) – надеваемое на голову облачение (одежда) монаха малой схимы в Православии. Символизирует собою терновый венец Спасителя – одежду смирения и шлем спасения, защищающий от демонских стрел. (вернуться)

9. Кромешники в тафьях и власяницах – опричники.
Тафья – маленькая плоская и круглая шапочка, плотно закрывающая макушку головы – подобие тюбетейки или ермолки, которую носили в старину (обычно под шапкой).
Власяница ( церков.-слав.) – длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти. (вернуться)

10. Игу́мен – настоятель монастыря. (вернуться)

11. Алка́ющий, алка́ть — сильно желать. (вернуться)

12. Обе́т – торжественное обещание, обязательство. (вернуться)

13. Схи́ма – (от др.-греч. – образ) – торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения.
Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха. (вернуться)

14. Зане́ – потому что, так как. (вернуться)


В келье у Пимена.
С. Ф. Галактионов. 1827
До появления трагедии в печати известный гравер и литограф С. Ф. Галактионов в иллюстрациях к "Невскому альманаху на 1828 год" поместил гравюру "Пимен и Григорий" (В келье у Пимена). Здесь же как пояснение к ней был опубликован отрывок из сцены "Ночь. Келья в Чудовом монастыре".


Читайте также: