Из чего складывается и какова функция стабилизационного фонда кратко

Обновлено: 05.07.2024

Стабилизационный фонд России (СФ РФ) — был организован для поддержания стабильного уровня экономики в 2004 году. Выступал одним из ключевых элементов государственного бюджета.

СФ России должен был выполнять следующие задачи:

  • укреплять дополнительно устойчивость финансов государства;
  • снизить инфляцию и сбалансировать бюджет страны, если цена на нефть будет падать ниже запланированной;
  • финансировать систему государственного пенсионного обеспечения;
  • способствовать уменьшению бюджетных трат следующих периодов посредством финансирования инвестиционных программ.

Идея создания Фонда была одобрена всеми — положительная практика функционирования подобных организаций во многих странах мира, тому подтверждение. Фактически этими финансовыми средствами государство распоряжалось напрямую.

Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентировал, как формировать и использовать накопления Стабфонда. Стабилизационный фонд был основным инструментом сдерживания финансовых объемов в экономике государства, часть которых оставалась на черный день.

Стабфонд

Тогда в распоряжение правительства поступали громадные суммы денег, выпускавшиеся в обращение при образовании необходимости. По факту Стабфонд исполнял роль первого стерилизатора в экономике России, аккумулируя внутри себя большую долю избытка денежных средств.

Стабилизационный фонд в экономике страны

Классическим пониманием термина является финансовый резерв государства, защищающий экономику от эффекта Гронингена – зачастую еще называемого голландской болезнью.

По сути, эффект Гронингена – ничто иное как негативное воздействие, оказываемое влиянием укрепления реального курса валюты на экономическое развитие страны, которое является следствием бума в отдельном секторе.

Говоря, например, о России, такой эффект наблюдается в случае резкого снижения цен на нефть или газ, от которых зависит формирование бюджета страны и которые могут произвольно изменяться в широком диапазоне. Опасность эффекта Гронингена сложно переоценить, так, например, именно он стал одной из причин краха СССР, а позже привел к кризису 1998 года в стране.

Пенсии и заработная плата бюджетников не только не снизились, но и проходили постоянную индексацию, что в рамках критического положения, при котором государство имело дефицитный бюджет, практически не получая доходов – уже выглядело серьезным достижением.

Что это за фонд и для чего он нужен?

Данный резервный фонд представляет собой часть механизма социального обеспечения пенсионеров в течении долгих лет. В России Фонд национального благосостояния пополняется за счет сверхдоходов в федеральный бюджет от экспорта углеводородов. Фактически он формируется из бюджетных денег для контроля и стабилизации пенсионной системы и для финансового поддержания средств, которые накопили граждане России на будущие пенсии. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации стабилизируется благодаря средствам Фонда национального благосостояния.

Некоторая доля фонда представлена иностранной валютой для большей устойчивости и входит в заграничные российские финансовые резервы. Другая часть финансирует национальные проекты правительства России, которые недопустимо размещать в иностранных активах из-за риска и соответствующего уровня ликвидности. Поэтому данный фонд является рискованным, но он может приносить довольно неплохие доходы.

Стабилизационный фонд в бизнесе

Одним из главных постулатов бизнеса можно считать утверждение – деньги должны работать. И поспорить с этим, на самом деле, сложно. Чем больше оборот компании, тем на большую прибыль она может рассчитывать.

Отсутствие финансовой подушки безопасности может привести к краху компании. На слуху достаточно громких брендов, которые в свое время столкнулись со многомиллионными исками или невыполнением обязательств контрагентов.

Несмотря на то, что формирование стабфонда в рамках бизнеса не особо популярно, обходить стороной этот вопрос неправильно, тем более, что современные инвестиционные инструменты позволяют трансформировать понимание классической схемы формирования стабилизационного фонда.

Финансовая структура

На начало 2021 года объем данного фонда составил 3750 млрд. рублей (или около $65 млрд. по среднему курсу 2018), из которых:

  • На банковских счетах: $15 000 000 000., 15 млрд. евро и около 3 миллиарда фунтов стерлингов.
  • Счета Внешэкономбанка – 220 миллиарда рублей и $5 млрд.
  • Около $3 миллиардов в виде внешних долгов, которые выплачиваются другими государствами России.
  • Ценные бумаги национальных инфраструктурных проектов, которые установило Правительство страны – более 100 миллиарда рублей и $3 000 000 000 в иностранной валюте.
  • Привилегированные ценные бумаги организаций по вопросам кредитования – около 220 миллиардов рублей.
  • Депозиты банков для финансирования проектов по инфраструктуре (дороги, мосты, железные дороги) – 165 миллиардов рублей.

Доходы от финансовых операций с активами фонда составляли около 50 млрд. рублей в 2021 году. В 2021 году доходы увеличились на 20 млрд. рублей. Правительство также допускает факт отрицательного баланса по финансовым операциям с активами фонда.

Стабилизационный фонд в форме страхования

Для небольших компаний стабилизационный фонд в классическом его понимании – роскошь, особенно если предприятие занимается, например, торговлей и его доходность полностью зависит от формирования оборотного капитала.

То есть в таком случае стабилизационным фондом является страховая компания и помимо того, что такая форма не окажется лишней в критической ситуации – она является дополнительным фактором для уверенного выхода на рынок.

Выгода от стабилизационного фонда


Одна из молодых клининговых компаний Ростова-на-Дону сумела за короткое время не только набрать крупных клиентов, но и вытеснить конкурентов за счет банального страхования, которое предусматривало выплаты клиентам компании в случае причинения вреда имуществу ее работниками.

Динамика Фонда с 2008 года

Данные приведены на 1 января каждого года.

  • 2008 — $32,00 млрд.
  • 2009 — $89,01 млрд.
  • 2010 — $91,52 млрд.
  • 2011 — $90,50 млрд.
  • 2012 — $86,70 млрд.
  • 2013 — $88,48 млрд.
  • 2014 — $88,63 млрд.
  • 2015 — $74,05 млрд.
  • 2016 — $71,20 млрд.
  • 2017 — $72,41 млрд.
  • 2018 — $65,00 млрд.
  • 2019 — $58,00 млрд. (3,8 трлн. рублей).



Как менялся Фонд национального благосостояния

Стабилизационный фонд в форме высоколиквидных ценных бумаг

Одним из инструментов формирования такого фонда могут стать купонные облигации, выплаты по которым должны происходить в четко рассчитанные сроки. Например, в состав портфеля подбираются бумаги с учетом того, что выплаты происходят ежемесячно в примерно равных объемах.

Тоже можно сказать и об акциях. Правда, в этом случае на распределение дивидендов рассчитывать вряд ли стоит, но аккуратная игра на бирже некой частью фонда позволит сформировать небольшую доходность, в то время как основная часть сбережений должна быть размещена в высоколиквидных бумагах, например, в акциях из списка голубых фишек.

Подобный механизм будет работать и в пространстве паевых инвестиционных фондов, опять же с четко рассчитанными сроками выплат и возможностью быстрого погашения паев. При этом реализацию такой программы через открытые ПИФы можно считать максимально защищенной от рисков. Правда, и доходности великой там не будет, но в этом вопросе необходимо соблюдать расставленные приоритеты.

Размещение средств

Финансы могут располагаться в следующих активах и иностранной валюте:

  • Облигации мировых компаний.
  • Долги других государств.
  • Банковские счета инвестиционных проектов.
  • Банковские счета государственных организаций и компаний, например, во Внешэкономбанке.
  • Банковские счета и остатки по депозитам у Центрального Банка РФ.
  • Долговые обязательства административных лиц в проектах по инвестициям в инфраструктурную деятельность, которые создает Правительство России.

Государственной Думе и Совету Федерации Правительство России ежегодно предоставляет отчет о доходах и расходах, которые формируют бюджет Фонда национального благосостояния с экспорта нефти. Ежеквартально предоставляется отчет о том, как формируются и используются другие средства фонда.

Что значит резервы банков?

Резерв, в общепринятом смысле, это запас финансовых средств, материалов, продуктов и так далее, на какой-то конкретный случай. У банков также есть свои финансовые запасы – резервы.

Что они обеспечивают? Надежность конкретной финансовой структуры. Причем создается не один резерв, а несколько, ведь убытки также могут быть разного рода. В каком порядке формировать тот или иной запас финансов и как его использовать, прописано в законодательной базе РФ. Минимальный размер каждого резерва определяет Центральный Банк России.

Формирование резервного фонда коммерческого банка – расчет и норма

Если существует возможность потерь, значит нужно оценить уровень риска. Для этого используется профессиональное суждение, а также применяется специальная классификация уровня риска.

Она насчитывает пять категорий качества финансового состояния контрагента:

  1. Если отсутствует реальная или потенциальная угроза невыполнения контрагентом обязательств, расчетный резерв составит 0% (в качестве базы берется расчетная база элемента).
  2. При существовании угрозы потерь умеренно-потенциального типа – 1-20%.
  3. Если потенциальна угроза потерь имеет серьезную аргументацию либо в действительности присутствует умеренная аргументация для потерь (у контрагента ухудшилось финансовое положение) – 21-50%.
  4. Одновременное присутствие как потенциальных, так и умеренно-реальных рисков – 51-100%.
  5. Есть все факты, указывающие на потерю стоимости конкретного элемента, то есть контрагент не выполнит обязательства по договору – 100%.

При этом созданный резерв, вернее его общий показатель, по факту должен находиться в соответствии с показателем предполагаемых убытков.

Что касается целей фонда, то его капитал должен быть инвестирован в иностранные суверенные долговые ценные бумаги. Критерии приемлемости ценных бумаг утверждаются Правительством.

Правительство уполномочено Министерством финансов определять валютную структуру Фонда и его стратегическое распределение активов в соответствии с инвестиционной политикой руководства Фонда.

Министерство финансов может использовать одну или обе следующие схемы, определенные Правительством, для инвестирования капитала Фонда.

Схемы, определяемые Правительством для инвестирования капитала Фонда
Прямые инвестиции в приемлемые иностранные ценные бумаги с фиксированным доходом
Отчисления на счета Федерального казначейства в Банке России в иностранной валюте с общим доходом по этим счетам на основе индексов, составленных из приемлемых внешних долговых ценных бумаг и определяемых Министерством Российской Федерации.
Финансы.

В настоящее время средства фонда инвестируются исключительно по второй схеме (размещение на счетах Федерального казначейства в Банке России).

Правительство определило, что приемлемые долговые ценные бумаги для инвестиций Фонда должны соответствовать следующим требованиям.

Ценные бумаги с фиксированным доходом Австрии, Бельгии, Финляндии , Франции, Германии, Греции , Ирландии, Италии, Люксембурга , Нидерландов , Португалии , Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США , евро , фунтах стерлингов (суверенные долговые ценные бумаги )
Эмитент должен иметь долгосрочный кредитный рейтинг на уровне AAA / Aaa (высший инвестиционный рейтинг ) как минимум двух из трех рейтинговых агентств: Moody’s Investors Service , Standard and Poor’s , Fitch Ratings.
Минимальная сумма залога кандидата: 1 миллиард долларов США, 1 миллиард евро, 500 миллионов фунтов стерлингов соответственно
Ценные бумаги должны быть стратегией Bullet
Ценные бумаги не должны иметь опционов колл и пут.
Фиксированный тип купона, если купонная облигация
Не для частного размещения

Долговые ценные бумаги на дату покупки будут иметь минимальный оставшийся срок погашения 0,25 года и не должны превышать трех лет.

Активы фонда в настоящее время инвестируются в следующем валютном составе:

Доллары США45%
Евро45%
Фунты стерлингов10%

Валютный состав и ограничения по срокам погашения применимы ко всем активам Фонда и могут быть пересмотрены Министерством финансов.

Государственный стабилизационный фонд (стабфонд) – денежный фонд, формируемый чаще всего из сверхдоходов государства, основной задачей которого является поддержание стабильности экономического состояния страны в кризисные периоды.

В некризисные периоды средства из стабилизационного фонда используются по усмотрению государственных финансовых органов, в том числе инвестируются.

Каждая страна в той или иной мере имеет подобный стабилизационный фонд.

Что такое стабилизационный фонд

Существует ли российский стабилизационный фонд?

Стабилизационный фонд РФ — это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

В Стабилизационный фонд России зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, а также свободные остатки средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов РФ.

С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд РФ был разделен на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

В чем хранятся средства в стабфонде РФ?

Средства Стабилизационного фонда откладываются в иностранной валюте: долларах, евро, английских фунтах стерлингов.

Средства находятся на счетах Банка России, и за пользование денежными средствами Центральный банк уплачивает проценты. Пополнение средств осуществляется за счет приобретения долговых обязательств иностранных государств.

К ним относятся долговые ценные бумаги правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США.

Зачем нужен стабфонд России?

Стабилизационный фонд РФ выполняет следующие функции:

  • является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);
  • обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;
  • может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

Полезные статьи по теме

Стабилизационный фонд России (СФ РФ) — был организован для поддержания стабильного уровня экономики в 2004 году. Выступал одним из ключевых элементов государственного бюджета.

СФ России должен был выполнять следующие задачи:

  • укреплять дополнительно устойчивость финансов государства;
  • снизить инфляцию и сбалансировать бюджет страны, если цена на нефть будет падать ниже запланированной;
  • финансировать систему государственного пенсионного обеспечения;
  • способствовать уменьшению бюджетных трат следующих периодов посредством финансирования инвестиционных программ.

Идея создания Фонда была одобрена всеми — положительная практика функционирования подобных организаций во многих странах мира, тому подтверждение. Фактически этими финансовыми средствами государство распоряжалось напрямую.

Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентировал, как формировать и использовать накопления Стабфонда. Стабилизационный фонд был основным инструментом сдерживания финансовых объемов в экономике государства, часть которых оставалась на черный день.

Стабфонд

Тогда в распоряжение правительства поступали громадные суммы денег, выпускавшиеся в обращение при образовании необходимости. По факту Стабфонд исполнял роль первого стерилизатора в экономике России, аккумулируя внутри себя большую долю избытка денежных средств.

Как формировался Стабилизационный фонд

Он формировался благодаря поступлению сверхприбыли от экспорта нефти.

Назначение Фонда — быть стратегически важным финансовым запасом государства.

Управление финансами Стабфонда реализовывалось 2 способами:

  • приобретением на активы организации долговых обязательств разных стран;
  • приобретением на активы Фонда иностранной валюты и ее размещением на счетах по учету средств СФ РФ в Центробанке. Последний платил проценты организации за пользование его финансами.

Главными функциями управления Стабфондом были: обеспечение достаточной реализуемости и защита его капиталов от девальвации.

Накопления Фонда рекомендовали использовать:

Прибыльность Стабилизационного фонда

Расчетная прибыльность СФ РФ с начала операций по его размещению, в пропорционально его валютной структуре, равнялась почти 11% в год, производя расчеты в американских долларах.

Критика деятельности СФ РФ

На протяжении 2006-2007 годов в России проводился опрос взрослого населения, 75% которого считало, что хотя бы часть денег Стабфонда следовало использовать для социальных программ или инвестировать в экономику. К дискуссии как распорядиться средствами организации подключались многие политики и экономисты.

Политики и эксперты говорили о том, что часть СФ можно потратить — на инвестиции в национальную инфраструктуру, развитие дорог, создание новых производственных мощностей и закупку иностранных технологий с последующей передачей их российским компаниям. Или сосредоточить долю накоплений Фонда на нескольких конкурентоспособных отраслях промышленности. Это поможет обеспечить необходимые темпы развития экономики и избежать инфляции.

Противники распечатывания СФ России считали, что вырастет инфляция, если потратить деньги внутри страны.

В мае 2006 года была проведена независимая экспертная оценка результативности управления средствами Стабфонда. Оно было признано очень низким. Только за 2 предыдущих года организация потеряла почти 133 млрд рублей, что сопоставимо с финансированием сферы образования за 2005 год.

Заключение

График

Через 2 года Стабфонд распался на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Эти 2 организации опять соединились в 2018 году, став преемниками Стабфонда.

С прекращением деятельности СФ РФ закончился важный этап становления учета валютных средств, получаемых от благоприятной внешней обстановки.

Стабилизационный фонд РФ был создан в 2003 г. как преемник бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 г. Основной идеей бюджета развития было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать локомотивами развития российской промышленности в условиях кризиса.

Стабилизационный фонд - это целевой бюджетный фонд с законодательно установленными источниками его образования. Средства фонда предназначались для покрытия дефицита бюджета, образуемого при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могли временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также направлялись на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета.

Идея Стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идее бюджета развития. Она предполагала в первую очередь формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, Стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе. Иными словами, средства Стабфонда, в отличие от средств бюджета развития, предназначались для финансирования наиболее важных задач: Стабилизационный фонд РФ в своей идее изначально выглядел как резервный фонд с некоторыми дополнительными функциями.

Идея была поддержана практически всеми (государственными органами и обществом) - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя. Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет формировался с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть, а весь "сверхпрофицит", который появлялся из-за того, что реальная цена была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабфонд.

Возникал вопрос: какие источники доходов закрепить за Стабилизационным фондом? Это могли быть дополнительные налоговые поступления, формирующиеся в экспортных отраслях. Например, определенная доля акцизов или экспортной пошлины на нефть или на нефть и газ. Иного мнения придерживались специалисты Института экономики переходного периода (ИЭПП). Они считали, что источником формирования Фонда должны быть все доходы федерального бюджета, возникающие при превышении цен на нефть среднего уровня за последнее десятилетие. Логика их рассуждений выглядела так: одних акцизов и пошлин недостаточно, чтобы накопить существенную сумму. Кроме того, изменение цен на нефть влияет на экономику большинства отраслей, и поэтому перечислять финансовые ресурсы в Фонд должны не только экспортеры. При этом перечислять в Фонд надо не абстрактный профицит, который можно искусственно создать, сократив расходы бюджета, и также искусственно упразднить, увеличив эти расходы.

При этом самым сложным вопросом оставалась проблема, кому доверить управление средствами фонда. В странах, где действуют аналогичные структуры, фондами управляет центробанк, минфин либо отдельное агентство. Не менее сложным для решения был вопрос, что будет происходить с деньгами Стабилизационного фонда. В мировой практике средства таких фондов вкладываются в доходные надежные бумаги, преимущественно за рубежом. В России было принято решение вкладывать средства Стабфонда в наиболее ликвидные ценные бумаги западных государств.

Стабилизационные фонды (фонды будущих поколений) существуют в странах, где существенная часть доходов бюджета формируется за счет поступлений от экспорта природных ресурсов (нефть, медь, фосфаты). Эти фонды предназначены для сглаживания колебаний доходов и расходов в годы неблагоприятной конъюнктуры.

Рассмотрим отдельные зарубежные аналоги.

Норвегия. Норвежский государственный нефтяной фонд выполняет две функции: стабилизационную и сберегательную. Правительство создало Фонд в 1990 г. для решения двух проблем: старения населения и снижения объемов добычи нефти. Деньги в фонд поступают при условии профицита бюджета. Как и в России, он определяется уровнем цен на нефть. Строгой формулы, по которой производятся отчисления, не существует, каждый раз их объем утверждается Парламентом. Он же принимает решение об использовании средств. Управляет текущими активами Фонда Центробанк, а направления инвестирования определяет Минфин. Благодаря тому что Правительство Норвегии в 1990 г. проводило жесткую фискальную политику, а в стране наблюдался экономический подъем, максимальное годовое отчисление средств из бюджета составило 6% ВВП.

Чили. Медный стабилизационный фонд был создан в 1985 г. для стабилизации курса валюты и доходов бюджета. Механизм его формирования следующий: Правительство Чили ежегодно определяет долгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в фонд средств по определенной формуле, в зависимости от превышения фактической цены по экспортным контрактам над базовой долгосрочной. Особенность заключается в том, что эти правила применяются к государственной медной компании и, по сути, являются для нее дополнительным налогом. Средства Фонда приравниваются к золотовалютным резервам и управляются ЦБ. Правительство может их использовать в случае, если цена меди ниже базовой. Средства Фонда направляются на выплату внешнего долга и субсидирования цен на бензин.

Венесуэла. Фонд макроэкономической стабилизации был создан в 1998 г., когда мировые цены на нефть упали до 8 - 9 долл. за баррель, для стабилизации доходов бюджета центрального Правительства, правительств регионов и государственной нефтяной компании. Формируется Фонд следующим образом: исходя из средней цены на нефть за последние пять лет рассчитываются базовые доходы бюджетов правительств и компании и все поступления свыше базовой величины направляются в Фонд. Его средства управляются Центробанком и инвестируются в иностранные финансовые активы. Решение о расходовании средств Фонда принимает Парламент.

Фонды будущих поколений (Аляска, Кувейт, частично к этому типу относится Фонд Норвегии) формируются по тому же принципу, что и стабилизационные, но рассчитаны на использование после того, как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны.

В последнее время Стабилизационный фонд являлся главным инструментом, сдерживающим объем денежной массы в России. В случае если бы средства, находящиеся в нем, попали в обращение, случился бы инфляционный скачок.

Ряд членов Правительства считают, что сложившаяся ситуация оставляет им один выход - тратить средства из Стабилизационного фонда не на внутренние, а на внешние цели. Вопрос лишь в том: что следует предпринимать через пять лет в случае, если при сохранении современных тенденций государство расплатится с основными кредиторами и будет вынуждено расходовать деньги Стабфонда на внутренние цели?

В этом случае основной вклад в бюджет будет вносить промышленность, а также международная торговля (с учетом того, что таможенные сборы составляют до 40% доходов бюджета).

Легче всего "связать" денежную массу путем инвестиций в новые проекты. Но для этого, во-первых, необходимо создать в России нормальный рынок венчуров и высокотехнологичных компаний, готовых с пользой вернуть инвестиции, а во-вторых, решить проблемы, постоянно сопутствующие государственному инвестированию. И если реализация идеи создания технопарков и увеличения финансирования отдельных научных проектов может быть успешной, то недостатки в сфере государственного инвестирования общеизвестны: это и нарушения в графике финансирования, и слабый контроль за инвестициями, и несоответствие объемов финансирования поставленным задачам. Сложно предсказать и возможные последствия инвестирования российских средств за рубеж, особенно после планируемого превращения рубля в конвертируемую валюту, а значит, придания накопленной рублевой массе международного статуса.

Вместе с тем, для того чтобы эффективно бороться с инфляцией, предпочтительно смешанное финансирование крупных проектов. Например, Минприроды предложило долгосрочную 15-летнюю программу по совместному освоению Сахалинского шельфа с иностранными компаниями, что потенциально требует миллиардных или, по словам главы Минприроды, неограниченных вложений. Возможно, что после успешной работы технопарков появятся и перспективные инновационные программы, а бюджет станет прозрачным и будет состоять, как и планируют члены Правительства, лишь из затрат на целевые федеральные программы.

Сверхдоходы от экспорта нефти, которые формируют Стабилизационный фонд, можно потратить гораздо более эффективно, резко снизив налогообложение. Причем снижать налоги следует избирательно, прежде всего стимулируя рост высокотехнологичных отраслей, которые имеют экспортный потенциал, а не сырьевой. За счет этого возможно снижение зависимости экономики от пресловутого нефтяного фактора.

Кроме этого, Стабилизационный фонд в конечном итоге - это нефть, добытая из недр нашей страны и превращенная в абстрактные эквиваленты в виде ценных бумаг или денежных знаков. По подсчетам специалистов, это 60 - 70 миллионов тонн природного ресурса, который принадлежит как нашим современникам, так и прошлым поколениям и будущим. Следовательно, средства Стабилизационного фонда следует использовать для улучшения медицинского обслуживания населения, для предотвращения демографической катастрофы путем существенного повышения пособий на детей, многодетным родителям и матерям-одиночкам, необходимо стимулировать инвестиции и т.д.

Если стимулировать инвестиции с помощью налоговых режимов, у субъектов экономической деятельности появятся дополнительные деньги, часть которых может быть направлена на выплату зарплат. Другая часть будет тратиться на инвестиции, на развитие производства и получение реальных результатов. Этот процесс поможет противостоять инфляции и будет способствовать экономическому росту.

Кроме того, высокие прибыли, которые сегодня образуются от продажи энергоносителей, следует вкладывать в развитие инфраструктуры и экономики тех регионов, где добываются эти энергоресурсы.

Учитывая то что Конституционный Суд в 1993 г. обязал Правительство признать внутренний долг нашего народа, можно израсходовать часть Стабилизационного фонда на выплаты некоторым социально незащищенным категориям граждан, компенсировав утраченные сбережения.

В целом при использовании средств Стабфонда на цели инвестирования существует два варианта. Первый - это направление средств за границу, на что ориентирует опыт Норвегии, которая пользовалась дивидендами, полученными от зарубежных инвестиций. Но так как в Норвегии населения в два раза меньше, чем в Москве, для России она является не самым лучшим примером. Не следует забывать и о том, что 20 лет назад финансовый мировой рынок был более стабилен. В настоящее время на макроэкономику влияет перманентный валютно-финансовый глобальный кризис: не существует устойчивых, высоконадежных ценных бумаг, крайне нестабилен курс доллара, рынок ценных бумаг находится в фазе хаотического и кризисного состояния. Поэтому более предпочтительным может стать инвестирование средств Стабфонда в экономику нашей страны. При этом также возможны два варианта. Так, во-первых, государство может само инвестировать в инфраструктуру, в здравоохранение, в наукоемкие технологии, в подготовку специалистов. Это долгосрочные, нужные инвестиции. Второй вариант - помощь частному бизнесу, а именно мобилизация инвестиционных ресурсов. На наш взгляд, наиболее приоритетными и эффективными направлениями использования средств Стабфонда являются наука, образование и здравоохранение.

Также необходимо отметить, что Россия в ближайшие годы переходит на среднесрочное бюджетное планирование: впервые у страны появился трехлетний бюджет 2008 - 2010. В бюджетном законодательстве четко обозначено намерение государства постепенно устранить зависимость от нестабильной конъюнктуры мировых цен на энергоресурсы. Ставка будет сделана на диверсификацию экономики, инновации и обрабатывающую промышленность. Аналитики признают, что такое планирование обеспечит стабильность и прозрачность бюджетной политики, но отмечают, что первый трехлетний бюджет - это все же первый опыт и не стоит ждать безукоризненности его исполнения. Отличительной особенностью такого бюджета станет изменение структуры доходов с разделением их на нефтегазовые и не нефтегазовые.

С 2008 г. Стабфонд разделен на Резервный фонд (ст. 96.9 Бюджетного кодекса РФ) и Фонд будущих поколений (ст. 96.10 Бюджетного кодекса РФ). Первый, по определению вице-премьера Александра Жукова, должен стать "подушкой безопасности" для национальной экономики, второй же обеспечит направление доходов от нефтегазового сектора на решение задачи диверсификации экономики. Все нефтегазовые доходы (ст. 96.6 Бюджетного кодекса РФ), за исключением нефтегазового трансферта (ст. 96.7 Бюджетного кодекса РФ), будут направляться в эти Фонды. По прогнозу Минфина, нефтегазовые доходы федерального бюджета снизятся с 8,2% ВВП в 2008 г. до 5,3% ВВП в 2010 г. Это также связано с тем, что в ближайшие годы нефтедобыча будет прирастать не более чем на 2,3% в год, а это ниже запланированного роста экономики (6% ежегодно).

Резервный фонд сформирован 1 февраля 2008 г. за счет перечисления из Стабфонда суммы, равной 10% ВВП 2007 г. (в бюджете на 2008 г. заложен объем Фонда в размере 3500000000,0 тыс. руб.). Далее размер Фонда будет исчисляться в объеме 10% ВВП соответствующих лет. Если накопленный объем средств Резервного фонда превысит эту величину, то, как записано в БК РФ, начнется "наполнение Фонда будущих поколений". Уже к концу 2008 г. объем Резервного фонда, по расчетам, может достигнуть 3 трлн. 69 млрд. рублей, а объем Фонда будущих поколений составит примерно 600 млрд. рублей. При этом в Бюджетном кодексе РФ прописано, что тратить на текущие расходы можно будет деньги только из Резервного фонда. За счет его средств планируется сформировать нефтегазовый трансферт, за счет которого будет покрываться так называемый нефтегазовый дефицит (ст. 96.7 Бюджетного кодекса РФ) федерального бюджета.

Точная величина нефтегазового трансферта, в соответствии с новой редакцией БК РФ, должна утверждаться законом о бюджете на очередной финансовый период. Одобренные поправки в БК РФ также устанавливают, что нефтегазовый дефицит бюджета (дефицит бюджета, рассчитанного без учета нефтегазовых доходов) не может превышать 4,7% ВВП прогнозируемого периода.

Фонд будущих поколений (на первых порах) предполагается в значительно меньших размерах. В этот Фонд планируется направлять оставшуюся часть нефтегазовых доходов. Изменение цен на нефть не должно оказывать влияния ни на бюджетные доходы, ни на Фонд будущих поколений, поскольку они отразятся только на размере Резервного фонда (если цена на нефть будет ниже прогнозной, то доходы Фонда упадут, если выше - возрастут).

При этом средства Резервного фонда предполагается размещать в наиболее ликвидные ценные бумаги иностранных государств на развитых рынках. "Это делается затем, чтобы, если потребуются деньги, в любой день можно было их реализовать", - пояснил министр финансов Алексей Кудрин. Средства Фонда будущих поколений, по его словам, предполагается размещать в другие ценные бумаги, более рискованные, но доходность по которым предполагается более высокой - 6,5 - 7%. Управление средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений будет осуществляться Министерством финансов РФ (ст. 96.11 Бюджетного кодекса РФ). При этом средства указанных Фондов будут размещаться и учитываться на отдельных счетах, открытых Федеральному казначейству в Центральном банке РФ (ст. 96.12 Бюджетного кодекса РФ).

Остается добавить, что вдумчивое и грамотное наполнение этих Фондов и, что не менее важно, ответственное их использование во благо общества и будущих поколений являются залогом социально-экономического развития страны.

доцент кафедры финансового права

ФГОУ ВПО "Финансовая академия

при Правительстве Российской Федерации"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: