План анализа урока с точки зрения здоровьесбережения

Обновлено: 02.07.2024

В национальной образовательной инициативе “НАША НОВАЯ ШКОЛА” здоровье школьников определено одним из ключевых направлений развития общего образования. Вопрос о здоровье учащихся ставит на повестку дня и другой вопрос о здоровье учителя. Мы понимаем, здоровый учитель – здоровый ученик. Сохранение здоровья учителя и ученика – здоровья души и тела - это актуальная проблема современного образовательного учреждения.

Значительная часть времени, проведенная учителями и учениками в школе, приходится на урочную деятельность. Мы часто задумываемся над вопросом: что и как нужно сделать, чтобы годы учебы и работы в школе помогали сохранить и укрепить здоровье главных участников образовательного процесса. Психологически здоровый учитель реально способен создать комфортную атмосферу в классе, обеспечивающую воспитание, обучение и развитие ребенка.

Учителям необходимо обращать внимание на здоровьесберегающую составляющую урока. В таблице 1 приведена схема анализа урока с позиции здоровьесбережения. Данный материал может использовать заместитель директора по УВР при посещении уроков, также учитель для самоанализа.

Анализ урока с позиции здоровьесбережения

№ № Критерии / Даты урока
1. Гигиенические условия в классе
2. Виды учебной деятельности (не менее 4)
3. Продолжительность, частота чередования различных видов учебной деятельности.
4. Виды преподавания (не менее 3)
5. Использование методов, способствующих активизации инициативы, творчества
6. Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем
7. Благоприятный психологический климат
8. Отсутствие на уроке конфликтов
9. Преобладающее выражение лица учителя
10. Темп, особенности окончания урока
11. Состояние учеников, выходящих с урока
Сумма баллов
Оценка

Реализовано полностью – 2 б. Реализовано частично – 1 б. Не реализовано – 0 б.

Коэффициент эффективности: к =(количество/22)х100%

85 и более – урок отличный 65 – 84б – урок хороший 45 – 64б – урок удовлетворительный

По итогам анализа посещенных уроков можно сделать следующие выводы.

1. Гигиенические условия в классе (чистота, температура, свежесть воздуха). Не все учителя на это обращают внимание.

2. Число видов учебной деятельности. Нормой считается 4-7 видов за урок. По данному показателю в норму попадают практически все учителя школы.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Норма ориентировочная – 7-10 минут. Наиболее удачно это получается у 74% учителей.

4. Число используемых учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Рекомендуется не менее 3-х за урок. Подавляющее большинство уроков в школе проводится в соответствии с нормой.

5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. К таким методам относятся: методы свободного выбора – свободная беседа, выбор действия, свобода творчества, консультации, ученики в роли учителей… Этот аспект оценки урока говорит о психологическом климате на уроке. Данные методы используют 63% учителей.

6. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Западающий момент на всех уроках.

7. Благоприятный психологический климат – один из показателей успешности проведения урока. Заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, наблюдается на уроках у 56% учителей.

Анализ межличностного общения как фактора психологического благополучия на основании опроса учащихся показал.

доброжелательно держат себя с детьми – 80% учителей;

обстановку доверия создают – 75% учителей;

открыто не боятся выразить свое чувство – 81% учителей;

динамично и легко разрешают конфликты, проблемы – 78% учителей;

индивидуализируют общение с учащимися – 65% ;

стимулируют инициативу – 67%.

С одной стороны, показатели достаточно высокие, но общение – это вопрос индивидуальный, и каждый преподаватель должен еще раз обратить на него внимание, ведь от этого зависит психологический микроклимат в классе.

8. Наличие на уроке конфликтов между учителем и учащимся: из-за нарушения дисциплины, несогласия с отметкой… Здесь необходимо умение учителя грамотно нейтрализовать это, без нарушения работы всего класса.

9. Преобладающее выражение лица учителя (различные проявления доброжелательности, улыбчивости, заботы). Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных шуток, использования юмора, поговорок, собственных примеров.

10. Темп, особенности окончания урока. Здесь необходима работа всем учителям. Часто наблюдается скомканный конец урока, неоправданно быстрый темп, отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая запись домашнего задания. Все это ненужный стресс как для школьников, так и для самого учителя. Недопустима задержка учащихся в классе после звонка.

11. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия является состояние и вид учеников, приходящих и выходящих с урока. Совет: учителям обращать на это внимание.

Не стоит забывать про целенаправленное действие жизненной цепочки “Здоровье – работоспособность – эффективность – развитие – успешность”.

На мой взгляд, над этой темой стоит задумываться регулярно. От нашего собственного психологического здоровья зависит и здоровье учеников. “Больной учитель не может воспитать здоровых учеников!” Не забывайте о собственном здоровье.

Заведите дневник учителя, куда записывайте ваши собственные выводы, правила, которыми дальше вы будете руководствоваться. Несколько примеров учителя Юрия Устинова:

1. Не бойся Им показаться “не таким”. Бойся, что Они тебе покажутся не такими.

Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

  • Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
  • Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7–10 минут.
  • Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут.
  • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
  • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
  • Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
  • Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
  • Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
  • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
  • Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
  • Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.
  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.
  • Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
  • Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения

Присутствует/отсутствует на уроке

Комментарий (при желании)

Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие /отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 мин.

Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее 3.

Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 мин.

Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в кабинете для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный -недостаточный); между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность – безразличие, активность - пассивность).

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.

плотность урока, т. е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75-80%.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен для учителей коррекционных школ, обучающих детей с ОВЗ и присутствующим на уроке экспертам.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения (для коррекционных школ или классов, где обучаются дети с ОВЗ)

Итак, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. В отличие от работы врача, эта оценка не требует использования приборов, инструментария — эксперт ориентируется на свои органы чувств (нередко более объективные, чем технические устройства!). Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7–10 минут.

4. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок.

5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут.

7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Вместе с тем эти нормы в части использования видеоэкранных средств, на наш взгляд, входят в противоречие с реальной действительностью и потребностями учебного процесса. Дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, чем действительно реально подрывают свое здоровье. На этом фоне 8–10-минутные регламентации гигиенистов выглядят анахронизмом, особенно с учетом постоянного совершенствования качества мониторов.

8. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

10. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12. Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, а педагог — тем более.

13. Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, — дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.

15. Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости — угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

В конце урока советуем обратить внимание на следующие четыре показателя.

16. Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели — в диапазоне от 60% до 80%.

17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

18. Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:

• отсутствие времени на вопросы учащихся;

• необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

Все это — ненужный стресс как для школьников, так и для учителя. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

Поскольку посещение урока руководством — стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения, так как впереди следующий урок. Лучший способ — сразу после занятия поблагодарить педагога и сказать несколько слов поддержки. Анализу урока лучше посвятить время после окончания занятий, когда и проверявший, и учитель успеют немного отдохнуть. Но не следует надолго откладывать процедуру анализа, поскольку педагог волнуется и затягивание только увеличивает напряжение.

Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога, поскольку именно они уменьшают переутомление как учителя, так и его учеников. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.

Методика оценки урока с точки зрения сохранения здоровья обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит с гигиеническими условиями, которые должны соблюдаться на уроках в начальной школе, с технологией оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. рассматривается роль педагога в здоровьесберегающей педагогике. Также говорится о том, что педагог долженуметь, чтобы не допустить переутомление обучающихся.

Гигиенические условия в классе

Гигиенические условия в классе

Число видов учебной деятельности, используемых учителем

Число использованных учителем видов учебной деятельности

  • Словесный
  • Наглядный
  • Аудиовизуальный
  • Самостоятельная работа и др.

Норма – не менее трех за урок.

Чередование видов преподавания – не позже чем через 10 – 15 минут.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся

  • Методы свободного выбора ( свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и тд.)
  • Активные методы( ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.)
  • Методы, направленные на самопознание и развитие ( интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и др.)

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов

Для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач

Позы учащихся и их чередование Степень естественности позы школьников – индикатор психологического воздействия учителя

Позы учащихся и их чередование

Степень естественности позы школьников – индикатор психологического воздействия учителя

Физкультминутки и физкультпаузы Обращается внимание на их содержание и продолжительность ( норма на 15 – 20 минут урока по 1 минуте из трех легих упражнений с 3-4 повторениями каждого)

Физкультминутки и физкультпаузы

Обращается внимание на их содержание и продолжительность ( норма на 15 – 20 минут урока по 1 минуте из трех легих упражнений с 3-4 повторениями каждого)

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке

Благоприятный психологический климат на уроке

Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Преобладающее выражение лица учителя Эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, использование поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и тд.

Преобладающее выражение лица учителя

Эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, использование поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и тд.

Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной нагрузки Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5 – 10 минут до окончания урока.

Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной нагрузки

Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5 – 10 минут до окончания урока.

Темп и особенности окончания урока Завершение урока должно быть спокойным, чтобы учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

Темп и особенности окончания урока

Завершение урока должно быть спокойным, чтобы учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

Правило 1 правильная организация урока

Правило 1 правильная организация урока

Три этапа урока

  • Учитель сообщает информацию
  • Ученики формулируют и задают вопросы
  • Учитель и ученики отвечают на вопросы

Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление

Правило 2 Использование каналов восприятия

Правило 2 Использование каналов восприятия

Правило 3 учет зоны работоспособности учащихся

Правило 4 Распределение интенсивности умственной деятельности

Три этапа урока

эффективность усвоения знаний 5 – 25 минута – 80 % 25 – 35 минута – 60 – 40 % 35 – 40 минута – 10 %

эффективность усвоения знаний 5 – 25 минута – 80 % 25 – 35 минута – 60 – 40 % 35 – 40 минута – 10 %

Читайте также: