План анализа основной образовательной программы ноо в школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ современных образовательных программ начальной школы

Название образовательной программы

Авторы – разработчики рабочей программы

Цель образовательной программы

Принцип построения УМК

Содержание и особенности УМК

УМК "Школа России"

- Обучение грамоте и чтению. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

- Русский язык (2 линии).

Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

- Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф.

- Математика. Авторы: Моро М.И. и др.

- Окружающий мир. Автор Плешаков А.А.

Создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

Приоритет воспитания в образовательном процессе;

- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:

- Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.

- Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.

- Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации.

- Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Обучение грамоте и чтению.

Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова О.А.

- Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И.

- Литературное чтение. Автор Ефросинина Л.А.

- Математика. Авторы: Рудницкая В.Н. и др.

- Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф. и др.

- Технология. Автор Лутцева Е.А.

- Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.

- Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.

Цель программы – полноценное идивидуальное развитие ребенка и его обучение.

В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Отличительной особенностью программы можно считать систему педагогической диагностики с 1 по 4 класс, которая позволяет определять готовность конкретного ученика к обучению, основательность усвоения материала. Следующая особенность "Начальная школа ХХI века" состоит в том, по УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности.

Научные руководители - А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили. - Русский язык.

Букварь. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

- Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

- Математика. Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.

Информатика (1-4 класс). Авторы: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., Суворова Н.И.

Информатика и ИКТ (3-4 класс). Автор: Горячев А.В.

- Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В.

- Изобразительное искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.

- Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.

- Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.

- Физическая культура. Автор: Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.

- Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И.

Научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

- Преемственность. Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

Букварь. Авторы: Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.

Русский язык. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

- Литературное чтение. Автор: Кубасова О.В..

- Математика. Автор: Истомина Н.Б.

- Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Нателаури Н.К., Маранин С.С.

- Окружающий мир. Авторы: Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д.

- Основы духовно-нравственной культуры народов России (4-5 классы). Авторы: Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В.

- Технология. Автор: Конышева Н.М.

- Музыка. Авторы: Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И.

- Изобразительное искусство. Авторы: Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В.

- Физическая культура. Авторы: Тарнопольская Р.И., Мишин Б.И.

- Французский язык (2-4 классы). Авторы: Владимирова В. Г., Григорьева Е. Я.

Цель программы – многогранное развитие ребенка, комфортное обучение со специально создаваемыми ситуациями успеха для каждого ученика. Программа обеспечивает понимание ребенком изучаемых вопросов, способность сформулировать задачу и решить ее, способность самоконтроля и самооценки.

Основные принципы построения программы:

- гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и

-творческая активность личности.

"Перспективная начальная школа"

Математика Авторы: А.Л. Чепин, Р.Г. Чуракова.

Обучение грамоте. Письмо. Авторы: Н.Г. Агаркова, Н.М. Лаврова.

Систематический курс русского языка. Авторы: М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Бойкова, Н.М. Лаврова.

Авторы: Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская.

Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Принцип непрерывного общего развития каждого обучаемого.

Принцип целостности картины мира.

Принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Принципы прочности и наглядности.

Принцип практической направленности.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья.

К отличительным особенностям УМК следует отнести и максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всём УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное её использование.

УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя.

Каждое методическое пособие состоит из двух частей.

Первая часть – теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации.

"Классическая начальная школа"

Основные принципы построения учебных предметов: каждый ребенок должен быть успешен, включен в активную учебно-познавательную деятельность, учится мыслить творчески и самостоятельно, уважать себя и окружающих, учиться понимать другого.

- Обучение грамоте и чтению.

Букварь. Автор: Андрианова Т.М.

- Русский язык. Авторы: Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс); Желтовская Л.Я. (2-4 класс)

- Литературное чтение. Автор: Кац Э.Э.

- Математика. Авторы: Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

- Окружающий мир. Авторы: Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс); Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс)

- Английский язык (2-4 класс). Авторы: Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В.

- Музыка. Автор: Бакланова Т.И.

- Изобразительное искусство (1-2 класс). Авторы: Сокольникова Н.М., Ломов С.П.

- Технология (1 класс). Авторы: Узорова О.В., Нефедова Е.А.

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка

Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Система

Л.В. Занкова

- Русский язык.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.

- Русский язык. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.

- Литературное чтение. Свиридова В.Ю. Лазарева В.А.

-Математика. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
- Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы.

1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности

2.Принцип ведущей роли теоретических знаний

3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материал.

4. Принцип осознания процесса учения

5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых

Особенность учебно-методического комплекта по программе развивающего обучения Занкова – освоение основного, базового содержания осуществляется системно, в три этапа:

  1. пропедевтическое изучение будущего программного материала, связанного с актуальным содержанием для данного года обучения;
  2. его изучение при актуализации объективно существующих связей с прежде изученным материалом;
  3. включение этого материала в новые связи при изучении новой темы.

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

- Русский язык.
Букварь. Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А.
Русский язык. Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.
- Русский язык. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
- Литературное чтение. Автор: Матвеева Е.И.
- Математика. Автор: Александрова Э.И.
- Математика. Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.
- Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Цель формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.

1. Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий
2. Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления
3. Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени
4. Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний
5. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как должен осуществляться учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся?

Что представляют из себя требования к результатам освоения ООП НОО?

Каковы ориентиры оценки личностных результатов обучения?

Каковы ориентиры оценки метапредметных результатов обучения?

Каковы ориентиры оценки предметных результатов обучения?

Что представляют из себя требования к структуре ООП НОО?

Какова структура ООП НОО?

Какова роль базисного учебного плана ОУ в реализации требований ФГОС НОО?

Какова отличительная особенность ФГОС НОО?

Какое количество часов выделяется на внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО?

Какие направления внеурочной деятельности предлагает ФГОС НОО?

Какие формы внеурочной деятельности прописаны в ФГОС НОО?

Что представляет из себя программа формирования УУД? На что она направлена?

Каковы требования к условиям реализации ООП?

На какие приоритетные образовательные технологии ориентирует ФГОС НОО?

Какие компетенции должны формироваться у обучающихся на основе использования рекомендуемых ФГОС НОО образовательных технологий?

Какие требования предъявляет ФГОС НОО к ОУ и педагогам?

Сформулируйте итоговый вывод.

Анализ ФГОС НОО

ФГОС НОО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года. Введен в действие 1.01.2010 года.

Цель введения ФГОС НОО: повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Авторы-разработчики: коллектив российских педагогов и ученых под руководством Кондакова Александра Михайловича(доктор педагогических наук, член –корреспондент РАО)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования,

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Стандарт учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевымикомпетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

Русский язык. Родной язык:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

Иностранный язык:

приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

12.2. Математика и информатика:

использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

12.3. Обществознание и естествознание (Окружающий мир):

понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

12.4. Основы духовно-нравственной культуры народов России:

готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

12.5. Искусство

Изобразительное искусство:

Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

12.6. Технология:

Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

12.7. Физическая культура:

формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.

Требования к Федеральному государственному стандарту начального общего образования.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования



2)планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;

3)учебный план НОО;

4)программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО;

5)программы отдельных учебных предметов, курсов;

6)программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года)

В целевом разделе в пункте 1.1. в пояснительной записке программы раскрываются изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в данном образовательном учреждении в соответствии со C тандартом второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года №373. Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника. Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования.

1. Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования. Эта цель реализуется двумя путями:

2) организацией внеурочной деятельности, представленной системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

3) 2. Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы. Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

- сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличия ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

- умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации и адекватную поставленной учебной задаче работу с ней;

- изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся — целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); а также в возрастном уровне развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

- сформированность универсальных учебных действий как предпосылку для развития достаточного уровня общеучебных умений.

4. Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России. Особое внимание уделяется воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности. Реализация данной цели обеспечивается в процессе изучения русского языка, литературного чтения, постижения основ духовно-нравственной культуры народов России.

5. Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни. Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; зарядка с чемпионом, третий час физической культуры, введенный в учебный план со 2 по 4-е классы, а также правильная организация проведения урока, не допускающая переутомления учащихся: гимнастика для глаз, кисти рук, проведение игр на перемене, спортивные праздники, физминутка.

Состав педагогов и специалистов школы

Организация условий успешного

продвижения ребенка в рамках

Организация условий успешного

продвижения ребенка в рамках

образовательного процесса (учитель музыки, физической культуры, иностранного языка)

Помощь педагогу в выявлении условий,

необходимых для развития ребенка в

соответствии с его возрастными и

Организация специальной поддержки детям, имеющим нарушение речи.

Обеспечивает интеллектуальный и

физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности уч-ся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации

Обеспечивает организацию ВУД

Обеспечивает для специалистов ОУ

условия для эффективной работы,

осуществляет контроль и текущую

информационной структуры (включая ремонт техники, системное администрирование, поддержание сайта школы и пр.)

· с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

· с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными

· законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

· Диагностика трудностей обучения, межличностных взаимодействий, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей младших школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в данном образовательном учреждении;

· Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения, стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости (разработка индивидуальной траектории развития);

· Создание условий для непрерывного обучения, воспитания и охраны зрения.

В данной программе речь идет о возможных путях коррекции трудностей обучения. Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

Достоверности — профессиональный анализ специалистами образовательного учреждения медицинских показателей учащихся (школьный врач); психологической (школьный психолог, дефектолог) и педагогической (учитель, завуч) диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания;

Гуманистической направленности — опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;

Программа коррекционной деятельности образовательного учреждения позволяет каждому члену педагогического коллектива увидеть, как протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий. Позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.

Общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса.

Трудности в обучении чтению, письму

замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму движения руки):

1 класс — (записываются фамилии детей, имеющие данные трудности)

пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов:

1 класс – ___________________________________

перестановки букв и слогов:

1 класс — ____________________________________

неправильная постановка ударения в слове:

1 класс — ___________________________________

нарушение понимания прочитанного:

1 класс —____________________________________

аграмматизмы при письме и чтении:

1 класс — ___________________________________

нарушение границ слов:

1 класс — ____________________________________

Трудности при усвоении родного языка

недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов, низкий словарный запас;

низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении;

смысловые, грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания;

отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков;

неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков;

трудности разбора слова по составу, формальный подход учащегося к определению частей слова;

неразличение родственных слов и слов с омонимичными корнями, трудности при подборе родственных слов;

затруднения при определении грамматических признаков различных частей речи, неразличение частей речи;

неразличение синтаксических и грамматических вопросов к именам существительным;

неразличение двух характеристик предложения: тип предложения по цели высказывания и по интонации;

трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова;

неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы;

несформированность навыка применять знание орфограмм при письме под диктовку и записи собственного текста.

Трудности в процессе овладения читательской деятельностью

неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях текста;

неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;

неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст;

проблемы координации имеющихся житейских представлений с информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда предшествующий опыт входит в противоречие с прочитанной информацией;

неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от типа текста, проблемы с точностью восприятия данных при чтении научно-популярного текста;

трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.

Основные направления коррекционной деятельности образовательного учреждения:

· Работа объединенной школьной комиссии (директор школы, учитель, врач, психолог, логопед, социальный педагог) по анализу рекомендаций ПМПк — сентябрь.

· Проведение педагогической диагностики успешности обучения младших школьников и анализ ее результатов — сентябрь, декабрь, май.

· Проведение по результатам педагогической диагностики совещания по обсуждению путей коррекции выявленных трудностей обучения – сентябрь, декабрь, май.

· Разработка программ индивидуальных траекторий развития, включающих:

· Программы индивидуальной траектории преодоления предметных трудностей в обучении;

· Программы индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей в обучении;

· Программы индивидуальной помощи детям с трудностями межличностного взаимодействия;

· Программы педагогической поддержки хорошо успевающих детей;

· Проведение мероприятий с целью расширения педагогических знаний родителей о работе с детьми, которые нуждаются в особом педагогическом внимании — в течение года.


ФГОС НОО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года.

Цель введения ФГОС НОО: повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования,

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Стандарт учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, само ценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевымикомпетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

Русский язык. Родной язык: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

Иностранный язык: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

Математика и информатика: использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

Обществознание и естествознание (Окружающий мир): понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

Основы духовно-нравственной культуры народов России: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Изобразительное искусство: сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

Музыка: сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

Технология: получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

Физическая культура: формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.

Требования к Федеральному государственному стандарту начального общего образования:

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Программа формирование универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.

Формирование универсальных учебных действий обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования

Разделы ООП НОО

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты

3. Базисный учебный план ОУ

4. Программа формируемых УУД

5. Рабочая программа учебных предметов

6. Программа духовно-нравственного развития

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

8. Программа коррекционной работы

9. Система оценки достижений планируемых результатов

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (далее — базисный учебный план), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Отличительная особенность ФГОС НОО – включение в учебный план раздела внеурочной деятельности за счет часов данного раздела(1350ч).

Направления внеурочной деятельности

Экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные обще­ства, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследо­вания, общественно полезные практики и др.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования:

1) Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

2) Финансовые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования.

3) Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования.

4) Информационно-образовательная среда образовательного учреждения.

5) Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход т.е. развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Требования к ОУ и педагогическим работникам:

укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;

уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории.

Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающие возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций.

Введение ФГОС НОО являлось необходимым для обеспечения развития дальнейшего образования в России. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения


-75%

Читайте также: