Петерсон запретили в школах почему

Обновлено: 04.07.2024

Вот так. Непатриотичный учебник математики.

Учебник Петерсон - это одно из средств, оружие для ведения педагогической (преэмптивной) войны против детей России - это давно известно, когда он создавался на зарубежные гранты и поддерживался разрушителями образования в нашей стране.

Если сравнить учебник Петерсон с предыдущими учебниками и задачниками, возникает одно слово, определение: "Учебники Петерсон – многократно раздутая макулатура", хотя и красиво и занимательно оформленная.

Если там и есть методика, то это искусно замаскированная методика, как отнять у детей время и не дать математических знаний и навыков.

Но сейчас имеются и другие учебники и задачники, авторы которых были вдохновлены многолетней безнаказанностью Петерсон. Эти авторы пишут и издают в "Новой Дрофе"(фактически у бывшего зам. министра Киселева) ещё более худшие, коррупционные учебники и задачники.
Это - ещё более ужасные учебники и задачники, где американские методисты по ведению педагогической войны против детей России разгулялись

И вот эту американскую туфту, подготовленную и изданную издательством, организованным бывшим чиновником, историком западной, - самой ужасной и отвратительной - педагогики, должны переваривать наши дети!? :( В нынешнем руководстве РАО и системы российского образования нет и следа методистов - там озабочены только тем, чтобы увеличить сроки и затраты - чтобы дети никогда не стали успевающими, а для этого надо тонко и умно отнять математические способности у детей - именно это и делали учебники Петерсон.

Конечно, у Петерсон антиматематический и антидетский, а также антиродительский материал более искусно замаскирован - антипатриотизм тут вовсе ни причем.

При всём при этом с начала 70-х годов в России (еще в СССР) существует технология преподавания математики по системе В.Ф. Шаталова: весь курс математики, алгебры и тригонометрий всяких дает за один год – и только на отлично – даже все двоечники по технологии Шаталова становятся круглыми отличниками.
Ещё в 1970 году В.Ф. Шаталов доказал, что методики преподавания математики искусственно растягивают сроки обучения математики в 6 раз! Ну, а в момент выходя учебников Петерсон, методика и учебники Шаталова сократили сроки отличного усвоения математики в … 20 раз!
Ну, а по методикам Никитина и Тюленева, как я понимаю, школьная математика легко осваивается детьми ещё до школы… Это делается за счет резкого повышения IQ - дети становятся одаренными, потенциально гениальными и математика им нипочем - они могут сдавать её экстерном и идти дальше учителей - могут начинать программировать, использовать профессиональные математические пакеты и решать инженерные задачи, как студенты вузов.
Но все это скрывается г-жой Петерсон и коррупционерами, зам. министрами и директорами и владельцами издательств, которые делают деньги на дебилизации, на здоровье и будущем наших детей.

Математику по Петерсон до недавнего времени преподавали во многих школах, но в 2014 году эти учебники исключили из официальной школьной программы. Разбираемся, почему так вышло, чем система отличается от традиционной методики, какие у неё есть плюсы и правда ли она такая сложная, что детям-гуманитариям лучше даже не начинать по ней учиться.

Кто такая Л. Г. Петерсон и в чём суть её системы?


Людмила Георгиевна Петерсон — педагог-методист, доктор педагогических наук. Родилась в 1950 году, а с 1975 года под руководством ведущих советских математиков, таких как Наум Виленкин и Георгий Дорофеев, разрабатывала курс непрерывного математического образования. Первые пособия предназначены для детей трёх лет, последние — для учеников девятого класса. В 1990-е годы методику стали широко использовать в детских садах и школах.

В отличие от традиционного метода, система Петерсон подразумевает, что до всех решений ребёнок должен дойти сам. Тут нет места стандартной схеме, когда учитель объясняет тему, дети усваивают, решают задания, пишут контрольную и идут дальше.

Им сначала даётся более сложное задание, чем они могут решить, они высказывают идеи, предлагают варианты и, в конце концов, под руководством педагога заново открывают математические законы.

Дети приобретают важные навыки: учатся преодолевать трудности, выходить за рамки готовых решений и изобретать свои, критически оценивать информацию. Помимо всего прочего, они радуются своим открытиям и победам, а то, до чего додумался сам, гораздо сложнее забыть.

Как это работает?


В традиционной школе умножение проходят так: учитель пишет выражение, например, 5+5+5, а потом говорит, что это можно записать проще, вводит новый знак, понятие множителей, объясняет правила.

С мышлением понятно, а как у таких детей с классической математикой?


Многие участники математических олимпиад разных уровней занимались в начальной или средней школе по учебникам Петерсон. Например, в национальной сборной России по математике таких больше половины.

Может быть, эта система для одарённых детей? А если у моего ребёнка средние способности?


Программу Петерсон действительно часто используют в специализированных математических школах или классах, но автор методики уверена, что она подходит всем. А детям, которые не показывают исключительные способности к математике, такие развивающие занятия даже полезнее: те, кого считали отстающими, зачастую выравниваются и становятся сильными.


Почему кружковая математика гораздо круче и интереснее школьной (да, сейчас объясним, что это)

То есть ученикам предлагают задания вплоть до максимально сложных, но спрашивают с них по минимально допустимому уровню. Таким образом, каждый ученик берёт столько нагрузки и знаний, сколько может осилить, но обязательный минимум выполняют все.

За что эту систему ругают?


В первую очередь из-за того, что успех обучения во многом зависит от учителя. Ведь такие уроки — это не монолог учителя, а дискуссия. Просто объяснять тему и давать задания из учебника не получится: нужно вести за собой детей, организовывать работу в группах, грамотно строить диалог. Если учитель этого не умеет — ничего не выйдет.

Бывает, учитель хочет работать по этой методике, но оказывается не готов. И случается сбой — дети не понимают, не тянут программу, делают домашние задания в слезах до глубокой ночи (хотя по задумке автора ученик должен самостоятельно выполнять домашнюю работу за 15-20 минут). Родители не в меньшем шоке, чем дети, ведь система построена для них непривычно, задания сформулированы непонятно, помочь они зачастую просто не могут.

К тому же темы идут не линейно, а по принципу слоёного пирога. То есть одна и та же тема может в разное время прорабатываться на разных уровнях. Так что если ребёнок заболел или, например, прослушал объяснение, просто пролистать учебник назад и прочитать всё пропущенное у него не получится.

А что говорят те, кому она нравится?


Как правило, если методика соблюдена, детям не сложно — их это увлекает. Часто домашнее задание по математике дети делают как самое интересное и приятное.

Бывает, что учителя в пятом классе не понимают, что делать с детьми после начальной школы по Петерсон — они уже всё знают

Упор в программе делается на логику и развитие абстрактного мышления, что пригодится в жизни даже гуманитариям. А математически одарённые дети участвуют в олимпиадах, без репетиторов поступают в физико-математические школы и технические вузы.

И, наконец, то самое, ради чего всё затевалось: если в традиционной системе ученик забывает алгоритм решения — он проваливает задание. Те, кто занимается по Петерсон, умеют создавать алгоритмы и выводить формулы самостоятельно. Это касается не только математики.

Где учат по этой системе?


С учебниками авторства Людмилы Петерсон работают как специализированные, так и самые обыкновенные государственные школы и детские сады. Правда, в 2014 году комплект книг для начальной школы не попал в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки. Главный (и очень странный) аргумент — содержание учебника не способствует формированию патриотизма.

Несмотря на многочисленные просьбы и обращения родителей, книги в перечень пока не вернули. Тем не менее, по закону образовательные учреждения имеют право открыто их использовать в качестве дополнительных пособий. Многие школы так и делают. Но если в классе эта программа не предусмотрена, а учиться по ней очень хочется, можно заниматься с ребёнком самостоятельно — все книги и рабочие тетради распространены и доступны. Правда, стоит потратить время на то, чтобы понять, как учить — почитать методички и рекомендации.

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Как филолог учебник Петерсон запрещал

Вначале я считала это недоразумением, которое быстро разрешится. Но, увы, запрет все длился и длился. Закончился он лишь в минувшем декабре: учебники Петерсон вернули в федеральный перечень. Однако моя младшая дочь оценить сей просветительский подвиг уже не сможет.

Вы думаете, я преувеличиваю? Увы, хотелось бы, чтобы это было так. Однако пример моих собственных детей показывает, как подействовал непродуманный запрет.

Щелкала как орешки

С учебниками Людмилы Петерсон моя старшая дочь столкнулась еще в детском саду. В старшей и подготовительной группе нам повезло с воспитателями, которые занимались с детьми именно по ее программе и ее книжкам. Изданы они были прекрасно. Нам самим с папой и бабушками-дедушками интересно было их листать, рассматривать картинки и слушать восторженные пояснения дочки про гномиков, которые разбираются с числами правильно, и тех, кто все время путается и их надо поправлять.

Как филолог учебник Петерсон запрещал

К счастью, от этой идеи мы по здравом размышлении отказались – не захотели заранее настраивать нашу девочку на неудачу. И оказалось, что боялись мы напрасно. Домашние задания в начальной школе занимали у нашей дочки минут 15-20 в день, не более. Причем по всем предметам. Это резко отличалось и от нашего личного опыта, и от стенаний знакомых нам родителей детей из других школ, и от страшилок в Интернете. Какое-то время мы даже считали, что выбранная нами школа слишком низкого уровня, потому-то дочке там легко учиться. Но результаты учеников на выпускных экзаменах, при переходе на ЕГЭ, в олимпиадах убедили нас в обратном.

Дело в том, что методика Петерсон изначально ориентирована не только на последовательное изучение учебного материала, но и на самостоятельную постановку задачи и последующее ее решение. На уроках дети не учили темы, как было принято, скажем, во время моих школьных мучений. Исходя из данного им материала они сначала сами формулировали тему или задачу, а потом решали ее самым оптимальным способом.

Правда, в пятом и шестом классах привычка к Петерсон сыграла с нашей девочкой и ее одноклассниками злую шутку. Дело в том, что учителя математики средней школы, в отличие от начальной, были приверженцами старого, традиционного стиля обучения: учитель – бог, ученик – дурак. Пока учитель не научит, ребенок ничего не усвоит. А с нашими детьми это уже не срабатывало. Они привыкли к гораздо более интенсивной интеллектуальной нагрузке.

К тому же учителя нашей средней школы принципиально не хотели переходить на учебники Петерсон и, по нашему странному закону об образовании, имели на это право. В результате весь пятый и половину шестого класса нашим детям впихивали темы, которые они уже успели изучить в начальной школе. Представьте: полтора года решать примеры и задачки, которые считались легкими почти для всего класса еще в четвертом классе!

Естественно, интерес дочки к математике стал угасать: ей было попросту скучно. Попытки попросить математичку изменить подход к урокам успеха не возымели. Она только возненавидела наш класс и стала отыгрываться на детях. Заменить ее получилось лишь спустя два года, но время уже было упущено.

Как филолог учебник Петерсон запрещал

Облом подкрался незаметно

Когда младшей дочке пришло время идти в школу, мы, даже не задумываясь, подали документы туда же, где училась старшая. К той же учительнице не попали, но надеялись, что все равно все будет в порядке.

Ан нет! В сентябре нашей младшенькой не дали учебник Петерсон. Мы посчитали это какой-то ошибкой: ведь ранее все начальные классы занимались по ее методике. Мы помнили и обещания директрисы насчет того, что теперь и в средней школе учителя перейдут на ее учебники и ее методику, тем более что они прошли переподготовку.

В детском садике наша младшенькая занималась по Петерсон так же, как и старшая. И показывала ещё лучшие результаты. Так что будущую школу мы воспринимали как своего рода трамплин, с помощью которого дочка взлетит к высотам познания с тем же минимумом трудностей, что и старшая. А может быть, покажет еще более интересные результаты.

Но, увы, как раз тогда, в 2014-м, учебники Людмилы Петерсон исключили из федерального перечня рекомендованных учебников! Правда, школам не запрещалось их использовать. Но наша директриса оставить математику Петерсон для малышей побоялась. Других школ, где она еще оставалась, мы тогда найти не смогли.

Деньги? Политика? Некомпетентность?

Решение это было ошибочным – сейчас это ясно уже даже младенцам. Недаром при очередном обновлении федерального перечня учебники Петерсон в него включили практически единогласно. К счастью будущих учеников, теперь линейка этих учебников не ограничивается начальной школой: по пособиям Людмилы Петерсон дети смогут заниматься и в средней школе.

Для сведения: у тех, кто, несмотря на запреты, занимался и занимается по учебнику Петерсон, средний балл ЕГЭ по математике выше на 25%! Эта выборка была сделана на примере 30 тысяч учащихся в 56 регионах страны. 75% от общего числа кандидатов в национальную сборную России по математике и более 60% от общего числа участников региональных математических олимпиад занимались по этому учебнику.

Что сыграло в пользу Петерсон – толком неизвестно. Возможно, повлиял тот факт, что большинство участников сборных страны по математике и победителей олимпиад занимались именно по ее учебным пособиям. А может быть, сыграло свою роль и то, что методику Петерсон начали осваивать американцы и китайцы. Мол, как бы не повторить судьбу прежних наших достижений в разных сферах, когда на родине их начинали ценить только после того, как они успешно продвигались на Западе.

Ну и, наконец, наверняка значение имела и смена руководства Минобрнауки, которое уже не аффилировано столь открыто с некоторыми издательствами, привыкшими к многомиллиардным заказам на учебники и финансированию их печати из федерального бюджета.

Злые языки поговаривали, что популярные учебники по математике и ряд других попали под раздачу именно из-за коммерческих предпочтений, а придирки к их педагогической составляющей послужили лишь предлогом (рынок учебников в РФ оценивается в 30 миллиардов рублей ежегодно!).

Но, наверное, свою роль сыграла и научная школа, которая сформировалась благодаря усилиям самой Людмилы Петерсон и ее команды. Все это время они не сидели сложа руки. Занимались разъяснением своей методики и привлекали на свою сторону сотни и тысячи учителей.

Насколько я знаю, многие учителя тайком (!) продолжали учить детей по Петерсон, называя это дополнительным учебным материалом.

Насколько я знаю, многие учителя тайком (!) продолжали учить детей по Петерсон, называя это дополнительным учебным материалом. Мой племянник попал к такой учительнице. Сейчас он в третьем классе, как и моя младшенькая. Только учится в другой школе, где руководство не такое трусливое, как в нашей. Познания и успехи в математике у него и у моей дочки различаются, по-моему, на порядок. Хотя программа (ФГОС) у них вроде бы одна и та же.

Вот потому-то мое отношение к госпоже Ульяхиной и носит столь личный характер: именно ее некомпетентность зарубила на корню возможные успехи моей дочери.

Встает вопрос: накажут ли ее хоть как-то?

Так что изменилось? Патриотизма в учебниках Петерсон прибавилось? Нет, они остались теми же – с незначительными изменениями. Просто за это время, похоже, специалисты вчитались в отрицательное заключение более внимательно. В нем госпожа филолог давала ответы на три десятка вопросов, поставленных перед экспертами федеральным заказчиком. И оказалось, что большинство из них даны с точки зрения… ее родной науки – филологии. Математикой в них и не пахло. Именно поэтому в ее ответы вкрались ошибки, показывающие, что предметом исследования – математикой для начальных классов – госпожа филологиня попросту не владеет. Как утверждают специалисты, она банально не понимала математической сути задач, которые взялась критиковать!

В результате методика Петерсон, весьма востребованная учителями, родителями, помогающая детям раскрыть свой потенциал, оказалась отсечена от массовой школы на целых пять лет!

Теперь она вернулась. Но захотят ли учителя, которые пять лет отвыкали от предельно интенсифицированного стиля ведения урока, вернуться к ней или изучить ее заново?

А мне как матери от этого вдвойне обидно: моей дочке уже по Петерсон не учиться. Кто знает, сколько она от этого потеряла?

Когда я разобрался с этим, то с легким сердцем забрал сына на семейное образование.

Эта статья - не критика учебника Петерсон, а попытка понять: почему дети понимают математику хуже и хуже, а “уникальных” методик и учебников появляется все больше?

Возвращение блудного учебника

Учебник Петерсон был изъят из школ в год “Крымской весны”. Но похоже, что “мафия действительно бессмертна”.

Давайте представим: чего это стоило - официально запретить столь яркий учебник?

  • Сколько копий было сломано внутри Системы?
  • Сколько жалоб было написано родителями перед этим?
  • Насколько удручающий была реальная статистика многолетнего использования “уникальной методики”?

Можете себе представить, какой силы удар пропустила влиятельная группировка в Системе, чтобы школам запретили закупать этот учебник на бюджетные деньги?!

Историческая справка

Л.Г. Петерсон - ученица Н.Я.Виленкина, автора одного из самых известных и издаваемых более 40 лет учебников по математике. Среди соавторов Наума Яковлевича мы обнаруживаем и фамилию некоего тов. Жохова. Что опять отправляет нас к “уникальным и очень секретным” методикам. (Методика тов.Жохова действительно секретная и это действительно очередной “развод кроликов”. Ищите в Сети, только правильно составляйте запрос: “отрицательные отзывы” :).

Я пишу с долей юмора, но это все очень серьезно.

Подковерные войны - самые жестокие. Победители имеют почти все, побежденные же остаются под ковром в нервных судорогах.

Но иногда случается, что Шварценегеровское “I’ll be back” случается … И тогда все становится еще серьезнее.

Об эффективности учебника Петерсон

Я мог бы рассказать о методике Петерсон по-существу, но здесь ограничусь некоторыми психологическими соображениями …

  • Подумайте: если бы у Вас были доказательства успеха Вашей методики - стали бы Вы их скрывать. Это же осиновый кол в Ваших недоброжелателей и конкурентов!
  • И разве при наличии доказательств появились бы такие вот “доказательства”:

“Многие участники математических олимпиад разных уровней занимались в начальной или средней школе по учебникам Петерсон.”

- “Уважаемая Людмила Георгиевна! Вы позиционируетесь как ведущий эксперт-математик: разве Вы не слышали о том, что “математика - точная наука” и любит цифры? Разве Вам не совестно подменять доказательства пустыми фразами?”

Молчит Людмила Георгиевна, не отвечает на крики разочаровавшихся родителей.

“Детки по Петерсон" в началке - просто молодцы! Но почему же с 5-6 класса они перестают выделяться? А с 7, когда появляется алгебра, частенько катятся с математических вершин быстрее “обыкновенно обученных”?

Нет статистики - нет и доказательств

У меня нет статистики, следовательно, нет и доказательств. Но их нет и у Л.Г. Петерсон.

Однако я много разговариваю с родителями, читаю форумы, наблюдаю, анализирую и оцениваю выборки данных . Да и понять смысл “уникальной методики” для меня несложно. (Приходилось работать в институте прикладной математики, руководить лабораторией, заниматься методами творчества. И даже преподавать в школе).

"Множества во множестве": эксперименты

Возьмем, например, “множества”, во множестве присутствующие в учебниках Петерсон с первых классов . Да сколько об этом уже ругаются и насмехаются действительно серьезные математики ! Например, академик В.И.Арнольд, один из ведущих математиков 20 столетия.

. Дети, которым в 1-2 классах давали понятие множеств, в старших классах понимали математику хуже, чем “не занаученные”.

Все-таки немного скатился в математику. Вернемся к психологии.

Психология обучения (монолог школьного учителя)

Давайте попробуем вжиться в образ, заглянуть в душу школьного учителя. Не того, который учит, а авторитетного. Эксперта, которому обрыдла школьная рутина и он мечтает …

О чем может мечтать эксперт во время очередного урока?

- “Вот учу тут оболтусов: каждый год одно и тоже. Палочки, крючочки, устный счет, таблица умножения, задачки про Машу и Сережу с их кислыми яблоками . Надоело! Да и зарплата прихрамывает, не успевая за “средней по региону”.

Мне и самому(ой) в них многое непонятно, поэтому приходится запоминать. Да и разве только в учебниках дело? А рынок труда, а родители, а гаджеты?

Где все мои мечты!? Так и буду выслушивать жалобы родителей, лебезить перед директором, бегать репетитором, стирая каблуки в пыль?”

По-человечески мне это очень понятно. И совсем без иронии …

Но отпущенная на свободу мысль уже начала творить .

- “А не изобрести ли мне что-нибудь этакое? Вон сколько всякой дряни другие наизобретали!"

Нелогичные мы с вами существа!

Человека не понять логически. Исключительно через чувства.

Женщины такие вещи проделывают на раз-два-три. А мне нужно трудиться, вспоминать ситуации .

Общая примета времени

Чем меньше результатов, тем больше нововведений и вранья. Яркого, гениального, впечатляющего.

Как только уровень образования стал проседать - понеслось.

Игровой подход

  • Игровой подход.
  • Восхождение от абстрактного к конкретному.
  • Раскрашенные во все цвета радуги буквы и слова.

То, что внимание ребенка рассеивается, становится труднее улавливать суть - плевать! Зато как ярко и красиво! А как уникально! Да и учителю не так скучно. А если что, то перекрасить по своему, “уникально” - не проблема. А там уже и до новейшей методики рукой подать.

А если наклеить цветные фантики на кубики, то сразу - фурор!

То, что дети путаются в смыслах, теряют ориентиры, перестают понимать сложные, не раскрашенные тексты (данные PISA), так это …

Я получил ответ на критику!

- “Вы не специалист, а мы - эксперты! Поэтому не лезьте, сначала образование получите! А еще вы завидуете и занимаетесь очернительством! Вот!”.

Развлекают игровым подходом учителя главным образом сами себя.

Детям на таких “уроках” конечно тоже весело.

- “Дети с радостью бегут ко мне в класс, спрашивают: когда же будет следующее занятие. Мам прямо за руки ко мне тащат! Вот как им нравится!”

- “Но гаджеты им тоже нравятся еще больше. Они такие цветные и игровые …”

- “Ну, сравнили! Гаджеты - это подавление психики, синдром недостатка внимания!”

Еще один эксперт, педагогический академик Асмолов говорит, что без гаджетов теперь - никуда. Нужно только научиться их использовать в образовании. А еще (совсем по-современному) нужно нам, взрослым, учиться у малышей.

“У меня есть 4-х летний друг”,- рассказывает Асмолов (цитирую по памяти кусок видео из ютуба),- “Он меня учит”. Далее про то, что академик не разбирается в смартфонах, а малыш как родился, так сразу и разбирается. И теперь учит академика.

"Такие вот эмоции мы испытывали до перехода на семейное образование"

А молодые дамы сидят кружком и восхищенными глазами внимают словам Мэтра.

- “Что они лет через 10 запоют",- думаю я,- "когда большинство их ”молодых друзей” просядет сначала в школе, а потом и в жизни?”

Ничего они не запоют.

Это учителя сидят кружком …

К тому времени забудут они тех, кого “учили”. И будут вокруг другого Мэтра кружком сидеть. А у кого сложится, сами мэтрами станут … Сейчас не время разрушать их гипноз …

Вот примерно такие эмоции, приправленные логикой, испытывали мы с супругой в течение 5 лет прежде, чем поняли окончательно: "тут рыбы нет и ловить тут нечего". И забрали сына на семейное образование.

Читайте также: