Перспективный план занятия по русскому ядетей национальности в детском саду
Обновлено: 28.06.2024
Главная Фольклор
Выполнил: воспитатель Сулейманова З. М Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
категория: высшая стаж: 28 лет
Цель:
Формировать у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам через народные игры.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обобщать и расширять знания детей о красоте и разнообразии игр народов, живущих в РБ
- знакомить детей с играми русского, татарского, башкирского народов
- формировать культуру межличностного взаимодействия детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать и обогащать речь
- способствовать формированию поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, уважение и терпимость к людям независимо от национальной принадлежности
- воспитывать у детей чувство патриотизма
- учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам
- воспитывать желание активно участвовать в играх.
Интеграция образовательных областей:
Средства реализации: музыкальное сопровождение, платки, ИКТ, колокольчик, тюбетейка.
Предварительная работа:
Методы и приемы:
- Слушание башкирских, татарских и русских мелодий.
- Беседа.
- Вопросы к детям.
- Сюрпризный момент.
Ход ООД:
Воспитатель в башкирском национальном костюме встречает детей.
Орг. момент. Поздороваться с гостями.
Речевая игра – приветствие с движениями:
Как повезло тебе и мне:
Мы родились в такой стране,
Где люди все — одна семья
Куда не глянь — везде друзья!
Воспитатель: Добрый день, туймазинцы. А почему я вас так назвала?
Дети: Мы живем в городе Туймазы.
Воспитатель: А в какой республике мы живем?
Дети: Мы живем в республике Башкортостане.
(Воспитатель предлагает повторить вместе)
Воспитатель:
В нашей республике много городов, сел и деревень, в которых живут люди разных национальностей. Кто может назвать народы, которые живут в нашей республике Башкортостан? (русские, татары, башкиры, марийцы, чуваши и др).
Посмотрите на мой наряд, я нарядилась в свой национальный костюм. Как вы думаете, какого народа этот национальный костюм? (татар).
Правильно! Вот я татарка по национальности, а вы кто? (дети перечисляют)
(Обращается по имени к каждому ребенку).
А чем отличаются народы разных национальностей? (они разговаривают на разных языках, соблюдают свои обычаи, играют в национальные игры, поют разные народные песни и танцуют разные народные танцы).
А что общего? (они живут дружно, играют в игры …)
У каждого народа есть свои национальные игры.
Предлагаю Вам отправится в путешествие по нашей республике.
На чем можно путешествовать? (на машине, на самолете и т.д.)
Ну а, мы отправимся в путешествие на ковре-самолете (достает из сундука ковер)
Ну а где праздник, там и игры, что у нас тут в сундуке…
Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.
Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.
Воспитатель: А какие вы русские народные сказки знаете? Какой отрицательный персонаж часто встречается в русских сказках? (Баба-Яга)
Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры:
Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога,, — Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. — по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. — Идут в центр.
Побежала в баньку, — Из круга обратно.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
Убегаем нам самолет.
II остановка – татарская
Дети встают в круг, руки сзади. Выбирают водящего по считалке. У водящего платок. Под музыку идет по кругу и незаметно кладет платок на руки у одного из игроков. Тот игрок кому положили, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы встать на его место. Таким образом, дети меняются.
Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников. Воспитание желания активно участвовать в играх.
Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:
Ну-ка угадай: кто так сказал, твое имя кто назвал?
Ты не ошибись и назови! Кто он, кто он? Ты найди!
Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.
Правила игры. Дети становятся в круг. Под музыку передают друг другу.
В конце песни, у кого остается тюбетейка, тому и дается задание: скачки на лошадке, бег с ложкой, яйцом, танец.
III остановка – башкирская
Цель: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.
Ход игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
– Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
* Коль джигит ты удалой
Медный пень тот будет твой.
В игре участвуют также две команды каждая из которой образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. (свисток) По сигналу две команды образовывают один круг взявшись за руки, все идут по кругу шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
С окончанием слов надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает команда, первой построившая юрту.
Возвращение с путешествия.
Воспитатель: Вот такие игры у разных народов. Скажите, похожи эти игры друг на друга? Все они похожи немного друг на друга, а как же иначе, ведь играют в них дети. А дети во всем мире одинаковы. Озорные, любознательные, подвижные, добрые как вы.
Какая игра вам больше всего понравилась?
Вот как мы дружно играли, не ссорились, весело провели время.
В нашем детском саду воспитываются детки разных национальностей. Мы должны любить друг друга, дружно играть, никогда не ссориться друг с другом.
Ребята, а что бы мы могли пожелать людям всей Земли и нашим гостям? (ответы детей). Можем пожелать жить в мире и согласии, беречь, не обижать животных и птиц, много трудиться на благо и процветание своей страны, дружить друг с другом.
Все вместе идем закрывать сундук, а там сюрприз – башкирское угощение чак-чак.
способствовать развитию национальной толерантности.
Ход занятия:
Воспитатель в калмыцком костюме встречает детей.
Воспитатель: Мендвт, энкр мини гиич! Какие вы сегодня нарядные и красивые. (Дети образуют круг)
Как повезло тебе и мне:
Мы родились в такой стране,
Где люди все – одна семья
Куда не глянь – везде друзья!
Сегодня у меня в гостях монгол Ульясу, даргинец – Рави, калмыки – Санджи-Горя, Алина, Цевг, Баир, Джамбул, Алдар, Саша; русские - Катя, Максим, Лёша, Настя, Дима.
Насколько многолика наша республика, наша страна, в которой комфортно каждому народу.
Ребята, в Конвенции о правах ребенка говорится, что дети имеют право пользоваться своей культурой и родным языком.
Посмотрите на это символ, кто на нем изображен? (Дети разных национальностей)
У каждого народа, каждой нации есть что-то своё, интересное и характерное. Конечно, невозможно знать обычаи, традиции, языки всех народов. Что же нам делать? Как вы думаете? (Надо общаться, играть, читать, рассказывать о традициях своей семьи, своего народа)
Узнавать о других нациях как можно больше, дружить, ходить друг к другу в гости, соблюдая культуру межнационального общения.
Вспомните, какие правила надо соблюдать? (ответы детей)
Они просты. Запомни их – будь уважителен, терпим, отзывчив.
Проявляй к людям такое отношение, какого ты ждешь от них по отношению к себе. Уважай национальные чувства других народов.
Детям предлагается прослушать отрывки музыкальных произведений и определить, музыку какого народа они только что услышали.
(под музыку разных народов)
Воспитатель: Наши предки умели и любили веселиться. У калмыков самый веселый праздник – Цаган Сар – проводы зимы, встреча весны. В этот день готовят национальные блюда, одевают нарядную одежду, танцуют и поют, ходят друг к другу в гости. А какие вы еще знаете праздники? В каких семьях отмечают Масленицу, Курбан – байрам? Расскажите о них.
Концерт (дети исполняют народные танцы и читают стихотворения)
Воспитатель: Ребята, все мы должны жить в мире и согласии, уважать друг друга независимо от национальности! Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а вместе – сад. Один успеет положить только кирпич, а у тех кто вместе, уже дом готов. Соединяет людей дружба! Вместе все живут счастливо.
Если спросить, что для людей самое главное, то калмык ответит: ингльтн, узбек – дустлик, грузин – мегаброба! Все эти слова означают одно: дружба! Ведь Россия – страна друзей!
Воспитатель предлагает детям сказать что-то хорошее на своём родном языке.
Воспитатель: Ребята, все языки очень красивы по звучанию. Давайте друг друга обучать своему родному языку.
Автор: Авдеева Анастасия Ивановна
Организация: ГБОУ Школа №64 (структурное подразделение №1)
Населенный пункт: г. Москва
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Продолжительность: декабрь-январь 2015г.-2016г.
Цель проекта:
Задачи:
- углублять и уточнять представления о Родине — России;
- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
- закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
- о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
- обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России.
- познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
- формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
- развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
- развивать интерес к страноведческим знаниям.
- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Актуальность проекта:
- В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
- Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
- В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Предполагаемый результат:
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
- Пополнение знаний о народах России.
- Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
- Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
- Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
План мероприятий:
Итог проекта:
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта.
- Провести опрос детей на знание о многонациональности народов проживающих на территории России;
- Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину.
- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей , иллюстрированный материал по тематике.
- Обращение к специалистам.
Презентационно – завершающий:
Игровая деятельность детей:
- В гостях у сказки.
- Роспись предметов одежды народов России (фартук марийцев)
- Орнаменты для кокошников.
- Аппликация с элементами конструирования (из бумаги):
• Подвижные игры:
1.Составление рассказов по картинам:
Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.
Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.
2. Составление Загадок о семье, о Родине, о России.
Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.
Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,
- формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать.
- развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности
3. Составление рассказов по пословицам:
Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему.
Словарь: Активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц.
Чтение стихов о Родине, России, гербе.
Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.
Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов.
Чтение художественной литературы:
• Сказки народов России:
5. Взаимодействие детского сада с семьей.
- Помощь родителей в подборе атрибутов, пошив костюмов к выставке мини- музея.
- Приготовление национальных блюд к открытию мини-музея.
- Информация для родителей, оформление уголка в раздевалке.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. (Прием гостей в мини-музее подготовительной к школе группы)
Цель: Расширение знаний детей о Родине.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай и тд.
Оборудование: Карта РФ, флаг; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; национальные костюмы нородов России; куклы в костюмах народов России; книги со сказками народов России; головные уборы народов России; дети и воспитатели одеты в костюмы народов России.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
В мини-музей приходят гости подготовительная к школе группа.
Дети старшей группы встречают гостей, читают стихотворение.
Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты —
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
Прекрасен горный край Кавказ
Здесь разные народы.
На Крайнем Севере у нас
Вот кабардинец на коне,
Вот рыболов тунгусский,
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно, русских!
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
Как вы думаете, сколько разных народов проживают в России? Больше ста восьмидесяти. А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Например, жители Кавказа любят шашлык, татары по праздникам готовят чак-чак — жареную лапшу с медом, народы Крайнего Севера для дорогого гостя приготовят блюда из рыбы и оленины, русские угостят румяными блинами. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.
У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Рассматривание кукол в национальных костюмах.
Дети старшей группы показывают и рассказывают о костюмах народов России.
- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)
- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)
- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
В игре участвуют дети-гости подготовительной группы.
- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
Конспект занятия составлен в соответствии с ФГОС. Занятие интегрированное, в него вошли такие образовательные области как: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие. Основой занятия является знакомство с традициями и обычаями народов : русских, татар, армян. Формирование доброжелательного и уважительного отношения к людям разной национальности.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Составитель: Жаминова Гульсайра Сибаевна
Цель: Расширение знаний детей о Родине.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, народности; русские, татары, армяне и другие; сарафан, кафтан, кокошник, тюбетейка.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
- Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, передавая клубочек волшебных ниток и поприветствовать друг друга. Каждый, кто передает и кому передается волшебный клубок, наматывает нитку на свой палец. (Показать, как это нужно делать. Продолжать игру до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.)
- Посмотрите, как мы все связаны одной нитью. (Предлагаю слегка ее натянуть, для того, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого.). Мы с вами – единое целое.
- Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)
Рассматривание карты России.
Наша страна очень … (большая, огромная).
В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
- Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Показ иллюстраций-русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи и др.). В нашей группе ребята разных национальностей: русские, татары, армяне, башкиры.
- Встаньте в обруч те, у кого темные волосы;
- Топните те, у кого есть брат;
- Кивните головой те, кто мальчики;
- Похлопайте те, у кого голубые глаза;
-Встаньте те, кто одет в шорты;
-Поднимите руку те, у кого заплетены косички.
- Видите, ребята, мы с вами все очень разные, у каждого из нас есть свои особенности, не говоря уже о том, что у каждого человека свой внутренний мир. И поэтому мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.
- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)
- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)
-Какие татарские народные праздники вы знаете? (Сабантуй, Уроза-байрам, Курбан-байрам и др.)
-Какие армянские народные праздники вы знаете? (Вардавар, Терендез и др.)
Спасибо, теперь ребята, мы посмотрим армянский танец.
- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.
- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка.
В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
-А сейчас обратите внимание на армянский костюм.
- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Мы, весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они поднимают руки и платок над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
- У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
- У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)
- Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. Армянским национальным блюдом являются: толма, хаш, пахлава. Посмотрите на наш богатый национальными блюдами стол.
- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Чтобы дружба народов была крепкая, необходимо соблюдать правила.
ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
ВТОРОЕ ПРАВИЛО: гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого.
ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, - обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.
ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную.
Молодцы, постарались, вы очень дружные ребята, мы вами гордимся! У каждого народа есть очень хорошая традиция – приглашать в гости и за чашкой чая с беседой проводить приятно время. Вот и мы приглашаем вас к нам в гости на чашку чая.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, вы его внимательно слушайте, а потом скажете, о чем оно.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина - Россия,
У нас у всех одна.
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о нашей Родине и народах, которые здесь живут) Правильно. Чтобы быть настоящими гражданами своей страны, нужно много знать о своей Родине, любить ее и гордиться ею, а еще знать о тех людях, которые живут вместе с нами в нашей огромной, прекрасной и многонациональной стране.
Звучит музыка, в группу входит путешественник.
Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто?
Путешественник: Здравствуйте. Кто я? Я величайший путешественник. Я объездил много стран, а особенно люблю путешествовать по нашей стране России. Вы вот, например, знали, что в нашей стране живут разные народы и каждого народа свои особенные традиции?
Воспитатель: Уважаемый путешественник, мы очень рады с тобой познакомиться. Мы как раз говорим с ребятами о том, что наша страна многонациональна и мы уже знаем традиции и обычаи некоторых народов.
Дети: Да!
Путешественник: Бросайте кубик-путешественник и он укажет на какую станцию мы с вами отправимся.
Дети бросают кубик и попадают на станции, обозначенные цифрами от 1 до 6. За каждое выполненное задание дети получают кусочек пазла.
Станция 1. Жилище
Соединить линией традиционное жилище и народность, которая в нем проживала.
Станция 2. Одежда
Одеть мальчиков и девочек в традиционные костюмы. Назвать народность и элементы национального костюма.
Станция 3. Блюда
Назвать национальные блюда русских, татар, башкир, чукчей? Разложить картинки с этапами приготовления этих блюд.
Путешественник: Вы такие молодцы. Уже прошли 3 станции. А перед следующей я вам предлагаю немного отдохнуть.
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Путешественник: Продолжаем наше путешествие. Бросайте кубик!
Станция 4. Музыка
Послушать и угадать какой народности принадлежит музыка. Назвать инструменты, которые звучат в произведениях.
Станция 5. Народные праздники
Отгадать загадки про народные праздники и назвать чему каждый из них был посвящен.
Праздник этот знаем мы -
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины. (Масленица)После сева летним днем
Мы станцуем и споем
Зазвенел теплом июнь
Это праздник … (Сабантуй) (Кипиани Т.М.)В конце мая у народа
Площадь круглая видна,
А на площади проходят
Скачки, бег, стрельба, борьба.
Победителю был приз жеребец или баран
Кто ответит мне скорей
Это праздник был - … (Майдан) (Кипиани Т.М.)Охотничий сезон сегодня стартовал
И шаман на Севере проводит ритуал
Праздник посвятили предметы одному
Как праздник назывался известно тут кому? (Спуск байдары)
(Кипиани Т.М.)
Станция 6. Народная игра
Назвать и поиграть в народную игру любого народа.
Путешественник: Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и получили все части пазла, осталось только его собрать и посмотреть, что получится.
Воспитатель: Посмотрите, что у вас получилось на картинке? (Народы России держатся за руки). Несмотря на то что мы все такие разные: у каждого народа своя культура, традиции, язык, дома, одежда. Нас всех объединяет то, что наша родина – Россия, мы все говорим на русском языке, любим и уважаем друг друга.
Путешественник: Ну а мне пора отправляться в следующее путешествие. А вы не переставайте учиться, путешествовать и узнавать что-то новое. До свидания, ребята!
Воспитатель: До свидания. Спасибо за путешествие.
Воспитатель: Дети, вы такие молодцы. Справились со всеми заданиями путешественника. Скажите, а какие народы России мы сегодня встречали в заданиях путешественника? А какие задания вам запомнились больше всего? А какое задания показалось вам самым трудным?
Читайте также:
- План работы с детьми с особыми образовательными потребностями в доу
- Как распечатать текст на бумаге какие технические и программные средства для этого необходимы кратко
- Справка о регистрации ребенка для детского сада как выглядит
- План урока скачать бесплатно
- Объясните как связаны особенности строения листа с его функциями кратко