Перспективный план по ритмопластике в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Направленность: художественно-эстетическая.

Возраст: вторая младшая – 3-4 года.

Срок реализации: 1 год.

Новизна и актуальность. Дошкольный возраст- один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность ребенка. В период от трех до семи лет малыш растет и интенсивно развивается, движение и музыка становятся его потребностью. В настоящее время существует много ритмопластичных направлений, и одно из наиболее доступных и эмоциональных – это танцевальная хореография. Доступность ее основывается на простых на простых общеразвивающих упражнениях, а эффективность- в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Поэтому ритмические плюс танцевальные занятия – это основа нашей программы. 2 раза в неделю по 15 минут.

Система занятий:2 раза в неделю по 15 минут.

Ц ели и задачи

– воспитание интереса к музыке, потребности в движениях под музыку;

– развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;

– накопление и обогащение слушательского и двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы :

Ÿ умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя правильную осанку;

Ÿ умеет бегать (бег-легкий, ритмичный, передающий различные образы), сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя;

Ÿ умеет исполнять основные общеразвивающие упражнения на различные группы мышц;

Ÿ может ходить на четвереньках;

Ÿ умеет передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное: веселое-грустное, шаловливое-спокойное и т. д.).

Приемы обучения:
1. Предварительный показ танцевальной композиции, отдельных элементов, упражнений.

2. Анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируется отдельные части движения, композиции и потом соединяются.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятий ритмикой в детском саду состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение выразительной формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Обучение детей умению владеть своим телом, красивой осанке, грациозной походке, умению выступать перед другими, развивать координацию, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения развить свою гибкость и выносливость.

 учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

 развивать основы музыкальной культуры;

 развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);

 учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

 формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

Ожидаемые результаты:

- овладение техникой основных двигательных и танцевальных движений;

- овладение выразительностью и красотой движения;

- овладение чувством ритма;

- возросший интерес к занятиям танцевально-ритмической деятельностью;

- укрепление иммунной системы организма;

- укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы, двигательного аппарата;

что есть в жизни – это свободное движение под музыку.

И научиться этому можно у ребенка.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность ребёнка.

В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Существует много направлений в музыкально – ритмической деятельности, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это ритмопластика.

Ритмопластика – это передача музыки через движения, это эмоциональный отклик на музыку, выполнение простых танцевальных упражнений под музыку. Она доступна детям, начиная с раннего возраста.

Ритмопластика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, усвоенные на занятии, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте!

Ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, занятия ритмопластикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.

Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений. Очень важно заниматься именно с детьми дошкольного возраста, тем более что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету. На занятии даётся сказка - игра. В которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т. п., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.

1. Общая характеристика программы :

Новизна и актуальность программы :

Все занятия проводятся в виде сюжетно – ролевой или тематической игры, состоящих из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и коррекционных – развивающих задач.

Цель программы :

Создавать оптимальные условия для развития музыкально - пластических способностей воспитанников, соединения внутреннего состояния с внешним физическим действием средствами ритмопластики.

Задачи программы :

Коррекционно – образовательные: развитие мимических упражнений, психомоторного развития, развитие слухового и зрительного внимания, моторные функции, развитие координации движений, ориентировки в пространстве. Развитие музыкального слуха, памяти, внимания, ритмичности.

Оздоровительные: укрепление организма, развитие и совершенствование движений.

Воспитательные: развитие уверенности в себе, коммуникативной активности, доброжелательности, внимательности к другим. Обогащение яркими образными движениями создающие условия эмоциональной разрядки, рождение творческого воображения, согласуя действия с музыкой и образом.

1. Развитие музыкальности:

- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, чувства ритма;

- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

- развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

- развитие ловкости, точности, координации движений;

- развитие гибкости и пластичности;

- воспитание выносливости, развитие силы;

- формирование правильной осанки, красивой походки;

- развитие умения ориентироваться в пространстве;

- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

- развитие творческого воображения и фантазии;

- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомиме;

- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;

- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

6. Игровой стретчинг:

Основные принципы организации занятий:

- Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ.

- Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.

- Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.

- Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.

- Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.

- Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

- Вариативность. Варьируются: интенсивность и продолжительность нагрузки, разносторонность нагрузки, физическое и психическое напряжение. Варьирование необходимо для предотвращения травм. Оно улучшает не только психическое, но и психологическое состояние человека.

Условия для реализации программы :

Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия: личностное общение педагога с ребенком; наличие специально оборудованного кабинета; правильное покрытие пола – деревянное либо ковровое покрытие; каждый ребенок должен иметь обязательную одежду и обувь для занятия; широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника); атрибуты, наглядные пособия; зал предварительно проветриваемый. Иметь: расписание занятий, методический материал, календарный план, результативность каждого занимающегося по итогам года.

Систематические занятия ритмопластикой :

1. Помогут естественному развитию организма ребёнка и привитию потребности заботится о своём здоровье;(развитие мышечного корсета).

2. Разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы детей.

3. Увеличат жизненную ёмкость лёгких, улучшат физическую, интеллектуальную работоспособность.

4. Укрепят осанку и свод стопы. 5. Сформируют у дошкольников навыки самостоятельного выражения имитационных движений, разовьют воображение, слуховое внимание, память.

Эффективность занятий определяется показателем общего состояния ребёнка в конце года, его адаптацией к нагрузке, координацией движений, тонусом мышечной системы. Посещение родителями учащегося занятий в течение всего учебного года.

Отличительные особенности программы :

- Специфика данной программы позволяет реализовать мир игровых образов в целях оздоровления и коррекционного развития ребёнка.

- Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы : дети подготовительной группы (6 – 7 лет).

Особенности организации образовательного процесса при реализации рабочей программы :

Программа ориентирована на физическое и социально - личностное развитие детей. Ее реализация позволит открыть и познать новое о возможностях своего тела и организма, раскроит красоту, изящество и выразительности движений, создает благоприятные условия для самовыражения и раскрепощенности каждого ребенка.

Сроки реализации программы :

Программа обучения рассчитана на 1 год обучения детей подготовительного к школе возраста с 6 - 7 лет.

Совместная деятельность педагога с детьми проводится в форме специально – организованной деятельности (занятий по ритмопластике, которые проводятся по группам и в индивидуальном порядке. Работа педагога с учащимися осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.

Формы подведения итогов:

Проведение педагогической диагностики (мониторинг) развития ребенка необходимо для:

• выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы

• проектирования индивидуальной работы;

• оценки эффекта педагогического воздействия.

В процессе промежуточной диагностики (2 раза в год) педагог оценивает проявления детей, условно ориентируясь на лучшие показатели, выявленные для данного возраста.

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

В процессе оценки можно использовать различные шкалы: 3-балльную, 5-балльную, 10-балльную, либо уровни: высокий, низкий, средний. Каждый педагог выбирает и обосновывает ту шкалу, которая ему больше подходит, принципиального значения для вывода об общем уровне развития ребенка это не имеет.

Критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального и психомоторного развития в соответствии с 5-балльной системой.

Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).

Для каждого возраста педагог определяет разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый нами в задачах.

Оценка детей 7-го года жизни:

5 баллов — движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами;

4-2 балла — передают только общий характер, темп и метроритм;

0-1 балл — движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.

Выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т. д., умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что —то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки, У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э—5). По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно встает поближе к педагогу, чтобы его было видно, то это характеризует его как экстраверта, и наоборот, если ребенок всегда старается спрятаться за спину других, то, скорее всего, его можно определить как интроверта. При сопоставлении этих наблюдений с другими проявлениями детей педагог может делать важные выводы о внутреннем мире ребенка (благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне, о его состоянии на данный момент по типичности или не типичности поведения и т. д. Можно условно оценить проявление данных характерологических особенностей детей: зрительно разделить пространство зала на 5 зон по степени удаленности от педагога и посмотреть, какое место выбирает ребенок на занятии. Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе.

Умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные “па”. Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств иувлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.

Способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию (младшие дети — 1-го уровня сложности, старшие — 2-го и З-го уровня сложности) от начала до конца самостоятельно — это высокий уровень, оценка — 5 баллов. Если выполняет с некоторыми подсказками, то от 4-х до 2-х баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания — оценка 0-1 балл.

Способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти — оценка 5 баллов.

Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.

Лабильность нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон — это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т. д. Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость. Оценки выставляются следующим образом: ‘Ч — норма (5 баллов); В (возбудимость, З (заторможенность) — от 1 до 4 баллов (В-1, В-2, 3-1, 3-2 и т. д. — в зависимости от степени выраженности данного качества).

2. Перспективное планирование:

Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы (дети 6 – 7 лет) :

Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Развиваются умственные способности детей, обогащается их мышление. Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их скоординированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение плясок, игр становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

Планирование занятий по ритмопластике по часам (занятие 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут) :


Данная методика является соединением языка движений с языком музыки, соотнесением пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности.

Ритмопластика – это комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения. Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер. Они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.
Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, её эмоционально — телесного выражения. Именно этот опыт поможет ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественных, творческих и спортивных видов деятельности: это может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, занятия в спортивных секциях.

Цель - обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование и развитие творческих способностей посредством ритмики и танца.

Одна из основных целей работы состоит в развитии способностей детей с обязательной демонстрацией их на сценической площадке. Для этого хореограф руководствуется тремя основными методами обучения: словесный, наглядный, практический.

Задачи - развитие музыкальности, двигательных качеств и умений:
- развитие чувства ритма;
- развитие способности чувствовать настроение и характер музыки;
- развитие музыкальной памяти.
- формирование правильной осанки;
- развитие гибкости и пластичности;
- развитие точности, координации движений;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в движениях её образное содержание;
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- развитие восприятия, внимания, памяти.

1 часть - танцевальная разминка. Она включает в себя упражнения, воздействующие на весь организм ребёнка. Чаще всего это ходьба (на пятках, на носках, с высоким подниманием колен и т.д.).

2 часть - основная. Серия упражнений различного характера:
1. Упражнения по позициям рук и ног.
2. Ритмическая часть проходит в быстром динамическом темпе. Эта часть требует наибольшей затраты энергии, упражнения предназначены на развитие гибкости позвоночника, укрепление мышц спины и брюшного пресса, мышц ног.
3. Логоритмика. Движения выполняются под стихи. Используется в партерной части занятий, в разучивании танцевальных элементов, в образных танцах и в играх.
4. Партерная часть на полу (растяжки); упражнения на расслабление. Цель упражнений состоит в том, чтобы улучшить подвижность, поддерживая суставы в тонусе, позволяют развить шаг и выворотность тазобедренного сустава. Исполняются обычно в середине урока.

3 часть заключительная. В этой части используется хореографическая композиция, построенная на ранее изученных упражнениях, обязательно используются дыхательные упражнения.

Танцы игры. Релаксационные упражнения, цель которых обеспечить максимальный отдых детей.

Итоговое занятие.
Показ пройденного материала на открытом занятии в конце года.

Подводя итоги можно сказать, что в ритмопластике объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.

Список литература:
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - Л: Респект, Люси, 1999. 256с.
2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И. Буренина. 2-е изд. – СПб.: ЛОИРО, 2000. — 220 с.
3. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду: методическое пособие / М.Ю. Гоголева. - Ярославль: Издательство: Академия Развития, 2006. - 107 с.
4. Горшкова Е.В. От жеста к танцу: методическое пособие / Е.В. Горшкова – М: Издательство: Гном и Д , 2002. – 121 с.
5. Горшкова Е.В. Учимся танцевать, путь к творчеству. - М.: НПО "Психотехника" , 1993. - 203 с.
6. Джим Холл Учимся танцевать. – Издательство АСТ, 2009. – 184с.
7. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: учебное пособие / Т. И. Суворова 1- й выпуск. - СПб.: Музыкальная палитра, 2004. — 44 с.
8. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: учебное пособие / Т. И. Суворова 5 – выпуск. - СПб.: Музыкальная палитра, 2007. — 43 с.

Читайте также: