Перечислите основные этапы развития группы что такое коллектив кратко

Обновлено: 05.07.2024

Любая группа проходит определенные этапы своей жизни, хотим мы того или нет. В краткосрочных группах (2-4 часа) эти стадии менее заметны, хотя всё равно присутствуют. В долгосрочных курсах (от нескольких дней до нескольких лет) этапы заметны намного ярче.

Неопытные ведущие групповых занятий могут принимать прохождение группой естественных стадий развития как сопротивление, бороться с ним и ухудшать состояние (своё и участников). Поэтому важно знать эти стадии и управлять процессом их протекания, выстраивать обучение так, чтобы нивелировать риски на каждой из них.

Выделяют следующие стадии развития группы:

- стадия формирования (forming);
- стадия психологической напряженности (storming);
- стадия нормализации (norming);
- стадия деятельности (performing).

В некоторых исследованиях дополнительно выделяют:
- стадия перемены или расставания;
- стадия рефлексии/воспоминания/накопления информации.

1. Стадия формирования.

Это начальный этап, когда участники только собрались вместе, еще не знают, чего ожидать друг от друга и от ведущего. Они осторожно исследуют границы приемлемого поведения.

Обычно в начале занятия люди испытывают волнение, нетерпение, оптимизм, либо подозрение, опасение и беспокойство относительно предстоящего процесса и способов взаимодействия с другими членами группы.

Роль ведущего на этом этапе является решающей. Он должен сосредоточиться на помощи участникам занятия, познакомить их друг с другом и создать обстановку непринужденности. Страхи, смятения и колебания членов команды должны быть устранены как можно раньше. Наилучший путь к этому - прояснить цели, роли, ответственность и процедуры, которые имеют отношения к предстоящему процессу.

2. Стадия психологической напряженности - бурления, шторминга.

После того, как формальные рамки установлены, первые тревоги улеглись, участники группы начинают проявляться более активно. Например, они сталкиваются с трудной задачей, которую не удается быстро решить, или выясняют, что в группе есть разны подходы к одной и той же ситуации. Начинается фаза шторминга. Это похоже на то, как будто члены группы сделали прыжок в воду и, думая, что они тонут, начинают метаться.

На этой стадии для членов группы характерно:

- сопротивление выполнению задачи и новым подходам к совершенствованию качества (отличным от тех, которые каждый участник находит удобным для использования);

- резкие колебания отношения к членам команды и к успеху всего процесса;

- продолжение обсуждения проблем среди членов группы, даже когда они договариваются о конкретном результате;

- оборонительность и соревновательность;

- борьба за лидерство;

- разбивка на фракции и выбор союзников;

- установление нереалистичных целей;

- отсутствие единства, повышенная напряженность и ревность.

Многие члены команды испытывают чувство давления и напряжения, но постепенно они начинают понимать друг друга.

Ведущий команды может помочь группе успешно решить споры, которые возникают на этом этапе, выслушав проблемы, обеспечив обмен мнениями, который допускает все точки зрения, и воодушевив всех на достижение намеченных целей.

Этот момент очень энергичый, участники открыто проявляют привычные способы поведения. Это очень ресурсный и диагностичный момент, если умело им управлять.

После успешного прохождения стадии бурления, группа приходит к необходимости выработать собственные правила и нормы жизни, распределить роли и ответственность.

3. Стадия нормализации.

Участники принимают свою зону ответственности за общий результат, договариваются об основных правилах, ролях, начинают спокойно замечать и учитывать индивидуальные особенности друг друга. Эмоции идут на спад, первоначально конкурентные отношения переходят к более сотрудничающим.

Другими словами, поскольку участники группы понимают, что они не собираются тонуть, они прекращают метаться и начинают помогать друг другу находиться на плаву

Стадия нормализации характеризуется следующими факторами:

- принятие членства в группе;

- появление новой способности - конструктивного выражения критики;

- взаимопомощь и направленность на выполнение работы;

- попытка достичь гармонии, избегая конфликта;

- более дружелюбное, доверительное отношение друг к другу, люди делятся своим опытом (в том числе, ситуациями неуспеха);

- ощущение принадлежности к группе, совместимости, общего духа и общих целей;

Поскольку члены команды начинают учитывать свои различия, у них теперь имеется больше времени и энергии на общее дело.

На этой стадии ведущий должен отслеживать, что установленные нормы способствуют эффективной работе группы. Полезно бывает уточнять, о чём еще нужно договориться всем членам группы, напоминать об уже существующих правилах, показывать прогресс и эмоционально поддерживать.

На этом этапе достигается сплочение и дополнительное согласование стремлений каждого члена группы с общими целью и интересами.

4. Стадия деятельности

Это наиболее продуктивный этап работы группы.

Участники уладили свои отношения и сформулировали ожидания, выявили и приняли сильные и слабые стороны друг друга, узнали, каковы их роли. Теперь они начинают работать - проводить диагностику и решать проблемы, осуществлять необходимые изменения, применять полученные знания в практике, отрабатывать навыки.

Процесс обучения на этом этапе переходит в более автономный от тренера / ведущего режим, когда его ключевая роль - формулировать развивающие задания и давать обратную связь, позволяя участникам самостоятельно принимать решения и помогать друг другу. Здесь должно быть минимум инструктажа, максимум свободы для творчества и принятия решений, а также конструктивная обратная связь.

Особенности этой стадии:

- члены группы понимают личностные и групповые процессы, сильные и слабые стороны друг друга;

- идёт конструктивное самоизменение;

- удовлетворение продвижением группы;

- работа с проблемами;

- способность предвидеть и предотвращать проблемы;

- группа важна для ее членов;

- успехи / неудачи всей группы воспринимаются участниками очень как свои собственные.

5. Перемена или расставание.

Любая программа обучения рано или поздно заканчивается, учебная группа переходит в стадию завершения (ее также называют стадией умирания/ прощания/ перемены).

Если все предыдущие этапы прожиты в полной мере, у участников возникает грусть и нежелание расставаться. При этом, ведущему важно напомнить участникам о целях программы и вернуть ответственность за поддержание коммуникаций с членами группы. Критично важно на этом этапе помочь группе подвести итоги совместной работы, каждому участнику - сформулировать планы применения в реальной практике полученных знаний и навыков.

На этой стадии может появиться новая учебная цель. Но в такой ситуации, это будет новая группа, несмотря на то, что люди могут быть те же. Не стоит начинать работу в новой группе со старых договоренностей, т.к. это значительно снижает эффективность ее работы.

6. Стадия рефлексии /воспоминания /накопления информации.

После расставания, участники применяют полученные навыки и знания на практике, дополняют новыми выводами и открытиями.

Часто обучение дает основу, структуру для последующего более детального изучения темы и поиска участниками собственных приемов и методов работы. Поэтому большим вкладом становятся поддерживающие встречи и / или перечень полезной литературы / материалов для изучения.

Существует несколько определений социальной группы. Приведем следующие из них.

Группа – это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.

Группа – это два (или более) взаимодействующих и взаимозависимых человека, объединившихся для достижения определенной цели.

Группа – это сложившееся устойчивое объединение людей, для которого характерна общность цели, совместный труд, наличие управления (самоуправления), взаимопонимание и ответственность.

Виды групп

Существует 2 вида групп – формальные и неформальные.

Формальные группы – это рабочие коллективы, которые формируются организацией, имеют установленные рабочие обязанности и выполняют конкретные задачи.

Виды формальных групп:

  • Производственные (процессные) группы
  • Группы руководителей
  • Комитеты (временные объединения)

Неформальные группы – это спонтанно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Неформальные группы формируются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Примерами неформальных групп являются протестные группы, группы вокруг неформального лидера и т.д.

Причины вступления

Можно выделить следующие причины вступления людей в группы:

  1. Организационные:
    • Структурные причины (перевод, назначение)
    • Возможность карьерного роста, получения или повышения квалификации
    • Режим труда, условия и место расположения
  2. Материальные (материальные и нематериальные льготы и преференции):
    • Материальная заинтересованность (оплата труда)
    • Служебное положение (льготы)
    • Улучшение жилищно-бытовых условий
  3. Социально – психологические:
    • Чувство принадлежности, потребность в самоутверждении, престиж
    • Поиск взаимопомощи и поддержки
    • Защита и безопасность
    • Интерес к сфере деятельности
    • Тесное общение и симпатия
    • Общие интересы, увлечения, эмоциональные контакты и т.д.

Результаты объединения в группы

  1. Положительные:
    • Обретение места в мире (социализация)
    • Большинство новых интересных идей возникает в процессе совместного труда
    • Повышение гибкости (за счет разнородности характеров, возраста, пола)
    • Мотивационное усиление
  2. Отрицательные:
    • Предпочтение частных целей общим
    • Конформизм (стремление подражать, человекоугодничество)
    • Потеря времени (из-за дискуссий)

Этапы развития группы

Каждая группа в своем развитии проходит через следующие этапы:

  1. Формирование группы – первый этап развития группы, во время которого люди объединяются в группу, а затем определяют ее цель, общий режим, дисциплину, регламентные основы деятельности. На данном этапе управление происходит через ядро группы.На данном этапе необходимо соблюсти:
  2. Количественный критерий
  3. Характеристики демографического свойства:
    1. Разновозрастной состав (имеется в виду разница в опыте)
    2. Разнополый коллектив
    3. Учет характеров
    4. Учет симпатий и антипатий

    Эффективность работы группы


    Почему одни группы работают более успешно, нежели другие? На рисунке представлены основные компоненты, определяющие эффективность работы групп.

    Внешние условия включают в себя стратегию развития организации, организационную структуру, формально установленные в организации нормы и правила, имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, принятую систему подбора персонала, систему оценки работников и их поощрение, организационную культуру.

    Эффективность работы группы зависит от способностей и личных качеств ее членов. Отмечается, что индивиды, обладающие особыми способностями, более активно вовлечены в работу и вносят больший вклад в решение поставленных перед группой задач. Что касается личностных качеств, то отмечается, что черты характера, положительно оцениваемые организационной культурой, такие как общительность, уверенность в себе и независимость, положительно влияют на производительность и моральный дух группы.

    Осуществляя анализ и прогнозирование эффективности работы в группе, необходимо учитывать ее структуру (роли, нормы, размер, состав, сплоченность, согласованность и позиции формального лидерства), а также специфику задач, которые приходится решать данной группе. Самая эффективная группа – это та, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди разного пола, возраста и с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижении целей организации, где присутствует здоровый уровень конфликтности и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.

    Эффективность группы можно проиллюстрировать следующей формулой:

    Потенциальная эффективность работы группы + Преимущества коллективной работы – Потери и просчеты в работе = Эффективность работы группы

    Особенности группы в экономической среде:

    1. Группы формируются на основе вещественных факторов (например, материально-вещественный фундамент).
    2. Будучи однажды созданной, группа существует как объективная реальность вне зависимости от воли создавших ее людей.

    Управление группой

    Очень важно управлять развитием группы. Главной задачей является воспитание зрелости группы, т.е. баланс интересов группы и составляющих ее индивидов. Существуют следующие правила управления группами:

    1. Правило движения: сочетание глобальных и частных целей, стратегических и оперативных.
    2. Принцип параллельного действия: необходимо учитывать и отдельных индивидов, и коллектив.

    Структура группы

    Роли – набор ожидаемых схем поведения, приписываемых тому, кто занимает определенное положение в конкретной ячейке общества

    • Роли, ориентированные на выполнение рабочего задания (целевые)
    • Роли, ориентированные на поддержку уровня удовлетворенности членов группы (поддерживающие)

    Нормы – приемлемые стандарты, которые становятся общими для всех членов группы.

    Первая совокупность норм касается показателей эффективности труда (интенсивность работы, терпимость к браку, нарушениям сроков выполнения заданий).

    Вторая совокупность норм – это внешние факторы (форма одежды, отношение к сверхурочной работе).

    Третья совокупность норм – это уровень лояльности организации.

    Согласованность – существуют групповые нормы, которые оказывают на людей давление, принуждая к подчинению и приведению поведения в соответствие с мнением и поступками окружающих. Одной из форм согласованности является шаблонное мышление, в соответствии с которой члены группы испытывают сильное давление привести свое мнение в соответствие с мнением других членов группы

    Системы статуса – уровень престижа, положение или ранг индивида внутри группы.

    Размер группы. Группа, с состав которой входит более 12 человек, более эффективна при сборе исходных материалов. Количество, равное 7 участникам, оптимально для обработки данных.

    Сплоченность группы – это то, насколько члены группы нравятся друг другу и разделяют общие групповые цели.

    Состав группы. С точки зрения эффективности группы, предпочтительны разнородные по составу группы (пол, возраст, стаж работы).

    Формальное лидерство. В качестве примеров можно привести такие должности как руководитель проекта, начальник подразделения. Лидер во многом определяет моральный климат, взаимоотношения в коллективе и эффективность работы.

    Еще одним признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику участников. У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей истории в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве, придает дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации.

    Этапы развития коллектива

    1)Притирка. Этап первичного знакомства и адаптации. Люди постепенно знакомятся друг с другом, налаживают деловые и личностные взаимоотношения, возникают первые симпатии и антипатии.

    3)Результативность. Потенциал коллектива возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать, и принимаются меры по повышению производительности. Чаще всего быстро достигаются высокие результаты.




    5)Мастерство. В развитом коллективе действуют прочные связи между его членами. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Коллектив превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений.

    Еще одним признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику участников. У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей истории в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве, придает дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации.

    Этапы развития коллектива

    1)Притирка. Этап первичного знакомства и адаптации. Люди постепенно знакомятся друг с другом, налаживают деловые и личностные взаимоотношения, возникают первые симпатии и антипатии.

    3)Результативность. Потенциал коллектива возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать, и принимаются меры по повышению производительности. Чаще всего быстро достигаются высокие результаты.

    5)Мастерство. В развитом коллективе действуют прочные связи между его членами. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Коллектив превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений.

    Даже самодостаточная личность не может развиваться в одиночку. Для этого необходимо некое сообщество. О том, что такое коллектив, пойдет ниже речь. Определившись с основными критериями, стадиями формирования, индивидууму легче адаптироваться в социальной группе и вместе с ней развиваться.

    Дружный коллектив

    Определение коллектива

    Любая деятельность человека требует участия в том или ином сообществе. Поэтому понятию коллектив определение дают не только психологи, но и педагоги. Мнения могут несколько разниться, но основная суть трактуется одинаково.

    Понятие в психологии

    Мнение педагогов

    Объединение в группы дошкольников, учеников, студентов классифицируется как коллектив воспитанников. Такие сообщества несколько отличаются от производственных. Если коллектив это в психологии люди, объединенные для совместного решения определенных задач и выполняющие конкретные функции, то в педагогике трактовка немного отличается.

    Коллектив учеников

    Соприсутствие детей в группе – это промежуточная ступенька, подготавливающая для дальнейшей деятельности. Цель трудового коллектива – внести определенный вклад в общество. Тогда как педагогическая группа занимается формированием личности, которая должна стать полезной обществу.

    Что понимают под идеальным коллективом

    Любое объединение людей – это определенная атмосфера взаимоотношений, на нее влияет человеческий фактор. Об идеальном коллективе можно только мечтать. Реально приблизиться к эталону, если следовать таким принципам:

    • у объединенных в группу людей должна быть совместная значимая цель, направленная на благо общества и не противоречащая государственным нормам;
    • каждый член коллектива, участвующий в совместной деятельности, заинтересован в положительном результате и несет ответственность наравне со всеми;
    • специфика отношений в коллективе просматривается не только в рабочей сплоченности, но и моральной;
    • один из принципов коллектива – демократичность; органы управления являются авторитетом для подчиненных, и в то же время руководители уважают тех, кто стоит на нижних ступеньках иерархии, прислушиваясь к их мнению.

    В дружном коллективе совершенно иное отношение к труду и обязанностям. Члены идеального сообщества умеют разумно сочетать общественные и личные интересы не в ущерб производству и семье.

    Суть и развитие коллектива по А.С. Макаренко

    Описанные принципы отлично проецируются на школу, выполняющую роль фундамента, на котором формируются коллективы, объединенные общей целью – учебой. В своей деятельности педагоги руководствуются трудами А.С. Макаренко, в которых описан основной закон жизни коллектива.

    Важным пунктом в воспитательном процессе является цель (перспектива). Она может быть близкой или далекой, но вполне понятной каждому ученику. Суть перспективы – мобилизовать силы воспитанников на преодоление трудностей в учебе.

    Цель должна соответствовать нуждам коллектива, соизмеряться с его организованностью, уровнем развития и опытом. Постоянная смена перспектив обуславливает прогрессию движения.

    Основные критерии коллектива

    Чтобы определиться с понятием коллектив что значит, предлагается ознакомиться с критериями взаимоотношений.

    Оценочные признаки коллектива

    КритерийОписание
    НравственностьВ основе лежат нормы и ценности, базирующиеся на общечеловеческой морали
    ОтветственностьЧлен коллектива дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям и в то же время готов отвечать за судьбу каждого из коллег
    ОткрытостьУмение выстраивать дружественные отношения с членами своей группы и другими коллективами
    КоллективизмЗабота о членах своей группы и противостояние явлениям, разрушающим коллектив
    ОрганизованностьРациональное распределение обязанностей между членами, взаимовыручка и заменяемость, быстрое устранение возникших в процессе деятельности недостатков
    ИнформированностьПонимание каждым членом поставленных целей, задач, достигнутых итогов (промежуточных и конечных) совместного труда
    ЭффективностьСвоевременное и качественное выполнение задач

    Виды коллектива

    Чтобы управление группами было успешным, необходимо изучить все существующие виды коллективов и их отличительные признаки.

    Классификация коллективов

    НаименованиеОсобенности
    По составу
    Однородные В группу собраны люди одного пола, возраста или уровня развития. У них формируются общие взгляды и позиции, но часто могут возникать конфликты на фоне внутренней конкуренции
    Разнородные (гетерогенные)Формируются из членов, различных по возрасту, полу, статусу, профессии и т.п. Такой коллектив с легкостью решает сложные задачи
    По статусу
    ОфициальныеЮридически оформленный коллектив, действующий в правовом пространстве
    НеофициальныеДеятельность зиждется только на желании людей сотрудничать друг с другом. Такие организации не имеют юридической основы, их сложно привязать к общественным нормам
    По внутренним связям
    ФормальныеОпределяющим фактором являются штатное расписание, привязывающее членов коллектива к определенным технологиям работ, материальная заинтересованность
    НеформальныеПомимо общественных интересов, людей объединяют эмоциональные связи (иногда дружба), обеспечивающие общение в пределах трудового коллектива
    По степени свободы
    ПринудительныеПримером такого коллектива является колония заключенных. Выполнение простых видов деятельности под жестким руководством малоэффективно
    ДобровольныеСообщества с вольнонаемными сотрудниками создают атмосферу заинтересованности. Это положительно влияет на решение сложных творческих задач

    Еще коллективы делят на малые и большие. Классификация по размерам проводится не в зависимости от штатного расписания, а исходя из возможности налаживания межличностных отношений.

    Люди, объединенные общими задачами

    Люди, объединенные общими задачами

    Обратите внимание! Чем меньшее количество людей, тем легче превратить коллективную группу в отлаженный механизм.

    Малые формирования называются первичными, их можно объединить в разветвленную структуру (например, производственные цеха завода или классы в школьном коллективе).

    Жизненный цикл коллектива

    Независимо от признаков, по которым классифицируют группы, стадии развития коллектива идентичны, и процесс формирования подчинен определенным законам. При этом состав может частично меняться, что привносит свои корректировки.

    Стадии формирования коллектива

    На стадии формирования коллектива

    На стадии формирования коллектива

    На последнем этапе эффективность работы минимальная. После реорганизации большинство сообществ возрождается, и синусоида плавно ползет вверх. Члены расформированных предприятий вливаются в новые группы, находящиеся на любом из этапов развития.

    Коллектив и личность

    В стадиях формирования коллектива есть личный вклад каждого из участников. Действует и обратный принцип – группа является фактором, влияющим на развитие индивида. Все зависит от того, какие взаимоотношения сложатся у субъекта с остальными членами, а также от его личностных претензий.

    Модели развития личности в коллективе

    Линию поведения в коллективе определяют социальный опыт индивида, ценностная ориентация, манера себя преподнести, черты характера. Насколько эти факторы соответствуют остальным членам, зависит, как сложатся взаимоотношения. Существует 3 модели:

    1. конформизм, когда человек подчиняется устоям группировки;
    2. гармония – коллектив и личность нашли оптимальный уровень общения;
    3. нонконформизм – индивид пытается подчинить себе остальных.

    Только 2-ая модель – это развитие коллектива и его членов по возрастающей. В 1-м варианте субъект подавляется как личность. В 3-м – он сам должен быть достаточно развитым, чтобы безболезненно подчинить себе коллектив.

    Гармония в коллективе

    Гармония в коллективе

    Видео

    Читайте также: