Перечислите и кратко охарактеризуйте принципы педагогической системы януша корчака

Обновлено: 06.07.2024

Согласно теории Корчака все общество подразделялось на взрослых и угнетаемых ими детей. Эта позиция, по мнению Корчака, объясняла угнетенное состояние ребенка в обществе того времени. Миры взрослых и детей находятся в постоянном противостоянии и взаимозависимости. Корчак в своей теории стремился защитить детей от деспотического отношения взрослых и примирить эти два класса.

Основа концепции Корчака – абсолютная ценность детства. Он отмечал важное значение счастливого, наполненного радостью детства в формировании личности.

В корчаковских детских домах воспитанники познавали радость детства. Корчак отстаивал свою позицию и говорил, что создал не рай для бедных сироток, а полноценное воспитательное учреждение, в котором закладываются основы правильного развития. Главный принцип воспитательной системы Корчака - уважение личности и прав ребенка, а так же доверие к маленькому человеку Согласно теории ребенок имеет законом закрепленное право на уважение. В XX веке многие педагоги поддерживали теорию Корчака. Интересы и потребности ребенка ставятся в центр взаимоотношений между воспитателем и ребенком. Ребенок в этой системе выступает полноправным субъектом.

Корчак отчаянно боролся за права детей, особенно требующих опеки. В своих педагогических трудах он пишет, что тогда, когда взрослые научатся видеть в ребенке, прежде всего, человека, жизнь взрослых перестанет быть приложением к жизни ребенка, а жизнь ребенка — приложением к жизни взрослых. Корчак четко определил права детей, требующих признания и выполнения со стороны взрослых:

  • право ребенка на уважение его незнания и стремления к познанию, его неудач и слез, прилагаемых усилий для достижения цели и доверчивости;
  • право ребенка быть тем, кто он есть;
  • право на принятие участия в разговорах о нем и приговорах;
  • право на внимательное отношение к его проблемам;
  • на высказывание своих мыслей и суждений;
  • на самостоятельную организацию своей жизни;
  • право на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков;
  • права на протест, на ошибку, на тайну, на движение, на собственность, на игру, на смерть.

Гуманистическая направленность педагогики Корчака носила действенный характер. Жизнь детей в детских домах и специфическая для того времени воспитательная система, которую польский педагог в них создал, строились исключительно на принципе гуманизма. В них отноше-ния внутри коллектива и отношения между взрослыми и детьми характеризовались взаимопониманием и высоким уровнем человечности.

Право ребенка быть тем, кто он есть, согласно концепции, не уменьшает значения воспитания в формировании личности ребенка. Теория Корчака – это не теория свободного воспитания. В воспитании, по его мнению, не должны превалировать запреты и в то же время вседозволенность. Это скорее направление в сторону разумного воспитания.

Характерные черты воспитания по Корчаку:

  • бескорыстие;
  • диалектическое видение ребенка;
  • постоянное и глубокое изучение личности ребенка;
  • понимание и терпимость во взаимоотношениях с детьми.

Самовоспитание, по мнению Корчака должно охватывать все стороны жизни ребенка. Это воспитывает в них самоконтроль.

Готовые работы на аналогичную тему

Другой отличительной чертой детского дома Корчака было устройство жизни коллектива воспитанников в соответствии с потребностями физического и психического развития ребенка. Много внимания уделялось правильному развитию ребенка и его здоровью, присутствовало рациональное питание, четко соблюдались правила личной гигиены и гигиены помещений, присутствовала возможность полноценного отдыха и сна, игры на свежем воздухе носили регулярный характер, проводились различные исследования здоровья детей.

В отличие от многих детских приютов того времени целью системы Корчака было воспитание активной и самостоятельной личности, наделенной гуманистическими качествами. Система воспитания Корчака включала в себя:

  • обеспечение правильного и эффективного нравственного и физического развития детей;
  • организацию детского самоуправления в целях воспитания и самовоспитания;
  • организацию жизни коллектива воспитателей и воспитанников на законах равноправия;
  • организацию воспитательного воздействия общественного мнения детского коллектива для развития самовоспитывающей активности;
  • введение гласности в жизнь воспитательного учреждения;
  • осуществление связи детского дома со средой, где имеется положительный пример семейных отношений.

Корчак пытался заменить давление взрослых добровольным приспособлением ребенка к коллективной жизни, строгую мораль заменить стремлением самосовершенствоваться и самовоспитываться. Он пытался понять и договориться с детьми. При создании воспитательной системы Корчак решал проблему самочувствия ребенка в детском коллективе и проблему установления доверительных взаимоотношений между воспитателями и детьми.

Развитие самоуправления в детском коллективе породило создание, так называемого, совета. Совет устанавливал законы и нормы коллективного существования и контролировал их выполнение. Состоял совет из десяти детей и одного воспитателя. Все они обладали равным правом голоса. Совет связывал детское самоуправление с педагогическим советом. Высшим органом детского самоуправления в детских домах Корчака был сейм. Он избирался один раз в год и включал 20 депутатов из числа воспитанников.

Оценивая результаты деятельности самоуправления в детских домах Корчака, следует отметить, что все его органы возникли из насущных потребностей этих домов и непосредственно воспитанников. Все органы были динамичными: их улучшали, изменяли под потребности и воспитательные задачи, но цель была только одна – счастье ребенка.

Корчак всегда большое значение придавал работе педагога. Дети не могут самостоятельно научиться целенаправленному руководству своей жизнью. Самоуправление детей - это следствие сложной и длительной работы педагогов-воспитателей.

Труд в детских домах Корчака являлся существенным фактором успешного воспитания. Корчак прививал своим воспитанникам уважение к людям труда, подводил их к признанию важности как физической, так и умственной работы, старался привить ребятам практические трудовые навыки, самостоятельность, добросовестность, умение находить компромисс с другими участниками трудового процесса, воспитывал самоконтроль. С воспитательной целью в детских домах были введены дежурства. Обязанности детей были достаточно разнообразны. Система ежедневных дежурств и правильная формировали в учреждениях культ труда. На всю жизнь дети получали способность обслужить себя, разумно и рационально организовывать даже простую работу. По собственному желанию дети работали в мастерских, организованных на территории детского дома: сапожной, столярной, швейной, в переплетном цехе, таким образом развивались творческие идеи детей.

Особенностью сиротских приютов Корчака была организация общественного мнения детского коллектива для воспитательного воздействия на отдельного ребенка.

Гуманизации воспитательного процесса способствовал необычный метод письменного общения с детьми. Корчак считал, что такой способ об-щения нужен наряду с устным общением с ребенком. По мнению Корчака, это помогает разобраться в детской жизни и экономит время воспитателя. Письменное общение реализовывалось через дневник воспитателя и почтовый ящик. Дневник хранился в доступном месте, и любой ребенок мог прочитать мысли и переживания своего воспитателя. Такие беседы не были назидательными. Они вводили ребенка в мир чувств и переживаний взрослых и заставляли переосмыслить многие события.

В теории Корчака отдельные элементы воспитательной системы были частью целого. Только во взаимодействии всех элементов системы воспитание может быть эффективным.

Воспитательная система польского педагога Януша Корчака для своего времени была специфическим явлением в европейской педагогике XX века. Детские дома Корчака были абсолютно новым видом воспитательного учреждения, в котором жизнь и быт детей проникнуты гуманизмом и благом детей, местом где были созданы условия для их развития и воспитания, где дети чувствовали себя защищенными.

Воспитание детей – вопрос, который занимает родителей в каждом новом поколении. В истории педагогики был человек, который знал, казалось бы, все секреты счастливого детства. Он выделил 10 основных принципов гармоничного развития ребёнка.

Один из самых неоднозначных деятелей в истории педагогики и педиатрии – Эрш Хенрик Гольдшмит, который знаком нам под польским именем Януш Корчак, выделил 10 принципов воспитания, следование которым – залог правильного подхода к развитию человека. Ценность этого списка в том, что каждый из пунктов был испытан Корчаком в деле.

В возрасте 33 лет Януш основал собственный дом сирот в Варшаве. Этот приют не был похож ни на один другой. Он скорее походил на крохотную республику, в которой полноправными гражданами были дети. Они выпускали собственную газету, в которой писали о проблемах в жизни ребят, устраивали собрания, на которых детьми решались вопросы жизни приюта. Ребята также сами были судьями в спорных вопросах. Суды были самыми настоящими: в них участвовали присяжные, обвинители, защитники.

Основа воспитательной системы Януша Корчака – счастливое детство. И это не просто общая формулировка. Счастливое детство – это уважение прав и свобод ребёнка, а также абсолютное доверие к нему.

В диалоге с ребёнком Януш Корчак подчеркивал важность искренности. К этому выводу он пришёл путем наблюдений и анализа. Важно не втолковывать ребёнку причины и следствия, как любят делать взрослые, а говорить честно и открыто.

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдёт.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка, просто помни: для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё возможное.

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Януш Корчак погиб в августе 1942 года. Ему трижды предлагали спасти себя, оставив детей на милость немецким оккупантам. Но он не мог так поступить. Учителя и 200 его воспитанников казнили в газовой камере концлагеря Треблинка.

Доктор Януш Корчак был не только прекрасным писателем, педагогом и создателем самой оригинальной и отличающейся от других системы воспитания, но и опекуном детей, которым он остался верен до конца. 6 августа 1942 он отказался быть спасенным и отправился вместе с детьми из своего Дома Сирот в Треблинку, где и погиб от рук фашистов. Корчак читал лекции на Высших педагогических курсах и даже вел дела малолетних преступников в суде. Януш Корчак – автор книг для взрослых и детей, педагогических произведений, методик преподавания и воспитания.

Главные принципы в воспитании

Главный принцип системы Януша Корчака – это самовоспитывающая активность детей. Ведущими чертами его воспитания были такие качества, как самопознание, саморазвитие, самоконтроль, самооценка и еще много различных вещей, которые делает ребенок САМ.

KOR3

Корчак выделял любовь к ребенку как главную вещь, которую может дать взрослый, чтобы ребенок мог правильно развиваться. Общение без интереса к ребенку и без любви к нему он называл пагубным.

Януш Корчак призывал воспитывать ребенка самим собой, а не тем, кем не стали родители. Его учения были нацелены на то, что родители не должны требовать благодарности за все, что делают родители. Если ее не требовать, то благодарность будет гораздо честнее. Он учил, что нельзя вымещать на ребенке свои обиды, и призывал ценить его проблемы. Все, чем обеспокоен ребенок – это серьезные проблемы для него, несмотря на то, что для родителя они могут казаться смешными.

В его детском доме было главное правило – не унижать ребенка, и этому правилу все следовали. Даже дети, которые часто между собой конфликтуют, в его детском доме любили друг друга, и старались проявлять уважение как к младшим, так и к старшим.

Януш призывал уделять больше внимания своим детям, делать все возможное для них и любить его вопреки всему. Не важно, талантливый ли он, удачливый – все равно нужно любить. И даже когда он будет взрослым, он будет также нуждаться в любви, как когда он был маленьким. Именно такие правила устанавливал Корчак в своей воспитательной системе.

Также Януш завещал не делить детей на своих и чужих. Он призывал помогать всем детям, и тогда кто-то поможет и вашему ребенку.

Вся его педагогическая методика основана на любви и самореализации ребенка. И надо сказать, что откликов и последователей этой методики очень много.

Педагогические идеи Корчака в цитатах

KOR8

Идея Януша Корчака была, по сути, одна, и такого она свойства, что, например, в последовательном курсе истории педагогики точное место Янушу Корчаку найдешь не сразу: о нем можно с одинаковым правом рассказывать до Руссо и после Песталоцци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и вместе с Сухомлинским. С него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей…

  • Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку
  • Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя.
  • Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом) :
  • Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой).

Идея Януша Корчака была, по сути, одна, и такого она свойства, что, например, в последовательном курсе истории педагогики точное место Янушу Корчаку найдешь не сразу: о нем можно с одинаковым правом рассказывать до Руссо и после Песталоцци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и вместе с Сухомлинским. С него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей….

5019061_pic2 (450x577, 41Kb)

Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку

Ты вспыльчив, — говорю я мальчику, — ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь. (Корчак. Как любить ребёнка: Ребёнок в семье.)

Своеобразное представление о правах ребёнка:

Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя.

Признание того, что дети — разные.

Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом):

Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой).

Право ребёнка на уважение.

Педагогика — наука о человеке.

Корчак – символ своей эпохи.
Польский писатель, педагог.
В Треблинке детский страх и охи,
Оставить и уйти не смог.

Таких людей земля не знала
Каким он был, военный врач
С душой, в которой разрывало
Все на куски, услышав плачь.

И в Беларуси, и в Польше,
Раз в год воздушный в небе змей.
В честь тех детей, которых больше,
Не встретил Януш у дверей!

Читайте также: