Педсовет интеграция урочной и внеурочной деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

3 Из документов, регламентирующих введение ФГОС Внеурочная деятельность, как и деятельность учащихся в рамках уроков, должна быть направлена на достижение результатов освоения ООП, но в первую очередь- на достижение личностных и метапредметных результатов.

4 Формы организации внеурочной деятельности уч-ся Экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

5 Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ОУ определяет самостоятельно исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации ООП на основании запросов обучающихся и родителей. На данный момент внеурочная деятельность в 1, 2-х классах финансируется в объёме 10 часов.

8 Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий. Урочно-внеурочные занятия Урочные занятия Внеурочные занятия Занятия по учебным предметам Факультати вы и спецкурсы Проводимые в школе Проводимые во внешкольных учреждениях Проводимые в семье

11 Социо-игровые методики обучения разработаны педагогами - новаторами театра Ершовым П.М. и Ершовой А.П., а также Букатовым В.М. драмогерменевтика - вариант обучающего и воспитывающего совместного проживания урока всеми его участниками, включая учителя; профессиональная игра, построенная на открытии содержаний в формах и форм в содержаниях.

Сегодня по данной теме основным докладчиком являюсь я, но также, по некоторым важным вопросам, мне будут помогать мои коллеги-содокладчики Никитюк Е. А., Лыга Е. А., Гузева А. Е.

Чтобы наш педсовет прошел интересно, продуктивно и лаконично предлагаю определится с регламентом: основной докладчик – выступление до 15 минут, содокладчики - до 10 минут. Давайте проголосуем.

Секретарём данного педсовета назначена Калюжная А. В. (учитель филолог, которая будет записывать основные моменты под протокол.

Желаю всем продуктивной работы и отличного настроения.

И традиционно, начать педсовет мне бы хотелось с минутки психологического настроя и замечательной притчи, которую я использую в разных классах в качестве эмоционального настроя учащихся на урок.

(в руках выступающего мягкая подушка в виде сердца)

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут.

— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это и научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней.

Сейчас мы будем передавать это сердце (мягкая игрушка) и называть качества характера человека, которые на ваш взгляд необходимы в жизни каждого.

Личность не воспитывается по частям, не воспитывается сразу, а постепенно создается всей суммой влияний, которым она подвергается.

А. С. Макаренко (слайд 2)

Конвенция о правах ребенка гласит:

И помочь в решении данных задач и социализации учащихся, может только такая форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов учебно-воспитательного процесса, как внеурочная деятельность. (слайд 4)

Образование становится более эффективным при интеграции урочной и внеурочной деятельности.

В данном педсовете нами определены следующие цель и задачи. (слайд 6)

Цель педсовета – создание благоприятной воспитательной среды, обеспечивающей активизацию образовательных, социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность и реализацию жизненных потребностей.

Нами определены и следующие задачи: (слайд 7)

1) Выявлять эффективные методы вовлечения учащихся в разностороннюю деятельность учебно-воспитательного процесса;

2) обогащать педагогический опыт грамотными приемами интеграции основного и дополнительного образования;

3) побуждать участников образовательного процесса к самостоятельной организации собственной учебно-воспитательной деятельности;

4) выявлять и развивать индивидуальные творческие способности каждого учащегося с последующим применением их в

5) стимулировать обучающихся к выполнению социальных исследований и проектов, созданию творческих работ.

Современный этап развития нашего общества требует качественно нового подхода к организации образования подрастающего поколения, а, следовательно, возрастает и ответственность образования за подготовку человека, способного жить в современных условиях. (слайд 8)

Современными требованиями школы определены новые результаты образования в виде предметных, метапредметных и личностных результатов. Совершенно логично, что для их достижения должны быть предложены и новые ресурсы. Вот одним из таких ресурсов, по замыслам разработчиков стандартов, и должна стать интеграция урочной деятельности с дополнительным образованием.

При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или же с одарёнными детьми. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования. (слайд 9)

Интеграция основного и дополнительного образования приобретает особую значимость при организации внеурочной деятельности. Это продиктовано общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и личное время, а также обосновано реальной целесообразностью объединения данных ресурсов. (слайд 10)

В Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи ДНР сформулирована высшая цель образования, а именно – высоконравственный, всесторонне развитый, творческий, компетентный гражданин Республики, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в социальных, духовных и культурных традициях своего многонационального народа. (слайд 11)

Современному обществу необходимы не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящему в мире, к пониманию себя и своего места в обществе, активные и способные к прогнозированию возможных последствий своих действий. В связи с этим возрастает значимость воспитательного компонента системы образования.

Рассматривая дополнительное образование как важнейшее средство гармоничного развития личности на всех этапах обучения, я считаю, что оно должно обогащать основное (базовое) образование и компенсировать его недостатки. Являясь элементом общего образования, содержание дополнительного образования предполагает целостное развитие личности каждого школьника: психологическое, духовно-нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и физическое.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять при интеграции с внеурочной. (слайд 12)

Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и формирование духовно-нравственного потенциала, высокого уровня самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

В условиях современной школы нет, и не может быть четкого разграничения урочной и внеурочной деятельности детей. Небольшая численность нашей школы позволяет подходить более гибко к построению урочной и внеурочной деятельности. Урок вполне может логично переходить в воспитательные мероприятия или в занятие внеурочной деятельностью и наоборот. (слайд 13)

Поэтому в нашей школе идеи интеграции урочной и внеурочной деятельности воплощаются достаточно полно. Анализ посещения занятий внеурочной деятельностью показывает, что они зачастую построены на углублении знаний основного образования (дополняя друг друга) просматривается расширение программного материала на занятиях внеурочной деятельностью. Каждый учитель использует свою форму интеграции, которая имеет определенной уровень результативности. (слайд 14)

Сегодня будут приведены примеры интеграции средств урочной и внеурочной деятельности, где-то отличающиеся от привычной для нас формы ведения занятий, которые обогащают интеллектуальное развитие ребенка.

Интеграцию внеурочной деятельности в образовательном учреждении можно представить на внутреннем и внешнем уровне. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами дополнительного образования. В своей работе мы объединяем 2 этих уровня, которые рассматриваем как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств.

Интеграция ведет к рождению новых педагогических средств и может осуществляться в следующих направлениях: (слайд 15)

• расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам; повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка;

• усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности;

• использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.

При реализации данного процесса порой педагогический коллектив сталкивается с рядом трудностей, которые влияют на эффективность его организации:

• недостаточная оснащенность кабинетов средствами ИКТ (наличие мультимедийного оборудования в достаточном количестве);

• отсутствие актового зала;

• отсутствие свободного доступа к сети Интернет;

• слабая взаимная заинтересованность семьи в сотрудничестве с образовательной организацией, в том числе в вопросах осуществления совместных проектов.

Высокий уровень интеграции урочной и внеурочной деятельности детей предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование.

В настоящее время в школе существует 2 основные модели организации внеурочной деятельности.

Первая модель характеризуется выбором специальных кружков и секций, работа которых сочетается с образовательными дисциплинами. Вся внеурочная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей. Но даже и такой вариант организации внеурочной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их интересов в свободное время.

Вторая модель отличается организацией внеурочной деятельности, которая построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание внеурочной деятельности и дополняют основную работу школы.

Уже на протяжении нескольких лет школой осуществляется тесное сотрудничество и партнерские взаимоотношения с институтами дополнительного образования действующих в поселке: Новоамвросиевский Дом Культуры и Новоамвросиевская школа искусств.

В следствии интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует динамичному развитию и расцвету современного общества.

Хотелось бы отметить, что на определенных уроках, таких как трудовое обучение и изобразительное искусство обучающимися изготавливаются некоторые творческие работы, которые можно использовать и в общественной жизни школы.

На уроках Смоляковой А. И. (учитель рисования и трудового обучения) воспитанниками школы создаются декорации для общешкольных мероприятий, открытых уроков. Работы учащихся посещающих кружки Симатова В. Н. (учитель трудового обучения и руководитель кружков декоративно-прикладного направления) занимают призовые места на районном и Республиканском уровне и их можно использовать как на уроках, так и в быту. (слайд 16)

Обеспечение преемственности при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования «Обеспечение преемственности в преподавании при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования.

Программа внеурочной деятельности по бисероплетению для учащихся начальных классов 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми

«Личность не воспитывается по частям,

но создаётся синтетически

всей суммой влияний,

А.С.Макаренко

Интеграция – это сближение и связь отдельных систем (тем, знаний учащихся) в единое целое, т.е. синтез - возникновение нового

К урочным занятиям можно отнести занятия, проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам. Но занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Интеграция средств урочной и внеурочной деятельности

Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается. А.С.Макаренко.

1 часть. Теоретическая.

В условиях сельской школы нет и не может быть четкого разграничения урочной и внеурочной деятельности детей. Малочисленность школы позволяет подходить более гибко к построению урочной и внеурочной деятельности. Урок может логично переходить в воспитательные мероприятия или занятие внеурочной деятельностью и наоборот. В этой связи сельской школе особенно важно обеспечить идеи интеграции, что означает:

− взаимопроникновение педагогических средств, используемых в учебной и внеурочной деятельности;

− органичную связь содержания урочной и внеурочной деятельности, закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроках, во внеурочной работе;

− взаимосвязь общего и дополнительного образования;

− гибкий характер организации учебного процесса, включающий в себя формы и методы внеурочной деятельности детей, неформальные способы взаимодействия педагогов и учащихся;

- введение новых интегративных курсов, предметов, создание творческих коллективов;

− объединение ряда педагогических средств урочной и внеурочной деятельности в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях и др.).

В работе нашей школы идеи интеграции урочной и внеурочной деятельности пока воплощаются слабо. Анализ посещения занятий внеурочной деятельностью показывает, что они мало чем отличаются от занятий урочной деятельностью, не просматривается расширение программного материала на занятиях внеурочной деятельностью. Поэтому сегодня будут приведены примеры интеграции средств урочной и внеурочной деятельности, которые в корне отличаются от привычной вам формы ведения занятий.

Начну с небольшого отступления. Интеграцию внеурочной деятельности в образовательном учреждении можно представить на внутреннем и внешнем уровне. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами. Сегодня остановимся на внутришкольной интеграции, которая может быть рассмотрена как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств на нескольких уровнях:

– осуществление внутренних связей используемого средства, например, внутрипредметные связи;

– осуществление связей между педагогическими средствами, например, межпредметные связи;

– интегрирование одних средств в систему другого средства (интегрированный урок, занятие внеурочной деятельностью);

– интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического средства (обучение в разновозрастных группах, проблемно-тематический день и др.).

Различают также вертикальные и горизонтальные межпредметные связи. В сельской школе можно осуществлять одновременно интеграцию по горизонтали, то есть межпредметную, и по вертикали между классами. Интеграция ведет к рождению новых педагогических средств и может осуществляться в следующих направлениях:

– расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам; повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка;

– усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности;

– использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.

Высокий уровень интеграции урочной и внеурочной деятельности детей предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование; его сложно однозначно отнести к учебной или внеурочной деятельности, это комплексное педагогическое средство.

Представлю наиболее распространенные интегративные средства, которые прошли апробацию в школах и показали свою высокую воспитательную и образовательную эффективность.

Естественным и востребованным способом интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей являются занятия в разновозрастных группах (РВГ), когда организуется разновозрастное обучение, то есть совместная учебная и внеурочная деятельность детей. В этом случае успешно решаются не только образовательные задачи (прочность усвоения учебного материала, актуализация ранее изученного, опережающее обучение и др.), но и комплекс социальных и воспитательных задач, недоступных для традиционного урока, например:

− расширение и обогащение социального опыта взаимодействия детей, который весьма ограничен в условиях малочисленного классного и школьного коллективов;

− развитие коммуникативных умений и навыков;

− воспитание у старших детей чуткого, внимательного отношения к людям через заботу о младших; − развитие ответственности, самостоятельности, организаторских способностей;

− развитие речи, умений излагать в доступ- ной форме информацию для других; − овладение способами совместной работы в группах и микрогруппах, развитие самоуправления и самоорганизации;

− защита и поддержка тех детей, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников;

− воспитание у младших уважительного от- ношения к старшим и т. д. [1].

Проектная деятельность учащихся сегодня широко используется в образовании, она связана с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания конкретного продукта, обладающего объективной и субъективной новизной; представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и реализуются ими в результате теоретической проработки новой информации.

Выполнение большинства учебных проектов предусматривает освоение детьми знаний по комплексу изучаемых дисциплин и выходит по содержанию и объему учебного материала, времени и способам его освоения за рамки учебной деятельности детей. Как правило, учебные проекты являются лично и (или) социально значимыми. В то же время любой социальный проект, выполняемый учащимися во внеурочное время, предусматривает опору на приобретенные знания по учебным дисциплинам, а также усвоение новой информации, ее переработку в процессе самостоятельного поиска. Следовательно, эта деятельность благоприятно влияет на повышение образованности детей, совершенствование их учебной деятельности.

Общешкольные ключевые дела предполагают формирование разновозрастных объединений для выполнения различных видов деятельности. Такие дела позволяют оптимально использовать кадровые и материальные ресурсы школы и социума для решения воспитательных, содержательных, организационных задач и представляют детям возможность выбирать виды и способы деятельности в соответствии со своими интересами.

День свободного выбора и творчества. Это эффективное интегративное комплексное образовательное и диагностическое средство. В этот день у ребенка есть возможность сделать осознанный выбор, принять самостоятельное решение, чем ему заниматься, в каких видах деятельности участвовать. В такие Дни создаются разновозрастные группы с учетом познавательных интересов и желаний детей. День может включать: 1) уроки по выбору; 2) занятия по интересам; 3) час свободного общения школьников и педагогов; 4) коллективное творческое дело. В такой день учащиеся имеют возможность выбирать, пробовать себя, проявить свои интересы и потребности. Они участвуют в нетрадиционных учебных занятиях, в совместной работе с учащимися других классов, когда сочетаются учебные и досуговые формы организации деятельности детей.

Ярким, убедительным подтверждением внешней и внутренней интеграции являются проблемно-тематические дни. Организация проблемно-тематического дня предполагает целенаправленную подготовку в течение недели (возможно и дольше) целостного и яркого события с учетом актуальной проблемы, которая пронизывает учебный процесс, многие учебные занятия и осуществляется во внеурочное время.

Отличительные признаки проблемно- тематического дня:

– наличие актуальной проблемы, которая чаще всего представлена в виде вопроса, решение которого связано с поиском информации самими детьми в течение подготовки и проведения дня;

– общая проблема может разбиваться на подвопросы, каждый из которых рассматривается детьми самостоятельно за отведенный промежуток времени (на занятии, экскурсии, встрече, дискуссии, после уроков, дома и т. п.);

– целостность дня, то есть подчиненность проблеме, его интегративный характер, когда явно отсутствуют разграничение учебных предметов, учебных занятий и воспитательных мероприятий, а каждый этап дня, каждое действие детей соответствуют поставленной проблеме;

– гибкость в организации дня, отсутствие жестких временных и организационных рамок; в этот день проводятся не занятия по расписанию, а встречи детей, педагогов, родителей, специалистов по обсуждению конкретных проблем, время и место проведения которых строго не ограничивается, а гибко регулируется в зависимости от объема обозначенных детьми вопросов;

– значительную часть дня составляют импровизация, творчество, обсуждения, практическая деятельность детей, проектная и исследовательская работа;

– в подготовке и проведении дня участвуют родители, местные специалисты и жители, учащиеся старших классов, выпускники, учащиеся из других школ. Проблемно-тематический день – это результат совместного творчества и поиска взрослых и детей в школе и дома, на уроке и во внеурочное время.

Возможны разные подходы к определению содержания таких дней.

– Какую воду мы пьем? (обсуждение сопровождалось исследованием состава воды из разных местных источников и разработкой рекомендаций по ее очистке и употреблению) – мате риал химии и биологии;

– Как защитить внутренние воды своего региона? (проводилась очная и заочная экспедиции по рекам и озерам, конкурсы, викторина, защита проектов) – география, ОБЖ;

– Сколько стоит вода? (учащиеся решали практические задачи по употреблению воды и определению способов ее экономии) – физика, биология, экономика;

– Как вести себя на воде? (обсуждались вопросы, с которыми могут столкнуться дети, находясь на реке, озере, разыгрывались ситуации, проводились конкурсы) – физкультура, ОБЖ, биология.

Рассматривая проблемно-тематический день как интегративное средство учебной и внеурочной деятельности детей, можно отметить следующее:

– в сельских, особенно малочисленных, школах проведение таких дней позволит педагогам объединиться и рационально распределить обязанности для организации внеурочной деятельности детей, поскольку при подушевом финансировании не достаточно средств на оплату специалистов и организаторов дополнительного образования детей;

– в процессе проведения проблемно-тематических дней педагоги обеспечивают участие ребенка в различных видах деятельности, используя для этого собственные ресурсы, возможности социума и ближайших школ;

– педагоги совместно с родителями и детьми могут оформлять карты (маршруты) занятости детей во внеурочное время.

Таким образом, все перечисленные способы интеграции урочной и внеурочной деятельности является не только эффективным средством интеграции, но и рациональным способом решения проблемы организации внеурочной деятельности детей в сельской школе, особенно малочисленной и удаленной от районных центров.

Слово педагогам школы, которые расскажут о различных способах интеграции урочной и внеурочной деятельности.

2 часть. Анализ и самоанализ уроков.

1.1.П едагогам активизировать работу по интеграции средств урочной и внеурочной деятельности.

1.2 Педагогам -предметникам разнообразить формы проведения занятий внеурочной деятельностью.

самообразовательной деятельности, посещению уроки коллег с целью изучения опыта реализации СДП.

1.4. По итогам ВШК провести в ОУ в январе 2016г. день регуляции и коррекции.

Читайте также: