Педагогизация общественного сознания в социальном проекте школы

Обновлено: 05.07.2024

Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе – социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека.

В целом совпадают и мнения разных ученых относительно специфических особенностей социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической.

М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждении системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.

Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.

Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:

· определение цели и задач деятельности;

· определение субъекта и объекта деятельности;

· определение содержания деятельности;

· выбор методов и технологий работы;

· выбор форм деятельности;

· реализация намеченного плана деятельности;

В широком смысле цель социально-педагогической деятельности – ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога – это оказание подопечному социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе целеполагания. В педагогической науке целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:

Ø выдвижение и обоснование целей;

Ø определение путей их достижения;

Ø проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:

· диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса);

· реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации);

· преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности);

· результативность (контроль результатов достижения цели);

· идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса).

На практике социальному педагогу чаще всего приходится решать проблемы органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его ближайшего окружения; согласованности целей при организации взаимодействия детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы.

Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами:

· диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;

· моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;

· организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;

· уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;

· составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.

Таким образом, целеполагание в профессиональной деятельности – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед социальным педагогом, - определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности.

Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

· создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

· формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного;

· предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

· создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

· реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.

Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

· системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;

· установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;

· социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;

· социально-педагогическая опека и посредничество;

· социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе – социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека.

В целом совпадают и мнения разных ученых относительно специфических особенностей социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической.

М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждении системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.

Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.

Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:

· определение цели и задач деятельности;

· определение субъекта и объекта деятельности;

· определение содержания деятельности;

· выбор методов и технологий работы;

· выбор форм деятельности;

· реализация намеченного плана деятельности;

В широком смысле цель социально-педагогической деятельности – ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога – это оказание подопечному социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе целеполагания. В педагогической науке целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:

Ø выдвижение и обоснование целей;

Ø определение путей их достижения;

Ø проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:

· диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса);

· реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации);

· преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности);

· результативность (контроль результатов достижения цели);

· идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса).

На практике социальному педагогу чаще всего приходится решать проблемы органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его ближайшего окружения; согласованности целей при организации взаимодействия детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы.

Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами:

· диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;

· моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;

· организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;

· уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;

· составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.

Таким образом, целеполагание в профессиональной деятельности – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед социальным педагогом, - определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности.

Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

· создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

· формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного;

· предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

· создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

· реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.

Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

· системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;

· установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;

· социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;

· социально-педагогическая опека и посредничество;

· социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое "Педагогизация" в других словарях:

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — ПЕДАГОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Организация учебного процесса, при которой акцент делается на усвоение учащимися знаний и приобретение навыков и умений, необходимых для их профессиональной деятельности в качестве педагога. Применительно к… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Педагогизация среды — это простраивание структуры, отношений, оформление пространства, окружающих образовательное учреждение и места проживания семей как целесообразно воспитывающих. Эта среда не может быть враждебной, наносящей вред человеку, его духовному, душевному … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ВКЛЮЧЁННОЕ ОБУЧЕНИЕ — ВКЛЮЧЁННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Вид краткосрочного обучения студентовфилологов из зарубежных стран в стране изучаемого языка (например, филологоврусистов в России), являющийся составной частью национальной системы подготовки по специальности «преподаватель… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — автократичность, автоматизация, автономия обучающегося, авторитарное воспитание, авторитарность, авторитет, авторская школа, адаптация социальная, академическая задолженность, аккредитация образовательного учреждения, акмеология, активная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

УЧАСТНИКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — автономия обучающегося, адресант, адресат, бакалавр, билингв, билингвальный тип обучения, воспитывающая функция преподавателя, воспитывающее обучение, грамматический тип обучения, группа, групповая деятельность, групповые нормы, деловой стиль,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Воспитательные силы общества — совокупность дееспособных позитивных факторов, обеспечивающих общественное воспитание людей, их способность оказывать реальное, а не мнимое, влияние на общественное сознание и поведение. К таковым принято относить: общественные и производственные … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЖЕЛАНИЕ — первичный жизненный импульс, выступающий в качестве организующего начала как в поведении индивида, так и в жизни общества в целом. Широкое хождение в философии данное понятие получило благодаря психоанализу Несомненным вкладом в методологию… … Современный философский словарь

Сущность педагогизации среды воспитания в современной школе

Воспитательная среда – это среда, основным механизмом организации которой является целенаправленное педагогическое воздействие взрослых на детей.

Педагогизация воспитательной среды – это перестраивание отношений и структуры сформированного в образовательном учреждении или семье воспитательного пространства, с целью повышения его воспитательного воздействия.

Педагогизация воспитательной среды современной школы означает ориентирование социально-педагогического влияния непосредственно на учащихся. При этом все иные педагогические институты, приобретают статус определенной соподчиненности педагогическому влиянию школы на личность учащегося.

Особенностью педагогизации воспитательной среды в современной школе, является то, что привычный урок приобретает особую специфику. Данная особенность характеризуется тем, что такой урок направлен на реализацию личностного потенциала каждого учащегося. Условия, в которых проходит урок, предоставляют каждому учащемуся возможность проявить свои индивидуальные творческие способности.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогизация воспитательной среды предполагает использование в воспитательно-образовательном процессе школы такие приемы, которые побуждают его на:

  • самостоятельный поиск необходимой информации;
  • систематическое чередование типов и видов заданий;
  • использование такого дидактического материала, который полностью отвечает потребностям детей и удовлетворяет их в познании и усвоении нового учебного материала;
  • осуществление опоры на жизненный опт учащихся при решении разнообразных практических задач.

Важный элемент каждого урока – это сотрудничество между педагогом и учащимися, основанное на взаимном доверии и уважении.

Таким образом, педагогизация воспитательной среды в современной школе предусматривает опору на технологию сотрудничества, ориентацию на гуманистические ценности. Благодаря чему процесс формирования социально значимых качеств учащихся становится не только эффективным, но и привлекательным для детей. Основной особенностью является ориентация на свойства личности учащегося, ее формирование и развитие, в соответствии с общепризнанными нормами и гуманистическими идеалами.

Основные направления педагогизации среды воспитания

Значимость педагогизации воспитательной среды современной школы состоит в том, что она способствует успешному разрешению проблемы адаптации детей к условиям социума. Педагогизация предполагает специально организованную деятельность по созданию эффективной воспитательной среды.

Направленность педагогизации во многом зависит от вида среды, в которую она внедряется.

Воспитательная среда школы – это совокупность окружающих учащегося обстоятельств, которые оказывают социально значимое влияние на его развитие и содействуют вхождению в современную культуру.

В рамках педагогизации воспитательной среды школы, педагог использует в совокупности разнообразные факторы социальной и природной ситуации, оказывающие положительное влияние на развитие личности ребенка. При этом педагог придает данным факторам целевую направленность и тем самым создает необходимую продуктивную воспитательную среду.

В условиях современной школы используются следующие общие направления по педагогизации воспитательной среды:

Педагогическая интерпретация социальных и природных факторов, с помощью которых педагог оказывает необходимое педагогическое воздействие на учащихся.

С целью интерпретации используются следующие приемы:

Конструирование педагогом специальных ситуаций, которые будут оказывать на учащегося непосредственное воспитательное воздействие. Как показывает практика, если педагог использует реальные ситуации из природной или социальной среды, адаптированные под условия школы, то воспитательное воздействие значительно возрастает.

Помимо общих направлений, в рамках педагогизации воспитательной среды современной школы, необходимо выделить и ряд специальных:

Решению проблем адаптации детей к социальным условиям жизни способствует педагогизация среды, т.е. специальная забота о создании воспитывающей среды.

Воспитывающая среда в отличие от формирующей - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Педагог, используя факторы природной и социальной ситуации развития ребенка, придает им целевую направленность, тем самым создавая позитивную воспитывающую среду.

Специальная работа школы и каждого педагога-воспитателя по конструированию и развитию воспитывающей среды включает в себя несколько специальных направлений:

§ педагогическое влияние на семью как фактор воспитания;

§ создание и развитие ученического коллектива как среды обитания и самоактуализации ребенка (подростка);

§ содействие детскому движению в школе и вне ее, помощь в создании и функционировании детско-юношеских позитивных организаций и объединений;

§ сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями детей и взрослых клубного типа (в школе и вне школы);

Читайте также: