Педагогическое сопровождение это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Большинство определений педагогического сопровождения в своей основе содержат действия педагога по отношению к воспитанникам. Например, Н. Б. Крылова и Е. А. Александрова под педагогическим сопровождением понимают умение быть рядом, следовать за воспитанником, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в обучении.

В. А. Айрапетова считает, что педагогическое сопровождение – это форма партнерского взаимодействия, в процессе которого создаются условия для индивидуального принятия решений.

В определении педагогического сопровождения И. А. Колесниковой и В. А. Сластенина напротив, перечислены методы педагогической деятельности сопровождающего педагога по отношению к обучающемуся. Педагогическое сопровождение, по их определению, это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности воспитанника в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

Понятие сопровождение многозначно. Сопровождение кого-либо означает :

-создавать условия для самостоятельного освоения среды;

-оказывать необходимую помощь в устранении препятствий;

Высокий смысл педагогического сопровождения заключается в раскрытии жизненных сил ребенка. Педагог, следуя рядом, должен помогать ему увидеть свои возможности.

Результатом педагогического сопровождения является способность воспитанника действовать самостоятельно и продуктивно.

Ребенок живет и развивается в среде, поэтому педагогическое сопровождение следует рассматривать как сопровождение в среде дошкольного образовательного учреждения. Каждая среда обладает определенными возможностями: она богата и ограничена этим возможностями. Для того чтобы обучающийся максимально использовал возможности среды, нужна педагогическая помощь. Воспитанник проходит определенный путь:

1) Погружение в среду (адаптация)

2) Активное взаимодействие (освоение среды)

3) Обогащение среды

Педагогическое сопровождение ребенка в среде – это по сути дела процесс оптимизации связей ребенка со средой, что находит выход в развитии этого ребенка и среды.

В настоящее время активно развиваются концепции социально-педагогического, психолого-педагогического и валеолого-педагогического сопровождения. В нашей работе мы делаем акцент в педагогическом сопровождении на создании условий для самостоятельного освоения среды и оказании необходимой помощи в устранении препятствий.

Особенности процедуры медиации в дошкольном образовательном учреждении На мой взгляд, выбранная тема является довольно актуальной и значимой, так как в дошкольной среде возникает, порой, немало сложных конфликтных.

ИКТ в дошкольном образовательном учреждении ИКТ Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео,.

Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении Введение Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном.

Организация режимных процессов с детьми в дошкольном образовательном учреждении При организации режимных процессов в дошкольном образовательном учреждении нужно соблюдать разумное чередование совместной деятельности.

Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении Аннотация: В статье рассматриваются основные структурные компоненты.

Уголок природы в дошкольном образовательном учреждении

Уголок природы в дошкольном образовательном учреждении Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка в процессе образования

Основы теории педагогической поддержки были разработаны О.С. Газманом: дано ее определение, охарактеризована специфика (отличия от других областей образования), выделен предмет и содержание, описаны приемы, методы и формы деятельности.

Педагогическая поддержка — особое направление педагогической деятельности, последовательно реализующее принципы личностно ориентированного образования. Оно не только провозглашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект-субъектные, равноправные отношения взрослого и ребенка, направленные на решение проблем, преодоление трудностей, на индивидуальное саморазвитие.

Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение — разные формы педагогической деятельности, объединяет их то, что они ориентированы на развитие индивидуальности. Авторы так распределяют виды педагогической деятельности по возрастным группам: забота — малышам, помощь — младшим, поддержка — подросткам, сопровождение — старшеклассникам. Они считают, что педагогическая поддержка постепенно перерастает в педагогическое сопровождение ребенка в образовании, и предлагают такие определения:

Педагогическая поддержка — процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в учении. Педагогическое сопровождение рассматривается как одна из форм педагогической поддержки, применимая к старшим школьникам.

Предметом педагогической поддержк и в основном выступают:

трудности, связанные с социальной дезадаптацией;

трудности в обучении (стойкая неуспеваемость, а отсюда и напряженность с учителями и родителями).

С позиции социально-профессионального самоопределения С.Н.Чистякова определяет педагогическое сопровождение как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятия решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней.

Ф.М.Фрумин, В.П.Слободчиков сопровождение рассматривают как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатий-ное понимание ученика, на открытое общение. А.В.Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.

М.Р.Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.

Переориентация образования на субъект-субъектный характер, обоснованная гуманистическими убеждениями, позволяет создавать условия, способствующие социализации и развитию личности. В процессе социализации субъект оказывается под влиянием сдерживающих, а порой и деформирующих его развитие факторов, некоторые из них затруднительно преодолеть самостоятельно.

Сущность понятия «взаимодействие раскрывается исследователями по-разному, но все авторы связывают это понятие с отношениями субъектов в общей деятельности. Для решения проблем развития личности различными авторами выделяются разнообразные виды взаимодействия: содействие, сотрудничество, сопереживание, сотворчество.

Основная задача педагогического сопровождения состоит в не ограждении сопровождаемого от возникающих трудностей и решении за него проблем, а в помощи сопровождающего при определении способов осознанных действий и ответственности за них сопровождаемого (Э. М. Александровская, М. Р. Битянова , В. В. Давыдова, О. В. Кардашина , Е. И. Казакова и др.).

Так как педагогика напрямую связана с жизнедеятельностью индивида, педагогическое сопровождение может интерпретироваться как научно-методическое, социально-педагогическое, психолого-педагогическое и пр.

Процесс этот характеризуется так 1. Непрерывный, но имеющий свое начало – постановку цели и конец – достижение поставленной цели. 2. Творческий, требующий неординарных подходов в решении возникающих задач. 3. Целеполагающий, имеющий конкретную видимую цель. 4. Направленный, имеющий определенный вектор направленности, соответствующий траектории развития субъекта. 5. Индивидуализированный, определяемый характеристиками конкретной личности. 6. Управляемый и коррелируемый обеими сторонами процесса – как сопровождающим, так и сопровождаемым. 7. Специфический, для конкретной среды с характерными именно для нее условиями.

Результатом педагогического сопровождения должно стать развитие и саморазвитие личности, реализация его личностного потенциала

В определении показателей и критериев процесса педагогического сопровождения мы согласимся с выводами Н. О. Яковлевой: «поскольку сопровождение – это сопутствующий процесс некоторому основному процессу, то его результативность и нужно оценивать исходя из того, какое влияние он оказывает на основной процесс, как он его меняет: увеличивает ли скорость протекания, углубляет или может быть упрощает деятельность субъектов и т. д. Поэтому прямыми показателями педагогического сопровождения должны стать такие показатели, как ускорение сопровождаемого процесса (сокращение времени достижения цели), увеличение его масштабности или углубление, снижение энергозатрат и др. Эти показатели не зависят ни от вида педагогического сопровождения, ни от характеристик сопровождаемого процесса и могут использоваться в масштабах всей проблематики.

Необходимо выявить отличие педагогического сопровождения от другого распространенного метода оказания помощи субъектам развития – педагогической поддержки, который, как и педагогическое сопровождение, реализуется в сфере образования и является частью образовательного процесса.

Педагогическая поддержка определяется как деятельность преподавателя, направленная на оказание оперативной помощи учащимся в решении их проблем для достижения позитивных результатов в обучении (О.С. Газман [4] и др.).

Цель педагогической поддержки считают устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению субъекта развития в образовании (Т.В. Анохина, Т.Ю. Ксензова , Л.И. Новикова и др

Педагогическая поддержка предполагает оказание помощи всем субъектам развития, в независимости от того, какова потребность в этой помощи; самостоятельность субъекта развития проявляется в том, в какой мере он воспользуется он этой помощью. Педагогическая поддержка занимается типичными для образовательного процесса проблемами.

В отличие от этого педагогическое сопровождение помогает решать проблемы, связанные с самореализацией субъекта развития, которые не обязательно будут характерны для данного периода обучения, то есть предполагается, что помощь в решении проблемы может быть оказана только тогда, когда субъект развития сам заявит об этом.

2. Общие инвариантные признаки системы педагогического сопровождения 1) Ориентация на антропологический и гуманистический подходы (понимание человека и его развития как ключевой ценности в системе образования); 2) Направленность на поддержку собственной созидательной активности ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи развития; 3) Осознание необходимости комплексного подхода, обеспеченного командной работой специалистов различных профилей; 4) Общность использования фундаментального метода сопровождения в единстве диагностики, информационного поиска, планирования, консультирования и первичной помощи в реализации плана; 5) Понимание необходимости работы в тесной связи с практической деятельностью образовательных учреждений ( А. Маркова)

Формы педагогического сопровождения диагностирование; консультирование; коррекцию; системный анализ проблемных ситуаций; программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и соорганизацию всех субъектов образовательного процесса; координацию всех этих функций. (М. А. Иваненко)

Одним из средств обеспечения педагогического сопровождения является педагогическое наблюдение

Основное требование к научному наблюдению однозначность замысла, объективность, то есть, возможность контроля путем либо повторения наблюдения, либо принятие иных более мощных методов исследования (А.С. Белкин). В этом контексте педагогическое наблюдение имеет общие с педагогическим мониторингом характеристики.

мониторинг как процесс предусматривает – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выяснения его соответствия желаемому результату или первоначальным предположением; – наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Педагогическое наблюдение выполняет определенные функции: – ориентировочную (ориентация субъектов в жизненном пространстве на основе полученной и получаемой информации); – конструктивную (с одной стороны, кристаллизация индивидуальной позиции личности, с другой - расширение личностного пространства за счет установления позитивных контактов и взаимодействие с другими людьми); организационно-деятельностную (постоянная интеграция получаемой информации и научно - теоретического знания позволяет определить наиболее оптимальную позицию личности в процессе выполнения той или иной деятельности); – коррекционную (уточнение и при необходимости поправка выполняемых задач, позиции личности в процессе деятельности); – оценочно-прогностическую (дискретный процесс сличения и сравнения получаемой в ходе мониторинга информации с контрольными точками и предполагаемым конечным результатом исследования; данная функция до некоторой степени определяет и предыдущую). А. С. Белкин

Этапы диагностики, которые дают совокупное, объективированное знание о предмете исследования – первичное накопление информации; – первичная (преимущественно количественная) обработка информации или узнавание; – качественная обработка данных или распознавание, в ходе которой выявляются сущностные характеристики исследуемого объекта предусматривается после проведения наблюдения; – классификация полученных данных; – проверка полноты полученных данных; – верификация (проверка истинности) прогноза исследование; – коррекция методов, средств, результатов исследования.

Тьютор педагог нового типа, который выполняет роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и приобретению профессиональных навыков.

Основополагающими определениями системы тьюторство как образовательной программы становятся индивидуализация и саморазвитие.

Принцип индивидуализации образования означает, что за обучающимися остается право на выстраивание собственного содержания образовательного процесса, собственной образовательной программы. Реализуя принцип индивидуализации, педагог-тьютор сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной образовательной программы студента, удерживает фокус своего внимания на осмысленности обучения, предоставляет учащимся возможности конструирования и реконструирования существующих учебных форм.

Основными задачами в работе тьютора принято считать Определение целей и задач совместной деятельности, Выявление сильных и слабых сторон деятельности обучающихся для разработки индивидуального плана работы, Оказание психологической поддержки (создание ситуации успеха), Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем требующих активного участия в их решении, Создание мотивации для активной деятельности, Коррекция деятельности обучающихся, Систематизация полученного опыта, Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию, Организация рефлексии собственной деятельности.

тьюторское сопровождение это совместная деятельность тьютора и учащегося, в которой учащийся задает смыслы и реализует действия, а тьютор формирует рефлексивную рамку, главным контекстом которой выступает культура.

Тьюторская работа направлена не только на общую корректировку и развитие деятельности обучающихся, но и на осмысление и осознание основных компонентов своей деятельности - деятельности педагога.


Т. Н. Сапожникова называет функции педагогического сопровождения: социально-ориентирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, стимулирующую, организационно-деятельностную, рефлексивно-оценочную [13, с. 6]. Они отражают содержание сопровождения, которое осуществляется на основе дидактических принципов: индивидуальный подход, возрастной, личностный подход, дифференцированный подход и на основе активной позиции обучающегося. Следует отметить отсутствие прямых критериев оценки эффективности педагогического сопровождения: результативность сопровождаемого процесса может отчасти являться показателем достижений, но, согласно позиции Н. О. Яковлевой, которая выглядит убедительной, во-первых, это показатель косвенный и, во-вторых, он не может быть единственным [18, с. 47–48].

Таким образом, педагогическое сопровождение требует дополнительного изучения и коррекции его содержания и структуры согласно динамике современной образовательного пространства.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Читайте также: