Педагогическое общение как творческий процесс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Наше общество переживает сложнейший этап преобразований. Происходящие в России реформы, переход к рыночным отношениям оказывают на сферу образования как позитивное, так и негативное влияние.

За последнее десятилетие в жизни образования произошли значительные изменения: введены вариативные учебные планы, открываются новые типы учебных заведений (школа — сад, гимназия, лицей и т.д.), утвержден базисный учебный план, включающий федеральный, региональный и компонент учреждения, внедряется федеральная программа развития образования. Позитивные изменения в жизни общества, связанные с ее демократизацией, способствовали провозглашению педагогики сотрудничества, ориентира на общечеловеческие ценности. Вместе с тем в последние годы наблюдается кризис образования, обусловленный дефицитом его финансового обеспечения, превращением образования в инструмент рыночных отношений, приверженностью образования традиционному укладу его организации, который очень часто не вписывается в жесткие быстроменяющиеся рыночные реалии современного общественного развития России.

Стержнем педагогической работы должна стать реализация целей и за-дач образования через учебно-воспитательную деятельность, основанную на личностно-ориентированной педагогике и гуманистических принципах сотрудничества учителя и ученика, продуктами которой одновременно являются и рациональная технология учения, и всестороннее развитие личности. Партнерство, сотрудничество педагогов и учащихся, ставшие ведущими чертами учебной жизни, будут стимулировать поиск новых форм межличностного общения и, вне сомнения, способствовать повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

Проблему общения, межличностного взаимодействия педагогов и воспитанников В.А. Сухомлинский назвал самой неискоренимой и самой человечной. Невозможна успешная работа учителя там, где не налажено сотрудничество с учащимися.

"Современные педагогические технологии в системе дополнительного .

. односторонним. Педагогические технологии дополнительного образования детей ориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка работать самостоятельно, строить диалоги с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своей работы, искать .

По данным психологов, гуманистический стиль общения, добрые дело-вые взаимоотношения повышают эффективность обучения на 15 — 18%. И наоборот, отсутствие их снижает работоспособность от 10 — 20% у слабых до 37% — у сильных учеников. Еще больше страдает сам педагог. Плохое настроение снижает производительность его труда. Культура общения составляет неотъемлемую часть духовной культуры педагога. Она всегда относилась к числу важнейших качеств его личности

Эта проблема рассматривалась с точки зрения влияния общения на формирование личности (А.В. Мудрик, А.А. Добрович. В.В. Бодалев и др.); с точки зрения влияния общения на формирвоание межличностных отношений в коллективе (Я.Л. Коломенский, Р.Л. Кричевский, Г.М. Андреева и др.).

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить сущность педагогического общения как творческого процесса.

Объект изучения: педагогическое общение.

Предмет: культура педагогического общения, стереотипы и установки.

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

3. рассмотреть специфику культуры педагога;

4. охарактеризовать технологию педагогического общения;

5. на практике определить возможности применения педагогического общения в качестве творческой составляющей;

6. разработать рекомендации по оптимизации педагогического общения.

Методы исследования: теоретические — анализ литературы, обобщение данных, систематизация материала; практически – наблюдение, тестирование, моделирование.

Экспериментальная база исследования: Копейский колледж легкой про-мышленности.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы педагогического общения

Общение является предметом изучения многих наук. Для удобства анализа Н.П. Ерастов выделяет в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательный и общепсихологический подходы к общению (Ерастов Н.П., 1979).

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

. ответа в науке. Объект исследования – сфера (область) поиска. Такими объектами могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности коллектива). Предмет исследования – ограниченный аспект сферы поиска .

В логико-гносеологическом плане общение рассматривается как особый вид познавательно-практической деятельности людей, направленной на адекватное отражение действительности, осуществляемое в определенных условиях с определенными целями и с помощью определенных средств. Такой подход к общению позволяет конкретизировать его социальную сущность до уровня структурных компонентов и их связей друг с другом в предельно общем виде.

Процесс общения не может происходить без каких-либо средств. Анализ соответствия этих средств содержанию, обстановке, целям и партнерам общения во многом способствует пониманию его сущности и механизмов. Ясно, что и психологический анализ общения невозможен без тщательного изучения конкретных средств и способов передачи мыслей, чувств, намерений людей в реальных актах общения [6, c. 122].

Основным средством общения служит язык. Поэтому изучение его со-держания, форм, видов, возможностей и норм составляет важнейшую про-блему теории общения как таковой. Эти аспекты общения являются предметом его изучения в функционально-лингвистическом подходе к общению.

Собственно психологический анализ общения начинается там, где ис-пользуются психологические методы исследования, а наблюдаемые факты фиксируются терминами психологии как науки и рассматриваются в сопоставлении с уже известными психологическими закономерностями. Общение для психолога — это, прежде всего, закономерности протекания психической деятельности людей, общающихся друг с другом с определенными целями в определенных условиях его деятельности.

В практике научного анализа широкое распространение получили раз-личные варианты сочетаний собственно психологического подхода к обще-нию с подходами к нему со стороны других наук (социология, философия, физиология, медицина, педагогика и др.).

Комплексно-сочетательные подходы образуют некий единый сплав, или комплекс, психологических и непсихологических сведений (социально-психологическая и психолингвистическая теория общения), другие остаются обычными сочетаниями (психофизиологическая и медико-психологическая теория общения) [3, c. 17].

Многие из комплексно-сочетательных подходов к общению разрабаты-ваются в рамках традиционных прикладных отраслей психологии (социаль-ная психология, педагогическая психология, психология труда, судебная психология, патопсихология, зоопсихология и др.).

Некоторые из подходов носят относительно самостоятельный характер (психолингвистический, логико-психологический, психофизиологический анализ общения).

В каждом из этих подходов есть своя специфика, свои проблемы. Но в целом эти проблемы опираются на общепсихологический анализ общения как явления психической деятельности.

Психология в профессиональной деятельности 2

. можно описать через совокупность трех сторон: деятельность, общение, личность 005. Отсутствие у медсестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее профессионально непригодной. 006. Успешный руководитель . 044. СТУДЕНТКА ЗАКОНЧИЛА ИЗУЧЕНИЕ АНАТОМИИ И ВЗЯЛА УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ. ЕЙ ТРУДНО ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ ПО ПСИХОЛОГИИ, Т.К. ОНА ВСЕ ВРЕМЯ ВСПОМИНАЕТ АНАТОМИЮ. ЧТО ЕЙ .

Таким образом, задача учителя — управлять деятельностью ученика, а его общение с ним должно носить управленческий характер при сохранении субъект-субъектной формы взаимодействия. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что переход к личностно-ориентированной, гуманистической педагогике связан с множеством трудностей объективного и субъективного характера. Практическое осуществление гуманистических принципов образования ограничено как со стороны мало изменившихся условий труда педагога, так и со стороны внутриличностных предпосылок: учителя очень слабо подготовлены к организации отношений с учащимися на принципах взаимопонимания, сопереживания, сотрудничества.[2, c. 14]…………………..

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический про-ект, 2001. – 704 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человеком человека. –М., 1982.

5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ,1984.

6. Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху. 1600 советов менеджеру. – М.: Вече, Персей, АСТ, 1995.

7. Добрович А.А. Воспитателю и психологии и психогигиене обще-ния. – М.: Просвещение, 1993.

8. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984

9. Ковалев Л.Г. Курс лекций по социальной психологии. – М.: Выс-шая школа, 1972.

10. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. – Ижевск, 1996.

11. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, — М., 1976.

12. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

13. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л., 1979.

14. Общение и оптимизация совместной деятельности./ Под ред. Г.М. Андреевой, Я.Яноушека. – М., 1987.

18. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с .

Примеры похожих учебных работ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

. урока, высокое качество преподавания, педагогическое мастерство учителя, умение организовать работу учащихся . теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме внимательности . школе, учебе и на общение со сверстниками; · овладение .

Глава 5. Умственная отсталость как социально-педагогическая проблема

. целом. Педагогический - рассматривает проблему обучаемости умственно отсталого ребенка. Социологический - рассматривает социальные проблемы, связанные . способность к обобщенному мышлению и к образованию понятий. Самая тяжелая степень олигофрении - .

Медико-социальные и психолого-педагогические проблемы реабилитации детей-инвалидов

. и инвалидов. Медицинская, психологическая, педагогическая, техническая, профессиональная функции, вместе . работы как в системе образования, так и социальной защиты. . ставит перед человеком множество проблем. Инвалидность — это специфическая .

Самостоятельная работа учащихся, как психолого — педагогическая проблема.Организация .

. проблем и педагогической науки, и практики. «Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического . участия учителя. В педагогической . - анализ педагогической и . общение), .

Девиации как социально-педагогическая проблема

. КАК СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Проблематика девиации, . учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии, . и качественного дополнительного образования (кружки, секции . общения исчерпали себя или недоступны и решение этой проблемы .

Семья группы риска как социально-педагогическая проблема

. актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье группы риска. 2. Социально педагогическая поддержка . довольно часто в педагогике и психологии. Семья группы риска - это . способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете.

Но для педагога – это еще и профессиональная необходимость, вне общения педагогическая деятельность просто невозможна. Ведь благодаря живому и непосредственному общению педагога с ребенком осуществляется главное в педагогической работе – воздействие личности на личность.

Что же такое педагогическое общение?

Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующее более полному развитию личности.

Это - сухая теоретическая формулировка понятия, но на практике – педагогическое общение с детьми – это всегда творческий процесс.

А проявляется творчество, прежде всего, в умении педагога заинтересовать своих учеников, дать им знания, навыки, ориентируясь на их возраст, способности, интересы.

Умение понять психологическое состояние учащегося – это тоже творчество. Как это важно – взглянуть на ребенка, в его глаза, и сразу понять, что с ним происходит: здоров ли, какое настроение, радуется он или грустит. И в зависимости от этого строить свое общение с ним.

И, наконец, еще одно проявление творчества педагога в общении – искусство управлять собой, своим психическим состоянием, настроением, эмоциями, уметь всегда быть жизнерадостным и оптимистичным.

То есть, любое направление педагогического общения требует от педагога творчества, творческого подхода.

Наблюдая за педагогической деятельностью нашего коллектива, можно с уверенностью сказать, что взаимоотношения наших педагогов с детьми, родителями и коллегами – действительно творческий процесс. Все педагоги в своих детских коллективах стремятся к хорошим, добрым творческим взаимоотношениям, которые помогают детям узнавать новое, а педагогам – наполнять окружающий детский мир заботой и любовью, отдавать детям все то лучшее, что есть в них самих.

Но останавливаться на достигнутом – не для педагогов. Нужно идти дальше и совершенствовать свое педагогическое мастерство, в том числе и педагогическое общение.

Ведь, и дети, и родители хотят видеть рядом такого педагога, с которым хотелось бы общаться, и вместе идти в страну знаний и творчества и добиваться побед.

Поэтому я хочу обратить ваше внимание на некоторые правила педагогического общения, своеобразный педагогический этикет. Он выработан многолетним педагогическим опытом, и может стать необходимым и для молодых и уже опытных педагогов для установления хороших творческих взаимоотношений с детьми, родителями и коллегами и улучшения этих взаимоотношений. Эти правила также характеризуют современного педагога, в том числе и педагога дополнительного образования.

Я надеюсь, что они помогут вам в вашей педагогической деятельности.

Педагог обладает высоким уровнем профессионального мастерства.

Грамотно и четко излагает свои мысли, убедителен в суждениях.

Всегда внимателен, тактичен, старается не навредить словом.

Терпелив к недостаткам окружающих.

Честен в помыслах, справедлив в оценке других, порядочен в делах.

Искренне радуется успехам своих коллег.

Умеет управлять своими эмоциями, не позволяет себе плохого настроения.

Обладает чувством юмора.

Активно использует свой творческий потенциал в работе.

Уверен, что трудолюбие и упорство всегда приведут к достижению цели.

Хороший организатор, умеет увлечь детей, родителей, коллег.

Добросовестно выполняет свои функциональные обязанности.

Повышает свое профессиональное мастерство, занимается самообразованием.

Педагог любит детей и свою профессию, и для него работа с детьми – это призвание.

Виды деятельности — игровая, познавательная, трудовая, художественная, творческая, спортивная — осуществляются в определенной системе отношений с другими людьми.

Воспитывая творческую личность, мы воспитываем чувство ответственности человека перед своим даром и понимание того, что он живет среди людей. Чем больше душевных сил человек тратит в процессе общения, тем больше получает сам. В процессе педагогического общения формируется умение работать с людьми, понимать их, дружить и любить.

Целью педагогики творческой личности в широком смысле слова является воспитание человека, который бы получал радость от процесса своего труда, применял новые методы и способы в своей профессиональной сфере. На уроках искусства воспитываются гуманистическая позиция, способность принимать мир открытой душой, радоваться жизни во всех ее проявлениях, а не искать бесплодных удовольствий, особенно за счет других людей. Таким образом, по ходу воспитания и обучения ученики усваивают культуру чувств и общения.

Общение строится на основе закона, открытого П. П. Кропоткиным: фактором эволюции человеческого общества является не только борьба за существование, но и полярное ей явление — взаимопомощь. Подражание и взаимопомощь, включенные в общение и труд, способствовали превращению стада в первобытную орду и затем в племя.

Целью общения во всех случаях является:

Наконец, в-шестых, творчество проявляется и в том, чтобы придать уроку выразительную форму — со своей экспозицией, конфликтами, кульминацией и развязкой. Таким образом, урок является как бы маленьким спектаклем, цель которого — увлечь ученика.

Итак, педагогика творчества—это активный, конструктивный диалог с учащимися, общение личности с личностью, в процессе которого совместными усилиями добывается истина. Воспитывать творческую личность может только творческий педагог. Однако в отличие от многих других видов творчества он, как и врач, не имеет права на ошибку.

Рассмотрим содержание педагогического общения.

Напомним, что воспитание формирует потребности, интересы, установки, убеждения, идеалы, мировоззрение, причем педагог добивается максимального развития каждого ребенка согласно его уникальной природе и его потребностям. Это процесс непрестанного руководства, для того чтобы каждый ребенок стал хорошо приспособленной и счастливой личностью. Вместе с тем это руководство осуществляется максимально незаметно.

Воспитание творческой личности осложняется тем, что, как мы уже знаем, творческому ребенку свойственны частые нарушения дисциплины; способности выше среднего уровня, широкие интересы, большая чувствительность способствуют возникновению конфликтов. Один из основных законов педагогики творчества можно сформулировать следующим образом: в условиях, когда способности не востребованы, они не развиваются. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы у ребенка было удовлетворяющее его творческое дело.

Воспитание протекает параллельно учебному процессу и неотделимо от последнего. Поэтому напомним некоторые принципы творческого обучения: важнейший из них — принцип опережающего развития. Его смысл состоит в том, чтобы давать ученикам задания достаточно трудные, но выполнимые. Это заставляет работать с предельным напряжением и стимулирует развитие имеющихся у ученика потенций.

Другим принципом педагогики творчества является признание способностей ученика и поощрение его творческой деятельности. Важно только помнить, что поощрение, ставшее привычным, демобилизует личность, и его надо вовремя прекратить. Поощрять следует только выполнение более трудных, но посильных заданий.

Отсюда принципы, сформулированные в свое время известным театральным педагогом 3. Я. Корогодским:

  • Педагог, как садовник, — он не должен ждать непосредственных результатов своей деятельности, они могут сказаться в отдаленном будущем. Педагог должен уметь ждать.
  • Ученик имеет право на ошибку. На ошибках учатся, поэтому всегда лучше пробовать, чем наблюдать, как выполняют задания другие.
  • Нет глупых вопросов, есть глупые ответы.

Мастерство и искусство воспитателя состоят в том, чтобы ученик как можно меньше чувствовал давление и опеку, которая его тяготит и сдерживает творческое развитие. В то же время контроль и внимание к каждому ученику должны быть максимальны. Поэтому от педагога требуется максимально гибкое отношение к тем, с кем сводит его профессиональная судьба.

Творческий ребенок может быть не понят в своей семье или в среде сверстников. Всегда важно наладить контакт с родителями, стараться дать возможность ребенку, и особенно подростку, помочь разобраться в себе и помочь родителям понять своих детей.

Педагогическое общение как особый вид творчества педагога.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким способностям к обучению, человек превращается в личность, приобретает высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, он до конца жизни был бы обречён оставаться полуживотным, лишь внешне напоминающим человека.

Общение – многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребности – например, физиологические и психологические. И во все времена потребность эта удовлетворялась с использованием общения. Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать к себе на помощь, вызвать сочувствие – все это вечные задачи общения. Способность к общению у человека - врожденная. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. И детский сад – это наиболее важное звено в развитии ребенка и становлении его личности.

Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно - образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и воспитания приобретает особую актуальность.

В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет 3 функции :

Выделяют 3 стиля профессионального общения :

Демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;

Авторитарный – в отношениях преобладает строгость, жесткие методы руководства, коллектив выступает в роли исполнителей, не участвует в принятии решений;

Либеральный – отсутствует единая линия и должная требовательность, каждый предоставлен сам себе.

Из опыта вижу, что стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в детской группе. Так, если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то и дети общаются друг с другом по таким же правилам. И напротив, авторитарное отношение педагога к детям, подавление самостоятельности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка, приводит к низкой групповой сплоченности, частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении.

Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.

Определяются такие модели характеризующие отношение взрослого и ребенка, как:

Учебно-дисциплинарная модель соответствует авторитарному стилю воспитания: взрослый – руководитель и образец.

Личностно-ориентированная модель – взрослый не подгоняет развитие ребенка, а предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищенности, доверие к миру и радости существования.

Наша работа такова, что мы общаемся не только с детьми, но и с родителями (законными представителями) и педагогами между собой.

Работа с семьей – это кропотливый труд. И это требует от педагогов

определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует. Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Взаимоотношения между педагогами должны основываться на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не должен позволять себе принижать своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц,

в случае возникновения разногласий стремится к их конструктивному решению. Педагоги должны соблюдать культуру речи, не допускать ругательств, грубых и оскорбительных фраз не только в адрес воспитанников, но и в адрес родителей и коллег.

Таким образом педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и воспитанниками и родителями, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Воспитатель для дошкольника– первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нас лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма, выдержку и педагогического такта в общении с ними.

Читайте также: