Педагогическое наследие в а сухомлинского кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Козырь Людмила Николаевна

Симферопольский Государственный Университет

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского ежегодно все более привлекает пристальное внимание научной мировой и педагогической общественности, как в России, так и в зарубежной педагогике. Это связано с тем, что педагогическая система, разработанная Василием Александровичем, не только внесла вклад в теорию и практику воспитания и образования, наполнила педагогическую мысль новаторскими положениями и нововведениями, но и составила революционный значительный этап в истории развития российской педагогической науки.

Гуманистические, ценностные идеи и взгляды В.А. Сухомлинского нашли свой отклик как у современников, так и у педагогов следующего поколения. В качестве примера, можно проследить их применение в личностно-ориентированном подходе в педагогике, получившем свое развитие в 80-90-х годах прошлого столетия. Выступая против авторитарной школы и педагогики, педагоги данного направления предлагали свой подход по преобразованию отечественного образования. Эти идеи широко представлены в работах И.С. Якиманской, В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской, В.В. Зайцевой, А.Г. Козловой, В.Г. Петровского и др.

Рассмотрим более подробно использование идей В.А. Сухомлинского в современной школе. В прошлом, авторитарная педагогика базировалась на следующих принципах: педагог обязан выполнить задачи, наложенные на него обществом, а ученик, в свою очередь, соответствовать запрограммированной тем же обществом идеальной модели. Лично-ориентированный подход, напротив, направлен на решение совершенно других задач. Его основой является признание права каждого из участников воспитательно-образовательного процесса быть личностью, способной к самовыражению, свободному выбору своего жизненного пути, к самоопределению; умеющей использовать это право на реализацию своих собственных ценностей и мотивов; правом на формирование уникального собственного отношения к другим, к окружающему миру, к себе.

Внедряя эту важнейшую идею в жизнь, прорабатывая её с коллегами и родительским коллективом, В.А. Сухомлинский опирался на один из принципов педагогики - индивидуализацию обучения.

Осуществление на практике этого подхода к воспитанию и образованию представляется возможным лишь в том случае, если педагог уже обладает определенным специфическим мировоззрением, которое и представляет основу его педагогической деятельности.

В соответствии с Законом об Образовании, в Федеральном государственном стандарте общего образования ценностно-нравственное развитие, социализация и воспитание учащихся определены как задачи и направления первостепенной важности. Одной из приоритетных задач государства и общества, а следовательно и целью современного образования является воспитание ответственного, духовно-нравственного, компетентного и инициативного гражданина России.

По мнению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания заключается в том, чтобы моральные устои стали достоянием каждого воспитанника, превратились бы в правила и нормы поведения.

Главным предметом в современной школе, как и в школе В.А. Сухомлинского, остается человековедение. Предмет, который поможет понять психологию человека, факторы, определяющие поведение и взаимоотношения людей.

В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

В целях достижения эффективности обучения В.А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения Сухомлинского В.А. являются: природа, книга, сказка, труд.

Ведущими идеями концепции В.А. Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно-нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. В. А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, методы самопознания, самовоспитания.

Доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор - этот далеко не полный перечень гуманистических принципов, на которых была основа педагогическая система В.А. Сухомлинского, свидетельствует о ее безусловной гуманистической направленности.

В годы детства, по убеждению ученого, необходимо заложить основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Успешность воспитания, по мнению советского педагога, заключается в том, чтобы ребенок никогда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается.

Большое значение приобретают взгляды В.А. Сухомлинского об объединении воспитательных усилий семьи и школы как немаловажного условия духовно-нравственного развития ребенка. Значение семьи как важного института воспитания определяется тем, что в ней ребенок проводит значительную часть своей жизни, поэтому ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по длительности своего воздействия на ребенка. Семья закладывает основы личности и, поступая в школу, ребенок во многом уже сформирован как личность.

Роль семь может быть различна: она может являться как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Особенностью положительного воздействия на детскую личность является то, что никто (кроме родителей и самих близких ему родных) не может относиться к ребенку лучше, столько заботиться о нем, так любить его. Воспитание нравственной личности, формирование здоровой психики ребенка возможно лишь при условии его уверенности в родительской любви. В.А. Сухомлинский отмечал, что важнейшие авторитеты ребенка - его мать и отец. Ребенок - это одно из звеньев цепочки глубокой связи многих поколений, протянувшейся в веках и обрыв этой связи - непоправимая трагедия, приводящая к распаду нравственных начал. С другой стороны, ни один институт социальный институт не способен нанести столько вреда психике ребенка, сколько это может сделать семья.

Взаимодействие школы и семьи содействует нравственному и духовному, гражданскому и патриотическому воспитанию не только ребенка, но и его родителей. Такое взаимодействие представляет собой современную психолого-педагогическую технологию духовно-нравственного оздоровления общества.

Воспитание для В.А. Сухомлинского это, прежде всего, постоянное духовное обогащение учителя и ребенка.

Основная задача нравственного воспитания: "воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека".

Основным содержанием нравственного воспитания Сухомлинский считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что приоритетной задачей школы является формирование нравственной, ценностной области жизнедеятельности всего общеобразовательного учреждения, и следовательно, необходима четко-продуманная система нравственного образования ребенка, разработка ее концептуальных основ. Проблемы, над которыми работал В.А. Сухомлинский, остаются актуальными и на современном этапе развития педагогической мысли и практики.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского ежегодно все более привлекает пристальное внимание научной мировой и педагогической общественности, как в России, так и в зарубежной педагогике. Это связано с тем, что педагогическая система, разработанная Василием Александровичем, не только внесла вклад в теорию и практику воспитания и образования, наполнила педагогическую мысль новаторскими положениями и нововведениями, но и составила революционный значительный этап в истории развития российской педагогической науки.

ВложениеРазмер
pedagogicheskoe_nasledie_v.a._suhomlinskogo.docx 22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Козырь Людмила Николаевна

Симферопольский Государственный Университет

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского ежегодно все более привлекает пристальное внимание научной мировой и педагогической общественности, как в России, так и в зарубежной педагогике. Это связано с тем, что педагогическая система, разработанная Василием Александровичем, не только внесла вклад в теорию и практику воспитания и образования, наполнила педагогическую мысль новаторскими положениями и нововведениями, но и составила революционный значительный этап в истории развития российской педагогической науки.

Гуманистические, ценностные идеи и взгляды В.А. Сухомлинского нашли свой отклик как у современников, так и у педагогов следующего поколения. В качестве примера, можно проследить их применение в личностно-ориентированном подходе в педагогике, получившем свое развитие в 80-90-х годах прошлого столетия. Выступая против авторитарной школы и педагогики, педагоги данного направления предлагали свой подход по преобразованию отечественного образования. Эти идеи широко представлены в работах И.С. Якиманской, В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской, В.В. Зайцевой, А.Г. Козловой, В.Г. Петровского и др.

Рассмотрим более подробно использование идей В.А. Сухомлинского в современной школе. В прошлом, авторитарная педагогика базировалась на следующих принципах: педагог обязан выполнить задачи, наложенные на него обществом, а ученик, в свою очередь, соответствовать запрограммированной тем же обществом идеальной модели. Лично-ориентированный подход, напротив, направлен на решение совершенно других задач. Его основой является признание права каждого из участников воспитательно-образовательного процесса быть личностью, способной к самовыражению, свободному выбору своего жизненного пути, к самоопределению; умеющей использовать это право на реализацию своих собственных ценностей и мотивов; правом на формирование уникального собственного отношения к другим, к окружающему миру, к себе.

Внедряя эту важнейшую идею в жизнь, прорабатывая её с коллегами и родительским коллективом, В.А. Сухомлинский опирался на один из принципов педагогики - индивидуализацию обучения.

Осуществление на практике этого подхода к воспитанию и образованию представляется возможным лишь в том случае, если педагог уже обладает определенным специфическим мировоззрением, которое и представляет основу его педагогической деятельности.

В соответствии с Законом об Образовании, в Федеральном государственном стандарте общего образования ценностно-нравственное развитие, социализация и воспитание учащихся определены как задачи и направления первостепенной важности. Одной из приоритетных задач государства и общества, а следовательно и целью современного образования является воспитание ответственного, духовно-нравственного, компетентного и инициативного гражданина России.

По мнению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания заключается в том, чтобы моральные устои стали достоянием каждого воспитанника, превратились бы в правила и нормы поведения.

Главным предметом в современной школе, как и в школе В.А. Сухомлинского, остается человековедение. Предмет, который поможет понять психологию человека, факторы, определяющие поведение и взаимоотношения людей.

В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

В целях достижения эффективности обучения В.А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения Сухомлинского В.А. являются: природа, книга, сказка, труд.

Ведущими идеями концепции В.А. Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно-нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. В. А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, методы самопознания, самовоспитания.

Доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор - этот далеко не полный перечень гуманистических принципов, на которых была основа педагогическая система В.А. Сухомлинского, свидетельствует о ее безусловной гуманистической направленности.

В годы детства, по убеждению ученого, необходимо заложить основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Успешность воспитания, по мнению советского педагога, заключается в том, чтобы ребенок никогда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается.

Большое значение приобретают взгляды В.А. Сухомлинского об объединении воспитательных усилий семьи и школы как немаловажного условия духовно-нравственного развития ребенка. Значение семьи как важного института воспитания определяется тем, что в ней ребенок проводит значительную часть своей жизни, поэтому ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по длительности своего воздействия на ребенка. Семья закладывает основы личности и, поступая в школу, ребенок во многом уже сформирован как личность.

Роль семь может быть различна: она может являться как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Особенностью положительного воздействия на детскую личность является то, что никто (кроме родителей и самих близких ему родных) не может относиться к ребенку лучше, столько заботиться о нем, так любить его. Воспитание нравственной личности, формирование здоровой психики ребенка возможно лишь при условии его уверенности в родительской любви. В.А. Сухомлинский отмечал, что важнейшие авторитеты ребенка - его мать и отец. Ребенок - это одно из звеньев цепочки глубокой связи многих поколений, протянувшейся в веках и обрыв этой связи - непоправимая трагедия, приводящая к распаду нравственных начал. С другой стороны, ни один институт социальный институт не способен нанести столько вреда психике ребенка, сколько это может сделать семья.

Взаимодействие школы и семьи содействует нравственному и духовному, гражданскому и патриотическому воспитанию не только ребенка, но и его родителей. Такое взаимодействие представляет собой современную психолого-педагогическую технологию духовно-нравственного оздоровления общества.

Воспитание для В.А. Сухомлинского это, прежде всего, постоянное духовное обогащение учителя и ребенка.

Основная задача нравственного воспитания: "воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека".

Основным содержанием нравственного воспитания Сухомлинский считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что приоритетной задачей школы является формирование нравственной, ценностной области жизнедеятельности всего общеобразовательного учреждения, и следовательно, необходима четко-продуманная система нравственного образования ребенка, разработка ее концептуальных основ. Проблемы, над которыми работал В.А. Сухомлинский, остаются актуальными и на современном этапе развития педагогической мысли и практики.

В истории России можно найти множество уникальных учителей, которые отличались новаторскими взглядами. Именно эти люди позволили изменить систему обучения детей. Педагогические идеи Сухомлинского заставили взглянуть на подрастающее поколение с точки зрения гуманизма. Василий Александрович предложил принимать ребенка со всеми достоинствами и недостатками.

Педагогическая деятельность сухомлинского

Краткая биография

Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в семье плотника. Мальчик появился на свет в небольшом селе Кировоградской области (Украина). Помимо него, в семье было еще трое детей, и все четверо стали сельскими учителями.

Педагогические идеи сухомлинского

Детство мальчика сложно назвать счастливым, ведь после Гражданской войны была вражда, разруха, голод. Сухомлинский закончил Полтавский пединститут, после чего начал преподавать украинский язык и литературу в сельских школах. В годы войны сражался на фронте, в это время его жена и сын находились в оккупации. Они оба погибли, но об этом Сухомлинский узнал только потом. Василий Александрович получил тяжелое ранение, и его комиссовали.

В 1948 году Сухомлинский вступил в должность директора школы. Именно она и стала его экспериментальным полигоном для внедрения следующих проектов:

  • семинары по психологии;
  • коллоквиумы по педагогике;
  • факультеты по этике семейной жизни для старшеклассников;
  • родительский клуб и другие.

Свои теории Сухомлинский подробно излагал в статьях и книгах. Его деятельность неоднократно была отмечена наградами.

Основные идеи

Василий Александрович разделял идею сотрудничества в педагогике. Он представлял учебный процесс как дружеское взаимодействие учителя, ученика и его родителей. По мнению Сухомлинского, воспитание должно проходить без наказаний, а получение знаний — не через принуждение.

Василий Александрович предлагал оставлять за детьми право выбора, но вместе с этим ребенок должен нести ответственность за последствия своих поступков. Педагогическая деятельность Сухомлинского позволила разработать экспериментальный метод. Именно он первым предложил проверять любую идею на длительной практике, т. к. это позволяет получить более точные результаты.

Основой педагогической системы Сухомлинского стали такие ценности:

Сухомлинский педагогические идеи

  • нравственность;
  • счастье;
  • долг и другие.

Педагогика Василия Александровича предполагала гуманистический подход. Задача учителя — развивать таланты учеников, поддерживать детские начинания и помогать им усваивать знания. Педагог — не надзиратель, но он имеет определенный авторитет.

Педагогика Сухомлинского основывалась на эстетических представлениях. Детей учили видеть красоту природы, развивали в них стремление беречь окружающий мир. Считалось, что родителей ребенка нужно приглашать в школу, но не с целью порицания ученика. Взрослым показывали достижения детей.

Василий Александрович делал центральным объектом личность ребенка. Ее нужно воспринимать цельной, а не как перечень хороших и плохих черт. Также он считал, что воспитание идет в коллективе.

На формирование личности влияет труд — умственный и физический. Без него невозможно получить гармоничного человека. Педагог предложил воспринимать труд как творчество и этому учить детей.

Уникальность методик

Для того чтобы понимать всю ценность идей Василия Александровича, нужно учитывать время, в которое он жил. СССР был тоталитарным государством, и коммунистическое воспитание предполагало авторитарную модель. Но Сухомлинскому удалось привнести идеи гуманизма в педагогику.

Педагогическая система сухомлинского

Педагог предлагал отказаться от оценок — отметки можно использовать только в старших классах. Стимулировать ребенка нужно другими способами, например, поощрением. Василий Александрович признавал личности детей наивысшей ценностью. Он ориентировался на нравственность и духовность.

Не все в советское время разделяли идеи педагога-новатора. Его критиковали в газетах, осуждали, но это не мешало ему делать свое дело. Книги и статьи автора были востребованными среди учителей и воспитателей.

Сегодня идеи Сухомлинского не потеряли актуальности. Многие учителя используют их в своей деятельности. Была даже создана специальная ассоциация, которая детально изучает методики гуманного воспитания, и педагоги России до сих пор следуют ее принципам.


Почему оно в тупике, и кто его туда завел? Может, представители всё той же ВШЭ? На мой взгляд, проблема обусловлена переходом от знаниево-ориентированного подхода к личностно-ориентированному. Русская педагогическая традиция, которая идет от Ушинского и наследуется советской педагогикой, гармонично сочетает в себе процессы воспитания и обучения. Отказ же от данной традиции приводит к перекосу либо в сторону воспитания, либо в сторону обучения.

Почему сегодня актуален опыт Василия Александровича Сухомлинского? В системе Сухомлинского мы находим ответы на вопрос, как воспитать полноценную, гармонично развитую личность.

Василий Александрович отводит труду особое место в процессе воспитания. Он говорит, что труд должен стать органической потребностью человека. Только в труде можно найти себя. Новый министр образования РФ Ольга Васильева предлагает ввести для учеников уборку классов и пришкольной территории. И это правильно. Но для начала необходимо вернуть уважительное отношение к труду, иначе всё превратится в формальность.

Я рос в деревне. На летних каникулах у нас с братом с утра на столе лежала хорошая записочка со списком дел на день, оставленная родителями. Спасибо за то, что приучили к труду. В армии (нас на объекте служило 12 человек) солдаты, выросшие в деревне, с легкостью брались за работу, которая для городских казалась сложной и невыполнимой. Правда, сейчас и в деревне много прозябания и нежелания работать, а некоторые выгуливают маленьких собачек на поводке. И это в сельской местности. Дико смотрится, конечно.

Василий Александрович настаивает на необходимости того, чтобы подросток проявлял себя в гражданской, сложной общественной деятельности. Вкладывал свои духовные силы во что-то большее, чем он сам.

Для современной России жизненно необходимо разработать и заявить собственную концепцию образования и воспитания, альтернативную западной. Необходимо отмежеваться от прозападного курса, губящего русскость как таковую. Без обращения к опыту Сухомлинского и других авторитетных лиц в области советской научной педагогики этого сделать невозможно. Невозможно без этого опыта вырастить любящего свою Родину и готового нести за нее ответственность человека, а значит, и гражданина.

Читайте также: