Педагогическое наследие к д ушинского и проблемы развития школы в современных условиях

Обновлено: 05.07.2024

Тема педагогических чтений в Амурском педагогическом колледже была посвящена великому социальному мыслителю и великому реформатору отечественного образования на началах демократии, гуманизма и социальной справедливости-К.ДД.Ушинскому.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Педагогическое наследие К.Д.Ушинского и современная начальная школ а Великий педагог посвятил всю жизнь общественно-педагогической работе, изучению проблем воспитания, самовоспитания, обучения, нравственности и других. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского, выражено в его научных трудах, афоризмах, цитатах, высказываниях о воспитании детей и педагогике.

Память Именем К. Д. Ушинского названы: * Научная педагогическая библиотека Российской академии образования в Москве Учебные заведения: * Южноукраинский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского в Одессе * Ярославский государственный педагогический университет * Гимназия № 1 в Симферополе * Педагогический колледж в Гатчине * Педагогический колледж № 1 в Москве * Педагогический колледж в Нижнем Новгороде * Гимназия в Гатчине * До перестройки школа № 47 в Ленинграде (теперь — им. Лихачёва) * Школа № 6 в городе Тула * Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск Дом, в котором Ушинский жил в Ярославле

Улицы: * Улица, на которой он жил (бывшая Стрелецкая) в Ярославле * Улица в Липецке * Улица в Санкт-Петербурге, название утверждено в 1970 году * Улица в Киеве * Улица в г. Миллерово. * Улица и переулок в Харькове. * Улица в Симферополе * Улица в Перми * Улица в Воронеже Памятник К. Д. Ушинскому во дворе РГПУ им. А. И. Герцена

Педагогическое наследие К.Д.Ушинского и современная начальная школ а Цитаты о методах и средствах воспитания Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке. Любовь — единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим.

Педагогическое наследие К.Д.Ушинского и современная начальная школа Цели и задачи воспитания Основной целью воспитания человека может быть только сам человек … а в человеке цель воспитания составляет душа. Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека. Воспитание (призвано) оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности.

Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания.

Педагогическое наследие К.Д.Ушинского и современная начальная школ а К. Д. Ушинский об умственном развитии ребенка Идея развивающего обучения – одна из важнейших традиций русской педагогики и одна из основных в дидактической теории великого русского педагога К. Д. Ушинского. Учение, по его мнению, это труд, полный мысли. Надо добиваться, чтобы ученик в процессе обучения был активен и деятелен. Но легко и приятно мечтать, а думать трудно, поэтому важнейшая задача педагога – приучение детей к умственному труду и забота об умственном развитии ребенка .

Использование педагогического наследия К.Д. Ушинского в подготовке учителя Быть педагогом – это искусство, врожденный талант, наука, мастерство. Им владел К. Д. Ушинский и у него есть чему поучиться. В помощь современному поколению учителей великий педагог оставил научные труды, методические разработки, учебники и, конечно, мудрые афоризмы. Высказывания и мысли К. Д. Ушинского о педагогическом мастерстве . Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель. Лучше иметь одного хорошего воспитателя в школе, чем целый десяток отличных учителей.

Использование педагогического наследия К.Д. Ушинского в подготовке учителя Высказывания и мысли К. Д. Ушинского о педагогическом мастерстве . Природные воспитательные таланты, сами по себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие либо другие таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей.

Использование педагогического наследия К.Д. Ушинского в подготовке учителя Высказывания и мысли К. Д. Ушинского о педагогическом мастерстве . Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни. Кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности, не может воспитывать детей.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Использование педагогического наследия К.Д. Ушинского в подготовке учителя Профессиональная компетентность педагога

Сравнительный анализ учебно-методической системы К.Д.Ушинского с учебно-методическими системами, созданными после него К. Д. Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. Невообразимо, но Ушинскому в свое время пришлось яростно бороться за обучение детей на родном, русском языке. Много времени и сил он вложил также в создание методик, книг, учебников и в этом его несомненная заслуга перед современным образованием. Родной язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.

Сочинения К. Д. Ушинского Собрание сочинений : [в 11-ти т.] / К. Д. Ушинский ; редкол.: А. М. Еголин [и др.]. – М. ; Л. : Акад. пед наук РСФСР, 1948–1952. – Т. 1, 2, 4–6, 8, 11. – [371 У 945]. Педагогические сочинения : в 6 т. / К. Д. Ушинский ; редкол.: М. И. Кондаков [и др.]. – М. : Педагогика, 1988–1990. – 6 т. – [74.0 2440853 (т. 1) 74.003 2452247 (т. 2) 74.0 2469854 (т. 3) 74.03 2514735 (т. 4) 74.03 2515851 (т. 5) 74.03 2557507 (т. 6) У 945]. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. / К. Д. Ушинский ; под ред. А. И. Пискунова [и др.]. – М. : Педагогика, 1974. – 2 т. – [371 У 945]. Избранные труды : в 4 кн. / К. Д. Ушинский ; [сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова]. – М. : Дрофа, 2005. – 4 кн. – (Высшее педагогическое образование). – [74.03(аб) У 945]. Воспитание человека : ст., произведения для детей / К. Д. Ушинский ; сост. и авт. вступ. ст. С. Ф. Егоров. – М. : Карапуз, 2000. – 255 с. : ил. – (Педагогика детства). – [74.1 2848772 У 945]. Детский мир : хрестоматия / К. Д. Ушинский. – М. : Эксмо, 2005. – 671 с. : ил. – (Детская библиотека). – [84(2Рос=Рус)5 3256261 У 945].

Сочинения К. Д. Ушинского Педагогическая антропология : (материалы к III т.) : Эстетическое чувство как восприятие истины в образной форме : [впервые опубл. в 1908 г.] / К. Д. Ушинский // Искусство и образование. – 2005. – № 1. – С. 4–30. Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский ; сост. и отв. ред. Э. Д. Днепров. – М. : УРАО, 2002. – 591 с. – (Новая педагогическая библиотека). – [74.00( аб ) У 945]. Родное слово : кн. для детей и родителей / К. Д. Ушинский ; [сост. и предисл. Н. Ермолиной]. – Новосибирск : Мангазея, 1999. – 447 с. : ил. – [81.411.2 2858029 У 945].

Сочинения К. Д. Ушинского Ушинский : [Избр. тр.] / К. Д. Ушинский ; сост. и авт. предисл. П. А. Лебедев. – М. : Амонашвили, 1998. – 222 с. – (Антология гуманной педагогики). – [74.03 2800598 У 945]. К. Д. Ушинский : [сборник] / К. Д. Ушинский ; вступ. ст., сост. и коммент. С. Ф. Егорова. – М. : Образование, 1994. – 205 с. – (Педагогическое наследие). – [74.03 2715353 У 945]. Человек как предмет воспитания : опыт пед. антропологии / К. Д. Ушинский. – М. : Гранд : Файр пресс, 2004. – 574 с. – [74.00 3247184 У 945].

Сравнительный анализ учебно-методической системы К.Д.Ушинского с учебно-методическими системами, созданными после него Высказывания К. Д. Ушинского о языке и книге : Эта работа постепенного сознавания родного языка должна начаться с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитания. Родной язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их .

Сравнительный анализ учебно-методической системы К.Д.Ушинского с учебно-методическими системами, созданными после него

Сравнительный анализ учебно-методической системы К.Д.Ушинского с учебно-методическими системами, созданными после него

Сравнительный анализ учебно-методической системы К.Д.Ушинского с учебно-методическими системами, созданными после него

Сравнительный анализ учебно-методической системы К.Д.Ушинского с учебно-методическими системами, созданными после него Высказывания К. Д. Ушинского о языке и книге : Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка. Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Актуальность педагогической системы К.Д. Ушинского

в условиях современной школы

В последние годы общество предъявляет повышенные требования к системе воспитания и образования в современной школе. Значительно увеличивается объём учебного материала, расширяется круг изучаемых вопросов, усложняется методическая сторона образования. Успешное решение учебных задач становится возможным только при активной деятельности самих учащихся. Выпускники школ должны уметь самостоятельно развивать и реализовывать свои способности, принимать правильные решения, быть ответственным за результаты своей деятельности.

Современные цели и задачи в системе образования и воспитания сформировались в результате научной и практической деятельности целой плеяды российских педагогов. О роли развития личности ребёнка в процессе обучения, формирования у него деятельностных способностей и неразрывности этих процессов с воспитанием нравственной личности писали педагоги и психологи XIX - XX вв: В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др.

Особую значимость имеет педагогическое наследие К.Д. Ушинского, который ратовал за теснейшую связь между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения, т.к. считал, что воспитательными возможностями обладают все учебные предметы. К.Д. Ушинский пропагандировал наследие Я.А. Коменского и важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

К.Д. Ушинского работал над адаптацией научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Изучал педагогическое наследие великого чешского дидакта Я.А. Коменского многие положения которого легли в основу дидактической системы К.Д. Ушинского.

Вспомним основные дидактические принципы в трактовке К.Д. Ушинского

Доступность обучения (природосообразность). К.Д. Ушинский утверждал, что содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся. Однако изучаемый материал должен требовать от детей определенных усилий для его усвоения. По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи при соблюдении условий: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.

Принцип научности обучения. В содержании образования К.Д. Ушинский уделял большое место естественнонаучным знаниям. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувства.

Систематичность и последовательность в обучении. К.Д. Ушинский предостерегал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно. Чтобы этого не происходило, знания и умения детей должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами.

Ушинский считал, что учитель не должен навязывать ребенку готовую мысль, выводы. Самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребёнка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность, а деятельности учащихся в процессе обучения он отводил главную роль, особенно мыслительной и показал прямую связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он советовал развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительной деятельности.

К.Д. Ушинский в развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста придавал большое значение рассказыванию по картинкам, что является актуальным методом на современном уроке в младшей школе.

Особенное значение придавал русским народным сказкам для процесса воспитания и обучения. Детям в народных сказках нравится динамика действия, повторения, простота и образность народных выражений. Большое значение в первоначальном обучении родному языку К.Д. Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества – пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы глубоки по содержанию, но просты по форме и выражению, да еще отражают представления народа – народную мудрость. Загадки же доставляют уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе.

Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. К.Д. Ушинский указывал, что воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, поэтому в воспитательно-образовательном процессе придавал значение играм для детей. Вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов являются основой детской игры. К.Д. Ушинский подчёркивал влияние среды на содержание детской игры, которая даёт материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Современная школа возрождает воспитательное значение игры.

К.Д. Ушинский придавал значение смене умственного труда физическим, который является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в свободное от учения время, где воспитанники могут заниматься столярным и токарным делом, шить вышивать в мастерских. Дидактические идеи Ушинского опирались на принципы прочности усвоения знаний. Следуя принципу развивающего обучения, он выступал против разделения функций воспитания и обучения. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и сегодня очень актуально и современно.

Современная школа может и должна использовать педагогическую систему К.Д. Ушинского, а именно, элементы духовно-нравственного воспитания. Воспитание в современной православной школе рассматривается как целенаправленная совместная деятельность педагогов, воспитателей, учащихся, родителей, духовников, ориентированная на создание условий для развития общечеловеческих ценностей. Сближение религиозного и светского образования является одной из главных задач современной школы.

1. Гончаров Н. Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М., 1974.

3. Горячева И.А. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского / И.А. Горячева / Образование. 2004. №3. С.5-18; №4. С.3-19; №5. С.3-27.

4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. М. : Педагогика, 1998.

5. К.Д. Ушинский Родное слово. Обработка и комментарии И.А. Горячевой. Екатеринбург: Лаборатория педагогики православия УрО РАО, 2008 г.


Изучение опыта русской педагогической мысли в условиях реформирования системы образования в настоящее время представляется наиболее актуальным и современным. Эпоха информационного общества и технократизма порождает вопрос: что делать? Как воспитать детей в духе морально-нравственных ценностей, разносторонне развитыми, адаптированными и социализированными в обществе. Что и каким образом вложить в головы и души детей и как подготовить учителя к решению этих вопросов?

Поиск новых возможностей решения проблем образования, обучения и развития невозможен без осмысления уже пройденного пути. Новые образовательные технологии и воспитательные системы не всегда дают положительный результат. Заимствование опыта зарубежных стран не всегда оправдано, поэтому необходимо изучить опыт собственно русской педагогической науки, найти в ней ответы на вызовы современности.

Таким образом, самоанализ и рефлексия учителя так же одно из необходимых условий, способствующих развитию ребенка.

В целях подготовки кадров и получения первых знаний от специалистов, великий педагог предлагает проводить экзамены среди преподавателей всех уровней на предмет знания России и родного языка.

Идеи, изложенные великим педагогом К. Д. Ушинским еще в 19 веке, не утратили своей актуальности в 21 веке. Проводимые в России реформы образования — попытка использовать опыт собственно русской педагогической мысли и претворить его в жизнь. Но возникает противоречие. Положительный опыт проведения реформ в области образования присутствует, педагогическая научная база довольно обширная. Однако реальных положительных результатов добиться сложно.

  1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.2 /под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 733 с.

Основные термины (генерируются автоматически): народное образование, школа, гуманитарное образование, народная школа, учитель, гуманное образование, знание, простой народ, развитие ребенка, великий педагог.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы общество предъявляет повышенные требования к системе воспитания и образования в современной школе. Значительно увеличивается объём учебного материала, расширяется круг изучаемых вопросов, усложняется методическая сторона образования. Успешное решение учебных задач становится возможным только при активной деятельности самих учащихся. Выпускники школ должны уметь самостоятельно развивать и реализовывать свои способности, принимать правильные решения, быть ответственным за результаты своей деятельности.

Современные цели и задачи в системе образования и воспитания сформировались в результате научной и практической деятельности целой плеяды российских педагогов. Особую значимость имеет педагогическое наследие К.Д. Ушинского, который ратовал за теснейшую связь между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения, т.к. считал, что воспитательными возможностями обладают все учебные предметы.

Основные труды и статьи великого русского педагога:

Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания.

Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания; реформирования народной школы. В своих трудах Константин Дмитриевич пишет о труде, как основе воспитания; о роли родного языка в воспитании; о связи теории и практики; о педагогике и ее связи с другими науками; о воспитании в целом, о воспитании нравственности; о женском образовании; о личности педагога.

- Воспитание нравственности. Воспитание нравственности — основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью. Средства нравственного воспитания по — Ушинскому: обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.

Идеи Ушинского вдохновляли замечательных педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования.

Прежде всего, в каждой российской школе, в каждом ее классе действуют 10 принципов Ушинского, разработанных им в области дидактики для успешного обучения:

1. Своевременность. К.Д. Ушинский выступал против преждевременности обучения. Для каждого возраста существует свой объем знаний, которые ребенок должен получить. Кстати, этот принцип очень актуален для современных родителей, которые уже с 4 лет пытаются занять голову своего ребенка, многочисленными знаниями из разных областей жизни, творческой и спортивной деятельностью, которая только возможна.

2. Постепенность. Великий педагог считал, что главным является не только количественная, но и качественная переработка информации.

5. Твердость усвоения. Ушинский считал, что для лучшего усвоения информации учащимися, нужно использовать помимо речевых воздействий учителя, такие средства дидактическое усвоения, как наглядность и повторение, что несомненно используется в современных школах, особенно в начальных классах.

6. Ясность. В современной школе, этот принцип Ушинского используется при создании новых учебников. Так, например, в учебниках по истории, биологии, географии и др., существует принцип систематизации материала, что необходимо для ясного понимания изложения информации учащимся.

10. Полезность. К.Д. Ушинский считал, что полезные знания всегда связаны с применением их в настоящей жизни. Поэтому он считал, что в школе должна представлять собой место, где происходит соединению науки и жизни.

Данные дидактические принципы, разработанные К.Д. Ушинским во второй половине XIX в., не потеряли актуальность и значимость в образовательной системе настоящего времени, несмотря на ее постоянные изменения. Эти принципы могли реформироваться, но из школьной системы образования и воспитания они не ушли. Точно также, актуальным сегодня является взгляд Ушинского на развитие личности человека.

Примечательно и то, что К.Д. Ушинский был противником формальных, догматических методов обучения, преподносящих знания в готовом виде и подавляющих самостоятельную мысль учащихся. Не зря сегодня в школьной практике реализуется система проблемного обучения, где, например, учащиеся пытаются самостоятельно определить тему урока.

Нашел применение в образовательной системе Российской Федерации и принцип народности, выработанный К.Д. Ушинским. Сейчас он сильно видоизменен, но существует. Принцип народности в современной школе связан с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к Родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходящие исторически от российского народа, помогают формировать национальное самосознание позицию современных школьников, будущих граждан Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что многочисленные дидактические принципы К.Д. Ушинского являются передовыми в современной школе. Однако, исходя из учета современных требований, основные педагогические идеи Ушинского видоизменились, превратились в другие формы, однако содержание его идей по поводу воспитания и образования человека крепко укрепилось в современной образовательной системе.

Читайте также: