Педагогическое направление в школе
Обновлено: 07.07.2024
Основополагающими требованиями при выполнении любого из видов деятельности являются высокое мастерство и профессионализм. Помимо этих критериев, к педагогу предъявляется и ряд других требований, о чем в разные времена высказывались лучшие представители данной профессии. Из истории педагогики можно выделить некоторые идеи ведения педагогической практики.
Ф.И.О. педагога | Основные идеи к описанию требований к педагогу |
Гельвеций | Быть носителем глубоких и всесторонных знаний. "Человек взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно". |
Я.А. Коменский | Призвал учителейлюбить свою профессию, понимать, что она "настолько превосходная, как никакая другая под солнцем". |
К.Д. Ушинский | Систематически обновлять и пополнять свои знания. "Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель". Знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности. |
А.С. Макаренко | Быть патриотом, гражданином своего Отечества, активным носителем моральных убеждений. |
В.А. Сухомлинский | Быть великим гуманистом, любить детей, понимать, "чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце". |
Требования, предъявляемые к педагогу в истории педагогики.
Положительные и отрицательные качества в личности современного учителя
Личность учителя – это сложное социально-психологическое образование, формирующееся из подструктур. В истории педагогики требования к этой личности были сформулированы многими деятелями своего времени, но и современное общество обозначило ряд критериев, которым должен отвечать педагог сегодня. К таким требованиям относится:
- Корректность, любознательность, гибкость, неординарность, чувство юмора, терпеливость, реформаторство, мудрость, тактичность, энергичность, грамотность.
- Устойчивость к раздражителям, работоспособность, концентрация в стрессовых ситуациях, доброта, активность, умение сохранять тонус на протяжении всего рабочего дня.
- Сдержанность в выражении чувств и эмоций, терпеливость, уравновешенность, собранность, четкая дикция и умение грамотно излагать мысли.
- Высокая работоспособность, многозадачность, импровизация, непринужденность, легкость общения, способность подстраиваться под ситуацию и окружающую обстановку.
В педагогической практике существуют обозначенные качества, которые не должны сопровождать личность современного учителя, а именно:
- Корысть, эгоизм.
- Равнодушие к учащимся.
- Низкий уровень убеждений и идеалов.
- Низкий уровень интеллектуального развития.
- Безынициативность, безволие, несобранность, отсутствие выдержки, целеустремленности, находчивости.
- Наличие психических заболеваний.
- Серьезные нарушения работы опорно-двигательного аппарата.
- Ярко выраженные дефекты слуха и речи.
В процессе профессионального отбора и медицинских освидетельствований выявляется степень готовности гражданина к профессии педагога. Таким образом, личность учителя начинает свое становление еще до начала освоения профессии как таковой.
Преподаватель – как субъект педагогической деятельности
Учитель – профессионал, обладающий компетенцией в осуществлении деятельности педагогического направления в рамках образовательного учреждения.
Компетентная деятельность педагога – это труд, при котором на высоком уровне обеспечивается профессиональная деятельность, общение, реализуются личностные качества преподавателя и достигаются высокие результаты при передаче знаний к младшему поколению.
Основными свойствами субъективности являются:
- Психофизиологические.
- Профессионально-педагогические и предметные знания.
- Направленность личности.
Помимо перечисленных свойств, основным требованием современного профессионального педагога является четкость его социально-профессиональной позиции, в которой он выражает себя, как субъект педагогической деятельности.
Позиция преподавателя – совокупность интеллектуальной, волевой, эмоционально-оценочной точки зрения на мир в профессиональной деятельности, представляющей источник активности педагога.
Данная позиция представляется социальным и профессиональным компонентом. В основе социальной позиции заложены взгляды, ценности и убеждения, сформировавшиеся в процессе становления личности. При выборе направления профессиональной деятельности важнейшими регулирующими факторами становятся профессиональные установки, индивидуальные особенности личности, темперамента, характера.
Таким образом, педагогический талант, подкрепленный профильными знаниями, умениями и навыками, является основой формирования образа высококвалифицированного современного педагога.
Направленность личности педагога
Направленность личности учителя – мотивационная направленность действий, поступков, поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования.
Социально-профессиональная направленность
В качестве профессиональной направленности личности преподавателя принято понимать мотивацию, обусловленную профессиональными ценностями, гуманистическими установками, взглядом на обучающегося, как на итог, а не средство, развитием рефлексии, эмпатии, социальных способностей способствующих обеспечению продуктивного общения и успешного взаимодействия с окружающими.
Педагогическая направленность – это компонент характеризующийся наличием интереса к самим обучающимся, а также творческим подходом к решению поставленных профессиональных задач, глубокой заинтересованностью профилем деятельности, склонностью к постоянному совершенствованию и внедрению полученных знаний в повседневную практику.
Учитель с ярко выраженным компонентом педагогической направленности активнее включается в процесс профессионального самопознания. Он связан с пониманием норм, правил, моделей профессионального поведения, формированием индивидуального кредо в рамках выбранной профессии. Такой учитель осознает и принимает установленные эталоны и образцы характерного поведения, соотнося с ними себя, основываясь на личной оценке и мнении других участников педагогического процесса относительно педагогических способностей, характера и эффективности практики.
Гуманистическая направленность
В случае с гуманистической направленностью личности учителя ориентация осуществляется на создание условий для многогранного развития личности.
Гуманность, в свою очередь, означает наличие в личности таких качеств, как человечность, человеколюбие, уважение к чести и достоинству другого человека.
В свете вышесказанного, гуманистическая направленность личности определяется как стремление подчинения всех профессиональных действий преподавателя интересам личности обучающихся.
Это позволяет полноценно реализовать задачи личностно-ориентированной педагогики, а именно, оказать содействие человеку в определении отношения к себе, другим людям, окружающему миру. Этот компонент педагогической деятельности формируется на основании общепринятых человечеством ценностей и является основополагающим фактором успешной педагогической практики.
Познавательная направленность
Познавательная направленность личности учителя подразумевает культуру научно-педагогического мышления, где основным признаком выступает диалектичность.
Проявление этого компонента выражается в способности обнаруживать в каждом педагогическом проявлении и его противоречия. Диалектический взгляд на явления профессиональной действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу старого и нового осуществляется непрерывное развитие, а также влиять на эти процессы, своевременно решая все возникающие вопросы и задачи.
В регионы недавно поступило письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 N ВБ-511/08 "О направлении методических рекомендаций" ( скачать документ ), в котором даны рекомендации по открытию классов психолого-педагогической направленности. Рассмотрим в статье, как нужно действовать, чтобы открыть такие классы.
Учебные планы
Именно сейчас администрации школ озаботились вопросами подготовки учебных планов на следующий учебный 2021-2022 год. А в учебном плане каждый час на вес золота, особенно учитывая разговоры о том, что в школах России планируют ввести пятидневку. Как уместить все?
Цель создания классов
А почему возникла идея создания "психолого-педагогических классов"?
Много говорят ( и делают в этом направлении ) о престиже профессии учителя. Это первая задача, которую решают такие классы. У ребят буду формировать представление о профессии педагога, воспитывать отношение к учителю как профессионалу, ориентировать детей в системе ценностей, отражающих специфику учительской работы. Задачи многогранные и нужные. Как реализовать?
Алгоритм действий школы по открытию классов
- Школе нужно провести изучение образовательных потребностей и интересов учащихся 7 - 9-х классов, чтобы определить , на базовом или профильном уровне они планируют изучать учебные предметы. Далее нужно оформить сводную аналитическую справку и представить ее на педсовете: сколько ребят сделало выбор в пользу того или иного профиля обучения.
- Далее школа проводит анализ условий , оценивает свои возможности для реализации профилей обучения, учебных предметов на углубленном уровне. Необходимо определить перечень условий, материально-технические и кадровые возможности.
- Следующий этап заключается в необходимости внесения изменений в Программу развития и в План мероприятий по организации профильных классов.
- Теперь школа может принять окончательное решение о реализации учебных планов одного или нескольких профилей обучения ( естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный ), выбрать учебные предметы, которые будут изучаться на углубленном уровне, согласовать эти решения с родителями и педагогами, закрепить в приказе по школе.
- Школа далее разрабатывает учебный план профиля "Психолого-педагогической направленности".
- Ребята и родители ( законные представители ) перед приемом в класс любого профиля "Психолого-педагогической направленности" знакомятся с учебными планами и условиями обучения, подписывают форму заявления о приеме.
- Школа издает приказ о зачислении в психолого-педагогический класс.
В Письме можно также найти методические рекомендации о разработке учебного плана 10 - 11 классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования, а также примерный перечень учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с профилями обучения.
Уверены, что многие коллеги в свои школьные годы были бы рады учиться в таких классах, так что всячески поддерживаем идею создания психолого-педагогических классов. Обучение в таком направлении пригодится выпускникам и в жизни при воспитании собственных детей.
К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся: общая педагогика, психопедагогика, история педагогики, преддошкольная и дошкольная педагогика, школьная педагогика, дефектология: сурдо-, тифлои олигофренопедагогика, педагогика высшей школы , частные методики преподавания различных предметов в учебных заведениях.
Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания и обучения, описывает механизмы данных процессов, устанавливает существенные связи и отношения между процессами психолого-педагогических воздействий и внутренними процессами развития мышления, эмоционально-волевой сфер и личности учащихся.
Психопедагогика выступает межпредметным направлением, в котором данные психологических теорий обучения и воспитания практически реализуются в ходе процессов обучения и воспитания, в результате чего делаются выводы как об эффективности применяемых педагогических методик, так и о закономерностях развития у детей психических процессов и способностей.
История педагогики имеет предмет изучения зарождения, развития, результатов и достижений тех или иных педагогических учений.
Преддошкольная и дошкольная педагогика рассматривает систему развивающих воздействий и их закономерностей в процессе воспитания и развития детей младшего и старшего дошкольного возрастов. Большое значение в предметах данных педагогических направлений имеет изучение развивающего характера игровой деятельности детей.
Сурдо-, тифдои олигофренопедагогика изучают закономерности и систему построения психолого-педагогических воздействий и конкретных методик обучения и воспитания для детей, имеющих определенные психические отклонения в развитии. Так, сурдопедагогика изучает процессы воспитания и обучения детей, имеющих дефекты слуховой системы; тифлопедагогика - процессы воспитания и обучения детей, имеющих недостатки зрения; олигофренопедагогика - специальное направление педагогики, изучающее процессы воспитания и обучения умственно отсталых детей. В целом, данные направления (сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика) составляют педагогическое направление дефектологии.
Для достижения высокого качества педагогического образования необходима системная работа с кадрами, начиная со школьной скамьи. Фото: предоставлено департаментом общего образования ТО.
В этом учебном году в школах России появилось новое направление профильных классов - психолого-педагогическое. Оно стало еще одним профориентационным акцентом к уже действующим в общеобразовательных учреждениях социально-экономическому, физико-математическому, гуманитарному, информационно-технологическому, художественно-эстетическому и лингвистическому учебным профилям.
Как сообщил ранее министр просвещения Сергей Кравцов, в России начиная с 1 сентября 2021 года запланировано создать пять тысяч таких классов для подготовки будущих учителей уже со школьной скамьи.
В помощь общеобразовательным организациям Минпросвещения РФ еще весной этого года разработало и направило в регионы методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов психолого-педагогической направленности. Обучение в них идет в рамках основной образовательной программы, но, помимо элективных курсов по гуманитарным дисциплинам, усиливаются дисциплины основной программы, которые потребуются выпускникам для поступления на педагогические специальности.
- Ранее подобные классы уже были, но чисто педагогические, без психологического блока, - пояснила председатель комитета организационно-кадровой и правовой работы департамента общего образования Томской области Марина Садиева. - Министерство просвещения инициировало такое направление, углубленное психологическим блоком знаний, чтобы расширить перечень специальностей, на которые захотят поступать выпускники таких классов. Не только на педагогические в чистом виде специальности, не только обучение на учителей-предметников, но они могут быть учителем-дефектологом, социальным педагогом, педагогом-психологом. Такая установка министерства родилась, потому что есть понимание важности и востребованности педагогических кадров. А одна из задач нацпроектов в области образования - повышение его качества. И без специалистов, увлеченных своей работой, высокого качества достичь невозможно. Лучшее решение задачи - системная работа с кадрами, начиная со школьной скамьи.
Ставка на раннюю профориентацию оправдывает ожидания, уверены в Томском государственном педагогическом университете.Фото: предоставлено департаментом общего образования
По индивидуальным траекториям
- Наша школа давно работает как базовая площадка среди школ района по организации и реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, - рассказал заместитель директора по инновационной деятельности Молчановской СОШ № 1 Андрей Владисенко. - Учащиеся 10-11-х классов обучаются по индивидуальным образовательным траекториям, углубленно занимаются изучением отдельных предметов по профилям - физика, химия, информатика, математика, биология, право. Чтобы обеспечить это, мы активно сотрудничаем с высшими учебными заведениями, используем сетевые формы реализации образовательных программ. Наши партнеры - СибГМУ, ТГУ, ТПУ, ТГПУ, а также сельскохозяйственный институт. На базе нашей школы действуют аграрный, медицинский, психолого-педагогический классы. На сегодняшний день формируются агро- и IT-классы.
Как рассказал Андрей Владисенко, в психолого-педагогическом классе обучается десять человек из 10-го и 11-го классов, одна из учениц - из соседней школы № 2. Ребята изучают все необходимые образовательные дисциплины, которые предусмотрены планом. А в рамках внеурочной деятельности и элективной программы - предметы по психолого-педагогическому профилю: введение в педагогику, введение в психологию, вожатская деятельность, профессиональные стандарты и другие.
Ставка на раннюю профориентацию оправдывает ожидания. Так, первые воспитанники ОПК, студенты 5-го курса ФПСО ТГПУ Александра Соловьева, Марина Торопова, Дарья Шитик, стали активными участниками нынешней профориентационной команды, уже сами организовывают профильные смены проекта.
Сегодняшние школьники и студенты спустя несколько лет придут работать в томские детские сады, школы, организации допобразования.Фото: предоставлено департаментом общего образования ТО.
Все звенья цепочки
- В идеале для профориентации, подготовки и закрепления психолого-педагогических кадров должны взаимодействовать все звенья этой цепочки, - логично считает Марина Садиева. - В этом году 117 выпускников ТГПУ и более 250 выпускников ТГПК трудоустроились в образовательные учреждения Томской области. И перед областным департаментом общего образования, перед этими учреждениями, перед муниципальными властями стоит задача закрепления молодых педагогов на выбранных ими рабочих местах. С каждым годом мы применяем все больше инструментов для этого.
Надеемся, что в дальнейшем именно эти ребята пополнят ряды студентов педагогических вузов и колледжей, а потом придут работать в детские сады, школы, организации дополнительного образования. Потому что те, кто рано влюбился в эту профессию, а потом получил хорошую поддержку на старте, становятся именно такими учителями, которых ученики помнят и благодарят всю свою жизнь.
Возрастная категория сайта 18 +
Читайте также: