Педагогическое направление в школе

Обновлено: 07.07.2024

Основополагающими требованиями при выполнении любого из видов деятельности являются высокое мастерство и профессионализм. Помимо этих критериев, к педагогу предъявляется и ряд других требований, о чем в разные времена высказывались лучшие представители данной профессии. Из истории педагогики можно выделить некоторые идеи ведения педагогической практики.

Ф.И.О. педагога Основные идеи к описанию требований к педагогу
Гельвеций Быть носителем глубоких и всесторонных знаний. "Человек взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно".
Я.А. Коменский Призвал учителейлюбить свою профессию, понимать, что она "настолько превосходная, как никакая другая под солнцем".
К.Д. Ушинский Систематически обновлять и пополнять свои знания. "Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель". Знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности.
А.С. Макаренко Быть патриотом, гражданином своего Отечества, активным носителем моральных убеждений.
В.А. Сухомлинский Быть великим гуманистом, любить детей, понимать, "чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце".

Требования, предъявляемые к педагогу в истории педагогики.

Положительные и отрицательные качества в личности современного учителя

Личность учителя – это сложное социально-психологическое образование, формирующееся из подструктур. В истории педагогики требования к этой личности были сформулированы многими деятелями своего времени, но и современное общество обозначило ряд критериев, которым должен отвечать педагог сегодня. К таким требованиям относится:

  • Корректность, любознательность, гибкость, неординарность, чувство юмора, терпеливость, реформаторство, мудрость, тактичность, энергичность, грамотность.
  • Устойчивость к раздражителям, работоспособность, концентрация в стрессовых ситуациях, доброта, активность, умение сохранять тонус на протяжении всего рабочего дня.
  • Сдержанность в выражении чувств и эмоций, терпеливость, уравновешенность, собранность, четкая дикция и умение грамотно излагать мысли.
  • Высокая работоспособность, многозадачность, импровизация, непринужденность, легкость общения, способность подстраиваться под ситуацию и окружающую обстановку.

В педагогической практике существуют обозначенные качества, которые не должны сопровождать личность современного учителя, а именно:

  • Корысть, эгоизм.
  • Равнодушие к учащимся.
  • Низкий уровень убеждений и идеалов.
  • Низкий уровень интеллектуального развития.
  • Безынициативность, безволие, несобранность, отсутствие выдержки, целеустремленности, находчивости.
  • Наличие психических заболеваний.
  • Серьезные нарушения работы опорно-двигательного аппарата.
  • Ярко выраженные дефекты слуха и речи.

В процессе профессионального отбора и медицинских освидетельствований выявляется степень готовности гражданина к профессии педагога. Таким образом, личность учителя начинает свое становление еще до начала освоения профессии как таковой.

Преподаватель – как субъект педагогической деятельности

Учитель – профессионал, обладающий компетенцией в осуществлении деятельности педагогического направления в рамках образовательного учреждения.

Компетентная деятельность педагога – это труд, при котором на высоком уровне обеспечивается профессиональная деятельность, общение, реализуются личностные качества преподавателя и достигаются высокие результаты при передаче знаний к младшему поколению.

Основными свойствами субъективности являются:

  • Психофизиологические.
  • Профессионально-педагогические и предметные знания.
  • Направленность личности.

Помимо перечисленных свойств, основным требованием современного профессионального педагога является четкость его социально-профессиональной позиции, в которой он выражает себя, как субъект педагогической деятельности.

Позиция преподавателя – совокупность интеллектуальной, волевой, эмоционально-оценочной точки зрения на мир в профессиональной деятельности, представляющей источник активности педагога.

Данная позиция представляется социальным и профессиональным компонентом. В основе социальной позиции заложены взгляды, ценности и убеждения, сформировавшиеся в процессе становления личности. При выборе направления профессиональной деятельности важнейшими регулирующими факторами становятся профессиональные установки, индивидуальные особенности личности, темперамента, характера.

Таким образом, педагогический талант, подкрепленный профильными знаниями, умениями и навыками, является основой формирования образа высококвалифицированного современного педагога.

Направленность личности педагога

Направленность личности учителя – мотивационная направленность действий, поступков, поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования.

Социально-профессиональная направленность

В качестве профессиональной направленности личности преподавателя принято понимать мотивацию, обусловленную профессиональными ценностями, гуманистическими установками, взглядом на обучающегося, как на итог, а не средство, развитием рефлексии, эмпатии, социальных способностей способствующих обеспечению продуктивного общения и успешного взаимодействия с окружающими.

Педагогическая направленность – это компонент характеризующийся наличием интереса к самим обучающимся, а также творческим подходом к решению поставленных профессиональных задач, глубокой заинтересованностью профилем деятельности, склонностью к постоянному совершенствованию и внедрению полученных знаний в повседневную практику.

Учитель с ярко выраженным компонентом педагогической направленности активнее включается в процесс профессионального самопознания. Он связан с пониманием норм, правил, моделей профессионального поведения, формированием индивидуального кредо в рамках выбранной профессии. Такой учитель осознает и принимает установленные эталоны и образцы характерного поведения, соотнося с ними себя, основываясь на личной оценке и мнении других участников педагогического процесса относительно педагогических способностей, характера и эффективности практики.

Гуманистическая направленность

В случае с гуманистической направленностью личности учителя ориентация осуществляется на создание условий для многогранного развития личности.

Гуманность, в свою очередь, означает наличие в личности таких качеств, как человечность, человеколюбие, уважение к чести и достоинству другого человека.

В свете вышесказанного, гуманистическая направленность личности определяется как стремление подчинения всех профессиональных действий преподавателя интересам личности обучающихся.

Это позволяет полноценно реализовать задачи личностно-ориентированной педагогики, а именно, оказать содействие человеку в определении отношения к себе, другим людям, окружающему миру. Этот компонент педагогической деятельности формируется на основании общепринятых человечеством ценностей и является основополагающим фактором успешной педагогической практики.

Познавательная направленность

Познавательная направленность личности учителя подразумевает культуру научно-педагогического мышления, где основным признаком выступает диалектичность.

Проявление этого компонента выражается в способности обнаруживать в каждом педагогическом проявлении и его противоречия. Диалектический взгляд на явления профессиональной действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу старого и нового осуществляется непрерывное развитие, а также влиять на эти процессы, своевременно решая все возникающие вопросы и задачи.

В регионы недавно поступило письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 N ВБ-511/08 "О направлении методических рекомендаций" ( скачать документ ), в котором даны рекомендации по открытию классов психолого-педагогической направленности. Рассмотрим в статье, как нужно действовать, чтобы открыть такие классы.

Учебные планы

Именно сейчас администрации школ озаботились вопросами подготовки учебных планов на следующий учебный 2021-2022 год. А в учебном плане каждый час на вес золота, особенно учитывая разговоры о том, что в школах России планируют ввести пятидневку. Как уместить все?

Цель создания классов

А почему возникла идея создания "психолого-педагогических классов"?

Много говорят ( и делают в этом направлении ) о престиже профессии учителя. Это первая задача, которую решают такие классы. У ребят буду формировать представление о профессии педагога, воспитывать отношение к учителю как профессионалу, ориентировать детей в системе ценностей, отражающих специфику учительской работы. Задачи многогранные и нужные. Как реализовать?

Алгоритм действий школы по открытию классов

  • Школе нужно провести изучение образовательных потребностей и интересов учащихся 7 - 9-х классов, чтобы определить , на базовом или профильном уровне они планируют изучать учебные предметы. Далее нужно оформить сводную аналитическую справку и представить ее на педсовете: сколько ребят сделало выбор в пользу того или иного профиля обучения.
  • Далее школа проводит анализ условий , оценивает свои возможности для реализации профилей обучения, учебных предметов на углубленном уровне. Необходимо определить перечень условий, материально-технические и кадровые возможности.
  • Следующий этап заключается в необходимости внесения изменений в Программу развития и в План мероприятий по организации профильных классов.
  • Теперь школа может принять окончательное решение о реализации учебных планов одного или нескольких профилей обучения ( естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный ), выбрать учебные предметы, которые будут изучаться на углубленном уровне, согласовать эти решения с родителями и педагогами, закрепить в приказе по школе.
  • Школа далее разрабатывает учебный план профиля "Психолого-педагогической направленности".
  • Ребята и родители ( законные представители ) перед приемом в класс любого профиля "Психолого-педагогической направленности" знакомятся с учебными планами и условиями обучения, подписывают форму заявления о приеме.
  • Школа издает приказ о зачислении в психолого-педагогический класс.

В Письме можно также найти методические рекомендации о разработке учебного плана 10 - 11 классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования, а также примерный перечень учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с профилями обучения.

Уверены, что многие коллеги в свои школьные годы были бы рады учиться в таких классах, так что всячески поддерживаем идею создания психолого-педагогических классов. Обучение в таком направлении пригодится выпускникам и в жизни при воспитании собственных детей.

К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся: общая педагогика, психопедагогика, история педагогики, преддошкольная и дошкольная педагогика, школьная педагогика, дефектология: сурдо-, тифлои олигофренопедагогика, педагогика высшей школы , частные методики преподавания различных предметов в учебных заведениях.

Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания и обучения, описывает механизмы данных процессов, устанавливает существенные связи и отношения между процессами психолого-педагогических воздействий и внутренними процессами развития мышления, эмоционально-волевой сфер и личности учащихся.

Психопедагогика выступает межпредметным направлением, в котором данные психологических теорий обучения и воспитания практически реализуются в ходе процессов обучения и воспитания, в результате чего делаются выводы как об эффективности применяемых педагогических методик, так и о закономерностях развития у детей психических процессов и способностей.

История педагогики имеет предмет изучения зарождения, развития, результатов и достижений тех или иных педагогических учений.

Преддошкольная и дошкольная педагогика рассматривает систему развивающих воздействий и их закономерностей в процессе воспитания и развития детей младшего и старшего дошкольного возрастов. Большое значение в предметах данных педагогических направлений имеет изучение развивающего характера игровой деятельности детей.

Сурдо-, тифдои олигофренопедагогика изучают закономерности и систему построения психолого-педагогических воздействий и конкретных методик обучения и воспитания для детей, имеющих определенные психические отклонения в развитии. Так, сурдопедагогика изучает процессы воспитания и обучения детей, имеющих дефекты слуховой системы; тифлопедагогика - процессы воспитания и обучения детей, имеющих недостатки зрения; олигофренопедагогика - специальное направление педагогики, изучающее процессы воспитания и обучения умственно отсталых детей. В целом, данные направления (сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика) составляют педагогическое направление дефектологии.

Для достижения высокого качества педагогического образования необходима системная работа с кадрами, начиная со школьной скамьи. Фото: предоставлено департаментом общего образования ТО.

Для достижения высокого качества педагогического образования необходима системная работа с кадрами, начиная со школьной скамьи. Фото: предоставлено департаментом общего образования ТО.

В этом учебном году в школах России появилось новое направление профильных классов - психолого-педагогическое. Оно стало еще одним профориентационным акцентом к уже действующим в общеобразовательных учреждениях социально-экономическому, физико-математическому, гуманитарному, информационно-технологическому, художественно-эстетическому и лингвистическому учебным профилям.

Как сообщил ранее министр просвещения Сергей Кравцов, в России начиная с 1 сентября 2021 года запланировано создать пять тысяч таких классов для подготовки будущих учителей уже со школьной скамьи.

В помощь общеобразовательным организациям Минпросвещения РФ еще весной этого года разработало и направило в регионы методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов психолого-педагогической направленности. Обучение в них идет в рамках основной образовательной программы, но, помимо элективных курсов по гуманитарным дисциплинам, усиливаются дисциплины основной программы, которые потребуются выпускникам для поступления на педагогические специальности.

- Ранее подобные классы уже были, но чисто педагогические, без психологического блока, - пояснила председатель комитета организационно-кадровой и правовой работы департамента общего образования Томской области Марина Садиева. - Министерство просвещения инициировало такое направление, углубленное психологическим блоком знаний, чтобы расширить перечень специальностей, на которые захотят поступать выпускники таких классов. Не только на педагогические в чистом виде специальности, не только обучение на учителей-предметников, но они могут быть учителем-дефектологом, социальным педагогом, педагогом-психологом. Такая установка министерства родилась, потому что есть понимание важности и востребованности педагогических кадров. А одна из задач нацпроектов в области образования - повышение его качества. И без специалистов, увлеченных своей работой, высокого качества достичь невозможно. Лучшее решение задачи - системная работа с кадрами, начиная со школьной скамьи.

Ставка на раннюю профориентацию оправдывает ожидания, уверены в Томском государственном педагогическом университете.Фото: предоставлено департаментом общего образования

Ставка на раннюю профориентацию оправдывает ожидания, уверены в Томском государственном педагогическом университете.Фото: предоставлено департаментом общего образования

По индивидуальным траекториям

- Наша школа давно работает как базовая площадка среди школ района по организации и реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, - рассказал заместитель директора по инновационной деятельности Молчановской СОШ № 1 Андрей Владисенко. - Учащиеся 10-11-х классов обучаются по индивидуальным образовательным траекториям, углубленно занимаются изучением отдельных предметов по профилям - физика, химия, информатика, математика, биология, право. Чтобы обеспечить это, мы активно сотрудничаем с высшими учебными заведениями, используем сетевые формы реализации образовательных программ. Наши партнеры - СибГМУ, ТГУ, ТПУ, ТГПУ, а также сельскохозяйственный институт. На базе нашей школы действуют аграрный, медицинский, психолого-педагогический классы. На сегодняшний день формируются агро- и IT-классы.

Как рассказал Андрей Владисенко, в психолого-педагогическом классе обучается десять человек из 10-го и 11-го классов, одна из учениц - из соседней школы № 2. Ребята изучают все необходимые образовательные дисциплины, которые предусмотрены планом. А в рамках внеурочной деятельности и элективной программы - предметы по психолого-педагогическому профилю: введение в педагогику, введение в психологию, вожатская деятельность, профессиональные стандарты и другие.

Ставка на раннюю профориентацию оправдывает ожидания. Так, первые воспитанники ОПК, студенты 5-го курса ФПСО ТГПУ Александра Соловьева, Марина Торопова, Дарья Шитик, стали активными участниками нынешней профориентационной команды, уже сами организовывают профильные смены проекта.

Сегодняшние школьники и студенты спустя несколько лет придут работать в томские детские сады, школы, организации допобразования.Фото: предоставлено департаментом общего образования ТО.

Сегодняшние школьники и студенты спустя несколько лет придут работать в томские детские сады, школы, организации допобразования.Фото: предоставлено департаментом общего образования ТО.

Все звенья цепочки

- В идеале для профориентации, подготовки и закрепления психолого-педагогических кадров должны взаимодействовать все звенья этой цепочки, - логично считает Марина Садиева. - В этом году 117 выпускников ТГПУ и более 250 выпускников ТГПК трудоустроились в образовательные учреждения Томской области. И перед областным департаментом общего образования, перед этими учреждениями, перед муниципальными властями стоит задача закрепления молодых педагогов на выбранных ими рабочих местах. С каждым годом мы применяем все больше инструментов для этого.

Надеемся, что в дальнейшем именно эти ребята пополнят ряды студентов педагогических вузов и колледжей, а потом придут работать в детские сады, школы, организации дополнительного образования. Потому что те, кто рано влюбился в эту профессию, а потом получил хорошую поддержку на старте, становятся именно такими учителями, которых ученики помнят и благодарят всю свою жизнь.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: