Педагогическое мастерство кратко шпаргалка

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов. Это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

К свойствам личности педагога относятся: 1) гуманистическая направленность деятельности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическая техника.

1. Гуманистическая направленность деятельности учителя – это педагогическая направленность учителя на следующие ценностные ориентации: а) на себя – самоутверждение чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя; б) на детский коллектив; в) на средства педагогического воздействия; г) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств и объекта деятельности.

2. Профессиональные знания. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Здесь необходимо выделить особенности – комплексность и личная окрашенность знаний.

3. Педагогические способности. Выделяют шесть ведущих способностей педагога к педагогической деятельности:

- коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

- перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;

- динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

- эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

- креативность – способность к творчеству.

4. Педагогическая техника – это форма организации поведения учителя. Педагогическая техника – это совокупность приемов и средств педагогического воздействия на окружающих людей.

К этим приемам и средствам относятся:

1. Внешнее поведение учителя связано не только с характеристикой его внешнего облика (одежда, прическа), но и его мимика, пантомимы, жестов, походки и т.д.

2. Управление своим самочувствием – выражено через эмоционально-волевую окрашенность своих действий, что связано и с управлением своими эмоциями, настроением, чувствами.

3. Социально-перцептивные усилия связаны с отработкой наблюдательности, внимания, воображения, профессиональной зоркости, эмпатии, интуиции.

4. Технология управления учебно-воспитательным процессом включает в себя различные методы, приемы, средства и формы педагогического воздействия на учащихся и педагогический коллектив.

5. Коммуникативные особенности связаны с педагогическим общением, с расположенностью к людям, доброжелательностью, общением, педагогическим тактом.

6. Технология изложения учебного материала (режиссура, стратегия, методология, чувство меры, рационализм).

Таким образом, педагогическое мастерство – это комплекс личностных и профессиональных свойств педагога, связанных с личностным опытом педагогической работы, где накапливаются и оттачиваются те или иные средства профессиональной деятельности. Отдельные компоненты или их синтез (педагогические знания, умения, способности, педагогическая техника) отличаются повышенным уровнем освоения профессионализма педагога, что достигается при помощи рефлексии, самообразования, самовоспитания. Педагогическое мастерство – это результат процесса самосовершенствования и самопознания.

Критериями педагогического мастерства являются:

- целесообразность (по направленности);

- продуктивность (по результату – уровню знаний, воспитанности школьников);

- оптимальность (в выборе средств);

- творчество (по содержанию деятельности).

Лекция № 16. Подготовка учителя в вузе (Профессиональное становление учителя)

1. Психолого-педагогическая подготовка.

2. Функции педагогических процессов в вузе.

1. Психолого-педагогическая подготовка.

Ведущей задачей вуза является формирование и развитие личности будущего учителя-воспитателя, обладающего творческой индивидуальностью. Это означает, что не только научные знания для будущей профессиональной деятельности, но и овладение профессиональной культурой (как часть общечеловеческой культуры).

В начальной школе содержание учебного предмета реализуется только через личность учителя, следовательно, учитель должен обладать общей и профессиональной культурой, профессионально-педагогическим мышлением. Поэтому в вузе любой будущий учитель должен соответствовать определенным обще-профессиональным требованиям, быть носителем общечеловеческих качеств личности, обладать педагогическими знаниями и умениями для будущей профессиональной деятельности.

Ядром профессионально-педагогической подготовки являются знания в области педагогики и психологии. Эта часть подготовки является инвариантной, т.е. обязательной для учителя любой специальности. Другая часть предметов связана с вариантной частью подготовки, т.е. учет особенностей профиля научной подготовки студента.

В структуре инвариантной части выделяют 3 основные блока:

БЛОК 1. - связан с общефилософскими проблемами воспитания.

А. Воспитание как путь развития всех сущностных сил личности, как усвоение общечеловеческих и выработка индивидуально-личностных ценностей.

Б. Биологическая и социальная деятельность и общение, диагностика и коррекция.

В. Связи между всеми направлениями воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.д.)

Г. Функции семьи и государства в воспитании, личность учителя в педагогике.

БЛОК 2. - связан с теорией образования и обучения.

А. Содержание образования (гуманизация)

Б. Воспитывающий и развивающий характер обучения.

В. Организационные формы и методы обучения.

Г. Мотивация учения школьников.

Д. Дифференциация и индивидуализация обучения.

Е. самообразование, самообучение школьников и т.д.

БЛОК 3. - связан с организационными аспектами образования.

А. Непрерывное образование.

Б. Сравнительная педагогика образовательных систем разных стран.

В. Школа как учебно-воспитательное учреждение (демократизация, гуманизация, и т.д.).

Блок инвариантного содержания с педагогической подготовкой будущих учителей (общедидактический или технологический подход)

Здесь студенты осваивают знания по:

- Учебным программам, учебникам и методикам их использования;

- Системе средств обучения и методикам их использования;

- Способам общения учителя, учащимся;

- Организации деятельности учителя и учащихся в условиях различных форм и видов учебной и внеучебной деятельности;

- Проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся.

Базовые профессионально-педагогические умения включают в себя следующие типы умений:

1. Диагностические умения – умения оценивать.

2. Проективные умения – умения прогнозировать.

3. Конструктивные умения – умения целенаправленно организовывать.

4. Коммуникативные умения – умения общения.

5. Аналитические – выделять, систематизировать.

Базовые и инвариантные педагогические знания и умения – это стандартный механизм в содержании профессиональной подготовки педагога любого профиля.

21. Педагогические приемы расположения к себе учеников в общении.

23. Передача учащимся ответственности за них самих и дела школы.

24. Дискуссия – как способ повышения активности и ответственности учеников. Дискуссия – это равноправное обсуждение учителями и учениками дел различного характера. Она возникает, когда перед людьми вопрос, на который каждый имеет свой первоначальный опыт. Дискуссия – это относительно новая форма взаимодействия в коллективе, мероприятиях, деятельности. Говоря об относительной новизне, имеются в виду мероприятия дискуссионного характера. Любая дискуссия имеет в своей ряд принципов:

1. Организационные и содержательные условия:

А) изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обучения;

В) дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием слышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои;

Г) знание и понимание предмета разговора учениками и учителями в ходе дискуссии должно развиваться;

Д) выдвигаемые аргументы должны быть обоснованы;

Е) решение принимается с учетом перспективы развития группы;

Ж) все участники несут равную ответственность за выбранные решения.

2. Условия открытости:

А) предмет обсуждения должен быть открыт для дискуссии;

Б) мышление и восприятие участников должно быть открыто для воздействия и понимания;

В) дискуссия открыта для всех аргументов данных точек зрения;

Г) дискуссия открыта для всех учеников и учителей;

Д) время для дискуссии неограниченно;

Е) результат дискуссии открыт.

Нельзя заранее предположить выводы и сложить к ним обсуждения, нельзя заранее предсказать, что результатом должно быть одно решение, их может быть несколько, а может и не быть.

3. Условия общения:

А) учителя и ученики должны говорить друг с другом, они должны слушать друг друга, должны отвечать друг другу;

Б) миролюбие – это тот принцип и правило, когда в одно и то же время говорит только 1 человек, не прерывает друг друга;

В) дружелюбие – люди не должны бояться высказывать открыто свое мнение;

Г) равенство – это, когда каждый из участников имеет равные высказывания;

Д) уважение – участники должны высказывать уважение и заботу каждому;

Е) скептицизм – когда уважается только суть высказывания, а не авторитет;

Ж) участники дискуссии свободны в своем обращении.

1. Мастерство и педагогическое мастерство.

Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство в воспитании и обучении, доступные каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог – это мастер своего дела, это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания. В педагогической теории исторически сложились 2 подхода к пониманию учительского мастерства: 1) связан с пониманием методов педагогического труда; 2) базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Существует мнение, что подлинным мастером, учителем может стать лишь талантливый человек, учителем надо родиться. Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных, почти все люди наделены самой природой, качествами воспитателей, задача состоит в том, чтобы научиться педагогическому мастерству. Мастерство учителя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже неблагоприятных условиях, добиваться нужного уровня воспитанности, развития знаний учащихся. Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Чтобы стать мастером, творцом учителю необходимо овладеть закономерностями, механизмами педагогического процесса, это позволит ему педагогически мыслить и действовать, то есть самостоятельно анализировать педагогические явления, правильно диагностировать явления, находить основную педагогическую проблему и способы ее оптимального решения. Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владение педагогической технологией в то же время выражает и личность педагога, его опыт, а мастерство учителя – это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса.

2. Условия и способы формирования педагогического мастерства.

В процессе обучения в ВУЗе студенты получают самые разнообразные знания, в том числе и по педагогическому мастерству. С самых первых дней работы они в состоянии применить их на практике. Очень часто начинающие преподаватели чувствуют себя брошенными на произвол судьбы и испытывают шок от столкновения с реальностью. Облегчить вхождение профессии может собственная активная позиция педагога. Чем быстрее он установит контакт и найдет общий язык с другими учителями, активнее будет участвовать в делах школы, тем быстрее сформирует широкий набор своих профессиональных действий. Исследования показывают, что существует 10 основных проблем, с которыми сталкиваются молодые учителя:

1) содержание преподавания предметов (начав работать, молодые учителя очень скоро понимают, что не могут сразу приспособить имеющиеся у них аналитические знания к школьному уровню, но процесс облегчается в том случае, если учитель обладает глубокими знаниями по своим предметам, имеет общий широкий кругозор и стремится найти индивидуальный подход к каждому ученику);

2) дисциплина в классе (исследования показывают, что множество начинающих учителей не умеют установить должную дисциплину в классе, не в состоянии поддержать рабочую обстановку, не знают как поступить с теми, кто пытается сорвать урок);

3) мотивация учеников;

4) оценивание работы учащихся;

5) работа с родителями;

6) работа с классом (это едва ли не самая сложная часть учительской профессии, поскольку в этой ситуации учитель оказывается один на один с 25-35 учениками и должен найти занятие для каждого в соответствии с их индивидуальными особенностями);

7) работа с одаренными детьми (зачастую в первые месяцы работы начинающие учителя не видят каждого ребенка в отдельности, для них класс – это шумная группа непослушных детей);

8) работа с отстающими детьми;

9) развитие учителя, как личности в процессе работы (молодым учителям приходиться учиться воспринимать себя в новой роли, роли – учителя и следовательно учиться развивать нужные для этой роли профессиональные и личностные качества);

10) адаптация в школьном окружении.

Молодого учителя ожидают: новые обязанности, специфическая школьная среда (обычаи), ожидания, возложенные администрацией школы и коллегами, совмещение роли учителя и ученика. Выделяют некоторые пути адаптации молодого учителя: простое принятие системы традиций и правил, целенаправленное изучение школьного образа жизни.

Педагогическое мастерство – это знание педагогического процесса и умение его оптимально организовывать и эффективно реализовывать.

Педагогическое мастерство вполне доступно для овладения каждому педагогу. Однако, для этого требуется интенсивная работа над собой, поскольку, мастерство педагога является совокупностью многих компонентов, включающих и личностное развитие педагога, его профессиональные качества, а также, оно находится под воздействием иных факторов педагогического процесса.

Рисунок 1. Педагогическое мастерство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По своему структурному устройству, педагогическое мастерство представляет собой совокупность следующих компонентов:

  • Профессионально-педагогическая ориентация личности педагога. Педагог должен обладать определенными личностными качествами, которые определяют его профессионализм и ориентацию на эффективную реализацию педагогической деятельности. педагог должен обладать нравственными свойствами и ориентирами деятельности, быть трудолюбивым, ответственным, уважать детей и их особенности, быть милосердным и сострадательным, любить детей и свою работу.
  • Профессионально-значимые знания. Система знаний педагога должна быть достаточной для выполнения им продуктивной педагогической работы и достаточной для выполнения своих профессиональных функций. Если педагог обучает детей конкретной дисциплине, то он должен владеть ей в совершенстве. А если педагог обучает учащихся начальной школы, то ему необходимо знать основы и программу сразу нескольких дисциплин, а также владеть методами передачи знаний и навыков.
  • Профессионально-значимые и нужные способности и навыки педагогической деятельности. Педагог должен обладать умением организации и ведения педагогического процесса, выполнять свою работу качестве. Чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, педагогу необходимо обладать: организаторскими способностями, коммуникативными навыками, быть наблюдательным, хорошо владеть речью и уметь ее правильно применять, уметь планировать и прогнозировать свою деятельность, определять перспективы развития учащихся, управлять их вниманием, уметь завоевать их уважение и быть для них авторитетом.
  • Профессиональное творчество. Чтобы быть мастером своего дела, педагогу требуется применять творческий подход к ведению процесса обучения и воспитания, использовать нестандартные варианты ведения педагогического процесса, оригинальные подходы и методы организации обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 2. Структура педагогического мастерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стадии формирования педагогического мастерства

Мастерство педагога не является единожды сформированным и неизменным. Оно требует постоянного развития и саморазвития педагога.

Процесс формирования педагогического мастерства является длительным. Он сложен и подвержен воздействию большого количества факторов.

Мастерство педагога формируется в несколько стадий:

  1. Стадия просвещения. На этой стадии происходит профессиональная ориентация учащихся старших классов, техникумов, училищ. Им рассказывается о профессии педагога, ее особенностях, ее значимости и важной функциональной роли. Целью этого этапа является выработка положительного отношения к данной профессии, развитие к ней интереса и мотивации к обучению в педагогических вузах.
  2. Стадия профессионального отбора и профессиональной подготовки. Учащиеся проходят обучения в вузах или в средних профессиональных училищах для получения специальности педагог. Происходит формирование теоретических знаний и практических навыков педагогической деятельности.
  3. Стадия профессиональной адаптации. В ходе обучения, студенты проходят практику в учебных заведениях разного типа и уровня, чтобы получить реальные представления и практические навыки будущей деятельности. Студенты учатся использовать свои теоретические знания в практических педагогических ситуациях, осознают реальность выбранной профессии, приспосабливаются к будущей работе и приходят к пониманию того, хотят они заниматься, выбранной деятельностью или нет.
  4. Стадия профессионального роста. Она связана с деятельностью педагога по избранному направлению работы. Педагоги реализуют обучение и воспитание учащихся в конкретном учебном учреждении. Здесь происходит реализация своего мастерства, его развитие и совершенствование. Педагог самообучается, развивает свои навыки, углубляет познания в области педагоги, учится применять методы и средства в образовательной деятельности, совершенствует свои навыки.

Педагогическая техника, как основной компонент педагогического мастерства

Педагогическая техника – это профессиональные навыки педагога, открывающие ему возможности видения и чувствования своих учеников.

Педагогическая техника является залогом педагогического мастерства. Если, у педагога имеется хорошая, развития техника преподавания, то он может ярко себя подать, выразить свое эмоциональное отношение к профессии, раскрыть во взаимодействии с учащимися все свои профессиональные и личностные качества, способствующие мастерскому исполнению своих профессиональных функций.

Если техника педагога хороша налажена, то у него остаются временные и иные ресурсы для реализации своего творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Педагогическая техника способствует развитию личностных качеств педагога.

К основным особенностям педагогической техники, определяющей ее значимость в развитии педагогического мастерства, относятся следующие:

Педагогическая деятельность имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Специфику работы учителя можно оценить, определив уровень его творческого отношения к своей деятельности, а также его мастерства.

Педагогическое мастерство – это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обусловливают высокую результативность педагогического процесса.

К составляющим педагогического мастерства относятся специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности.

В мастерстве педагога выделяют четыре части:

  1. Мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей.
  2. Мастерство убеждения.
  3. Мастерство передачи своих познаний и опыта.
  4. Мастерство владения педагогической техникой.

Согласно Н.Н. Тарасевичу педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника.

Успешность определяется способностями, а общность направленности и результативности – качественным овладением педагогической техникой.

Педагогическая техника – это умение найти верный стиль и тон в общении с воспитанниками.

Также необходимы правильная дикция и поставленный голос.

Педагогическое творчество – это следствие мастерства.

Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки.

Педагогическое творчество охватывает все стороны педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов.

В творческой деятельности в целостности выражаются познавательная, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная составляющие личности.

Чтобы обучиться творческой деятельности, необходимо присутствие устойчивой мыслительной активности и творческой познавательной мотивации у будущих учителей.

В область проявления творчества учителя входит решение как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности.

В.А. Кан-Калик к коммуникативным задачам относит умение распоряжаться своим психическим и эмоциональным состоянием, особенно в публичной обстановке.

Е.С. Громов и В.А. Моляко выделяют признаки креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрирован-ность, четкость, чувствительность.

Читайте также: