Педагогический такт преподавателя высшей школы

Обновлено: 07.07.2024

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

-->Магазин детских колготок -->

Рассматривая понятие педагогического такта, следует заметить, что слово такт означает чувство меры, умение соблюдать правила пристойности.

Тактичный человек - это морально воспитанный человек. В сложных жизненных ситуациях он сохраняет уважение к себе и к другим людям, внимательный и доброжелательный к ним.

Педагогический такт отличается от общего тем, что имеет целью не только свойства учителя, но и умение выбрать правильные, морально оправданы средства воздействия на учащихся.

Педагогический такт - это моральное поведение учителя, которая включает предвидения всех объективных последствий поступка, предсказания его восприятия воспитанниками, выражение высокой гуманности, отзывчивости, заботы о учениках, это лучший способ установления доброжелательных отношений с ними при любых обстоятельствах.

Чтобы быть тактичным, учитель должен придерживаться ряда требований к своему поведению, в частности:

- уметь оценить ситуацию, когда она требует тактичного вмешательства (если учитель вынужден поставить ученика в неудобное положение; случайно задел самолюбие; ученика надо выручать из неудобного положения)

- добиваться максимума информации о причинах противоречий и учитывать ее недостаточность при решении сложных случаев (Например, ребенок начал хуже учиться, потому что в семье кто-то заболел)

- учитывать характер отношений ученика с родителями;

- учитывать индивидуальность ученика, характер ситуации;

- уметь предвидеть, как воздействие на одного ученика воспримет класс (если класс воспримет негативно, то воспитательного воздействия не произойдет).

Педагогический такт - не единичны поступки учителя, а стиль поведения.

Он является результатом духовной зрелости учителя, большой работы над собой.

Педагогический такт предполагает наличие у педагога таких черт:

- гуманное отношение к детям;

- внимательность и наблюдательность, умение видеть моральную сторону своих и чужих действий;

- умение управлять собой и сдерживать негативные эмоции;

- выдержка, самообладание и способность даже в остро конфликтных ситуациях принимать педагогически целесообразные решения;

- умение предвидеть все возможные последствия своих слов и поступков;

- творческое мышление, смелость в решении нравственных проблем. К сожалению, иногда можно встретиться с бестактным поведением учителя.

Ее можно объяснить не только неэтичностью, невниманием к проблемам педагогической морали, но и отсутствием опыта. Ведь педагогический такт - это педагогический подход к ученикам. Это умение, но особое, профессиональное, вроде умения художника скомпоновать картину или к умению актера вжиться в образ. Поэтому определение педагогического такта и сфера применения самого термина в теории и педагогической практике основываются на трех точках зрения:

1) педагогический такт - это введение во взаимоотношения с учениками общечеловеческого такта (педагог понимает, что в общении с учениками следует быть тактичным, поэтому ведет себя так же тактично, как и в обычной жизни.

2) педагогический такт - это психологическое свойство личности учителя, его характерологическая черта (то есть, учитель ведет себя тактично не столько потому, что осознает необходимость такого поведения, а потому, что тактичность является основной чертой его личности, он просто не может быть другим)

3) педагогический такт - один из компонентов мастерства учителя (умение педагога во каждой конкретной ситуации выбирать правильный вариант решение, устанавливать оптимальные взаимоотношения с школьниками).

Согласно двух первых точек зрения педагогический такт рассматривается среди таких свойств как любовь к детям, вежливое отношение к ним, уважение к их достоинства, чуткость, внимательность, доброжелательность, самообладание и т.п. В третьем случае педагогический такт можно трактовать как специальное профессиональное умение учителя установить и поддерживать нужные взаимоотношения с учениками. В таком понимания педагогический такт является по сути педагогической тактикой. В чем же разница между педагогическим тактом и тактикой учителя?

Педагогический такт всегда рассматривается в положительном смысле.

Сказать "плохой педагогический такт" - это все равно, что сказать "плохая вежливость "," плохая любовь к детям ". А педагогическая тактика может иметь сложную градацию от лучшей - до худшего, от самой совершенной - к примитивной. Каждый учитель, так или иначе, прибегает к какой-то тактики в отношениях с учениками, но педагогического такта у него может и не быть.

К примеру, запугивание, угрозы, крик, наказание с целью подчинения учеников - это тоже своеобразная тактика, но педагогический такт здесь отсутствует. А может быть и наоборот. Учитель внимательно относится к ученикам, доброжелательный, а контакта с детьми нет. На уроках отсутствует дисциплина, его задач никто не выполняет, никто не уважает. Такт в такого учителя есть, а тактика - несовершенна, малый запас тактических приемов. Итак, если речь идет о самой личности учителя, его характерологические черты, его отношение к ученикам, чуткость, внимательность - уместно употреблять понятие педагогического такта. А если речь идет впрок средств воздействия на учащихся, об умении пользоваться ими - употребляется термин "Педагогическая тактика". Конечно, идеальным для учителя является сочетание такта и умение выбирать нужную тактику. Педагогическая тактика индивидуальна. Ее трудно свести с инструкциями.

Можно привести лишь несколько общих советов:

- воспитательные средства использовать в меру, чувствовать, когда нужно прекратить шутить или сердиться;

- избегать оскорблений (оскорбленный ученик не воспринимает от учителя советов, требований, создается психологический барьер)

- поведение учителя во время индивидуальной беседы с учеником - это показатель мастерства учителя;

- помочь ученику воспринять неудовлетворительную оценку как временную неудачу;

- наше плохое настроение - причина многих бестактности;

- замечание, сделанное в остроумной форме, воспринимается лучше и чаще и охотнее берется во внимание.

В общем, педагогическая тактика предполагает гибкость в поведении учителя.

Для этого педагог может оперировать различными стилями педагогического руководства (Авторитарным, демократическим, либеральным), по-разному вести себя на уроке и во внеурочное время (на уроке - корректный, требовательный, суховатый, а после занятий - непринужденный, доброжелательный), выбирать различные ролевые позиции:

"Отца", "ребенка" ли "взрослого". Обычная позиция педагога - "взрослый" (Деловое взаимодействие, учитель советуется с детьми, обсуждают общие дела).

Позиция "ребенка" может проявляться в игре, когда нужно, чтобы ученик проявлял смелость, самостоятельность. "Отец" - учит, направляет, оценивает, осуждает, всегда все знает, склонен к нотациям, требовательный. Такая позиция является нежелательной для постоянного использования, поскольку тормозит развитие учащихся, а когда ученик начинает считать себя взрослым - приводит к конфликтам.

Итак, педагогический такт и эффективная тактика учителя являются неотъемлемыми составляющими искусного педагогического общения. Тактичность и умение выбирать верную тактику - это результат постоянной работы педагога над собой, его творческих поисков, стремление к самосовершенствованию и профессиональному росту.

Профессиональную этику мы понимаем, как гармонию нравственных чувств, сознания и поведения специалиста, которые целостно проявляются в его культуре общения с учениками, с другими людьми, в его педагогическом такте.

Необходимым качеством для учителя является педагогический такт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.

Признаки и элементы педагогического такта.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основные элементы педагогического такта:

  • требовательность и уважительность к воспитаннику;
  • умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;
  • деловой тон общения;
  • внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

  • во внешнем облике педагога;
  • в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
  • в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся;
  • в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что брал взаймы у коллег, обучающихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому обучающемуся. При применении наказания очень важно, как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Нетерпение, торопливость в равной степени недопустимы как в воспитании. Так и в перевоспитании детей. Ведь сложность формирования личности в том и заключается, что это длительный, непрерывный процесс который не может быть ограничен ни местом, ни временем, он не терпит нарочитости и неискренности и не дает результатов от прямолинейного, разового воздействия. Много косвенных незримых для воспитуемого усилий потребуется со стороны педагога, чтобы, к примеру, в ребенке с эгоистическими, потребительскими наклонностями сформировались коллективистские навыки, чтобы искоренить жадность, чтобы привить трудолюбие, воспитать доброту, отзывчивость.

Педагогический такт - это показатель культуры и профессионального мастерства воспитателя. Это важнейшая черта его поведения, проявляющаяся в выдержке, самообладании, гуманности, оптимизма, доброжелательности, уважения к детям, культуре общения с ними, умении ориентироваться в быстроменяющихся педагогических ситуациях и принимать правильное решение. Педагогический такт характеризует стиль работы воспитателя как мастера своего дела. Он умеет регулировать поведение детей, воздействуя на них так, что они всегда уверены в его доброжелательности и справедливости.

Отсутствие педагогического такта обычно нарушает нормальные отношения воспитателя с детьми. Тот, кто не обладает чувством так та, не имеет должного авторитета, ибо способен сорваться, отчитать, наказать, сказать резкое слово, и дети обычно внутренне сопротивляются требованиям такого воспитателя.

Воспитатель, обладающий педагогическим тактом, никогда не повышает голоса, а дети слушают его. Воспитатель не выработавший этого в себе качества, то и дело покрикивает, а толку мало; себя взвинчивает, а дети будто и не слышат его. Всегда надо помнить: чем меньше замечаний, тем значительнее вес воспитательского слова.

Постепенно находясь с детьми, вы управляете ими в целом и каждым из них в отдельности. Ясно, что обращения ко всем детям сразу и к каждому в отдельности имеют свои отличия. Если, к примеру, вы обращаетесь ко всей группе сразу, то вполне возможен официальный тон, мобилизующий и не допускающий возражений. В нем стремление собрать детей на безоговорочное выполнение распоряжения. А вот по отношении одному из воспитанников такой тон далеко не всегда уместен.

Обращение один на один требует большой интимности, доверительности. Оно может иметь тысяча оттенков: указание, вопроса, просьбы, замечания, шутки, иронии. Добродушного подтрунивания и т. д. Общение воспитателя с кем-либо из детей осуществляется на более близких дистанциях, чем со всей группой сразу. Контакт с одним всегда требует глубокого понимания ребенка, его настроения в данную минуту, побудительных мотивов его действий. Учета конкретного случая, важно ведь не принудить, а убедить его.

Если воспитатель раб своего настроения, то воспитание для него всегда дело трудное. Он не может быть последовательным в своих требованиях, а отношения с детьми строит в зависимости от своих субъективных эмоциональных оценок. Все это признак дефицита культуры, выражающийся в неумении управлять собой.

Возможно ли чтобы педагог всегда был бесстрастно спокоен и официален с детьми? Конечно, нет. Маленький ребенок, которому воспитатель заменяет маму в её отсутствии нуждается в искреннем, материнском отношении. А искрение отношения, как известно, предполагает и искренность чувств. Общеизвестно, что дети чутко улавливают фальшь, искусственность, наигранность в общении с детьми, и в этих случаях нельзя рассчитывать на ответное искреннее отношение к себе. Пусть дети видят, что воспитатель вместе с ними радуется, смеётся, печалится, даже иногда сердится. Что ему присуща вся гамма человеческих чувств, не окультивированных сдержанностью. Молчаливое осуждение или удивление, одобрение или улыбка часто производят на ребенка большой эффект, чем замечание. Но важно, чтобы воспитатель всегда помнил: проявление чувств требует большой культуры.

Перед воспитателем открыты разнообразные пути и самообразования: ежедневная добросовестная подготовка к рабочему дню, которая всегда связана с чтением педагогической литературы, изучением методических материалов, разработкой планов, конспектов, активное участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах, коллективных просмотрах педагогического процесса, заимствование передового опыта. Шефства над молодыми воспитателями, самостоятельная работа с книгой. Изучение классиков педагогики, постоянное знакомство с политическими событиями страны. Все это формирует идейную, педагогическую убежденность, содействует профессиональному росту.

Список литературы

1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288 с.

2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Просвещение, 1990. — Т. 5.3.

3. И.П. Подласый Педагогика. Книга 1: Общие основы: учебник в 3 книгах/ 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Владос, 2008. — 527 с.


Педагогический такт – профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т.е. это воспитывающее, действенное средство влияния на детей.


Культура общения учителя, такт проявляются в разных формах взаимодействия его с учеником: на уроке, во внеклассной работе, на досуг.


Педагогический такт на уроке


Такт учителю необходим на всех этапах урока. Особое внимание ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся.здесь такт выражается в умении выслушать ответ ученика: быть заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять выдержку при возникающих у школьников затруднениях. Известны случаи, когда дети-заики забывают о своем недуге на уроках мастера-учителя и цепенеют у бестактного учителя. Все ученики любят отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно, с участием. При этом важна поддержка во время ответа улыбкой, взглядом, мимикой, кивком; комментарии же по ходу, прерывающие ответ, нежелательны. Семиклассники говорят, что больше всего мешает отвечать равнодушие учителя, а десятиклассники считают нежелательным, когда учитель слушает ответ с превосходством и комментирует его с иронией и сарказмом.





Педагогический такт – профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т.е. это воспитывающее, действенное средство влияния на детей.


Культура общения учителя, такт проявляются в разных формах взаимодействия его с учеником: на уроке, во внеклассной работе, на досуг.


Педагогический такт на уроке


Такт учителю необходим на всех этапах урока. Особое внимание ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся.здесь такт выражается в умении выслушать ответ ученика: быть заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять выдержку при возникающих у школьников затруднениях. Известны случаи, когда дети-заики забывают о своем недуге на уроках мастера-учителя и цепенеют у бестактного учителя. Все ученики любят отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно, с участием. При этом важна поддержка во время ответа улыбкой, взглядом, мимикой, кивком; комментарии же по ходу, прерывающие ответ, нежелательны. Семиклассники говорят, что больше всего мешает отвечать равнодушие учителя, а десятиклассники считают нежелательным, когда учитель слушает ответ с превосходством и комментирует его с иронией и сарказмом.

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

-->Магазин детских колготок -->

Рассматривая понятие педагогического такта, следует заметить, что слово такт означает чувство меры, умение соблюдать правила пристойности.

Тактичный человек - это морально воспитанный человек. В сложных жизненных ситуациях он сохраняет уважение к себе и к другим людям, внимательный и доброжелательный к ним.

Педагогический такт отличается от общего тем, что имеет целью не только свойства учителя, но и умение выбрать правильные, морально оправданы средства воздействия на учащихся.

Педагогический такт - это моральное поведение учителя, которая включает предвидения всех объективных последствий поступка, предсказания его восприятия воспитанниками, выражение высокой гуманности, отзывчивости, заботы о учениках, это лучший способ установления доброжелательных отношений с ними при любых обстоятельствах.

Чтобы быть тактичным, учитель должен придерживаться ряда требований к своему поведению, в частности:

- уметь оценить ситуацию, когда она требует тактичного вмешательства (если учитель вынужден поставить ученика в неудобное положение; случайно задел самолюбие; ученика надо выручать из неудобного положения)

- добиваться максимума информации о причинах противоречий и учитывать ее недостаточность при решении сложных случаев (Например, ребенок начал хуже учиться, потому что в семье кто-то заболел)

- учитывать характер отношений ученика с родителями;

- учитывать индивидуальность ученика, характер ситуации;

- уметь предвидеть, как воздействие на одного ученика воспримет класс (если класс воспримет негативно, то воспитательного воздействия не произойдет).

Педагогический такт - не единичны поступки учителя, а стиль поведения.

Он является результатом духовной зрелости учителя, большой работы над собой.

Педагогический такт предполагает наличие у педагога таких черт:

- гуманное отношение к детям;

- внимательность и наблюдательность, умение видеть моральную сторону своих и чужих действий;

- умение управлять собой и сдерживать негативные эмоции;

- выдержка, самообладание и способность даже в остро конфликтных ситуациях принимать педагогически целесообразные решения;

- умение предвидеть все возможные последствия своих слов и поступков;

- творческое мышление, смелость в решении нравственных проблем. К сожалению, иногда можно встретиться с бестактным поведением учителя.

Ее можно объяснить не только неэтичностью, невниманием к проблемам педагогической морали, но и отсутствием опыта. Ведь педагогический такт - это педагогический подход к ученикам. Это умение, но особое, профессиональное, вроде умения художника скомпоновать картину или к умению актера вжиться в образ. Поэтому определение педагогического такта и сфера применения самого термина в теории и педагогической практике основываются на трех точках зрения:

1) педагогический такт - это введение во взаимоотношения с учениками общечеловеческого такта (педагог понимает, что в общении с учениками следует быть тактичным, поэтому ведет себя так же тактично, как и в обычной жизни.

2) педагогический такт - это психологическое свойство личности учителя, его характерологическая черта (то есть, учитель ведет себя тактично не столько потому, что осознает необходимость такого поведения, а потому, что тактичность является основной чертой его личности, он просто не может быть другим)

3) педагогический такт - один из компонентов мастерства учителя (умение педагога во каждой конкретной ситуации выбирать правильный вариант решение, устанавливать оптимальные взаимоотношения с школьниками).

Согласно двух первых точек зрения педагогический такт рассматривается среди таких свойств как любовь к детям, вежливое отношение к ним, уважение к их достоинства, чуткость, внимательность, доброжелательность, самообладание и т.п. В третьем случае педагогический такт можно трактовать как специальное профессиональное умение учителя установить и поддерживать нужные взаимоотношения с учениками. В таком понимания педагогический такт является по сути педагогической тактикой. В чем же разница между педагогическим тактом и тактикой учителя?

Педагогический такт всегда рассматривается в положительном смысле.

Сказать "плохой педагогический такт" - это все равно, что сказать "плохая вежливость "," плохая любовь к детям ". А педагогическая тактика может иметь сложную градацию от лучшей - до худшего, от самой совершенной - к примитивной. Каждый учитель, так или иначе, прибегает к какой-то тактики в отношениях с учениками, но педагогического такта у него может и не быть.

К примеру, запугивание, угрозы, крик, наказание с целью подчинения учеников - это тоже своеобразная тактика, но педагогический такт здесь отсутствует. А может быть и наоборот. Учитель внимательно относится к ученикам, доброжелательный, а контакта с детьми нет. На уроках отсутствует дисциплина, его задач никто не выполняет, никто не уважает. Такт в такого учителя есть, а тактика - несовершенна, малый запас тактических приемов. Итак, если речь идет о самой личности учителя, его характерологические черты, его отношение к ученикам, чуткость, внимательность - уместно употреблять понятие педагогического такта. А если речь идет впрок средств воздействия на учащихся, об умении пользоваться ими - употребляется термин "Педагогическая тактика". Конечно, идеальным для учителя является сочетание такта и умение выбирать нужную тактику. Педагогическая тактика индивидуальна. Ее трудно свести с инструкциями.

Можно привести лишь несколько общих советов:

- воспитательные средства использовать в меру, чувствовать, когда нужно прекратить шутить или сердиться;

- избегать оскорблений (оскорбленный ученик не воспринимает от учителя советов, требований, создается психологический барьер)

- поведение учителя во время индивидуальной беседы с учеником - это показатель мастерства учителя;

- помочь ученику воспринять неудовлетворительную оценку как временную неудачу;

- наше плохое настроение - причина многих бестактности;

- замечание, сделанное в остроумной форме, воспринимается лучше и чаще и охотнее берется во внимание.

В общем, педагогическая тактика предполагает гибкость в поведении учителя.

Для этого педагог может оперировать различными стилями педагогического руководства (Авторитарным, демократическим, либеральным), по-разному вести себя на уроке и во внеурочное время (на уроке - корректный, требовательный, суховатый, а после занятий - непринужденный, доброжелательный), выбирать различные ролевые позиции:

"Отца", "ребенка" ли "взрослого". Обычная позиция педагога - "взрослый" (Деловое взаимодействие, учитель советуется с детьми, обсуждают общие дела).

Позиция "ребенка" может проявляться в игре, когда нужно, чтобы ученик проявлял смелость, самостоятельность. "Отец" - учит, направляет, оценивает, осуждает, всегда все знает, склонен к нотациям, требовательный. Такая позиция является нежелательной для постоянного использования, поскольку тормозит развитие учащихся, а когда ученик начинает считать себя взрослым - приводит к конфликтам.

Итак, педагогический такт и эффективная тактика учителя являются неотъемлемыми составляющими искусного педагогического общения. Тактичность и умение выбирать верную тактику - это результат постоянной работы педагога над собой, его творческих поисков, стремление к самосовершенствованию и профессиональному росту.

Читайте также: