Педагогический процесс в общеобразовательной школе является органическим единством процессов

Обновлено: 18.05.2024

В качестве системы, в которой протекает педагогический процесс, выступает система народного образования, школа, класс и др., где осуществляется целенаправленное воспитание в его широком смысле. В настоящем пособии основное внимание уделено деятельности
Педагогическое взаимодействие

Основные компоненты педагогического процесса

Состав процесса не идентичен составу системы, в которой он протекает. Он имеет уже специфические процессуальные компоненты. Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, процесс воспитания — из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.
Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т. д. Педагогический процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, коммунистического воспитания и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые и не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые при этом результаты.
Характеристика основных компонентов педагогического процесса

Учебно-воспитательный процесс имеет определенную направленность, вытекающую из потребностей развития нашего общества, и генеральную цель — всестороннее развитие коммунистической личности. Направленность учебно-воспитательного процесса определяет более частные цели и задачи обучения и развития школьников, а также его содержание. Цели и содержание и составляют важнейший содержательно-целевой компонент педагогического процесса.
Итак,педагогический учебно-воспитательный процесс в средней школе является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности.
Помимо педагогов и учащихся, в школьной системе взаимодействуют еще и руководство школы и педагогический коллектив. Здесь также проявляются характерные черты педагогического процесса, обращенного уже к воспитанию педагогов и педагогического коллектива.

Движущие силы педагогического процесса

Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями воспитуемых по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей воспитуемых и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи оказываются чрезмерно трудными или легкими, т. е. не соответствуют возможностям воспитуемых, не находятся в зоне их ближайшего развития.
Закономерности педагогического процесса

Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:
1. Педагогический процесс в целом закономерно обусловлен потребностями и все возрастающими возможностями общества развитого социализма в формировании всесторонне, гармонически развитой личности и социалистических коллективов.
2. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических).
3. В педагогическом процессе закономерно взаимосвязаны процессы обучения, образования, воспитания (в узком смысле) и развития, а также процессы воспитания и самовоспитания, процессы педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых.
4. Эффективное функционирование педагогического процесса закономерно зависит от единства действий всех субъектов воспитания.
5. Общественно обусловленные задачи воспитания закономерно зависят также от возрастных и других особенностей воспитуемых, уровня развития коллектива.
6. Содержание конкретного воспитательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами.
7. Методы и средства воспитания закономерно обусловлены его задачами и содержанием в конкретной ситуации.
8. Формы организации педагогического процесса закономерно обусловлены его задачами, содержанием, избранными методами и средствами воспитания.
9. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса закономерно обеспечивает достижение максимально возможных в данных условиях результатов воспитания за отведенное время.

Структура педагогического процесса и его закономерности

Понятие о педагогической системе

Педагогическое взаимодействие

Основные компоненты педагогического процесса

Характеристика основных компонентов педагогического процесса

Движущие силы педагогического процесса

Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями воспитуемых по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей воспитуемых и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи оказываются чрезмерно трудными или легкими, т. е. не соответствуют возможностям воспитуемых, не находятся в зоне их ближайшего развития. Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные учебно-воспитательные задачи, т. е. создавать проблемные ситуации воспитательного характера в его широком смысле.
Таким образом, не любое противоречие между требованиями, задачами и возможностями по их реализации, а противоречие определенного характера, соответствующей степени проявления становится источником развития процесса.
Педагогический (учебно-воспитательный) процесс — это не механическая сумма процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельное целостное явление, которое имеет свои особые закономерности.

Закономерности педагогического процесса

Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике является диалектический системно-структурный подход, позволяющий последовательно выявлять существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, т. е. закономерные связи педагогической системы. Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи:
Связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями.
Связи внутри педагогического процесса;
связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития;
между процессами воспитания и самовоспитания;
процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых;
между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания (воспитателей, детских организаций, семьи, общественности и др.).
Связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса.
Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:
1. Педагогический процесс в целом закономерно обусловлен потребностями и все возрастающими возможностями общества развитого социализма в формировании всесторонне, гармонически развитой личности и социалистических коллективов.
2. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических).
3. В педагогическом процессе закономерно взаимосвязаны процессы обучения, образования, воспитания (в узком смысле) и развития, а также процессы воспитания и самовоспитания, процессы педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых.
4. Эффективное функционирование педагогического процесса закономерно зависит от единства действий всех субъектов воспитания.
5. Общественно обусловленные задачи воспитания закономерно зависят также от возрастных и других особенностей воспитуемых, уровня развития коллектива.
6. Содержание конкретного воспитательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами.
7. Методы и средства воспитания закономерно обусловлены его задачами и содержанием в конкретной ситуации.
8. Формы организации педагогического процесса закономерно обусловлены его задачами, содержанием, избранными методами и средствами воспитания.
9. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса закономерно обеспечивает достижение максимально возможных в данных условиях результатов воспитания за отведенное время.

Внутренние связи процесса обучения

(. ) Многочисленными педагогическими экспериментами и опытом работы учителей установлено, что все эти связи носят закономерный характер. При нарушении этих связей процесс обучения не достигает своей цели. Поэтому можно говорить о наличии закономерностей обучения внутреннего по отношению к этому процессу характера. При этом продолжим общую нумерацию закономерностей обучения:
10. В процессе обучения существует закономерная связь между преподаванием и учением.
11. Задачи преподавания и учения закономерно вытекают из общих задач обучения, которые в свою очередь обусловлены общественными потребностями и реальными учебными возможностями обучаемых.
12. Содержание обучения закономерно зависит от его задач.
13. Методы и средства обучения закономерно зависят от задач и его содержания.
14. Формы организации обучения закономерно зависят от задач, содержания и методов.
15. Только взаимосвязь всех компонентов обучения обеспечивает достижение результатов, соответствующих поставленным целям.
В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации учебно-познавательной деятельности и контроля, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты.
Закономерности педагогического процесса в социалистическом обществе имеют принципиальное отличие от аналогичных закономерностей в буржуазном обществе. Это проявляется в коммунистической направленности задач и содержания воспитания, в отсутствии какой-либо дискриминации в воспитании, в диалектическом сочетании методов педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых, в умелом учете возрастных (биологических) и социальных факторов при определяющей роли последних, в опоре на коллектив в воспитании, в единстве действий всех субъектов воспитания и др.
Из этих закономерностей вытекают основные принципы обучения и воспитания, которые будут охарактеризованы в соответствующих главах.

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности.


Процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов:

Процесс Характеристика основных компонентов педагогического процесса [ ]

Учебно-воспитательный процесс имеет определенную направленность, вытекающую из потребностей развития нашего общества, и генеральную цель — всестороннее развитие коммунистической личности. Направленность учебно-воспитательного процесса определяет более частные цели и задачи обучения и развития школьников, а также его содержание. Цели и содержание и составляют важнейший содержательно-целевой компонент педагогического процесса.

В учебно-воспитательном процессе проявляется:

  • единство внешних воздействий и влияний на объекты и внутреннего отражения;
  • преломления их (опережающий характер);
  • возникновение обратного действия;
  • самостоятельного влияния объекта на себя;
  • влияния, которое проявляется в самовоспитании и самообучении.

Педагогический учебно-воспитательный процесс в средней школе является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности. Помимо педагогов и учащихся, в школьной системе взаимодействуют еще и руководство школы и педагогический коллектив.

Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями воспитуемых по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей воспитуемых и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи оказываются чрезмерно трудными или легкими, т. е. не соответствуют возможностям воспитуемых, не находятся в зоне их ближайшего развития. Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные учебно-воспитательные задачи, т. е. создавать проблемные ситуации воспитательного характера в его широком смысле. Таким образом, не любое противоречие между требованиями, задачами и возможностями по их реализации, а противоречие определенного характера, соответствующей степени проявления становится источником развития процесса. Педагогический (учебно-воспитательный) процесс — это не механическая сумма процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельное целостное явление, которое имеет свои особые закономерности.

Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике является диалектический системно-структурный подход, позволяющий последовательно выявлять существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, т. е. закономерные связи педагогической системы. Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи: Связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями. Связи внутри педагогического процесса; связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития; между процессами воспитания и самовоспитания; процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания (воспитателей, детских организаций, семьи, общественности и др.). Связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса. Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:

  1. Педагогический процесс в целом закономерно обусловлен потребностями и все возрастающими возможностями общества развитого социализма в формировании всесторонне, гармонически развитой личности и социалистических коллективов.
  2. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических).
  3. В педагогическом процессе закономерно взаимосвязаны процессы обучения, образования, воспитания (в узком смысле) и развития, а также процессы воспитания и самовоспитания, процессы педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых.
  4. Эффективное функционирование педагогического процесса закономерно зависит от единства действий всех субъектов воспитания.
  5. Общественно обусловленные задачи воспитания закономерно зависят также от возрастных и других особенностей воспитуемых, уровня развития коллектива.
  6. Содержание конкретного воспитательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами.
  7. Методы и средства воспитания закономерно обусловлены его задачами и содержанием в конкретной ситуации.
  8. Формы организации педагогического процесса закономерно обусловлены его задачами, содержанием, избранными методами и средствами воспитания.
  9. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса закономерно обеспечивает достижение максимально возможных в данных условиях результатов воспитания за отведенное время.
  10. В процессе обучения существует закономерная связь между преподаванием и учением.
  11. Задачи преподавания и учения закономерно вытекают из общих задач обучения, которые в свою очередь обусловлены общественными потребностями и реальными учебными возможностями обучаемых.
  12. Содержание обучения закономерно зависит от его задач.
  13. Методы и средства обучения закономерно зависят от задач и его содержания.
  14. Формы организации обучения закономерно зависят от задач, содержания и методов.
  15. Только взаимосвязь всех компонентов обучения обеспечивает достижение результатов, соответствующих поставленным целям.

В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации учебно-познавательной деятельности и контроля, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты. Закономерности педагогического процесса в социалистическом обществе имеют принципиальное отличие от аналогичных закономерностей в буржуазном обществе. Это проявляется в коммунистической направленности задач и содержания воспитания, в отсутствии какой-либо дискриминации в воспитании, в диалектическом сочетании методов педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых, в умелом учете возрастных (биологических) и социальных факторов при определяющей роли последних, в опоре на коллектив в воспитании, в единстве действий всех субъектов воспитания и др. Из этих закономерностей вытекают основные принципы обучения и воспитания, которые будут охарактеризованы в соответствующих главах.

ОБУЧЕНИЕ – целенаправленный процесс, посредством которого осуществляется передача и усвоение определённого объёма (информационно-технологический аспект) опыт жизнедеятельности.

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный процесс, посредством которого формируют эмоционально-ценностные отношения Личности к окружающему миру.

В содержании обучения превалирует формирование научных убеждений, норм правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения.

Особое место в педагогической деятельности занимает РАЗВИТИЕ.

РАЗВИТИЕ – это объективный процесс внутреннего последовательного, количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Среда, при всей её целостности вышеназванного триединства (природа – человек - общество), проявляется по отношению к Человеку как бы в двух плоскостях: сфере факторов, способствующих БИОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ человеческих индивидуумов (географические, климатические условия жизни расовые особенности и т.д.) В зависимости, а точнее, диалектическое единство этих двух сфер обусловлено всем ходом исторического развития на Земле. Общество и всё, что с ним связано, появилось на определенной стадии биологического развития человеческих индивидуумов и находится в постоянной зависимости от его уровня. Но само общество с первых шагов своего существования, стало активно воздействовать на развитие и совершенствование необходимо ему природных задатков Человека, потому, как только Человек, его деятельность и есть основа существования общества.

РАЗВИТИЕ – целенаправленный процесс, посредством которого последовательно происходят количественные и качественные изменения физических и духовных характеристик Человека, способствующих дальнейшему освоению общественно значимого опыта жизнедеятельности.





Процесс обучения и воспитания постепенно перерастают в процессе самовоспитания и самообразования.

В педагогическом процессе объективное, социальное переходит в субъективное, в индивидуально – психическое достояние человека, которое обеспечивает развитие его личности.

Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, образования и развития.

Внутренне движущей силой педагогического процесса оказывает противоречие между выдвигаемыми требованиями и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению. Это противоречие становится источником развития процесса, если выдвигаемые требования соответствуют возможностям воспитуемых, и, наоборот, подобное противоречие не будет чрезмерно трудными или лёгкими, т.е. не соответствуют возможностям воспитуемых, не находятся в зоне их ближайшего развития. Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением изучать ученический и педагогический коллектив, проектировать близкие, средние и далёкие перспективы развития коллектива и личности.

Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, т.к. в реальном педагогическом процессе, прежде всего, бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемого. Сравнивая эти процессы, надо исходить на диалектики развития явлений. Методологический принцип выделения доминирующих функций обучения воспитания подчёркивает их диалектическое единство.

Если сравнить основные задачи обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба реализуют в единстве тир основные функции – образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания – в воспитательную. Оба процесса являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Расширяя тезис Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создаёт благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Итак, обучение и воспитание имеют определённые доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности.

Соответственно имеют свои доминирующие характеристики, задачи и содержание этих процессов. В содержании обучения превалирует формирование научных умений представлений, понятий, законов, теорий, специальных общественных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития, формируя диалектико – матеариалистичекое мировоззрение обучаемых.

В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения. Но процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором, стимулирующим активность школьников в учении.

Итак, оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность отношений, волю и эмоции личности и ведут ее к общему развитию. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно – эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующее – мотивационных факторов, активно содействующих обучению.

ОБУЧЕНИЕ – целенаправленный процесс, посредством которого осуществляется передача и усвоение определённого объёма (информационно-технологический аспект) опыт жизнедеятельности.

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный процесс, посредством которого формируют эмоционально-ценностные отношения Личности к окружающему миру.

В содержании обучения превалирует формирование научных убеждений, норм правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения.

Особое место в педагогической деятельности занимает РАЗВИТИЕ.

РАЗВИТИЕ – это объективный процесс внутреннего последовательного, количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Среда, при всей её целостности вышеназванного триединства (природа – человек - общество), проявляется по отношению к Человеку как бы в двух плоскостях: сфере факторов, способствующих БИОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ человеческих индивидуумов (географические, климатические условия жизни расовые особенности и т.д.) В зависимости, а точнее, диалектическое единство этих двух сфер обусловлено всем ходом исторического развития на Земле. Общество и всё, что с ним связано, появилось на определенной стадии биологического развития человеческих индивидуумов и находится в постоянной зависимости от его уровня. Но само общество с первых шагов своего существования, стало активно воздействовать на развитие и совершенствование необходимо ему природных задатков Человека, потому, как только Человек, его деятельность и есть основа существования общества.

РАЗВИТИЕ – целенаправленный процесс, посредством которого последовательно происходят количественные и качественные изменения физических и духовных характеристик Человека, способствующих дальнейшему освоению общественно значимого опыта жизнедеятельности.


Процесс обучения и воспитания постепенно перерастают в процессе самовоспитания и самообразования.

В педагогическом процессе объективное, социальное переходит в субъективное, в индивидуально – психическое достояние человека, которое обеспечивает развитие его личности.

Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, образования и развития.

Внутренне движущей силой педагогического процесса оказывает противоречие между выдвигаемыми требованиями и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению. Это противоречие становится источником развития процесса, если выдвигаемые требования соответствуют возможностям воспитуемых, и, наоборот, подобное противоречие не будет чрезмерно трудными или лёгкими, т.е. не соответствуют возможностям воспитуемых, не находятся в зоне их ближайшего развития. Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением изучать ученический и педагогический коллектив, проектировать близкие, средние и далёкие перспективы развития коллектива и личности.

Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, т.к. в реальном педагогическом процессе, прежде всего, бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемого. Сравнивая эти процессы, надо исходить на диалектики развития явлений. Методологический принцип выделения доминирующих функций обучения воспитания подчёркивает их диалектическое единство.

Если сравнить основные задачи обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба реализуют в единстве тир основные функции – образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания – в воспитательную. Оба процесса являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Расширяя тезис Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создаёт благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Итак, обучение и воспитание имеют определённые доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности.

Соответственно имеют свои доминирующие характеристики, задачи и содержание этих процессов. В содержании обучения превалирует формирование научных умений представлений, понятий, законов, теорий, специальных общественных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития, формируя диалектико – матеариалистичекое мировоззрение обучаемых.

В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения. Но процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором, стимулирующим активность школьников в учении.

Итак, оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность отношений, волю и эмоции личности и ведут ее к общему развитию. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно – эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующее – мотивационных факторов, активно содействующих обучению.

. Формальное развитие преследует те же цели, что и материальное, но к достижению их идут другими путями. Всего не узнаешь, всех искусств не переучишь - вселенная и жизнь слишком богаты и разнообразны. Потребности знания и действования нужно удовлетворять не простым обучением многому, а поставлением воспитываемых в такое положение, в котором они сами могли бы приобрести каждое нужное знание и искусство.

Само развитие человека должно идти таким путем, чтобы у него по окончании периода были силы и искусство самому самостоятельно приобретать знания и приспособляться ко всякому жизненному положению.

Это возможно лишь при формальном развитии, дающем уму и частные навыки, и общие приемы, и сноровку при всевозможной умственной работе.

Очевидно, материальная и формальная стороны развития человека неразрывно связаны между собой: формальное развитие можно приобрести лишь путем изучения наук, языков, искусств и ремесел; материальное развитие непременно сопровождается некоторой долей формального; так как каждая наука, каждый язык, искусство и ремесло есть знание, организованное, систематическое, а не хаотическое. Своей методологией, своими особенными приемами и особенными свойствами своего материала каждое знание неизбежно воздействует на развитие ума в формальном отношении. Основы и цели обоих направлений саморазвития одни и те же.

Но формальное развитие шире и разностороннее материального: материальное есть знание отдельных наук, языков, искусств и ремесел, а формальное - извлечение из знаний отдельных предметов таких начал иэлементов, которые имеют приложение или при целых группах наук, языков и искусств (частное формальное развитие), или же прямо при всех (общее

Знание, оставаясь лишь знанием той или другой науки, языка, искусства, ремесла, проявляет себя только одной стороной своего существа; оно усвояется сполна и обнаруживает всю свою силу лишь в том случае, когда превращается в формальное развитие человека, т.е. дает ему не частный результат, а общее руководящее, начало, когда оно становится возвышенной и увеличенной способностью человека к работе.

Поэтому формальное саморазвитие организма ценнее и важнее материального; преимущество нужно всегда отдавать первому а не второму. Можно утверждать, что формальное развитие есть высшая ступень материального, его одухотворение и оплодотворение, поднятие на наиболее высокую ступень работоспособности человека.

В материальном развитии никогда не могут совсем отсутствовать элементы формального развития; но для полного расцвета последнего необходимы специальные заботы, обращение внимания на эту именно сторону саморазвития организма.

Ю.К. Бабанский. Педагогический процесс (отрывки).

Структура педагогического процесса и его закономерности.

Понятие о целостномПедагогическим процессом называют педагогическомцелостный процесс осуществления

процессевоспитания в его широком смысле путем

обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле).

Представление о целостном педагогическом процессе было охарактеризовано в работах П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, А.П. Пинкевича.

Но в последующем основные усилия педагогов были сконцентрированы на углубленном изучении специфики процессов обучения и воспитания. Между тем жизнь настоятельно требует рассмотрения их взаимосвязей.

Понятие о В качестве системы, в которой

Педагогической

системепротекает педагогический процесс, выступаетсистема народного образования, школа,

класс, и др., где осуществляется целенаправленное воспитание в его широком смысле.

В настоящем пособии основное внимание уделено деятельности

ПедагогическоеВзаимная активность педагога и воспитуемого в

взаимодействие педагогическом процессе наиболее полно

Наконец, весьма важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их зависит во многом успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи управления опираются на информационные, организационно деятельностные и другие виды ранее названных связей.

Для разработки стратегических линий управления Педагогическим процессом многое дает анализ генетических связей, т.е. выявление исторических тенденций в совершенствовании обучения и воспитания, Которые позволяют, с одной стороны, предупредить повторение ошибок и недостатков, а с другой -использовать ценные традиции и удачные способы решения определенных учебно-воспитательных задач в новых условиях.

Там, где это рационально, полезно выявить и функциональные связи между педагогическими явлениями, описывая их в математически корректной форме. Но при этом важно соблюдать Требование о ведущей роли качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность, | многофакторность и диалектичность этих процессов часто не поддаются корректному математическому описанию.

Итак, в состав системы, в которой протекает педагогический процесс, входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразнее: связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протешет процесс их взаимодействия.

Основные компоненты Состав процесса не идентичен составу системы, педагогического в которой он протекает.

процесса Он имеет уже специфические профессиональные компоненты.

Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, процесс воспитания - из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникшего при этом процесса

Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т.д. Педагогический процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, и общего развития воспитуемых.

Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые и не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства, и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые при этом результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты педагогического процесса.

Движущие силы Внутренней движущей силой педагогического

педагогического процесса является противоречие между

процесса выдвигаемыми требованиями познавательного,

трудового практического, общественно- полезного характера и реальными возможностями воспитуемых по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей воспитуемых и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи оказываются чрезмерно трудными или легкими, т.е. не соответствуют возможностям воспитуемых, не находятся в зоне их ближайшего развития.

Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные учебно-воспитательные задачи, т.е. создавать проблемные ситуации воспитательного характера в его широком смысле.

Таким образом, на любое противоречие между требованиями, задачами и возможностями но их реализации, а противоречие определенного характера соответствующей степени проявления становится источником развития процесса.

Педагогический (учебно-воспитательный) процесс - это не механическая сумма процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельное целостное явление, которое имеет свои особые закономерности.

ЗакономерностиВедущим методологическим основанием для педагогического описания закономерностей в педагогике

процесса является диалектический системно-

структурный подход, позволяющий последовательно выявить существенные, необходимые, устойчивые,повторяющиеся, т.е. закономерные связи педагогический системы. Для выявления закономерностей целостного педагогического процессанеобходимо проанализировать следующие связи:

а) связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями.

б) связи внутри педагогического процесса; связи между процессами обучения, образования, воспитании развития; между процессами воспитания и самовоспитания; процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания (воспитателей, детских организаций, семьи,

общественности и др.

с) связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организаций педагогического процесса.

Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:

1. Педагогический процесс в целом закономерно обусловлен потребностями и все возрастающими возможностями общества развитого социализма в формировании всесторонне, гармонически развитой личности и социалистических коллективов.

2. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально психологических и эстетических).

3. В педагогическом процессе закономерно взаимосвязаны процессы обучения, образования, воспитания (в узком смысле) и развития, а также процессы воспитания и самовоспитания, процессы педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых.

4. Эффективное функционирование педагогического процесса закономерно зависит от единства действий всех субъектов воспитания.

5. Общественно обусловленные задачи воспитания закономерно зависят также от возрастных и других особенностей воспитуемых, уровня развития коллектива.

6. Содержание конкретного воспитательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами.

7. Содержание обучения закономерно зависит от задач.

8. Методы и средства обучения закономерно зависят от его содержания и задач.

9. Формы организации обучения закономерно зависят от его задач,

содержания и методов.

10. Только взаимосвязь всех компонентов обучения обеспечивает достижение результатов, соответствующих поставленным целям.

В последующей закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации и контроля учебно-познавательной деятельности, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты.

Характеристика основных Учебно-воспитательный

компонентовпроцесс имеет определенную

педагогического направленность; вытекающую из

процессапотребностей развития нашего

общества, и генеральную цель - всестороннее развитие личности.

Направленность учебно-воспитательного процесса определяет болеет частные цели и задачи обучения и развития школьников, а также его содержание. Цели и содержание и составляют важнейший содержательно-целевой компонент педагогического процесса.

В учебно-воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий и влияний на объекты и внутреннего отражения, преломления их (причем это отражение носит опережающий характер), возникновение обратного действия, а также самостоятельного влияния, объекта на себя, влияния, которое проявляется в самовоспитании и самообучении.

Исследователи педагогического процесса между тем отмечают, что в его состав входят не только внешние образовательные, воспитательные и развивающие взаимодействия и собственные реакции воспитуемого, но и сами процессы роста, накопления, совершенствования таких качеств школьников, как образованность, воспитанность, развитость.

Помимо педагогов и учащихся, в школьной системе взаимодействуют еще и руководство школы и педагогический коллектив. Здесь также проявляются характерные черты педагогического процесса, обращенного уже к воспитанию педагогов и педагогического коллектива.

Читайте также: