Педагогический опыт обобщение внедрение функции кратко шпаргалка

Обновлено: 05.07.2024

Технология исследования передового педагогического опыта

Передовой педагогический опыт – это практика организации учебно-воспитательного процесса, дающая наиболее высокий педагогический результат в достижении образовательных целей и задач при меньших материально-технических и кадровых затратах.

Передовой педагогический опыт характеризуется следующими параметрами:

  1. Высокие количественные и качественные показатели итогов образовательной работы.
  2. Создание образовательной системой личности, имеющей социальную ориентацию своей жизнедеятельности.
  3. Высокообразованные учащиеся.
  4. Сформированность познавательной заинтересованности учащихся, их стремление к познанию и потребность в нем.
  5. Желание саморазвиваться, самообучаться и самосовершенствоваться.
  6. Применение педагогом творческого подхода к организации учебно-воспитательной работы.
  7. Научно-организованный труд.
  8. Оптимальность педагогического опыта т.е. максимальный результат при минимальных затратах.
  9. Перспективность и научная обоснованность педагогического опыта.

Изучение передового педагогического опыта – это один из методов педагогического исследования, ориентированный на проведение мониторинга педагогической практики, выявление новых направлений педагогической работы и подходов к организации учебно-воспитательного процесса.

Этот опыт исследуется на основе изучения массового педагогического опыта, работы педагогических коллектив в течение конкретного временного промежутка с использованием различных методик и технологий диагностирования.

Передовой педагогический опыт изучается на разных уровнях существования педагогического процесса: на уровне города, области, региона, страны, отдельного учебного учреждения.

Технология исследования передового педагогического опыта основывается на применении ряда методов. К ним относятся следующие:

  1. Наблюдение за протеканием педагогического процесса. Данный метод основывается на составлении плана мероприятий по наблюдению, определению его целей и составлении системы мероприятий. Наблюдение необходимо проводить регулярно. Оно должно носить системный характер, а его итоги правильно фиксироваться и адекватно оцениваться. Метод наблюдения позволяет оценить реализацию педагогического процесса в динамике и развитии;
  2. Проведение бесед с педагогами. Беседы начинаются с того, что педагогам объясняется целевое назначение изучения их работы и рассказывается об акцентировании внимания исследователей на тех или иных направлениях их работы, отдельных мероприятиях и подходах. Беседа позволяет выявить все детали реализации педагогического процесса, его отдельных этапов.
  3. Исследование педагогической документации. Документация ведения педагогической работы отражает процесс ее планирования и прогнозирования, показывает программы и мероприятия, которые были реализованы в его ходе, позволяет изучить отчеты о педагогической деятельности, чтобы проанализировать ее итоги, рассмотреть творческие направления деятельности и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Изучением педагогического опыта занимаются следующие подразделения:

  • Цикловые комиссии и лаборатории;
  • Разнообразные методические общества и объединения;
  • Научные коллективы по исследованию педагогических вопросов и актуальных проблем;
  • Научно-педагогический семинар;
  • Школы педагогического мастерства;
  • Курсы по узконаправленным проблемам педагогики;
  • Курсы повышения квалификации педагогов.

Обобщение педагогического опыта

Чтобы передовой педагогический опыт получил практическое применение его необходимо обобщить.

Обобщение педагогического опыта – это методическая работа по выбору и исследованию отдельного уровня или направления педагогической работы, его осознание, анализ, обоснование, систематизация, рациональное описание.

Обобщение педагогического опыта ориентировано на выявление его приоритетных сторон, существенных признаков педагогической деятельности.

Обобщение опыта позволяет отразить различные стороны педагогического процесса и определить методы, способы и средства педагогической деятельности, посредством которых удалость достигнуть максимального эффекта при реализации педагогической деятельности в области обучения и воспитания.

Обобщение опыта реализуется посредством применения следующих методов:

  1. Демонстрация.
  2. Рассказ.
  3. Описание.

Каждый из этих методов реализуется в трех основных формах:

  1. Научное представление. Оно выражается в написании статей научного характера, диссертаций или монографий.
  2. Методическая форма. Она предполагает предоставление рекомендательных писем, методических разработок, написание докладов.
  3. Прикладные материалы. Такие материалы представляются в виде распечатки листовок, создании альбомов, проспектов, плакатов, представление данных в видео и аудио формате, создание презентаций, слайд-шоу, схематичного или табличного представления.

Рисунок 1. Обобщение и распространение педагогического опыта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стадии изучения и обобщения передового педагогического опыта

Работа по исследованию и обобщению передового педагогического опыта реализуется в несколько стадий:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выявление, изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта

Что такое педагогический опыт, его разновидности?

Педагогический опыт - совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретенных педагогом в практической деятельности.

В методической литературе выделяют следующие разновидности педагогического опыта:

Исторический - результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования.

Массовый - результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в деятельности большинства учителей.

Передовой (актуальный) - это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это достижение наилучшего педагогического результата за счёт усовершенствования имеющихся средств и оптимальной организации учебного процесса.

Новаторский – содержит элементы новизны, открытия, изобретения, авторства.

В работе методической службы любого уровня одно из ведущих мест занимает проблема выявления, изучения, обобщения и распространения актуального (передового) педагогического опыта.

2. Чем характеризуется актуальный (передовой) педагогический опыт?

Актуальным (передовым) может быть признан педагогический опыт, который соответствует следующим критериям:

1. Актуальность , то есть соответствие опыта потребностям школы, социальному заказу, тенденциям общественного развития, регио нальной и федеральной образовательной политике.

2. Новизна предполагает усовершенствование существующей практики. Новизна передового (актуального) педагогического опыта может выражаться:

в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение новых педагогических задач.

в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;

в комбинации элементов известных методик.

3. Высокая результативность обязательный критерий передового (актуального) педагогического опыта. Высокая результативность может быть:

на уровне знаний учащихся;

в личностном развитии учащихся;

в методическом и научно - методическом обеспечении учебно - воспитательного процесса;

в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.

4. Оптимальность предполагает, что высокие результаты достигаются педагогом или образовательным учреждением при более экономной затрате сил и времени как педагога так и обучающихся.

5. Стабильность означает, что:

эффективность опыта подтверждается при некотором изменении условий;

устойчивые положительные результаты достигаются на протяжении длительного времени.

6. Научность, то есть соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, методики.

7. Возможность творческого применения – передовой (актуальный) педагогический опыт не может быть связан только с особенностями личности его автора, а должен содержать рациональную идею, которую могут сделать своим достоянием другие педагоги.

Таким образом, актуальным (передовым) педагогическим опытом может быть признан только опыт, который направлен на решение актуальных задач, обеспечивает высокие и стойкие результаты в обучении, воспитании и развитии обучающегося и воспитанника, достигнут рациональным путем и доступен другим педагогам и образовательным учреждениям.

3. Зачем изучать и обобщать актуальный (передовой) педагогический опыт?

Изучение и обобщение опыта необходимо:

- педагогу, чей опыт подлежит изучению и общению, так как:

работа педагога приводится в целостную систему;

повышается профессиональная компетентность учителя (в процессе описания опыта педагог расширяет свои знания в области педагогики, психологии и методики, совершенствует аналитические умения и навыки и т.д.)

- другим педагогам или образовательным учреждениям, так как:

они имеют возможность познакомиться с результативным опытом работы и использовать идею опыта, отдельные приемы, методики и т.д. в своей педагогической деятельности;

- администрации образовательного учреждения, так как:

работа с АПО – это одна из форм повышения квалификации педагога (повышение квалификации – это объект постоянного внимания администрации образовательного учреждения);

АПО может стать основой для принятия грамотного управленческого решения.

4. Каковы этапы работы с актуальным (передовым) педагогическим опытом?

В работе с актуальным (передовым) педагогическим опытом можно выделить четыре обязательных этапов:

I этап. Выявление актуального (передового) педагогического опыта.

II этап. Изучение актуального (передового) педагогического опыта.

Изучению может подлежать только система работы педагога, приносящая стабильные положительные результаты. Задача заместителя директора, руководителя ШМО или ГМО, специалиста НМИЦ – помочь учителю увидеть эту систему. Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Методы изучения АПО: анализ документации (результаты контрольных и срезовых работ, учебно-методических и дидактических материалов, результатов аттестации), анкетирование, наблюдение (посещение уроков, внеклассных мероприятий), диагностика, беседа.

III этап. Обобщение актуального (передового) педагогического опыта.

Обобщает опыт только сам педагог с помощью заместителя директора, руководителя ШМО или ГМО, специалиста НМИЦ. Наиболее часто применяемой и продуктивной формой обобщения опыта является целостное описание АПО. Педагог должен быть знаком со структурой целостного описания опыта, которая включает следующие компоненты:

1. Формулировка темы опыта. Она должна отражать главное направление и содержание работы и соответствовать следующим требованиям:

- корректное использование педагогических и психологических терминов.

2. Информация об опыте. В этой части указываются:

- условия возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе, школе);

- актуальность опыта (анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, выявление противоречий и затруднений, которые встречаются в массовой практике и успешно решаются в опыте);

- ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения - это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта;

- длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта; длительность работы над опытом не может быть менее 3-х лет);

- теоретическая база опыта (здесь необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта);

- новизна опыта (может заключаться: в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)).

3. Технология опыта. Следует описать алгоритм и содержание работы педагога.

4. Результативность работы. Необходимо показать результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся и воспитанников в динамике (не менее чем за три года), назвать методики, которые использовались для отслеживания результатов. Результаты должны быть представлены в диаграммах, таблицах, графиках. Также важно показать за счет чего достигается высокий результат, степень оптимальности получаемых результатов.

5. Приложения к АПО. Это конкретные практические материалы (конспекты уроков, программы, дидактический материал, компьютерные презентации, творческие работы учащихся, сценарии мероприятий, тесты и т.д.), которые иллюстрируют сущность опыта.

Можно выделить типичные ошибки, которые допускают педагоги при описании актуального (передового) педагогического опыта:

Педагог не знаком со структурой целостного описания опыта, опускает отдельные разделы или элементы. Это не позволяет представить опыт целостно, а, следовательно, включить его в городской или областной банк АПО.

Длительность работы над опытом составляет 1-2 года. В положениях о внесении актуального педагогического опыта в городской и областной банки четко указано, что длительность работы над опытом должна быть не менее 3-х лет.

Обоснование актуальности опыта сводится к описанию истории становления опыта.

Результативность опыта (а это основной критерий актуального педагогического опыта) сводится к успеваемости и качеству знаний за несколько лет. При этом часто отсутствуют ссылки на диагностические методики (как определяется уровень воспитанности, уровень познавательной активности, уровень интеллектуального развития и т.д.), представленные графики и диаграммы не комментируются и трудны для понимания.

В приложении приводятся материалы, которые не имеют отношения к описанию опыта. Отсутствуют ссылки по ходу описания опыта на отдельные приложения.

На этапе обобщения актуального (передового) педагогического опыта педагог нуждается в помощи со стороны администрации образовательного учреждения (руководителя и заместителя директора), руководителя ГМО и ШМО, специалиста НМИЦ. Это помощь может быть в виде:

- консультирования (осуществляется по зонам затруднений, возникающих у педагога в процессе работы над обобщением опыта);

- обеспечения учителя литературой по избранной теме;

- предоставления педагогу памяток, алгоритма по описанию актуального педагогического опыта.

Памятка учителю по обобщению своего опыта работы

а) Внимательно и вдумчиво изучите все документы (положения о внесении АПО в школьный банк, городской банк, областной банк) и рекомендации по целостному описанию актуального педагогического опыта.

б) Грамотно сформулируйте тему опыта. Она должна отражать главное направление и содержание работы и отвечать следующим требованиям:

корректное использование педагогических и психологических терминов;

в) Определить актуальность опыта с позиции состояния образования в целом, образовательной практики Вашего учреждения в частности.

г) Отберите педагогическую и методическую литературу, статьи в специализированных журналах, ресурсы сети Интернет по теме опыта. Составьте библиографический список.

д) Приведите в порядок методические материалы по теме опыта (календарно-тематические планы, дидактические материалы, конспекты уроков, таблицы, схемы и т.д.), систематизируйте их.

е) Составьте подробный план изложения. Помните, что необходимо строго соблюдать структуру описания актуального педагогического опыта.

и) Проверьте текст на возможное наличие стилистических, грамматических, пунктуационных ошибок.

к) Подберите и правильно оформите приложения.

л) Консультируйтесь по ходу описания своего опыта с коллегами, руководителями ШМО или ГМО, заместителем директора, специалистом НМИЦ.

IV этап. Распространение актуального (передового) педагогического опыта.

С актуальным педагогическим опытом целесообразно ознакомить коллег. Формы распространения опыта могут быть самыми разными: открытый урок, презентация опыта, мастер-класс, педагогическая мастерская, выступление на семинаре, статья и т.д. Наиболее продуктивной формой распространения опыта является мастер-класс - активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. Но при любой выбранной форме распространения опты обязательно должен соблюдаться алгоритм:

5. На каких уровнях может быть обобщен актуальный (передовой) педагогический опыт?

Актуальный педагогический опыт педагога может быть обобщен на уровне:

- образовательного учреждения (внесён в банк данных образовательного учреждения),

- города (внесен в городской банк АПО с выдачей соответствующего свидетельства)

- области (внесен в областной банк АПО)

Порядок внесения актуального педагогического опыта в банк данных определяется положением. Положение о внесении актуального педагогического опыта в областной банк данных утверждено на заседании областного экспертного совета, в городской банк – методическим советом управления образования администрации г. Белгорода. Положение о внесении актуального педагогического опыта в банк образовательного учреждения разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно и утверждается на методическом совете (или на педагогическом совете).

Для включения опыта работы в городской банк АПО необходимо предоставить следующие документы:

- заявку о внесении актуального педагогического опыта в городской банк (оформляется руководителем образовательного учреждения, специалистом НМИЦ, руководителем ГМО) ;

- материалы обобщенного опыта, оформленные в соответствии с рекомендациями и Положением о порядке внесения опыта в городской банк АПО ;

- профессиональную карту учителя (образовательного учреждения)

- рецензию на материалы опыта (преподавателя вуза).

Для включения опыта в областной банк АПО необходимо предоставить следующие документы (в печатном и электронном виде):

заявку о внесении актуального педагогического опыта в областной банк (за подписью директора НМИЦ);

профессиональную карту педагога (или образовательного учреждения) (оформляется автором совместно со специалистом НМИЦ);

материалы обобщенного опыта, оформленные в соответствии с рекомендациями и Положением о порядке внесения опыта в областной банк АПО;

письменное согласие автора (в свободной форме) на распространение его опыта, включая безвозмездную публикацию под грифом БелРИПКППС со ссылкой на авторство.

На обобщённый опыт обязательно составляется информационная карта, которая хранится в методическом кабинете образовательного учреждения и (или) НМИЦ, доступна для предполагаемых пользователей АПО.


Исходным моментом в разработке технологии процесса изучения и внедрения передового педагогического опыта является анализ природы педагогической деятельности как объекта изучения. Одна из характеристик педагогической деятельности состоит в том, что эта деятельность всегда выступает как организация одним субъектом деятельности другого субъекта, причём такая организация, которая ставит цель обеспечить социально ценностные изменения в личности последнего.

Изучение передового педагогического опыта является одним из традиционных методов педагогических исследований учителя. Традиционными называют методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци, Навои, Фароби и Беруни и другие.

Важнейшей задачей при исследовании передового педагогического опыта является задача, связанная с определением его научно-познавательной и практической значимости. Для этого необходимо проанализировать, насколько изучаемый педагогический объект соответствует некоторым, заранее выработанным критериям. Это: новизна; стабильность; соответствие требованиям современной педагогики и методикам обучения; возможность творческого применения в педагогической практике; оптимальность в целостном педагогическом процессе; высокая результативность и эффективность.

Изучение педагогического опыта проходит несколько этапов и обязательно сочетается с другими традиционными методами, такими как наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ документации, беседы.

На первом этапе практика обучения и воспитания исследуется с помощью наблюдения, беседы, опроса, изучение документов. Накопив фактический материал, исследователь начинает его классифицировать (второй этап). На третьем этапе наблюдаемые факты и явления интерпретируются, объясняются и подводятся под известные правила и закономерности. На последнем этапе исследователь пытается установить причинно-следственные связи между явлениями, механизм получения более высоких результатов, выявляет внутренние закономерности достижения успеха в обучении и воспитании.

Таким образом процесс исследования передового опыта составляет результаты бесед, наблюдений, анализ педагогической и методической научной литературы. Этот процесс носит аналитический характер, так как вызывает необходимость глубокого анализа педагогических инноваций с целью адаптации их в собственной педагогической практике. Такой переход требует активных, деятельных форм обучения, так как современное общество нуждается в педагогике, способным к восприятию новых идей, к приятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах, готовому стабильно и компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные задачи.

Эффективность использования опыта зависит от уровня его обобщения, то есть от степени полноты и конкретности раскрытия условий, обеспечивающих его реализацию. В связи с этим мы не противопоставляем исследование и обобщение опыта, а считаем, что последнее есть необходимый момент предыдущего.

Обобщение педагогического опыта предполагает логический переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждению, знанию, оценке. Обобщение передового педагогического опыта включается: выводы, полученные в результате анализа и сопоставления отдельных педагогических явлений, логический переход от единичного к общему суждению, знанию, оценке. Результаты обобщения передового педагогического опыта отражаются в ходе презентаций в виде докладов, лекций, статей, брошюр и других печатных материалов.

Внедрение передового педагогического опыта — использование основных его показателей в массовой практике образовательного учреждения. Центральным звеном внедрения передового педагогического опыта определено непрерывное повышение квалификации педагогических кадров, включающее их самообразование и участие в деятельности методических объединений.

Установлено, что внедрение передового опыта — сложная социально-педагогическая структура, нуждающаяся в управлении. Важнейшим звеном управления является банк информаций о передовом педагогическом опыте (автоматизированная информационно-поисковая система) и опирающаяся на него структура информационных обменов о передовом опыте педагогов. Процесс внедрения включает три этапа, для каждого из которых определены средства организации, научно-методического, информационного обеспечения.

Решающим фактором внедрения опыта на данном этапе является изменение уровня компетентности методических и педагогических кадров. Для этого необходимы постоянные занятия в группе внедрения по специально разработанной программе.

На основе изучения сущности процесса изучения и внедрения передового педагогического опыта была установлена его технологическая последовательность, которая включает следующие этапы: исследование, обобщение, презентация, изучение, внедрение, анализ результатов внедрения.

Определение последовательности и содержание этапов технологии изучения и внедрения передового педагогического опыта позволяет более рационально планировать работу методических служб, призванных обеспечить все составляющие данного процесса.

Можно отметить, что установленная технологическая последовательность носит циклический характер. В ходе внедрения педагогического опыта рождаются новые творческие идеи, подходы, технологии являющиеся результатом нового авторского опыта учителя, который после анализа, изучения и обобщения может быть рекомендован для использования в массовой практике образовательных учреждений различных уровней системы непрерывного образования.

Основные термины (генерируются автоматически): передовой педагогический опыт, передовой опыт, педагогическая деятельность, педагогический опыт, массовая практика, этап внедрения, логический переход, общее суждение, современная педагогика, социальный опыт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Передовой опыт — это высокое мастерство учителя, т. е. такая практика, которая дает высокий педагогический результат.

Педагогический опыт — результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых при реализации стоящих педагогических задач.

По мнению М. Н. Скаткина, передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил.

Изучение и обобщение педагогического опыта

Изучение и обобщение педагогического опыта

 Передовой опыт — это высокое мастерство учителя, т. е. такая практика, которая дает высокий педагогический результат. Педагогический опыт — результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых при реализации стоящих педагогических задач. По мнению М. Н. Скаткина, передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил.

Передовой опыт — это высокое мастерство учителя, т. е. такая практика, которая дает высокий педагогический результат.

Педагогический опыт — результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых при реализации стоящих педагогических задач.

По мнению М. Н. Скаткина, передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил.

 В процессе целенаправленного наблюдения можно обнаружить ценные творческие находки, приемы, средства и методы обучения, заслуживающие глубокого изучения и распространения. Опыт педагога может не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но основанный на известном применении установленных наукой принципов и методов он явится хорошим образцом для тех преподавателей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. Так же о качестве любой работы можно судить по ее конечным результатам (уровень ЗУН, развития личности, уровень воспитанности.

В процессе целенаправленного наблюдения можно обнаружить ценные творческие находки, приемы, средства и методы обучения, заслуживающие глубокого изучения и распространения.

Опыт педагога может не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но основанный на известном применении установленных наукой принципов и методов он явится хорошим образцом для тех преподавателей, которые еще не овладели педагогическим мастерством.

Так же о качестве любой работы можно судить по ее конечным результатам (уровень ЗУН, развития личности, уровень воспитанности.

Признаки передового педагогического опыта: - высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса; - сформированность общественной направленности личности; - образованность учащихся (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знания в новую ситуацию); -сформированные познавательные интересы и потребности; - стремление к самообразованию;

Признаки передового педагогического опыта:

- высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса;

- сформированность общественной направленности личности;

- образованность учащихся (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знания в новую ситуацию);

-сформированные познавательные интересы и потребности;

- стремление к самообразованию;

-наличие общественно ценных мотивов и ценностных ориентации в учебной деятельности; - воспитанность учащихся; -профессионально-трудовой опыт преподавателя, т.е. наличие необходимых умений в различных видах деятельности (научная организация труда — НОТ), практические навыки в исполнении профессиональных и трудовых операций (их количество, качество, скорость); - умение анализировать процесс и результат конкретных видов профессинально-педагогического труда;

-наличие общественно ценных мотивов и ценностных ориентации в учебной деятельности;

-профессионально-трудовой опыт преподавателя, т.е. наличие необходимых умений в различных видах деятельности (научная организация труда — НОТ), практические навыки в исполнении профессиональных и трудовых операций (их количество, качество, скорость);

- умение анализировать процесс и результат конкретных видов профессинально-педагогического труда;

 - самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой; рационализаторский подход к делу; - коррекция в организации труда преподавателя; - оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьших затратах сил и времени);

- самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой; рационализаторский подход к делу;

- коррекция в организации труда преподавателя;

- оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьших затратах сил и времени);

 - устойчивость, стабильность опыта; - возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими; - перспективность опыта; - научная обоснованность опыта. При наличии этих признаков данный опыт следует причислять к передовому.

- устойчивость, стабильность опыта;

- возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими;

- научная обоснованность опыта.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислять к передовому.

 Изучение ПО осуществляют подразделения: методическая секция или объединение ; цикловая комиссия ; научная группа по изучению актуальных проблем педагогики научно-педагогический семинар ; проблемная лаборатория; школа педагогического мастерства; спецкурс по узким проблемам педагогики и педагогического исследования.

Изучение ПО осуществляют подразделения:

Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта:

-открытые занятия по различным темам,

-пед советы, производственные собрания,

Этапы изучения и обобщения передового педагогического опыта.

Первый этап— обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и потребностями повышения ее эффективности — с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки.

 Второй этап — выявление находок, новшеств в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта.

Второй этап — выявление находок, новшеств в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта.

 Третий этап — составление развернутой программы изучения и обобщения опыта: окончательно формируются тема и цель, уточняются объект и предмет изучения и обобщения. Программа изучения: намечаются и конкретизируются методы исследования, определяется, какие вопросы будут изучаться и какими методами; устанавливаются этапы работы и календарные сроки изучения конкретных объектов; назначаются персональные исполнители (по какому вопросу должен обобщать материал каждый исполнитель).

Третий этап — составление развернутой программы изучения и обобщения опыта: окончательно формируются тема и цель, уточняются объект и предмет изучения и обобщения.

Программа изучения: намечаются и конкретизируются методы исследования, определяется, какие вопросы будут изучаться и какими методами;

Четвертый этап — работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала на основе программы. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно пересказать содержание опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту).

 Пятый этап — осмысление описанного опыта: сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости между ними и педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы. Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи методической разработки и рекомендаций, плаката, информации лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п. — шестой этап.

Пятый этап — осмысление описанного опыта: сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости между ними и педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы.

Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи методической разработки и рекомендаций, плаката, информации лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п. — шестой этап.

Читайте также: