Педагогический контроль в высшей школе и учет результатов деятельности

Обновлено: 30.06.2024

Известно, что контроль стимулирует обучение и влияние на поведение студентов. Как показала практика, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения.
Функции педагогического контроля

В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция: контроль – это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов.

Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности.

В учебно-воспитательном процессе все три функции взаимосвязаны и переплетены, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными. Так, на семинаре в основном проявляется обучающая функция: высказываются различные суждения, задаются наводящие вопросы, обсуждаются ошибки, но вместе с тем семинар выполняет диагностическую и воспитывающую функции.

Зачеты, экзамены, коллоквиумы, тестирование выполняют преимущественно диагностическую функцию контроля.

При применении программированного контроля проявляется его обучающая и контролирующая функции.
Требования к контролю

Общие: объективность, полнота, адекватность, надежность, естественность условий контроля, экономичность.

Специальные реализация индивидуального контроля, массовость, оперативность получения результатов и принятия решений, прогностическая валидность, однородность заданий [8].

Формы педагогического контроля

Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности.

Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развивается педагогическое общение. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют больших затрат времени для преподавателя. Экзамены создают дополнительную нагрузку на психику студента. Курсовые и дипломные работы способствуют формированию творческой личности будущего специалиста. Умелое сочетание разных видов контроля – показатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.

По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).

Тематический контроль – это оценка результатов определенной темы или раздела программы.

Рубежный контроль – проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль – экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики.

Заключительный контроль – госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.
Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения приобретает особое значение ввиду отсутствия непосредственного контакта обучающегося и педагога. Повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний. Особенностью контроля в СОО является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.

Качество усвоения студентами учебного материала в СОО, так же как в традиционном процессе, можно характеризовать по уровням усвоения: 1. Уровень представления, 2. Уровень воспроизведения, 3. Уровень умений и навыков 4. Уровень творчества .

В СОО используются следующие виды контроля: экзамены, контрольные работы, зачеты, курсовые и дипломные работы. В СОО широкое распространение получили тестовый контроль как для самопроверки, так и для итогового контроля, который может проводиться в Центре или в учебно – консультационных пунктах под наблюдением тьютора (представителя Центра).

Организацию контроля при реализации технологий, например, дистанционного обучения, можно классифицировать и наглядно представить в виде схемы, изображенной на Рис. 2.3.1.

Удаленный Очный
На месте С выездом

под наблюдением студента

представителей в Центр

С передачей необработанного Обработка

материала контроля результатов

в Центр контроля

Рис 2.3.1. Варианты организации контроля в СОО
Исследования вариантов организации контроля при дистанционном обучении показали, что целесообразны два типа контроля: регламентный контроль и самоконтроль.

При регламентных формах контроля целесообразно организовывать непрерывную связь в виде входного, текущего и выходного. Результаты входного контроля, дают возможность осуществлять управление процессом обучения и учитываются как при планировании процесса обучения, так и в ходе его, так как по ним определяются подходы к организации индивидуального процесса дальнейшего процесса дистанционного обучения.

Контроль (проверка) результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения и трактуется как педагогическая диагностика. Дидактические тесты - метод (средство) проверки результатов обучения представляет собой совокупность стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.


  • надежность (показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях);

  • валидность (тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста);

  • объективность (независимость проверки и оценки знаний от личности преподавателя).

В мировой педагогической практике принято выделять три этапа внедрения тестирования

1. 1900-1915г.г. Период поисков. Признанным авторитетом в области тестирования считается Э. Торндайк (1874-1949г.г.). В этот период происходит осознание и первоначальное внедрение тестов памяти, восприятия и других, которые предложил французским психолог А.Бине. Разрабатываются и проверяются тесты интеллекта, позволяющие определять коэффициент умственного развития.

2. 1916-1930г.г. Бурное развитие тестирования. Создается классическая теория тестирования на базе количественного оценивания человеческих качеств Френсиса Гальтона. Разрабатываются и внедряются тесты О.Стоуна по арифметике, Б. Зекингема для проверки правописания. При разработке тестов используются научные разработки Т. Келли, который разработал способ измерения интересов и наклонностей обучаемых.


  • создаются новые совершенные средства предъявления и обработки тестов, накопления и эффективного использования диагностической информации;

  • повышается объективность тестов;

  • создается непрерывная (сквозная) система диагностики с общими принципами;

  • создаются основы теории адаптивного теории (Item Respons Theory).

Успехи компьютеризации образования позволили автоматизировать процесс подготовки тестов и самого процесса тестирования. Системы электронных тестов становятся неотъемлемым элементом учебно-методического обеспечения. Преподавателям предписывается в обязательном порядке разрабатывать и иметь тесты, также как они обязан иметь для эффективного проведения учебного процесса, например, учебную программу, конспект лекций и планы семинарских занятий и др.

Оболочки для разработки систем электронного тестирования разрабатываются в своем большинстве самими вузами (например, Финансовая академия, Российская таможенная академия, Международный институт экономики и права и др.). Под патронажем Всемирного технологического университета разработана инструментальная среда адаптивного тестирования АСТ-ТЕСТ, система сетевого тестирования ЛИТМО (С- Петербург) и др.

В МЭСИ разработана система сетевого тестирования НИИ ДО (С.Л. Лобачев).

Наличие оболочек для подготовки электронных учебников делает ненужным наличие отдельных систем тестирования, т.к. они уже встроены в эти оболочки. Говоря о целесообразности создания, приобретения и использования отдельных оболочек для создания тестов, можно привести такое образное сравнение.

Вы приобрели музыкальный центр, где есть все в комплексе (интегрировано), и телевизор, и видео(аудио)магнитофон, и приемник и другой сервис. И тут-то вам предлагают приобрести еще дополнительно магнитофон. Зачем он мне? -, ответите вы наверняка.
Классификация тестов

Если в основу классификации тестов положить различные аспекты развития и формирования человеческих качеств, то она будет выглядеть следующим образом:


  1. Тесты общих умственных способностей, умственного развития.

  2. Тесты специальных способностей в различных областях деятельности

  3. Тесты обученности, успеваимости, академических достижений

  4. Тесты для определения отдельных качеств (черт) личности (памяти, мышления, характера и др.

  5. Тесты для определения уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

В учебном процессе тесты применяются в основном для проверки качества знаний. Тесты могу быть гомогенными (по одному предмету) и гетерогенными (проверяется сумма знаний). Тестирование предполагает системность. В рамках одного вуза он должно проводиться от момента поступления студентов до момента окончания ими вуза. Это системная работа со своим финансированием и своим штатом. Специалистов по тестированию мало. Вся научная и методическая литература в основном на английском языке. На Западе чем выше уровень развития тестового контроля, тем выше рейтинг вуза. Нидерланды являются центром тестирования. Затем идут Япония, Австралия, США.

Тест – это совокупность заданий, опробованных на основе научных критериев для педагогического измерения в тех или иных целях.


  • обобщающая цель – повышение качества обучения;

  • локальные (конкретные) цели необходимы для:

  1. Объективной оценки объема знаний студентов.

  2. Профориентации и профотбора. (Тесты устанавливают адекватность выбора профессии абитуриентами).

  3. Итоговая аттестация и аккредитация вузов. (В настоящее время в России созданы с этой целью группы разработчиков – 5-6 вузов, работающих по разным специальностям).

  4. Выявление структуры усвоения знаний у студентов

  5. Система полного усвоения знаний. (Эта система особенно популярна в западных странах. Выявляются нули в тестах и соответственно заполняются пробелы в знаниях).

  6. Оценка эффективности работы кафедры, преподавания читаемых на ней предметов.

  1. Методология (теория методов создания тестов). Традиционно в тестировании сложилось две методологии:

    • методология создания тестов до 20-60-х гг.;

    • современная методология, называемая латентно (скрытный) – структурный анализ;

  1. Теория педагогических измерений.

  1. Педагогическая теория теста (некий понятийный аппарат, формы задания, методы отбора содержания и т.д.).

Таким образом, тест – система заданий возрастающей трудности специфической формы, позволяющая объективно оценивать уровень и структуру знаний студентов.

Единицами тестирования служат тестовые задания – это одна единица контрольного материала, сформулированная в виде утверждения, предложения с неизвестным, удовлетворяющая ряду требований. Тестовое задание – задание в тестовой форме.
Формы тестовых заданий [2]

1. Закрытая форма.

2. Открытая форма.

3. Задания на соответствие.

4. Задания на установление правильной последовательности
Перечень характеристик тестовых заданий


  • Предметная чистота (чем меньше междисциплинарных элементов, тем чище содержание дисциплины);

  • Значимость содержания.

  • Содержание должно быть репрезентативным (более полно отражать знание курса);

  • Содержание должно быть научно достоверным (отражать современные взгляды).

2. Формы тестового задания.


  • Содержания курса;

  • Цели создания теста (контроля);

  • Умения разработчика.

  1. Дифференцирующая способность. Знающие студенты должны выполнить задание, не знающие - не в состоянии его выполнить.

  2. Локальная независимость: выполнение заданий не зависит от результатов выполнения других форм работы.

  3. Информативность заданий. Каждое задание выполняет информационную функцию.

  4. Коррелируемость задания с критерием.

В российской высшей школе исследованиями в области тестирования занимаются: в Москве – текстильная академия, мелиоративная академия, университет дружбы народов, МИФИ; в Санкт – Петербурге – медицинская академия; в Красноярске – исследовательский тестологический центр; в Новгородском университете организована лаборатория тестового контроля.
Методы оценки критериев качества тестов

Классическая теория тестов опирается на теорию корреляции, главными параметрами которой являются надежность и валидность. Основы классических тестов составляет идея их параллельности. Параллельными называются тесты, в которых истинные и ошибочные компоненты равны на одной и той же выборки испытуемых. Они имеют одни и те же элементы содержания, одну и ту же трудность заданий.


  1. Параллельное тестирование в 2 – х группах.

  2. Ретестовая надежность (повторное тестирование)

  3. Расщепление теста (тест расщепляют на две части по четным и нечетным номерам заданий). Чем выше корреляция между двумя частями, тем выше надежность.

Валидность – пригодность теста, т. е. Способность качественно измерять то, для чего он создан по замыслу авторов. Оценка валидности производится по результатам тестирования и результатам экзамена и профессиональной деятельности, которые должны иметь высокий уровень корреляции.

Раньше данные тестирования подвергались статистической обработке, а сегодня конечный результат достигается с помощью математического структурного анализа. Теория математического структурного анализа основывается на том, что человеческие знания имеют некоторую латентную переменную. Идея этой переменной (параметра) и легла в основу тестирования. Основное предположение математического анализа состоит в том, что между результатами теста и измеряемыми параметрами есть функциональная зависимость, позволяющая с помощью анализа и оценки этих параметров создавать представление о знании человека.
Преимущества и недостатки тестового контроля

Рейтинг

Система контроля знаний в вузах в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден – она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов. Рейтинговая система устраняет этот недостаток. Она учитывает результаты текущего, промежуточного и итогового контроля, которые суммируются, образуя рейтинг студента. В частности, рейтинг в значительной мере устраняет негативные стороны уравнительной системы обучения, т.к. устраняются усредненные группы отличников, хорошо успевающих и слабых студентов Вместо них появляется первый по учпеваемости студент, десятый и последний.


        1. Основные организационные формы, исторически сложившиеся в разные годы – это:

        • Индивидуальная форма

        • Индивидуально – групповая

        • Классно – урочная

        • Белл –ланкастерская;

        • Мангеймская система;

        • Дальтон – план;

        • План трампа.

        Рейтинг по дисциплине – интегральный рейтинговый балл, характеризующий результаты обучения по отдельному предмету и включающий в себя рейтинг текущей текущей успеваимости, экзаменационный рейтинг по данному предмету, а также поощрительные баллы, назначаемые за выполнение различных заданий сверх обязательной программы.

        6. Тест – это подготовленый специальным образом набор тестовых заданий, позволяющих валидно, объективно и надежно оценивать обученность испытуемых посредством педагогических и статистических методов.


        1. Перечислите и охарактеризуйте основные организационные формы обучения

        2. Какие основные виды учебных занятий в вузе Вы знаете

        3. Каковы недостатки и достоинства традиционной лекции

        4. Поясните существо рейтинга в учебном процессе, с какой целью он вводится?

        5. Что такое тест и тестовое задание?

        6. Какие типы тестов Вы знаете?

        7. Как повлияло на качество учебного процесса отмена на заре советской власти контроля учебы и лекций?

        8. Является ли необходимой лекция в период широкого внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий?

        9. Какие особенности и отличия виртуального семинара от традиционного – очного?

        10. Почему классно – урочная система является наиболее устойчивой со времен ее основания?

        11. Является ли необходимой такая форма контроля как экзамен?

        12. Какая из известных организационных форм обучения лучше всего вписывается в СОО?

        1. Горбунова Е.И., Самойлов В.А. Шевченко К.К. Методические рекомендации по созданию тестовых заданий итогового контроля знаний-М.: МЭСИ,2000.9с.

        2. Аванесов В.С. Применение тестов в учебном процессе Автоматизация тестирования в системе экономического образования-М.: ФА,1996, с.3-6.

        8. Самолаев Ю.Н., Блашковская И.В. Методические рекомендации по разработке тестовых заданий –М.: РТА,1996.15с

        Эффективное управление познавательной деятельностью студентов и учебным процессом предполагает точное знание результатов обучения.

        В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции:

        1) диагностическую – выявление уровня знаний, умений и навыков студента;

        2) обучающую – активизация работы по изучению и усвоению учебного материала;

        3) воспитательную – направление деятельности студента, помощь в выявлении пробелов в знаниях, формирование творческого отношения к предмету, стимулирование развития способностей, развитие личности студента.

        В вузах применяют следующие формы педагогического контроля:

        экзамены, зачеты, устные опросы, собеседования, контрольные работы, курсовые работы, лабораторные работы, проектные работы, рефераты, коллоквиумы, журналы наблюдений, выпускные квалификационные работы.

        Каждая из этих форм имеет свои особенности. Умелое сочетание разных форм контроля — показатель уровня постановки учебного процесса в вузе в целом и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.

        По времени проведения педагогический контроль делится на текущий, рубежный, итоговый, заключительный.

        Текущий контроль помогает дифференцировать знания студентов, мотивирует обучение. Рубежный контроль – это проверка учебных достижений каждого студента по усвоению определенного материала перед тем, как преподаватель переходит к следующему разделу дисциплины. Итоговый контроль – экзамен (зачет) по курсу; это — итог изучения пройденной дисциплины, который выявляет способность студента к дальнейшей учебе. Заключительный контроль – государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной аттестационной комиссией.

        Оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Оценка – способ выражения результата, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения. Она предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует активизации учебной деятельности. При оценивании преподаватель обращает внимание студента на допущенные ошибки, неточности. Отметка – числовой аналог оценки по принятой в российской системе образования пятибалльной шкале. В таком подходе есть и свои недостатки, и свои достоинства. Преимущества шкалы — в относительной простоте ее применения, недостатки — в субъективизме преподавателя при определении степени успешности студента, а также слабая дифференцирующая возможность.

        В системе высшего образования эффективность контроля зависит от степени использования его результатов для оперативной и перспективной корректировки учебного процесса, совершенствования преподавания.

        Читайте еще:

        Если та часть личности Дика сказала бы, что не хочет информировать сознание о своих намерениях, то это нам совершенно не помешало бы продвигаться дальше. Тогда мы бы попросили часть Х прямо пойти к творческой части и получить от нее новый вариант поведения. В сущности, именно информирование.

        Программа основных упражнений начинается с разминки. Упражнения разминки помогут снять общее напряжение с верхней части туловища, улучшить кровообращение и подготовиться к выполнению других упражнений.

        — Ученые всего мира давно бьются над серьезной проблемой, но пока безрезультатно. Как формируется личность преступника? Где та грань, после которой нормальные желания становятся патологическими? Попытка все свести к наследственным факторам и к влиянию среды, особого успеха не имела. В совершенно.

        После выступления на психологическом конгрессе и англоязычных публикаций Курт Левин был приглашен в Стэнфордский университет на должность профессора. После шести месяцев преподавательской деятельности Левин вернулся в Германию, но его путь пролегал не через Атлантику, а через Тихий океан. Такой.

        ** ‹..Одним из круписейших современинков И. П. Павлова А. А. Ухтомским, была выдвинута мысль о существовании особых физиологических, или функциональных органов нервной системы. Это органы, которые функционируют так же, как и обычные морфолотически постояимые орумил, однако они отличаются от.

        С. 171. Скандинавы, торговавшие с летописным Новгородом, называли его Хольмградом. Это название сразу вызывает в памяти широко известное место Холмогоры около Архангельска. В старых источниках говорят об Архангельске, а именно о Холмогорах. Таким образом, Холмогоры — это старый порт на Белом.

        Наконец, дополнительный стимул становлению новых ценностных ориентиров дает бурное развитие информационной составляющей современного хозяйства. Так как наиболее значимым качеством работника становится его способность усваивать информацию и продуцировать новое знание, ему приходится постоянно.

        Узнаван!е не предпологаєть неизбёжно шповторенія всвхь ощущеній, посредствомъ которыхъ мы познаемъ объектъ; чаще мы познаемъ его по одному его качеству, невольно дополняя остальное: это-то и даетъ намъ возможность узнавать кого-нибудь по его одеждЪ или осанкіВ. Такое частичное воспр!ят1е.

        Предположите, например, что вы собираетесь внести торговое предложение на рассмотрение совета директоров какой-нибудь корпорации, или же вам необходимо представить отчет в тот же совет директоров, и вы хотите составить такой документ наилучшим образом. Перед тем, как погрузиться в транс, в то же.

        Утешение в будущем спасении души, характерное для ушедших культур, для персонажей Камю стало всего лишь ностальгическим воспоминанием, даже если падающие снежные хлопья превращаются в небесных голубей

        Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

        Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

        ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        ДОНЕЦКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

        СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

        _______ Кириллович И.Б. ______ Джантимиров А.Ю.

        Гризодуб Наталья Викторовна - Преподаватель химии и биологии Донецкого профессионально-индустриального колледжа.

        1. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ФОРМ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ………. 3

        В познавательной сфере выделяются иерархию уровней подготовленности:

        1. Знания, позволяющие воспроизвести факты, перечислить названия изучаемых явлений и предметов, то есть основанные на воспроизведении запомнившейся информации.

        2. Понимание тех знаний, которые воспроизводятся, оцениваемое за счет воспроизведения материала своими словами, приведения примеров.

        3. Применение знаний, особенно в новой ситуации.

        4. Умение анализировать и синтезировать признаки;

        5. Умение дать оценку, сделать общий вывод, что оценивается как самый высокий уровень подготовленности.

        Таким образом, определенным уровням подготовленности соответствуют свои разновидности тестов. Посредством тестирования чаще других признаков проверяются знания, умения, навыки и представления, что еще раз подчеркивает актуальность применения тестовых технологий в высшей школе, направленной на получение теоретических знаний, овладение практическими умениями и навыками. Определение достоинств и недостатков применения тестов, повышение их эффективности является средством оптимизации подготовки специалистов высшей школой.

        Рассматривая тестовые технологии как своеобразную педагогическую инновацию [1], необходимо выделить их основные преимущества и недостатки, что позволяет повысить эффективность их применения в учебном процессе. В качестве достоинств тестов должны быть отмечены:

        технологичность и формализация уровня знаний – применение тестов позволяет максимально унифицировать процесс оценки, разработать и внедрить в практику количественные критерии, дает учащемуся информацию об его индивидуальном рейтинге, а преподавателю позволяет анализировать рейтинги как на индивидуальном, так и на групповом уровнях;

        быстрота, качественность и массовость оценки, ее наименьшая затратность – продолжительность процедуры тестирования невелика сравнительно с другими формами контроля знаний (письменные контрольные работы, устные ответы, решение ситуационных задач, выполнение лабораторных работ и др.), что позволяет охватить максимальное количество испытуемых за минимальное время;

        репрезентативность по отношению к объему учебной дисциплины – при составлении тестовых заданий были охвачены все темы учебной дисциплины, что позволяет оптимально отобразить ее содержание и максимально объективно оценить уровень знаний;

        стандартизованность по отношению к студентам – все тестируемые находятся в равных условиях.

        В тоже время использование тестов имеет определенные недостатки:

        главным недочетом применения тестов необходимо признать отсутствие диалога преподаватель – студент, максимальное обезличивание результатов, когда понимание вопроса не всегда совпадает с правильным ответом;

        элемент случайности, связанный с угадыванием правильного ответа;

        сложность, а иногда и невозможность представления в виде тестов абсолютно всех понятий и определений дисциплины. Для построения полноценного теста необходимо несколько вариантов ответа для выбора, причем в идеале эти ответы должны быть близки;

        На наш взгляд, основным путем устранения указанных недостатков применения тестовых технологий является дополнение тестирования решением ситуационных задач. Эта процедура позволяет рассмотреть алгоритм деятельности, требует анализа имеющейся (и/или отсутствующей) информации и синтеза необходимого решения, разработки на его основании предложений и мероприятий по коррекции ситуации. Кроме того, при решении задач могут быть использованы специальные формализованные карты, с помощью которых выделяются узловые моменты процесса решения, выполнение или невыполнение которых и оценивается по шкале: выполнено – 1 балл, выполнено не полностью – 0,5 балла, не выполнено – 0 баллов. Это максимально формализует процесс оценки решения задач, приближая его к оценке правильности решения тестов. При разработке тестов необходимо учитывать наличие четырех основных форм заданий, выделяемых специалистами [2,3]:

        2) задания открытой формы, где ответ испытуемый дописывает сам, в отведенном для этого месте;

        3) задания на установление соответствия, в которых элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества;

        4) задания на установление правильной последовательности действий, когда требуется установить правильную последовательность вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях используются задания на установление правильной последовательности.

        Все указанные формы практически применялись при разработке тестов для общеобразовательных дисциплин, в зависимости от предмета и особенностей изучаемой темы.

        1. Заряд ядра, число энергетических уровней, число электронов на внешнем энергетическом уровне у атома кремния соответственно равно:

        1) 28, 4, 3; 2) 14, 3,4; 3) 14, 4, 3; 4) 4, 3, 14.

        2. Элемент, у которого распределение электронов по энергетическим уровням - это:

        3. Элемент побочной подгруппы – это:

        4. Число протонов и электронов у соответственно равно:

        1) 16, 16; 2) 32, 16; 3) 14, 16; 4) 16, 18.

        5. Формула высшего оксида алюминия отвечает общей формуле:

        6. Характер высшего гидроксида фосфора:

        1) кислотный; 3) амфотерный;

        2) основный; 4) безразличный.

        7. Валентность брома в летучем водородном соединении равна:

        1) II ; 2) IV ; 3) VII ; 4) I .

        8. Наиболее ярко металлические свойства выражены у элемента:

        1) I группы, побочной подгруппы, 4 периода;

        2) III группы, главной подгруппы, 4 периода;

        3) VII группы, главной подгруппы, 2 периода;

        4) I группы, главной подгруппы, 4 периода.

        9. Ряд, в котором элементы расположены в порядке возрастания неметаллических свойств – это:

        10. Амфотерный оксид это:

        1. Заряд ядра, число энергетических уровней, число электронов на внешнем энергетическом уровне у атома магния соответственно равно:

        1) 12, 3, 2; 2) 24, 3,2; 3) 24, 3, 12; 4) 12, 3, 12.

        2. Элемент, у которого распределение электронов по энергетическим уровням - это:

        3. Элемент главной подгруппы – это:

        4. Число протонов и электронов у соответственно равно:

        1) 19, 18; 2) 39, 38; 3) 20, 19; 4) 19, 19.

        5. Формула высшего оксида фосфора отвечает общей формуле:

        6. Характер высшего гидроксида кальция:

        1) кислотный; 3) амфотерный;

        2) основный; 4) безразличный.

        7. Валентность углерода в летучем водородном соединении равна:

        1) II ; 2) IV ; 3) III ; 4) I .

        8. Наиболее ярко металлические свойства выражены у элемента:

        1) VII группы, побочной подгруппы, 4 периода;

        2) V группы, главной подгруппы, 4 периода;

        3) VII группы, главной подгруппы, 2 периода;

        4) VII группы, главной подгруппы, 4 периода.

        9. Ряд, в котором элементы расположены в порядке возрастания восстановительных свойств – это:

        Сущность, цель, функции и принципы учебного контроля. Виды учебного контроля и их характеристика: текущий, промежуточный и итоговый. Преимущества и недостатки деловых игр. Оценка знаний обучаемых и требования к ней. Принципы справедливости оценки.

        Рубрика Педагогика
        Вид реферат
        Язык русский
        Дата добавления 30.10.2020
        Размер файла 19,9 K

        Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

        ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

        ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        Кравченко Алина Андреевна

        1 курс магистратура, заочная форма обучения, группа Б

        к.п.н. старший преподаватель кафедры педагогики

        1. Сущность, цель, функции и принципы учебного контроля

        2. Виды и методы учебного контроля

        3. Оценка знаний обучаемых и требования к ней

        Список использованных источников и литературы

        Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль -- это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые преподаватели традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения.

        В моем реферате мы выясним каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся, какие существуют формы и методы контроля, а также осуществляется контроль.?

        1. Сущность, цель, функции и принципы учебного контроля

        Педагогический контроль -- это единая дидактическая и методологическая система проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, направлена на оценку результатов учебной деятельности. Попытки исключить его полностью или частично из учебного процесса приводят к снижению уровня знаний, качества обучения.

        Главная цель контроля состоит в определении качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам изучения того или иного предмета.

        В области педагогического контроля можно выделить 3 основные взаимосвязанные функции: обучающую, воспитательную и контролирующую.

        1. Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

        2. Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности.

        3. Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

        В учебно-воспитательном процессе все четыре функции тесно взаимосвязаны и переплетены, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными. Так, на семинаре в основном проявляется контролирующая функция: высказываются различные суждения, задаются наводящие вопросы, обсуждаются ошибки, но вместе с тем семинар выполняет диагностическую и воспитывающую функции. Зачеты, экзамены, коллоквиумы, тестирование выполняют преимущественно диагностическую функцию контроля. При применении программированного контроля проявляется его обучающая и контролирующая функции.

        Помимо основных функций выделяют еще диагностическую, прогностическую, развивающую и ориентирующую.

        В высшей школе выделяют четыре основных принципа педагогического контроля:

        1. Систематичность. Систематический контроль упорядочивает процесс обучения, стимулирует мотивацию, дает возможность получить достаточное количество оценок, по которым можно более объективно судить об итогах учебы.

        2. Всесторонность. Круг вопросов, подлежащих контролю и оцениванию, должен быть широк настолько, чтобы охватить все основные темы и разделы предмета.

        3. Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки.

        4. Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Среди влияющих факторов выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля.

        2. Виды и методы учебного контроля

        В отношении видов учебного контроля есть две точки зрения. В положении о высшем учебном заведении указано два вида - текущий и семестровый контроль. В большинстве пособий по методике преподавания указывается три вида: текущий, промежуточный и итоговый.

        Текущий контроль осуществляется в форме семинара (практического занятия), контрольной работы.

        Промежуточный контроль использует индивидуальное собеседование, зачет, экзамен (если по дисциплине он не один).

        Итоговый контроль представляет собой итоговый зачет или экзамен по данной дисциплине, государственный экзамен, защита выпускной, дипломной работы.

        По методике проведения контроль бывает:

        1. Устный - проверка знаний устным опросом (традиционная методика по вопросам и билетам). Ее несомненное достоинство - прямое общение преподавателя со студентом, возможность продолжить обучение и воспитание в ходе контроля.

        2. Письменный контроль - выполнение письменных контрольных работ. Преимущества - одновременный контроль всей группы, документальная отчетность по каждой оценке (письменные работы должны сохраняться не меньше трех месяцев). Самый основной недостаток - отсутствие личного общения преподавателя со студентом, потеря навыков и умений устного изложения своих мыслей.

        3. Защита рефератов - в присутствии группы и комиссии преподавателей (как правило) студент защищает самостоятельно выполненную работу. Эта форма активно способствует росту инициативы, творчества и самостоятельности студентов, но вызывает опасение, что дальше проблемы реферата знания студента по дисциплине не распространяются.

        4. Деловые игры - это самый молодой метод контроля. Его достоинство - максимальное приближение к реальным ситуациям и будущей профессиональной деятельности современных студентов. Самой серьезной проблемой этой формы является необходимость очень длительной и многоплановой подготовительной работы, как преподавателей, так и студентов. Надо сказать, что без солидного опыта и коллективных усилий как минимум всей предметной комиссии или кафедры такая форма внедрена не будет.

        3. Оценка знаний обучаемых и требования к ней

        Логическим итогом учебного контроля является оценка, выставляемая преподавателем. Основными показателями оценки выступают как ее функции, так и критерии подхода к знаниям студентов.

        Оценка выполняет такие учебно-воспитательные функции:

        1. показатель индивидуальных способностей;

        2. свидетельство уровня подготовки студента по данной дисциплине (даже при равных способностях направленность личности, значит, наклонности в учебе у студентов будут различными);

        3. сравнение предоставленных возможностей и реального уровня усвоения материала дисциплины;

        4. материал для сравнительного анализа успеваемости по предмету группы, потока, курса;

        5. право на стипендию и ее размер (от среднего балла за сессию 4,0 и выше).

        Отсюда не только сложность, но и психолого-педагогическая важность объективности и точности выставления оценок. Разумеется, не только группы учебных дисциплин, но даже отдельные учебные курсы имеют свою специфику в оценках.

        Так, главным при оценке знаний студентов является не только знание, но и глубина понимания существа вопроса, не столько уровень памяти (на определения, цифры, сравнения), сколько способность творчески осмысливать сказанное, способность анализировать современные экономические явления, не просто высказывать, но и защищать свою точку зрения. Тем не менее, в методике утвердились наиболее общие (всеобщие) критерии оценки знаний в ходе контроля.

        Критерии оценки знаний находятся в органическом единстве с педагогическими требованиями к ним:

        Объективность оценки - максимально возможное отражение истинного соотношения между уровнем знания и выставленной оценкой;

        Справедливость оценки - полное исключение ложного великодушия и предвзятости: если оценка будет завышена, студенты перестанут работать, надеясь и на будущие поблажки; если она будет не справедливо занижена, студенты или разуверятся в своих знаниях, или будут всячески избегать этого преподавателя;

        Понятность оценки - аргументы преподавателя при выставлении оценки должны быть настолько очевидны, чтобы обучаемый не только внешне, Нои внутренне был согласен с ней.

        Оценка - это совесть преподавателя, она должна быть такой же честной и чистой, как его авторитет и репутация.

        контроль учебный школа

        Подводя итоги можно сделать вывод, что контроль является одним из неотъемлемых составных частей учебного процесса. Контроль в учебном процессе - это специфическая форма обратной связи студентов с преподавателями, объективно необходимая и закономерная.

        Объективная потому, что любая деятельность предполагает контроль, независимо от воли и желания трудящегося; учебный же контроль призван объективно оценить как меру труда обучаемых, так и степень усвоения ими учебного материала. Кроме того, контроль (как и всякая оценка труда) побуждает усиливать и совершенствовать свою деятельность. Наконец, правильно организуемый и осуществляемый контроль является средством дальнейшего обучения.

        Закономерность контроля заключается: с одной стороны, в естественном и логическом подведении итогов изучения темы, раздела, учебной дисциплины или обучения в целом: с другой - в формировании целей, направлений и конкретных мер корректировки дальнейшей деятельности как обучаемых, так и педагогов.

        Таким образом, контроль - не только важная и объективно необходимая, но и сложная, очень ответственная и даже деликатная часть учебного процесса.

        Список использованных источников и литературы

        1. Туляков Ю.Т. Яковлев В.М. Методика преподавания экономики: Учеб. пособие/ Под. общ. ред. Узезнова В.Н. - С.: УЭ и У, КЭИ КНЭУ, 2003 - С.

        2. Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. - М.: Академия, 2008.

        3. Бурцева, Л. П. Методика профессионального обучения. Учебное пособие / Л.П. Бурцева. - Москва: Наука, 2015.

        4. А.И. Кузьминский, В.Л. Омельяненко. Педагогика: учебник. - К.: Знание-Пресс, 2003.

        5. Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе. Учебно-практическое пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. - М.: Юрайт, 2015.

        Подобные документы

        Проблема организации контроля знаний учащихся и правильной оценки уровня их знаний. Виды контроля. Роль и значение тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса, пути и методы проведения тематического контроля знаний учащихся.

        дипломная работа [86,3 K], добавлен 01.05.2008

        Теоретические основы понятия "контроль". Сущность понятия "контроль" как элемент учебного процесса. Функции контроля. Виды контроля в начальной школе. Методы и формы контроля. Организация эффективного контроля знаний младших школьников.

        курсовая работа [36,3 K], добавлен 14.02.2007

        Качество знаний, его главные параметры. Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе. Экспериментальная проверка знаний и умений учащихся. Контроль знаний учащихся как элемент оценки качества знаний. Уровни контроля и проверки знаний по химии.

        курсовая работа [33,0 K], добавлен 04.01.2010

        Система проверки знаний и умений учащихся как органическая часть учебного процесса. Принципы контроля процесса обучения, его разновидности, формы и методы. Возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников.

        курсовая работа [41,2 K], добавлен 05.02.2014

        Принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся, последовательность контроля и оценки знаний и умений. Осуществление контроля знаний методом тестирования с использованием технических средств. Рейтинговая система контроля.

        курсовая работа [62,4 K], добавлен 30.01.2013

        Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема. Понятие и сущность рейтингового контроля. Зависимость оценки знаний учащихся от коэффициента усвоения (В.П. Беспалько). Открытый рейтинг (по В. Шаталову).

        дипломная работа [3,0 M], добавлен 11.10.2011

        Понятие "контроль знаний". Требования к контролю знаний, функции и этапы проведения. Методы обучения, используемые в условиях активного обучения. Сравнительная характеристика проблемной и модульной технологий обучения. Интерпретация учебного материала.

        Читайте также: