Педагогический коллектив школы как объект управления

Обновлено: 04.07.2024

Ермолаева Екатерина Львовна 1 , Илюшина Елена Сергеевна 1 , Жидков Алексей Андреевич 1 , Гордеев Кирилл Сергеевич 1 , Федосеева Любовь Алексеевна 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент


Аннотация
В статье представлены типы педагогических коллективов, стадии их существования, алгоритм взаимодействия руководителя и коллектива, а также подходы к управлению образовательными системами.

В данном контексте коллектив представляет собой группу людей, являющихся работниками одной организации и связанных друг с другом решением определенных задач, общими целями, принципами взаимодействия, а так же сочетанием личных и коллективных групповых интересов. В составе коллектива принято выделять группы, то есть тех сотрудников, которые напрямую контактируют между собой; по общему делению, они могут быть формальными и неформальными. Разница состоит в том, что первые являются результатом инициативы администрации и числятся в качестве подразделения. Формальные группы, в свою очередь, делятся на типы:

1. Группа или команда руководителя, в которую входят непосредственно руководитель и его заместители.

2. Функциональное подразделение, объединяющее руководителя и соответствующих специалистов – работников службы, отдела, бюро и т.д.

3. Учебное подразделение (управленец и педагоги кафедры, методического объединения).

4. Ученый (педагогический) совет – главный совещательный орган.

Организация эффективного педагогического менеджмента требует учета стадий функционирования коллектива.

Конфликт. На этом этапе происходит оценка лидера, образование микрогрупп, выражение разных мнений, возможна борьба за власть, которая может привести к смене руководства или распаду коллектива.

Взаимодействие руководителя и коллектива представляет собой не набор ситуативных действий, а четкий алгоритм

1. Ознакомление коллектива с целями предстоящей деятельности;

2. Постановка перед каждым участником определенных задач, необходимых для достижения поставленной цели.

3. Обеспечение всем необходимым нормального хода работы.

4. Определение норм, соблюдение которых должно привести к результату.

5. Установление ответственности, сроков.

6. Снабжение исполнителей необходимыми инструментами [1].

Каждое образовательное учреждение стремится к развитию своего коллектива. Перемены, происходящие в системе управления образованием, требуют модернизацию моделей поведения работников соответствующей области. Каждая из уровней образовательной системы претерпевает многочисленные изменения, что не может не сказываться на управленческой деятельности. Рациональное управление педагогическим коллективом напрямую влияет на качества образовательной деятельности и охватывает следующие действия:

- обеспечение условий, когда у преподавателей имеется возможность реализовать себя и быть довольными собственной деятельностью;

- обеспечение благоприятной психологической атмосферы;

- максимальная реализация преподавательского мастерства, опыта и потенциала педагогов;

- предоставление членам коллектива возможности удовлетворить их профессиональные потребности.

Управленческая деятельность требует учета психологических и личностных особенностей каждого из членов педагогического коллектива, поскольку методы управления не являются безусловно подходящими под каждого человека. Кроме того, важно помнить о большом влиянии на поведение людей не только внутренних мотивов и склонностей, но и внешних факторов.

Современное управление образовательными системами строится на следующих подходах:

1. Ситуационный подход, предполагающий учет разного рода возникающих ситуаций, в том числе неожиданных.

2. Системный – основывается на существовании единой системы требований и ценностей.

3. Личностно-ориентированный и индивидуальный подход, суть которого состоит в понимании ценности каждого отдельного сотрудника.

4. Постоянная работа над культурой организации, ее совершенствование за счет привлечения высококвалифицированных специалистов.

5. Демократический подход – разделение полномочий между руководителями и работниками разных уровней и учет их мнения [3].

Педагогический коллектив, обладая присущими подобным объединениям признаками, имеет свою специфику, что может привести к его перегрузке, угасанию интереса, снижению количества свободного времени и т.д. Управление коллективом образовательного учреждения – это важная деятельность, от которой зависит качество и эффективность работы организации и ее работников.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.


В данной статье рассматривается проблема эффективности руководства педагогическим коллективом в системе управления школой,. Раскрывается роль руководителя образовательного учреждения в создании комфортных условий учебного процесса,приведена система мотивации и стимулирования педагогов. Особое внимание уделяется личности педагога, показана его уникальность и важность в связи с этим качественной кадровой политики в подборе педагогов, их профессиональной подготовки . Указывается важность преодоления негативных моментов, возникающих в процессе педагогического труда. Актуальность выбранной темы заключается в возможности улучшения условий педагогического труда учителей, повышения эффективности управленческого процесса школы путем совершенствования профессионализма директоров школ.

Ключевые слова: педагогический коллектив, управление, внутришкольный контроль, способы мотивирования

Список литературы

Лазарев В.С.У правление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие. М: Центр социальных и экономических исследований, 1997.

Педагогика / В.А. Сластенин, И. Ф, Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-пресс, 2000.

Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр "Педагогический поиск", 2000.

Инновационное управление персоналом: сборник трудов IV Все-российского кадрового форума / Отв. ред. Г.П. Гагаринская. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2015. 286 с.

Читайте также: