Педагогический буллинг в школе

Обновлено: 04.07.2024

После поступ­ле­ния в школу у ребенка в жизни появ­ля­ется еще одна важ­ная авто­ри­тет­ная фигура – класс­ный руко­во­ди­тель. В млад­шей школе педа­гог ста­но­вится ино­гда даже более зна­чи­мым взрос­лым, чем роди­тель. Это нор­мально: ребе­нок адап­ти­ру­ется к новой среде, а учи­тель ему в этом помо­гает. От лич­но­сти учи­теля также зави­сит и моти­ва­ция ребенка к обу­че­нию, и в целом его успеваемость.

К сожа­ле­нию, бывают слу­чаи, когда педа­гоги пред­взято отно­сятся к уче­нику, при­людно высме­и­вают его ответы, спо­соб­но­сти и даже внеш­ний вид, исполь­зуя гру­бое, уни­жа­ю­щее пори­ца­ние. Но это обыч­ные кон­фликты, кото­рые быстро воз­ни­кают и также быстро про­хо­дят. В слу­чае бул­линга кон­фликт чаще всего имеет лич­ност­ную подо­плеку и носит затяж­ной характер.

Как опре­де­лить, что ваш ребе­нок стал жерт­вой учи­тель­ского буллинга?

Признаки учительского буллинга

Пер­вым зво­ноч­ком явля­ется неже­ла­ние ребенка идти в школу. Конечно, прак­ти­че­ски каж­дый ребе­нок хоть раз в жизни гово­рил, что не хочет идти в школу. Это нор­мально и есте­ственно: дети устают, ссо­рятся с дру­зьями, забы­вают выпол­нить домаш­нее зада­ние. Но если ребе­нок систе­ма­ти­че­ски отка­зы­ва­ется посе­щать школу, начи­нает пла­кать, про­гу­ли­вать, а на вопросы о при­чи­нах такого пове­де­ния не отве­чает, стоит обра­тить вни­ма­ние на школь­ную ситуацию.

Вто­рой симп­том: у ребенка пло­хая успе­ва­е­мость по одному кон­крет­ному пред­мету. Если ребе­нок спо­соб­ный, про­блем с обу­че­нием не испы­ты­вает, а по одному пред­мету посто­янно полу­ча­ется пло­хие оценки, стоит заду­маться. Ско­рее всего, при­чина не в том, что школь­ник плохо пони­мает физику или био­ло­гию, а в том, что у него не ладятся отно­ше­ния с педагогом.

Тре­тий при­знак учи­тель­ского бул­линга – зани­жен­ная само­оценка у ребенка. Учи­тель – все­гда авто­ри­тет для школь­ника, поэтому от его мне­ния сильно зави­сит мне­ние ребенка о себе. Чем силь­нее педа­гог будет давить на уче­ника, тем ниже у него будет самооценка.

Чет­вер­тая при­чина того, что стоит обра­тить вни­ма­ние на школь­ную ситу­а­цию ребенка, – отсут­ствие у школь­ника жела­ния раз­го­ва­ри­вать о школе. Осо­бенно остро это заметно у уче­ни­ков млад­шей школы. Для ребят 7–10 лет учеб­ная дея­тель­ность явля­ется веду­щей, а зна­чит, о школе дети должны гово­рить много и с удо­воль­ствием. Если роди­тели этого не наблю­дают, то стоит раз­уз­нать подроб­нее, что же про­ис­хо­дит в классе.

Пятой отли­чи­тель­ной чер­той жертвы бул­линга явля­ется страх перед шко­лой и учи­те­лями. Дети, кото­рые под­вер­га­ются дав­ле­нию со сто­роны педа­гога, есте­ственно, начи­нают бояться и этого педа­гога, и осталь­ных учи­те­лей, и школу в целом, ведь трав­ми­ру­ю­щей ситу­а­цией явля­ется ком­плекс событий.

Что делать?

Что делать, если роди­тели выяс­нили, что его ребе­нок под­вер­га­ется пси­хо­ло­ги­че­скому и мораль­ному дав­ле­нию со сто­роны педагога?

Еди­ного алго­ритма уре­гу­ли­ро­ва­ния школь­ных кон­флик­тов нет – в этом слу­чае мно­гое решает чело­ве­че­ский фак­тор. Но все же есть неко­то­рые реко­мен­да­ции по выходу из такой ситуации.

Если у учи­теля есть опре­де­лен­ные пре­тен­зии к вашему ребенку, вни­ма­тельно выслу­шайте их и, если они объ­ек­тивны, пого­во­рите с ребен­ком. При этом не выра­жайте агрес­сии в адрес учи­теля, а убеж­дайте ребенка в том, что учи­тель не хотел его оби­деть. Выра­бо­тайте сов­местно с ребен­ком план выхода из создав­шейся ситу­а­ции, пока­жите ему, что вы на его сто­роне, и что он все­гда может рас­счи­ты­вать на вашу поддержку.

К сожа­ле­нию, не все­гда воз­можно уре­гу­ли­ро­вать кон­фликт внут­рен­ними силами,поэтому для его реше­ния необ­хо­димо под­клю­чать пси­хо­ло­гов и адми­ни­стра­цию школы. Если же ситу­а­ция зашла слиш­ком далеко, то наи­луч­шим выхо­дом из нее будет пере­вод ребенка в дру­гую школу.

В этом слу­чае необ­хо­димо поспо­соб­ство­вать посе­ще­нию школь­ни­ком пси­хо­лога, для того чтобы про­ра­бо­тать пси­хо­ло­ги­че­скую травму, сни­зить нега­тив­ные послед­ствия и акту­а­ли­зи­ро­вать моти­ва­цию к обу­че­нию. Роди­тели же со своей сто­роны могут помочь ребенку спра­виться с тяже­лыми пере­жи­ва­ни­ями и адап­ти­ро­ваться к новой школе.

Школь­ный бул­линг – про­блема слож­ная, ком­плекс­ная и во мно­гом соци­аль­ная. Для того чтобы ребе­нок не стал жерт­вой травли со сто­роны педа­го­гов, тща­тельно выби­райте школу, раз­го­ва­ри­вайте с учи­те­лями, адми­ни­стра­цией, школь­ным пси­хо­ло­гом. Учи­теля-агрес­соры все­гда отли­ча­ются тота­ли­тар­ным сти­лем пре­по­да­ва­ния и ярко выра­жен­ной про­фес­си­о­наль­ной дефор­ма­цией – выго­ра­нием. Такие педа­гоги не испы­ты­вают удо­вле­тво­ре­ния от своей работы и любви к уче­ни­кам – обычно такое отно­ше­ние чув­ству­ется сразу. Еже­дневно раз­го­ва­ри­вайте со своим ребен­ком, инте­ре­суй­тесь его успе­хами, пере­жи­ва­ни­ями, жиз­нен­ными собы­ти­ями – тогда вы быстро смо­жете заме­тить какие-то изме­не­ния в его поведении.

Как определить буллинг со стороны учителя и что делать?

Некоторые дети с первого дня обучения сталкиваются с оскорблениями, криками, угрозами в свой адрес со стороны учителя. Порой школьник не может понять, чем он вызвал такое недружелюбное отношение к себе. Педагог наносит ребёнку тяжёлую психологическую травму.

Признаки

Родители не всегда знают о том, что их малыш подвергается унижениям в школе. Буллинг со стороны учителя можно определить по некоторым признакам:

  • упорное нежелание ребёнка вести разговоры о школе;
  • потеря интереса к обучению;
  • поиск различных предлогов для пропуска уроков;
  • резкое снижение самооценки;
  • страх перед педагогическим составом и перед учебным заведением.

Обычно ученики начальных классов с огромным удовольствием рассказывают о школьных делах. Отсутствие у школьника желания говорить на эти темы должно насторожить мать с отцом. Ваш ребёнок мог стать жертвой учительской травли.

Родителей старшеклассника должна встревожить плохая успеваемость по одному конкретному предмету. Чаще всего проблема возникает не по причине сложностей в освоении дисциплины, а из-за плохих отношений ученика с педагогом.


Причины

Буллинг в школе может быть вызван разными причинами. Жертвой травли может стать любой человек. Педагог порой придирается к ученику из-за материального положения семьи или интеллектуального развития личности. Он начинает упрекать школьника в том, что тот отстаёт от сверстников либо слишком опережает их.

Объектом насмешек нередко бывают какие-то особенности ребёнка: дефекты речи, внешний вид, национальность. В роли инициатора травли чаще всего выступает учитель. Он публично делает ученику замечание по какому-нибудь поводу. Например, медлительного человека может сравнить с черепахой, неаккуратного малыша – обозвать неряхой. Запускается цепная реакция. Дети подхватывают мысль педагога и развивают её. Учительский комментарий способствует превращению ребёнка в изгоя.

Первая учительница всегда является примером для подражания. Если она часто подвергает унижению одного из школьников, то вскоре психологическое насилие над конкретной личностью будет осуществлять весь класс. В начальных классах отношение педагога к ученику сильно влияет на формирование точки зрения одноклассников. Особенно в первом классе авторитет учителя непререкаем.

Провокация травли ребёнка со стороны педагога может быть обусловлена следующими факторами:

  • не каждый учитель обладает способностью относиться ко всем школьникам с одинаковой доброжелательностью, не разделяя класс на любимчиков и изгоев;
  • педагог с внушительным стажем работы может предпочитать устаревшие методы преподавания с использованием психологического или даже физического наказания;
  • нередко сильная загруженность приводит учителя к равнодушию и эмоциональному выгоранию, а в итоге – к репрессивным методам воздействия с целью достижения быстрого результата.



Какие меры можно принять?

Специалисты дают конкретные рекомендации, что делать родителям, дети которых испытывают психологическое и моральное давление со стороны педагогов.

  • Ежедневно интересуйтесь жизненными событиями, успехами и переживаниями собственного ребёнка. Если он стал жаловаться на своего учителя, не оставляйте слова без внимания. Тщательно разберитесь в ситуации. Разузнайте подробности событий, происходящих в классе.
  • Реальность может сильно отличаться от рассказа малыша, поэтому побеседуйте на данную тему с другими родителями и одноклассниками сына или дочери. Опросите участников и свидетелей событий. Проанализируйте все точки зрения о ситуации. После отделения выдумок от правды предпринимайте необходимые меры.
  • Иной раз бывает достаточно откровенного разговора с учителем. Сохраняйте контроль над своими эмоциями. Ведите диалог в дружелюбном ключе. Уважайте чувство собственного достоинства другого человека. Проявляйте тактичность и вежливость. Не поучайте педагога, не указывайте на его ошибки, не предъявляйте завышенных требований. Опирайтесь на факты и доказательства. Поинтересуйтесь мнением педагога, попросите совета и рекомендаций. Будьте готовы к диаметрально противоположной оценке обстановки. В этом случае предложите компромисс. Выработайте совместный план по достойному выходу из сложившейся ситуации.
  • Если беседа не подействовала на учителя, то поднимите вопрос на родительском собрании. Подключите к урегулированию обстановки школьного психолога. Следующим шагом будет обращение к директору. Родитель пишет заявление в двух экземплярах, один из которых остаётся у секретаря. Второй экземпляр с датой принятия и подписью должны вернуть родителю. Если администрация адекватно реагирует на жалобу и предпринимает соответствующие действия, то чаще всего проблемы сразу заканчиваются.
  • В случае продолжения травли ребёнка со стороны педагога, желательно обратиться в департамент образования. Следует бороться до конца. Последней инстанцией будет сначала местная, затем Генеральная прокуратура.
  • Не стесняйтесь вынести ситуацию на обсуждение общественности. Обратитесь в местные СМИ. Поднимите тему в социальных сетях. Не замалчивайте факт травли вашего ребёнка. Защищайте его от дискриминации и агрессии со стороны школьного учителя.
  • Не забывайте и о таком варианте, как перевод ученика в другой класс или новую школу. Но учитывайте, что переход может не избавить от подобных трудностей. Система образования везде одна и та же. Обучение на дому тоже не всегда бывает подходящим выходом из сложившейся ситуации.
  • В крайнем случае обращайтесь за помощью к психологу или психотерапевту. Специалист проработает психологическую травму ученика, даст ему полезные советы по снижению негативных последствий и возвращению мотивации к обучению.

Своевременное принятие необходимых мер помогает избежать утери контроля над ситуацией и позволяет устранить проблему полностью.

Почему возникает буллинг?


Мы привыкли думать, что причина буллинга в школе — это один неуправляемый ребёнок, который подстрекает остальных детей. На самом деле любая травля исходит от сообщества — дисфункциональной группы, где всегда есть жертва, агрессор и третья сторона — зрители. Они поддерживают происходящее, как в театре. Проблема в том, что если агрессора или жертву удалить, в группе просто перераспределятся роли и их место займёт кто-то другой.

Травля возникает, когда группе нужна сплочённость, потому что это самый примитивный способ ощутить единение. Когда группа не находит цивилизованных поводов объединиться, она начинает потакать инстинктам. Агрессор испытывает эйфорию, и на это ощущение легко подсесть, как на наркотик.

Но дети не могут сформировать дисфункциональную группу сами по себе, потому что они плохие или невоспитанные. Это происходит, когда рядом с ним нет заботливого взрослого, который транслирует нормы группы и рамки поведения. В школе ребёнок по чужой воле попадает в случайно созданную группу, куда он должен ходить каждый день 11 лет и у которой нет какой-либо очевидной совместной цели. А в тематическом кружке, плетут ли там дети макраме или клеят самолёты, такого не будет, потому что коллектив объединен одной целью.

Что нужно делать, чтобы группа не стала дисфункциональной

  • Учиться работать с ней. В российских педагогических вузах почти не говорят о групповой динамике или постановке целей перед группой. Но учителя могут пройти дополнительные курсы. Например, по кризисной психологии в СПбГУ.
  • Находить у детей локальные интересы, которые объединят их в функциональные группы.
  • Установить контакт с детьми, которые потенциально могут быть агрессорами. Найдите любой незначительный повод, чтобы пообщаться с ними вне урока: можно в коридоре спросить, который час, или в столовой узнать, какую булочку он больше всего любит. Дети чутко реагируют на уважение и интерес со стороны учителя.

Какие виды буллинга существуют?


В России о буллинге в школах публично стали говорить недавно, и, как правило, речь идёт об издевательствах над учениками, а не педагогами. В Америке и Европе, напротив, немало интернет-ресурсов с подробной информацией, что делать, если учитель или ученик оказались в такой ситуации.

Психологи и социологи, которые занимаются буллингом учителей, осторожно относятся к идее выделить отдельные типы травли. Сначала нужно научиться отличать её от других типов непонимания, чтобы правильно выбрать стратегию для преодоления проблемы.

1. Открытая и скрытая травля

Открытой травлей считают порчу личных вещей или физическое насилие, то есть в таком случае факт нарушения прав можно задокументировать. К скрытым формам относится обсуждение личной жизни или внешнего вида учителя между собой в его присутствии, напряжение, которое учитель ощущает в классе, когда раздаётся смех вроде бы без повода. В этом случае многое зависит от учителя — считает ли он себя жертвой или нет.

В буллинге всегда участвует группа, которая давит на одного человека. Конфликт же происходит на межличностном уровне, между индивидуумами. В школе он неизбежен: чтобы дети и взрослые не ругались, им нужно существовать в вакууме.

3. Непопулярность

Непопулярными считают людей, которые не входят в группу, но не ощущают себя отторгнутыми от неё в силу своего характера. В некоторых случаях непопулярность можно преодолеть, если, например, акцентировать внимание группы на том, в чём этот человек преуспел. Но если последовать этому методу, когда человека травят, то станет только хуже — его будут травить ещё и за чужую похвалу.

Учительницу из Омска осудили в интернете за фотосессию в купальнике, которую та сделала в свободное от работы время. Её даже уволили за это из школы, но вскоре восстановили в должности. Психолог считает, что такое обсуждение в сети сложно назвать травлей. Буллинг — это повторяющееся поведение. Скандал в интернете, как правильно, единичное. А вот если он повторяется раз за разом, то это будет уже травлей.

Один из вариантов прессинга, с которым сталкиваются учителя, —продолжительное психологическое давление со стороны школьного руководства или чиновников в сфере образования. Его причина лежит в том числе в нехватке доверия между людьми.

Весной 2018 года Высшая школа экономики опубликовала исследование буллинга учителей, где выделены основные виды травли, которым подвергаются педагоги в российских школах.

Почему родители травят учителей?


В советское время школа была закрытым институтом. Родители не были туда вхожи, и детей, по сути, воспитывало государство — и делало это так, как считало нужным. Каждого родительского собрания школьники ждали со страхом. Так выросло поколение, за которое в детстве никто не вступался в школе. Они на себе испытали: если будут ругать, мама и папа не встанут на защиту. Став родителями, они мучаются от завышенных опасений, что их детей обидят в школе, и приняли внутреннее решение, что не допустят этого.

Тревожность и недоверие

С одной стороны, защищать ребёнка во что бы то ни стало — хорошее намерение, но с другой, так родители могут инициировать травлю, не осознавая этого. Всё потому, что это намерение основано не на уверенности, а на тревожности и недоверии.

Родительские чаты

Родители объединяются в чатах — как правило, это случайно собранная группа, где нет авторитетного взрослого лидера, который может объединить её вокруг позитивной цели. Тогда учитель получает ещё одну дисфункциональную группу, только из родителей. Работать с ней ещё труднее, чем с группой детей, потому что социальные роли родителей и учителей сравнялись: их отношения из вертикальных, как в советское время, стали горизонтальными. Замечание в дневнике и вызов к директору уже ничего не значит. Родители от учителей требуют индивидуального подхода, определённого внешнего вида, нестандартных подходов к урокам.

Почему учителя молчат, когда их травят?


Порядка 23% учителей предпочитает замалчивать то, что их травят. За поддержкой к семье обращается только треть. К друзьям — практически никто (в исследовании ВШЭ таких меньше 1%). Статус взрослого человека, который вроде как живёт полноценной жизнью, не позволяет жаловаться публично, что над ним издеваются пятиклассники. Признаться в травле — всё равно, что расписаться в собственной профнепригодности.

Почему учительское сообщество не помогает?


Чаще всего учителя делятся пережитым с коллегами — это около 36% опрошенных в рамках исследования ВШЭ. Поддержка профессионального сообщества необходима, если учитель стал жертвой травли, но в таком случае психологи задают другой вопрос: куда смотрело сообщество, когда травля только началась и учитель ещё не стал жертвой?

Хотя на самом деле должно быть наоборот. Учительское сообщество должно быть функциональной группой, которая будет транслировать своим участникам: даже если мы разные, каждый из нас ценен, и мы не бросим друг друга в трудной ситуации. Тогда учитель приобретёт опору и с большой вероятностью не будет ощущать себя жертвой.

Почему учителя могут травить?


Причиной для травли может послужить что угодно — рационального начала тут нет. Психологи выделяют несколько причин, которые могут (даже неосознанно) дать дисфункциональной группе школьников понять, где у учителя слабое место.

1. Внешний вид

Учителя с низким уровнем дохода подвергаются издевательствам в два раза чаще. Авторам исследования ВШЭ на глубинном интервью одна мама заявила, что её ребёнку неприятно приходить в класс к женщине, которая носит одну и ту же кофту каждый день третий год подряд.

Социолог, эксперт лаборатории образовательной и молодёжной журналистики НИУ ВШЭ Дарья Сапрыкина

Дети издевались над учителем, потому что он плохо выглядел: например, отказывались делать домашнее задание. Никто не задумывался, что у него может не быть возможности покупать новую одежду или что гораздо важнее, как он преподаёт материал и относится к детям. Мама ребёнка считала, что издевательство в таком случае — нормальная реакция, и чтобы изменить ситуацию, нужно задуматься учителю, а не ребёнку или родителям.

2. Нехватка опыта

Дети чувствуют, если учитель находится в состоянии неуверенности и беспомощности. Это особенно важно для молодых педагогов. Многое зависит от того, с каким настроем учитель приходит в класс. Считает ли он, что группа должна на него молиться, потому что где-то дома у него лежит красный диплом, или вовсе боится детей. Если группа склонна к дисфункциональности, то взрослый, сам того не зная, подаёт сигнал, что он готов быть тем, на кого можно напасть.


В таком случае может помочь, когда у опытных преподавателей есть возможность прийти на урок к молодому учителю и при необходимости деликатно включаться в него. Для детей это должно выглядеть, как решение двух взрослых людей, которые почему-то сейчас решили вести урок вместе. При такой поддержке любые намёки на травлю из-за неуверенности молодого педагога быстро пропадают. К сожалению, этот эффективный способ с трудом можно применить в государственной российской школе из-за большой нагрузки у всех педагогов.

3. Профессиональное выгорание

Ребёнок смеётся над разговором с соседом по парте, а учителю кажется, что над ним. При запущенной стадии выгорания нервная система человека уже не способна адекватно реагировать на такие бытовые ситуации. Учитель не в состоянии оценить её с точки зрения профессионала и может некорректно высказать своё возмущение. Ситуация усугубляется, если учитель не находит внутренних ресурсов для личностного роста и он не понимает, куда двигаться дальше в профессиональном плане.

Но этого можно избежать, если все участники школьного процесса признают, что проблема существует, и нужно предпринимать конкретные действия, чтобы её преодолеть, как это делают в частных или специализированных школах.

Главной темой первого дня совещания стала безопасность школьников. Спикеры форума подняли важную тему школьной травли.

Что же заставляет детей безжалостно издеваться над другими, как учителю создать комфортную для подростков психологическую атмосферу в классе, а главное, что делать, если трагедия уже случилась — в вопросах безопасности разбирались эксперты форума.

Содержание:

Травля в каждом классе!


Тема травли в школе под прицелом специалистов уже давно. Психологи бьют тревогу: в последние годы издевательства приобрели новые формы. Помимо модных среди подростков интернет-челленджей, ради которых всё чаще происходит насилие над людьми, более серьёзные масштабы приобретает кибербуллинг.

Как правило, взрослые думают, что подобные проблемы возникают с кем-то и где-то, но не в школе их ребёнка и уж точно не с ним самим. И пока одни пребывают в неведении, а другие бьют тревогу, не зная на самом деле, что делать в таких ситуациях, насилие над детьми продолжается.

В травле ужасны все роли: и агрессора, и жертвы, и даже наблюдателей. Подобный опыт оставляет серьёзные следы на психике, которые будут сказываться даже во взрослом возрасте, спустя много лет.

По статистике, у каждого российского учителя в классе есть хотя бы один ребёнок с трудностями поведения. И только совместная работа учителей, родителей и школьных психологов поможет противостоять психологическим проблемам детей, особенно в подростковом возрасте.


Что способствует возникновению травли, точно никто не знает. Социальная разобщённость, тяжёлый подростковый возраст, попытки самоутвердиться… причин может быть много. Даже некоторые высказывания и отношения учителей к детям могут послужить толчком для зарождения школьного насилия. Хотя педагоги навряд ли делают это осознанно.

Поэтому важным условием создания комфортной среды в классе являются надёжные и прочные отношения между учителем и детьми. При этом отношение ко всем членам детского коллектива должно быть одинаковым. В классе не может быть любимчиков, а соревнования среди подростков с неокрепшей психикой и вовсе недопустимы.

Ребятам в классе важно дать понять, что они — единое целое. Иначе говоря: один за всех и все за одного.

Как бороться с травлей?


Одноклассники должны защищать того, кто слабее, кому нужна помощь. В таких коллективах риск травли сводится к минимуму.

Создание комфортной среды

Когда случается очередной громкий случай травли, внимание общественности и специалистов заостряется на этой проблеме. Вопросы безопасности становятся главными на повестке дня, и в попытках уберечь детей от разного рода насилия, взрослые порой перегибают палку. Излишняя безопасность может навредить.

Анастасия Беренова предложила пересмотреть философию контроля детей. По словам самих учеников, они не планируют обращаться со своими проблемами к педагогам, которые вынуждены следить за жизнью учеников в соцсетях.

Взрослым не нужно ждать, когда трудное поведение пройдёт само. Учителям важно обеспечить психологическую и физическую безопасность школьников, а родителям участвовать в жизни детей. При этом и тем, и другим важно донести до подрастающего поколения: травля — это не смешно, ведь при шутке должно быть весело всем без исключения.

Классные часы как средство профилактики


Педагогам эксперты советуют устраивать специальные классные часы на тему профилактики травли в школе. На них предлагается, в том числе и в игровой форме, разбирать типичные конфликтные ситуации, чтобы школьники научились правильно реагировать на агрессию.

Плакаты добрых дел

Нужно ли разбирать в классе случаи травли и как это сделать?


Учителям ни в коем случае нельзя оставаться в стороне, когда обстановка в классе становится критичной. Специалисты предлагают при выявлении явного факта физического или психологического насилия в коллективе поступить следующим образом:

  1. Поговорить учителю с детьми: узнать их самочувствие и настроение в классе. Важно понимать, кому сочувствуют учащиеся в сложившемся конфликте, какие чувства они испытывают.
  2. Составить совместно с ребятами план действий о том, что нужно сделать, чтобы в будущем подобная ситуация не повторилась.
  3. Обсудить полученный план, чтобы ребята запомнили алгоритм действий.

Упор на школьных психологов


Важно помнить, что с подростками работают только компромиссы. Педагогам не нужно бороться с учащимися. Подростки многие действия совершают только потому, что не знают альтернативы. И поэтому задача и учителей, и школьных психологов научить подопечных правильным коммуникациям.

Специалист по девиантному поведению подростков, психолог Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, Екатерина Головина:

При этом обращаться к специалистам нужно. Не каждый взрослый, будь то учитель или родитель, сможет найти правильный подход к конкретному ребёнку. К тому же не всегда получается анализировать поведение ребёнка без тотального контроля. А ведь главная цель — понять причины детского поведения.

Например, если вам не нравится музыкальный исполнитель, которого слушает ваш ребёнок, не упрекайте его в отсутствии вкуса — лучше разберитесь, почему он выбрал именно эту группу/песню и т.п. Подросткам необходимо безусловное принятие — дети в этом возрасте очень ранимы.

Стоп-слова для взрослых


По статистике, 14% детей в возрасте от 7 до 18 лет сталкиваются с трудным поведением. Они могут употреблять наркотики и алкоголь, воровать, вести себя агрессивно, заниматься самоповреждением и т.д.

Также необходимо избегать в классах построения жёсткой иерархии и формальной дисциплины. Оба фактора способны спровоцировать появление травли в коллективе. Также нередки случаи, когда буллинг появляется в тех классах, где у педагога произошло профессиональное перегорание и пропал интерес к жизни класса.

Виды травли в школе


Программный директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности, директор Центра толерантности в Еврейском музее, Анна Макарчук рассказала о результатах исследования видов травли в школе.

Согласно опросу учителей:

  • 42,3% чаще всего сталкиваются с травлей одних детей другими;
  • 15,5% — травлей педагогов родителями;
  • 12,2% — травлей педагогов руководством;
  • 11,5% — травлей детей педагогом;
  • 10,3% — травлей педагогов детьми;
  • 9% — травлей от коллег.

Каждый пятый педагог признаётся: для профилактики травли ему не хватает методов и знаний в области социально-психологических механизмов травли. 17% отмечают дефицит юридических и правовых ресурсов, 16% — отсутствие возможности взаимодействия с родителями, 12% — нехватку времени и 10% — отсутствие материальной мотивации для борьбы с буллингом.

Одним из главных методов профилактики буллинга является развитие эмпатии у детей. Это позволит существенно снизить уровень агрессии. Необходимо, чтобы у ребёнка были доверительные и глубокие взаимоотношения с родителями. При этом немаловажен и климат в семье. Наличие насилия и жестокости в разы повышает риск трудного поведения.

Проблема, о которой не принято говорить


Травля — явление ужасное и порой приводящее к трагическим последствиям. Но можно ли любую агрессию в свой адрес отнести к травле? Конечно, нет.

Богатая фантазия подростков может привести к тому, что взрослые будут введены в заблуждение. А причин у такого явления может быть несколько:

  • непонимание, что такое травля, а что есть обычная невоспитанность или грубое поведение. Здесь важна роль родителя, который должен научить ребёнка отличать эти понятия друг от друга;
  • желание навредить или отомстить обидчику, вызвав в его сторону всеобщий гнев. Необходимо научить подростка правильно реагировать на различное поведение и поступки окружающих, не впадая в крайности.

Важно понимать наверняка в чём проблема. Прежде всего, поговорите по душам со своим ребёнком, если и после этого ситуация не прояснилась, попробуйте узнать насколько рассказы про буллинг соответствуют действительности у одноклассников сына или дочери, а также у школьных учителей. В любом случае всегда правильнее сохранять спокойствие и анализировать ситуацию вместо того, чтобы бить тревогу или же не обращать внимание на жалобы ребёнка.

Помните: ответственность за психологический климат дома и в семье, безусловно, лежит на родителях. Их общая задача — помочь пережить тяжёлый возраст подрастающему поколению. Дети с ранних лет должны понимать, что хорошо, а что недопустимо.

Читайте также: