Педагогические условия в доу
Обновлено: 03.07.2024
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( педагоги, родители) РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
· Проявлять уважение к личности ребенка; развивать демократический стиль взаимодействия с ним и другими педагогами, родителями;
· Создавать условия для принятия ребёнком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
· Обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решить их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
· Обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребёнка;
· Обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать как это влияет на их поведение;
· Обсуждать педагогам и родителям целевые ориентиры, на достижение которых направлена педагогическая деятельность, совместно взаимодействовать для достижения этих целей.
ВСЯ СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ НАПРАВЛЕНА НА ТО, ЧТОБЫ У РЕБЁНКА РАЗВИВАЛАСЬ ИГРА И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.
Мы обязаны создавать условия для проявления таких качеств, как инициативность, жизнерадостность, любопытство и желание узнавать новое. Современное общество требует от нас умения учиться всю жизнь.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА,
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. В детском саду и в семье должна быть создана атмосфера принятия, в которой каждый чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть, могут выслушать его и понять.
Для обеспечения эмоционального благополучия в группе педагог должен:
· Общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
· Внимательно выслущивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
· Помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
· Создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить своё отношение к личностно-значимым для него событиям и явлениям, а том числе происходящим у детей в детском саду.
· Обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве, или в небольшой группе детей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования особое внимание уделяется психолого — педагогическим условиям.
Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в МБДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия.
- Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
- Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
- Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
- Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
- Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
- Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
- Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет вариативного и рационального использования помещений — как групповых комнат, так и помещений ДОУ в целом.
Все сотрудники создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе, что способствует установлению доверительных отношений с детьми:
— общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо, ласково;
— поддерживают доброжелательные отношения между детьми;
— голос взрослого не доминирует над голосами детей, в группе наблюдается естественный шум;
— взрослые не прибегают к негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей;
— учитывают потребность детей в поддержке взрослых;
-чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности;
— уделяют специальное внимание детям с особыми потребностями;
— при коррекции поведения детей чаще пользуются поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
При реализации основной образовательной программы допускается проведение оценки индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагог-психолог, учителя — логопеды).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Наполняемость группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
— непосредственное общение с каждым ребенком;
— уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
— создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
— создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
— недирективную помощь детям;
— поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
— создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
— развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
— развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
— создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
— организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
— поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
— оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В целях эффективной реализации основной образовательной программы созданы условия для:
1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи.
Содержание образовательного процесса в группах компенсирующей направленности определяется следующими программами:
Цель: формирование и развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
В статье говориться о том, что такое психолого-педагогические условия в ДОО согласно нормативным законодательным актам и примерной основной образовательной программе.
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия реализации образовательных программ для детей дошкольного возраста.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия, которые следуя логике С.Л.Братченко могут быть квалифицированы как гуманистические ценности современного дошкольного образования. Психолого-педагогические условия, прописанные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, являются основной для успешной реализации ООП ДО:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования предполагает создание психолого-педагогических условий следующего порядка, которые безусловно заданы стандартом:
- Личностно-подражающее взаимодействие взрослых с детьми, которое предполагает создание ситуаций, дающих возможность свободного выбора деятельности, партнера, средств. При этом, в процессе получения новых знаний и жизненных навыков, за основу берется личный опыт ребенка.
- Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности. При этом берется за основу сравнение предыдущих и нынешних достижений ребенка, активно стимулируется его самооценка.
- Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
- Создание развивающей образовательной среды, направленной на всестороннее развитие и обогащение личного опыта ребенка.
- Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности, в которой ребенок способен совместно и самостоятельно проявлять творческую, поисково-исследовательскую активность.
- Участие семьи в образовательном процессе – необходимое условие для полноценного развития ребенка.
- Профессиональное развитие педагогов, направленное повышение уровня компетентности педагога, совершенствование его мастерства, в особенности мастерства мотивирования ребенка к деятельности.
Создание вышеуказанных условий направлено на становление социальной ситуации развития ребенка, которая присуща определенному возрасту детей, в том числе на рубеже между дошкольным и начальным общем образовании.
Федеральный государственный стандарт также задает условия, в которых происходить становление социальной ситуации развития, перечисленные в п. 3.2.5. ФГОС ДО. Согласно данному пункту дошкольная организация должна обеспечить: эмоционально-благополучную обстановку через непосредственное общение с каждым ребенком и уважительное отношение к каждому из них, к их чувствам и потребностям.
Оказание поддержки и инициативы детей заключается в создании условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; в создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; в поддержке детской самостоятельности в разных видах деятельности – является также одним из условий, прописанном в ФГОС ДО.
Очень важно уделить внимание организации взаимодействия в разных ситуациях, установлении правил, что благотворно влияет на установление доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национальностям, отличным, от привычных, культурам. Создание условий для комфортного пребывания детей в детском саду подразумевает также отсутствие конфликтных ситуаций в детском коллективе. Управление конфликтом, умение разрешить его, навыки работы в команде – все это лежит в основе развития коммуникативных навыков детей, что безусловно необходимо обеспечить педагогу в процессе воспитания детей.
При создании вышеперечисленных условий важно помнить, что ориентация на детские возможности и инициативу, его желания и возрастные особенности – это необходимый фактор в подборе средств и методов воспитания. Вариативные формы организации образовательного процесса, направленные на овладения культурными средствами деятельности; способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей в различных видах детской деятельности безусловно являются важным аспектом в работе педагога ДОУ.
ФГОС ДО обозначил еще один очень значимый пункт при создании условий для полноценного развития ребенка – взаимодействие с родителями, что подразумевает организацию совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс.
Для достижения вышеизложенных целей и реализации задач, педагогам рекомендовано:
- проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
- создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
- обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
- обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
- обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
- обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Система дошкольного образования в образовательном учреждении нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы — развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому образовательная программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к действительности.
Keywords: conditions, pedagogical conditions, pedagogical research, teacher, methodology, educational technology.
Изучение и анализ результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогической науки имеют место различные типы педагогических условий:
организационно-педагогические (их выделяют такие ученые, как В. А. Беликов, Е.И Козырева, С. Н. Павлов, А. В. Сверчков и ряд других.),
психолого-педагогические (обозначенные в трудах Н. В. Журавской, А. В. Круглия, А. В. Лысенко, А. О. Малыхина и других),
дидактические условия (их рассматривает М. В. Рутковская и др.)
В периоды становления и развития науки в целом и педагогической науки в частности происходила трансформация рассматриваемого понятия и его составляющих. Неоднозначно трактовались педагогические условия и в трудах отечественных педагогов. Так, ряд специалистов, развивая и конкретизируя представления об организационно-педагогических условиях развития и функционирования образовательных процессов, представляли данные условия не только и не столько в виде совокупности определенных возможностей, способствующих эффективному решению образовательных задач, но также и считали необходимым включить в определение рассматриваемого понятия его направленность на необходимость и значимость развития процессуального аспекта педагогического процесса с позиции управления. В данном ключе развивали свои трактовки следующие специалисты:
А. В. Сверчков признает педагогическими условиями принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессиональной педагогической культуры личности [4, с. 279–282].
1) Педагогические условия ученые рассматривают как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса;
2) Совокупность мер оказываемого воздействия, характеризуемых как психолого-педагогические условия, направлена, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагога, воспитанника и других участников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса;
3) Основной функцией психолого-педагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы.
- Возможность доступа к новейшим образовательным и педагогическим технологиям и ресурсам;
- Возможности обучения и воспитания в современных реалиях обязательно должны включать необходимые информационные и технические ресурсы.
- Условия выступают как составной элемент педагогической системы, в том числе и целостного педагогического процесса;
- Педагогические условия должны отражать всю совокупность возможностей образовательной среды: целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования. Они должны включать: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания;
- Полноценное оснащение педагогического процесса сегодня немыслимо без активного использования учебное ИКТ-оборудования;
- В структуре педагогических условий неизменно присутствуют как внутренние элементы, обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса, так и внешние элементы, которые призваны содействовать формированию процессуальной составляющей всей педагогической системы.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что педагогические условия являются основным компонентом педагогической системы; они должны отражать совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды; для них характерно изменение и развитие с течением времени.
- Козырева Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е. И. Козырева // Козырева, Е. И. Методология и методика естественных наук. — Вып. 4. — Сб. науч. тр. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 24 с.
- Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов.- М.: Владос, 2004. — 357 с.
- Павлов С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. Н. Павлов. — Магнитогорск, 1999. — 23 с.
- Сверчков А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально- педагогической культуры будущих спортивных педагогов / Сверчков А. В. // Молодой ученый. — 2009. — № 4. — С. 279–282.
- Малыхин А. О. Воспитание морального сознания учеников 5–7 классов на уроках трудового обучения: автореф. дис. канд. пед. наук / А. О. Малихін / Нац. пед. ун-т им. М. П. Драгоманова. — Киев., 2000. — 20 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая система, совокупность возможностей, целостный педагогический процесс, материально-пространственная среда, педагогическая наука, педагогический процесс, термин, течение времени.
Ключевые слова
условия, педагогические условия, педагогические исследования, педагог, методика, педагогическая технология, военная кафедра.
Похожие статьи
Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы)
К вопросу о структуре образовательной среды учебных.
Особое место теория развивающей среды занимает в педагогических воззрениях Ж.Ж. Руссо, считавшего, что «все прекрасно, когда выходит из рук Творца, все.
Педагогические условия создания образовательной среды.
Ключевые слова: образовательное поле, образовательное пространство, образовательная среда, развивающая среда, культуротворческая среда, образовательная метасистема. Школьное образование как система функционирует в определенной.
Типовые подходы к анализу сущности образовательного.
Воспитательный процесс и роль педагога в его организации
Воспитательный процесс и роль педагога в его организации. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять.
Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе
В данной статье раскрывается возможность использования инновационной модели педагогической системы вуза в психолого-педагогического образования, рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора.
Образовательная среда вуза: типология, функции, структура
Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.
Почти в течение века содержание этого понятия приобретало признаки комплексности, многоаспектности, многомерности, динамичности.
Формирование комплекса педагогических условий реализации.
В нашем исследовании под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды.
Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы
Объектами проектирования являются: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации. Педагогические системы — это сложные образования, представляющие собой целостное единство всех факторов.
Читайте также: