Что такое эзоп в литературе определение кратко

Обновлено: 04.07.2024

автор знаменитых басен, жил около 570 г. до н. э. и был современником Солона. По происхождению он был рабом; получив свободу, отправился к Крезу, который послал его в Дельфы. В Дельфах его обвинили в святотатстве и сбросили со скалы. Некоторые басни Эзопа Сократ переложил в стихи, и эти басни долго сохранялись только в устном предании как образцы практической мудрости.

(лат. Aisopus), греч. баснописец 6 в. до н. э. История его жизни полна легендарных подробностей (калека, раб, происходивший из Фригии или Фракии; жил на Самосе и был отпущен там на волю; послан Крезом в Дельфы и сброшен местными жителями со скалы из-за возникших между ними распрей). Э. славился как искусный баснописец, который в своих баснях умел сочетать понятный простому люду краткий развлекательный сюжет с побуждающей к размышлению моралью, основанной на жизн. опыте человека из низов. Ходившие в народе и приписывавшиеся Э. басни собрал воедино Деметрий Фалерский. Более поздние обработки т. н. Эзоповых басен принадлежат Бабрию и Федру. Басни Э. оказали влияние на творчество Лютера, Лафонтена, Лессинга и Крылова.

ок. VI. до н. э., греческий баснописец. Ему приписывается подавляющее большинство написанных прозой греческих басен. У нас нет никаких достоверных сведений о его жизни. Первое упоминание об Э., причисленном позднее к семи мудрецам, мы находим у Геродота. Вероятно, в VI в. до н. э. была создана первая (не сохранившаяся) биография Э., поздняя, уже римских времен версия которой Жизнь баснописца Эзопа, известная также как Роман об Эзопе, представила Э. невольником из Фригии, слугой Ксанфа с Самоса. После освобождения он стал самнийским советником, позднее же служил у известного своим богатством царя Лидии Креза. Он посетил также Вавилон, а умер в Дельфах, где поссорился со жрецами Аполлона, который ему затем отомстил, но привел к славе. Э. был признан создателем классической басни о животных. Басни, приписываемые Э., связаны с древней устной народной традицией, следы которой мы находим у архаических греческих поэтов (Гесиода, Архилоха). Их сюжеты и формы подвергались на протяжении веков множеству правок и изменений. Созданные, скорее всего, на ионийском диалекте и перенесенные на аттическую почву, они получили здесь окончательную обработку и уже в середине V в. до н. э. были известны как басни Эзопа. Первым издателем басен Э. был Деметрий Фалернский. Басни Эзопа составляли первое чтение в греческой школе, что привело к включению их в сборники и антологии. В V в. до н. э. началась литературная обработка басен Эзопа, наделившая их метрикой. Первые попытки, возможно, предпринял Сократ в форме элегического дистиха; Каллимах представил их в более соответствующей ямбической форме. Последним этапом развития басен Э. в Древней Греции стало творчество Бабрия. Басни Эзопа были читаемы также в Византии; издание, ставшее основой для всех позднейших, составил монах Максим Плануд ок. 1300 г. Отличительными чертами басен Э. являются краткость, простота, полное отсутствие риторических украшений. Обычно имеется вытекающая из содержания мораль, помещенная либо в конец, либо - реже - в начало произведения. Сюжеты басен Э. взяты из жизни. Они были выражением здравого смысла простых людей, а порой и протестом против общественной несправедливости. Их этика отражала представления, бытовавшие в древних обществах. Здесь нет места любви, жертвенности, самоотверженности, сила одерживает верх над законом, а в мире побеждают хитрость и обман. Форма этих поучений окрашена своеобразным юмором. Особую группу составляют этиологические басни, то есть такие, которые объясняют существование определенных явлений в жизни животных и людей. Басни Э. оказали огромное влияние на мировую литературу и имели множество подражателей. На латинский язык в ямбических стихах их перевел на рубеже I в. до н. э. и I в. н. э. Федр, ок. 400 г. н. э. сборник басен Э. издал Авиан.

2. Clodius Aes?pus, знаменитый актер, современник и друг Цицерона, часто о нем упоминающего с величайшей похвалой (Sest. 56. Cic. tusс. 2, 17. Cic. fin. 5, 22. de div. 1, 37. Cic. de or. 1, 64. 3, 26); так же был велик в трагедии, как его современник Росций в комедии (Horat. ер. 2, 1, 82: quae gravis Aes?pus, quae doctus Roscius egit. Quint. 11, 1, 111: R. citatior, Aes. gravior; что, вероятно, должно означать большую тонкость и живость игры у Росция и более глубокое психологическое действие игры Э.). Художественно исполнял первые трагические роли, напр. Агамемнона, Эанта, Андромахи. Но, судя по Cic. or. 31, Э. играл и в комедии. Сам Помпеи удостоивал его своей дружбы, а народ щедро вознаграждал, т. ч. Э. оставил после себя значительное состояние. В последний раз играл при освящении построенного Помпеем театра (65 г. до Р. X.).


ЭЗО'П, ЭЗО'ПОВСКИЙ, ЭЗО'ПСКИЙ. См. езоп и т. д.

Эзо́п

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова девальвация (существительное):

Ассоциации к слову «Эзоп»

Синонимы к слову «эзоп»

Предложения со словом «эзоп»

  • Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую-то определённую человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали.
  • Эзоп — о! он, говорят, знает его наизусть и словами фригийского мудреца умеет обличать самонадеянность, невежество, бестолковое удальство, грубость, неуважение к старшим.

Дополнительно

Предложения со словом «эзоп»

Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую-то определённую человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали.

До него греческая культура уже находилась на подъёме: жили и творили великие мыслители, учёные, поэты, драматурги – Анаксимандр, Сапфо, Феогнид, Эзоп, Анакреонт, Анаксимен, Ксенофан, Гераклит, Пифагор, Эсхил.

Эзоп, как полагают, жил в VI веке до н.э., но притчи встречаются уже на египетских папирусах, которые появились на 800 – 1000 лет раньше.

Эзоповский язык является одним из видов тайнописи в литературных произведениях. Это иносказание, используемое авторами с целью маскировки основной мысли. Тайнопись – набор приемов, позволяющих скрыть смысл написанного с помощью специальных литературных конструкций. История тайнописи корнями уходит во времена появления славянского алфавита. По мнению ученых, ее древнейшим проявлением был глаголический алфавит. С годами он отошел в прошлое, на замену пришла кириллица.

Говоря о том, что такое эзопов язык в литературе, следует упомянуть Эзопа, в честь которого была названа тайнопись. Баснописец использовал специальные обманные средства, чтобы не афишировать главный смысл. Эзоп не мог использовать обычный язык, так как каждая басня посвящалась порокам господ. Полупрозрачные контекстуальные псевдонимы, басенные герои, иносказания помогали выразить мысль завуалированно.

Что такое эзопов язык - определение

Что такое эзопов язык – кратко, интересные факты

Русская литература активно использует эзопов язык. Она богата различными закрытыми методиками, помогающими прятать главную суть текста. Тайнопись Эзопа основана на метонимии, которая может быть использована следующими способами:

  • Через переадресацию. Под одними персонажами автор имеет в виду конкретных людей, власть, господ;
  • Путем использования высказываний с разнообразными тропами;
  • С помощью жанрового, сюжетного инструментария. При прочтении произведение напоминает определенный жанр, но автор предусматривает другое, скрытое направление.

В языке Эзопа допускается использование разных приемов, кроме автологичных. Применяя сравнительные обороты или оксюмороны, велика вероятность упустить суть самого текста. Литературные системы бывают трех видов в соответствии с эстетикой:

  • Фразы, построенные на высказываниях;
  • Тексты глубинного уровня;
  • Произведения с культурным уровнем.

Каждая система является структурированной, обладает своими правилами, ограничениями культуры. На формирование стиля Эзопа отпечаток наложила поверхностная культурная жизнь, поэтому он основан на высказываниях. Специалисты выделяют два способа реализации таких оборотов:

  1. Экран. Способствует скрытию текста с конструкциями Эзопа.
  2. Маркер. Выделяет, акцентирует внимание на фрагментах.

Один и тот же прием может использоваться неограниченное количество раз.

Где используется эзопов язык – примеры

Ярким примером использования конструкций являются басни. Например, под жадной вороной из басни Крылова подразумеваются люди, восприимчивые к лести. Собака, лающая на слона, является прототипом критикующего человека, представляющего посредственность. Писатель может использовать характерные обороты в рассказах, романах или стихах:

Сочинена тобою, Самозванов,
Романов целая семья;
Но молвлю, правды не тая:
Я не люблю твоей семьи романов.

Отношение к эзопову языку меняется к концу века. Его парадокс в том, что жесткая цензура подхлестывает творческую мысль автора, заставляя идти на различные художественные ухищрения, чтобы высказать то, что сказать прямо нельзя: говоря языком аналогий, опасность, исходящая от волков, поддерживает оленей в хорошей форме. Произведения того же Салтыкова-Щедрина, широко использовавшего эзопов язык, потеряли свою злободневность, но мы до сих пор восхищаемся их тонким остроумием.


Иосиф Кобзон во время выступления © Валентин Мастюков / ТАСС

Беллерофонт в Химеру
Низринул ливень стрел…
Кто может верить, веруй,
Что меток был прицел!

А я без слез, упрямо
Гляжу на жизнь мою,
И древней той, той самой,
Я когти узнаю,

И знаю, кем придушен
Глубокий голос мой
И кто дохнул мне в душу
Расплавленною тьмой.


Борис Пастернак © ТАСС–Досье

К слезам привыкли, их не замечают.
К мельканью частых ужасов и бурь
Относятся, как к рядовым явленьям.
Весь день звонят по ком-то, но никто
Не любопытствует, кого хоронят.

(Where sighs and groans and shrieks that rend the air
Are made, not mark’d; where violent sorrow seems
A modern ecstasy; the dead man’s knell
Is there scarce ask’d for who…)

Читайте также: