Педагогические условия патриотического воспитания в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Светлана Сергеевна Ряховских

Организация: МБДОУ №50

Населенный пункт: г. Оренбург

1 Понятие патриотизм в педагогических аспектах.
2. Создание условий для развивающей среды .
3. Механизм формирования нравственного качества патриотизма.
4. Аналитический результат опыта работы.
5. Список используемой литературы.

Понятие патриотическое воспитание дошкольника.

Патриотизм по своей природе многогранно,
оно объединяет все стороны личности:
нравственную, трудовую, умственную, эстетическую,
а также физическое развитие
и предполагает воздействие на каждую из сторон
для получения единого результата.
Макаренко А.С. [1, c. 87].

Понятие патриотизм в педагогических аспектах.

междисциплинарного синтеза определяются методологические проблемы патриотического воспитания через педагогическую интерпретацию исследуемого понятия.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, российская гражданская идентичность, цели патриотического воспитания.

В отечественной педагогической науке понятие российского патриотизма рассматривается, как правило, в контексте патриотического воспитания как предмета исследования.

Русские педагоги К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, а также Л.Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма можно начиная с дошкольного возраста. Эта теория основывалась на философской концепции о конкретно-чувственной природе патриотизма [2, с. 86].

  • одно из качеств воспитания дошкольника. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. [3, с. 34].

Патриотизм как один из базовых компонентов общественного сознания имеет комплексную структуру. Он - объект изучения ряда общественных наук, и, прежде всего: истории, этнологии, социологии, политологии. В отечественной социальной психологии проблема патриотизма до последнего времени не ставилась и не является традиционной. Но это не означает, что социальные психологи вообще не проявляли никакого интереса к ее изучению. Феноменом патриотизма, имеет давнюю историю в этнической психологии и психологии межгрупповых отношений.

Нами было рассмотрено и проанализировано диссертационные работы по патриотическому воспитанию, выполненных за последнее десятилетие, позволяет судить о количественных и качественных параметрах исследований. В исследованиях ярко выражена предметная направленность патриотического воспитания. Патриотическое воспитание и его аспекты - (направления) исследуются как процесс в определенных условиях различные возрастные группы, воспитательный потенциал.

Итак, можно констатировать, что патриотизм сегодня – это важнейшая и всеобщая форма социально-гражданской сакрализации, т.е. возвышение своей страны приобщение к историческим ценностям своего народа, народной культуре [4].

В группе нами была создана предметно развивающая среда в соответствии с направлениями программ.

Механизм формирования нравственного качества патриотизма.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания.

Нравственно -патриотическое воспитания дошкольников, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Учитывая механизм формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Народные сказки, малые формы фольклора – это история, культура и искусство, благодаря которым, и через которые, достигается гармоничная связь между народами населяющие нашу Родину. [4; с.15]

Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Знакомство дошкольников с культурными истоками становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. [6.]

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Аналитические результаты опыта работы

На основе положения мониторинга качества достижения детей планированных результатов освоения программного материала, показало, что детьми группы общеразвивающей направленности был на среднем уровне и вышесреднего.

Всего обследовано: 38 воспитанников;

  • на среднем уровне 17 воспитанников;
  • на вышесреднем 21воспитанник;

Для определения уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников, руководствовалась методикой обследования патриотического воспитания в детском саду М.И. Новицкой, С.ЮАфонасьевой, Н.А. Виноградовой., Н.В. Микляевой. [7; с .64].

Таким образом, создание в группе атмосферы нравственно – патриотического воспитания , оказывают влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувства прекрасного, уважительно относится к людям других национальностей и религий, традициям, обычаям их национальной культуры. Дети узнают и называют символику страны, города, могут дать ответы на вопросы о богатстве родного края достопримечательностях.

Народные игры привлекали наше внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключившийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил нас ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Традиционно раз в месяц в группе проводятся фольклорные вечера, на них приглашаются родители. Обязательно в этот день к детям приходит любимые герои сказок, проводят веселые подвижные игры, пляски и хороводы.

Результат позволяет сделать вывод, что формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Список литературы:

1). Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. -М.: Просвещение, 1946. – 450с,

3). История педагогики/ Педагогическая система взглядов К.Д. Ушинского Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1982.

6). Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005.

7). Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.

8). Методика одномоментных срезов /Под ред. Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А — М.:

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. ОН напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Казахстана.

Условия патриотического воспитания в детском саду :

1. Создание, благоприятного психологического климата в коллективе.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;

- интеграция содержания образования (проектирование такого

содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов);

2. интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию; б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

- единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции.

3. Предметно-развивающая среда должна быть структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставлять возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;

- сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно- поисковая деятельность взрослых с детьми, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания, художественно – литературное творчество. Например: через произведения Ибрая Алтынсарина, в которых он высоко ценит лучшие традиции казахской семьи, где говорит о праве ребенка на родительскую любовь и ласку; задушевно рисует духовную чистоту и нежность материнской любви.

Содержание многих его статей прививает детям любовь к родной природе, приучает к наблюдательности, развивает мышление. Таким образом, в каждом произведении заложены идеи, имеющие определенное воспитательное значение.

Реализовать патриотическое воспитание можно через решение следующих задач:

Воспитывать у детей :

- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;

- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому Казахстана;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики Казахстана.

Формировать у детей:

- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- представление о Казахстане как о родной стране;

- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

Развивать у детей:

- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;

- представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Республику Казахстан.

Решение данных задач, позволит спрогнозировать следующий результат образования:

Формы и методы работы с детьми:

- Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера; чтение стихов, сказок.

- Приглашение в путешествие.

- Создание проблемной ситуации.

- Выполнение заданий совместно с родителями.

- Совместная проектная деятельность.

- Анализ нравственных качеств.

- Ручной труд, изготовление подарков.

- Выставки и экспозиции, мини – Музеи.

- Развлечения, досуги, праздники, концерты.

- Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры, подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).

- Выставка детских рисунков, коллажи.

Формы работы с родителями:

- Индивидуальные консультации, беседы, родительские собрания.

- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок).

- Совместное выполнение заданий взрослых и детей.

- Дни открытых дверей.

В педагогической деятельности Ибрая Алтынсарина большое место занимают вопросы нравственного воспитания, он призывал учиться, любить свою Родину и верно служить ей. Это и есть основа патриотического воспитания.

Педагогические условия организации физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как правильное физическое воспитание и развитие детей – одна из ведущих.

Педагогические условия формирования трудолюбия старших дошкольников в процессе ознакомления с миром взрослых Организационно-педагогические условия нами определяются как совокупность требований к содержанию, формам, методам, приемам руководства,.

Педагогические условия развития декоративной деятельности дошкольников согласно ФГОС Проблема приобщения детей к декоративно-прикладной деятельности является одной из значимых в современном образовании дошкольников. Народные.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психолого-педагогические условия формирования патриотического воспитания в ДОО

Багаутдинова Гульдар

Современная жизнь требует формирования у молодежи нужных современной личности знаний, умений, навыков, таких, как компьютерная грамотность, владение несколькими иностранными языками, высокий уровень интеллектуального развития, умение построить свою жизнь, ответственность за судьбу своего народа. По вопросам воспитательной работы педагогов стоит острый вопрос о нравственной глухоте растущего поколения, жестокость к слабым, равнодушие к пожилым людям, увеличение преступности детской. Одно из основных направлений работы является преодоление духовного кризиса растущего поколения, воспитание у них гражданственности, уважения к родному краю, нравственности, основываясь на общечеловеческих ценностях. Что необходимо сделать, чтобы развить у подрастающего поколения данные качества? [1,442]

Комплексный подход к формированию положительного отношения к родному краю в ДОО выступает сегодня методологическим принципом постановки всего воспитательного процесса, главным условием сегодняшней практики образования. Это - важнейшая задача сегодняшних дней, которая определяет потребность систематического улучшения главных составляющих всестороннего развития личности.

Патриотическое воспитание – это процесс получения, наследия традиционной отечественной культуры, развитие положительного отношения к стране и государству, в которой живёт человек. [7,51]

Знакомство с Родиной необходимо начинать еще с раннего возраста и постепенно увеличивать сведения и информацию о родном крае и государстве в целом.

Знакомство ребенка с культурой родного края не может происходить без понимания им роли родной культуры, родной природы - родного края и, в тоже время, поэтапного приобщения его к культуре соседних народов. Педагоги ДОО в последние годы находятся в активном поиске содержания, форм и методов привития детям положительного отношения к родному краю в ДОО . Главной чертой формирования у детей положительного отношения к родному краю в ДОО выступает слитность нравственных чувств и знаний. [2,159]

Основным этапом формирования у дошкольников положительного отношения к родному краю выступает пополнение детьми социального опыта жизни в родном крае, выполнение принятых норм поведения, знакомство с миром культуры. Необходимо формировать положительное отношение к природным и культурным ценностям родного края.

Огромную роль в формировании положительного отношения к родному краю играет применение художественной литературы в учебно-воспитательном процессе, также прогулки, экскурсии, походы в музей.

Постепенно при систематических наблюдениях и экскурсиях у детей появляется образец своего родного края, своей Родины. Все это закладывает основу для формирования патриотизма.

Формирование патриотизма необходимо производить в старшем дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети подражают взрослым, активны и проявляют интерес ко всему, что их окружает.

Необходимым условием процесса формирования положительного отношения выступают знания и умения, а итогом - осознанное отношение к родному краю.

Для более плодотворной работы по формированию положительного отношения к родному краю в ДОО нужно следовать следующим педагогическим условиям:

- Эвристическая среда, которая наполнена содержательностью положительными эмоциями и выступает для дошкольника полем для выражения творчества, инициативы, самостоятельности.

- Тесное сотрудничество педагогов детского сада с родителями, которое выражается в доверительных деловых контактах с семьями дошкольников; ознакомление родителей с минимумом психолого-педагогической информацией, знакомство их со способами общения с ребенком; постоянное взаимодействие детей, педагогов и родителей; включение родителей в педагогический процесс.

- Подготовка педагогов к выполнению процесса формирования положительного отношения к родному краю в ДОО основано на наличии у них необходимого уровня профессиональной подготовки, мастерства, а также умений саморегуляции, самонастроя на выполнение поставленных задач. [6,42]

Все эти психолого - педагогические условия связаны друг с другом и взаимообуславливают друг друга.

Прививать чувство патриотизма нужно начинать с примера родителей, бабушек, дедушек и др.

Личностное отношение и теплота сердца, понимание друг друга помогают развивать положительное отношение к Родине.

Формирование глубокого положительного отношения к родному краю начинается с развития знаний о родном крае. Поэтому нужно постоянно увеличивать знания детей о своей Родине. [5,217]

Перед тем как старший дошкольник начнет воспринимать себя как гражданин, ему необходимо помочь в понимании себя, своей семь, то есть то, что ему хорошо известно и нравится.

Модель воспитания ориентированная на развитие положительного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста при посещении региональных музеев помогает проявлять детям такие чувства, которые направлены на формирование индивидуальных представлений. Ребенку находится в музее интересно и полезно, так как это расширяет их кругозор, дает возможность для развития интереса и потребности в становление нравственно и духовно. [3,135]

При работе с дошкольниками необходимо использовать разные виды работ, например, экскурсия. Большей эффективностью пользуются такие экскурсии, как прогулки за пределы детского сада, прогулки в лес, парк на природу.

Во время экскурсий дети получают большое удовольствие при проведении наблюдений, сопоставлении, сравнении. Они с удовольствием рассказывают, сочиняют, описывают природу и др.

Педагоги и психологи выявили, что дети старшего дошкольного возраста проще принимают культуру своего народа, именно поэтому необходимо приучать их ценностям культуры родного края и это выступает для детей первым шагом в изучении богатства культуры мира, получение знаний о человеческих ценностях, развитии культуры личности. [4,12]

Воспитание патриотизма принесет больший эффект, если работа по его развитию происходит совместно воспитателя и родителей.

Процесс развития знаний у детей о родном крае происходит только тогда, когда ребенок сам слышит, видит, чувствует мир и природу, которые его окружают. [6,93]

Таким образом, положительное отношение к родному является одной из важных черт развития личности. Любовь к своей Родине, гордость за нее, свой народ, уважение к его великим деяниям. Формирование положительного отношения к родному всегда являлось главной задачей в образовательной и воспитательной деятельности ДОО.

Основой для формирования положительного отношения к родному краю является уважение и любовь к семье, близким и людям, окружающим человека. Формирование всяческих чувств нравственности, а также любовь к ближнему, который основывается на формировании эмоциональной и чувственной сфер детей старшего дошкольного возраста.

Важной чертой формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте является развитие соединенных нравственных знаний и чувств.

Список литературы

3. Виноградова, Н.Ф. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы [Текст] / Н.Ф. Виноградова.- М., 2013.-135 с.

4. Козакова, И.В. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И.В. Козакова // Обруч.- 2013.15 июня. - С. 12

5. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Маханева М.Д.. М., 2014.- 217 с.

6. Пралеска, Е.С. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации.2-е изд-е, перераб. и доп-ое. / Е.С. Пралеска, Е.А. Панько, А.И. Васильева, А.Н.Белоус. //— Мн., 2015.- 42, 93 с.

7. Чеушева, А. В. Сущность и содержательная специфика патриотизма / А. В. Чеушева // Патриот. - 2014. 5 января.- С.51.

1. Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях ДОУ.

3. Решение педагогического совета.

Задача нравственно-патриотического воспитания сегодня очень актуальна. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном селе, крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам, редко сострадают чужому горю.

Цель педагогического совета: повышение качества работы педагогов в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников, обновление содержания и форм работы в данном направлении.

Задачи педсовета:

1. С овершенствовать работу в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

2. О бновить содержание и формы работы по патриотическому воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.

3. Пополнить знания педагогов в области нравственно-патриотического воспитания.

1. Патриотическое воспитание дошкольников

в современных условиях ДОУ.

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Мы знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.

Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Нормативно-правовая база.

Этим законопроектом президент предлагает сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса. Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, гражданина, объединяют общество.

На сегодняшний день существует множество концепций, технологий, парциальных программ, методических разработок и пособий, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

Программно-методическое обеспечение.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие направления как:

- создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии, социальные акции, конкурсы и др.).

презентация педагогических находок (из опыта работы)

В рамках данной формы работы педагоги поделились опытом работы и представили творческие отчеты по предложенной теме:

8. П атриотическое воспитание средствами физической культуры (Рогозина Е.Д.)

Решение педагогического совета:

1. Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания, совершенствуя формы, методы и приемы работы по данному направлению.

2. Принять во внимание рекомендации старшего воспитателя и грамотно оформлять документацию по воспитательно-образовательной работе: планирование, методические разработки, обобщение опыта.

3. Провести смотр-конкурс уголков по нравственно-патриотическому воспитанию в группах детского сада (срок: февраль, 2020г.).

Музейная педагогика в патриотическом воспитании дошкольников - Шахурина И.И..pdf (скачать) (посмотреть)

Автор: Зайдулина Лилия Ильдаровна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка-детский сад первой категории N 453 г. Челябинска.

  • взаимодействие дошкольного учреждения с семьей;
  • внедрение регионального компонента;
  • участие детей в досуговой деятельности.
  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;

Такая работа помогает:

  • выявить творческие способности детей;
  • расширять представления о содержании музейной культуры;
  • развивать начальные навыки восприятия музейного языка;
  • создавать условия для творческого общения и сотрудничества дошкольного возраста.

Читайте также: