Нравственная оценка деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Моральная (нравственная) оценка -- это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей

Моральная оценка позволяет определять целостное значение поступка, поведение личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалом. Моральная оценка опирается на понимание добра и зла.

Проблема добра и зла является исходной этико-философской проблемой.

Добро - одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали и категории этики; выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом.

Зло - одно из основных понятий морального сознания и этическая категория; обозначает негативные стороны действительности деятельности людей и отношений между ними. Зло препятствует удовлетворению интересов человека и человечества. Преодоление нравственно негативных явлений требует не только совершенствования общественных отношений в их объективном содержании, но и деловой последовательной борьбы с конкретными носителями зла.

Что такое моральная оценка? Деятельность человека происходит в обществе. В ее процессе он соблюдает или, наоборот, нарушает интересы других людей, государства, общества. При этом деятельность человека может одобряться государством, может осуждаться и наказываться. В этом проявляется юридическая, или правовая, оценка, опирающаяся на законы, правовые нормы, правительственные или иные административные решения. Жизненный опыт свидетельствует, что юридические, или правовые, оценки не охватывают всего многообразия проявлений человеческой деятельности, что многие из них могут быть оценены в категориях морали, нравственности, этики. Иными словами, помимо юридической, или правовой, существует еще и моральная, нравственная оценка деятельности человека. Что же это такое? Моральная (нравственная) оценка – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социально-классовой общности людей, тех или иных личностей. Возможна и самооценка: она выражается в таких понятиях морали, как совесть, гордость, стыд, раскаяние. Все многообразие моральных оценок деятельности человека опирается на понимание того, что есть добро и что есть зло. Мы можем сказать, что нравственным в деятельности человека является то, что может быть оценено как добро, а безнравственным – как зло.

Подходить к нравственной оценке необходимо, исходя из конкретных условий, в которых протекает деятельность человека. Так, например, у ряда скотоводческих народов Востока вспашка земли и последующее занятие растениеводством рассматривались как безнравственное деяние, оскорбляющее землю. В нашем обществе еще совсем недавно безнравственным явлением считалась частная предпринимательская деятельность, причем по ряду ее форм осуществлялось не только нравственное, но и правовое осуждение. Морально осуждались даже торговля на рынках, забота о максимальной оплате своего труда. Сейчас эти и многие другие явления нашей жизни оказались переосмысленными и оцениваются по-иному, исходя как из изменившейся ситуации в самом обществе, так и из изменения нашего морального сознания. Но это не означает, что изменяются, причем в диаметрально противоположную сторону, все моральные оценки. Здесь многое значительно сложнее, ибо своим специфическим моральным сознанием обладает человечество, национально-этнические, социально-классовые общности людей, а также отдельные личности.

Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть, эгоизм. Всегда одобрялись честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, надежность, милосердие.

Основным, исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Своеобразные, отличные от труда, но связанные с ним и производные от него виды деятельности представляют игра и учение.

В высших, наиболее совершенных формах творческого труда, отражающих всю многогранную сущность человеческого существа, находят себе действенное выражение и развитие все душевные силы, замыслы, чувства личности. Все формы внутренней и внешней деятельности человека выступают в действительности как стороны и моменты труда, игры, учения как видов деятельности. Реально они существуют лишь во взаимосвязи и взаимопереходах всех сторон сознания внутри конкретной деятельности, формируясь в ней и ею определяясь.

Изучение литературы показало, что деятельность играет важную роль в жизни человека и общества, наполняя их существование целью и смыслом, осуществляя материальное и духовное преобразование, качественное и количественное разнообразие картин жизни, продуктов труда, развивая и воспитывая человека.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

hello_html_1e571c28.jpg

Методическая разработка урока обществознания.

Преподаватель: Панина Т.В.

Пояснительная записка

Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому актуальность проблемы воспитания обучающихся связана с четырьмя положениями:

1. Наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных,

образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. В современном мире подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера,

4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют подростка о нормах поведения,

утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

- патриотические чувства гражданина России;

- личное нравственное самосовершенствование.

Цели и задачи:

Познакомить с основными социальными ценностями и нормами, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру.

Развивать умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями, участвовать в дискуссии, работать с документами.

Формировать отношение к социальным ценностям, нормам права, нравственным ориентирам в жизни человека.

Тип урока : комбинированный урок.

Форма урока :

Работа в группах ( работа с отдельными высказываниями, выполнение опережающих и проблемных заданий)

Ход урока.

Духовный регулятор жизни.

Социальные ценности, идеалы, категории морали.

Становление нравственного в человеке.

Изучение нового материала

1 . Вступительное слово учителя.

Миф о мудром Зевсе. Какие вечные универсальные ценности вы можете назвать, основываясь на этом мифе? Слайд 4.

1 . Духовный регулятор жизни.

Живя в обществе, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие выживания человеческого рода.

Кто же устанавливает моральные нормы?

Давайте сравним и категорический императив и золотое правило поведения. Мы видим эти два определения на экране. В чем же разница? Да, на самом деле золотое правило рекомендует, как надо себя вести, а императив обязывает. Найдите это главное слово - это максима и закон. Это назидание, повеление, вести себя именно так, а не иначе. Слайд 5.

2 . Социальные ценности, идеалы, категории морали.

Зачем быть нравственным человеком? Ведь это гораздо сложнее, чем жить для себя, ни о чем не задумываясь. Кто ответит, для чего нужны человеческие ценности?

Как вы думаете, могут ли люди жить без ценностей? Свое мнение аргументируйте.

Ценность-это, то что наиболее дорого, свято для индивида, для сообщества людей. Ценность отражает отношение человека к действительности, к другим людям, к самому себе. Слайд 7.

В узком смысле: предмет, идеал, норма, значимость.

В широком смысле: положительная или отрицательная значимость какого- либо объекта для субъекта.

Классификация ценностей:

Высшие ценности - цели, положительные и отрицательные, материальные и духовные.

Ценности - это незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека. Без них человек существовать не сможет. Другое дело, что для кого-то золотой телец является главным ориентиром, а для кого- то ценностью является дружба.

- И все же есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю? ( Об общечеловеческих , вечных ценностях).

Вечные ценности: Сайд 8.

Добро, благородство, достоинство, красота, совесть, вера, надежда, истина, свобода, любовь.

Все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека - пирамиду ценностей .

- Постройте свою собственную пирамиду ценностей и объясните свой выбор.

-Как вы думаете, какую роль эти ценности играют в жизни человека?

Любая ценность носит социальный характер. Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей. Попробуем провести параллели между ценностью и нормой. Слайд 9.

Социальным ценностям как социальному регулятору свойственна высокая степень абстракции, умозрительности.

Социальные ценности- это мир внутренних устремлений, но они лишь указывают на нечто желаемое.

Норма - признанный обязательным порядок, образец.

Норма устанавливает границу

( меру) возможного и должного.

Социальная норма- общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности.

Приведите примеры нравственных категорий, которые вам известны.

Работа в группах.

Попробуем проанализировать свое отношение к нравственным категориям, сравним свои ориентиры и принятые в обществе. Слайд 10.

Группа 1. Разъясняет сущность понятий добро и зло.

Может ли существовать одно добро в обществе? Почему появляется зло? Совершали ли вы добрые и злые поступки? Почему вы это делали?

Группа 2. Разъясняет сущность стыда и совести.

Приходилось ли вам испытывать эти чувства? В чем заключается особенность их проявления?

Группа 3. Дают характеристику и анализ морального выбора.

Приведите примеры моральных поступков.

3.Моральная оценка.

Моральная ( НРАВСТВЕННАЯ)оценка-это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержаться в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей. Слайд 11-12.

- Скажите, каким должно быть поведение человека, включенного в систему социальных отношений.

Рассмотрим эти регуляторы подробно.

Стержнем человека, который помогает ему встретить радости и выдержать невзгоды, является мораль. Что же это такое? Какова ее природа и сущность? Каковы ее функции?

Мораль:

- Это система особых правил, которые жестко устанавливают границу возможного и должного.

Моральные нормы помогают человеку правильно оценивать свои и чужие поступки с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости.

Мораль способствует гармонизации отношений между людьми.

Нормы морали - частные правила, которые предписывают человеку способ действия в более определенной форме.

Моральные требования и представления

Нормы поведения: не лги, не укради, не убий, почитай старших и т.д.

Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей.

Моральные качества: доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.

Утверждение человеческого в человеке.

Нравственные принципы: коллективизм- индивидуализм; эгоизм- альтруизм и т. д

Этические категории- это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни сточки зрения самых общих моральных оценок.

Морально - психологические механизмы: долг, совесть.

Высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье.

Моральный контроль:

Внутренний контролер - совесть.

Недостаточно просто знать нормы морали и принципы морали. Важнее руководствоваться ими в повседневной жизни.

4.Становление нравственного в человеке.

Почитайте учебник на стр. 170, и ответьте на вопрос:

Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно, или их необходимо формировать сознательно?

5.Закрепление.

Тестирование: вариант 1-2..

Согласны ли вы с Г.Гейне? Почему?

Мне остается пожелать, чтобы вы стали настоящими, высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди. Пусть трудно быть Человеком с большой буквы, но в этом и есть смысл жизни.

Домашнее задание:

Напишите эссе на тему:

Деятельность человека, как индивидуальная, так и в составе той или иной общности людей, всегда затрагивает различного рода интересы: отдельных личностей, социальных, этнических, профессиональных групп, народонаселения тех или иных территорий, государственные, межгосударственные и даже общечеловеческие интересы. Исходя из этих интересов дается оценка деятельности как отдельных людей, так и их общностей.

При этом деятельность человека может одобряться государством, осуждаться и наказываться. В этом проявляется юридическая, или правовая, оценка, опирающаяся на законы, правовые нормы, правительственные или иные административные решения. Жизненный опыт свидетельствует, что юридические, или правовые, оценки не охватывают всего многообразия проявлений человеческой деятельности, что многие из них могут быть оценены в категориях морали, нравственности, этики. Иными словами, помимо юридической, или правовой, существует еще и моральная (нравственная) оценка деятельности человека. Что же это такое?

Моральная (нравственная) оценка — это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей.[4]

Моральная оценка позволяет определять целостное значение поступка, поведение личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалом. Моральная оценка опирается на понимание добра и зла.

Проблема добра и зла является исходной этико-философской проблемой.

Добро - одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали и категории этики; выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом.

Зло - одно из основных понятий морального сознания и этическая категория; обозначает негативные стороны действительности деятельности людей и отношений между ними. Зло препятствует удовлетворению интересов человека и человечества. Преодоление нравственно негативных явлений требует не только совершенствования общественных отношений в их объективном содержании, но и деловой последовательной борьбы с конкретными носителями зла.

В целом в противопоставлении добра и зла осуществляется оценка поступков, содействующих либо препятствующих укреплению позиций общественных групп, развитию либо застою (регрессу) общества.

При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.

Далеко не все моральные нормы и императивы осознаются каждым человеком, анализируются им и оцениваются. Многое человек выполняет автоматически, как сложившиеся стереотипы поведения, соответствующие традициям и обычаям. Это моральные привычки. Человеку свойственно не раздумывая помогать слабому, уступить место старику, защитить ребенка и т.п. Такие моральные привычки в своих массовых проявлениях составляют основу моральной нравственности общества.

Совесть — это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.

Честь — это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественного значения.

Долг - ода из основных категорий этики; превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Нравственные искания человека приобретают особенно тревожный и значимый характер в переходные исторические периоды, когда происходят изменения в системе ценностей. От нравственно-психологического состояния человека зависит его общее социальное самочувствие, его самооценка и понимание сущности своей деятельности в изменяющихся общественных условиях. Именно в обстановке коренных общественных перемен особенно опасны любые неблагополучия в общественной и личной нравственности, такие, к примеру, проявления, как ненависть.

Кроме того, при моральных оценках принято различать и их сугубо оценочную и предписательную формы: в первом случае то или иное действие сопоставляется с установившимися нормами, предписаниями и т.п., во втором — содержит в себе указание на необходимость или, наоборот, нежелательность тех или иных действий.[5]

Читайте также: