Мы живем на урале проект в доу

Обновлено: 01.06.2024

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями.

Данный проект является актуальным, т.к. дети нашего сада, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх,

Краткое описание проекта.

Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия родного края , как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Для полноценного изучения русской народной культуры, конечно, одних музыкальных занятий, праздников и развлечений на материале русского фольклора, несомненно, недостаточно. Необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания.

Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений.

Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

Проблема: во время знакомства с устным народным творчеством дети задавали вопросы познавательного характера "А что такое косоворотка? Зачем нужна прялка?" и т. п. я задумалась, а достаточны ли представления наших детей и родителей о творчестве родного края (Урал).

Постановка проблемы

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.

Вид проекта: творческий,

По срокам реализации: среднесрочный с 15 марта 2019 по 15 апреля 2019.

По количеству участников: групповой.

Участники: музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста (группы № 9 ), воспитатели Татаурова Е.А., Карсакова О.Ю., родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Продукт совместной деятельности: праздник "Мы живём на Урале", вокальное пение и сочинительство, танцевальное и игровое творчество.

Направление работы

Гипотеза

Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности.

Принципы работы.

1. Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблемы.

2. Принцип опоры на ведущий вид деятельности (познавательно-исследовательский, чтение, продуктивной, коммуникативной, игровой, трудовой, музыкально-художественный), которые взаимодействуют и обобщают друг друга.

3. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребёнка как равноправных партнёров, обеспечивает возможность саморазвития каждого.

4. Принцип учёта возрастных возможностей детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Проект реализован через образовательные области:

Цель проекта:

Приобщить детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности

через воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, (обычаям, традициям, к народному календарю, к народным играм.)
Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей и их родителей с народными праздниками, с русскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и пр.
  2. Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом
  3. Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора
  4. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
  5. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине, родному краю.
  6. Создавать необходимую предметно–развивающую среду в группах, муз. зале.
  7. Координировать движение и речь, расширять, обогащать, активизировать словарный запас ребенка.

Формы организации музыкальной деятельности.

  • Проведение совместной образовательной деятельности педагога с детьми различного типа.
  • Проведение развлечений на материале русского фольклора для старших дошкольников.
  • Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей.

В результате реализации проекта:

1. Дети и родители расширят знания об устном народном творчестве, познакомятся с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической), с русским народным костюмом и играми.

2. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться в инсценировках по знакомому сюжету, выразительно действовать в своей роли и в игре, сформированы вокально-хоровые навыки, чистота интонирования средствами народного фольклора.

3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.

5. Детей и родители реализуют возможность действовать совместно в познавательной и творческой деятельности.

6. В групповых музыкальных уголках пополнится материал по фольклору (альбомы по русскому народному костюму, по ремеслам, элементы русского народного костюма для драматизаций). В музыкальном зале обновятся декорации для народных праздников.

Ожидаемые результаты:

Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной деятельности, через просмотр фольклорных праздников и развлечений. (по методике работы Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГТ).

· Беседы
· Чтение сказок, потешек.
· Разучивание народных игр
· Занятия.
· Выполнение творческих заданий
· Развлечения

Индивидуальные беседы
· Анкетирование
· Разучивание ролей
· Выступление на праздниках
Консультации

Проект реализовывался на групповых и игровых занятиях с детьми, в рамках тематического планирования, через участие детей в праздниках и развлечениях.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный ( 15 марта – 21 марта 2019 г.). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, планирование, подбор методического материала.

2 этап – основной (с 21 марта по 10 апреля 2019 г.) Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

В. Сухомлинский

Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях, и, в то же время, приобщаться к богатствам.

ВложениеРазмер
proekt_my_zhivyom_na_urale.docx 27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Вотинцева Людмила Иосифовна

г. Качканар, 2018 г.

«Красота родного края, открывающая благодаря сказке,

фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…

пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

Вид проекта: информационно-познавательный

Время реализации 9 месяцев (1 сентября-30 мая)

Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный.

Состав участников: воспитанники группы, педагоги, родители воспитанников.

План по реализации проекта

детей подготовительного к школе возраста

Цель проекта: приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям.

1. Познакомить детей с природой Урала: природно-географическими зонами: лесной, горной, степной. Дать сведения о названиях некоторых природных озер, гор, рек. Уточнить знания о растительном и животном мире Урала.

2. Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале.

3. Учить выделять выразительные средства произведений уральского устного народного творчества: колыбельной песни, пословицы, небылицы .

4.Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры. Познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Урала; с произведениями декоративно-прикладного искусства Урала: гравюрой, чеканкой, вышивкой, литьем, камнерезным искусством и др. развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов.

5.Расширять представления детей о родном городе Качканаре: гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях, архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта) .

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

1. Дети имеют представление о природе Урала, о растительном и животном мире уральского региона.

2. Дети имеют представление о народах, населяющих Урал, их особенностях жилища, обычаях, традициях, календарных праздниках.

3. Дети знают произведения уральского устного народного творчества.

4. Дети знакомы с Урало-сибирской росписью и другими произведениями декоративно-прикладного искусства Урала.

5. Дети знают название своего родного города, имеют представления о гербе, флаге города, достопримечательностях города.

Этапы работы над проектом :
I. Подготовительный этап
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- выбор материалов для реализации проекта.

II. Основной (практический)

Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей

Составление рассказа о своей семье с помощью семейного альбома. Рисунки детей по данной теме.

Знакомство с достопримечательностями Среднего Урала (горы, памятники природы, здания).

Развивать представления детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края с помощью сюжетных картин.

Познакомить детей с различными видами искусства Среднего Урала, художниками-живописцами, познакомить с картинами - пейзаж, натюрморт, портрет.

2. «Знакомство детей с уральскими писателями (П. П. Бажов, Д. Н. Мамин-Сибиряк). Продолжать знакомить детей с творчеством писателей, иллюстрациями к их рассказам и сказкам. Узнавание детьми рассказа писателя по иллюстрации, писателя – по портрету.

Оформление открытки на осеннюю тему с использованием засушенных листьев и фотографий детей.

Продолжать знакомить детей с творчеством П. Бажова. Узнавание детьми иллюстраций к сказам П. Бажова.

Закрепление знаний по данной теме при помощи иллюстративного материала, фотографий, беседы.

Расширить представления о перелётных и зимующих птицах.

Продолжать знакомить детей с уральскими композиторами и их репертуаром для детей (П. Чайковский). Прослушивание мелодий уральских композиторов.

Расширить представление о том, что Солнце является источником тепла и света. Воспитывать бережное отношение к природе. Поставить с детьми опыты: где предметы нагреваются быстрее – в тени или на солнце.

Просмотр презентации о солнце.

Учить детей различать деревья по картинкам, дифференцировать хвойные породы деревьев – сосна обыкновенная, ель сибирская. Воспитывать доброту, отзывчивость, эстетические чувства, любовь к природе.

Просмотр презентации "Наше богатство – лес".

Познакомить детей с жизнью птиц и животных зимой; учить различать следы зверей; воспитывать любовь к природе, ко всему живому.

Познакомить детей с творчеством иллюстраторов (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, учить замечать сходства и различия в их работах.

Подарки для мам своими руками.

Познакомить детей с несколькими названиями гор на Урале и вокруг Качканара, дать общее представление о них, используя наглядный материал.

Создание альбома "Горы Среднего Урала".

Расширить знания детей о главной реке города – Исети. Познакомить детей с реками нашего края – Чусовая, Урал, Белая, дать общее представление о них.

Просмотр презентации о реках.

Расширить знания о природе, знакомить с растениями своего города. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Воспитывать бережное отношение к растениям, природе.

Сформировать у детей представление о жизни птиц весной. Воспитывать бережное отношение к лесу, краю, в котором живем. Экскурсия по территории детского сада (наблюдение за гнездованием птиц).

Привлечь детей, родителей к благоустройству и озеленению территории детского сада.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Актуальность проекта

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников всегда считалось важной задачей педагогики, и это в первую очередь связано с особенностями возрастного периода, когда возникает процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка и его отношение к окружающему миру. Дошкольный возраст является самым важным периодом в формировании личности, когда закладываются предпосылки для гражданских качеств, развиваются детские представления о личности, обществе и культуре.

Планируемые результаты проекта:

- дети проявляют чувство патриотизма в процессе приобщения к природе Урала, в процессе знакомства с национальными традициями людей живущих на Урале, сказками народов Урала.

- дети проявляют развивать инициативу в процессе планирования деятельности для реализации проекта;

- дети проявляют интерес к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм) своего народа, других народов и национальностей;

- дети проявляют бережное отношение к природе родного края;

- дети проявляют способность чувствовать красоту природы Урала и эмоционально откликаться на нее.

-дети имеют представление о представителях животного мира, о природном богатстве и природных достопримечательностях родного края.

- дети имеют представление о быте народов Урала, о национальных костюмах.

- воспитывать чувство патриотизма в процессе приобщения к природе Урала, в процессе знакомства с национальными традициями людей живущих на Урале, сказками народов Урала.

- развивать инициативу детей в процессе планирования деятельности для реализации проекта;

- развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм) своего народа, других народов и национальностей;

- развивать бережное отношение к природе родного края;

-развивать способность чувствовать красоту природы Урала и эмоционально откликаться на нее.

-обогащать знания о представителях животного мира, о природном богатстве и природных достопримечательностях родного края.

-сформировать представления детей о быте народов Урала, о национальных костюмах.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Сроки реализации проекта: с 27 апреля по 23 мая 2020 г.

Участники и организаторы проекта: дети 5-6 лет, воспитатель, родители.

Изменение развивающей предметно-пространственной среды группы в рамках реализации проекта:

Центр этики и этикета :

Центр экологического воспитания :

Центр искусства и творчества : трафареты национальных узоров, шаблоны одежды людей разных национальностей, альбомы с иллюстрациями национальных костюмов народных промыслов.

Содержание деятельности по этапам реализации проекта

Деятельность детей и родителей

-смотивировать детей и родителей к проектной деятельности, раскрыть значимость и актуальность проекта, ввести детей в проблемную ситуацию;

-провести входную диагностику.

Работа с детьми

- Проведение входной диагностики патриотического воспитания детей

Работа с родителями

-родители и дети осознают актуальность проекта, входят в проблемную ситуацию;

-дети принимают участие во входной диагностике.

- Дети проявляют интерес к участию в проекте.

-развивать инициативу детей в процессе планирования деятельности для реализации проекта;

-привлечь родителей к планированию проекта;

-подобрать дидактические материалы в соответствии с выбранными темами.

Работа с детьми

- Подборка дидактических материалов (информационные материалы, иллюстративный материал, дидактические игры, книги и др.) в соответствии с выбранными темами

Работа с родителями

Участие родителей в подборе информационных материалов.

- Дети и родители рассказывают, анализируют, предлагают свои решения о том, что они хотят узнать, как это можно сделать?

-принимают участие в подборе методического материала по проекту.

- Родители проявляют активность в обсуждении содержания проекта.

- дети активны в обсуждении содержания проекта.

- активно принимают участие в подборе материала по проекту.

3. Практический этап

- воспитывать чувство патриотизма в процессе приобщения к природе Урала, в процессе знакомства с национальными традициями людей живущих на Урале, сказками народов Урала.

- развивать инициативу детей в процессе планирования деятельности для реализации проекта;

- развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм) своего народа, других народов и национальностей;

- развивать бережное отношение к природе родного края;

-развивать способность чувствовать красоту природы Урала и эмоционально откликаться на нее.

-обогащать знания о представителях животного мира, о природном богатстве и природных достопримечательностях родного края.

-сформировать представления детей о быте народов Урала, о национальных костюмах.

1 БЛОК - ПРИРОДА УРАЛА

Работа с детьми

2 БЛОК – НАЦИОНАЛЬНОСТИ УРАЛА

Работа с детьми

-слушание национальных мелодий (русских, башкирских, татарских)

ОД в РМ: Организация подвижных игр на прогулке

- подвижные игры народов Урала (Приложение Ё)

Работа с родителями

-дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы:

участвуют в занятиях,

включаются в образовательную деятельность;

-представляют результаты работы в группах, участвуют в обсуждении, проявляют инициативу, сотрудничают, делают выбор.

- дети проявляют чувство патриотизма в процессе приобщения к природе Урала, в процессе знакомства с национальными традициями людей живущих на Урале, сказками народов Урала.

- дети проявляют развивать инициативу в процессе планирования деятельности для реализации проекта;

- дети проявляют интерес к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм) своего народа, других народов и национальностей;

- дети проявляют бережное отношение к природе родного края;

- дети проявляют способность чувствовать красоту природы Урала и эмоционально откликаться на нее.

-дети имеют представление о представителях животного мира, о природном богатстве и природных достопримечательностях родного края.

- дети имеют представление о быте народов Урала, о национальных костюмах.

-формировать у детей умение анализировать процесс и результат проекта, формулировать выводы.

-организовать оформление результатов проекта, подготовку к презентации результатов проекта.

Работа с детьми:

- Дети совместно с воспитателем анализируют процесс и результат проекта, формулируют выводы.

-дети оказана помощь в оформлении результатов диагностики и создании условий для их презентации сверстникам;

-результаты входящей и контрольной педагогической диагностики оформлены.

-организовать проведение презентации проекта.

дети и родители принимают участие в презентации проекта.

-проходит презентация проекта, ее основных позиций.

-стимулировать детей и родителей к совместному самоанализу и самооценке результатов реализации проекта.

Воспитатель, воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

По срокам реализации – краткосрочный

Обоснование актуальности проекта.

Родина. Она у каждого своя. Для кого-то это целая страна, для кого-то это милый сердцу уголок -его родной город. И сколько бы ни жил человек на земле, Родина для него одна.

Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого - с любви к родному городу, краю.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края.

Цель проекта: Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.

Задачи:

познакомить с историей возникновения города, с памятниками истории и культуры села, воспитывать бережное отношение к ним.

познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;

формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;

развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;

формировать чувство гордости за свой родной край.

Планируемые результаты проекта:

обогатились знания детей о малой Родине; имеют представления о жизни людей на Урале;

активно вступают во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;

обогатился словарный запас;

проявляют творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;

Читайте также: