Педагогические требования к подбору подвижных игр в доу

Обновлено: 29.06.2024

В содержании представлен следующий информационно - методический материал: виды и специфика подвижных игр, используемых в ДОО; методика работы по организации подвижных игр в разных возрастных группах; особенности проведения малоподвижных игр.

Содержимое публикации

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Определение и специфика подвижной игры.

Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Среди игр для детей седьмого года жизни преобладают бессюжетные подвижные игры, т.к. детей этого возраста интересуют не образ (кошка, мышка), не движение, соответствующее данному образу, например, подкрадывающейся кошки, а результат – поймать мышку благодаря быстроте и ловкости.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу.

Условно можно выделить несколько типов подвижных игр:

- игры с мячом вырабатывают координацию движений, формируют у детей чувство ритма. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга.

- игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д), в которых соревнуются в игре. Этот принцип является основополагающим в играх – эстафетах.

Методика проведения подвижных игр.

Подвижные игры классифицируются:

-по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);

- по видам движений (игры с бегом, метанием и т.д.);

- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр:

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры.

К спортивным играм - баскетбол, городки настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.

Сюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на:

- игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.).

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы.

Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей; времени года; режима дня; места проведения игр и интересов детей.

При подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность у детей представлений об обыгрываемом сюжете.

Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре. Педагог обращает внимание на правильное, раскованное, выразительное выполнение двигательных действий.

Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу:

- читает художественные произведения,

- организует наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий (водителями, спортсменами и т.д.),

- просмотр видеофильмов, кино- и диафильмов, презентаций,

-значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры – изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5 – 2 мин.

Объяснение сюжетной подвижной игры дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.

Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание повадкам животных.

В ходе объяснения новой игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мышления, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ; развития выразительности, красоты, грациозности движений, фантазии и воображения. Сюжет рассказа и его содержание должны быть понятны детям, поэтому необходима соответствующая предшествующая работа, способствующая формированию представлений об обыгрываемом сюжете. Для этого воспитатель проводит наблюдения в природе за поведением птиц и животных; читает художественную литературу, показывает диафильмы и видеофильмы. Вместо ситуативного объяснения игры педагог использует перед проведением первой игры крошку – сказку или сюжетный рассказ, в который входят правила игры и сигнал. Их объяснение занимает 1,5 – 2 минуты или меньше. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, развитию выразительности движений. В объяснение игры вплетаются правила, сигнал.

Сюжетные рассказы используются во всех возрастных группах. Нередко педагогу бывает сложно придумать объяснение игры. Для этого можно использовать стихи.

Вышла курочка – хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

На скамейке, у дорожки,

Улеглась и дремлет кошка.

И цыпляток догоняет.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших – без него). С помощью вопросов педагог проверяет, как дети поняли игру.

Объясняя игры с элементами соревнования,педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. При этом он обращает внимание детей на необходимость не только скоростного, но и качественного выполнения игровых заданий.

Любая игра объясняется примерно по такой схеме:

- название игры (можно сказать, с какой целью она проводится);

- роли играющих и их расположение на площадке;

Важную роль в подвижных играх выполняют считалки, с их помощью выбирают водящих.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит также в распределении ролей. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего и затем попросить их объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; может взять ведущую роль на себя или выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет поначалу воспитатель, постепенно начиная поручать роль ведущего детям.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил, анализирует причины их нарушения.

Значительное внимание следует уделять вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи.

Первоначально варианты игры педагог придумывает сам, учитывая постепенно усложнение правил, повышая требования к их исполнению.

Подводя итог игры, воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнявших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь и творчество.

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах.

В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки

При проведении сюжетных игр рекомендуется применять методику, обращенную к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа.

Педагог следит за образным выполнением детьми действий, напоминает, чтобы они использовали в игре всю площадку, летали красиво, эмоционально имитировали движения, действовали (по возможности) по сигналу. Проводя игру, воспитатель постоянно напоминает детям об игровом образе. Значительно оживляют игру различные атрибуты: головные уборы с изображением птичек, рули автомобиля и т.д. При последующем проведении игры детям предлагают новые варианты: воробушки возвращаются в свои гнездышки, влезают на скамейку (садятся на провода). К концу года роль автомобиля поручается наиболее активному ребенку.

Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный сюжетный рассказ.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед ребятами ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.

Движения детей 5-6 лет отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые поначалу целесообразно вводить как соревнование между несколькими детьми, равными по физическим силам и уровню развития двигательных навыков.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими, красивыми, уверенными. Ребята должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. Необходимо ставить перед ними в играх задачи для самостоятельного решения.

Используя метод творческих заданий, воспитатель постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации.

Показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр; усложнению правил. Высшим проявлением творчества является придумывание ребятами подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

В подготовительной группе наряду сюжетными и несюжетными играми проводятся игры – эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущих, широко пользоваться считалками.

Малоподвижные игры и игровые упражнения.

Основные цели игр и игровых упражнений малой подвижности:

- снижение физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;

- снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук;

- развитие гибкости и подвижности пальцев, координации движений рук и ног;

- развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;

- укрепление сердечно – сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма;

-ориентировка в пространстве;

- формирование и закрепление двигательных умений;

- получение детьми удовольствия, создание хорошего настроения;

- сохранение и укрепление здоровья дошкольников;

- повышение интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни.

В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Спецификой данного вида игр является:

способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др.),

движения, которые включаются в игру,

методика проведения (выбор игры, место проведения, подготовка к игре, сбор детей на игру, объяснение, проведение и окончание игры),

темп, в котором она ведется (медленный),

количество повторений движений (3-6 раз).

Подобные игры не требуют подробного объяснения правил. Воспитатель сам показывает детям движение или выбирает для этого кого – либо из ребят.

Игры малой подвижности подразделяются на:

игры, способствующие развитию мелкой моторики рук и сенсорики;

игры, способствующие развитию внимания (слухового, моторно – двигательного);

игры на развитие интеллекта;

игры на развитие слуха;

игры на развитие зрения;

игры на развитие речи.

Игры и игровые упражнения малой подвижности проводятся со всеми детьми группы одновременно на физкультурных занятиях (в третьей – заключительной части), досугах и праздниках, дневной и вечерней прогулках, в физкультурных минутках, в самостоятельной двигательной деятельности детей.

Эти игры не требуют большого пространства. Они доступны в любую погоду и любое время года. Младшие дошкольники играют в них с помощью воспитателя, а старшие – самостоятельно.

(для детей 3 – 5 лет).

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и проговаривает текст, дети повторяют движения.

Жили – были зайчики

(показывают руками заячьи ушки).

На лесной опушке,

Жили – были зайчики

(показывают руками заячьи ушки).

В маленькой избушке,

(приседают и показывают руками над головой крышу дома).

Мыли свои лапочки
(поглаживающие движения рук)

(руки на пояс, повороты вправо – влево)

Надевали тапочки.
(поочередно выставляют ноги на пяточки).

(для детей 4 – 7 лет).

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, произнося слова:

Мы идем за шагом шаг.

Сделаем вот так!

С окончанием слов дети останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например: повернуться, наклониться и присесть.

(для детей 5 – 7 лет)

Дети образуют круг, ходят хороводом и произносят:

Кру – кру – кружочек,

Сыграй во рожочек,

Таня, перевернись ты!

Названная по имени девочка (мальчик) должна повернуться на 180градусов.

(для детей 6 – 7 лет)

Играющие образуют круг.

Выбирают по считалке водящего. Он выходит в середину круга и закрывает глаза.

Дети идут по кругу и произносят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты, Алеша (Наташа и пр.), отгадай,

Кто позвал тебя, узнай.

С окончанием слов дети останавливаются.

Воспитатель указывает на кого – либо из играющих. Тот называет водящего по имени.

Водящий, не открывая глаз, должен угадать, кто из ребят его позвал.

Если водящий отгадывает, он открывает глаза и меняется местами с названным им ребенком. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза.

Игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону.

Категории игр в соответствии с возрастными этапами развития ребенка.

-Детские игры от одного года – в этом возрасте ребенок делает первые шаги, уже хорошо стоит и ползает, реагирует на простые словесные команды. Подойдут некоторые неподвижные и малоподвижные игры в помещении на развитие органов чувств (осязание, зрение, слух).

- Детские игры от двух лет – ребенок уже умеет бегать и прыгать, начинает понимать, что от него хотят. Может говорить простые двух-трехсложные словосочетания. Развивается координация глаз – рука, поэтому ребенок любит рисовать каляки, что – либо раскрашивать и играть с кубиками. Подойдут малоподвижные игры. В этом возрасте он только начинает общаться с другими, поэтому ему подойдут игры для одного игрока или в сопровождении взрослого. Акцент в этом возрасте необходимо сделать на развитии координации.

- Детские игры от трех лет - в этом возрасте ребенок уже разговаривает простыми словами, поэтому хорошо развивать речь и память с помощью стишков, песенок, считалок, скороговорок. Также подойдут малоподвижные игры, независимые от места и вида, на развитие внимания и усидчивости. А так как ребенок начинает усиленно общаться, подойдут игры для двух и более участников.

-Детские игры от четырех лет – ребенок уже может осмысленно общаться. Становится очень активным. Начинает интересоваться различиями между мальчиками и девочками. В это время хороши активные, подвижные игры и на развитие мелкой моторики рук.

- Детские игры от шести лет - примерно с этого возраста ребенок начинает размышлять, выстраивать свои мысли. Уже почти полностью сформированы жизненные ценности и навязаны почти все стереотипы. Подойдут активные игры на улице на развитие реакции, выносливости и силы, а также на развитие мышления. В этом возрасте можно организовывать игры для трех, четырех, пяти и более игроков.

Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. – М.: 2009.

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. М.: 2016.

Итак, первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, – соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.

Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.

Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре дается ходьба группой, в другой – ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Так же можно разнообразить и бег. Дети могут бегать в одном направлении, врассыпную, убегать от ловящего на свои места и т. п. Выполнение движений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации движений малышей, ориентировки их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности.

Третье требование – подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. В разных детских учреждениях он может быть различным. Часть детей в начале года впервые приходит в детский сад. У таких детей еще нет навыка совместных действий в группе сверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к режиму. По своему двигательному опыту эти дети отличаются от детей, ранее посещавших ясельные группы. Поэтому в начале года надо организовывать игровые упражнения для небольшого числа детей, а также подвижные игры, более простые по содержанию и не требующие четкого согласования движений играющих.

Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания. Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с правилами.

Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.

При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.

Ме­тоди­ка про­веде­ния под­вижных игр

Под­вижные иг­ры клас­си­фици­ру­ют­ся по воз­расту, по сте­пени под­вижнос­ти ре­бен­ка в иг­ре (иг­ры с ма­лой, сред­ней, боль­шой под­вижностью), по ви­дам дви­жений (иг­ры с бе­гом, ме­тание и т. д.), по со­дер­жа­нию (под­вижные иг­ры с пра­вила­ми и спор­тивные иг­ры).

В те­ории и ме­тоди­ке фи­зичес­ко­го вос­пи­тания при­нята сле­ду­ющая клас­си­фика­ция игр.

К под­вижным иг­рам с пра­вила­миот­но­сят­ся сю­жет­ные и не­сюжет­ные иг­ры. К спор­тивным иг­рам– бас­кетбол, го­род­ки, нас­толь­ный тен­нис, хок­кей, фут­бол и др.

Сю­жет­ные под­вижные иг­ры от­ра­жа­ют в ус­ловной фор­ме жиз­ненный или ска­зоч­ный эпи­зод. Ре­бен­ка ув­ле­ка­ют иг­ро­вые об­ра­зы. Он твор­чески воп­ло­ща­ет­ся в них, изоб­ра­жая кош­ку, во­робыш­ка, ав­то­мобиль, вол­ка, гу­ся, обезь­яну и т. д.

Ме­тоди­ка про­веде­ния под­вижных игрвклю­ча­ет в се­бя не­ог­ра­ничен­ные воз­можнос­ти ком­плексно­го ис­поль­зо­вания раз­но­об­разных при­емов, нап­равлен­ных на фор­ми­рова­ние лич­ности ре­бен­ка, уме­лое ди­дак­ти­чес­кое ру­ководс­тво иг­рой.

Осо­бое зна­чение име­ют про­фес­си­ональ­ная под­го­тов­ка вос­пи­тате­ля, пе­даго­гичес­кая наб­лю­датель­ность и пред­ви­дение. Сти­мули­руя у ре­бен­ка ин­те­рес к иг­ре, ув­ле­кая его иг­ро­вой де­ятель­ностью, пе­дагог за­меча­ет и вы­деля­ет су­щес­твен­ные фак­то­ры в его раз­ви­тии и по­веде­нии; оп­ре­деля­ет (под­час по от­дель­ным штри­хам) ре­аль­ные из­ме­нения в зна­ни­ях, уме­ни­ях и на­выках. Важ­но по­мочь ре­бен­ку зак­ре­пить по­ложи­тель­ные ка­чес­тва и пос­те­пен­но пре­одо­леть от­ри­цатель­ные. Пе­даго­гичес­кая наб­лю­датель­ность, лю­бовь к де­тям поз­во­ля­ют пе­даго­гу вдум­чи­во вы­бирать ме­тоды ру­ководс­тва их де­ятель­ностью, кор­ректи­ровать по­веде­ние ре­бен­ка и свое собс­твен­ное; соз­да­вать ра­дос­тную, доб­ро­жела­тель­ную ат­мосфе­ру в груп­пе. Дет­ская ра­дость, соп­ро­вож­да­ющая иг­ру, спо­собс­тву­ет фор­ми­рова­нию фи­зичес­ких, пси­хичес­ких, ду­хов­ных, эс­те­тичес­ких и нравс­твен­ных ка­честв ре­бен­ка.

Ме­тоди­ка про­веде­ния под­вижной иг­ры нап­равле­на на вос­пи­тание эмо­ци­ональ­но­го, соз­на­тель­но дей­ству­юще­го в ме­ру сво­их воз­можнос­тей и вла­де­юще­го раз­но­об­разны­ми дви­гатель­ны­ми на­выка­ми ре­бен­ка. Под доб­ро­жела­тель­ным, вни­матель­ным ру­ководс­твом вос­пи­тате­ля фор­ми­ру­ет­ся твор­чески мыс­ля­щий че­ловек, уме­ющий ори­ен­ти­ровать­ся в ок­ру­жа­ющей сре­де, ак­тивно пре­одо­левать встре­ча­ющи­еся труд­ности, про­яв­лять доб­ро­жела­тель­ное от­но­шение к то­вари­щам, вы­дер­жку, са­мо­об­ла­дание.

Ме­тоди­ка про­веде­ния под­вижных игр наш­ла от­ра­жение в ра­ботах уче­ных: Е.А. Ар­ки­на, В. В. Го­ринев­ско­го, H.A. Мет­ло­ва, A.B. Ке­неман, М. М. Кон­то­рович, Л. И. Ми­хай­ло­вой, Т.Н. Осо­киной, Е.А. Ти­мофе­евой и др., су­щес­твен­но по­пол­нивших и обо­гатив­ших ме­тоди­ку про­веде­ния под­вижных игр в дош­коль­ном уч­режде­нии.

Ра­боты H. Н. Киль­пио, Н. Г. Ко­жев­ни­ковой, В. И. Ва­сюко­вой и др. под­твер­ди­ли вли­яние иг­ро­вого сю­жета на всес­то­рон­нее раз­ви­тие ре­бен­ка. Обя­затель­ным ус­ло­ви­ем ус­пешно­го про­веде­ния под­вижных игр яв­ля­ет­ся учет ин­ди­виду­аль­ных осо­бен­ностей каж­до­го ре­бен­ка. По­веде­ние в иг­ре во мно­гом за­висит от име­ющих­ся дви­гатель­ных на­выков, ти­поло­гичес­ких осо­бен­ностей нер­вной сис­те­мы. Ак­тивная дви­гатель­ная де­ятель­ность тре­ниру­ет нер­вную сис­те­му ре­бен­ка, спо­собс­тву­ет урав­но­веши­ванию про­цес­сов воз­бужде­ния и тор­мо­жения.

Под­бор под­вижных игр за­висит от ус­ло­вий ра­боты каж­дой воз­рас­тной груп­пы: об­ще­го уров­ня фи­зичес­ко­го, умс­твен­но­го раз­ви­тия де­тей, их дви­гатель­ных уме­ний; сос­то­яния здо­ровья каж­до­го ре­бен­ка, его ин­ди­виду­аль­ных ти­поло­гичес­ких осо­бен­ностей, вре­мени го­да, ре­жима дня, мес­та про­веде­ния игр, ин­те­ресов де­тей.

При под­бо­ре сю­жет­ных под­вижных игр сле­ду­ет при­нимать во вни­мание сфор­ми­рован­ность у де­тей пред­став­ле­ний об обыг­ры­ва­емом сю­жете. Обя­затель­ным ус­ло­ви­ем под­го­тов­ки пе­даго­га к про­веде­нию под­вижных игр яв­ля­ет­ся пред­ва­ритель­ное ра­зучи­вание дви­жений как ими­таци­он­ных, так и фи­зичес­ких уп­ражне­ний, дей­ствий, ко­торые де­ти вы­пол­ня­ют в иг­ре. Пе­дагог об­ра­ща­ет вни­мание на пра­виль­ное, рас­ко­ван­ное, вы­рази­тель­ное вы­пол­не­ние дви­гатель­ных дей­ствий. Для луч­ше­го по­нима­ния иг­ро­вого сю­жета пе­дагог про­водит пред­ва­ритель­ную ра­боту:чи­та­ет ху­дожес­твен­ные про­из­ве­дения, ор­га­низу­ет наб­лю­дения за при­родой, за жи­вот­ны­ми, де­ятель­ностью лю­дей раз­личных про­фес­сий (во­дите­лями, спорт­сме­нами и т. д.), прос­мотр ви­де­офиль­мов, ки­но– и ди­афиль­мов; бе­седы. Зна­читель­ное вни­мание пе­дагог уде­ля­ет под­го­тов­ке ат­ри­бутов иг­ры – из­го­тав­ли­ва­ет ат­ри­буты вмес­те с деть­ми или в их при­сутс­твии (в за­виси­мос­ти от воз­раста).

Важ­но пра­виль­но ор­га­низо­вать иг­рув от­но­шении со­дер­жа­ния, оче­ред­ности вы­пол­не­ния за­даний. Иг­ра мо­жет быть про­веде­на од­новре­мен­но со все­ми деть­ми или с не­боль­шой груп­пой. Пе­дагог варь­иру­ет спо­собы ор­га­низа­ции игр в за­виси­мос­ти от их струк­ту­ры и ха­рак­те­ра, мес­та про­веде­ния дви­жений. Про­думы­ва­ет спо­собы сбо­ра ре­бят на иг­ру и вне­сение иг­ро­вых ат­ри­бутов.

Оз­на­ком­ле­ние де­тейс но­вой иг­рой про­водит­ся чет­ко, ла­конич­но, об­разно, эмо­ци­ональ­но и про­дол­жа­ет­ся 1,5–2 мин.

Объ­яс­не­ниесю­жет­ной под­вижной иг­ры, как уже от­ме­чалось, да­ет­ся пос­ле пред­ва­ритель­ной ра­боты по фор­ми­рова­нию пред­став­ле­ний об иг­ро­вых об­ра­зах.

Те­мати­ка сю­жет­ных под­вижных игр раз­но­об­разна: это мо­гут быть эпи­зоды из жиз­ни лю­дей, яв­ле­ния при­роды, под­ра­жание по­вад­кам жи­вот­ных. В хо­де объ­яс­не­ния но­вой иг­ры пе­ред деть­ми ста­вит­ся иг­ро­вая цель, спо­собс­тву­ющая ак­ти­виза­ции мыш­ле­ния, осоз­на­нию иг­ро­вых пра­вил, фор­ми­рова­нию и со­вер­шенс­тво­ванию дви­гатель­ных на­выков. При объ­яс­не­нии иг­ры ис­поль­зу­ет­ся крат­кий об­разный сю­жет­ный рас­сказ.Он из­ме­ня­ет­ся в це­лях луч­ше­го пе­ревоп­ло­щения ре­бен­ка в иг­ро­вой об­раз; раз­ви­тия вы­рази­тель­нос­ти, кра­соты, гра­ци­оз­ности дви­жений, фан­та­зии и во­об­ра­жения. Сю­жет­ный рас­сказ ана­логи­чен сказ­ке, вы­зыва­ющей у де­тей вос­созда­ющее во­об­ра­жение – зри­тель­ное вос­при­ятие всех си­ту­аций иг­ры и дей­ствий, сти­мули­ру­ющих их к эмо­ци­ональ­но­му вос­при­ятию.

Сю­жет рас­ска­за, его со­дер­жа­ние дол­жно быть по­нят­но де­тям, по­это­му ис­поль­зо­вание это­го при­ема тре­бу­ет пла­ниро­вания и про­думы­вания пе­даго­гом пред­шес­тву­ющей ра­боты, что­бы у де­тей бы­ло сфор­ми­рова­но пред­став­ле­ние об обыг­ры­ва­емом сю­жете. Вос­пи­татель про­водит наб­лю­дение в при­роде, жи­вом угол­ке за по­веде­ни­ем птиц, жи­вот­ных; чи­та­ет ху­дожес­твен­ную ли­тера­туру, по­казы­ва­ет ди­афиль­мы, ви­де­офиль­мы, ки­нофиль­мы, сос­тавляя пред­став­ле­ния, не­об­хо­димые для ус­пешно­го про­веде­ния иг­ры. Вмес­то си­ту­атив­но­го объ­яс­не­ния иг­ры пе­дагог ис­поль­зу­ет пе­ред про­веде­ни­ем пер­вой иг­ры крош­ку-сказ­ку или сю­жет­ный рас­сказ, в ко­торый вхо дят пра­вила иг­ры и сиг­нал. Их объ­яс­не­ние за­нима­ет те же от­ве­ден­ные ме­тоди­кой 1,5–2 ми­нуты, а иног­да и мень­ше. Вос­пи­татель­ный эф­фект от та­кого объ­яс­не­ния вы­сок – у де­тей раз­ви­ва­ют­ся вос­созда­ющее во­об­ра­жение, фан­та­зия. Сю­жет­ный рас­сказ спо­собс­тву­ет вхож­де­нию в об­раз, раз­ви­тию вы­рази­тель­нос­ти дви­жений. В объ­яс­не­ние иг­ры впле­та­ют­ся пра­вила, сиг­нал.

Сю­жет­ные рас­ска­зы ис­поль­зу­ют­ся во всех воз­рас­тных груп­пах. Не­ред­ко пе­даго­гу бы­ва­ет слож­но при­думать объ­яс­не­ние иг­ры. Для об­легче­ния за­дачи мож­но ис­поль­зо­вать сти­хи. Нап­ри­мер:

С нею жел­тые цып­лятки.

На ска­мей­ке, у до­рож­ки.

Улег­лась и дрем­лет кош­ка.

И цып­ля­ток до­гоня­ет.

Рос­том он был с ко­мод,

Уси­щи – с ар­шин,

Гла­зищи – с кув­шин,

Хвост тру­бой,

Жи­ли-бы­ли по­рося­та,

Очень друж­ные ре­бята.

У них был кра­сивый дом,

И у­ют­но бы­ло в нем.

Воз­ле до­ма был лу­жок,

По­рося­та там гу­ляли,

Ве­сели­лись и иг­ра­ли.

Ве­сели­лись и иг­ра­ли.

Но од­нажды на лу­жок,

Где гу­ляли по­рося­та,

При­бежал сер­ди­тый волк,

Он го­лод­ный и кос­ма­тый.

По­росят он уви­дал,

По­рося­та ис­пу­гались

И быс­трей до­мой пом­ча­лись,

Дверь зак­ры­ли на за­мок,

При­та­ились и мол­чок.

Волк нем­но­го по­дож­дал

И в лес тем­ный убе­жал.

Объ­яс­няя не­сюжет­ную иг­ру,пе­дагог рас­кры­ва­ет пос­ле­дова­тель­ность иг­ро­вых дей­ствий, иг­ро­вые пра­вила и сиг­нал. Он ука­зыва­ет мес­то­поло­жение иг­ра­ющих и иг­ро­вые ат­ри­буты, ис­поль­зуя прос­транс­твен­ную тер­ми­ноло­гию (в млад­ших груп­пах с ори­ен­ти­ром на пред­мет, в стар­ших – без не­го). При объ­яс­не­нии иг­ры вос­пи­татель не дол­жен от­вле­кать­ся на за­меча­ния де­тям. С по­мощью воп­ро­сов он про­веря­ет, как де­ти по­няли иг­ру. Ес­ли пра­вила им по­нят­ны, то иг­ра про­ходит ве­село и ув­ле­катель­но.

Объ­еди­няя иг­ра­ющих в груп­пы, ко­ман­ды, пе­дагог учи­тыва­ет фи­зичес­кое раз­ви­тие и ин­ди­виду­аль­ные осо­бен­ности де­тей. В ко­ман­ды под­би­ра­ет ре­бят, рав­ных по си­лам; для ак­ти­виза­ции не­уве­рен­ных, зас­тенчи­вых ма­лышей объ­еди­ня­ет их со сме­лыми и ак­тивны­ми ре­бята­ми.

Важ­ную роль в под­вижных иг­рах вы­пол­ня­ют счи­тал­ки, с их по­мощью вы­бира­ют во­дящих.

В фи­зичес­ком вос­пи­тании дош­коль­ни­ков ис­поль­зу­ют­ся раз­но­об­разные счи­тал­ки.

Счи­тал­ка­ми (на­род­ные наз­ва­ния: сче­туш­ки, счет, чит­ки, пе­рес­чет, го­воруш­ки и др.) при­нято на­зывать ко­рот­кие риф­мо­ван­ные сти­хи, при­меня­емые деть­ми для оп­ре­деле­ния ве­дуще­го или рас­пре­деле­ния ро­лей в иг­ре. Счи­тал­ка с ран­не­го детс­тва и до вступ­ле­ния в юность ис­поль­зу­ет­ся ре­бята­ми для вы­бора во­дящих в иг­рах. Она не зна­ет сос­ловных барь­еров, пе­реша­гива­ет гра­ницы раз­ных стран и при­сутс­тву­ет в оби­ходе де­тей мно­гих на­родов. Пред­по­ложи­тель­но про­ис­хожде­ние счи­тал­ки свя­зано с осо­бым ее ви­дом – тай­ным сче­том.

В древ­ности су­щес­тво­вал зап­рет на пря­мой пе­рес­чет ди­чи, до­бытой на охо­те, на пря­мое ко­личес­твен­ное оп­ре­деле­ние прип­ло­да в до­маш­нем хо­зяй­стве. Но так как знать ко­личес­тво бы­ло все же не­об­хо­димо, изоб­ре­ли фор­му кос­венно­го пе­рес­че­та, в ко­тором счет­ные еди­ницы за­меня­лись их эк­ви­вален­та­ми. Это бы­ли из­ме­нен­ные до не­уз­на­ва­емос­ти ко­личес­твен­ные и по­ряд­ко­вые чис­ли­тель­ные. Часть из них до­носит счи­тал­ка:

Изи – че­тыре,

Пя­там – пять,

Ла­там – шесть,

Ру­ма – во­семь,

Ду­ба – де­вять,

Крест – де­сять.

Счи­тал­ка спо­собс­тву­ет вы­работ­ке та­ких не­об­хо­димых че­лове­ку ка­честв, как чес­тность, неп­реклон­ность, бла­городс­тво, чувс­тво то­вари­щес­тва (фак­тор эти­чес­кий). Про­из­ве­дение в хо­рошем ис­полне­нии, в ат­мосфе­ре дет­ской ув­ле­чен­ности иг­рой дос­тавля­ет нас­лажде­ние, вы­раба­тыва­ет чувс­тво рит­ма, не­об­хо­димое в пес­не, тан­це, в ра­боте (фак­тор эс­те­тичес­кий). Сле­дова­тель­но, счи­тал­ка не­сет поз­на­ватель­ную, эс­те­тичес­кую и эти­чес­кую фун­кции, и вмес­те с иг­ра­ми, пре­люди­ей к ко­торым она ча­ще все­го выс­ту­па­ет, спо­собс­тву­ет фи­зичес­ко­му раз­ви­тию де­тей.

Де­ти не­ред­ко са­ми при­думы­ва­ют счи­тал­ки. При этом раз­ви­ва­ют­ся их фан­та­зия, твор­чес­тво и наб­лю­датель­ность, так как те­мы для счи­талок бе­рут­ся из жиз­ни лю­дей, жи­вот­ных, наб­лю­дений за яв­ле­ни­ями при­роды.

Рас­смат­ри­вая раз­но­об­разные спо­собы клас­си­фика­ции счи­талок, Г. С. Ви­ног­ра­дов под­разде­ля­ет их на три груп­пы: счи­тал­ки- чис­ловки, за­ум­ные счи­тал­ки и счи­тал­ки-за­мен­ки.

К счи­тал­кам-чис­ловкам он от­но­сит про­из­ве­дения, со­дер­жа­щие счет­ные сло­ва, за­ум­ные счет­ные сло­ва и эк­ви­вален­ты чис­ли­тель­ных. Нап­ри­мер:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 38 города Свободного

Консультация для педагогов ДОО

Сидоренко Анна Николаевна,

инструктор по физической культуре

МДОАУ д/с № 38 г. Свободного,

I квалификационная категория

Требования к организации и подбору подвижных игр в ДОО

уточнение знаний педагогов о требованиях к организации и подбору подвижных игр в ДОО.

Задача современных дошкольных учреждений - обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре.

Важнейшее значение в подвижных играх состоит в том, что дети приобретают конкретные взаимоотношения между играющими. Они определяют не только общий характер, формы соревновательной борьбы и взаимной дружбы, но и особенности выполнения многих игровых действий, остроту некоторых переживаний. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность.

(Чтобы игра удалась и принесла детям радость, педагогу нужно хорошо подготовиться к ее проведению, продумать все детали. Выучить литературное содержание, подобрать соответствующую считалочку и определить место проведения )

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В - третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Методика организации и проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка.

Организовывая подвижную игру, педагогу необходимо раскрыть для себя: последовательность игровых действий, игровые правила и сигналы, условия и место игры, распределение ролей, подготовка инвентаря.

(схема классификация подвижных игр на экран)

Далее педагогу необходимо знать методику проведения подвижных игр, которая включает в себя следующее: (Вывожу на слайд)

сбор детей на игру

создание интереса к игре

организация детей и объяснение игры

проведение игры и руководство ею

окончание игры и подведение итогов

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3-5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

С детьми старшего дошкольного возраста подвижные игры вне занятия можно заранее обговорить с детьми. Также допускается педагогу поручить своим помощниками , наиболее активным детям, собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось). Собирать детей надо быстро (1-2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Организация детей, объяснение игры . Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).

В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли. И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие.

Проведение игры и руководство ею . Игровой деятельностью детей руководит педагог. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог.

Звуковые сигналы в ходе игры не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

Указания детям лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у них желание точно выполнять правила игры.

Таким образом, при соблюдении выше указанных требований к организации и подбору подвижных игр в ДОО, можно правильно сформировать все личностные качества ребенка, которые пригодятся ему в обучении в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К организации и проведению подвижных игр при нарушении осанки предъявляется ряд требований. К ним относятся: выбор игры, выбор атрибутов и организация места проведения игры, подготовка и проведение игры, дозирование нагрузки при проведении подвижных игр, методики проведения подвижных игр, практические рекомендации.

Требования к проведению подвижных игр.

К организации и проведению подвижных игр при нарушении осанки предъявляется ряд требований. К ним относятся: выбор игры, выбор атрибутов и организация места проведения игры, подготовка и проведение игры, дозирование нагрузки при проведении подвижных игр, методики проведения подвижных игр, практические рекомендации.

Выбор игры - одно из главных требований к организации и проведению подвижных игр. Очень важно обратить внимание на состав участвующих, количество, возраст, форму и место их проведения. В первую очередь нужно, узнать какие задачи решаются в игре. Подвижные игры, в которых присутствую элементы ходьбы, бега, прыжки подбираются, на основе принципов подбора физических упражнений. Важно также заострить внимание на соответствие предложенного упражнения в игре с возрастом, базовым умением, доступностью, условием проведения игры. Игры должны развивать творческие способности детей. Для этого нужно:

при изучении подготовительных игровых упражнений активизировать творческий процесс;

через сохранные анализаторы с целью развития воображения шаг за шагом расширять знания об окружающем мире;

отбирать эмоционально насыщенные подвижные игры.

Выбираются игры согласно разделению и уровню педагогического влияния на физическое и духовное развитие детей с нарушениями в развитии.

Выбор атрибутов и организация места проведения игры.

При подборе инвентаря, пособий и атрибутов для организации игры необходимо знать специфику занимающихся. Это же относится к подготовке и организации места для проведения игры с детьми.

Подготовка и проведение игры.

Перед началом игры нужно подготовить необходимый инвентарь и оснащение для ее проведения. Подбор инвентаря, пособий и оснащение для организации и проведения игры и при организации места для проведения игры с детьми важно знать особенность занимающихся. Инвентарь должен быть ярким и красочным. При подготовке и проведении игр используют разнообразные педагогические методы: соревновательный, групповой, индивидуальный. Перед началом игры преподаватель обязан ознакомить детей с сюжетом предлагаемой игры и объяснить ее правила. При проведении подвижной игры преподаватель должен видеть весь процесс игры и в нужное время прийти на помощь к участнику игры. В течение всей игрового процесса дети должны получать удовольствие и остаться удовлетворенными от выполнения двигательных действий и правил. Преподаватель во время игры должен внимательно следить за ходом всего игрового процесса. Все играющие находятся в поле зрения педагога. В нужное время преподаватель должен остановить игру, если были нарушены правила, вовремя использовать метод стимулирования. После завершения игры необходимо провести анализ, в качестве приза похвалить победителя.

Дозирование нагрузки при проведении подвижных игр.


На степень нагрузки влияет направление, форма, эмоциональность игры. Степень индивидуального воздействия подвижной игры можно определить по частоте сердечных сокращений (ЧСС), а регулировать нагрузку – временем ее проведения.

Методики проведения подвижных игр для детей с нарушением осанки.

При организации и проведении подвижных игр с детьми, имеющие нарушения, важно помнить, что они имеют особое значение в гетерогенных группах, так как допускают сильным и слабым (в двигательном отношении) детям быть на равных условиях; дают право детям с серьезными нарушениями двигательных функций выбирать игры и участвовать в спортивных занятиях.

При организации и проведении подвижных игр с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в гетерогенных группах рекомендуется:

Вводить особые правила, которые упрощают выполнение заданий для детей, имеющие серьезные нарушения или делают их более сложными для более активных детей.

Вводить специальные функции – дети с тяжелыми двигательными нарушениями получают задание, не предъявляющее высоких требований к моторике, но имеющее для них особое значение.

Ставить альтернативные задачи – детям с серьезными нарушениями предлагаются специальные задания (попасть в специальную мишень, это сравнивается с попаданием в нормальную мишень).

В игровой деятельности детей сочетаются два важных фактора: с одной стороны, дети развиваются физически, а с другой – получают моральное, эмоциональное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности.

Практические рекомендации


При подготовке и проведении игр разного характера с детьми с нарушениями осанки необходимо:

убедиться в наличии специального оборудования и инвентаря, их соответствие всем требованиям, обеспечивающим безопасность здоровья детей;

проверить состояние спортивной одежды, обуви;

освободить от игр детей с выраженным утомлением или перенапряжением;

тщательно изучить медицинские карты детей;

определить состояние физического развития;

выявить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

выявить уровень развития двигательных функций;

предъявлять высокие требования к мерам предосторожности с учетом специфики детей.

Итак, хорошему функционированию как двигательного аппарата так и организма в целом нормальной содействует правильная осанка. У детей с ослабленным здоровьем наиболее часто выявляются такие нарушения как лордоз, сколиоз, плоская спина, плоскостопие, сутуловатость. Данные нарушения не обходят стороной и детей, которые не имеют никакого отношения к физической культуре по той или иной причинам. С точки зрения физиологии осанка рассматривается как динамический стереотип, формирующийся в течение отдельного воспитания и развития. Изменение осанки – это заболевание, которое встречается наиболее часто у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Регулярные и правильно подобранный занятия физкультурой и спортом есть лучший и наиболее эффективный метод предостережения изменения осанки. Регулярные и правильно подобранный занятия физкультурой и спортом есть лучший и наиболее эффективный метод предостережения изменения осанки.

Формирование правильной осанки не может быть достигнуто благодаря только гармоническому развитию мускулатуры позвоночника, брюшного пресса и конечностей. Не меньшее значение имеет освоение навыка нормальной осанки. Умение разграничить ощущения от положения отдельных частей тела, степень напряжения и расслабления мышц в покое и движении необходимо каждому ребенку.

При малейших изменениях осанки и первых формах сколиоза применяются симметричные упражнения, которые занимают главное место на занятиях.

Читайте также: