Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

II. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили (Амонашвили Шалва Александрович — академик РАО, известный советский и грузинский педагог);

Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека (Ильин Евгений Николаевич — учитель литературы, Санкт- Петербург),

^ III. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Пассов Ефим Израилович — профессор Липецкого педагогического института);

Школа интенсивного обучения Г.А. Китайгородской (Китайгородская Талина Александровна — профессор МГУ им. М.В. Ломоносова);

Технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова (Шаталов Виктор Федорович — профессор Донецкого открытого университета).

^ IV. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

Технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой (Лысенкова Софья Николаевна — учитель начальных классов, Москва);

Культуровоспитываюшая технология дифференцированного обучения по интересам детей И.Н. Закатовой (Закатова Ирина Николаевна — директор культурологического комплекса, г. Ярославль);

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт — профессор НИИ педагогики Эстонии, Границкая Антонина Сергеевна — профессор Института иностранных, языков им. Мориса Тореза, Шадриков Владимир Дмитриевич — доктор психологии, руководитель эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образовательного прогресса).

Технология программированного обучения (Б.Скин-нер — американский психолог, В.П. Беспалько);

Основы социальной медицины

. изучение основных факторов, влияющих на здоровье человека; овладение технологиями, направленными на сохранение здоровья и предупреждение развития заболеваний; . в статистической отчетности. Обоснование социальных потребностей, лежащих в основе создания классифика­ции болезней. Основные классы международной . Целью изучения дисциплины является обучение будущего специалиста знаниям факторов, .

Групповое и коллективное обучение (Дьяченко Виталий Кузьмич — профессор, г. Красноярск);

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

^ V. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович);

Укрупненные дидактические единицы (Эрдниев, Пюр-вя Мучкаевич — академик РАО).

^ VI. Технологии развивающего обучения:

Система развивающего обучения Л.В. Занкова (Занков Леонид Владимирович (1901—1977) — педагог и психолог, академик АПН СССР);

Развивающее обучение Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова (Эльконин Даниил Борисович (1918—1959) — виднейший советский психолог, Давыдов Василий Васильевич — академик);

Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Герман Константинович — научный руководитель авторской школы, г. Рыбинск).

^ VII.Частнопредметные педагогические технологии:

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Зайцев Николай Александрович — педагог-новатор, академик Академии творческой педагогики);

Технология обучения математике на основе решения задач (Хазанкин Роман Григорьевич — учитель, г. Белорецк);

Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (Окунев Анатолий Арсеньевич — учитель математики, Санкт-Петербург);

Система поэтапного обучения физике (Палтышев Николай Николаевич — преподаватель физики, г. Одесса);

Методика выравнивающего и развивающего обучения информатике (Андреева Елена Владимировна — преподаватель информатики, Москва, Фалина Ирина Николаевна — преподаватель информатики, Москва).

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

2. Давыдов В.К. Теория развивающего обучения. М., 1996.

3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.

4. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и моде-. ли: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.

5. Оконь В, Введение в общую дидактику, М.: Высшая школа, 1990.

6. Пойя Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

8. Методические и справочные материалы по внедрению развивающих педтехнологий в профессиональное образование. /Под научной редакцией Н.Н. Михайловой/. ИРПО. М., 2000.

Современное традиционное обучение

1. Горячев В.В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. М., 1994.

2. Ильина Т.Д. Педагогика. М., 1984.

3. Концепция общего среднею образования. М., 1988.

4. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983.

5. Сидоркин А.М. Парад предрассудков. М.: Знание, 1992.

6. Теоретические основы содержания общего среднего образования // Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М,, 1983.

7. Чередов ИМ. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988.

Основы социальной медицины

. изучение основных факторов, влияющих на здоровье человека; овладение технологиями, направленными на сохранение здоровья и предупреждение развития заболеваний; . в статистической отчетности. Обоснование социальных потребностей, лежащих в основе создания классифика­ции болезней. Основные классы международной . Целью изучения дисциплины является обучение будущего специалиста знаниям факторов, .

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1. Амоиашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1990.

2. Амоиашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса, Минск, 1990.

3. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка, Отметка. М.: Знание, 1980.

4. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика, № 5, 1994.

5. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982.

6. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М.: Просвещение, 1988.

7. Ильин Е.Н. Рождение урока. М., 1988,

8. Аысенкова С.Н. Когда легко учиться. М.: Просвещение, 1989.

9. Селевко Г.К., Тихомирова. Н.К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч. I, II. Ярославль, 1988, 1989.

10. Сслевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль, 1990.

11. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М., 2000.

12. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Просвещение, 1990.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

1. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности, уч. пособие, М,, 1992.

2. Берн Э. Игры, я которые играют люди. М., 1988.

3. Габай Т.Е. Педагогическая психология, МГУ-

4. Игровое моделирование: методология и практика // Под ред. Ладенко И.С. Новосибирск: Наука, 1987.

5. Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 3994.

6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990.

7. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. МГУ, 1991.

8. Лизинский ВМ. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой, М., 1996.

9. Никитин И.Г., Шубина Л.С. и др. Педагогические игры, уч. пособие. Пермь, 199.1.

10. Обухова А.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы, М., 1995.

11. Петрушинский В.В. Игры для интенсивного обучения, М.: Прометей, 1991.

12. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: РПА, 1996.

13. Третьяков В. Деловая игра как средство творения образа. А1тата1:ег № 3, 1991.

14. Цзен И.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения, М., 1988.

15. Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх. Сб. ролевых игр, М., 1991.

16. Эльконин Д.Б. Психология игры, М., 1978.

18. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.; Знание, 1985.

19. Кабанова-Меллер ‘Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1985.

20. Кудрявцев Т.Е. Проблемное обучение — истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991.

21. Якиманская Н.С. Развивающее обучение. М., 1979.

22. Коммуникативность обучения — в практику школы / Под ред. Е.И. Пассова. М., 1985.

23. Салмина А.Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988.

24. Шаталов В.Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике. М.: Просвещение, 1989.

Здоровьесберегающая педагогика, как здоровьесберегающая технология

. технологии как педагогическое понятие В сфере образования, здоровье сберегающие технологии рассматриваются как технологическая основа здоровьесберегающей педагогики, . учебно-воспитательных ситуациях. обучение здоровьесберегающий педагогика Здоровьесберегающая педагогика занимает общее поле с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированной педагогикой и другими .

25. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1989.

26. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., 1987.

27. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

28. Газман О.С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. М., 1996.

29. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1989.

30. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. Минск, 1974.

31. Маркова А.К. и др’._ Формирование мотивации ученья. М., 1990.

32. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности // Народное образование, № 8, 1995.

33. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. Ярославль: ИПК, 1996.

34. Ухтомский А.А. Собрание сочинений. Т, 1. Учение о доминанте. Л., 1950.

35. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

1. Алексеев СВ. Дифференциация в обучении предметам естественно-научного цикла. Л., 1991.

2. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

3. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М., 1995.

4. Беспалъко В.П. Элементы теории управления процессом обучения. М., 1971.

5. Богоявленская Д. Психологический анализ педагогического общения в системе работы С.Н. Лысенковой // Вопросы психологии, № 3, 1987.

6. Гроот Р. Дифференциация в образовании // Директор, № 5, 1994.

7. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы, № 6, 1995.

8. Дифференциация как система: -в 2 ч. М., 1992.

9. Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология в действии // Начальная школа, № 4, 1994.

10. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.

11. Лиймени: Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975.

12. Аысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988.

13. Аысенкова С.Н. Когда легко учиться. М.: Просвещение, 1989.

14. Мамигонова Т.А. Дидактическая основа технологии интенсивного обучения / Под ред. Т.И. Шамовой, 1993.

15. Пеннер Д.И. и др. О методике составления программированных заданий // физика в школе, № 2, 1973.

16. Логинова О.Б, Уровневая дифференциация обучения. М., 1994.

17. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.

18. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. Ярославль, 1995. •;

19. Третьяков П.И., Сенновский И.К. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 1997.

20. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.

21. Чередов И.М, Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988.

22. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.; Логос, 1993.

23. Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика, № 11, 1992.

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

1. Еиблер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.

использование метода проекта в процессе обучения на уроках технологии.

. педагогике II половины XIX века : автореф. дис. … канд. пед. наук / В.А. Неровных. - М., 1963. 25. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. . уроках технологии. Объект – процесс обучения на уроках технологии. Предмет – использование метода проекта в процессе обучения на уроках технологии. Гипотеза: процесс обучения на уроках технологии будет .

2. Воловин М.Б. Наука обучать. М.: Linka-press, 1995.

3. Волович МБ. Методические рекомендации учителю. М.: Linka-press, 1995.

4. Волович М.Б. Система ориентиров — условие успешности обучения // Советская педагогика, № 4, 1988.

5. Гусев В. Геометрия. М.: Авангард, 1996.

6. Дерябо С.Д., Ясвии В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону. 1996.

7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995-

8. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989.

9. Селеменов С.Б., Ткаченко А.А. Школа диалога культур: что это? // Школьные технологии, № 3, 1996.

10. Сериков Б.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, № 5, 1994.

11. Школя диалога культур / Под ред, B.C. Библера. Кемерово, 1993.

12. Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы как технология обучения. М., 1992.

13. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М., 1986.

Технологии развивающего обучения

1. Давыдов В.Б. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1986,

3. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968.

4. Лебедева В.П. и др. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика, № б, 1996.

5. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. Педагогика, № 2, 1996.

6. Петровский В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование, № 3, 1996.

8. Занков А.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960.

9. Зверева М.В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся // Психологическая наука и образование, № 4, 1996.

10. Давыдов В.В. и др. Организация развивающего обучения в V—IX классах средней школы // Психологическая наука и образование, № 1, 1997,

11. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности // Народное образование, № 8, 1995.

12. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. Ярославль: ИПК, 1996.

Частнопредметные педагогические технологии

1. Зайцев Н.А. Конспект методик по раннему обучению грамоте.

2. Пижурина Н. Кубики Зайцева // Учительская газета. 13 июля, 1989.

3. Зильберген Н.И. Формы работы Р.Г. Хазанкина // Математика в школе, № 2, 1986.

4. Зильберген Н.И. Методические указания по составлению математических задач. Псков, 1991.

5. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! М.: Просвещение, 1988.

6. Окунев А.А. Сменить акцент // Народное образование, № 1, 3, 5, 1991.

7. Палтышев Н.Н. Методика работы // физика в школе, № 4, 1982.

8. Палтышев А.А. Педагогический поиск // Народное образование, № 1, 1988.

9. Палтышев А.А. Педагогический поиск // Народное образование, № 6, 1989.

10. Фалина И.Н, Выравнивающе-развивающая методика преподавания информатики. // Информатика, № 33/99.

11. Фалина И.Н, Аудникова Н.А. Сотрудничество школьного психолога и преподавателя информатики. // Информатика, № 14/2000.

12. Хазанкин Р.Г. Десять заповедей учителя математики // Народное образование, № 1, 1991.

21. Обучение как категория педагогики

. Задача школы: как можно больше знаний перевести в навык. 22. Образование как категория педагогики. Образование как процесс предполагает получение определенного объема знаний в системе . 2)в зависимости от содержания и направления обучения выделяют: общее,профессиональное и политехническое. Общее дает представление об основах наук и формирует материалистическое мировоззрение. Проффесиональное готовит .

13. Хазанкин Р.Г. Как увлечь учеников математикой // Народное образование, № 10, 1987.

Примеры похожих учебных работ

Практическая работа по использованию информационных технологий в социально-педагогической .

. Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. – 1999. - №5. – С.12-16. 5. Вилотиевич М. От традиционной к информационной дидактике // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. – 2003. - №1. .

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе

. учебного процесса; стрессовую педагогическую тактику; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и . еще большему его ухудшению. Невысокий уровень финансирования образования, скудная материально-техническая база школ, особенно в .

Психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях 2

. составляет только педагогическую их обязанность. . часть социализирующего образования. Воспитание - . слишком много технологий, новейших разработок, . прочего предмет педагогики как науки. . 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания в .

Педагогические основы предупреждения агрессивного поведения у детей младшего школьного .

Игра в художественно-творческой деятельности дошкольников педагогические основы работы с

. в педагогическом ракурсе наиболее значимо. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не . талантливости стала формула, предложенная От­делом образования США. Формула эта признает, что индивид .

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации "Педагогические технологии на основе личностной ориентаии педагогического процесса" представлены следующие темы: 1) педагогика сотрудничества 2) классификационные характеристики технологии "педагогика сотрудничества" 3) целевые ориентации 4) концепция сотрудничества 5) особенности содержания и методики.

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Работа выполнена Подмогаевой А.В. г Екатеринбург

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Педагогика сотрудничества

Презентация на тему: " Педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса." — Транскрипт:

1 Педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса.

2 Ш. А. Амонашвили родился 8 марта 1931 года в Тбилиси. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. Выполнила студентка 4 курса, гр.ПП10- 02Б Суходоева София.

3 Первый период становления, развития и реализации Учения гуманно-личностной педагогики – это время с конца 50-х годов – до начала 90-х годов ХХ века – в содержательном плане был посвящен формированию новой философии образования – гуманно-личностной педагогики. Ведущими понятиями выступали Гуманизм и Личность.

4 С конца 50х – до 1990х годов Ш.А.Амонашвили плодотворно занимался научной деятельностью в Тбилиси в составе коллектива лаборатории экспериментальной дидактики НИИ педагогики им. Я.С.Гогебашвили. Основные направления исследований в этот период времени: Обучение детей шестилетнего возраста; Экспериментальная деятельность по безотметочному обучению.

6 Третий период формирования Учения гуманно-личностно педагогики – воплощения смыслов – начинается с 2001 года и продолжается по настоящее время. Существенным направлением деятельности Ш.А.Амонашвили в этот период стала диссеминация гуманной педагогики среди педагогов России, стран СНГ и Балтии.

7 способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; Облагораживание души и сердца ребенка; Развитие и становление познавательных сил ребенка; Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; Идеал воспитания – самовоспитание. Цели педагогической технологии

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы, средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого учащегося: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности обучаемых, применяют разнообразные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к учащемуся в традиционной технологии – атмосферу уважения, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся "рассыпана" по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" технологию", являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Ø Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

Ø Гуманно-личностный подход к учащемуся.

Ø Единство обучения и воспитания.

Как система отношений, сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения "преподаватель - учащийся". Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть партнерами, ни один из них не должен стоять над другим. Сотрудничество в отношениях "учащийся - учащийся" реализуется в общей жизнедеятельности учебных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Особенности содержания и методики

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

Ø Гуманно-личностный подход к учащемуся.

Ø Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

Ø Концепция воспитания.

Ø Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы преподавателя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу к личности учащегося, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход к учащемуся в учебно-воспитательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

Ø новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

Ø гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

Ø отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

Ø новую трактовку индивидуального подхода;

Ø формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

Ø личность проявляется, выступает как полноценная человеческая личность;

Ø личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

Ø личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

Ø приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Гуманное отношение к учащимся включает:

Ø оптимистическую веру в учащегося;

Ø сотрудничество, мастерство общения;

Ø отсутствие прямого принуждения;

Ø приоритет положительного стимулирования;

Ø терпимость к недостаткам учащегося;

Демократизация отношений утверждает:

Ø уравнивание ученика и учителя в правах;

Ø право учащегося на свободный выбор;

Ø право на ошибку;

Ø право на собственную точку зрения;

Ø стиль отношений педагога и учащихся: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Учение без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Учение без принуждения характеризует:

Ø требовательность без принуждения, основанная на доверии;

Ø увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

Ø замена принуждения желанием, которое порождает успех;

Ø ставка на самостоятельность и самодеятельность учащихся;

Ø применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к учащемуся, а от учащегося к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает учащийся, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

Ø отказ от ориентировки на среднего ученика;

Ø поиск лучших качеств личности;

Ø применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);

Ø учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

Ø прогнозирование развития личности;

Ø конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности. Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у учащегося положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

Ø видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;

Ø создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили радость;

Ø исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки учащегося; понимать причины незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции учащегося;

Ø предоставлять возможности и помогать учащимся реализовывать себя в положительной деятельности.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить сегодня:

Ø содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодавлеющая цель учебного заведения;

Ø обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

Ø идет объединение, интеграция учебных дисциплин;

Ø вариативность и дифференциация обучения;

Ø используется положительная стимуляция учения.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

Ø превращение школы Знания в школу Воспитания;

Ø постановка личности учащегося в центр всей воспитательной системы;

Ø гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

Ø развитие творческих способностей учащегося, его индивидуальности;

Ø возрождение национальных и культурных традиций;

Ø сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

Ø постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

Педагогизация окружающей среды

Педагогика сотрудничества ставит учебное заведение в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Читайте также: