Педагогические технологии адаптивной школы

Обновлено: 08.07.2024

Цель адаптивной школы состоит в создании условий для само­стоятельного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способов существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры. Выделяются пять функций адаптивной школы: ориентационная, коррекционная, реабилитационная, стимулирующая и предупреждающая затруднения. Указанные функции реализуются через це­лостный образовательный процесс, гуманитарно-культурологиче­ский подход, через реализацию идеи творческого развития и рефлексивного управления 1 .

Адаптивной называется образовательная система, способная каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями.

В практической работе школы выстраивают свои собственные модели адаптивных систем, в основе которых чаще всего лежит личный опыт педагогов, а также анализ результатов учебно-воспитательного процесса.

Н.П.Капустин выделяет следующие задачи, стоящие при конструировании адаптивной школы 4 .

1. Расширение образовательного пространства. Традиционная структура образования включает в себя учебную и воспитательную работу, а с 1994 г. — дополнительное образование. Но этого недостаточно для интеллектуального развития. Умственное развитие ребенка зависит от его физического, психического и духовного развития. Поэтому в структуре учебно-воспитательного


  1. Соотносительность цели, содержания, форм, методов и ре­зультатов образовательного процесса.

  2. Создание адаптивных технологий. Учебно-воспитательный процесс должен строиться с учетом сензитивных периодов разви­тия ребенка. Необходимо включить в содержание образования то, что способствует развитию ребенка с учетом уровня биологиче­ской зрелости организма, головного мозга, органов, их функций и времени наибольшей чувствительности к сенсорномоторному, со­матическому и психическому развитию ребенка.

  3. Решение проблемы сочетания свободы выбора и обязатель­ности. Выстраивая систему гуманистических и демократических отношений через развивающий метод, технологии и методики рефлексивного обучения и воспитания, через систему учениче­ского самоуправления, адаптивная школа решает данную пробле­му. Более того, за счет адаптивных технологий снимается пробле­ма искусственного разделения воспитания, обучения и развития. Гармонизация этих процессов во всех формах учебно-воспитатель­ного процесса есть задача адаптивной школы.

  4. Создание необходимых методик отслеживания основных ре­зультатов учебно-воспитательного процесса. В обычной школе от­сутствует научный мониторинг уровня воспитанности, уровня здоровья и уровня общего развития. Разработанные методики в адаптивной школе помогают педагогу более точно соотносить свою деятельность с результатами и строить эффективно образо­вательный процесс.

Выделяют шесть компонентов образовательного процесса, каж­дый из которых имеет свои адаптационные механизмы 1 .

^ Первый компонент — адаптивные учебные занятия (уроки по расписанию). Основным средством адаптации ученика к требова­ниям программ обучения, т.е. полного усвоения знаний и умений, являются развивающие технологии.

^ Второй компонент — занятия по индивидуальной адаптации. Для достижения тех же целей здесь используется методика инди­видуальных занятий, которая обеспечивает функционирование, изменение и развитие мыслительной деятельности ребенка.

^ Третий компонент — занятия по общесоматическому и сенсо-моторному развитию. В основе этих занятий — содержание, по­могающее укреплять здоровье и повышать чувствительность ре­цепторов ребенка.

^ Четвертый компонент — занятия по социально-нравственной адаптации, для которых специально разработаны технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания.

^ Пятый компонент — занятия по культурологии, краеведению и экологии. Строятся эти занятия по специальной программе, под­готовленной для всех форм учебно-воспитательного процесса, в том числе и для специальных развивающих уроков.

^ Шестой компонент — адаптация к демократическому образу жизни в процессе включения учащихся в школьную систему са­моуправления, в основе которой — организация внутришкольной жизни самими учащимися при помощи педагогов школы.

Рассмотрим подробнее каждый компонент этого процесса.

^ Адаптивные учебные занятия — это обычные уроки, но на них используется метод, развивающий интеллект ребенка.

Индивидуальные учебные занятия призваны перевести ребен­ка с низкого на более высокий уровень развития в познаватель­ной (когнитивной), психической, социальной областях либо в об­ласти сохранности здоровья. В классе проводятся индивидуальные занятия по развитию. С кем-то проводится углубленное обучение по интересующей их области знаний. С кем-то работает логопед, с кем-то — психолог. С теми, кому необходимы оздоровительные мероприятия, работает врач, или медсестра, или учитель физкуль­туры. При необходимости помощи детям в каком-то конкретном предмете занятия проводит учитель. Это в идеале. На практике же этот замысел воплощается в основном в коррекционно-разви-вающих классах.

^ Занятия по общесоматическому и сенсомоторному развитию могут проводиться частично в школе и частично в учреждениях дополнительного образования. Н.П.Капустин приводит следую­щие примеры 1 . В школе № 12 г. Усть-Илимска часть занятий про­водится в школе, часть — в городском Дворце культуры. В Липец­кой сельской школе используют музыкальную и спортивную школы. Ежедневно — 3 часа в школе; 3—4 раза в неделю — занятия во Дворце по 3 часа. Перерыв между занятиями в школе и во Дворце составляет от 1,5 до 2 часов. Эти занятия обязательны для учащихся начальной школы.

С учащимися старших классов, у которых разовьются способности и определится интерес к профессиональной деятельности, организуются индивидуальные занятия в соответствии с их профессиональным самоопределением.

^ Занятия по социально-нравственной адаптации ребенка и его коррекции на основе методики соотнесения Я-позиции с об­щественно значимой нормой, которой руководствуется человек в социуме. Выделяются нравственно-этические, правовые, санитарно-гигиенические, эстетические нормы, в соответствии с которыми определяются цели, содержание воспитания, форми­руется самосознание. Для таких занятий специально разработа­ны технология и методика индивидуального рефлексивного вос­питания. Эти занятия — классные часы, которые вводятся в рас­писание.

^ Занятия по культурологии, краеведению, экологии рассчитаны на развитие адаптационных механизмов и культуры отношений человека к природе, обществу, к духовной и материальной культу­ре человечества, наконец, к самому себе. Часть занятий проводит­ся в школе либо на уроках по предметам, имеющим отношение к данному компоненту образования, либо на специальных уроках, например: мировая художественная культура, москвоведение, граждановедение. Добавляются также занятия в течение учебно­го года в каждом классе вне школы: экскурсии, посещение куль­турных центров, походы, путешествия по специальной програм­ме, разрабатываемой самой школой (по субботам, в каникулярное время).

^ Занятия по адаптации к демократическому образу жизни стро­ятся на основе развития школьного и ученического самоуправле­ния.

Такова структура учебно-воспитательного процесса в адаптив­ной школе.

В адаптивной школе происходит обязательное отслеживание уровней обученности, воспитанности, общего развития, состояния здоровья ученика. Это основные параметры, по которым адаптивная школа отличается от традиционной.

Дошкольные психологи | Взаимопомощь коллегам

Дошкольные психологи | Взаимопомощь коллегам

Дошкольные психологи | Взаимопомощь коллегам запись закреплена
Частная группа

❇

Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. -М.:Академия, 1999. - 216с.

Что можно сделать сегодня в обычной школе, чтобы помочь каждому ребенку добиться успеха в учебе? Как помочь ученику в его становлении как личности, в развитии его познавательных возможностей? Педагогические технологии адаптивной школы помогают успешно решать поставленные задачи.
Может быть использовано также студентами педагогических училищ и колледжей.


Что можно сделать сегодня в обычной школе, чтобы помочь каждому ребенку добиться успеха в учебе? Как помочь ученику в его становлении как личности, в развитии его познавательных возможностей? Педагогиче­ские технологии адаптивной школы помогают успешно решать постав­ленные задачи.

Может быть использовано также студентами педагогических училищ и колледжей.

УДК 37.0:004(075.8) ББК 74.202.5я73

Светлой памяти моих родителей посвящаю эту книгу

В книге представлены технологии и методики обучения и воспи­тания, прошедшие экспериментальную проверку в 1988—1997 гг. в школах и профессиональных училищах г. Москвы и других регио­нов республики. Мы вводим читателя в мир понятий, используе­мых в книге, которые, с одной стороны, помогут понять позицию автора, а с другой - найти объяснение тем технологиям и методи­кам, которые разработаны под различные формы учебно-воспита­тельного процесса и управления им.

Главное понятие — адаптивная образовательная система (АОС). Именно на ее основе создается адаптивная школа.

Следующее понятие - развитие. Необходимо так сформулиро­вать это понятие, чтобы те технологии, о которых пойдет речь, способствовали действительному развитию ребенка. В этом смыс­ле мы считаем, что основное назначение адаптивной образова-

тельной системы (АОС), а следовательно, и адаптивной школы (АШ) заключается в обеспечении развития интеллекта школьни­ка. Homo sapiens - человек разумный становится таким под влия­нием определенных условий. Интеллект лежит в основе разума человека, а в основе интеллекта — мышление. С помощью мышле­ния через мысли-цели происходит не только отражение внешнего мира, но и формирование модели деятельности (поведения) че­ловека. В качестве эталона мысли-цели может выступать речь учи­теля, письменная речь (учебник). В ходе мыслительного процесса каждая новая мысль ученика по структуре и содержанию должна усложняться, приближаясь к эталону; она должна быть имманент­ной самому ученику, тогда он не просто использует готовые кон­струкции, но и рассуждает с их помощью; полученные знания должны применяться в практической деятельности в нестандарт­ных ситуациях. Процесс, удовлетворяющий этим требованиям, можно назвать развитием интеллекта'.

Следующее понятие — педагогическая технология. Педагоги­ческая технология - это фиксируемая система социально-про­веренных и упорядоченных норм и правил, отражающих законо­мерности развивающегося процесса в тех или иных образователь­ных формах, которым следует педагог, управляя развитием как самого процесса, так и его участников. Технология - это некая жесткая основа (логика) процесса, следуя которой педагог дос­тигает запланированного результата. Поскольку мы связываем развитие интеллекта ребенка с развитием мыслительного про­цесса, то применяемая технология должна обеспечивать мотива-

' В данном случае использовались идеи Г.П Щедровицкого и Ю В Громыко о соотношении понятий изменения и развития

цию и постоянное движение мысли к внешней знаковой речи и наоборот.

Основные формы учебно-воспитательного процесса — урок, класс­ное собрание и классный час. В зависимости от применяемых техно­логий они могут развивать ученика, но могут и не быть таковыми. Далее мы рассмотрим методы и технологии, обеспечивающие развитие интеллекта ребенка во всех указанных формах.

Книга состоит из семи глав и приложений.

Вторая глава посвящена уроку. Вначале выводятся критерии оценки его эффективности. У ученых-дидактов возникает вопрос о соответствии указанных критериев схеме классического анали­за урока. Мы пояснили, что классический анализ, разработан­ный отечественными учеными, например Ю.Л. Конаржевским, Т.И. Шамовой, Т.К. Чекмаревой, ставит основной целью анализ профессиональной деятельности учителя на уроке, т.е. как учи­тель выстраивает цели, содержание, формы организации деятель­ности учащихся на уроке. Нас интересует другая сторона процес­са: что происходит с учеником на уроке? Роль учителя первична, но как она влияет на деятельность самого ученика? Поэтому мы не отменяем тот анализ, который выработан наукой и проверен практикой. Мы его дополняем.

Третья глава посвящена воспитанию в адаптивной школе. Описы­ваются специальные технологии, даются готовые разработки, кото­рые можно использовать в качестве образцов; выстраивается систе­ма организации воспитательной работы в школе по всем компонен­там: целям, содержанию, формам, методам и размещению во времени. Поскольку содержание воспитательной работы во многом связано с основными внутришкольными нормативными документами, мы включили их, указав методику работы с ними. Здесь же указывается набор документов для классного руководителя.

Далее приводятся критерии оценки эффективности воспита­тельной работы.

Глава четвертая содержит ответ на вопрос: как построить сис­тему школьного и ученического самоуправления? Модель апро­бирована, проверена многолетним опытом и успешно использу­ется в ряде школ страны в настоящее время.

В пятой главе выстраивается система управления воспитатель­ным процессом в школе — от планирования собственно управ­ленческой деятельности и методики подготовки и проведения пе­дагогических советов до раскрытия содержания управленческой деятельности по планированию, анализу воспитательного процесса. Описывается методика работы с родителями.

Шестая глава посвящена методике измерения уровня воспитанно­сти ученика. В ее основу положены критерии и показатели оценки воспитанности, соответствующие педагогическим целям. Поскольку нами введена пятибалльная система оценивания, то это вызывает критику части ученых, однако практика использования методики в школах в течение последних 10 лет не дала ни одного отрицательного отзыва. Но, несмотря на 100%-ное подтверждение истины практи­кой, мы ввели и другие варианты оценивания. Главное в данной мето­дике - сохранение рефлексивности оценивания, что ранее не имело места в подобных исследованиях.

В седьмой главе показаны результаты работы адаптивной школы № 475 г. Москвы по всем основным параметрам: уровню обученно­сти, воспитанности, сохранности здоровья учащихся и творческо­му росту учителя. В приложениях даются конкретные разработки (протоколы) уроков, а также описания таких форм воспитатель­ной работы, как ситуационные и тематические классные часы.

Глава I ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ

§ 1. СТРУКТУРА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АДАПТИВНОЙ ШКОЛЕ

Основная идея книги Т.И. Шамовой и др. состоит в том, что адаптивная школа рассматривается как школа, создающая условия для самореализации личности ученика и строящаяся на основе си­стемного, синергетического и диалогического подходов. Выделя­ются такие особенности адаптивной школы, как ее открытость, динамичность, сложность, неопределенность и автономность. Адап­тивная школа приспосабливается к внешней среде и сама влияет на нее, она приспосабливается также к интеллектуальной, эмоци­онально-оценочной и поведенческой сферам каждого участника педагогического процесса. Определяющий признак адаптивной школы — развитие способностей личности к самосовершенствова­нию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ре­сурсов, возможностей.

Цель адаптивной школы состоит в создании условий для само­стоятельного выбора каждой личностью своей стратегии поведе­ния, способа существования, направлений самореализации и са­мосовершенствования в контексте человеческой культуры. Выде­ляются 5 функций адаптивной школы: ориентационная, коррекционная, реабилитационная, стимулирующая и предупреждающая затруднения. Указанные функции реализуются через целостный образовательный процесс, гуманитарно-культурологический под­ход, через реализацию идеи творческого развития и рефлексив­ного управления [51; 6-18; 57; 42].

Аналогичные идеи рассматривает Е.А. Ямбург [57], но в пре­ломлении к своему творческому опыту. П.И. Третьяков развивает идеи адаптивности образовательной системы школы в основном на методологическом уровне [42]. Можно считать, что указанные работы послужат началом дальнейших теоретических исследова­ний проблем адаптивной школы.

В дальнейшем необходимо обосновать содержание, технологии, структуру учебно-воспитательного процесса адаптивной школы в зависимости от их влияния на развитие сознания и мышления ученика, а также экспериментально доказать большую эффектив­ность адаптивной школы по сравнению с традиционной.

Экспериментальная работа по проверке модели адаптивной образовательной системы началась в 1992 г. на базе муниципаль­ной школы № 475 Юго-Восточного округа г. Москвы.

К этому времени педагогам стало ясно, что их усилия не спо­собствуют повышению эффективности работы, отчетливо выяви­лись педагогические проблемы, которые годами не решались в образовательных системах школ.

1. Никто и никогда не рассматривал сложившуюся структуру учебно-воспитательного процесса (УВП) и ее влияние на разви­тие интеллекта ребенка. Традиционная структура включает в себя учебную и воспитательную работу, а с 1994 г. — дополнительное образование. Достаточно ли трехмерного пространства для интел­лектуального развития?

В адаптивной школе, мы расширили это пространство до шес­тимерного: физическое, психическое, умственное (интеллектуаль­ное) развитие ребенка связано с периодами биологического со­зревания мозга, развитием сознания и мышления. Умственное развитие ребенка зависит от его физического, психического.и ду­ховного развития. Следовательно, в структуре УВП должны иметь место занятия по общесоматическому и сенсорно-моторному раз­витию, развитию высших психических функций и духовно-миро­воззренческому развитию. При этом не следует понимать, что раз­витие всегда идет по всему спектру личности, но в этом едином

процессе существуют доминанты, на которые образовательная система может оказывать положительное и своевременное влия­ние. Общими для всех возрастов являются занятия по социально-нравственному, культурологическому и экологическому воспита­нию. Итак, расширение образовательного пространства — первая

задача создания адаптивной школы.

3. УВП должен строиться с учетом сензитивных периодов раз­вития ребенка. Необходимо включать в содержание образования то, что способствует развитию ребенка с учетом уровня биологи­ческой зрелости организма, головного мозга, органов, их функ­ций и времени наибольшей чувствительности к сенсорно-мотор­ному, соматическому и психическому развитию ребенка. В тради­ционной школе образовательный процесс строится без учета указанных требований. Для адаптации ребенка к базису образова­ния мы отказались от изменения содержания и пошли путем при­менения развивающих технологий. Создание адаптивных техноло­гий стало третьей задачей адаптивной школы.

4. В традиционной школе всегда существовала проблема соче­тания свободы выбора и обязательности. Выстраивая систему гу­манистических и демократических отношений через развиваю­щий метод, технологии и методики рефлексивного обучения и воспитания, через систему ученического самоуправления, адап­тивная школа решает данную проблему. Более того, за счет адап­тивных технологий снимается проблема искусственного разде­ления воспитания, обучения и развития. Гармонизация этих про­цессов во всех формах УВП — четвертая задача адаптивной

5. Наконец, мы выделяем еще одну проблему — отсутствие на­учного мониторинга уровня воспитанности, уровня здоровья и уровня общего развития. Уровень обученности по результатам ус­певаемости отслеживался всегда. Все остальное как бы известно всем педагогам и без научного отслеживания, т.е. достаточно не­произвольного наблюдения за ребенком во время его пребывания в школе. Однако разработанные методики помогают педагогу бо­лее точно соотносить свою деятельность с результатами и строить эффективно образовательный процесс. Эта задача (пятая) — со-

здание необходимых методик отслеживания основных результа­тов учебно-воспитательного процесса - также нашла свое реше­ние в адаптивной школе.

Итак, создание адаптивной школы начинается с изменения структуры учебно-воспитательного процесса. Основанием высту­пает цель адаптивной школы: обеспечение оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей.

Выделяют 6 компонентов образовательного процесса, каждый из которых имеет свои адаптационные механизмы.

Первый компонент - адаптивные учебные занятия (уроки по расписанию). Основным средством адаптации ученика к требова­ниям программ обучения, т.е. полного усвоения знаний и уме­нии, являются развивающие технологии.

Второй компонент - занятия по индивидуальной адаптации Для достижения тех же целей здесь используется методика инди­видуальных занятий, которая обеспечивает функционирование изменение и развитие мыслительной деятельности ребенка

Третий компонент - занятия по общесоматическому и сенсор­но-моторному развитию. В основе этих занятий - содержание по­могающее укреплять здоровье и повышать чувствительность ре­цепторов ребенка. '

Четвертый компонент - занятия по социально-нравственной адаптации, для которых специально разработаны технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания.

Пятый компонент - занятия по культурологии, краеведению и экологии. Строятся эти занятия по специальной программе под­готовленной для всех форм учебно-воспитательного процесса в том числе и для специальных развивающих дней.

Шестой компонент - адаптация к демократическому образу жизни происходит в процессе включения учащихся в школьную систему самоуправления, в основе которой организация внутришкольной жизни самими учащимися при помощи педагогов школы.

Более детально структуру учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе можно представить в виде таблицы (табл. 1).


Средства адаптации компонента системы к ученику


Адаптивные учебные занятия


Базисная часть учебного плана


Развивающие технологии. Методика рефлексивного обучения


Требования государственной программы


Индивидуальные учебные занятия


Школьный компонент учебного плана


Организация индивидуальной помощи ребенку


Более высокий уровень индивидуального развития


Занятия по общесоматическо­му и сенсорно-моторному развитию


Уроки по расписанию и занятия в системе дополнительного образования


Базисная часть и школьный компонент учебного плана


За счет развития костно-мышечной системы и чувствительности рецепторов


Восприятие внешних сигналов и информации


Занятия по социально-нрав­ственной адаптации


Классные часы и классные собра­ния. Включаются в школьное расписание


По функционалу классного руководителя


За счет методик коллективного и индивидуального воспитания


Формирование и развитие общественного и индивидуального сознания


Занятия по культурологии, краеведению и экологии


Специальные учебные занятия (москвоведение, граждановедение), походы, трудовая деятельность, экскурсии по плану школы


Программа по краеведению


За счет соединения биологических и социальных механизмов адаптации у ребенка


Культура и экология отношений к объектам окружающего мира


Занятия по адаптации к демократическому образу жизни


Школьное и ученическое / самоуправление, демократический стиль управления


Демократическая организация внутришкольной жизни


За счет организации социального опыта на основе демократических принципов


Развитие общественного сознания Социализация личности

В указанной структуре взаимосвязаны воспитательный, позна­вательный и развивающий аспекты, снимается проблема преем­ственности начальной и основной школ. Все происходит естествен­но, как бы само собой, и каждый компонент выполняет свою функциональную развивающую роль, работая в то же время на достижение общей цели адаптивной школы — развитие социализованного интеллекта.

Рассмотрим подробнее каждый компонент этого процесса.

Адаптивные учебные занятия — это обычные уроки, но главное то, что на этих уроках используется метод, развивающий интел­лект ребенка. Ниже мы расскажем об этом методе и дадим не­сколько протоколов уроков по разным предметам,

Индивидуальные учебные занятия призваны перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития в познавательной (ког­нитивной), психической, социальной областях либо в области со­хранности здоровья. Например, в конкретном классе есть дети, ув­лекающиеся тем или иным предметом, с ними отдельно проводятся занятия по углублению знаний в интересующей их области. В это же время другие учащиеся занимаются с логопедом, потому что им нужна логопедическая помощь, еще несколько человек — с психо­логом, а с теми, кому нужны оздоровительные мероприятия, рабо­тает врач, или медсестра, или учитель физкультуры. Наконец, кому-то нужна индивидуальная помощь по тому или иному предмету. Та­кие дети занимаются с учителем. Это уроки индивидуального развития в адаптивной школе. Таков замысел в идеале. На практике можно сосредоточить внимание не на всех классах сразу (если нет полно­масштабных условий), а на тех, в которых не все хорошо с обучае­мостью, с общим развитием, со здоровьем детей. Прежде всего это касается коррекционно-развивающих классов.

Занятия по общесоматическому и сенсорно-моторному развитию могут проводиться частично в школе и частично в учреждениях дополнительного образования. Например, в школе № 12г. Усть-Илимска часть занятий проводится в школе, а часть - в городском Дворце культуры. В Липицкой сельской школе используют музы­кальную и спортивную школы. Ежедневно — 3 ч в школе; 3-4 раза в неделю - занятия во Дворце по 3 ч. Перерыв между занятиями в школе и во Дворце составляет от 1,5 до 2 ч. Эти занятия обязатель­ны для учащихся начальной школы.

' См.: Егорова Л. И. Создание ситуации успеха на уроке // Математика в школе. — 1996. - № 6.

С учащимися старших классов, у которых разовьются способ­ности и определится интерес к профессиональной деятельности, организуются индивидуальные занятия в соответствии с их про­фессиональным самоопределением.

Занятия по культурологии, краеведению, экологии рассчитаны на развитие адаптационных механизмов и культуры отношений Человека к природе, обществу, к духовной и материальной куль­туре человечества, наконец, к самому себе. Часть занятий прово­дится в школе, либо на уроках по предметам, имеющим отноше­ние к данному компоненту образования, либо на специальных уроках, например мировая художественная культура, москвоведение, граждановедение. К этому добавляются занятия в течение учебного года в каждом классе вне школы: экскурсии, посещение культурных центров, походы, путешествия по специальной про­грамме, разрабатываемой самой школой. Решением педсовета вы­деляются специальные дни для таких мероприятий без ущерба для учебных занятий (суббота, каникулярное время).

Занятия по адаптации к демократическому образу жизни строят­ся на основе развития школьного и ученического самоуправле­ния, чему посвящена отдельная глава данной книги.

…Преподавай сообразно природе Начинай преподавание с того, на чём остановился ученик… Прежде чем приступить к преподаванию, нужно исследовать точку исхода. Без знания того, на чём остановился ученик, невозможно порядочно обучить его.

Значительные изменения в концепции физического образования ориентируют учителя на повышение активности, на использование деятельностных технологий, личностно-ориентированного обучения. Как программное требование к уровню подготовки выпускников впервые введено понятие компетентности, т.е. осмысленного применения ЗУН и самооценки своей подготовленности по предмету.

Изучение физики начинается с 7-го класса. Опросы показывают высокий уровень тревожности в отношении нового предмета (страх самовыражения – 52,2%; страх ситуации проверки знаний – 58,3%; страх несоответствия ожиданиям окружающих – 61,4%). В этих условиях необходима технология, сочетающая в себе деятельностный подход с личностно-ориентирован­ным обучением. Одна из таких технологий – технология адаптивного обучения.

Адаптивная технология ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся (в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребёнка к своим требованиям). Идея адаптивной школы опирается на один из главных принципов государственной политики РФ в области образования: общедоступность образования, адаптивность системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Адаптивная школа – школа со смешанным контингентом, где учатся одарённые и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Адаптивная школа ставит задачу обучения, развития и воспитания всех детей, с различными особенностями, склонностями и способностями. Школа постоянно должна быть готова к приёму детей любой категории. Во главу угла ставится физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, учебно-воспитательный процесс организуется так, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию.

Основой применения технологии адаптивной школы является система педагогической диагностики. В неё входят: первичная диагностика учебных возможностей и их реализованности (тесты ШТУР, школьный тест умственного развития и РАВЕН, измеряющий полный диапазон умственной способности), которую проводит психолог; а также тест школьной тревожности Филипса (проводимая на каждом уроке поэтапная самооценка учащимися усвоения учебного материала); традиционные контрольные работы.

Существенным плюсом работы с использованием технологии адаптивной школы является повышение активности учащихся на уроках, что выражается в увеличении количества оценок в журнале.

В нашей школе эта технология применяется с 1999 г. и дала хорошие результаты. Исследование, проведённое в 2004 и 2005 гг. в параллели 9-х классов, показало снижение уровней тревожности до допустимых значений: в части переживания социального стресса – в 1,6 раза, страха самовыражения – в 1,6 раза, страха ситуации проверки знаний – в 1,5 раза, проблем в отношениях с учителями – в 1,3 раза.

– обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;

– наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке;

– оценка уровня полного усвоения знаний.

Одной из важных проблем педагогической практики в среднем и старшем звене является обучение (при разном уровне мотивации), что в рамках традиционной системы приводит к снижению познавательной активности у детей как с высоким, так и с низким уровнями мотивации. Причина – в несовпадении с зоной ближайшего развития учеников требований учителя, которые оказываются либо выше их возможностей, либо значительно ниже. Поэтому при подготовке к уроку с использованием адаптивных технологий учителю необходимо разработать точные критерии оценки результатов деятельности учащихся, спланировать не только свою деятельность, но и деятельность каждого учащегося на уроке.

Критерии оценки деятельности содержат не более пяти элементов. Они размещаются или на стенде в классе, или на рабочей карте урока, или сообщаются учителем перед выполнением задания. Учащиеся, пользуясь этими критериями, проводят самооценку или взаимооценку.

Учитель планирует деятельность учащихся на уроке, расписывая её формы, длительность, задачи каждого вида. При этом следует обратить внимание на необходимость разнообразия видов деятельности для поддержания высокого уровня мотивации учащихся на протяжении всего урока, а также на критические точки усвояемости и кризисы внимания учащихся.

Читайте также: