Педагогические противоречия посылы причины необходимости создания школы

Обновлено: 07.07.2024

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ несоответствия между устаревающими педагогическими представлениями, концепциями и новыми развивающимися, усложняющимися требованиями жизни к человеку. Существует две группы педагогических противоречий: социально-педагогические и внутренние педагогические (отражающие диалектику самого педагогического процесса). Своевременное выявление и разрешение противоречий — главная движущая сила совершенствования педагогического процесса.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО . С.М. Вишнякова . 1999 .

Смотреть что такое "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ" в других словарях:

СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

Толстой, граф Лев Николаевич — знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия

Китай — Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия

Венгрия — (Magyarország) Венгерская Народная Республика, ВНР (Magyar Népköztársaság). I Общие сведения В. государство в Центральной Европе, в центральной части бассейна Дуная. Граничит на С. с Чехословакией, на З. с Австрией, на Ю. с… … Большая советская энциклопедия

Руссо Жан-Жак — Жизнь и сочинения Просветитель и романтик, индивидуалист и коллективист, предшественник Канта и Маркса, Руссо стал объектом многих исследований и различных интерпретаций. Например, Кант назвал его Ньютоном нравственности , а Г. Гейне… … Западная философия от истоков до наших дней

Румыния — (România) Социалистическая Республика Румыния, СРР (Republica Socialistă România). I. Общие сведения Р. социалистическое государство в южной части Европы, в основном в бассейне нижнего Дуная. На В. омывается Чёрным морем … Большая советская энциклопедия

Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В современном мире образование, причём хорошее образование, играет очень важную роль. Потребность людей в учёбе, приобретении знаний и умений существует на протяжении всей их жизни - с детских лет до глубокой старости. Но сегодня образование в России ᴨереживает не лучшие свои времена.

От качества образования в решающей мере зависят темпы технологического, экономического, политического прогресса, состояние культуры и духовности в обществе, наконец, благополучие человека. Однако на фоне масштабов своего влияния современное образование испытывает серьезный кризис. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому.

В настоящее время – это переход от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века.

В условиях модернизации современной общеобразовательной школы остро встает проблема осмысления и трансформации старых и выработки на их основе новых целей, задач, форм и методов обучения. Противоречия, объективно возникающие в общественном устройстве, в распространении инноваций как в зеркале отражаются в сфере образования, и в частности в отдельно взятом школьном пространстве.

Исходя из вышесказанного, я хочу выделить несколько противоречий, являющиеся, по-моему, главными замедлителями прогресса существующей системы образования:

2) Существующий порядок обучения не справляется с количеством информации и требованиями общества, возложенными на него. В итоге, на выходе из образовательного учреждения возникает потребность в переаттестации и повышении квалификации выпускника, что негативно сказывается как на положении высшего образования в обществе, так и на личностном отношении человека к получаемым знаниям.

3) На данный момент, методика построения урока и вкладываемые в него знания являются недостаточно эффективным способом передачи информации, ввиду крайней незаинтересованности детей в получении знаний традиционным путем. В связи с этим, остро встает проблема повышения мотивации к процессу обучения.

4) В России существует проблема ухода преподавателей из образовательных учреждений в благополучные в экономическом плане сферы.

5) Объявленная Законом об образовании самостоятельность средних школ в принятии решений внутреннего характера может привести к нарастанию целого ряда проблем. Так, большая часть сᴨециализированных программ внедрены в практику школ посредством простого голосования на ᴨȇдагогическом совете и как следствие этого - полная неразбериха

во внедрении новых программ и методах преподавания.

Как преподаватель иностранного языка хотела поделиться еще некоторыми мыслями.

Новые формы работы школы предъявляют дополнительные требования к профессиональной подготовке учителей . В п оследнее время наибольшую популярность получила методика внедрения компьютерных технологий в преподавании иностранных языков. Все больше преподавателей признают огромные возможности компьютера и ᴨерсᴨективность его использования, но компьютер пока не стал привычным инструментом в проведении уроков иностранного языка.

Отсутствие общего подхода к разработке методики практических курсов дистанционного обучения иностранному языку через Internet сегодня можно рассматривать как основную методическую проблему дистанционного обучения иностранному языку. Нерешенность этой методической проблемы, заметно тормозящая процесс внедрения дистанционного образования можно объяснить как её относительной новизной, так и её сложностью. Сложность проблемы обусловлена тем, что её суть лежит на стыке двух предметных областей. Первая из них - это то, что сейчас принято называть новыми информационными технологиями, вторая - собственно методика обучения иностранному языку.

В связи с вышеперечисленными противоречиями, на сегодняшний день уже имеющимися в существующей модели образования, вытекают следующие проблемы, требующие пристального внимания и решения в ближайшем времени:

1) Проблема стагнации, заключающаяся в отсутствии новизны в процессе обучения.

2) Проблема устаревания знаний, заключающаяся в недостаточной скорости обновления существующей информации в процессе ее передачи от учителя к ученику, с помощью традиционных средств обучения.

3) Проблема нехватки молодых специалистов, заключающаяся недостаточной укомплектованности выпускниками педагогических университетов школ из-за низкой заработной платы и невозможности самореализации.

4) Проблема незаинтересованности учащихся, заключающаяся в отсутствии мотивации к обучению у школьников и студентов, вызванная неизменностью методики проведения каждого урока.

Какой должна быть система образования в XXI веке?

Для правильного понимания путей развития образования необходимо определять проблемы и находить пути их решения. В данной работе был рассмотрен ряд проблем современного образования. В нашем информационном обществе, базирующемся на информационных и компьютерных технологиях, акцент ᴨереносится на самообразование и актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека. У людей появилась потребность в постоянном самообразовании.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Основные противоречия развития педагогической системы. Презентация на заданную тему содержит 50 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Основные противоречия развития педагогической системы Человек обученный: Я знаю! Человек образованный: Я думаю, что знаю!

Основные противоречия Между целью, поставленной обществом перед образованием, и действием этого общества на ученика и учителя (между сигналами 1 и 2) Ученик учителю: а если я буду курить трубку, я буду таким же умным как Шерлок Холмс?

Система образования Финляндии Проводится выборочный контроль школьников Общественной огласке предаётся только средний результат по стране Школе доводится средний результат по школе, учителю – по его ученикам, ученикам – их индивидуальные результаты. Учитель сам сравнивает свои результаты со средними по стране и делает выводы. И ВСЁ.

Основные противоречия Между массовым характером обучения и необходимостью индивидуального подхода (между сигналами 7 и 8)

Основные противоречия Между величиной информационного потока от учеников (сигнал 9) и физиологическими возможностями учителя по его переработке (сигнал 10) Родитель: Вы почему вчера мою дочь не спросили? Она первый раз в жизни так хорошо выучила урок!

Основные противоречия Противоречие между требованиями унификации действий учителя, неизбежной при реализации педагогических технологий, и необходимостью разнообразия его деятельности при учете индивидуальных особенностей учащихся. Если бы каждая заготовка имела свои индивидуальные особенности, то токарный станок всё ещё бы не придумали!

Если баланс отрицательный? 1. Искать новую технологию. 2. Отказаться от работы с меньшинством, если в статистическом плане всё равно наблюдается значительное улучшение. 3. Творчески подходить к работе с меньшинством, выходить за рамки технологии. Это в итоге вызывает перегрузку учителя, от которой он хотел избавиться.

Пути разрешения противоречия Дифференциация Использование новых информационных технологий Коллективные способы обучения Дополнительное образование Отказ от дифференциации и создание всем максимально одинаковых условий с индивидуальным временем усвоения и предоставлением педагогической поддержки (Финляндия)

Основные противоречия Между величиной информационного потока от учеников (сигнал 9) и физиологическими возможностями учителя по его переработке (сигнал 10) Учитель ученикам: что вы все одновременно орете, я ничего не понимаю!

Основные противоречия Между необходимостью получения быстрых образовательных результатов и значительным временем отсроченной обратной связи между обществом и педагогической системой (между сигналами 2 и 18 – большой промежуток времени) Учитель ученику: Надо выбирать такие профессии, которые будут в будущем востребованы. Ученик: А кто знает, какие профессии будут в будущем?

Основные противоречия Между необходимостью управления при движении к конечной цели и невозможностью учета всех необходимых для этого факторов (проблема прогнозирования) Преподаватель: а на будущий год я планирую вторую часть этого курса по выбору! Он такой интересный! Декан: милый мой, на будущий год новый стандарт, новые учебные планы, там вашего курса нет! Преподаватель: а что я буду читать?! Декан: милый мой, будет эффективный контракт, к сожалению, Ваши полставки сокращены! Преподаватель: Как? Я буду жаловаться на Вас ректору! Декан: милый мой, наш вуз признан неэффективным и его закроют!

Основные противоречия Между необходимостью постановки диагностичной конечной цели образования и невозможностью ее разделения на частные, диагностичные целевые компоненты (проблема отбора содержания и проверки его усвоения) Учитель ученикам: сегодня на классном часе 30 минут я буду формировать у вас любовь к Родине, а потом мы выставим четвертные оценки.

Модульный принцип формирования образовательных программ (в профессиональном образовании) Трудовые функции

Основные противоречия Между необходимостью достижения цели, определенной стандартом, и наличием у субъектов образования своих различных целей (проблема мотивации) Учитель : учите физику! Ученик: зачем мне физика, если я собираюсь стать музыкантом? Учитель: потому что оценка по физике пойдет в аттестат, который ты понесешь при поступлении в консерваторию!

Основные противоречия Между необходимостью отбора лучших людей для работы в системе образования и невозможностью их привлечения для образовательной деятельности Директор школы студентам педагогического университета: Идите к нам работать в школу! Студенты: А какая зарплата? Директор: …рублей. В аудитории оживление и смех.

Основные противоречия Между необходимостью изменения средств коммуникации в соответствии с новыми целями и инерционностью образовательной системы Легче было изобрести компьютер, чем научить Марию Ивановну на нем работать!

Основные противоречия Между необходимостью дифференциации в оплате учителя в зависимости от качества его работы и невозможностью однозначной оценки результатов его педагогической деятельности Федор Михайлович показывает на уроках много опытов, а Михаил Федорович подготовил трех победителей олимпиады, кому из них дать премию, если она только одна?

Вызовы учителю в зависимости от его стажа (по результатам исследований ВШЭ) 0-3 года. Фрагментарность против целостности. 3-5 лет. Изложение против организации. 5-7 лет. Содержание предмета против смысла образования. 7-12 лет. Персональное против коллективного. 13 – 25 лет. Продуктивность против застоя.

Основные противоречия Между необходимостью использования системного подхода и невозможностью учета всех сложных взаимодействий внутри педагогической системы Что лучше: ввести лишний час занятий по физике или по физической культуре? Или по ОБЖ? Или по истории? Или…?

Основные противоречия Между необходимостью управления системой с целью повышения эффективности ее работы и сопровождающимся при этом увеличением формализации и бюрократизации, значительно уменьшающей КПД работы системы

Основные противоречия Между синергетическим характером педагогической системы и кибернетическим управлением ее развитием Образование, как и здравоохранение из процесса давно уже превратилось в застывший социальный институт. По Ивану Илличу Университет – это место где общаются те, кто что-то знает и умеет, и те, кто хотел бы этому научиться.

Диалектические противоречия 1. Между требованиями общества и результатом. 2. Между целями, поставленными обществом перед педагогической системой, и её возможностями.

Системные противоречия Между синергетической природой педагогической системы и кибернетическим характером управления её развитием. между целью, поставленной обществом перед образованием, и действием этого общества на ученика и учителя; между необходимостью получения быстрых образовательных результатов и значительным временем отсроченной обратной связи между обществом и педагогической системой; между необходимостью изменения средств коммуникации в соответствии с новыми целями и инерционностью педагогической системы; между принятием целей учителем и изменением средств коммуникации; между необходимостью использования системного подхода и невозможностью учета всех взаимодействий внутри педагогической системы. между необходимостью постановки диагностичной конечной цели и невозможностью ее разделения на частные, диагностичные целевые компоненты.

Противоречие между необходимостью осуществления индивидуального подхода и массовым характером обучения между величиной информационного потока от учеников и физиологическими возможностями учителя по их приёму и обработке; между требованиями унификации действий учителя, неизбежной при реализации педагогических технологий, и необходимостью разнообразия его деятельности при учете индивидуальных особенностей учащихся.

Противоречие между необходимостью осуществления индивидуального подхода и массовым характером обучения между величиной информационного потока от учеников и физиологическими возможностями учителя по их приёму и обработке; между требованиями унификации действий учителя, неизбежной при реализации педагогических технологий, и необходимостью разнообразия его деятельности при учете индивидуальных особенностей учащихся.

Противоречие между требованиями к профессиональным и личностным качествам учителя и невозможностью их выполнения на практике между необходимостью отбора лучших людей для работы в системе образования и невозможностью их привлечения для образовательной деятельности; между необходимостью дифференциации в оплате учителя в зависимости от качества его работы и невозможностью однозначной оценки результатов его педагогической деятельности.

Источником функционирования и развития педагогического процесса являются противоречия.

Движущие силы ПП – противоречия. Это столкнувшийся в конфликте противоположные начало.

Выделяют внешние и внутренние противоречия.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.

К внешним относятся противоречиям между: 1) внешним воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать; 2) целенаправленностью и планомерностью педагогического процесса и неупорядоченным влиянием социальной среды и других факторов; 3) нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в педагогическом процессе; 4) обобщенным опытом, представленным в содержании воспитания и образования и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности; 5) коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями и др.

Ведущие противоречия – внутренние.

Внутренние противоречия возникают на почве ``несогласия с собой'' и выражаются в индивидуальных побуждениях человека.

Одно из основных – противоречие между возникающими новыми потребностями и запросами и достигнутыми возможностями их удовлетворения.

В школьном возрасте это противоречие проявляется в расхождении между: 1) достигнутым уровнем знаний, умений, навыков, уровнем сформированных качеств личности и требуемым для решения новых познавательных и практических задач; 2) стремлением школьников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, физического развития; 3)знанием личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и низким уровнем сформированности его реального поведения и др.

Рассмотрим механизм действия противоречия: между имеющимися знаниями, умениями и необходимыми для решения поставленных задач по новой теме учебной дисциплины.

Движущая сила противоречия - это психологическое ощущение затруднений в решении поставленных задач. Учащейся на уроке осознав данное затруднение (то что ему не достает ЗУМ для решения задачи), проявляет повышенную умственную активность и выполняет действия по овладению необходимой суммой ЗУН для решения поставленной задачи. Это противоречие возникает на каждом уроке, В процессе освоения учебного материала урока учеником, поставленное противоречие разрешается.

Источником функционирования и развития педагогического процесса являются противоречия.

Движущие силы ПП – противоречия. Это столкнувшийся в конфликте противоположные начало.

Выделяют внешние и внутренние противоречия.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.

К внешним относятся противоречиям между: 1) внешним воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать; 2) целенаправленностью и планомерностью педагогического процесса и неупорядоченным влиянием социальной среды и других факторов; 3) нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в педагогическом процессе; 4) обобщенным опытом, представленным в содержании воспитания и образования и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности; 5) коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями и др.

Ведущие противоречия – внутренние.

Внутренние противоречия возникают на почве ``несогласия с собой'' и выражаются в индивидуальных побуждениях человека.

Одно из основных – противоречие между возникающими новыми потребностями и запросами и достигнутыми возможностями их удовлетворения.

В школьном возрасте это противоречие проявляется в расхождении между: 1) достигнутым уровнем знаний, умений, навыков, уровнем сформированных качеств личности и требуемым для решения новых познавательных и практических задач; 2) стремлением школьников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, физического развития; 3)знанием личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и низким уровнем сформированности его реального поведения и др.




Рассмотрим механизм действия противоречия: между имеющимися знаниями, умениями и необходимыми для решения поставленных задач по новой теме учебной дисциплины.

Движущая сила противоречия - это психологическое ощущение затруднений в решении поставленных задач. Учащейся на уроке осознав данное затруднение (то что ему не достает ЗУМ для решения задачи), проявляет повышенную умственную активность и выполняет действия по овладению необходимой суммой ЗУН для решения поставленной задачи. Это противоречие возникает на каждом уроке, В процессе освоения учебного материала урока учеником, поставленное противоречие разрешается.

Читайте также: