Педагогические приемы в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоя-тельном поиске, другими словами как активизировать познавательную дея-тельность в процессе обучения.

Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. Это не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить. Современному ученику необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача учителя не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

На слайде мы видим процентное соотношение уровня запоминания уча-щихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Только 10% учеников способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда учащиеся говорят и участвуют в реальной деятельности, только тогда они запоминают на 90%.А для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные форм организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности. Это технология АМО - активные методы обучения. Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Именно такую организацию предполагает технология АМО, основанная на использовании активных методов обучения.

Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих ак-тивность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами, локтями, ладошками. Это обеспечивает положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Эти методы позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении дальнейших уроков, а так же для обеспечения личностно-ориентированногоподхода. Ученикам - позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения

На этапе объяснения нового материала применяю методы, которые вы видите на слайде. Данные методы позволяют обеспечить восприятие, осмыс-ление и первичное запоминание, знаний и способов действий.

Использование активных методов в обучении ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участни-ком образовательного процесса.

С 3 класса применяю такой метод - оставление синквейна. Данный метод требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Правила написания синквейна таковы, вы их видите на экране. Использовать этот метод удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.

Данные методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итог урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Не стоит забывать и о релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких ми-нут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстано-вить энергию. Дети любят выполнять физминутки под музыку, на экране за Фиксиками или Кукутиками выполняют различные движения.

Уроки с использованием активных форм и методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителя.

Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дис-куссии и сотрудничества. Применять данные методы не обязательно все на каждом или на одном уроке.

Активные методы обучения помогают :

• развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

• учить учащихся самостоятельно добывать знания,

• развивать интерес к предмету,

• позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навы-ков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

У каждой методики есть свои плюсы и минусы.

Плюсы вы видите на экране. Недостаток заметила лишь в том, что де-ти начальной школы имеют свои особенности, поэтомуне могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся вполне допустимый ра-бочий шум при обсуждении проблем;

Таким образом, включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально возможную связь между учащимся и учителем, позволяют сделать учебный процесс более эффективным.

Педагогический прием - это целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока.

Какие же педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе можно использовать.

Существует пять основных принципов педагогической техники (по А.А. Гину). Каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов, которые в свою очередь помогают формированию УУД. Они известны. В определенном смысле эти приемы – совокупное творчество учителей.

ВложениеРазмер
0007d536-543689fb_priemy.docx 25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические приемы формирования УУД на уроках

учитель начальных классов

«Педагогические приемы формирования УУД на уроках

в начальной школе"

Педагогический прием - это целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока.

Какие же п едагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе можно использовать.

Существует пять основных принципов педагогической техники (по А.А. Гину). Каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов, которые в свою очередь помогают формированию УУД. Они известны. В определенном смысле эти приемы – совокупное творчество учителей.

Принцип свободы выбор -ученикам задается несколько заданий, они сами выбирают любые из них. Какие же приёмы можно использовать?

1.Взаuмоопрос : в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга по основным опросам пройденной темы, повторяют ее. Отметки, выставленные учениками друг другу, в журнал обычно не ставятся.

2. Защитный лист: перед каждым уроком ученик может вписать свою фамилию в "Лист защиты" и может быть уверен, что его сегодня не спросят. Если (срез, контрольная),"Лист защиты" не работает. Учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

3. Задание массивом : ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый должен выбрать и решить не менее заранее оговорённого минимального объема задания.

4.Самостоятельный выбор задания: дает учащимся возможность самореализации, из множества заданий ученик выбирает свой уровень сложности.

5.Свои пpимepы: ученики г отовят свои примеры к новому материалу, они придумывают свои задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала.

6.Обсуждаем домашнее задание : учитель вместе с учениками ищет ответ на вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно? При регулярном использовании этот прием значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания .

Принцип открытости- сделать уроки проблемными, вызвать неподдельный интерес учащихся и оставить вопрос открытым. Какие же приёмы можно использовать?

1. Выход за пределы: когда учитель включает в урок последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов или детских сериалов.
2. Удивляй: речь идет о постановке проблемы на уроке, о создании ситуации противоречия и осознании ее учениками.
3. Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и развивающих вопросов. При чтении художественного текста используются приемы изучающего чтения (диалог с автором и комментированное чтение

4.Пересечение тем: ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, вопросы, связывающие изучаемый материал на данном уроке с любой ранее изученной темой, указанной учителем.
Принцип деятельности - учитель привлекает детей к получению новых знаний, потому что только через осознанную деятельность человек учится чему-либо. Какие же приёмы можно использовать?

5.Идеальное задание: учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.
6.Организация работы в группах , причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.
7.Игры-тренинги : если необходимо выполнить большое число однообразных упражнений, то учитель заключает их в игровую оболочку( альпинисты покоряют вершину)

связывать разрозненные факты в единую картину;

систематизировать уже имеющуюся информацию;

слушать и слышать учеников.

Принцип обратной связи - только учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания. Какие же приёмы можно использовать?

1. Советуйтесь : учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.
2. Невербальное управление : учитель использует для управления классом несловесные команды . Невербальное общение предполагает, что, например, руки могут стать одним из управляющих сигналов на уроке.
3. Резюме: ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Использовать резюме можно в III-IV классах не чаще одного раза в месяц.

6. Блиц контрольная : учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания

Педагогические приемы независимы от применяемых средств. Даже такая мелочь, как умение задать вопрос, может заметно повысить качество работы.

Не существует плохих и хороших приемов. Они могут быть более или менее эффективными, подходящими или неподходящими, удачными или неудачными, простыми или сложными, технологичными или индивидуальными.

К использованию тех или иных приемов и методов учитель должен относиться творчески.

И он, и ученики должны четко представлять себе требования конкретного приема, условия его применения. Лишь тогда данный прием может достигнуть поставленной учебной цели.

Приёмы, которые помогают формированию конкретных УУД: представлены в таблице.

Дай себе помочь.

Выход за пределы. Отсроченная реакция. Лови ошибку. Театрализация.

Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

90%, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения.

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский).

Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. (И. Ф. Харламов).

Требования к методам обучения

Научность методов. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.

Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников.

Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.

Выбор методов обучения зависит:

От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.

От времени, отведенного на изучение того или иного материала.

От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.

От уровня подготовленности учащихся.

От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.

От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Особенности современного урока

Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.

Создается доброжелательная атмосфера.

Формируется высокий уровень мотивации.

Придаётся большое значение способам учебной работы.

Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.

Организационные основания урока

Работают все и работает каждый.

Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.

Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.

Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.

Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный.

Учитель – консультант, наставник, партнер.

Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.

Особенности современных методов обучения

Метод - это не сама деятельность, а способ её осуществления.

Метод должен обязательно соответствовать цели урока.

Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение.

Каждый метод имеет своё предметное содержание.

Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. (По Левиной М.М.)

Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.

Моя личная позиция

Оптимальное сочетание форм работы на уроке.

Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности.

Развитие мыслительных процессов у учащихся.

Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке.

Реализация принципа индивидуального подхода.

Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.

Наиболее продуктивными считаю:

Организация групповой, парной и индивидуальной работы;

Организация самостоятельной деятельности учащихся;

Создание конкретных ситуаций, их анализ;

Постановка вопросов, активизирующих диалог.

Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Л.Н.Толстой.

Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.

Ролевые игры - это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

На уроках математики, для развития активности и внимания, провожу устный счет с элементами игры.

Пары и группы

Проблемные методы.

Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.

Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.

Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.

Проблемные задания - задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

Метод проектов

Основные этапы проектной деятельности

Выбор темы проекта.

Работа с разными источниками.

Выбор формы предъявления проекта.

Работа над проектом.

Подведение итогов.

В конце работы ученик должен ответить на вопросы:

Выполнил ли я то, что задумал?

Что было сделано хорошо?

Что было сделано плохо?

Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности?

Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?

Метод дискуссии

Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта.

Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет:

развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

усилить мотивацию учения;

сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность;

активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Метод незаконченного рассказа

В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению.

Что заставило героя поступить именно так?

Методы начала урока

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения.
Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена.
Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Методы выяснения целей

Цели использования метода - результаты применения метода позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет.

Перед началом выяснения ожиданий и опасений я объясняю, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Свои ожидания ученики записывают на цветах синего цвета, а опасения – красного. Те, кто записал, прикрепляют цветы к поляне. После того, как все ученики прикрепят свои цветочки, я озвучиваю их, после чего мы организуем обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения уточняем записанные ожидания и опасения. В завершении метода я подвожу итоги выяснения ожиданий и опасений.

Методы подведения итогов

Позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

Я предлагаю ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь их прошу их ответить на несколько вопросов:

Я съел бы еще этого…

Больше всего мне понравилось…

Я почти переварил…

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.

Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.

Методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации!

Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе:

позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме;

способствуют лучшему усвоению знаний;

вызывают интерес к познанию;

формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.




Те приемы, с которыми я вас хочу познакомить далеко не новые, но очень эффективные. Мне бы хотелось знать, а насколько они знакомы вам. (при знакомстве с новым приемом педагоги показывают на карточках, насколько приемы им знакомы)
Приемов в технологии критического мышления в ТРИЗ очень много. Как я выбираю в урок?
• Всегда отталкиваюсь от цели, которую должна решить на уроке;



Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала. Прием направлен на формирование познавательных УУД: особенно хорошо отрабатывается классификация. Можно изменять этот прием так, как того требует тема урока и умение, которое формируем.
На уроке математики формируем умение различать четные и нечетные числа (Взять с собой только четные числа).



На уроках окружающего мира: составлено задание на классификацию овощей и фруктов (взять с собой только овощи)






Этот прием использую на этапе проверки знаний в ходе самостоятельной работы. Надо сказать, что я немного изменила этот прием в процессе его использования: убрала черные поля, добавила желтые. Ученик, после выполнения письменной работы, чертит поля цветными карандашами.






Этот прием удобен и детям, и мне.
• Как вы думаете, чем он хорош?
Во-первых я вижу, мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда.
Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяю. Такой прием удобен при проведении проверочной работы на текущем контроле. Ведь по ФГОС за текущий контроль ребенок имеет полное право получить в журнал только 4 и 5.





Думаю, что внедрение инновационных технологий, систематическое использование приемов приведет к хорошим предметным результатам и помогут вырастить деятельного изобретательного человека для нашего общества.


Читайте также: