Педагогические идеи в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Все учителя в своей практике сталкивались с ситуацией, когда один ребёнок охотно работает на уроке, выполняет задания, а какая-то часть учеников выпадает из процесса обучения. Хорошо, если такие дети хоть что-то усвоили на уроке. А если нет? С подобной ситуацией столкнулась и я.

Появился вопрос: можно ли повысить мотивацию, вовлечь ребёнка в работу без принуждения? Младший школьный возраст особенно благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Как и другие качества, мотивацию можно развивать.

Как вызвать интерес к уроку, к конкретной теме? Надежным средством является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью определенных методических приемов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ

Обыденные и повсеместные явления, события, предметы могут стать странными, если на них посмотреть с другой точки зрения. Удивление — начальная фаза развития познавательного интереса.

Пример. Окружающий мир.

Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател. К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же все-таки произошло?

Ответ. Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков.

Тема: “Какие бывают животные?”

Учитель: Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам?

Ответ. У зверька среди иголок заводится множество паразитов. Чтобы избавиться от них, ежик поддевает иголками яблоко. В месте прокола появляется кислый сок, стекающий по иголкам на кожу, изгоняя паразитов

2.ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА

В этом приеме учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики. Перенести учебную ситуацию в прошлое, изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет определенное значение.

На этом уроке Колобок отправляется в прошлое и доказывает, что не всегда люди думали, что Земля имеет шарообразную форму.

А на уроке математики при изучении единицы измерения метр ребята вместе с Фиксиками на машине времени отправляются в прошлое , знакомятся с ед. длины, которые использовали раньше в старину и убеждаются, почему возникла необходимость их заменить на новые.

3. ЧИТАЕМ! (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Отрывки из художественных и научно-популярных произведений можно использовать на разных этапах урока и с разными целями: для иллюстрации, для постановки вопросов на закрепление изученного материала, на формирование мотивации.

В следующей подборке предлагается определить виды облаков .

Выше этих облаков пересекла небо светлая рябь. От нее расходились прозрачные перья. Володя Румянцев говорил, что это тоже облака, но такие высокие, что они уже состоят не из водяных паров, а из кристаллов льда. Перья неподвижно висели в холодной и неподвижной вышине. ( К.Г. Паустовский)

В засыпанном снегом лесу по свету стало понятно, что солнце невидимкою борется с серыми непросветными тучами.

Облака,
Облака —
Кучерявые бока,
Облака кудрявые,
Целые, дырявые,
Легкие, воздушные —
Ветерку послушные.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

Интеллектуальная разминка — это два-три не очень сложных вопроса для размышления; основная цель такой разминки — настраивание ребенка на работу.

Наиболее интересны те задачи, которые составляют методом наложения карт (т. е. вы используете несколько карт).

Политическая карта Мира. (Найдите самое большое гос-во в мире. )

Карта России.( Найдите столицу России)

Карта Москвы. (Назовите сердце Москвы, символ нашей родины)

На уроке можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (объекта), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, размышления.

Я- южная природная зона, небольшая по площади. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, очень жаркое и сухое, температура воздуха в тени +40 градусов. Зима короткая и холодная. Моя поверхность покрыта валами из песка, эти валы постоянно передвигаются. (ПУСТЫНЯ).

Я красивое, опасное и очень редкое природное явление. Я появляюсь при определенном сочетании направления воздуха и его температуры. Пламя при этом может подниматься вверх на десятки метров, образовывая таким образом подобие смерча. ( Огненный Вихрь)

В мешочке круглые фишки с номерами. Ученик вытаскивает фишку, называет номер, учитель под этим номером читает описание свойств этой фигуры. Ученик должен ее назвать.

1 – Я – многоугольник. У меня 3 вершины,3 стороны и 3 угла (треугольник).

2 – Я не квадрат и не прямоугольник. Зато меня можно найти в тарелке, чашке, машине, на меня даже солнышко издали похоже (круг).

3 – Я – прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).

3.СНЕЖНЫЙ КОМ

Подобно тому, как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе всё большее количество учащихся. Алгоритм этого приема кратко можно описать так:

Слово — предложение — вопрос — ответ.

Почва. Это верхний плодородный слой Земли. Что такое плодородие? Способность почвы давать урожай.

Первый ученик произносит нераспространенное предложение, например: Зима . Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: Наступила зима . Наступила холодная зима . Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не считаются.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Повторить ранее изученное, постараться найти интересные подходы к мотивации новой темы — всё это очень важно, и, надеемся, против этого тезиса никто не будет возражать. И все-таки основная причина, по которой мы регулярно приходим в школу— это стремление дать новые знания, научить чему-нибудь, а еще лучше — умному, хорошему, вечному. Как показывает практика, львиную долю учебного процесса занимают уроки, в которых обязательно присутствует этап изучения нового материала.

1.ОТСРОЧЕННАЯ ЗАГАДКА

В начале урока учитель дает загадку (или малоизвестный и странный факт), ответ на которую можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Проводя опыт, дети выясняют, что на 1 кв.см поверхности воздух давит с такой же силой, как гиря массой 1кг 300 г

Опыт. Узнайте площадь вашей ладошки и умножьте на 1300. 7*17*1300=154700ГР

Тема: “Из чего что сделано” 2 кл.

А знаете ли вы, что качество вашей зимней шерстяной варежки частично зависит от сочности травы летом?

Тема: “Сказки Ш. Перро” 3 кл

В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта на уроке, а может быть, и на следующем. Например, перед чтением сказки Ш. Перро задать вопрос “Какой город славится “поющим” животным?” (Бремен)

2.АССОЦИАТИВНЫЕ СХЕМЫ

Традиционно считается, что новый материал лучше запоминается в письменном виде. Мозг запоминает информацию тогда, когда она представлена в виде определенных моделей, схем и ассоциаций. Поэтому не записывайте, а рисуйте ассоциативные схемы.

Учитель рисует на доске цветок (серединка и четыре лепестка). В серединке записывает основное понятие. После этого он просит учащихся назвать элементы и характеристики понятия и записывает их на лепестках.

Тема: “Погода” 2 кл

Тема: “Путешествие по материкам” 2кл

На уроках окр. мира при изучении этой темы учитель копирует контуры какого - либо материка, а ученики, изучая см. материал учебника , определяют его название и заселяют его животными.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Практически во всех типах урока присутствует такой элемент, как обобщение и систематизация знаний. Методические приемы, применяемые на этом этапе урока, очень разнообразны: это может быть и работа с текстом учебника, с дополнительной литературой, но главное, чтобы они соответствовали вашему темпераменту, уровню подготовки, учитывали возрастные особенности класса, с которым работаете. На этом этапе урока можно широко использовать и описанные выше приемы (методические приемы для проверки домашнего задания), поскольку они практически не требуют особой трансформации.

Лучше всего эту форму работы применять на уроках обобщения изученного материала. Учитель зачитывает утверждение, в котором описательно представлены сведения о растении, животном (биология), исторической личности (история), городе (география). Ученики пытаются узнать объект, личность. Если не удается, учитель зачитывает второе утверждение, содержащее более точную информацию. Третье утверждение содержит такую информацию, что не узнать загадываемое невозможно. Если ученики угадывают характеристику с первого утверждения, они получают высший балл, со второго подхода — оценка ниже, с третьего — еще ниже.

- прочная горная порода

-ею отделаны все станции метро

-состоит из шпата, слюды и кварца

-состоит из множества точек

2. Синквейн

Стихотворные формы (например, синквейн — пятирядье) — это способ творческой рефлексии, позволяющей в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

-разноцветная, яркая, 7-ми цветная

-На небе появилась большая радуга

Один ученик играет роль Маши-растеряши, предлагает действие, которое требуется выполнить.

Или пример на уроке математики.
Ученик.
-Что с тобой?
Маша-растеряша.
-Потеряла Число 5. Как я теперь увеличу 3 на 5?

Ученики предлагают решения: использовать вместо числа 5 сумму чисел 1и4, 2и3 или разность чисел 6минус 1, 9 минус 4)

Воспользовавшись ими и конструктором урока, можно создать бесконечное количество вариаций интересных и, главное, эффективных уроков.

И мы живем, как этот слон не веря в свои силы, только потому, что когда- то попробовали и у нас не получилось. Я желаю, что бы у вас все получилось.

Применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения образование требует инновационных подходов в организации учебного процесса.

В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии, или технологии обучения.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов, основной задачей которого является научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

Поэтому, первоочередной задачей учителя является формирование положительной мотивации к учению. Учитель должен помочь ребенку осознать, что успеваемость в школе — это его будущее.

Я убеждена, что только системное использование современных технологий методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности. Поэтому, начиная с 1-го класса, применяю следующие образовательные технологии и формы работы: игровые технологии и работу в группах, создаю ситуацию соревновательности, успешности каждого ребёнка; технологии проблемного обучения, применяю методы самоконтроля, ввожу элементы проектной деятельности.

Использование на уроках различных дидактических игр, занимательных заданий вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.

Приведу примеры использования различных дидактических игр и занимательных заданий при обучении младших школьников на уроках математики.

Учитель предлагает составить 2 поезда из вагонов (учеников) и сравнить, где больше вагонов.

Квадрат разделен на 9 клеток. В двух из них расставлены числа 1 и 2. Расположи в каждой из остальных клеток квадрата числа 1, 2 и 3 так, чтобы при сложении чисел по столбикам и по строчкам получилось число 6.

Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет эти слова?
Дети прочитав, узнают тему, над которым будут работать на уроке. (Весна).

На уроках особое место уделяю работе с загадками, которые являются метафорами или построены на основе сравнения. Такая работа развивает творческое видение предмета.

Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады. (Весна)

На уроках русского языка

Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.

Дидактических игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели.

В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса. На своих уроках стараюсь проводить разнообразные упражнения, способствующие активному отдыху. Это проведение физкультминуток на разных этапах урока, специальных гимнастических упражнений для глаз, кистей рук (пальчиковая гимнастика), дыхательной гимнастики, упражнений на осанку, минутку тишины. Минутка тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров. К одному из направлений здоровьесберегающих технологий можно отнести ароматотерапию. В классе используем бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока) при профилактике простудных заболеваний и во время эпидемий гриппа. Цветотерапия: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

Использование информационно - коммуникативных технологий, я думаю, в полной мере соответствует развитию исследовательской деятельности на уроках. Специфика современных обучающих информационно - коммуникативных средств такова, что предоставляет неограниченные возможности для развития критического мышления школьников, формирования навыков самообразования и самостоятельной исследовательской деятельности. И поэтому на своих уроках я использую различные методы и приёмы ИКТ. Рассмотрим некоторые из них.

Мультимедийные ресурсы прочно вошли в школьную жизнь. Презентация и видеоурок могут иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать мультимедийные ресурсы при проведении лекции, практического занятия, самостоятельной работы, тестирования. Презентация и видеоурок позволяют отказаться от многих видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление ресурсом сводится к простому нажатию на клавишу мыши. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран, и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае использования слайда - задания организуется обсуждение поставленного вопроса, и подводятся его итоги. В случае необходимости можно заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Это позволяет максимально настраивать любой имеющийся ресурс под конкретный урок в конкретном классе. Использование мульти медимедийных ресурсов целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма даёт возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что в свою очередь облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации или видеоурока сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определённый период времени. Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний, умений учащихся из разных предметных областей. Для современной школы наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.

Творческие основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся. В отличие от исследовательского проекта здесь не обязательна строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов учащихся. Учащиеся готовят и защищают различные виды проектов: сценарий праздника, видеофильм, плакат, газета, школьный журнал интересных дел и т.д.

Внедрение ИКТ на уроках позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения. Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими. Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Литература

4. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006.

5.Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. — № 7, 2008

9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная идея: развитие творческих способностей учащихся.

Цель: главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности.

Сведения об авторе:Лысенко Светлана Анатольевна – учитель начальный классов

Образование: Орджоникидзевское педагогическое училище №1, 1982 год.

Специальность по диплому: Учитель начальных классов .

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 с. Октябрьское

Должность: Учитель начальных классов.

Педагогический стаж: 32года.

Стаж работы в занимаемой должности: 32года.

Квалификация: первая квалификационная категория

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

1. Актуальность и перспективность опыта

Федеральный государственный стандарт начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

И с первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать их творцами учебно-воспитательного процесса.

2. Концептуальность опыта

Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности, необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе.

3 . Наличие теоретической базы опыта.

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Однако до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.

Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу творческой личности я взяла обобщённую характеристику, предложенную Савенковым и созданную им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению А. И. Савенкова это:

• Способность удивляться и видеть проблемы.

• Любопытство и любознательность.

• Оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных).

• Гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи).

• Продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи). Чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития.

Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

4. Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея – развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика.

Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.

5. Оптимальность и эффективность средств.

Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов — памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке так и во внеурочное время ( различные мероприятия, классные часы, факультативы. ) В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное. Сколько всевозможных дидактических, ролевых игр!

Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня, задания на выявление закономерностей.…Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.

Подготовка начинается задолго до того, как дети будут писать сочинение. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников творческий поиск, умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания.

Сочинения помогают детям глубже познать свои чувства, приучают к стройному и последовательному мышлению, повышают самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству. Они помогают лучше понять внутренний мир детей. Творческие работы в продуманной системе приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством.

Такая работа приносит удовольствие детям от собственных открытий, что является субъективным творческим процессом.

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.

Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности. Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

Незаменимым помощником учителя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд–фильмы, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.

Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки.

Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов.

Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная, как основной вид деятельности младших школьников, помогает развитию творческих способностей последних.

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы – кружки, секции. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе.

Учащиеся активно участвуют в различных конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного значения.

Учащимися моего класса проводятся исследования в таких областях, как окружающий мир, история, технология, литературное чтение и др., что, безусловно, способствует развитию и творческих способностей детей.

Проектная деятельность – движущая сила развития и воспитания младших школьников, развития у них творческих способностей и воспитания у них нравственной, трудовой, интеллектуальной, информационной, экологической, художественной, эстетической культуры. Поэтому особое внимание я уделяю воспитанию и обучению на основе этого метода. Ведь основы творческого мышления, самостоятельности, самооценочной и оценочной деятельности, коммуникативные умения и прочие качества должны закладываться именно в младшем школьном возрасте.

В заключение

Есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

8.Список использованной литературы.

• Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

• Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.

• Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999г.

• Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе

• Дмитриева Н.Я. Казакова А.Н. Мы и окружающий мир, 1 - 4 класс.

• А.А. Плешаков. Окружающий мир, М.: Просвещение, 2012.

• Новое время - новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. Сб. статей, посвященных 100-летию со дня рождения Л. В. Занкова.//Самара, 2001.

Предлагаю Вашему вниманию оценивание в группе
Назвала я его "Солнышко" так как оно может кого - то согреть а кого- то и нет. А согревает наше солнце своими оценками. Поработав в одной группе ученики в течении урока могут оценить друг друга. А для этого необходимо всего лишь листочек со следующим изображением:


во внутреннем кружочке ученик ставит себе оценку- самооценку а по краям его работу и активность на уроке оценивают остальные участники группы. Очень интересный прием, попробуйте.Желаю удачи!

Уроки должны быть яркими,
материал – запоминающимся,
а учитель – “артистом, художником,
горячо влюбленным в свое дело…” (А. П. Чехов

Хороший приём! Беру в свою копилку. У нас есть журнальчики на каждую микрогруппу, куда заносятся оценки я-группа - учитель. Теперь буду разнообразить!

Сегодня на уроке использовала следующий прием, я его называю " Угадай-ка".
Так вот учащиеся делились на группы и из каждой группы выходит по одному ученику к команде соперника на спину ученика цепляется карточка с новым термином или понятием из прошлого урока, командам необходимо объяснить ученику без прямых подсказок значение данного термина. Ученик угадав приносит балл команде. Прием проходит на ура, эмоции море, настроение океан.

А зачем цеплять на спину? Можно наклеить прямо на лоб. Так веселее будет.

Я применяю иногда в словарной работе такой приём: спрашиваю значение какого-нибудь слова. Например, мармазетка. Дети выдают свои варианты понимания данного слова. Учитель показывает на экране доски или проектора изображение загаданного предмета. Оказывается это маленькая обезьянка.Весом в 100г и ростом в 13 см.

Обязательно попробую этот прием на своих уроках.
Предлагаю небольшое стихотворение для эмоционального настроя на первом уроке в новом учебном году. Не судите строго.
Вот и лето пролетело,
Не оставив и следа.
Форму новую надели,
В школу нам идти пора.
И уроков вереница
Будет вас сегодня ждать.
Я прошу вас - не лениться
И математику начать.

Моим ученикам нравится работать в "сменных" парах.При работе над стихотворением (выразительность чтения) ученики работают в парах. Тот,кто сидит на 1-ом варианте читает вслух (это "ученик"), а тот, кто сидит на 2-ом варианте слушает и оценивает (это "учитель"), отметку ставят на листок,сложенный втрое. Пара,которая закончила работу должна встать. Когда весь ряд встал, я это сразу вижу и даю команду:"Первый ряд - поменяться парами"(или молча подхожу к этому ряду и рисую рукой в воздухе круг).Получив команду,дети,1 варианта садятся на предыдущую парту, а дети 2 варианта - на следующую парту. Иными словами - происходит движение по часовой стрелке.Работа возобновляется. Таким образом каждый ученик 4-5 раз выступает в роди "ученика" или "учителя", получает оценку чтения и сам оценивает чтение своих одноклассников.
Рекомендую!

Для рефлексии в конце урока использую смайлики (кладу на парту комплект). Совет - лучше распечатать на цветной бумаге (один символ - один цвет) - сразу видно настроение в классе. Деткам (особенно маленьким) очень нравится. Бывает, закружусь, так они сами напоминают. А сейчас вошло в систему. Смотрите изображение.

Как много сегодня говорится о креативных методиках ведения урока! В интернете можно найти множество идей для групповых и индивидуальных работ, подборки заданий для дифференциации, необычные творческие упражнения. Поток полезной информации такой обильный, что встает вопрос: как подобрать нужные разработки и систематизировать их?

Что требуется для современного урока


Звёздное небо. 2-4 классы. Демоверсия

Как систематизировать креативные методики?

Рассмотрим на основе предложенных карточек из конструктора.

Читайте также: