Педагогические идеи и школьные проекты французской революции

Обновлено: 28.06.2024

Эпоха Просвещения предложила программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение, заявив о необходимости формирования человека, который будет полезен обществу и способен отдать полученные знания на его благо. Чтобы осуществить такую программу, надлежало преобразовать все общество. Это была призвана свершить начавшаяся в 1789 г. во Франции революция.

Деятели Французской революции подхватили педагогические идеи Просвещения. Эти идеи нашли отзвук уже накануне революционной бури, во время созыва представителей всех сословий - Генеральных Штатов. Почти во всех адресах, которые направлялись населением в Генеральные штаты, звучало требование создать внесословную общенациональную школьную систему.

Проекты школьного образования эпохи Французской революции несут печать идей Просвещения.

Радикальные представители революции особо выделяли в этих идеях руссоистскую программу обновления общества и воспитания.

Вопросы народного образования с самого начала оказались в поле зрения участников Французской революции. В "Декларации прав человека и гражданина" (1789) провозглашалась задача организации "общественного образования, доступного всем гражданам, бесплатного в тех частях обучения, которые необходимы всем людям без изъятия".

В 1791 г. Учредительное собрание рассматривало план организации системы народного образования. Его автором был Ш.М. Талейран (1754-1838). Проект Талейрана предусматривал создание четырех ступеней школы. Первая - начальные учебные заведения, где должны были учить чтению, письму, азам французской грамматики и литературы, математике в пределах четырех арифметических действий, географии того департамента, где находилась школа. В больших городах эту программу предусматривалось дополнить черчением и геометрией. Вторая ступень - 7-летние учебные заведения в центральных городах. Их программа предполагала расширение полученных ранее знаний, а также включала логику и математику, латынь, греческий, физику, естествознание. Третья ступень - специальные учебные заведения (медицинские, военные, юридические, богословские) в главных городах департаментов. Вершиной всей системы становился институт. Первая ступень - бесплатная, остальные -платные. Учащиеся должны были самостоятельно поддерживать дисциплину. Целью школы провозглашалось пробуждение в юных питомцах инициативы, свободы, любознательности. Учебные заведения планировались как светские, но преподавание "принципов религии" объявлялось обязательным.

План Талейрана для того времени выглядел внушительно. В его создании принимал участие не один автор. Талейран свидетельствовал, что при составлении проекта использовались советы самых образованных людей и ученых Франции, в том числе П.С. Лапласа (1749-1827), Ж.А.Н. Кондорсе (1743-1794). Но проект Талейрана плохо отвечал революционному духу времени. Некоторые его пункты оказались консервативными: ограничение женского образования начальным, немногочисленность школ второй ступени, обязательность религиозного обучения. Проект Талейрана не был принят. Учредительное собрание ограничилось включением в конституцию 1791 г. лишь одного из пунктов проекта: "Будет создано и организовано народное образование, общее для всех граждан, бесплатное в отношении тех этапов образования, которые необходимы для всех людей".

Открывшееся в октябре 1791 г. Законодательное собрание вернулось к обсуждению проблемы народного образования. В Комитете по образованию в 1792 г. был разработан проект, автором которого явился один из последних представителей Просвещения, экономист и политик Ж.А.Н. Кондорсе. Проект Кондорсе предусматривал для детей из народа две ступени элементарного обучения: начальную и повышенную. Четырехлетние начальные школы планировалось организовать в населенных пунктах или группе коммун с численностью населения не менее 400 жителей. Элементарные школы второй ступени предназначались для каждого города или округа с 45 тыс. населения. Сверх того предусматривалось создать систему среднего образования, представленную лицеями, а также учреждения высшего образования - институты. Учебные заведения всех типов должны были быть бесплатными. Однако образование не являлось обязательным. В целом доклад Кондорсе оказался для своего времени выдающимся демократическим документом. Он не оставлял в школьной программе места религиозному обучению, намечал преемственность между всеми ступенями школы, провозглашал равенство прав мужчин и женщин в получении образования. Французский ученый и политик начала XX в. Ж. Жорес писал: "План Кондорсе -более широкий, более гуманный, носящий более народный характер, нежели план Талейрана".

Комитет образования, однако, не согласился с предложениями Кондорсе и поддержал другой документ - доклад Годена, в котором предлагались меры по ликвидации конфессионального обучения. В августе 1792 г. в соответствии с этим докладом Законодательное собрание приняло декрет о закрытии школ религиозных конгрегации.

Хотя проект Кондорсе не был принят, но его идеи по-своему интерпретировали авторы других предложений, направленных на демократические реформы в школе (планы Шенье, Ромма, Лепелетье и др.).

Противоречивую позицию в вопросах школьного образования заняли якобинцы. В июне 1793 г. по их инициативе был принят новый текст "Декларации прав", где провозглашалось и "право общего образования". В этот период были закрыты и подвергнуты реорганизации в соответствии с принципами светского обучения начальные школы, ранее находившиеся в ведении церкви. Из помещений оставшихся школ выносили изображения святых, уроки катехизиса заменялись "уроками революции", на которых читали "Декларацию прав человека".

Но те же якобинцы не поддержали законодательные инициативы по созданию общедоступной школы в виде интернатов - "домов национального воспитания" (проект Лепелетье) и организации преемственной системы образования (проект Ромма и план города Парижа).

После того как М. Робеспьер принял декрет " О культе верховного существа", якобинцы ослабили антирелигиозные мероприятия в школе. Больше того, якобинский Конвент принял план Букъе, по которому допускалось участие духовенства в организации учебных заведений и оставлялась без изменений система дореволюционных коллежей.

Поражение революции положило конец планам демократизации школы. В июне 1795 г. в качестве школьного закона во Франции был принят проект Дону, в котором намечались весьма умеренные реформы: создание немногочисленных начальных школ, где были обязаны учить счету, письму и чтению; три четверти учеников должны были оплачивать обучение.

Эпоха Просвещения предложила программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение, заявив о необходимости формирования человека, который будет полезен обществу и способен отдать полученные знания на его благо. Чтобы осуществить такую программу, надлежало преобразовать все общество. Это была призвана свершить начавшаяся в 1789 г. во Франции революция.

Деятели Французской революции подхватили педагогические идеи Просвещения. Эти идеи нашли отзвук уже накануне революционной бури, во время созыва представителей всех сословий - Генеральных Штатов. Почти во всех адресах, которые направлялись населением в Генеральные штаты, звучало требование создать внесословную общенациональную школьную систему.

Проекты школьного образования эпохи Французской революции несут печать идей Просвещения.

Радикальные представители революции особо выделяли в этих идеях руссоистскую программу обновления общества и воспитания.

Вопросы народного образования с самого начала оказались в поле зрения участников Французской революции. В "Декларации прав человека и гражданина" (1789) провозглашалась задача организации "общественного образования, доступного всем гражданам, бесплатного в тех частях обучения, которые необходимы всем людям без изъятия".

В 1791 г. Учредительное собрание рассматривало план организации системы народного образования. Его автором был Ш.М. Талейран (1754-1838). Проект Талейрана предусматривал создание четырех ступеней школы. Первая - начальные учебные заведения, где должны были учить чтению, письму, азам французской грамматики и литературы, математике в пределах четырех арифметических действий, географии того департамента, где находилась школа. В больших городах эту программу предусматривалось дополнить черчением и геометрией. Вторая ступень - 7-летние учебные заведения в центральных городах. Их программа предполагала расширение полученных ранее знаний, а также включала логику и математику, латынь, греческий, физику, естествознание. Третья ступень - специальные учебные заведения (медицинские, военные, юридические, богословские) в главных городах департаментов. Вершиной всей системы становился институт. Первая ступень - бесплатная, остальные -платные. Учащиеся должны были самостоятельно поддерживать дисциплину. Целью школы провозглашалось пробуждение в юных питомцах инициативы, свободы, любознательности. Учебные заведения планировались как светские, но преподавание "принципов религии" объявлялось обязательным.

Эпоха Просвещения предложила программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение, заявив о необходимости формирования человека, который будет полезен обществу и способен отдать полученные знания на его благо.

Чтобы осуществить такую программу, надлежало преобразовать все общество. Это была призвана свершить начавшаяся в 1789 г. во Франции революция.

Деятели Французской революции подхватили педагогические идеи Просвещения. Эти идеи нашли отзвук уже накануне революционной бури, во время созыва представителей всех сословий – Генеральных Штатов.

Почти во всех адресах, которые направлялись населением в Генеральные штаты, звучало требование создать внесословную общенациональную школьную систему.

Проекты школьного образования эпохи Французской революции несут печать идей Просвещения.

Радикальные представители революции особо выделяли в этих идеях руссоистскую программу обновления общества и воспитания.

Инициатор одного из школьных проектов М.Ж. Шенье (1764-1811) называл Руссо “создателем наилучшей системы воспитания”. Автор другого школьного проекта якобинец Л.М. Лепелетье (1763-1793) организовал в честь Руссо торжественную манифестацию.

Почитатель Руссо утопист-коммунист Г. Бабеф (1760-1797) дал имена героев “Эмиля” своим детям и использовал рекомендации своего кумира при их воспитании и обучении.

Вопросы народного образования с самого начала оказались в поле зрения участников Французской революции. В “Декларации прав человека и гражданина” (1789) провозглашалась задача организации “общественного образования, доступного всем гражданам, бесплатного в тех частях обучения, которые необходимы всем людям без изъятия”.

В 1791 г. Учредительное собрание рассматривало план организации системы народного образования. Его автором был Ш.М. Талейран (1754-1838).

Проект Талейрана предусматривал создание четырех ступеней школы. Первая – начальные учебные заведения, где должны были учить чтению, письму, азам французской грамматики и литературы, математике в пределах четырех арифметических действий, географии того департамента, где находилась школа.

В больших городах эту программу предусматривалось дополнить черчением и геометрией. Вторая ступень – 7-летние учебные заведения в центральных городах.

Их программа предполагала расширение полученных ранее знаний, а также включала логику и математику, латынь, греческий, физику, естествознание. Третья ступень – специальные учебные заведения (медицинские, военные, юридические, богословские) в главных городах департаментов. Вершиной всей системы становился институт. Первая ступень – бесплатная, остальные -платные.

Учащиеся должны были самостоятельно поддерживать дисциплину. Целью школы провозглашалось пробуждение в юных питомцах инициативы, свободы, любознательности. Учебные заведения планировались как светские, но преподавание “принципов религии” объявлялось обязательным.

План Талейрана для того времени выглядел внушительно. В его создании принимал участие не один автор. Талейран свидетельствовал, что при составлении проекта использовались советы самых образованных людей и ученых Франции, в том числе П.С. Лапласа (1749-1827), Ж.А.Н. Кондорсе (1743-1794).

Но проект Талейрана плохо отвечал революционному духу времени. Некоторые его пункты оказались консервативными: ограничение женского образования начальным, немногочисленность школ второй ступени, обязательность религиозного обучения. Проект Талейрана не был принят.

Учредительное собрание ограничилось включением в конституцию 1791 г. лишь одного из пунктов проекта: “Будет создано и организовано народное образование, общее для всех граждан, бесплатное в отношении тех этапов образования, которые необходимы для всех людей”.

Открывшееся в октябре 1791 г. Законодательное собрание вернулось к обсуждению проблемы народного образования. В Комитете по образованию в 1792 г. был разработан проект, автором которого явился один из последних представителей Просвещения, экономист и политик Ж.А.Н. Кондорсе.

Проект Кондорсе предусматривал для детей из народа две ступени элементарного обучения: начальную и повышенную. Четырехлетние начальные школы планировалось организовать в населенных пунктах или группе коммун с численностью населения не менее 400 жителей.

Элементарные школы второй ступени предназначались для каждого города или округа с 45 тыс. населения. Сверх того предусматривалось создать систему среднего образования, представленную лицеями, а также учреждения высшего образования – институты. Учебные заведения всех типов должны были быть бесплатными. Однако образование не являлось обязательным.

В целом доклад Кондорсе оказался для своего времени выдающимся демократическим документом. Он не оставлял в школьной программе места религиозному обучению, намечал преемственность между всеми ступенями школы, провозглашал равенство прав мужчин и женщин в получении образования.

Французский ученый и политик начала XX в. Ж. Жорес писал: “План Кондорсе -более широкий, более гуманный, носящий более народный характер, нежели план Талейрана”.

Комитет образования, однако, не согласился с предложениями Кондорсе и поддержал другой документ – доклад Годена, в котором предлагались меры по ликвидации конфессионального обучения. В августе 1792 г. в соответствии с этим докладом Законодательное собрание приняло декрет о закрытии школ религиозных конгрегации.

Хотя проект Кондорсе не был принят, но его идеи по-своему интерпретировали авторы других предложений, направленных на демократические реформы в школе (планы Шенье, Ромма, Лепелетье и др.).

Противоречивую позицию в вопросах школьного образования заняли якобинцы. В июне 1793 г. по их инициативе был принят новый текст “Декларации прав”, где провозглашалось и “право общего образования”.

В этот период были закрыты и подвергнуты реорганизации в соответствии с принципами светского обучения начальные школы, ранее находившиеся в ведении церкви. Из помещений оставшихся школ выносили изображения святых, уроки катехизиса заменялись “уроками революции”, на которых читали “Декларацию прав человека”.

Но те же якобинцы не поддержали законодательные инициативы по созданию общедоступной школы в виде интернатов – “домов национального воспитания” (проект Лепелетье) и организации преемственной системы образования (проект Ромма и план города Парижа).

После того как М. Робеспьер принял декрет ” О культе верховного существа”, якобинцы ослабили антирелигиозные мероприятия в школе.

Больше того, якобинский Конвент принял план Букъе, по которому допускалось участие духовенства в организации учебных заведений и оставлялась без изменений система дореволюционных коллежей.

Поражение революции положило конец планам демократизации школы. В июне 1795 г. в качестве школьного закона во Франции был принят проект Дону, в котором намечались весьма умеренные реформы: создание немногочисленных начальных школ, где были обязаны учить счету, письму и чтению; три четверти учеников должны были оплачивать обучение.

1. Педагогические идеи и школьные проекты Французской революции

Эпоха Просвещения предложила программу
прогрессивных реформ воспитания и образования,
провозгласив всеобщее право на обучение, заявив о
формировании человека, полезного обществу. Чтоб
осуществить такую программу, надлежало
преобразовать все общество. Это была призвана
свершить начавшаяся в 1789 г. во Франции революция.

4. Проект Ш.М Талейрана

В законодательные учреждения был представлен ряд
проектов организации народного образования.
Проект Ш.М. Талейрана (1791 г.) предусматривал создание
четырех ступеней школы. Первая – начальные учебные
заведения, где должны были учить чтению, письму, азам
грамматики и литературы, математике в пределах четырех
арифметических действий, географии того департамента,
где находилась школа. Вторая ступень – 7-летние учебные
заведения в центральных городах. Их программа
предполагала расширение полученных ранее знаний и
включала логику, математику, латынь, греческий, физику,
естествознание. Третья ступень – специальные учебные
заведения (медицинские, военные, юридические,
богословские) в главных городах департаментов.
Вершиной всей системы становился институт. Первая
ступень – бесплатная, остальные – платные.
Проект Талейрана плохо отвечал революционному духу
времени. Некоторые его пункты оказались
консервативными: ограничение женского образования
начальным, немногочисленность школ второй ступени,
обязательность религиозного обучения. Его проект не был
принят.

5. Проект Ж.А.К . Кондорсе

Проект Ж.А.Н. Кондорсе (1792 г.) предусматривал для
детей из народа две ступени элементарного обучения:
начальную и повышенную. Предусматривалось и
создание системы среднего образования,
представленной лицеями, а также и учреждений высшего
образования – институтов. Учебные заведения всех типов
должны быть бесплатными. Однако образование не
являлось обязательным. Проект Кондорсе был
демократическим документом. Он намечал
преемственность между всеми ступенями школы,
провозглашал равенство прав мужчин и женщин в
получении образования. Между тем, был поддержку
получил другой документ – доклад Годена, в котором
предлагалась ликвидация конфессионального обучения.

6. Проект Л.М. Лепелетье

Более демократичным был проект Л.М.
Лепелетье. Его целью была организация
национального, республиканского,
доступного для всех образования. Согласно
проекту, все мальчики от 5 до 11 лет получали
образование за счет государства. Лепелетье
предлагал создавать дома национального
воспитания, в которых особое внимание
следовало обращать на физическое
воспитание и умственное образование.

В 1793 г. Проект Лепелетье, с некоторыми
поправками, был принят, однако после
контрреволюционного переворота 9-го
термидора (27 июля 1794 г.) трудящиеся были
лишены всех завоеваний и в области
образования. В 1975 г. в качестве школьного
закона во Франции был принят проект Дону,
намечавший умеренные реформы: создание
немногочисленных начальных школ, где три
четверти учеников должны были платить за
обучение.

Читайте также: