Как осуществляется социальная селекция кратко

Обновлено: 30.06.2024

Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса уст­роена таким образом, что она дает возможность уже на самых началь­ных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и студен­тов, поощрять талантливых и способных) . Как то так.. . Вообще-то это отдельная тема, по ней еще и реферат пишут в педагогических учреждениях.. . Надеюсь вас устроил мой ответ. Удачи;)

С ведением нового закона об образовании, который проталкивает администрация президента и есть социальная селекция. Это когда иностранный язык, информатика и физкультура будут с повышенным числом учебных часов - бесплатно, а остальное платное. Иностранный язык для того чтобы мог говорить с работодателем, физкультура для того чтобы был здоров и мог работать по 20 часов в течении суток, а информатика для того чтобы мог нажимать на клавиши компьютера. Избранные будут обучаться нормально, но за большие деньги, которых у Вас нет и при нынешней власти по всей вероятности не будет

Это когда высшее образование становится доступным только определённым слоям населения. То есть, в нашем случае, отпрыскам людей с тугим кошельком.

Возможность получить хорошее образование, сильно зависит от социального положения. Ребенку из низших слоев общества, гораздо труднее пробиться, даже при наличии способностей.

Ты не родственник ректора, не племянница декана - иди мети улицы

когда есть альфа самец, шохи, и омеги в классе. Если ты училась в школе то поймешь не хуже других

1. В развитых индустриальных странах, в том числе и в России, в процессы социальной мобильности вовлечено более двух третей населения (например, около 40 % служащих в США и России на рубеже ХХ – XXI вв. происходят из рабочих).

2. Во всех развитых странах восходящая мобильность превышает нисходящую примерно на 20 %. Но оба эти подтипа вертикальной мобильности вместе взятые уступают горизонтальной мобильности. Иначе говоря, и в России, и в США высок уровень мобильности, охватывающей до 70 – 80 % населения, но на 70 % эта мобильность – горизонтальная, т.е. перемещения в границах одного и того же класса, слоя, страты. Например, из рабочих поднимаются в средний класс лишь 10 % американцев, 7 % японцев и голландцев, 9 % англичан, 2 % французов, немцев и датчан, лишь 1 % итальянцев.

3. На социальную мобильность во всех развитых странах наибольшее влияние оказывают не профессия и образование отца (родителей), а собственные достижения детей в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице. Следовательно, хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов, сколько плохо образованный выходец из средних слоев, из служащих.

4. В индустриальном обществе мобильность определяется структурой экономики, соотношением отраслей и происходящими здесь сдвигами. Это – структурная мобильность. Например, в течение ХХ в. в индустриальных странах сокращались вакансии в традиционно рабочих специальностях и расширялись в сферах управления и обслуживания.

5. Наблюдается рост так называемых самостоятельных работников, занятых в мелком и среднем бизнесе, а также в сфере обслуживания.

6. Сокращается численность занятых в сельском хозяйстве. Удельный вес занятых в этой отрасли равен ныне для США 3,4 % рабочей силы, для Великобритании – 2,6 %, для Японии – 3,5 %.

7. Несмотря на увеличение разрыва в уровне доходов различных слоев возрастает удельный вес лиц со средним уровнем доходов.

8. Во всех развитых странах женщине продвинуться сложнее, чем мужчине.

9. В целом молодые мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Для молодых свойственна профессиональная мобильность, для взрослых – экономическая, а для пожилых – политическая мобильность.

10. Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.




Социальная селекцияэто особые социальные механизмы упорядочивания и регулирования процессов вертикальной социальной мобильности. К числу таких селекционных механизмов относятся, прежде всего, социальные институты наследования, образования, профессионально-должностные нормы, критерии и стандарты, а также своеобразие культуры и образа жизни каждой социальной группы, слоя.

Маргиналэто человек, утративший свой прежний социальный статус при переходе в другую группу и не закрепившийся в новом статусе. Такой человек уже лишился возможности заниматься привычным видом деятельности и в то же время оказался неспособным адаптироваться к социокультурной среде новой страты. Группа его не приняла, отвергла. Поведение такого человека, как правило, отличается крайностями: он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен. Он легко преступает нравственные нормы и правила этикета, способен на непредсказуемые поступки. И если такое положение затянется, то маргинал может постепенно трансформироваться в люмпена.

Для преодоления культурного барьера и барьера общения, для преодоления действия механизмов социальной селекции и групповой замкнутости существует несколько способов, к которым могут прибегать индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. – все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура – это не очень заметный, но весьма значимый способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни – только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им автоматически, без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться – все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия, безусловно, могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. К тому же новое знакомство поможет создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка.

Закономерности социальной мобильности

1. В развитых индустриальных странах, в том числе и в России, в процессы социальной мобильности вовлечено более двух третей населения (например, около 40 % служащих в США и России на рубеже ХХ – XXI вв. происходят из рабочих).

2. Во всех развитых странах восходящая мобильность превышает нисходящую примерно на 20 %. Но оба эти подтипа вертикальной мобильности вместе взятые уступают горизонтальной мобильности. Иначе говоря, и в России, и в США высок уровень мобильности, охватывающей до 70 – 80 % населения, но на 70 % эта мобильность – горизонтальная, т.е. перемещения в границах одного и того же класса, слоя, страты. Например, из рабочих поднимаются в средний класс лишь 10 % американцев, 7 % японцев и голландцев, 9 % англичан, 2 % французов, немцев и датчан, лишь 1 % итальянцев.

3. На социальную мобильность во всех развитых странах наибольшее влияние оказывают не профессия и образование отца (родителей), а собственные достижения детей в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице. Следовательно, хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов, сколько плохо образованный выходец из средних слоев, из служащих.

4. В индустриальном обществе мобильность определяется структурой экономики, соотношением отраслей и происходящими здесь сдвигами. Это – структурная мобильность. Например, в течение ХХ в. в индустриальных странах сокращались вакансии в традиционно рабочих специальностях и расширялись в сферах управления и обслуживания.

5. Наблюдается рост так называемых самостоятельных работников, занятых в мелком и среднем бизнесе, а также в сфере обслуживания.

6. Сокращается численность занятых в сельском хозяйстве. Удельный вес занятых в этой отрасли равен ныне для США 3,4 % рабочей силы, для Великобритании – 2,6 %, для Японии – 3,5 %.

7. Несмотря на увеличение разрыва в уровне доходов различных слоев возрастает удельный вес лиц со средним уровнем доходов.

8. Во всех развитых странах женщине продвинуться сложнее, чем мужчине.

9. В целом молодые мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Для молодых свойственна профессиональная мобильность, для взрослых – экономическая, а для пожилых – политическая мобильность.

10. Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.

Социальная селекцияэто особые социальные механизмы упорядочивания и регулирования процессов вертикальной социальной мобильности. К числу таких селекционных механизмов относятся, прежде всего, социальные институты наследования, образования, профессионально-должностные нормы, критерии и стандарты, а также своеобразие культуры и образа жизни каждой социальной группы, слоя.

Маргиналэто человек, утративший свой прежний социальный статус при переходе в другую группу и не закрепившийся в новом статусе. Такой человек уже лишился возможности заниматься привычным видом деятельности и в то же время оказался неспособным адаптироваться к социокультурной среде новой страты. Группа его не приняла, отвергла. Поведение такого человека, как правило, отличается крайностями: он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен. Он легко преступает нравственные нормы и правила этикета, способен на непредсказуемые поступки. И если такое положение затянется, то маргинал может постепенно трансформироваться в люмпена.

Для преодоления культурного барьера и барьера общения, для преодоления действия механизмов социальной селекции и групповой замкнутости существует несколько способов, к которым могут прибегать индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. – все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура – это не очень заметный, но весьма значимый способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни – только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им автоматически, без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться – все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия, безусловно, могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. К тому же новое знакомство поможет создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка.

Это когда высшее образование становится доступным только определённым слоям населения. То есть, в нашем случае, отпрыскам людей с тугим кошельком.

Возможность получить хорошее образование, сильно зависит от социального положения. Ребенку из низших слоев общества, гораздо труднее пробиться, даже при наличии способностей.

Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса уст­роена таким образом, что она дает возможность уже на самых началь­ных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и студен­тов, поощрять талантливых и способных) . Как то так.. . Вообще-то это отдельная тема, по ней еще и реферат пишут в педагогических учреждениях.. . Надеюсь вас устроил мой ответ. Удачи;)

С ведением нового закона об образовании, который проталкивает администрация президента и есть социальная селекция. Это когда иностранный язык, информатика и физкультура будут с повышенным числом учебных часов - бесплатно, а остальное платное. Иностранный язык для того чтобы мог говорить с работодателем, физкультура для того чтобы был здоров и мог работать по 20 часов в течении суток, а информатика для того чтобы мог нажимать на клавиши компьютера. Избранные будут обучаться нормально, но за большие деньги, которых у Вас нет и при нынешней власти по всей вероятности не будет


1. Внутских А. Ю. Отбор в природе и отбор в обществе: опыт конкретно-всеобщей теории. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 2006. - 335 с.

5. Ranciman W. G. The Selectionist Paradigm and its Implications for Sociology // Sociology. - 1998. - Vol. 32, № 1. - P. 163-188.

6. Ranciman W. G. Theory of Cultural and Social Selection. - New York: Cambridge University Press, 2009. - 257 p.

Введение

Целью исследования, представленного в данной статье, является критический анализ того, как эта триединая проблема (соотношение форм селекции, содержание механизма социальной селекции, развитие этого механизма) решается в работах известного представителя эволюционной социологии, английского исследователя сэра Уолтера Рансимена (Walter Garrison Runciman).

Статья подготовлена при поддержке гранта ЕЗН Минобрнауки "Научная философия и проблема модернизации России" № 8.5595.2011.

Рецензенты:

Читайте также: