Анализ программы курса биология в специальной коррекционной школе

Обновлено: 02.07.2024

Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса (далее рабочая программа) составлена на основе примерной программы специальной (коррекционной) школы VIII видя под редакцией доктора пед. наук В.В.Воронковой, Москва, “Владос”, 2010 г., выбранной с учётом особенностей учащихся (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью).

Учебник – “Биология. Растения. Грибы. Бактерии” (для специальных коррекционных школ VIII вида), 7 класс, Москва, “Просвещение”, автор: Клепинина З.А., 2011 г.

Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями и реализует требования I варианта Базистого учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, составляет единый комплекс с рабочей тетрадью по биологии для 7 класса автора З. А. Клепининой.

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю (34 учебных недели).

Преподавание биологии должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развиваться у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения в взаимозависимости живых организмов между собой и неживой природой, взаимосвязи с человеком. В 7 классе предлагается изучение наиболее распространённых и известных учащимся растений, работа с наглядным и практическим материалом. Затем изучают бактерии, а позже – грибы. Такая последовательность объясняется условиями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.

Задачи курса:

2. формирование правильного понимания природных процессов внутри живых организмов.

3. проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе.

4. первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними.

5. привитие навыков любви к Родине, трудолюбию, гражданских и патриотических чувств.

Основные требования к уровню подготовки:

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
  • строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
  • некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных растений, особенно местных (в Тверской области);
  • разницу ядовитых и съедобных грибов;
  • отличать цветковые растения от других групп (мхи, папоротниковые, голосеменные);
  • приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, сложноцветных, линейных);
  • различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
  • различать однодольные и двудольные растения по строению корней плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду, дома, в классе);
  • различать грибы и растения между собой.
  • урок, видео-урок, видео-лекция
  • практикум, лабораторная работа
  • фронтальная или индивидуальная работа
  • коллективная, парная, групповая работа
  • экскурсия в парк, не пришкольный участок
  • изучение растений в классе, работа с гербариями

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ИКТ, технологии.

Содержание программы по разделам

п/н Темы. Разделы. Кол-во глав. Лаб. раб. Опыты
1 Введение. Что изучает ботаника. Экскурсия в парк. 2
2 Общее знакомство с цветковыми растениями. 20 12
3 Многообразие растительного мира. 40 10
4 Растения – живой организм. 1
5 Бактерии. 1
6 Грибы. 2 2
7 Итоговое повторение всех тем. Экскурсия в парк. 2

В том числе: 2 экскурсии, 24 лаб.работы и опытов.

Содержание программы.

1.Введение. Что изучает ботаника. Экскурсия в парк – 2 ч.

Как работать с учебником и тетрадью на печатной основе. Ботаника – одна из древних наук, основа земледелия. Растения вокруг нас. Значение и разнообразие, охрана растений. “Красная книга” Тверской области. Осенняя экскурсия в парк.

2. Общее знакомство с цветковыми растениями – 20 ч.

  • Лабораторная работа номер 1. Строение цветкового растения.
  • Лабораторная работа номер 2. Строение цветка.

Виды соцветий, значение и разнообразие цветка. Опыление цветов. Самоопыление и перекрёстное опыление.

Плоды. Значение и разнообразие плодов. Сухие и сочные плоды. Размножение растений семенами. Способы распространения плодов и семян: с помощью ветра, саморазбрасывание, с помощью животных и человека.

  • Лабораторная работа номер 3. Внешний вид семени фасоли.
  • Лабораторная работа номер 4. Строение семени фасоли
  • Лабораторная работа номер 5. Строение зерновки пшеницы.
  • Лабораторная работа номер 6. Опыт. Условия необходимые для прорастания семян.
  • Лабораторная работа номер 7. Определение всхожести семян.
  • Лабораторная работа номер 8. Опыт. Глубина заделки семян.

Корень, его значение и разнообразие. Корневые системы в почве. Значение изменения корней. Использование человеком корней и корнеплодов растений.

  • Опыты по обнаружению жира в семенах подсолнечника и крахмала в клубнях картофеля.
  • Практическая работа номер 9. Опыт. Образование крахмала в листьях растений на свету.
  • Практическая работа номер 10. Опыт. Испарение воды листьями.
  • Практическая работа номер 11. Опыт. Изучение процесса дыхания под водой.

Листопад, его значение для сезонных явлений в природе.

  • Практическая работа номер 12. Опыт. Доказательство движения воды по древесине и по коре растения.

Приспособленность растений к условиям жизни, многообразие стеблей в природе.

Растение – целостный организм взаимосвязи органов и частей растений.

Влияние среды обитания на жизнь растения, экологические группы растений.

3. Многообразие растительного мира – 40 ч.

Причина делений растений на группы и отделы.

Жизненные формы растений: кустарники, травы, деревья.

Отдел мохообразные. Разнообразие мхов, их значение в природе и для человека.

Отдел папоротникообразные, многообразие и значение папоротников. Изучение мхов и папоротников по гербарным образцам.

Отдел голосеменные, или хвойные, растения. Разнообразие хвойных. Красная Книга Тверской области: мхи, папоротники, хвойные растения.

  • Лабораторная работа номер 13. Строение луковицы.
  • Лабораторная работа номер 14. Строение клубня картофеля.

Способы посадки и ухода за картофелем.

Овощные пасленовые: томат, помидор, баклажан и перец. Цветочно-декоративные пасленовые: петуния, душистый табак. Курительный табак и ядовитый дурман – опасные растения.

Бобовые растения. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения: бобы, горох, фасоль, соя, арахис. Кормовые бобовые растения: клевер, люцерна, люпин.

Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник – дикий предок розы. Плодово-ягодные розоцветные: разнообразие сортов яблони, груши, вишни, малины, земляники, ежевики, рябины, сливы. Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. Значение розоцветных в природе. “Красная книга Тверской области”: цветковые растения под охраной. Изучение разнообразия комнатных растений в классе, дома. Сравнение растений по характеристикам: внешнему виду, окраске, цветкам, форме побегов.

Сложноцветные. Общая характеристика семейства. Пищевые растения: подсолнечник. Календула и бархатцы - однолетние - декоративные сложноцветные. Лекарственные свойства некоторых растений. Маргаритка, георгины – многолетние декоративные растения семейства сложноцветных.

Уход за комнатными растениями.

  • Практическая работа номер 15. Перевалка комнатных растений в другой горшок.
  • Практическая работа номер 16. Пересадка комнатных растений в больший по размеру горшок.

Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке.

  • Практическая работа номер 17. Осенняя перекопка почвы. Уход за саженцами в питомнике.
  • Практическая работа номер 18. Обработка почвы в приствольных кругах дерева.
  • Практическая работа номер 19. Подготовка сада к зиме.

Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке.

  • Практическая работа номер 20. Весенний уход за садом
  • Практическая работа номер 21. Весенняя обработка почвы.
  • Практическая работа номер 22. Уход за посевами и посадками яблони, смородины, хвойных растений в дендрарии.

4. Растения – живой организм. Итоговое повторение, контрольная работа.

5. Бактерии. Разнообразие и значение бактерий.

  • Практическая работа номер 23. Изучение внешнего вида грибов: трутовика и шампиньона.
  • Практическая работа номер 24. Изучение под микроскопом микоризы плесневого гриба.

7. Итоговое повторение по всем темам.

Весенняя экскурсия в парк, лес, луг. Сезонные изменения растений весной.

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс для учащихся коррекционных школ в Приложении 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии строится по смешанному и комбинированному типу, это объясняется тем, что дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений. На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями.

Особенности преподавания биологии в коррекционной школе

Коррекционные учреждения VIII вида создаются для обучения детей с (ОВЗ) – умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки. А так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК, развитие психомоторики и сенсомоторных функций.

Урок строится по смешанному и комбинированному типу, это объясняется тем, что дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений. На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями.

Характерен замедленный темп обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов. Необходимо осуществлять повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока. При обучении максимально опираться на более развитые способности ребёнка и преодоления на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы. Упрощать знания, умения, навыки с учётом возрастных и психофизических возможностей ребёнка.

Весь материал, который учитель даёт учащимся, должен быть для них посилен и доступен. Только в этом случае он может, быть усвоен сознательно и будет иметь развивающий характер, а, следовательно, оказывать корригирующее влияние. Непосильный пониманию учащихся материал будет заучен механически, это не даст полезных результатов в обучении и развитии, а воспитает привычку запоминать без осмысления.

Большое значение имеет наглядность в процессе обучения. Умственно отсталый школьник имеет конкретно-образное мышление. Он так же, как нормальный ребёнок младшего возраста, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Однако, в отличие от нормально развивающегося ребёнка, такие дети, особенно младших классов, имеют очень ограниченный круг представлений о предметах и явлениях ок­ружающего мира. Чувственная практика, которая лежит в основе обучения и с которой начинается путь к абстрактно логическому мышлению, у них до школы была ограничена. Наглядность в обучении помогает развить наблюдательность детей, обогатить их яркими образами, которые потом становятся элементами мысли. Она является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, коррекции мышления и речи учащихся. Важно соединить наглядность с практической деятельностью. Поэтому урок часто заканчивается, тем, что дети изображают изученный предмет в лепке, в рисунке ,аппликации или учитель организует их труд в изготовлении наглядных пособий, которые в дальнейшем используются на уроках.

Наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самые основные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле. Важно заранее определить, на каком этапе урока, какой вид наглядности необходим, какая работа будет с ним проводиться. Не следует выставлять всю подобранную наглядность сразу, нужно демонстрировать её последовательно.

В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу. У детей с отклонениями в развитии отмечаются трудности при запоминании учебной информации ,биологических терминов. .особенно если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации различных видов деятельности детей, что побуждает к припоминанию и воспроизведению учебной информации или практических действий.

Учителю необходимо знать общие особенности мышления, внимания, памяти, воли и др. свойств того или иного контингента учащихся, чтобы объяснить новое и быть уверенным, что ученики в состоянии понять и усвоить содержание урока. Каждый ученик имеет индивидуальные свойства, он мыслит, переживает. Трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума.

Развитие умственно отсталых школьников без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. Поэтому обучение в коррекционной школе VIII вида носит коррекционно-развивающий характер. Однако развивающую направленность обучения следует отличать от коррекционной направленности. В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого ребенка, но развитие может быть, и не связано с коррекцией.

Рассказ учителя должен быть четким, лаконичным, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе очень важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку. Темп речи учителя особый – замедленный постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создаёт благоприятные условия для понимания учебного материала. Если учитель говорит быстро , ученик теряет нить рассказа и запутывается.

Работа с учебником является сложным видом умственной деятельности, и начинаться должна с ознакомления с его структурными элементами. Сначала учащиеся учатся находить названия учебника, нужную страницу, картинку, текст. Учащихся необходимо научить рациональным приёмам деятельности с аппаратом ориентировки учебной книги: введением, оглавлением, шрифтовыми выделениями, заголовками, абзацами. Важно сформировать у них умение правильно и быстро ориентироваться в аппарате учебной книги, т. е. находить нужный текст, задания и вопросы к нему, иллюстрации и схемы. Обращать внимание на образцы выполнения задания или упражнения, разобрать их.

Важное место занимают дидактические игры, направленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умение ориентироваться в пространства, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр формируются количественные представления, расширяется кругозор. Игры должны быть доступны по сюжету и движениям, интересны для учащихся, подготавливать их к дальнейшей работе. Их следует тесно связывать с программным материалом и темой урока. Подбирать с учётом психофизических и возрастных особенностей детей. Перед их проведением необходима подготовительная работа, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели. Учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно с учениками исполнять игровые действия.

Разработчик программы: Синюгина Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории

на МО учителей коррекционных классов

Пояснительная записка

9 класс 68 часов

Рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:

Учебного плана МКОУ Базарносызганской СОШ №1;

Рабочая программа по биологии, как неотъемлемая часть учебного процесса в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида, разработана в целях воспитания и обучения с учетом межпредметных связей и личностных результатов обучающихся, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.

Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Цель – коррекция недостатков умственного развития учащихся.

Воспитание бережного отношения к здоровью человека.

Общая характеристика учебного предмета

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Учащиеся должны изучить разделы: Введение; Общий обзор организма человека; Опорно-двигательная система; Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система; Дыхательная система; Пищеварительная система; Мочевыделительная система; Кожа; Нервная система; Органы чувств; Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Учебному плану МКОУ Базарносызганской СОШ №1 на изучение биологии в 9 специальном (коррекционном) классе VIII вида отводится 2 час2 в неделю (68 часов).

Рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:

Учебного плана МКОУ Базарносызганской СОШ №1,

Планируемые результаты

В результате уроков биологии учащиеся 9 класса

должны уметь:

- применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организме в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; соблюдать санитарно-гигиенические правила.

учащиеся должны знать:

названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов и их систем; влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; основные санитарно-гигиенические правила.

Содержание учебного предмета

В программу включены следующие разделы: Введение; Общий обзор организма человека; Опорно-двигательная система; Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система; Дыхательная система; Пищеварительная система; Мочевыделительная система; Кожа; Нервная система; Органы чувств; Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

Введение. Место человека среди млекопитающих.

Общий обзор организма человека.

Строение клеток и тканей организма.

Органы и системы органов человека.

Опорно-двигательная система.

Скелет человека. Его значение. Основные части скелета.

Состав и строение костей.

Скелет верхних конечностей.

Скелет нижних конечностей.

Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов.

Значение и строение мышц.

Основные группы мышц человека.

Работа мышц. Физическое утомление.

Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие.

Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании.

Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система.

Значение крови и кровообращения.

Органы кровообращения. Сосуды.

Органы кровообращения. Сердце и его работа.

Большой и малый круги кровообращения.

Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждения.

Первая помощь при кровотечениях.

Дыхательная система.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции.

Газообмен в лёгких и тканях.

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

Пищеварительная система.

Значение питания. Пищевые продукты.

Ротовая полость. Зубы.

Изменение пищи в желудке.

Изменение пищи в кишечнике. Печень.

Уход за зубами и ротовой полостью.

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений.

Мочевыделительная система.

Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа и её роль в жизни человека.

Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями.

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах.

Первая помощь при ожогах и обморожении.

Нервная система.

Головной и спинной мозг.

Значение нервной системы.

Режим дня, гигиена труда.

Сон и его значение.

Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему.

Органы чувств.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

Охрана здоровья человека.

Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации.

Информационно – методический материал для биологии

Литература для обучающихся:

Биология 9 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIII вида/ Е.Н.Соломина, Т.В. Шевырёва. - 4 -е изд.-М.: Просвещение, 2014.-239с.:ил.


Настоящая программа по биологии для 6-9 классов создана на основании следующих нормативно-правовых документов:

2.Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования.

3.Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

Программа рассчитана на 4 года обучения с 6 по 9 класс по 2 часа в неделю.

Изучение естествознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• сформировать представление о разнообразии живых организмов, их основных особенностях сходстве и различиях, о приемах оказания первой помощи, способах выращивания и размножения культурных растений и приемах ухода за домашними животными

• освоение знаний об основных биологических понятиях, строении и жизнедеятельности живых организмов, их взаимодействии с внешней средой, об основных гигиенических требованиях.

• овладение умениями проводить наблюдения за объектами живой и неживой природы и простейшие эксперименты с объектами изучения, пользоваться увеличительными приборами (лупа и микроскоп), ухода за культурными растениями и домашними животными, приемами доврачебной помощи.

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений и экспериментов, работы с дополнительными источниками информации, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к природе своей местности, своей страны, ответственного отношения к своему здоровью, экологической культуры, позитивного отношения к своей жизни и окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию биологических знаний и умений в повседневной жизни, готовности вести здоровый образ жизни и соблюдать основные правила санитарии и гигиены.; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

- Показать школьникам биологию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности

- Приобщить к терминологическому языку биологии и сформировать первые представления об объектах живой природы и изменениях в ней происходящих.

- Познакомить с приемами работы с гербариями, коллекциями, живыми объектами как источником знаний о природе.

- Научить работать с разными средствами обучения как в природе на экскурсиях, так и в классе, на уроках.

- Показать школьникам, что живая и неживая природа тесно связаны между собой и влияют друг на друга

-Дать представление об ответственности каждого человека за изменениями в природе вызванными его действиями.

- Показать разнообразие живой природы России, и его причины.

- Дать представление о бережном отношении к природе и способах ее охраны.

Специфика курса биологии.

Содержание курсов выстроено с учетом рекомендаций по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости естественнонаучным знаниям и умениям. В программах выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи и сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). Основной материал посвящён изучению живой природы России.

В 6 классе обучающиеся знакомятся с неживой природой: вода, воздух, полезные ископаемые, почвы России. Изучаются особенности строения, свойства и использование человеком перечисленных компонентов природы Для активизации обучающихся используют коллекции, гербарии, лабораторное оборудование ( колбы, пробирки, фильтры, сухое горючее и др.) для проведение экспериментов.

запоминается. Практические работы направлены на облегчение понимания работы кровеносной, пищеварительной, нервной систем организма.

Программы составлены с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Учебный материал в силу своего содержания обладает возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые организмы и явления природы, понимать причинно-следственные зависимости. Систематическая работа с биологическими терминами на уроках расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания биологии и природоведения предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных биологических знаний умственно отсталыми учащимися..

Формы обучения:

а) урок изучение нового материала (ОНМ)

б) урок закрепления изученного материала (ОСЗ- обобщение и систематизации знаний)

Читайте также: