Педагогические идеи будды кратко

Обновлено: 16.05.2024

Философия буддизма: энциклопедия / отв. Ред. М.Т. Степанянц; И-т философии РАН. – М.: Вост. Лит., 2011. - С. 511-516

Основоположник традиции в буддизме понимался как Учитель, последователи – как ученики, а сам Дхарма (буддизм) - как учение, тренировка.

Буддийские монастыри со времен Древней Индии, представляли из себя образовательные центры, зачастую университеты с многолетней программой обучения: так в VII в. крупнейшим университетом в Восточной Индии был Наланда, с 10 тыс. студентов и около 1,5 тыс. преподавателей, в Западной Индии - Викрамашила, а следующими за ней в ряду были Одантипура, Сомапура, Ратнагири. В Тибете позднего средневековья и до середины XX в. крупнейшими монастырями-университетами были Дрепунг с 70 тыс., Гандэн с 50 тыс., Сэра с 30 тыс. студентов.

Результаты изучения программы в монастырской университетской системе отмечаются учеными степенями. По завершении седьмого класса возможно получение ученой степени рабчжампа. По завершении 13 классов обучения, после окончания дзо, получают без экзаменов степень "гарамба". Если по завершении всей программы сдают экзамены, то получают степени дорамба, габчжу, цограмба. Если успешно сдают экзамены по текстам и также выдерживают экзаменационное испытание в форме публичных диспутов с участием ученых монахов трех главных монастырей Гелуг, то получают высшую степень - геше, также имеющую градации.

Во всех случаях овладение учением всегда означало не ученость, но глубокое интегрирование учения в личность. На такое овладение направлена базовая трехчастная методологическая схема изучения: 1. слушание; 2. критический анализ; 3. созерцание-освоение. Первая стадия процесса подразумевала буквально то изучение, которое происходило на лекциях учителей и при чтении и заучивании текстов, - это поглощение информации. Вторая стадия, - это интеллектуальное освоение изученного. И только третья стадия процесса позволяла достичь интеграции изученного в психику на разных уровнях: дискурсивном и недискурсивном.

Помимо описанных монастырей-университетов, в Тибете существовали разные виды формального и неформального буддийского образования.

3. Master ' s Program (Программа Учителей) – это 7-летний курс, требующая обучения с полной занятостью, направленная на подготовку квалифицированных западных буддийских Учителей. Эта программа еще более приближена к классическому гелугпинскому монастырскому образованию.

!Есть основания говорить о том, что буддизм представляет и рефлексию об образовании, то есть феномен философии образования в своем роде - широкую область философии, психологической, антропологической, методологической рефлексии, разработанную вокруг образования как своего центрального понятия.

Таким образом, образование понимается как устранение инфантильности а) при опоре на преобразование сферы познания, б) с критерием преобразований в сфере мотивации (как определяющем факторе переживания и деятельности).

В буддийском понимании отношений учителя – ученика придается важнейшее значение инициативной, активной позиции ученика (чем объясняется почти полное отсутствие идеи миссионерства).

В основу методической организации образовательного процесса положена базовая трехчастная схема: 1. слушание; 2. анализ; 3. созерцание-освоение. Большинство методов имеет интроспективный характер, даже те методы, которые обращены на действия и на телесность.

Призыв изменить эгоистическую мотивацию на альтруистическую Далай-лама делает, подразумевая преобразование содержания и качества жизни, поэтому он провозглашает, что этике можно и нужно учить. Он призывает к духовному преобразованию, подразумевая не религиозную сферу, но сферу человеческой мотиваций.

Кожевникова М.Н. Буддизм как философия образования // Религиоведение. 2009, № 2. С. 56-63.

Кожевникова М.Н. Философия образования в буддийской традиции. Дисс. на соиск. науч. степ. к. филос. н. СПбГУ, Философский факультет, 2009.

Baumgartner, P. The Zen Art of teaching – Communication and Interactions in Education. – Fern Universitaet in Hagen. 2005 / Originally presented at the 10th IRIS (Information Systems Research Seminar in Scandinavia). – Vaskivesi, Finland, August 1987.

Chin Kung. Buddhism as an education. / Talk given by Venerable Master Chin Kung at An-Kang Elementary School. – Taipei, 1989.

Dreyfus Georges B. J. The Sound of Two Hands Clapping: The Education of a Tibetan Buddhist Monk. – Berkeley: University of California Press, 2003.

Götz Ignacio. Zen and the Art of Teaching. – Westbury, NY: J.L. Wilkerson, 1988. Mitsuda Masato. Zen Buddhist Perspectives on Modern Education. // The Paideia Archive, The 20th World Congress on philosophy, 1998.

Perdue, D. Debate in Tibetan Buddhist education. – Dharamsala, HP, India: LTWA, 1976.

Perricone J. Zen and the Art of Public School Teaching. – Publish America, 2005. – 87 p.

Сергей Щербак

Сергей Викторович Щербак

Подобные чудеса, по мнению Шакьямуни, производят поверхностный эффект, а тем, кто в них поверил, демонстрируется ложная идея, что и работа над собой может быть проделана по волшебству, а усилия не обязательны. Но чудо наставления-обучения производит полный переворот в жизни человека. Будда подчеркивал его вдохновляющий характер: оно направляет людей к собственному развитию, к прояснению и выявлению причин мучительного опыта.

В какой мере подобная педагогическая практика может назваться образованием? Так поставил вопрос социолог Андрей Игнатьев (Центр изучения религий РГГУ). Это более похоже на религиозную инициацию, на введение в традицию, а не на образование в современном смысле этого слова, заметил он.

Разность взглядов ученых задает рамки большой темы, разработка которой предполагается на следующих встречах.

О некоторых особенностях педагогических систем в исламе, иудейской традиции, индуизме и скандинавской культуре рассказали доцент СФИ и ведущий научный сотрудник ИВКА РГГУ Алексей Журавский, преподаватель СФИ Борис Рашковский, востоковед, преподаватель РПУ Максим Демченко, заведующий кафедрой религиоведения РПУ Иван Негреев. Также в дискуссии приняли участие декан факультета религиоведения СФИ Маргарита Шилкина, заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ Григорий Гутнер, член кафедры церковно-исторических дисциплин СФИ Наталия Игнатович.


Все родители по-разному растят своего ребенка. Многие стараются дать чаду всего и побольше, чтобы тот не ощущал ни в чем нужды и не знал отказа. Другие, наоборот, держат малыша в строгости еще с детства, значительно ограничивая его, дабы не разбаловать.

В буддистских странах традиции воспитания разительно отличаются от наших. Там не принято ругать или бить ребенка. Недопустимыми являются всякие действия, которые могут унизить и оскорбить маленького человека.

Там считают, что родитель, который поднимает руку на своего чада проявляет собственную слабость. Он понимает, что дитя не может ответить ему тем же. Но когда малыш вырастет, то последует примеру взрослого. Поэтому от методов воспитания зависит очень многое.

Особенности воспитания буддистов

Данная религия отличается от прочих тем, что является монашеским установлением. Легенда о Будде гласит, что он в свое время отказался от мирских удовольствий и принял целибат (обет безбрачия). Вера позволяет принимать в монахи с ранних лет.

Традиции воспитания в буддизме предусматривают самосовершенствование, освобождение от страданий, любовь и сострадание ко всему живому. Родители должны стремиться привить своим детям качества, которые обеспечат им хорошую карму.

Традиции воспитания в 6 совершенствах


Согласно религии, человеку с детства должны быть привиты 6 принципов, основанных на милосердии и разуме. Они и помогают достигать совершенства, проделав колоссальную работу над собой. Разберем каждый из них подробнее.

Чувство безмерной щедрости

Желание отдавать миру все самое лучшее, что имеется. А если ничего нет, то необязательно дарить что-то материальное. Главное, излучать моральные и духовные ценности. Питать любовь, милосердие, желание оказать помощь всему живому.

Сдержанность и дисциплина

В порыве страсти можно навредить себе и окружению. В ситуациях, которые выбивают человека из душевного равновесия, важно вовремя остановиться и успокоиться. В буддизме для этих целей принято совершать медитации: это развивает способность остановиться в нужный момент.

Гуманность и терпение

Истина гласит, что нужно относиться к другим с толерантностью. Нельзя поддаваться гневу и агрессии. Стоит научиться пониманию и прощению. При этом желая своему обидчику только самого наилучшего.

Постоянное воодушевление

Родители стараются научить своих детей радоваться каждому дню, получать позитивные эмоции от правильных поступков. Это и порождает стремление к хорошим делам.

Умственное развитие и концентрация

Полезно сосредотачиваться на том, что дает продуктивные результаты. Целесообразно отдавать свои силы и на саморазвитие, обогащаясь мудрыми мыслями.

Стабильная умиротворенность

Иногда нужно подавлять в себе импульсивные чувства. Стоит стараться быть устойчивее, приводить свой внутренний лад в состояние покоя.

Обязательства родителей и детей

Отдельное внимание уделяется родственным отношениям в каждой буддистской семье. Есть ряд обязанностей, которые должны выполнять мать и отец перед своими детьми. В свою очередь и они имеют несколько указаний, чтобы отблагодарить своих родителей.

Обязательства родителей


Сигаловада Сутта повествует, что есть 5 направлений, согласно которых мать и отец проявляют наивысшие светлые и непорочные чувства к своим детям:

  • Защита от всякого зла.
  • Обучение добру и добрым действиям.
  • Обеспечение достойного образования.
  • Благоустройство брака с честным и подходящим человеком.
  • Своевременная передача наследия.

Будда гласит, что дети за все свое существование не способны отплатить своим родителям за их любовь и заботу, но, прежде всего, за подаренную ими жизнь.

Обязательства детей

От того как дети воспитаны зависит и качество выполнения таких обязанностей:

  • Всесторонняя поддержка родителей;
  • Исполнение обязательств перед семьей;
  • Почитать и хранить семейные традиции;
  • Быть достойными наследниками;
  • Осуществлять молитву и религиозные подношения в честь матери и отца.

Рождение собственных детей и их воспитание – это тоже дань долга своим родителям. Ведь продолжение рода считается великим смыслом жизни человека.

Периоды взросления и особенности воспитания


С рождения до 5 лет

Согласно воспитанию детей в буддизме, на этом отрезке жизни человеческое сознание лишь начинается формироваться. Когда малыш беззаботно резвится и норовит пошалить, он проявляет свою любознательность и познает мир. Нельзя ему этого запрещать.

От 6 до 10 лет

Сразу после пяти лет, у человека кардинально меняется способ жизни. Если в первые годы он бегал, прыгал, играл и делал, что хотел, то следующий этап существования пройдет в неких рамках. С шести лет ребенка заставляют выполнять некоторую работу и развиваться.

Это как раз тот возраст, когда человеческий организм способен стремительно развиваться не только физически, но и в умственном плане. Посему и рекомендуется увеличивать некоторые нагрузки. Кроме работы по дому, ребенок может заниматься творческой деятельностью: рисовать, петь, играть на инструменте, танцевать и прочее.

Главное, научить формирующуюся личность общению с людьми. То есть, важно объяснить какой будет реакция других на те, или иные действия. Наказывать можно, но в меру. Цель не унизить, я указать на ошибку. Также нельзя чрезмерно жалеть и опекать дитя, так как это может развить в нем инфантильность.

От 11 до 15 лет

Если поступки несут отрицательный характер и подросток проявляет негативные черты, то стоит деликатно указать ему на это. Ни в коем случае нельзя запрещать что-либо или стыдить, что лишь усугубит ситуацию.

С 16 лет и далее

Статистика показывает, что дети, которых воспитывали в обычаях буддизма, чаще всего, отличаются особым миролюбием. Они отвечают за свои поступки, прежде всего, перед собой. И даже если им удастся поймать насекомое или птицу, они обязательно их отпустят, не причинив ни малейшего вреда.

Педагогика Будды - http://sfi.ru

В какой мере подобная педагогическая практика может назваться образованием? Так поставил вопрос социолог Андрей Игнатьев (СФИ/РГГУ). Это более похоже на религиозную инициацию, на введение в традицию, а не на образование в современном смысле этого слова.

Разность взглядов ученых задает рамки большой темы, разработка которой предполагается на следующих встречах.

О некоторых особенностях педагогических систем в исламе, иудейской традиции, индуизме и скандинавской культуре рассказали доцент СФИ и РГГУ Алексей Журавский; преподаватель СФИ Борис Рашковский; востоковед, преподаватель СФИ и РПУ Максим Демченко; заведующий кафедрой религиоведения РПУ Иван Негреев. Также в дискуссии приняли участие декан факультета религиоведения СФИ Маргарита Шилкина, заведующий кафедрой философии и гуманитарных дисциплин Григорий Гутнер, член кафедры церковно-исторических дисциплин Наталия Игнатович.

Информационная служба СФИ

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Фигурка Будды

Из трех мировых религий буддизм — самое древнее вероучение: ему более 2,5 тысяч лет. Его принципы и воззрения органично воспринимаются новыми поколениями. Идеи буддизма присутствуют во многих современных системах самосовершенствования, далеких от религии. Кратко рассмотрим, в чем притягательность ценностей этого учения.

Главное о буддизме

Буддизм возник в Древней Индии в середине I тысячелетия до нашей эры. Его появление связывают с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. До 30 лет он жил безмятежно и был потрясен, увидев горе, нужды и смерть людей. Принц стал аскетом, наблюдал за своим сознанием и духовным миром, медитировал, в результате чего достиг просветления — стал Буддой. С 35 лет он стал проповедовать новое учение.

Несколько веков учение Будды существовало в устных преданиях. Только в I веке до н. э. его впервые записали на пальмовых листьях. С тех пор приверженцы этой религиозной системы создали множество трудов, которые стали основой этики буддизма.

Что такое буддизм?

Буддизм в целом рассматривается как религиозно–философское учение, его определяют как:

  • религию;
  • философию;
  • этическое учение;
  • культурную традицию.

Будда утверждал, что каждый человек своими усилиями может стать просветленным и частью божественной сущности. Поэтому последователи не наделяли своего учителя сверхъестественными чертами, не обожествляли. В самом учении отрицается существование Бога-творца и вечной души. В этом существенное отличие буддизма от возникших позже христианства и ислама.

Известный ученый-религиовед, буддолог Евгений Торчинов объясняет, что буддизм стал мировой религией, потому что переступил границы и распространился среди сотен миллионов жителей планеты, его духом пронизана вся культура Востока.

Фигурка медитирующего человека

Медитация — путь к просветлению разума: Pxhere

Суть и философия буддизма

Будда утверждал, что понимание жизни пришло к нему не как божественное откровение, а стало результатом размышлений. Его интересовало, почему жизнь людей так тяжела и есть ли возможность избавления от этого.

В чем заключается философия буддизма? Будда сформулировал 4 постулата учения:

  1. Мир полон страданий и несовершенства. Человек существует в условиях страха, тревожности, непостоянства. Они искажают реальность, поэтому следует постигнуть причину страданий, чтобы найти путь избавления от них.
  2. Источник страданий человека Будда находит в желаниях и страстях, в жажде жизни и чувственных удовольствиях, которые одолевают людей. Эти страсти заставляют вращаться колесо жизни по кругу рождений и смертей.
  3. Есть возможность вырваться из этого круговорота, чтобы прекратить страдания. Это путь преодоления страстей, путь просветления. Высшая цель этого пути — достижение нирваны (состояния блаженного небытия).
  4. Будда определил, как идти к этой цели. Он описал путь спасения, который состоит из 8 этапов, в том числе:
  • соблюдение этических норм;
  • постижение мудрости;
  • медитации и др.

Другое название пути — срединный, то есть равноудаленный как от аскетизма, так и от удовольствий.

Направления и школы буддизма, современные формы

Ряды людей в оранжевых одеждах

Основные идеи буддизма: Pixabay

В результате распространения вероучения еще в древности возникли его разновидности. Какие есть направления буддизма? Главные из них:

  1. Хинаяна — направление, которое возникло в III веке до н. э. Его сторонники идеализировали монашескую жизнь, считали, что никто не может помочь человеку на пути спасения, что это возможно сделать, только приложив собственные усилия.
  2. Направление махаяна зародилось позже, в I веке н. э. В нем преобладало мнение, что миряне в благочестии могут сравняться с монашеством, а помощь на пути спасения им окажут святые.
  3. Внутри махаяны в V веке возникло тантрическое направление — ваджраяна. В нем главным средством достижения просветления считались тайные мантры.

В США и Западной Европе в начале ХХ века учение распространилось в виде дзен-буддизма. Современный исследователь Н. Кузнецова отмечает, что его сторонники — это преимущественно интеллектуалы. Для них приоритетным стало достижение контроля разума над телом, медитация и йога. Наблюдается своеобразная американизация буддизма — создаются дзен-центры, коммуны молодежи и студентов.

Основные принципы и уроки буддизма

За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.

Правила буддизма

В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:

  1. Запрет на причинение вреда всем живым существам. Прямо запрещаются убийства, в том числе смертная казнь, эвтаназия, аборты. Как продолжение этого завета, культивируются доброта, сострадание, благожелательность.
  2. Запрещается воровство. Приветствуется проявление щедрости и самоотверженность.
  3. Прелюбодеяние запрещается во всех формах. Буддисты призывают формировать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
  4. Порицаются лживые высказывания, оскорбления, ругань, сплетни. Последователи учения призывают воспитывать в себе такие качества, как честность и надежность.
  5. Буддизм осуждает любые формы опьянения — алкоголь, наркотики и пр.

Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.

Позолоченная статуя Будды

Направления буддизма: Pixabay

Чему учит буддизм?

Учение Будды основано не на вере, а на многогранном опыте. Оно совершенствовалось многими последователями, создавшими тысячи трудов. В результате сложилась этика буддизма, которой руководствуются миллионы людей на планете в повседневной жизни.

Есть некоторые правила, которые имеют практическое значение не только для приверженцев этого учения:

  • Будьте благодарны за все, что происходит в вашей жизни. Хорошие явления делают нас счастливее, плохие приносят опыт, чему-то учат. Благодарность притягивает радость, любовь, здоровье и процветание.
  • Умейте прощать. Обиды травят душу, мешают жить. Освобождение от них приносит душевный покой.
  • Никто не появляется в вашей жизни случайно. Каждый человек возник с какой-то целью, но вам решать, принимать его урок или отвергнуть.
  • Верьте, что в самые тяжелые времена Вселенная придет на помощь. Человеку не будет дано больше испытаний, чем он сможет вынести.
  • Решайте проблемы через их осознание. Не загоняйте их внутрь — смотрите правде в глаза. Буддизм учит, как принять страхи и слабости, пройти через них, чтобы избавиться.
  • Делитесь любовью, мудростью, талантом. Все, что отдаете, к вам вернется. Отдаете хорошее — получите в ответ много прекрасного.
  • Достижение совершенства, перфекционизм — иллюзия. Расслабьтесь и позвольте себе делать ошибки, будьте счастливы независимо от результата своих усилий.
  • Живите настоящим, а из прошлого выносите уроки. О будущем мечтайте без фанатизма, но помните, что счастье здесь и сейчас.
  • Живите среди тех, кто вас любит и поддерживает. Не тратьте жизнь на тех, кто в вас не верит.
  • Берите от природы и окружающего мира энергию и все, что требуется для здоровья. Это просто и доступно всем.
  • Не принимайте все слишком близко к сердцу, позже пожалеете о своих страданиях, которые того не стоили.

Человеку свойственно стремление к лучшему, он ищет пути развития и совершенствования. Философия буддизма дала многое современным системам саморазвития. Она предлагает понятные принципы и правила, которые изменяют жизнь человека и его взаимоотношение с миром в лучшую сторону.

Читайте также: