Педагогическая социальная перцепция кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проблема восприятия и познания педагогом личности учащегося является очень важной в процессе педагогического общения. Еще К.Д. Ушинский, уделявший значительное внимание психологическому аспекту в решении проблем педагогики, подчеркивал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях. Именно с особенностями познания педагогом личности учащегося связана результативность педагогической деятельности.

Для объяснения закономерностей процесса восприятия и познания человека человеком в психологии используется термин социальная перцепция. В отечественной науке первым начал разрабатывать эту проблему Алексей Александрович Бодалев, положивший начало большому кругу исследований и создавший научное направление, в рамках которого было накоплено большое количество эмпирических данных и закономерностей.

Исследователями выявлены механизмы социальной перцепции:

  • каузальная атрибуция,
  • эффект ореола,
  • стереотипизация,
  • социальная установка,
  • идентификация,
  • эмпатия,
  • рефлексия,
  • сензитивность.

Все эти механизмы проявляются и в общении педагога, определяют характер взаимодействия с учениками и его результаты, но не всегда осознаются учителями. Рассмотрим эти феномены в контексте общения педагога с учениками. Каузальная атрибуция определяется как объяснение педагогом причин и мотивов поведения учеников.

На отношение к учителя к ученикам может влиять возникший в ходе общения ореол восприятия. Эффект ореола - тенденция переносить благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на всю личность. Такой ореол может создавать внешняя привлекательность. Ученики, особенно в младших классах, склонны симпатизировать более привлекательным внешне учителям и сверстникам, наделяя их многими положительными качествами. Педагоги также часто бывают более снисходительны по отношению к красивым ученикам.

Значительное место в социальном познании педагога занимают установки. Социальная педагогическая установка - это готовность учителя оценивать и реагировать определенным образом на учеников или учебные ситуации, сформированная на основе прошлого опыта и оказывающая направляющее динамическое влияние на поведение.

Педагогические установки могут быть как положительными, так и негативными. Педагогу необходимы положительные установки по отношению к ученикам. Учитель, доверяя ученикам, веря в их потенциал, ожидает от них проявления способностей, желания учиться, любознательности, жажды творчества и открытий, стремления к организованности и самодисциплине.

Суть эксперимента Р.Розенталя в следующем. Психологи определили уровень умственного развития школьников и сообщили учителям, что часть детей со средними показателями интеллекта (произвольно, случайно выбранных) имеют высокий интеллектуальный коэффициент и, вероятно, дадут скачок в развитии в ближайшее время. Так была сформирована установка на особое отношение к этим детям у учителей, воодушевившая обе стороны. Благодаря этому большинство выбранных детей к концу учебного года показали более высокие учебные результаты и даже сдвиги в интеллектуальном плане, выгодно отличаясь от сверстников, от которых учителя не ждали ничего выдающегося.

В дальнейшем были уточнены психологические условия, при которых эффект Пигмалиона проявляется. Они включают, помимо оптимистических представлений учителя о способностях ученика, собственные позитивные представления школьника о своих возможностях и степень значимости для него личности учителя.

Трудности в педагогическом общении могут быть вызваны и другими деструктивными установками учителей.

Автор концепции рационально-эмотивной психотерапии А. Эллис назвал деструктивные установки личности иррациональными суждениями и разделил их на четыре главные категории:

Чтобы предотвратить негативное влияние стереотипов и установок на эффективность деятельности и общения, педагогу необходимо осознавать их влияние и развивать такие качества, как эмпатию, сензитивность, рефлексию.

Эмпатия - это установка на принятие другой позиции, восприятие мира глазами ребенка. Быть эмпатичным трудно, потому что это значит - быть ответственным и сильным, и в то же время чутким. С эмпатией тесно связана сензитивность, которая определяется как особая специфическая чувствительность к эмоциональным состояниям других людей. Не случайно, Н.В. Кузьмина (как отмечалось выше), определяет сензитивность - чувствительность как главную, малокомпенсируемую способность к педагогической деятельности. Рефлексия - это способность педагога осознавать, как он воспринимается партнерами по общению: учениками, коллегами, родителями и т.д. Это качество предполагает высокий уровень самосознания, личностной зрелости, свободу от всяческих психологических защит.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Топчиенко В.В.,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДЮЦ №1, г.Иваново

Социальная перцепция в работе педагога дополнительного образования.

Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях,

то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях.

К. Д. Ушинский

Одно из основных направлений деятельности современного педагога - гуманизация процесса воспитания. Она включает в себя, в первую очередь, раскрытие потенциальных возможностей развивающегося человека. В связи с этим, весьма актуальной представляется изучение проблемы социальной перцепции педагога, входящей в структуру внутреннего компонента педагогического взаимодействия.

Термин социальная перцепция (от лат. perceptio) используется в психологии для объяснения закономерностей процесса восприятия и познания человека человеком. Наше восприятие окружающей действительности зависит не только от органов слуха, зрения, психологических особенностей, но и осознания своей роли среди себе подобных. Мы не существуем изолированно, в отрыве от коллектива, а наши действия и поведение постоянно интерпретируются иными индивидами. Социальная перцепция обуславливает получение сигналов, понимание и оценку ситуации, себя и других людей в качестве общественных объектов.

Социальная перцепция - многосоставное, одно из наиболее сложных и важных понятий социальной психологии, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга.

  • собственный процесс восприятия внешнего облика и поведения наблюдаемого;
  • создание представления о психологических особенностях и состоянии наблюдаемого;
  • создание представлений о причинах и следствиях наблюдаемого поведения;
  • создание стратегии собственного поведения.

Традиционно принято выделять три составляющие социально-перцептивного процесса: субъект, объект и ситуация восприятия или же партнер-наблюдатель, партнер-наблюдаемый и ситуация (контекст).

С педагогических позиций социальную перцепцию следует рассматривать как восприятие и взаимоотношение объекта и субъекта в рамках образовательно-воспитательного процесса. Проблема отношений в учебном процессе отражает характер общения среди его участников и является сложнейшим фактором совместной деятельности педагога и детей. Говоря простым языком, для учителя важно то, как интерпретируют его слова и поведение учащиеся, ведь от этого зависит эффективность педагогического процесса. И наоборот, для успешного образования роль преподавателя, его статус в глазах обучаемых, его образ жизни чрезвычайно важны.

Изучение перцептивного компонента педагога осуществляется в двух направлениях:
1) исследование социальной перцепции в зависимости от способностей самого педагога;
2) в зависимости от способностей познаваемого ученика.

В ряде исследований (С.В. Кондратьева, Л.Д. Ершова, Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько) были выявлены существенные различия в социальной перцепции педагога в зависимости от:

1) стажа педагогической деятельности;

2)специальности;
3) уровня мастерства;

4) индивидуального стиля общения;

5) индивидуально-психологических характеристик педагога;

Так, в работе Л. Д. Ершовой отмечается, что развитие перцептивных особенностей учителя находится в прямой зависимости от его жизненного опыта, следовательно, и от стажа.

В исследованиях С.В. Кондратьевой выявлено, что с повышением уровня понимания педагогом личности учащегося, количество педагогических воздействий уменьшается, но их адекватность и воспитательная эффективность возрастает.
Следовательно, возрастает и уровень педагогического мастерства.

Исследования под руководством Д. Б. Эльконина по вопросу влияния, оказываемого разными формами общения учителя на детей шестилетнего возраста, показало, что строго регламентированное общение, основанное на четких правилах, приводит к повышению тревожности, снижению эмоционального комфорта у детей. В связи с повышением тревожности существенно искажается и ход психологического развития детей. Пагубное воздействие авторитарности может выражаться в депривации, потребности в эмоциональном контакте со взрослыми, которая так необходима в этот период в силу имеющейся социальной нестабильности ребенка.

Факторы, мешающие правильному восприятию :

- Наличие заранее заданных установок, убеждений, стереотипов, в соответствии с которыми людей заранее относятся к определенной категории вследствие чего, формируется установка, на поиск связанных с ней черт;

- Преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена достоверная информация;

- Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Чтобы предотвратить негативное влияние стереотипов и установок на эффективность деятельности и общения, педагогу необходимо осознавать их влияние и развивать такие качества, как эмпатию, сензитивность, рефлексию.

Эмпатия - это установка на принятие другой позиции, восприятие мира глазами ребенка. Быть эмпатичным трудно, потому что это значит - быть ответственным и сильным, и в то же время чутким. С эмпатией тесно связана сензитивность, которая определяется как особая специфическая чувствительность к эмоциональным состояниям других людей. Рефлексия - это способность педагога осознавать, как он воспринимается партнерами по общению: учениками, коллегами, родителями и т.д. Это качество предполагает высокий уровень самосознания, личностной зрелости, свободу от всяческих психологических защит.

Педагогу крайне важно быть эмоционально сопричастным к внутреннему миру человека, его чувствам, переживаниям, мыслям. Необходимо уметь становиться на точку зрения воспитанника, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как он воспринимает определенную ситуацию, уметь прочитать на лице ребенка его внутренний мир.

Пример эмпатийного поведения из своего педагогического опыта:

Успеху в социально-перцептивной деятельности способствует интерес к познаваемому объекту. Психологическая и социально-психологическая наблюдательность позволяет выявить намечающиеся тенденции в развитии личности и познавательной сфере ребенка, определить характер, тип, как отдельного воспитанника, так и группы в целом, провести необходимую корректировку и определить эффективность использованных в работе методов, приемов.

Для определения перцептивных особенностей личности участников учебного процесса можно использовать следующие психодиагностические методики:

- Диагностика социальной эмпатии [7, с.15],

- Диагностика уровня эмпатии (Бойко В.В.) [8],

- Исследование стереотипов восприятия успешного ученика [7, с.178],

- Диагностика стилей педагогического общения [7, с.191],

- Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя

(Фетискин Н.П.) [7, с.337].

Таким образом, приступая к изучению личности, включенной в педагогическую деятельность, необходимо ознакомиться с ее спецификой. Профессиональная деятельность педагога должна рассматриваться как один из видов практического искусства, которое находит свое выражение в том, что педагог выделяет и решает возникающие перед ним профессиональные задачи, педагог сам создает среду своей деятельности, организуя учащихся и воспитанников, руководя процессом их обучения и развития.

1) Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. - Минск, 1989.

2) Вербова К.В., Кондратьева С.В. Психология труда и личности учителя. - Минск, 1991.

Проблема познания педагогом личности учащегося является жизненно актуальной. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет воспитать человека, то он должен прежде всего узнать его во всех отношениях, понять особенности личности обучаемого. Именно с уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности. Как явствует из исследований СВ. Кондратьевой, для педагогов низкого уровня продуктивности характерно восприятия лишь внешнего рисунка поступка, без проникновения в истинные цели и мотивы, в то время как педагогов высокого уровня продуктивности отличают отражение устойчивых интегративных свойств личности, выявление ведущих целей и мотивов поведения учащихся, объективность оценочных суждений.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе опытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по явлением — Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития: первый уровень — низший, общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень — по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о пе­реживаниях другого человека; третий уровень — отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия-

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия, она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о конкретных случаях взаимодействия, но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).

Педагогу необходима как общая психологическая культура, так и профессиональная, значимая для педагогической деятельности, успешного решения возникающих в процессе её осуществления проблем, задач. Место детской психологии в профессиональной культуре педагогов, руководителя дошкольного учреждения особое. На наш взгляд – в числе центральных.




Отводя столь значимое место этой отрасли психологии в системе профессиональных психологических и эмпирических знаний педагогов и руководителя детского сада, мы исходим прежде всего из того, что именно ребенок – главная фигура в дошкольном учреждении; обеспечение его полноценного разностороннего гармонического развития – главная цель деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения. Дети – главная забота заведующей; он, ребенок и детская группа – основной предмет деятельности не только воспитателя, но и музыкального руководителя детского сада, руководителя физического воспитания. Успех в их деятельности, как и всего педагогического коллектива, в реализации образовательной программы в процессе профессионального взаимодействия с детьми в значительной степени обусловлен знанием психологии воспитанников: закономерностей развития ребенка на ранних этапах онтогенеза, знанием как возрастных, так и индивидуальных психологических особенностей, пониманием природы специфических детских видов деятельности, языка общения…

Проблема познания педагогом личности учащегося является жизненно актуальной. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет воспитать человека, то он должен прежде всего узнать его во всех отношениях, понять особенности личности обучаемого. Именно с уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности. Как явствует из исследований СВ. Кондратьевой, для педагогов низкого уровня продуктивности характерно восприятия лишь внешнего рисунка поступка, без проникновения в истинные цели и мотивы, в то время как педагогов высокого уровня продуктивности отличают отражение устойчивых интегративных свойств личности, выявление ведущих целей и мотивов поведения учащихся, объективность оценочных суждений.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе опытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по явлением — Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития: первый уровень — низший, общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень — по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о пе­реживаниях другого человека; третий уровень — отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия-

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия, она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о конкретных случаях взаимодействия, но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).

Педагогу необходима как общая психологическая культура, так и профессиональная, значимая для педагогической деятельности, успешного решения возникающих в процессе её осуществления проблем, задач. Место детской психологии в профессиональной культуре педагогов, руководителя дошкольного учреждения особое. На наш взгляд – в числе центральных.

Отводя столь значимое место этой отрасли психологии в системе профессиональных психологических и эмпирических знаний педагогов и руководителя детского сада, мы исходим прежде всего из того, что именно ребенок – главная фигура в дошкольном учреждении; обеспечение его полноценного разностороннего гармонического развития – главная цель деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения. Дети – главная забота заведующей; он, ребенок и детская группа – основной предмет деятельности не только воспитателя, но и музыкального руководителя детского сада, руководителя физического воспитания. Успех в их деятельности, как и всего педагогического коллектива, в реализации образовательной программы в процессе профессионального взаимодействия с детьми в значительной степени обусловлен знанием психологии воспитанников: закономерностей развития ребенка на ранних этапах онтогенеза, знанием как возрастных, так и индивидуальных психологических особенностей, пониманием природы специфических детских видов деятельности, языка общения…

Наше восприятие окружающей действительности зависит не только от органов слуха, зрения, психологических особенностей, но и осознания роли среди себе подобных. Социальная перцепция (от лат. perceptio) как раз и обуславливает получение сигналов, понимание и оценку ситуации, себя и других людей в качестве общественных объектов.

социальная перцепция

Мы не существуем изолированно, в отрыве от коллектива, а наши действия и поведение постоянно интерпретируются иными индивидами.

Суть понятия

Термин "социальная перцепция" впервые использовал психолог Д. Брунер из США (1947). Понятие служит для описания того, как восприятие обусловлено фактом существования человека среди других людей, то есть не только объектом, но и особенностями субъекта. От целей, значения ситуации, степени важности ее для индивида, его прошлого опыта зависит то, как он принимает действительность и интерпретирует слова и поступки иных. Впоследствии под термином "социальная перцепция" стали понимать комплексное восприятие субъектом как вещественного мира, так и "общественных объектов" (себе подобных, объединений людей, классов, наций и так далее). Выявлено, что то, как мы принимаем и интерпретируем "одушевленную" действительность, зависит от целого ряда специфических свойств. Социальная перцепция в корне отличается от восприятия материальных неживых объектов.

В чем состоят отличия

Неодушевленные предметы вызывают, как правило, меньше эмоций, не требуют психологического взаимодействия. Иначе осуществляется социальная перцепция. Одушевленные объекты или их группы воспринимаются нами не пассивно.

социально-педагогическая перцепция

Мы не безразличны и к субъекту, то есть стремимся воздействовать на него таким образом, чтобы он получил определенное, желательное для нас представление о нашей личности. Воспринимаемый (или наблюдаемый) человек подсознательно или осознанно старается трансформировать наше мнение о себе в благоприятную сторону. Кроме того, социальная перцепция обуславливает и то, что внимание субъекта сосредоточено в первую очередь на смысле и оценочной трактовке объекта. Например, воспринимая кого-то (индивида или группу), мы наделяем его поведение своей интерпретацией, приписываем ему определенные намерения и цели. Мы по-своему объясняем причины его поступков.

Социально-педагогическая перцепция

Это понятие, довольно новое для психологической науки, объясняет восприятие и взаимоотношение объекта и субъекта в рамках образовательно-воспитательного процесса. Говоря простым языком, для учителя важно то,

педагогическая социальная перцепция

как интерпретируют его слова и поведение учащиеся, ведь от этого зависит эффективность педагогического процесса. И наоборот, для успешного образования педагогическая социальная перцепция, то есть роль преподавателя, его статус в глазах обучаемых, его образ жизни чрезвычайно важны. Если учитель обладает авторитетом, если его мнение весомо, если эмоционально он способен позитивно воздействовать на ученика, те знания, то образование, которое он может передать, воспринимаются намного быстрее и усваиваются эффективнее. Познавательные компоненты тесно связаны с эмоциональными составляющими. Поэтому социальная перцепция в педагогике, хотя и имеет расширенное толкование, но становится предметом научного интереса ученых-психологов.

Читайте также: