Педагогическая система тарасова кратко

Обновлено: 07.07.2024

Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.
Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):
интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых ее элементов);
составные элементы, компоненты;
структура (связи и отношение между частями и элементами);

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

контрольная по педагогике.docx

Урок. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок - радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

Тарасов Лев Васильевич - кандидат педагогических наук, профессор.

Термин экология подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь - экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции.

Термин диалектика подчеркивает ориентацию школы на диалектическое, развивающее, вероятностное мышление.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. /По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН + СЭН. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, технократическая.

По типу управления: современная традиционная.

По организационным формам: классно-урочная, академическая.

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная + социоцентрическая.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.

По категории обучаемых: массовая.

    • Раннее и всестороннее развитие детей;
    • Развитие экологического и диалектического мышления;
    • Завершение общеобразовательного этапа обучения 9-м классом;
    • Переход на старшей ступени на профильное обучение (лицей), обеспечивающее серьезную профессиональную подготовку;
    • Обеспечение высокого культурного уровня выпускников.
    • гуманизация: использование богатого гуманитарного потенциала предметов естественного цикла, их экологического и диалектического содержания, естественнонаучная окраска гуманитарных предметов (диалектизация) и гуманизация дисциплин;
    • единение (интеграция) естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического образования;
    • осуществление развивающего обучения через современное содержание, передаваемое современными методами;
    • синергетика: объединение, согласование и использование многих инновационных теорий и технологий.

    Для начальной школы характерно раннее обучение иностранному языку, насыщение начальной школы занятиями художественно-эстетического плана (МХК).

    Эти курсы построены в соответствии с экологическим императивом, здесь человек (в частности, учащийся) есть часть самой природы, а не некий абстрактный исследователь, наблюдающий ее как бы со стороны.

    Однако ЗУН являются не целью, а средством развития. Важнейший метод — проблемный. Развитие личности ребенка включает 3 этапа:

    1. развитие ЗУН и СУД посредством игры — начальная школа;
    2. развитие поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой посредством проблемного обучения - V-IX классы;
    3. развитие основных фаз творческого процесса - X-XI классы. Используется модель холистического обучения:
    • гармоническое обучение, обращенное к ученику в целом;
    • восприятие всеми органами чувств, работа с левым и правым полушариями мозга (пример: рисование абстрактных понятий - ток, звук), драматизация, визуализация (в воображении), эмоциональность, синектика - установление связей, латеральное мышление (юмор, инсайт, творчество).
    • ориентация на личностное восприятие всего окружающего: не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;
    • личная ответственность за последствия своей деятельности для других людей и для природы;
    • сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне;
    • глобальное восприятие: это нужно всем, значит, и мне;
    • ориентация на консенсус: признание за другими права иметь свою точку зрения;

    - от ученика не требуется запоминание всего. Позиция учителя:

    - не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психологическая грамотность, раскованность, экологическое мышление.

    Р.Штейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение - антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Антропософия соединяет в себе элементы субъективного идеализма (действительность как самопроявление духа), гетевского объективного идеализма, а также христианства.

    Итак, в вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу - божественное начало.

    Ребенок - божья часть приходит на Землю с определенной миссией. Высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии - основная задача школы.

    По уровню применения: общепедагогическая.

    По философской основе: антропософская.

    По основному фактору развития: биогенная.

    По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

    По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СЭН + СДП.

    По характеру содержания: обучение + воспитание, религиозная, общеобразовательная, гуманистическая.

    По организационным формам: альтернативная, клуб + академия, индивидуальные + групповые, дифференциация.

    По подходу к ребенку: личностно ориентированная с неформальным лидерством педагога.

    Николай Тарасов родился 19 декабря 1902 года в Москве в семье танцовщика Большого театра. В 1913 году Тарасова приняли в Московское хореографическое училище.

    Он учился у замечательных артистов и педагогов Николая Петровича Домашова и Николая Густавовича Легата.

    С 1920 по 1935 годы Тарасов – солист балета Московского Большого театра.

    Педагогическая деятельность Н. И. Тарасова началась в 1923 году в репетиционных залах Большого театра. Он вел тренировочные занятия по классическому танцу с ведущими солистами труппы вплоть до 1936 года. В его классе ежедневно шлифовали свое мастерство, развивали технику А. Мессерер, А. Ермолаев, М. Габович и другие. Кроме того, с 1923 по 1960 год Николай Иванович непрерывно преподавал классический танец в Московском хореографическом училище.

    Среди учеников Н.И.Тарасова – выдающиеся солисты балета Александр Лапаури, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Ярослав Сех, Лев Голованов, Юрий Кондратов, видные педагоги и хореографы Леонид Жданов, Владимир Василёв, Петр Пестов, Александр Прокофьев, Герман Прибылов, Эрик Володин, Евгений Валуки.

    Родился в семье артиста балета Большого театра Ивана Васильевича Тарасова. Мальчик обнаружил хорошие балетные данные, был музыкален и в 1913 г. поступил в Московское театральное училище.

    В младших классах училища Тарасов занимался у Н.П. Домашева, который, будучи в прошлом танцовщиком Большого театра, имел феноменальный прыжок, поражал зрителей виртуозной техникой и вместе с тем благородной манерой исполнения.

    Последние два года в училище Тарасов учился у Н.Г. Легата, известного петербургского танцовщика, сыгравшего значительную роль в истории русского балета. В своих учениках Легат воспитывал красоту, ловкость движений, умение держаться на сцене, шлифуя их мастерство, как с технической, так и с пластической стороны. Н.Г. Легату принадлежит заслуга в окончательном формировании Тарасова как танцовщика, он привил ему строгий академизм исполнения, свойственный традициям Петербургской школы. Учась у Легата, Тарасов испытал на себе систему преподавания классического танца, в дальнейшем все это помогло ему при создании научного метода преподавания классического танца.

    Осенью 1918 г. в Большой театр приняли учеников школы первого советского выпуска, а выпускников 1919-го и 1920-го гг. по рекомендации А.А. Горского и В.Д. Тихомирова приняли в театр досрочно: среди них был и Тарасов.

    Годы учебы и начало творческой деятельности Тарасова совпали с поисками развития хореографического искусства и становлением советского балетного театра. Ищущий художник, он не только совершенствует свое исполнительское мастерство, но и участвует в поисках новых выразительных средств и форм в хореографии.

    Научно-методический кабинет МХУ, в работе которого Николай Иванович принимал активное участие, был полон творческих планов, но им не суждено было осуществиться: началась Великая Отечественная война. В этот тяжелейший момент в истории страны директором и художественным руководителем МХУ становится Тарасов, приняв на себя всю ответственность за судьбу школы. Артисты Большого театра и многие педагоги школы были эвакуированы в Куйбышев.

    Погруженный целиком в заботу о детях, Тарасов тем не менее был строг и требователен, пропускать занятия не разрешалось никому. В остальное время Николай Иванович был отечески ласков и добр с каждым из учеников. Тарасов понимал, что дети должны продолжать не только образование по своей специальности, по общеобразовательным предметам, но они также должны участвовать в жизни страны. Началась подготовка концертной программы для выступления в госпиталях, в колхозах, для жителей Васильсурска, для эвакуированных школьников. Это было подвигом – учить ребят танцу в таких тяжелых условиях, но Николай Иванович смотрел вперед. Он сохранял жизнь Московской балетной школы, а, значит, и судьбу Большого театра.

    В 1943 г. школа вернулась в Москву, а в 1944 г. на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского состоялся выпускной концерт, первый за все военное время. В пояснительной записке к программе концерта Тарасов писал, что концерт составлен так, чтобы показать всесторонне артистические и технические возможности учащихся, показать новые полноценные балетные кадры, воспитанные в тяжелых условиях войны и эвакуации. Р.В. Захаров, сменивший Тарасова на посту директора в 1945 г., отметил, что школа никогда не забудет всего, что сделал Тарасов по ее спасению, школа была сохранена!

    Война еще не закончилась, а Тарасов думал о продолжении своей научной деятельности. В училище вновь организовали научно-методический кабинет, и научная работа продолжилась.

    В 1975 г. труд профессора ГИТИСа Тарасова представили на соискание Государственной премии СССР в области литературы и искусства. Но он не дожил до вручения награды: премию ему присудили посмертно.

    Учениками Тарасова были такие разные по своему дарованию танцовщики, как Юрий и Леонид Ждановы, Александр Лапаури, Ярослав Сех, Марис Лиепа, Максим Мартиросян, Михаил Лавровский. Среди преподавателей мужского классического танца его учениками являются П.А. Пестов и А.А. Прокофьев. Питомцами Тарасова являются многие мастера из союзных республик и зарубежных стран: Г. Валамат-Задэ, В. Гривицкас, А. Чичинадзе, О. Дадишкилиани, Евг. Чанга, М. Заславский, И. Гудавичюс, Д. Абиров, К. Джараров. Ученик Тарасова из Германии М. Путке перевел фундаментальный труд своего учителя на немецкий язык.

    1. Лекции по “Физико-химическим методам анализа в спецтехнологиях”. Читал на кафедре “Технологии редких и рассеянных элементов” МХТИ им. Менделеева (1963 – 1965 г.г.).

    2. Курс лекций “Кинетика экстракции в системах электролит - неэлектролит” – раздел общего курса “Технология жидкостной экстракции”. Лекции по кинетике созданы В.В. Тарасовым и читались им впервые в течение длительного периода (1970 – 1984 г.г.).

    3. Лекции “Основы жидкостной экстракции (избранные главы)” читались на испанском языке в Сантьяго-де-Куба в течение 1985 г. (зимний семестр). В 1984 г. в октябре – декабре месяцах эти избранные главы были мной переведены на испанский язык. Перевод сохранился.

    4. Деятельность в Сантьяго-де-Куба завершилась защитой одного аспиранта Луиса Фиффе на степень кандидата наук и помощью в создании научного журнала Revista Cubana de Quimica, в №1, стр. 1 которого помещена моя статья “Extraction en Tehnologia de Compuestos Inorganicos”.
    Общее число публикаций на Кубе – 3.

    5. Читал лекции “Основы жидкостной экстракции (избранные главы)” читались на испанском языке в Гаванском Университете в течение 1986 г. (осенний семестр), на неорганическом факультете Университета и для слушателей Центра Национальных Исследований (CENIC) (для исследователей группы профессора Эрнесто Ледона).

    6. Читал для группы Эрнесто Ледона в 1986 г небольшой курс лекций - “Переработка руд месторождения Пинар-дель-Рио” с целью обучения кубинских партнеров методам экстракционного извлечения и последующей очистки индия и кадмия. Имеется общий патент (Куба, 1988, FS -345675).

    7. Читал лекции “Основы жидкостной экстракции (избранные главы)” читались в Китае (Чунцинский Университет). Избранные главы были разными по приезде в 1998 и в 2000 годах. Лекции были рассчитаны на аспирантов и их руководителей.

    8. Тарасовым В.В разработаны лекции для студентов 4 курса кафедры промышленной экологии - “Экологический мониторинг”, раздаточный материал, задачи и контрольные вопросы. Лекции читались в течение 15 лет (1987 – 2003 г.), постоянно корректируясь. Курс сопровождался лабораторным практикумом, который проводился в двух семестрах. В 1989 г. Тарасов В.В. становится заведующим кафедрой Промышленной Экологии, которую возглавлял 15 лет.

    9. Результаты педагогической деятельности были высоко оценены Президентом Российской Федерации указ Путина В.В. от 30 ноября 2001 г. Диплом № 1374. Медаль.

    10. Всего выпущено Тарасовым около 150 дипломированных инженеров на кафедрах “Технологии редких и рассеянных элементов” и “Промышленной экологии”, а также 27 кандидатов наук, работающих в России и за рубежом. Четыре кандидата наук, выпущенные Тарасовым В.В., в дальнейшем защитили диссертации на степень доктора наук, причем один был избран в член-корр. АН России.

    Учебно-методическая литература
    1.В.В. Тарасов, А.А. Пичугин. Примеси в атмосфере (глава 1). В книге “ Экономика и экология”. 1992, Изд. Калининград. С. 11 – 54.
    2.С.А. Лиушин, В.В. Тарасов, А.А. Пичугин. Примеси в атмосфере (глава 2). В книге “Экономика и экология”. 1992, Изд. Калининград. С. 54-84.
    3.В.В. Тарасов, Т.В. Гусева, В.В. Шуман. Некоторые аспекты преподавания курса “Контроль качества окружающей среды” // ЖВХО им. Д.И. Менделеева. 1991. 36. С. 3.
    4.В.В. Тарасов, Н.Е. Кручинина. Экологическое образование химиков-технологов // ЖВХО им. Д.И. Менделеева. 1991. 36. С.42-45.
    5.В.В. Тарасов, И.О. Тихонова, Н.Е. Кручинина. Мониторинг атмосферного воздуха // Учебное пособие. М. 2000. 103 с.

    Рассказывая об истории хоккея во времена СССР, упоминая лучших спортсменов того времени, разбираясь в преимуществах вратарской школы Советского Союза и изучая биографию каждого члена легендарной хоккейной пятерки, мы не можем не упомянуть одну из ключевых фигур советского хоккея – легендарного тренера Анатолия Тарасова. Конечно, о биографии такого знаменитого наставника писали уже многие, но мы готовы поделиться не только историей жизни легендарного тренера, но и интересными фактами из его карьеры. Мы расскажем вам о лучшем тренере за всю историю советского хоккея и о его огромном вкладе в развитие профессионального спорта в нашей стране.

    Немного биографии Анатолия Тарасова

    Легендарный тренер

    Анатолий Владимирович Тарасов родился 10 декабря 1918 года в Москве. Семья будущего тренера ничем не отличалась и относилась к числу обычных рабочих семей, которых в те времена было очень много. Отец оставил семью, когда Тарасову было десять лет, поэтому мальчик еще в раннем возрасте осознал, что ему необходимо взрослеть, дабы помогать матери выживать в это непростое время. Именно этот момент положил основу развития в Анатолии целеустремленности и трудолюбия.

    Семья жила неподалеку от спортивной школы, поэтому Анатолий вместе с младшим братом Юрой записались на секцию хоккея. Отсюда и начинается спортивная биография Тарасова. Стоит отметить, что молодой Тарасов уже в самом начале своего спортивного пути отличался лидерскими качествами, сильными амбициями и стремлением к успеху. Хоккей запал в душу парню, поэтому Тарасов уже тогда выбрал себе тот самый путь, по которому он и будет развиваться.

    На ужасной войне было не до спорта, но и здесь Тарасов смог прокачать свои лидерские качества. В 1942 году он был направлен на краткосрочные офицерские курсы, после окончания которых Тарасов стал заниматься подготовкой бойцов Красной Армии. Он обучал бойцов стрелковому делу, рукопашному бою, развивал их физическую силу и силу духа. Военную карьеру Анатолий завершил по окончании боевых действий в звании старшего майора. Началась новая эпоха в жизни спортсмена – тренерская карьера Тарасова обрела новый этап.

    Великий наставник

    Тарасов с командой

    Под руководством Анатолия Тарасова сборная СССР девять раз становилась чемпионом мира, составляя невероятную конкуренцию даже основоположникам хоккея с шайбой, Канадцам, три раза становилась лидером на Олимпийских играх, прочно закрепляясь на мировой хоккейной арене, как настоящий чемпион. Таким образом, за свои заслуги в профессиональном хоккее Тарасов стал первым родившимся в Советском Союзе человеком, которого включили в легендарный канадский музей. Анатолий Владимирович Тарасов был торжественно отмечен в Зале хоккейной славы в Торонто в 1974 году. Интересно, что в 60-х годах конкуренцию Тарасову составлял вышеупомянутый Аркадий Чернышев, который также был хорошим тренером. До сих пор идут споры о том, кто считается лучшим наставником того времени, но факт остаётся фактом – имя Анатолия Тарасова увековечено на стенах Зала славы. Он до сих пор является единственным отечественным специалистом, который удостоился такой чести. Больше российских тренеров в музее нет.

    Мы также рассказывали о выдающихся отечественных спортсменах, которые за свои заслуги смогли попасть в Зал хоккейной славы в Торонто. Рекомендуем познакомиться с нашей статьей, почтив память легендарных для истории хоккея спортсменов.

    Но в 1961 году Анатолий Владимирович отказался от должности главного тренера страны. Его место занял Аркадий Чернышев, который также отличался выдающимися успехами в профессиональном хоккее, составляя хорошую конкуренцию Тарасову, как писалось выше. Причина столь кардинального решения прославившегося тренера была крайне неприятной, ведь Анатолия затянуло в политику. Тарасов не захотел подчиниться приказу советских властей, которые требовали тренера свести в ничью счет во время игры сборной СССР против сборной Чехословакии.

    Тарасов и Чернышев

    При таком результате сборная Союза оказалась бы на втором месте, которое устраивало всех. Но советские хоккеисты победили со счетом 5:2, и эта победа обернулась увольнением Тарасова. Все эти меры были необходимы для улучшения отношений между СССР и США, которыми советское правительство очень сильно дорожило в те времена, решаясь на столь равнодушные по отношению к профессиональному спорту действия. Именно поэтому политика и спорт являются двумя совершенно несовместимыми вещами, смесь которых приводит к катастрофе. В пример также можно поставить ситуацию с последними олимпийскими играми 2020 года, где нашей сборной запретили выступать под российским флагом. Здесь также речь идет о политических разногласиях.

    Но вдаваться в подробности больше не стоит. Анатолий Владимирович сделал свой выбор и отстоял честь советских спортсменов, выбрав путь правды. Тренер всегда говорил, что он жалеет равнодушных к спорту людей. Он считал, что они сами обедняют себе жизнь, и, если бы ему предложили начать все сначала, он бы, не раздумывая, снова стал тренером. Для него это была не работа, а смысл жизни, ему очень нравилось видеть, как под его руководством рождаются сильные не только телом, но и духом, спортсмены.

    И уже по возвращении с чемпионата Тарасов создал в ЦСКА еще одно звено в лице Олега Зайцева (стоппер), Игоря Ромишевского и Анатолия Ионова (хавбеки), Евгения Мишакова и Юрия Моисеева (нападающие). В таком виде это звено и отправилось на зимние Олимпийские игры, которые проходили в феврале 1968 года в Гренобле. На этом турнире сборная Тарасова также одержала победу, но место победителя далось не слишком просто. В одной игре советская команда даже проиграла сборной Чехословакии со счетом 4:5, но больше осечек не было. Интересно, что это поражение прервало нашу беспроигрышную серию из 39 матчей подряд, которая была начата в 1963 году.

    Могила тарасова

    Заключение

    В конечном итоге следует сказать, что Анатолий Тарасов был великим спортсменом, гениальным наставником и настоящим патриотом своей страны. Хоккей не был для него профессией, этот потрясающий вид спорта затянул спортсмена с такой силой, что лед, шайба и клюшка стали смыслом жизни. Тренер верил в советских спортсменов, настраивал их на успех, проводя огромную работу перед тем, как создать лучшую сборную мира, которая девять лет подряд не уступала свое место абсолютно никому. Ушел из жизни Анатолий Владимирович 23 июня 1995 года в возрасте 76 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Символично, что могила его находится почти совсем рядом с могилой его многолетнего коллеги по работе в сборной СССР А.И. Чернышева. Вклад легендарного для истории хоккея человека бесценен и запечатлён на века в сердцах многих людей.

    Читайте также: