Педагогическая школа выдающихся тренеров легкая атлетика

Обновлено: 05.07.2024

В последние годы мне пришлось работать с группой детей раннего возраста – это начальные классы 1-3 год обучения. Работа с данной группой обучения в корне отличается от тренировки взрослых спортсменов. Это основополагающий принцип, который необходимо всегда помнить и учитывать молодым коллегам. Заботясь о здоровье, ни в коем случае не стараюсь гнаться за высокими результатами. К этим ребятам я не применяю быстродействующие средства и методы, используемые в тренировке более подготовленных спортсменов. Наоборот, обучение технике проходит монотонно и неинтересно, подробно останавливаясь на мелких деталях. Но чем увлечь ребят? Даю игровые приемы, каждую тренировку заканчиваю спортивными играми, чаще всего применяю любимый детьми футбол или игры с элементами футбола и др.

Забота о сохранении здоровья -это правильно построенный тренировочный процесс с учётом возрастных особенностей и основных закономерностей развития детского организма. С этой группой я использую кратковременные скоростно-силовые упражнения, которые они хорошо переносят. Так как, у детей интенсивно растут скелет и мускулатура, но идёт отставание сердечно-сосудистой (СС) и дыхательной систем (ДС). Костно-мышечная система находится в активном росте, она ещё формируется, кости хрупкие, мышцы еще слабые. Дети часто отвлекаются, им свойственна высокая эмоциональность – это происходит в следствии формирования психических процессов организма, таких как устойчивость внимания, памяти, находящихся в стадии развития и недостаточно сформированных в этот период развития.

Следует помнить, что статические усилия сопровождаются быстрым утомлением, поэтому статических упражнений даю меньше. Не даю больших по объёму нагрузок, т.к. это может приводить к высоким энергозатратам, и как следствие повлечь за собой отставание в росте, общую его задержку .

Основными средствами на этом этапе подготовки являются бег, прыжки, метания, а так же элементы борьбы, гимнастики, спортивные и подвижные игры, умелое сочетание занятий в зале и на воздухе. Чем моложе атлеты, тем разностороннее должны быть средства подготовки.

При развитии физических качеств и навыков юных атлетов рекомендуются следующие методы: равномерный, повторный, круговой, игровой и соревновательный, метод контрольных упражнений.

В отличие от взрослых спортсменов в основе тренировки детей должна лежать игра. Любую тренировку или большую её часть превратить в игру не просто, но возможно, и это поддерживает интерес к легкоатлетическим занятиям. Например, нудный длительный бег можно сделать интересным, продумав занятие, по которому меняются ведущие, препятствия, направление, скорость и характер бега. А укреплять основные группы мышц лучше не посредством однообразного повторения одного и того же упражнения, а с помощью эстафет. Например, в наклоне перекатываем мяч клюшкой или ракеткой – это упражнение хорошо выполнять для укрепления мышц спины. Для укрепления мышц ног можно выйти кататься на роликах или героскутерах (сейчас это модно) – дети даже не заметят, как преодолеют большую работу, и на следующий день у них будут слегка болеть ноги. Укреплять стопу можно также катанием на роликах. Раньше это бы были коньки…., и где это возможно, можно с успехом использовать. С этой же целью использую ребристые доски и различные самодельные дорожки, наполненные галькой, песком, щепой и т.п. Тренировки не должны повторяться, иначе они наскучат, необходимо огромное разнообразие, высокая эмоциональность.

Применение соревновательного метода позволяет приучить детей к соперничеству, воспитывает силу воли, трудолюбие, характер. Соревноваться можно в любом виде: в прыжках, в беге, в метаниях – кто больше попадёт в цель, кто дальше пройдёт на руках, подтянется большее количество раз. Опыт показывает, что тренировки- соревнования это самые эмоциональные занятия, очень любимы ребятами. Это помогает поддерживать интерес к занятиям легкой атлетикой, очень мотивирует.

Наиболее эффективными средствами развития быстроты являются подвижные и спортивные игры, эстафеты, быстрый бег (в небольших объёмах), прыжки и прыжковые упражнения, метание камней и лёгких предметов, и вообще все упражнения, выполняемые в быстром темпе. Выполнять упражнения на быстроту нужно в начале основной части занятий, когда организм не утомлён. Упражнения скоростно-силового характера даются часто, но понемногу, с чередованием активного отдыха. Учитывая, что силовые возможности детей невелики, воспитание силы в этом возрасте целесообразно осуществлять весьма осторожно, используя кратковременные силовые напряжения динамического характера. Упражнения на силу должны сопровождаться минимальными напряжениями, исключающими натуживание. У детей отстают в развитии мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра, приводящие мышцы ног. Целенаправленно на эти группы мышц можно воздействовать с помощью круговой тренировки.

В заключении хочу сказать, если тренер будет подходить к своей работе ответственно за здоровье будущего спортсмена, грамотно и творчески, будут расти результаты, будет и взаимное удовлетворение тренера и учеников от проделанной работы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности работы тренера-преподавателя по лёгкой атлетике с группами 1-3 года обучения, с учетом оздоровительной направленности. (из опыта работы Глазева А.Н.)

В последние годы мне пришлось работать с группой детей раннего возраста – это начальные классы 1-3 год обучения. Работа с данной группой обучения в корне отличается от тренировки взрослых спортсменов. Это основополагающий принцип, который необходимо всегда помнить и учитывать молодым коллегам. Заботясь о здоровье, ни в коем случае не стараюсь гнаться за высокими результатами. К этим ребятам я не применяю быстродействующие средства и методы, используемые в тренировке более подготовленных спортсменов. Наоборот, обучение технике проходит монотонно и неинтересно, подробно останавливаясь на мелких деталях. Но чем увлечь ребят? Даю игровые приемы, каждую тренировку заканчиваю спортивными играми, чаще всего применяю любимый детьми футбол или игры с элементами футбола и др.

Забота о сохранении здоровья -это правильно построенный тренировочный процесс с учётом возрастных особенностей и основных закономерностей развития детского организма. С этой группой я использую кратковременные скоростно-силовые упражнения, которые они хорошо переносят. Так как, у детей интенсивно растут скелет и мускулатура, но идёт отставание сердечно-сосудистой (СС) и дыхательной систем (ДС). Костно-мышечная система находится в активном росте, она ещё формируется, кости хрупкие, мышцы еще слабые. Дети часто отвлекаются, им свойственна высокая эмоциональность – это происходит в следствии формирования психических процессов организма, таких как устойчивость внимания, памяти, находящихся в стадии развития и недостаточно сформированных в этот период развития.

Следует помнить, что статические усилия сопровождаются быстрым утомлением, поэтому статических упражнений даю меньше. Не даю больших по объёму нагрузок, т.к. это может приводить к высоким энергозатратам, и как следствие повлечь за собой отставание в росте, общую его задержку .

Основными средствами на этом этапе подготовки являются бег, прыжки, метания, а так же элементы борьбы, гимнастики, спортивные и подвижные игры, умелое сочетание занятий в зале и на воздухе. Чем моложе атлеты, тем разностороннее должны быть средства подготовки.

При развитии физических качеств и навыков юных атлетов рекомендуются следующие методы: равномерный, повторный, круговой, игровой и соревновательный, метод контрольных упражнений.

В отличие от взрослых спортсменов в основе тренировки детей должна лежать игра. Любую тренировку или большую её часть превратить в игру не просто, но возможно, и это поддерживает интерес к легкоатлетическим занятиям. Например, нудный длительный бег можно сделать интересным, продумав занятие, по которому меняются ведущие, препятствия, направление, скорость и характер бега. А укреплять основные группы мышц лучше не посредством однообразного повторения одного и того же упражнения, а с помощью эстафет. Например, в наклоне перекатываем мяч клюшкой или ракеткой – это упражнение хорошо выполнять для укрепления мышц спины. Для укрепления мышц ног можно выйти кататься на роликах или героскутерах (сейчас это модно) – дети даже не заметят, как преодолеют большую работу, и на следующий день у них будут слегка болеть ноги. Укреплять стопу можно также катанием на роликах. Раньше это бы были коньки…., и где это возможно, можно с успехом использовать. С этой же целью использую ребристые доски и различные самодельные дорожки, наполненные галькой, песком, щепой и т.п. Тренировки не должны повторяться, иначе они наскучат, необходимо огромное разнообразие, высокая эмоциональность.

Применение соревновательного метода позволяет приучить детей к соперничеству, воспитывает силу воли, трудолюбие, характер. Соревноваться можно в любом виде: в прыжках, в беге, в метаниях – кто больше попадёт в цель, кто дальше пройдёт на руках, подтянется большее количество раз. Опыт показывает, что тренировки- соревнования это самые эмоциональные занятия, очень любимы ребятами. Это помогает поддерживать интерес к занятиям легкой атлетикой, очень мотивирует.

Наиболее эффективными средствами развития быстроты являются подвижные и спортивные игры, эстафеты, быстрый бег (в небольших объёмах), прыжки и прыжковые упражнения, метание камней и лёгких предметов, и вообще все упражнения, выполняемые в быстром темпе. Выполнять упражнения на быстроту нужно в начале основной части занятий, когда организм не утомлён. Упражнения скоростно-силового характера даются часто, но понемногу, с чередованием активного отдыха. Учитывая, что силовые возможности детей невелики, воспитание силы в этом возрасте целесообразно осуществлять весьма осторожно, используя кратковременные силовые напряжения динамического характера. Упражнения на силу должны сопровождаться минимальными напряжениями, исключающими натуживание. У детей отстают в развитии мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра, приводящие мышцы ног. Целенаправленно на эти группы мышц можно воздействовать с помощью круговой тренировки.

В заключении хочу сказать, если тренер будет подходить к своей работе ответственно за здоровье будущего спортсмена, грамотно и творчески, будут расти результаты, будет и взаимное удовлетворение тренера и учеников от проделанной работы.

Учебные курсы легкая атлетика обучение предназначены доя профподготовки тренеров, системе и методологии, тренировочных особенностей и методов работы с легкоатлетами, различными по составу группами, особенностях ведения индивидуальной работы с перспективными спортсменами. Полученная квалификация в результате переподготовки открывает новые профессиональные возможности, поможет улучшить результаты вашей профессиональной деятельности

Курс дистанционный, длительность около 12 недель. График обучения вы можете регулировать сами, итого все учебные блоки рассчитаны на 264 учебных часа.

Изучаемые темы курса по легкой атлетике:

  • Методики легкоатлетической подготовки.
  • Психофизиология тренировочного и соревновательного процесса в легкой атлетике.
  • Биомеханика, физиология, гигиена легкой атлетики.
  • Организация и планирование учебно-тренировочного процесса в легкой атлетике.
  • Критерии отбора, физическая подготовка, резервы организма в соревновательной деятельности.
  • Нормативно-правовые особенности работы тренера по легкой атлетике.

Обучение проходит в дистанционном формате, режим занятий вы можете регулировать самостоятельно. Рекомендуемое время прохождения дистанционных курсов: не более 6 часов в день. После сдачи итогового тестирования, диплом о профессиональной переподготовке будет отправлен почтой.

Результаты повышения квалификации тренера по легкой атлетике

  1. Готовность тренера к проведению тренировочных занятий с учетом особенностей легкоатлетов.
  2. Успешно применяете методики для подготовки к соревнованиям в долгосрочной перспективе.
  3. Знаете организационно-методические особенности работы тренера по легкой атлетике.
  4. Осведомлены о социальной значимости профессии.

Требования к слушателям:

Профподготовка осуществляется на базе базового образования. В случае отсутствия базового образования, выдается не диплом, а сертификат. Задайте вопрос менеджеру прямо сейчас, мы подберем для вас подходящую программу обучения.


В отношении деятельности учителя физической культуры существует ряд поставленных перед ним профессиональных требований. Чтобы стать профессиональным тренером, необходимо полностью отвечать данным требованиям. Можно сказать, что известные спортсмены, занимающиеся тренерской деятельностью, становятся известными и великими тренерами.

Спортсмен в своей деятельности подчиняется отдельным закономерностям, а тренер подчиняется другим, высокопрофессиональным закономерностям. Эти понятия в каком-то смысле может применять и учитель физической культуры, а также применять их в отношении обучаемых. Любой тренер, добившийся каких-либо определенных успехов в отдельно взятом виде спорта, став хорошим учителем в системе вуза, не всегда может суметь вести свою деятельность. И как показывает практика, опытный и квалифицированный педагог вузовской системы может неверно поставить ведение своей тренерской деятельности по отдельно взятому виду спорта.

Центральное место в учебных планах, направленных на подготовку специалистов, занимает обучение дисциплинам по специальности, которые поднимут студентов на новый, истинный профессиональный уровень. В данном месте значимое место занимает подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности, направленной на формирование необходимых знаний, умений и профессионализма, спортивно-педагогические учебные дисциплины. Все виды практических занятий, проводимых в вузах, рассматриваются с точки зрения интеграционного источника по получению специальных знаний, навыков и квалификации по различным наукам.

Отрасль, служащая специалистам с высшим образованием, по деятельности тренера легкой атлетики очень широка: общеобразовательные школы, среднее специальное профессиональное обучение, вузы, детские и подростковые спортивные школы, колледж олимпийского резерва, различные клубы, а также спортивные команды и пр.

От специалиста требуются глубокие знания по общим и специальным направлениям учебно-методических программ, научных основ, знание нормативно-директивных документов по физической культуре и спорту, программ и содержания учебников, методик по организации общественных спортивных мероприятий, технологий по подготовке спортивных кадров, способных к достижению высоких результатов.

Уровень соответствия и квалификации специалиста, отвечающего требованиям, определяют состав его деятельности. Составляющие деятельности педагога-тренера формируются из компонентов, таких как проект, творчество, организация, общение, диагностика, старательность.

Способность проектирования у тренера определяется способностью суметь подготовить высокоразрядных волейболистов. Отдельное внимание уделяется умению подготовки запаса, наличию занятий по осуществлению специальных средних, а также микроциклических занятий, грамотному распределению занятий, заданий и нагрузки по соревнованиям, дающихся спортсмену, а также организации общественных мероприятий по легкой атлетике, связанных с ними навыками и квалификацией.

Для спортсмена эти навыки определяются техникой самоконтроля, улучшением физических качеств по самостоятельным занятиям, определяют также место по осуществлению утренней гимнастики, планирование места и времени.

Тренерский конструктивный компонент находит свое отражение в эффективности овладения мировыми знаниями по данному направлению у студентов легкой атлетики, в обучении нормам распорядка дня, гигиене питания, обучения, отдыха. Для спортсмена эти навыки помогут принять независимое и верное решение во время игры, а также занятий, в определении содержания распорядка дня, самостоятельных работ.

Способность к организации у тренера связана с планированием мероприятий по всем основным направлениям (занятия, обучение, соревнования, досуг, оздоровительные работы и пр.), умением эффективной организации деятельности игроков. В данный состав входит умение осуществлять правильные действия, запланированных студентами мероприятий и дел.

Коммуникативное соответствие педагога-тренера напрямую зависит от умения наладить доверительные, добрые взаимоотношения по профессиональным задачам, со студентами-спортсменами, различными сотрудниками, родителями, общественными организациями. Взаимное согласие среди спортсменов, сформированное в результате здоровой атмосферы в команде дает положительное влияние на эффективность соревнований и занятий.

Диагностическое соответствие требует от педагога-тренера глубоких познаний в области волейбола, его теории и методики, практическое применение их, наличие навыков, а также быть сведущим о работах передовых технологий, научной литературы, научных исследований, внедрение их в практическую деятельность. Для спортсмена данные навыки находят свое отражение в знаниях легкой атлетики, методики занятий, знании способов, а также непосредственно критики своей деятельности.

Составляющий компонент соответствия действий спортсмена определяется мастерством применения навыков тактико-технических действий волейбольной игры, наличием специальной физической подготовки.

Вышеперечисленные составляющие являются взаимосвязанными составляющими частями, присущими деятельности педагога и тренера, а также студента. Только отдельное, системное их использование дает высокие результаты в профессиональной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): легкая атлетика, физическая культура, взятый вид спорта, занятие, знание, значимое место, навык, спортсмен, тренер, тренерская деятельность.

Читайте также: