Педагогическая школа выдающихся тренеров баскетбол

Обновлено: 07.07.2024

За каждым выдающимся спортсменом стоит тренер.Победы, достижения, рекорды – во многом заслуга наставника, кропотливая тренерская работа. Это поиски новых методик, разработка тренировочных программ, подбор инвентаря. А еще нервы, переживания спортсменов и за спортсменов, мотивация команды на соревнованиях, бессонные ночи — для настоящего тренера это бонус.

Тренер – это такая же особая профессия, как врач, учитель, воспитатель в детском саду. Да и на самом деле профессия тренера объединяет все перечисленное. Порой тренер ухаживает за своим подопечным, воспитывает, учит, особенно если это тренер, работающий с детьми. Наставник знает иногда о своем подопечном больше, чем родители или друзья.

У каждого из нас когда-то был свой тренер-педагог, тот самый учитель физкультуры, который учил подавать пас, рассказывал о правилах спортивных игр и ругался, если шалости во время занятий грозили синяками и вывихами.

Важные моменты в работе тренера по баскетболу

Мы не можем видеть себя со стороны, а тренер может. Он видит все ошибки, сильные и слабые стороны, замечает нюансы в выполнении тех или иных элементов.

Особенно это важно в таком командном виде спорта, как баскетбол. Тренер знает, как правильно расставить игроков, на какие позиции, какую тактику игры выбрать. И это лишь малая часть его работы. В команде по баскетболу — как и в любой команде — нет абсолютно одинаковых, равных во всем игроков. Все отличаются не только по росту, весу, возрасту, опыту, но и по характеру, темпераменту. Каждая команда уникальна в целом, и каждый ее игрок неповторим в частности. А хороший тренер использует эту уникальность на благо команды.

Также на тренера ложатся хозяйственные вопросы – поиск места для тренировок, обеспечение инвентарем, спортивным оборудованием.

Не забываем также про психологическую подготовку спортсменов: умение мотивировать, настроить на победу, помочь побороть предстартовое волнение.

Когда тренер работает с детьми – количество задач увеличивается, поскольку к процессу подключаются родители будущих чемпионов с их бесконечными вопросами, тревогами и заботами. Дети растут, меняются, поэтому физиологические процессы, которые с ними происходят, необходимо учитывать и проводить физиологическую и психологическую подготовку игроков в соответствии с этими изменениями.

Тренер здесь еще играет роль воспитателя, наставника, учителя. Ведь он берет ответственность на себя за чужих детей. Родители должны доверять тренеру, как самим себе. Вот и получается, что тренер – это особенная профессия. И если вы решитесь связать свою жизнь с профессией тренера, будьте готовы к напряженной, нервной работе. А с другой стороны работа тренера дарит невероятные эмоции, чувство, что ты делаешь нечто очень важное, особенно, когда твои подопечные стоят на пьедестале почета.

Как можно обучиться профессии тренера – онлайн или оффлайн

Пандемия перевернула почти все с ног на голову. Многие области нашей жизни – работа, учеба — переехали в онлайн. Спортивная жизнь не стала исключением. Тренировки проводились по видеосвязи. Спортсмен сам снимал выполнение тех или иных упражнений, отправлял тренеру, или родители юных спортсменов снимали видео тренировок. А что было делать? Спортсмены и так потеряли целый год, нельзя было запускать еще и физическую подготовку.

Если можно тренироваться онлайн, то почему бы в этом формате не осваивать тренерское мастерство? Обучение на профессию тренера по баскетболу теперь можно пройти дистанционно.

На курсе вы можете освоить теоретические знания, методологию подготовки спортсменов по баскетболу, биомеханику физических упражнений и многое другое.

Дистанционный формат обучения подходит тем, у кого нет возможности обучаться офлайн. Престижных спортивных вузов в нашей стране не так уж и много, а хорошие теоретические знания нужны всегда. Практика придет с опытом, от этого никуда не денешься, но начать работу тренера через дистанционное обучение вполне возможно.

В последнее время (скажем, что после смерти великого Александра Яковлевича Гомельского, постоянно говорят о том, что в России нет хороших тренеров. Давайте проверим это на примере того, кто приводил наши команды, клубные и сборные, за последние годы к победам на различных соревнованиях.

Чемпионаты Европы: 93 год (серебро, Юрий Селихов), 97 год (бронза, Сергей Белов), 2007 год (золото, Блатт), 2011 год (бронза, Блатт)

Чемпионаты Мира: 94 год (серебро, Сергей Белов), 98 год (серебро, Сергей Белов).

Олимпиада: 2012 год (бронза, Блатт).

Чемпионаты Европы: 95 год (бронза, Е.Гомельский), 99 год (бронза, Е.Гомельский), 2001 год (серебро, Капранов), 2003 год (золото, Капранов), 2005 год (серебро, Грудин), 2007 год (золото, Грудин), 2009 год (серебро, Тихоненко), 2011 год (золото, Соколовский)

Чемпионаты Мира: 98 год (серебро, Е.Гомельский), 2002 год (серебро, Капранов), 2006 год (серебро, Грудин).

Олимпиада: 2004 год (бронза, Капранов), 2008 (бронза, Грудин).

До Дэвида Блатта все победы мужской сборной связаны с российскими специалистами. В женской сборной все победы достигнуты под руководством наших тренеров.

Клубные команды:

Евролига: 2006 и 2008 (оба раза – Мессина).

С 2002 года только 1 год командой руководил российский специалист.

Как видно, на клубном уровне российские специалисты ничего особо не выиграли. Пашутин занял высокое место с составом, который мог бы и сам играть. Шакулин проиграл Евролигу непонятно каким образом.

Вопрос подготовки баскетбольных тренеров, да и вообще тренеров, кажется чем-то сакральным. Во многих спортивных и педагогических вузах есть специальность тренера баскетбольной команды, что дает диплом о высшем образовании и закладывает основы управления и подготовки команды.

Мне удалось поговорить с тренерами разной квалификации, разных регионов и разных уровней соревнований. Вот вопросы, на которые очень хотелось бы получить ответы:

1.Проходите ли Вы повышение квалификации?

2. Занимаетесь ли Вы самообучением?

3. Посещаете ли Вы тренерские семинары?

4. Читаете ли Вы специальную литературу? Если читаете, то укажите какую.

5. Пользуетесь ли Вы специализированными интернет-ресурсами? Если пользуетесь, то какими?

6. Как Вы считаете, чего не хватает российским тренерам в их деятельности?

7. Какими материалами Вы бы хотели пользоваться в своей профессиональной деятельности?

Тренер Московского энергетического института Михаил Вихров, который не является тренером по образованию, на вопросы ответил так.


  1. Нет, не прохожу. На это совсем нет времени, так как тренерство не единственная работа.

2. Самообучением занимаюсь, читая различные статьи в интернете.

3. Нет, не посещаю.

4. Если специальной литературой можно назвать множество статей винтернете, то читаю. А вообще, нет.

5. Специализированными скорее нет.

6. Если говорить о студенческом баскетболе, то, скорее всего, достойныхзарплат.

7. Сходу ответить не могу. Возможно различные книги и статьи по тактикеигры.


2. Самообразованием занимаюсь всю жизнь, подводит незнание английского.

3. Да, посещаю семинары, последний раз — лагерь РФБ, но редко в связи с удаленностью от Москвы, в основном, ищу информацию по семинарам в интернете.

4. Специальной литературы на русском очень мало, а с английским проблемы.

6. Достойной зарплаты, чтобы человек мог сосредоточиться на своём деле, знания английского, отлаженной системы соревнований на региональном уровне, чтобы был минимум затрат и больше игр. То, что проводит РФБ, — это как мертвому припарки, всего лишь 5 игр в год.

7. Думаю, молодым тренерам очень важно стажироваться у известных тренеров, я бы с удовольствием постажировался, нужно больше материалов на русском языке.Антон Малышев, детский тренер, Нижний Новгород.


Роман Сизов, тренер Московского Государственного Технического Университета им. Баумана.

  1. Проходил года 2-3 назад. В Видном на семинаре. В РГУФКЕ на конференции.2. Занимаюсь.3. Сейчас не посещаю, но смотрю видео по семинарам .4. Читаю. Всю доступную литературу в интернете.5. Пользуюсь. Зарубежные сайты по подготовке.6. Не хватает единой рабочей поурочной программы подготовки по всем возрастам.7. Методическим пособием по всем видам подготовки в современном баскетболе, который будет ежегодно выходить с инновациями.

Анатолий Лаптев, тренер Московской государственной академии физической культуры, в прошлом – тренер студенческой сборной России.


1. Да. Официально, раз в пять лет в МГАФКе. + дополнительно, где есть возможность.

4. Читаю, из периодических изданий научно-методический вестник высшей школы тренеров по баскетболу университета Лесгафта, журнал теория и практика ФК, остальное все, что попадется.

6. Доверия и, как следствие, практики.

На заданные вопросы ответил и один из тренеров ведущих профессиональных клубов страны. Вот его ответы.

2. Да, информация интернета

4. Вестник по баскетболу Университет им.Лесгафта

5. Да, их очень много

6. Российские тренеры не уделяют внимание мелочам в работе, истина в том, что разница между правильным и почти правильным выполнением действия, как разница между победой и поражением.

7. Обучающие видеоматериалы ведущих иностранных тренеров по технической и физической подготовке и их качественные переводы.

Среди того, чем пользуются тренеры разной квалификации, на первом месте, естественно, интернет. Всевозможное видео с тренировок, семинаров, игр доступно для широкого пользования. Надо отдать должное, что в России в последнее время стали выходить видеоматериалы с лекций, семинаров, мастер-классов.

Ни для кого не секрет, что в США огромное количество печатных материалов, которые выпускаются для баскетбольных тренеров. Более-менее уважающий себя тренер сам выпускает учебную и методическую литературу. Опять же литература вся на английском языке.

ФИБА предлагает на своем сайте электронные выпуски своего журнала. Но они опять же на английском языке. Очень интересный журнал, всем рекомендую.

А вот у нас о баскетболе пишут мало. В принципе пишут мало, а вот для тренеров практически не пишут вообще.

Я в свое время предлагал довольно высокопоставленным чиновникам проект создания некой УМК (учебно-методической комиссии), которая бы занималась ликвидацией этой пропасти в материалах для тренеров.

Позволю себе несколько моментов из того проекта.

«Каждый цикл (год) РФБ совместно с УМК прорабатывает необходимые материалы, которые должны быть опубликованы к концу указанного цикла. Каждый из указанных участников (спортшколы, тренерский совет, клубы и др.) берут на себя обязательства по изданию определенного количества материалов. Участник при содействии УМК ведет работу над указанным проектом.

Может быть, есть смысл поговорить об этом проекте на более высоком уровне?



Учебно-методическая литература, подготовленная преподавателями ВШТ по баскетболу НГУ им. П.Ф.Лесгафта:

Баскетбол. Научно-методический вестник. Выпуск 7 (2009)
Содержание

Баскетбол. Научно-методический вестник. Выпуск 8 (2009)
Содержание

Баскетбол. Научно-методический вестник. Выпуск 9 (2010)
Содержание

Александр Коновалов. Концепция развития студенческого баскетбола в России (3)
Сергей Елевич. Третий выпуск Высшей школы тренеров в НГУ им. П.Ф. Лесгафта (15)
Алексей Солодков. Физиологическая характеристика спортивной игры в баскетбол (16)
Душко Вуйошевич. Формирование баскетбольной команды (22)
Роберто Карменати. Эволюция нападения в европейском баскетболе (25)
Светислав Пешич. Транзитное нападение (35)
Кевин Саттон. Упражнения в бросках на фоне утомления (53)
Панайотис Яннакис. Нападение чемпиона Европы 2005 (61)
Андрей Ульянов, Роман Абжалилов. Пьезоэлектрическая дистанционная ударно-волновая терапия заболеваний опорно-двигательного аппарата в практике врача баскетбольного клуба (66)
Борис Лосин. Оценка координационных способностей у баскетболистов различной квалификации (73)
Лидия Костикова, Павел Пономарев, Цзя Чжи Цян. Особенности управленческих воздействий тренера на баскетболистов в соревновательной деятельности (76)
Владимир Шамис. Основные изменения официальных правил баскетбола (2010) (84)
Этторе Мессина. Что делать с чемпионатом мира? (88)
Высказывания игроков и тренеров (90)

Баскетбол. Научно-методический вестник. Выпуск 10 (2010)
Содержание

Баскетбол. Научно-методический вестник. Выпуск 11 (2011)
Содержание
Борис Соколовский. Управление подготовкой и соревновательной деятельностью женских баскетбольных команд (3)
Сергей Елевич. Четвертый выпуск Высшей школы тренеров по баскетболу университета Лесгафта (20)
Лоренс Фрэнк. Продуктивные тренировки (22)
Дейв Уол. Успешные комбинации для последних секунд (40)
Билл Форан, Робин Паунд. Кондиционная подготовка баскетболистов (54)
Никос Апостолопулос. Микростретчинг: новая техника для отдыха и восстановления (79)
Джей Вольф. Девять способов повысить результативность бросков, не меняя их структуры (85)
Этторе Мессина. Общее над индивидуальным (87)
Высказывания игроков и тренеров (89)

Баскетбол. Научно-методический вестник. Выпуск 12 (2011)
Содержание
Михаил Давыдов. Где играть молодым? (3)
Билл Форан, Робин Паунд. Силовая подготовка баскетболистов (5)
Дэвид Блатт. Позиция разыгрывающего – самая слабая в сборной (78)
Майк Кржижевский. Вне баскетбола. Словарь успеха: Базовая техника (79)
Бобби Найт. Броски (80)
Евгений Яхонтов. Эволюция ведения мяча в баскетболе (84)
Высказывания игроков и тренеров (91)

Баскетбол. Научно-методический вестник. Выпуск 14 (2012)
Содержание
Сергей Белов. О Лондоне и не только (3)
Петр Манин. Трансформируемая зонная защита 3-2 (9)
Дин Смит. Упреждающие переключения (14)
Фил Джексон, Текс Винтер. Треугольное нападение (31)
Рич Дэлатри. Современные методы кондиционной подготовки (58)
Билл Форан, Робин Паунд. Повышение скорости баскетболистов (77)
Высказывания игроков и тренеров (90)

Баскетбол. Научно-методический вестник. Выпуск 16 (2013)
Содержание
Михаил Давыдов. Правила баскетбола и судейство: в преддверии конгресса ФИБА (3)
Александр Мороз. Больше – не всегда лучше. Команды НБА все чаще используют легкие пятерки (14)
Эдди Джордан и Пит Кэррил. Принстонское нападение (18)
Майк Фрателло. Двадцать пять тренерских истин (44)
Дин Смит. Защита 40 (48)
Уильям Хили, Джозеф Хартли. Зонная защита в расстановке 2-3 (60)
Этторе Мессина. Ряд соображений об основах баскетбольной защиты (67)
Александр Назаров. Джейсон Кидд и роль тренера в НБА (72)
Андрей Полозов. Рейтинг в баскетболе (75)
Макс Фомичев. Самый молодой тренер Европы о скаутинге (77)
Владимир Фискалов. Проблемы коммерциализации и профессионализации в спорте (83)
Высказывания игроков и тренеров (90)

Баскетбол. Научно-методический вестник. Выпуск 17 (2014)
Содержание
Сергей Елевич. Чемпион был известен заранее (3)
Владимир Гомельский. США обыграет и сборную мира (8)
Наука – тренерам и игрокам (Две стороны мотивации) (9)
Наука – тренерам и игрокам (Специфичность спортивной тренировки) (9)
Михаил Давыдов. ФИБА: В преддверии новой пятилетки (10)
Наука – тренерам и игрокам (Инструкции и демонстрация) (20)
Андрей Матюков. Секреты французской кухни (21)
Наука – тренерам и игрокам (Рекомендации, касающиеся использования наказаний) (23)
Фил Джонсон. Заслоны и взаимодействия с использованием заслонов (24)
Наука – тренерам и игрокам (Работа со сформированной командой) (48)
Дин Смит. Защита 50 (49)
Гленн Уилкс. Нападение против прессинга (69)
Наука – тренерам и игрокам (Инструкции и демонстрация) (89)
Высказывания игроков и тренеров (90)

Баскетбол.Научно-методический вестник.Выпуск 19 (2015)
Содержание

Михаил Давыдов. Новые направления. (3)
Наука – тренерам и игрокам. Закладываем основу будущего успеха (17)
Андрей Матюков. Развитие баскетбола по словенской методике (18)
Наука – тренерам и игрокам. Принципы тренировки: (принцип специфичности, принцип прогрессивной перегрузки, принцип обратимости) (33)
Змаго Сагадин. Защита – это константа! (34)
Сашо Филиповски. Изучение команд-соперниц и подготовка к матчу (40)
Наука – тренерам и игрокам. Принципы тренировки: (принцип последовательного увеличения, принцип убывающей отдачи, принцип изменения) (48)
Алеш Вичич. Психологические особенности молодежи (49)
Наука – тренерам и игрокам. Принципы тренировки: (принцип индивидуальности, принцип умеренности) (57)
Нина Ремс. От игрового баскетбола к детскому (58)
Наука – тренерам и игрокам. Тест по спортивной физиологии (63)
Карим Абдул-Джаббар. Приемы игры центрового игрока (64)
Константин Кучер. Статистика особого назначения (87)
Высказывания игроков и тренеров (90)

Баскетбол. Научно-методический вестник. Выпуск 20 (2016)
Содержание

Михаил Давыдов. ФИБА: новые горизонты, новые соревнования (3)
Чем отличается сила мышц от их выносливости? (17)
Теория нападения: Как набирать больше очков, понимая теорию и философию нападения (18)
Одинаково ли воздействие тренировок с отягощениями на женский и мужской организмы? (45)
Брендан Мэлоун. Вбрасывание мяча в игру из-за пределов площадки (46)
Сколько следует тренироваться (71)
Ларри Бёрд. Готовь себя к победе (72)
Евгений Яхонтов. Диагностика способностей юных баскетболистов (80)
Казусы отбора (Подборка Г.П.Виноградова) (89)
Высказывания игроков и тренеров

Баскетбол. Научно-методический вестник. Выпуск 21 (2016)
Содержание

Баскетбол. Научно-методический вестник. Выпуск 22 (2017)
Содержание


Баскетбол. Научно-методический вестник. Выпуск 23 (2017)
Содержание

Михаил Давыдов. Эволюция ФИБА - Естественный процес развития баскетбола (3)
Джон Купер и Дэрил Сидентоп. Принципы моторного обучения применительно к баскетбольным навыкам. (19)
Боб Клоппенбург. Защита SOS прессингом (42)
Что означает "Дабл-дабл" в баскетболе (78)
Роман Сприкут.Драфт НБА для чайников (80)
Евгений Колесников. О НБА (87)
Высказывания игроков и тренеров (90)

Методическая литература:

1. Учебно-методическое пособие. Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.
Игры в тренировке баскетболистов
2. Джорджио Гандольфи. Кольца! Hoops!
3. Учебное пособие. Яхонтов Е.Р., Лосин Б.Е., Елевич С.Н., Минина Л.Н., Рудакас С.В.
Подготовка высококвалифицированных спортсменов (баскетбол): популярные системы позиционного нападения в современном баскетболе.
4. Е.Р.Яхонтов. Методология спортивно-педагогических исследований.
5. Учебное пособие. Яхонтов Е.Р., Лосин Б.Е., Елевич С.Н., Минина Л.Н.
Технология спортивной тренировки: анализ творчества отечественных и зарубежных тренеров по баскетболу.
6. Е.Р.Яхонтов. Физическая подготовка баскетболистов.
7. Е.Р.Яхонтов. Англо-русский словарь американского баскетбола.
8 С.С.Филиппов. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта.
9. Джено Ауриемма. Комбинирование нападения с центровым игроком в верхней позиции и треугольного нападения (По материалам FIBA Assist Magazine и учебным фильмам)
10. Кевин Саттон. Подготовка центровых игроков. Упражнения для центровых игроков. Подготовка игроков периметра. Упражнения для игроков периметра. (По материалам FIBA Assist Magazine и учебным фильмам)
11. Стив Нэш. Базовая техника баскетбола. Командная игра и организация тренировок. ( По материалам учебных фильмов)
12. Элан Стейн. Speed, Quckness & Reaction Drills. Упражнения на скорость, быстроту и время реакции. Strength, Power & Explosiveness Drills. Упражнения на силу, мощность и взрывную силу. (Описание упражнений)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования


Памяти выдающегося тренера – реформатора, воспитавшего несколько поколений самбистов – чемпионов, автора многочисленных публикаций по самбо, профессора Е.М.Чумакова, проработавшего всю свою сознательную жизнь на кафедре борьбы в нашем вузе, посвящается эта выставка

Евгений Михайлович Чумаков – заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, заслуженный работник физической культуры РСФСР, судья международной категории, четырехкратный чемпион СССР по самбо, академик международной академии информатизации, награждён орденом FILA.

Выпускник ГЦОЛИФК 1950 г., профессор, кандидат педагогических наук, автор учебных пособий и научных работ, посвященных самбо. Участник Великой Отечественной войны.

1. Гжатск – малая родина

Евгений Михайлович Чумаков родился 16 февраля 1921 г. в городе Гжатске Смоленской области. Своё название город получил от реки Гжать, на берегах которой он возник по указу Петра I как пристань – посредник в торговле с Петербургом.

В 1968 г. город Гжатск был переименован в Гагарин в честь первопроходца космоса – уроженца Гжатска Юрия Алексеевича Гагарина.


Виды Гжатска, родители Е.Чумакова

Возникновение судоходства на Гжати вызвало к жизни многочисленные производства; кузнечное, кирпичное, чугунно-литейное, судостроение, кожевенное, стекольное, мукомольное, полотняное и другие. Гжатские купцы были самыми богатыми на Смоленщине. Гжатск являлся одним из наиболее развитых в промышленном отношении уездных городов не только Смоленской губернии, но и всей России. Наибольшие испытания выпали городу во время наполеоновского нашествия 1812 г. и оккупации немцев 1941 г. В годы Великой Отечественной войны Чумаков сражался и за свою малую родину, любовь к которой сохранил на всю жизнь.

2. Первая спортивная победа

Евгений Михайлович Чумаков – победитель первых турниров и официальных чемпионатов по самбо. Спортом начал заниматься с 1937 г., а его первым тренером стал знаменитый Анатолий Харлампиев.


1 - Чумаков с золотой медалью чемпионата СССР, 1939г. 2 - среди учеников Харлампиева 3 - Чемпионат СССР в Ленинграде 1939 г. 4 - Афиша матчевая встреча пяти городов

3. Старшина медицинской службы


С октября 1941 г. Чумаков в составе 1319 стрелкового полка 185 стрелковой дивизии Калининского фронта участвовал в обороне, а затем и в контрнаступлении под Москвой. Зимой 1941-1942 гг. дивизия вела тяжёлые бои в районе Ржева (в том числе и в окружении). В августе 1943 г. в ходе наступательной операции дивизия освободила сильно укреплённый населенный пункт Панкратово и заслужила звание Панкратовской, став единственным соединением РККА, носящим такое название.

Знания и умения, полученные Евгением Чумаковым на курсах в Рижской окружной школе санинструкторов, пригодились ему в годы Великой Отечественной войны. Санинструкторы обязаны были оценить вид ранения и степень его тяжести, оказать первую доврачебную помощь и вытащить раненого с передовой в тыл.

Не миновал Евгений и сам ранения, особенно тяжелым оказалось осколочное ранение правого предплечья 29 августа 1943 г.: на руке был перебит нерв, в результате чего рука практически перестала действовать.



В Вологде, в госпитале, куда был отправлен Евгений (1 ряд, 1 слева) на долечивание, он познакомился со своей будущей женой – Александрой Ивановной (1 ряд, в центре) – лейтенантом медицинской службы.

О своем ранении Евгений написал родным из госпиталя, вот строчки из его писем (фронтовые письма Евгений Михайлович передал в музей):

Здравствуйте, папа, мама!

Ну, будьте здоровы. С приветом, Ваш Женя. (22.09.1943 г).

Ты спрашиваешь, как обстоит дело с наградой. По всей вероятности дело в связи с ранением заглохло. Мой друг один, агитатор нашего полка пишет, что рапорт, который подали в день моего ранения, отставили, потому что на награду уже подано. Я что- то мало верю в возможность награды повторной. Да меня и не очень привлекает она сейчас. Лучше я без ордена, чем орден без меня. Пусть дадут тем, кто еще остались живы. Тем, кто воюет. А я уже награжден достаточно хотя бы тем, что жив и лечусь, а не валяюсь где - то, тогда как из 7 моих ребят такого счастья удостоились 3, остальные поплатились жизнью. Хорошие ребята были и погибли смертью храбрых.

Чувствую себя неплохо. Сил накопил для предстоящих боев много. Сегодня пробовал в физкультурном кабинете делать сложнейшие из силовых упражнений, которые я делал раньше, когда был чемпионом. Хорошо получается.

Я поправился здесь крепко. Морда довольно привлекательная стала. Ну само собой успех имею. Вообще живем – не тужим. (2.10. 1943 г.)

Евгений не случайно пишет родителям о Смоленске, для них это родные места: г.Гжатск, где жила семья, расположен в Смоленской обл. Фронтовые письма вместе с почтовой бумагой, пробитой осколком от снаряда, которым был ранен Евгений Чумаков, хранятся в нашем музее. Евгений Михайлович передал это вместе с трофейной книжкой, доставшейся ему в боях подо Ржевом от немецкого ефрейтора. В ней санинструктор делал короткие записи о фронтовой жизни и о том, что ему исполнился 21 год!


4. Возвращение в спорт

После такого тяжелого ранения, казалось, двери в большой спорт для него закрылись навсегда. Ценой мучительных ежедневных тренировок он начинает восстанавливать подвижность израненных рук изнурительными тренировками по суровому им установленному порядку. И еще трижды завоевывает золотые медали чемпиона страны, став четырехкратным чемпионом СССР по самбо!



3 - Через мгновение соперник "улетит" от передней подсечки Е. Чумакова. Чемпионат СССР по борьбе самбо, Ленинград 1949г. 4 - Чемпионат СССР 1950 г. 5 - Показательные выступления в Высшей школе КГБ СССР, демонстрирует Чумаков Е. Москва, 1947г.

В 1946 г. Е.М.Чумаков поступил в ГЦОЛИФК, по окончании которого был оставлен на преподавательской и тренерской работе, где многие годы был руководителем комплексной научной группы сборной команды СССР по самбо, участвовал в создании спортивного клуба СКИФ ГЦОЛИФК.


2 - Чумаков – студент ГЦОЛИФК 3 - показательные выступления студентов и преподавателей ГЦОЛИФК


СКИФ, ученики Е.М.Чумакова


1 - А.А.Харлампиев 2 - Преподаватели кафедры борьбы: А.З.Катулин, Н.Н.Сорокин, Е.М.Чумаков, Р.П.Мороз, В.П.Кожарский, 1965 г

В 1953-1962 гг. эксперимент с целью подготовки высококвалифицированных борцов был продолжен. Благодаря применению в обучении и тренировках экспериментальных методик борцы экспериментальной группы добились высоких спортивных результатов.

С 1954 по 1968 гг. включительно началось победное шествие СКИФовцев – учеников Е.М.Чумакова по пьедесталам почета соревнований всех уровней. Воспитанники Е.М.Чумакова завоевали 36 золотых, 16 серебряных и 11 бронзовых медалей. Такого еще никому не удавалось! Это как ничто лучше доказало правоту его методики тренировок.

Знаменитые ученики Е.М.Чумакова:


1 - Занятие в ГЦОЛИФК ведет Чумаков Е.М. 2 - Группа студентов - самбистов со своим куратором Чумаковым Е.М, 1984г. 3 - Последний выпуск студентов профессора Е.М.Чумакова, 1997 г.

С 1962 г. после прекращения занятий с экспериментальной группой исследования продолжались со сборной командой СССР по борьбе самбо. Для проведения исследований была укомплектована комплексная научная группа, которая с 1962 по 1972 гг. вела работу по подготовке самбистов к выступлению в международных соревнованиях по дзюдо. А в связи с образованием в 1972 г. Федерации борьбы дзюдо СССР и выходом борьбы самбо на международную спортивную арену исследования стали проводиться только в борьбе самбо.

При этом сборная команда самбистов добилась хороших результатов, став на длительное время лучшей командой континента (1963, 1964, 1965 г.г.). В 1964 г. от СССР участвовало в Олимпийских играх в Токио - 4 человека. Все завоевали бронзовые медали.

Начиная с 1972 г. сборная команда СССР выступала в чемпионате мира и Европы по борьбе самбо. За этот период проведено 6 чемпионатов мира и 4 чемпионата Европы. Сборная команда СССР во всех соревнованиях занимала I место.

В 1964 г., когда в ГЦОЛИФК открылась специализация по борьбе самбо, Е.М.Чумаков вел теоретические и практические занятия в учебных группах и в группах повышения спортивного мастерства, продолжал тренировочные занятия с группами самбистов СКИФ. Вскоре стал доцентом кафедры борьбы ГЦОЛИФК, был избран на должность декана факультета заочного обучения.

Его как известного тренера стали приглашать на различные конференции, включали в составы комиссии, где требовалось компетентное мнение специалиста. В 1972 г. участвовал в I Международном семинаре по борьбе зарубежных тренеров, спортсменов и судей в Лондоне. Так Школа борьбы самбо внедрялась в других странах мира.

В 1997 г. он выпустил свой последний набор студентов – самбистов, принял вступительные экзамены у абитуриентов. До последних дней жизни Евгений Михайлович Чумаков был связан с кафедрой борьбы и со своим любимым делом. И прошел путь от студента до профессора и крупного ученого с мировым авторитетом, создавшего свою школу.


1 - Е.М. Чумаков читает леккцию перед участниками Международного семинара тренеров по борьбе самбо, Мадрид, 1979г. 2 - Всесоюзный семинар тренеров в Кстово 3 - Сборная СССР по самбо 1981 г. Кстово учебный лагерь 4 - Чемпионат СССР борьбы-самбо 15-17 февраля 1984 г. в г.Рыбинске

6. Школа легендарного мастера

Е. М. Чумаков подготовил 15 кандидатов педагогических наук, опубликовал более 200 пособий и публикаций по самбо. Член – корреспондент Международной академии информатизации, награждён орденом FILA.


2 - Чумаковцы на первом сборе ЦС "Буревестник" по самбо, 1956г. 3 - Сборная СССР по самбо 1981 г.

Е. М. Чумаков – выдающийся тренер, воспитавший около 60 чемпионов и призёров СССР. На 200 учеников, которые у него были, приходится 63 медали разного уровня соревнований. За успехами его учеников стоит огромный труд тренера – реформатора.

В начале своего научно – педагогического эксперимента Евгений Михайлович изучал и обобщал существовавшие методы тренировочного процесса, классификацию и терминологию техники самбо. На базе существующего тогда уровня знаний о самбо и на основе собственного опыта Е.М.Чумаков предложил наиболее совершенный вариант классификации, систематики и терминологии борьбы самбо, содержание которых не утратило значения и по сей день.

О знаменитой спирали Чумакова

Феномен Е.М.Чумакова


Е.М.Чумаков не просто создал свою собственную школу, свое оригинальное направление, но и совершил очередной виток вверх в поступательном движении всего самбо, в его заметном продвижении вперед. Евгений Михайлович Чумаков для всех поколений спортсменов, которых он тренировал, оставался авторитетным непревзойденным Учителем, востребованным до последних дней жизни.


Память


2 - Ректор университета Михайлова Т.В. на откртыии бюста Е.М. Чумакова 3 - С.Е.Табаков. и Е.М.Чумаков 4 - Участники конференции на открытии выставки по истории самбо

В середине мая пройдет тренерский семинар в Санкт-Петербурге - http://www.fbp.ru/

Для организаций (ДЮСШ, клубы) при оплате по безналичному расчету необходимо прислать реквизиты организации для составления договора на оплату и список участников. Оплату необходимо произвести не позднее 10 мая. Документы участников семинара (копии документа об образовании и паспорта) нужно предоставить непосредственно в первый день семинара.

Для физических лиц необходимо присылать заявку одновременно с копией паспорта (плюс страница регистрации) для составления договора на оплату. Документы (копии паспорта и диплома) предоставляются на момент регистрации. Оплатить участие семинара можно заранее или в первый день его работы.

По окончании семинара всем его участникам будет выдан сертификат.

Тренерский семинар в Санкт-Петербурге

13 мая

10:00-10:30. Открытие семинара (главный научный руководитель НГУ им. П.Ф. Лесгафта Владимир Таймазов , ректор НГУ им. П.Ф. Лесгафта Сергей Бакулев , директор Высшей школы тренеров, заслуженный тренер России, профессор Сергей Елевич ).

13:30-14:30. Обеденный перерыв.

17:30-18:30. Круглый стол (директор Высшей школы тренеров, заслуженный тренер России, профессор Сергей Елевич ).

14 мая

13:00-14:00. Обеденный перерыв.

15 мая

13:00-14:00. Обеденный перерыв.

17:00-18:00. Круглый стол, вручение сертификатов (ректор НГУ им. П.Ф. Лесгафта Сергей Бакулев , директор Высшей школы тренеров, заслуженный тренер России, профессор Сергей Елевич ).

Читайте также: